Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Городская Станция "Юных техников"

Уральская лаковая роспись по металлу

Урал-это крупнейшие заводы, это знаменитые на весь мир станки и машины. Это золото и драгоценные камни, железные руды и нефть. Богат он строевым лесом и пушным зверем. Далеко расходиться слава о его щедрой природе. Урал является крупным центром русского национального искусства. Большой интерес представляют декоративные росписи. Уральцы украшали росписью свои дома, создавали гармоничные и поразительные по своей цельности бытовые вещи - расписную берестяную посуду, «крашенную» деревянную утварь, металлические «с живописью» изделия. Расцвет промышленности XVIII века способствовало формированию на Урале своеобразных видов искусства, в том числе декоративной росписи по металлу. Металлообрабатывающие промыслы стали той основой, на которой развивалась горнозаводская роспись. Зародившаяся в первой половине века, она уже во второй половине приобретает широкую известность. Определенное влияние на нее оказали занесенные сюда старообрядцами иконопись и приемы декоративной народной росписи. Один за другим строились заводы. У крупнейших промышленников Урала – Демидовых, работали туляки, потомственные металлурги и оружейники, крестьяне – «переведенцы» из центральных областей, крепостные, купленные на Украине. На ряде уральских заводов за 30-е годы XVIII века делали простые жестяные изделия. Но со временем сбыт «подносов круглых, блюд, тарелок, лоханей, коробов табашных» стал сложнее. И уже в середине века становятся известны «Лаковые блюда и подносы». В 1790 году здесь было 12 «лакировочных мастерских, которые выпускали «живописную» продукцию. Развитию промыслов способствовало наличие больших рынков сбыта как на самом Урале – в Нижнем Тагиле и Невьянске, - так и за его пределами. Среди уральских художников XVIII века были крепостные и свободные, работавшие на заводах по приглашению или по найму. Обучение в семейных мастерских дало промыслу многих ведущих художников. Формировались целые художественные династии: Дубасниковы, Худояровы, Перезоловы. В таких мастерских обучали не только членов семьи, но и брали учеников. Особенно много их было у Ваилы Андреевича Худоярова, которого считали самым талантливым представителем династии. Искусству «малевания» он учил три года, на втором году обучения занимались живописью. Обучение художников являлось лишь небольшим звеном в общей подготовке специалистов. Профессиональные школы Демидовых XVIII века существовали в Москве, Петербурге и семейной вотчине, селе Фокино Нижегородской губернии. В 1806 году была учреждена при Нижнетагильском заводе живописная школа, в которой обучались 12 мальчиков. Считается, что школа оказала благотворительное влияние на промысел, - она послужила важному усовершенствованию изделий. Свидетельством разносторонних талантов крепостных мастеров могут служить уникальные дрожки, сделанные механиком Егором Кузнецовым и расписанные Сидором Дубасниковым. Живописные изображения на подносах чаще всего представляли собой сцены героического и романтического содержания. , а так же библейские сюжеты и батальные сцены. Такие подносы- картины, как правило, были большими и необычайно тяжелыми. Живописные изображения на столиках и подносах обрамлялись орнаментальным пояском или богатым золотым узором. Оформление расписных изделий золотым узором с помощью кисти или трафарета было распространено на Урале.

Состояние живописных промыслов в Нижнем Тагиле в начале XX века соответствовало общему положению в кустарной промышленности. В 20- е годы, в период НЭПА, развитие живописных промыслов в горнозоводском Урале шло разными путями. В Нижнем Тагиле возобновили работу известные ранее производства Н. Перезолова, Л. Голованова возникли и новые. В начале 60-х годов усиливается интерес к крестьянскому искусству и художественным промыслам как носителям коренных народных традиций. Развертывается работа по возрождению забытых и угасших видов. В 1972 году был проведен семинар, целю которого было знакомство с уральской росписью. Большую помощь в возрождении подносной росписи оказали тагильские краеведы, журналисты, музейные работники, самоотверженные «хранители старины», без которых многое в местной художественной традиции могло остаться забытым, незамеченным. Декоративная Тагильская роспись, дающая простор творческому поиску заинтересовала учащихся Московского художественно - промышленного училища, некоторые взяли эту тему для дипломной работы, а также учащиеся Уральского училища прикладного искусства выполнили свои дипломные работы на подносах. В настоящее время в нашем городе есть много детских объединений, в которых учащиеся изучают историю уральской живописи по металлу и выполняют творческие работы.

Наши детские объединения участвуют во многих выставках и ярмарках, где знакомят со своими работами и других ребят города и области. Заниматься в детское объединение Городской Станции юных техников я пришла во втором классе и по сегодняшний день посещаю его, выполняю творческие работы на подносах. Мы как молодое поколение должны сохранить историю нашего края, гордиться, что живем на земле народных умельцев и мастеров. Рассказать о промысле и следующему поколению ребят.

Авторские подносы Юдиной Аксинии

Традиционное в своей основе современное искусство тагильского промысла является удивительным сплавом творческого наследия народной уральской культуры и высоких достижений профессионального декоративно - прикладного искусства нашего времени.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)