Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Характер эпохи в портретной галерее

О, незабвенно столетие!

Радостным смертным даруешь

Истину, вольность и свет

А. Н. Радищев

Имя замечательного русского художника XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого открывает современному человеку новую страницу в истории отечественной культуры. Стерлись в памяти поколений события, имена, во многом странными и непонятными представляются жизнь и порядки того времени, которое А. Н. Радищев назвал «безумным и мудрым, проклятым и удивительным».

Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого, герои его многочисленных портретов – от императрицы до приходского священника, от великих князей и княжон до простолюдинов – являются настоящей энциклопедией эпохи.

Творчество Д. Г. Левицкого приходится на время правления Екатерины II – эпоху блестящего расцвета русского государства. Успехи во внутренней политике, военные победы русской армии, крупные достижения в дипломатии сопровождались подъемом национальной культуры.

Развитие гуманистических идей в первой половине XVIII века связано с осмыслением исторических уроков петровского времени, которое побудило широкие слои народа к социальной активности, коснулось всех сословий российских. Острый, всепроницающий разум, свободная, склонная к добру воля, богатство чувств и творческих способностей, физическое совершенство и устремленность к активному действию на благо отечества – вот те положения о человеческой природе, к которым пришли русские мыслители: Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, В. К. Тредиаковский, А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов.

Просветители верили, что с помощью разумной, хорошо продуманной и организованной системы воспитания можно добиться совершенства нравственных и физических качеств, развить гражданское чувство долга и даже научить поэтическому, художественному творчеству. Во второй половине XVIII века вопросы воспитания, его цели и методы обсуждались на страницах журналов и в светских гостиных, им посвящались публичные речи и специальные трактаты. Литература и искусство продолжали утверждать идеи государственного служения родине. В России развивалось просветительское движение, отмечалось сближение русской культуры с идеями передовых французских философов – просветителей XVIII века.

Портретный жанр в ряду первых в изобразительном искусстве века Просвещения. Портрет – жанр документальный по своей природе: он требует не только внешнего сходства с моделью, но подобия духовного, воссоздания жизни ума и чувства, интеллекта и воли. И чем более точен и индивидуален портрет, тем полнее присутствуют в нем дыхание времени, атмосфера нравственных и философских исканий, раскрывается стиль жизни эпохи. В истории века Просвещения Дмитрию Григорьевичу Левицкому принадлежит значительная роль. Как удалось художнику создать целую галерею портретов, которые с высоты сегодняшнего дня дают представление о том времени, в котором жил художник? Как понять замысел автора и прочувствовать глубину художественного образа? Ответы на эти вопросы, а также теоретическое обоснование тенденций развития искусства XVIII века являются целью данного исследования. Объектом исследования является портретная галерея художника, как слепок эпохи, в которой жил и творил художник.

Историческая справка

Вторая половина XVIII столетия – период расцвета абсолютной монархии в России, могущества русского дворянства, время дальнейшего прогресса русской общественной мысли. Но в тоже время заметны были причины надвигающегося кризиса абсолютной монархии. С одной стороны ей противостояли крестьянские движения (восстание Е. Пугачева), с другой – вольнодумство («вольтерьянство») просвещенных дворян, их увлечение масонскими (Н. И. Новиков) и тираноборческими (А. Н. Радищев) идеями. Напряженному развитию русской общественной мысли этих лет соответствовал быстрый взлет русской художественной культуры второй половины XVIII века, формирование целого поколения мастеров, обладавших яркими творческими индивидуальностями.

Важнейшим событием, которое определило развитие русского искусства на много десятилетий вперед, стало открытие «Академии трех знатнейших художеств» (1757) – живописи, ваяния и зодчества. Она была не только первым высшим учебным заведением, но и центром теоретической мысли того времени. Через Академию осуществлялись контакты с художественной культурой европейских стран, с нею была связана творческая деятельность всех ведущих мастеров русского искусства второй половины XVIII века.

Ведущим направлением Академии был классицизм, что характерно и для европейских академий. Основой художественного образования было изучение великих мастеров прошлого, прежде всего античности. Вместе с тем в русской Академии работа над натурой занимала значительное место. Классицизм утверждал благородные идеалы, гражданские идеи служения своему отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека. Все это основывалось на философии просветительства, как европейского, так и русского.

Биография Д. Г. Левицкого

Его необычайно возросшее благодаря таланту и усердию искусство приобрело у всех знатоков особое уважение.

Якоб Штелин

Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выразить основные особенности и принципы своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822). Он – создатель и парадного портрета, и великий мастер камерного портрета, в каждом из которых он предстает необыкновенно чутким, тонко чувствующим национальные черты своих моделей, мастером.

Достоверных сведений о жизни художника сохранилось не так уж много. Родился он в 1735 году в Киеве, в семье священника по сану и гравера по профессии Григория Кирилловича Носа-Левицкого. В 1758 году он приезжает в Петербург, где живет в доме известного портретиста А. П. Антропова в качестве его помощника. В 1762 году участвует в оформлении триумфальных ворот для коронационных торжеств Екатерины II; в 1766-1767 годах входит в группу художников, привлеченных к реставрации тех же, уже обветшавших ворот. Известно, что «вольный малороссиянин» Левицкий писал иконы для двух московских церквей, а к 1769 году окончательно обосновался в Петербурге. 1770 год особенно знаменателен: на выставке в Академии художеств портреты Левицкого привлекли всеобщее внимание. С 1771 года он семнадцать лет руководил портретным классом Академии; в 1787 году – отставка, постепенное угасание славы и смерть в 1822 году.

Портретная галерея Д. Г. Левицкого – слепок эпохи

Творчество Левицкого развивалось в русле художественных поисков и открытий русского искусства XVIII столетия. Талант Левицкого соединил глубинные традиции отечественной живописи и достижения своих непосредственных предшественников с исключительной чуткостью к идеям времени. Можно сказать, что мастер был призван своей эпохой, чтобы на языке живописи ответить настойчивому интересу к сущности человеческой природы, к связям индивидуальной судьбы и характера с жизнью общества.

Рассмотрим на примере нескольких работ художника, как ему удалось показать жизнь человека как движение характера во времени, воплотить черты века Просвещения в тех образах, которые он создал.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которой он выставил шесть портретов Среди них особенно выделялся портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для того времени жанре репрезентативного портрета. Одежду, жесты, позу портретируемого, окружающие его атрибуты, саму композицию картины художник подчиняет одной цели – показать высокое общественное положение человека. Но в то же время ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа. Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сложные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера автора здания Академии художеств.

В ранних портретах Левицкого чувствуется радостное приятие жизни, мажорные интонации в образах, уже было выражено стремление к полноте раскрытия характера человека, к наибольшей конкретности и материальности изображения. Ясность образного языка автора не оставляет места для недоговоренностей, полутонов, которыми так умело пользовался Ф. С. Рокотов. Именно этой ясностью, живостью, естественностью образов отличаются портреты смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создания женщин «новой породы» - воспитанных и образованных. В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Г. И. Нелидова танцует и поет куплеты. В ее улыбке, взгляде, движениях – задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски любезной улыбкой. Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи. В этой серии имеются парные портреты (Ф. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской). Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку. Хрущева изображена в роли пастушка, Хованская – пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей. Застенчивая, робкая, чуть скованная в движениях – Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущева. Левицкий создал в портретной серии «Смолянок» единую сюиту, содержанием которой явилось обаяние и красота юности. Портреты связаны единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного замысла, использованием условного театрального пейзажного фона, где человек доминирует. Для этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ. В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, предназначенного для оформления дворцового зала, понимание художником портрета, как большой композиционной картины (что было новым для того времени).

Портрет П. А. Демидова, написанный Левицким в 1773 году, заметно отличается от большинства парадных портретов XVIII столетия. Герой – шестидесятитрехлетний богач, меценат, по отзывам современников, человек грубоватый, склонный к чудачествам и крайне независимый. На портрете он предстает в домашнем халате, на голове ночной колпак, что подчеркивает неофициальный, негосударственный характер его деятельности. Без сомнения эти черты экстравагантности были одобрены заказчиком. Правой рукой он указывает на цветущие растения и на изображенное на дальнем плане здание Воспитательного дома, благотворителем и опекуном которого он был. Левой рукой Демидов опирается на лейку, рядом с которой раскрытая книга по ботанике и луковицы редкого растения, объясняющие круг научных увлечений Демидова.

Лицо Демидова впечатляет психологической выразительностью. Оно умное, немного грустное, но глаза с какой-то хитринкой вносят в картину элемент легкого юмора. Художнику удалось передать особенности характера Демидова, который своими странностями и чудачествами удивлял не только Россию, но и Европу. ( В. Пикуль показывает неординарный образ этого вельможи в «Исторических миниатюрах», полн. с. с. ,т. 24,с. 52)).

Умение отметить и передать индивидуальные особенности человека, желание раскрыть его характер в конкретном и мотивированном психологическом состоянии – эти устремления художника более явно выражены в портретах 1780-1790-х годов.

Совершенно по - новому Левицкий изобразил Д. Дедро (посетившего Петербург в 1773-1774гг). Философ-материалист, энциклопедист, писатель и критик, стоявший на позициях реализма, показан художником в очень простом, почти «прозаическом» портрете прежде всего как незаурядный человек. Дидро изображен без парика, лысым, со складками кожи под глазами, но на первый план выступает в портрете скрытая за внешними чертами сильная и сложная духовная жизнь человека. Лицо свидетельствует о творческой одаренности, о смелости, силе духа и пытливости ума. Левицкий продолжает в этом портрете приемы своего учителя Антропова, приближая крупно лицо модели к зрителю. Но портрет, отделенный всего пятьюдесятью годами от известных работ Антропова, дает совершенно новое и неизмеримо более глубокое, а тем самым и более правдивое раскрытие человеческого образа.

То же богатство реалистических черт определило и содержание так называемого портрета отца художника (1779). Произведение это – одно из наиболее сильных «человеческих документов» в живописи XVIII века. Левицкий показал старика, по посадке головы которого, по линии плеч и грузной фигуре зритель может судить о его высоком росте и силе и в то же время о близкой дряхлости. Замечательна строгость и продуманность композиции портрета, смелость и красота его контрастного светотеневого решения. Левицкий создал произведение, в содержании которого как бы отражены размышления художника о духовной и физической мощи человека и о наступившей старости. Сложный образ не содержит, однако, каких-либо пессимистических мотивов. Он проникнут ощущением незаурядности человека, полноты прожитой им большой жизни.

Своеобразны и значительны женские образы Левицкого. «Разве не поэт Левицкий?. – Какие и как у него переданы женщины!» - позднее сказал о нем художник К. Коровин. В женских образах он остается мастером точных и острых характеристик. Он умеет выделять индивидуальные внутренние различия в портретах представительниц русской аристократии. Он показывает П. Н. Голицыну (1781) в блеске ее красоты и молодости, подчеркивая аристократическое высокомерие модели холодным блеском серебристо-синих, сине-зеленых и сиреневых тонов. В портрете П. Ф. Воронцовой (80-гг. ) зрители видят человека совсем иного склада, чем Голицына. Воронцова привлекательна скромностью и легкой насмешливостью, светящимся в ее чертах умом. Тот же высокий гуманизм воплощен Левицким и в двух портретах М. А. Львовой (урожденной Дьяковой) 1778-1781 годов. Художник четко отметил разницу, произошедшую во внутреннем мире Львовой, одной из просвещенных женщин XVIII столетия, даже за тот короткий срок, который отделяет второй портрет от первого. Во втором портрете ее образ стал более сложным, обогатился новыми чертами. (Ей посвящен замечательный рассказ В. Пикуля в «Исторических миниатюрах», полн. с. с. ,т 19, с. 301).

К числу лучших женских образов Левицкого принадлежат портреты двух резко различных между собой, но по-своему типичных представительниц светской жизни – гр. Урсулы Мнишек, племянницы польского короля Станислава Понятовского, фрейлины Екатерины II, и Анны Давиа Бернуцци (1782).

Урсула Мнишек Мнишек изображена преуспевающей в свете молодой женщиной, полной сознания своей обаятельности. Ясные, как бы светящиеся тона этого портрета отвечают беззаботности двадцатидвухлетней красавицы. В изысканности ее облика и элегантности костюма Мнишек Левицкий отметил ее вкус и такт. В портрете авантюристки, итальянской оперной певицы Анны Давиа Бернуцци прихотливость движений сочетается со сложным ритмом форм, с резкими цветовыми контрастами. Все это вместе усиливает характеристику, даваемую изображением хитрого лица певицы. И снова Левицкий мастерски решает задачу – за внешней привлекательностью и приветливостью он показывает истинное лицо человека, его настоящие чувства и интересы.

Работая в 80-х годах над большими парадными портретами, Левицкий также вносил в них качественно новые приемы и элементы, менявшие содержание этих официальных произведений. В этом находили своеобразное отражение новые общественные и эстетические взгляды последней четверти столетия.

В портрете Екатерины II – законодательницы (1783) Левицкий внешне следовал обычному канону парадного портрета. Екатерина изображена стройной и моложавой, несмотря на свои пятьдесят четыре года, низкий рост и полноту; за ней - колонны, драпировки, море с кораблями, статуи. Однако, в отличие от прежних парадных портретов, Левицкий изобразил Екатерину не как самодержицу, а как первую гражданку в отечестве, служительницу законов и «общего покоя». Разумеется, в этом образе портрет не совсем соответствовал подлинному образу Екатерины, представительницы дворянской реакции и интересов крупного поместного дворянства. В нем, скорее всего, выражена мечта дворянской интеллигенции о просвещенном монархе, исконном гражданине своего Отечества, не только издающем справедливые законы, но и подчиняющемся им, как и все граждане. В этом портрете хорошо проявляются черты классицизма. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанная пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Сюжет этого народного портрета Левицкий приобрел в кружке Г. Р. Державина, и он созвучен державинской поэме «Фелица».

Левицкий не останавливался на однажды найденных приемах. В его более поздних произведениях заметны искания новой трактовки человеческой личности. В конце 80-х годов в портрете мужа и жены Митрофановых с особой наглядностью проявился обостренный интерес художника к характерности образа, к неповторимой индивидуальности человека, вообще типичный для русской художественной культуры конца столетия. Сопоставляя в одном портрете двух людей, Левицкий резко подчеркнул не только внешние черты их облика, но и внутреннее различие между ними: энергию и насмешливость жены и застенчивость и скромно улыбающегося мужа. Он создавал притягательные образы «человека внутреннего», обладающего качествами, вызывающими симпатию автора (А. В. Храповицкого, И. И. Дмитриева, М. Ф. Полторацкого, А. С. Бакуниной и др. )

Творчество Д. Г. Левицкого было тесно связано с современностью. Он многогранный и тонкий художник, создавал полные жизненной выразительности, убедительные в своей конкретности образы людей своей эпохи. С рядом ее видных передовых представителей он был близок. Он был знаком с кружком Г. Р. Державина, с Н. А. Львовым, Н. И. Новиковым (с ним он находился в близких дружеских отношениях). Несомненно, эти просвещенные люди оказали определенное влияние на мировоззрение художника, что нашло отражение в его работах.

Таким образом, талант Д. Г. Левицкого, формирование его неповторимого стиля произошло благодаря обстоятельствам исторической и духовной жизни России, а именно:

1. Подъем духовных сил народа, вызванный петровскими преобразованиями, рост общественного самосознания и формирование идеологии Просвещения, базирующейся на нравственных и философских поисках.

2. Открытие российской Академии художеств – центра теоретической мысли того времени.

3. Традиции древнерусской живописи с ее высоким нравственным чувством, «истовым» отношением к образотворчеству. Влияние искусства фрески и иконы.

4. Влияние европейской портретной школы (Д. Валериани, Л. Токке, Л. Лагрене, С. Торелли, Р. Бромптона и др. )

Однако его живопись по уровню профессионального мастерства, по глубине характеристики модели, по точности выражения духа своей эпохи – явление уникальное, национально самобытное, в котором ни влияния, ни тем более подражания кому-либо нет.

Если развернуть портреты Д. Г. Левицкого в единую экспозицию, это будет коллективный и правдивый портрет «осьмнадцатого столетия», картина его духовной жизни. Для каждого своего героя художник находил особую манеру письма: то холодновато-фарфоровую (портрет Урсулы Мнишек), то сурово-аскетичную (портрет отца), то торжественно-величавую (потрет Екатерины II), то жизнерадостно-яркую (портреты «смолянок»), то лирико-поэтичную (портрет М. Дьяковой) Словом, у него был «согласно сюжету и прием», как учил позже выдающийся русский педагог П. П. Чистяков. Его герои демонстрируют напряженную жизнь ума и сердца, высокие нравственные качества эпохи Просвещения. В том взаимопонимании, которое устанавливается между ними и людьми XXI века, - духовная преемственность поколений, глубинные связи сегодняшнего дня с традициями национальной культуры. Прошло 275 лет со времени рождения художника, а живое присутствие таланта Левицкого, его немеркнущее обаяние ощущается до сих пор.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)