Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Характер императора Петра I, отраженный в бронзе

Знакомясь с скульптурным наследием города Санкт- Петербург меня заинтересовал очень любопытный, на мой взгляд, факт - наличие двух скульптур посвященных Петру 1. Разумеется, нельзя недооценивать роли Петра 1 в истории развития России, ведь его персона непременно заслуживает достойного почтения и уважения на века. Однако заинтересовывает другой момент - в одну и ту же эпоху два гениальных, притом нерусских скульптора Растрелли и Фальконе, выполняют памятники, посвященные Петру 1, оба скульптора решаются изобразить его на коне. Вопрос рождается сам собой: в чем причина создания второго памятника, к тому же столь приближенного по трактовке? Не боялись ли они дублировать друг друга, ведь сходство казалось бы неминуемо? И уж если перед ними стояла одна и та же задача, то кто из них был более близок к выполнению поставленной цели? Чей гений был более прозорлив и смог в большей степени отразить характер Петра? И что еще роднит эти с одной стороны близкие, но в то же время такие разные монументальные скульптуры?

Проведение сравнительного анализа образов Петра 1, воплощенного в скульптурах Э. Фальконе и Б. -К. Растрелли

Изучение особенности творческих приемов Э. Фальконе и Б. -К. Растрелли

Обычные качества работ Растрелли - мощная и массивная лепка, Основывал свои работы на своеобразии творческих подходов. Его ювелирная отделка деталей, также придающая бронзе особую превосходное владение пластическими средствами позволяло проникнуть в созвучность. Его работам присущ стиль барокко - сложный и динамичный передачу внутреннего образа натур, в отражение движения, в ее самой по композиции с множеством аллегорических фигур. Он превосходно высшей точке или изящной естественной позе, подкупающей зрителя.

работал в мраморе, порфире и других твердых породах, отливал из Превосходно передавал экспрессию. Каждая его работа неповторима и меди, свинца и железа, работал с воском. Ему присуще внимательное индивидуальна, и в полной мере передает душевное состояние. Он прекрасно изучение натуры, стремление передать характерные индивидуальные находит аллегорические сравнения, позволяющие полнее прочувствовать черты и характер эпохи. Особенно удавались портреты замысел творца.

Изучение истории создания памятников

Этапы создания Растрелли Фальконе

Предпосылки возникновения Приехав в Петербург в 1716 году по приглашению ПетраСама идея создания «Медного всадника» пришла в статуи, изображающей императора на коне - в Ведя активную переписку с французским философом ознаменование побед над шведами в Семилетней войне. Дени Дидро, получила рекомендацию на практически не известного тогда скульптора – Этьена Фальконе.

Создание эскизов Прообразами его стали триумфальные статуи римских Фальконе настоятельно предлагали положения, полководцев и не случайно сходство петербургского которые нужно было придать статуе - одно из них памятника и знаменитого конного монумента императорурасположить статую на особо подготовленном выступе Марку Аврелию в Риме. на Неве так, чтобы монумент возвышался над водой.

В эскизе 1716-1717 годов была найдена образная При этом, Петр должен был смотреть правым глазом концепция будущего памятника: на пьедестале, на Адмиралтейство и в сторону всей империи, а декорированном барельефами, и над фигурами четырех левым – на Васильевский остров и завоеванную им закованных в цепи пленников по его углам, возвышалсяИнгерманландию. На что Фальконе ответил, что такое

Петр I на коне. Он был представлен в одеянии и возможно лишь при косоглазии « Величайшие облике римского императора и увенчан лавровым венкомскульпторы древности никогда не достигали такого победителя. Восседая на могучем коне, подняв в совершенства и голова прекрасного Юпитера правой руке жезл полководца, всадник как бы совершалФидиятолько болванка для парика по сравнению с триумфальный въезд в столицу. проектируемой Вами Вы как будто думаете,

Очевидно, рассмотрев представленный ему эскиз, Петр милостивый государь что скульптор лишен внес определенные изменения и уточнения. Весной 1720способности мыслить, и что руки его могут года скульптор получил новое распоряжение – действовать только с помощью чужой головы, а не исполнить модель, изображавшую «персону монаршескую собственной. Так узнайте, что художник является со многими торжественными украшениями». Новый творцом своего произведения Давайте ему советы, вариант был закончен скульптором в 1721 году. В 1723он их выслушивает потому, что в самой умной году Петр I осмотрел модель, но не дал повеления голове всегда достаточно места, чтобы поместить приступить к выполнению памятника в натуральную заблуждение. Но если Вы выступаете как величину. В следующем году модель приобрела свой официальный раздатчик идей, то Вы будете только окончательный вид. Лаконичное и точное описание этойсмешны». А на все предложения отвечал только одно:

модели сделала в 1733 году комиссия по оценке работы« Моему герою достаточно его самого, он сам свой

Растрелли. Петр представлен на коне, попирающем сюжет и атрибут». По эскизу конного памятника копытами фигуру Зависти. Вокруг постамента Петру I, сделанному в Париже в 1766г, прибыв в располагались аллегорические фигуры шести Россию, приступает к созданию модели. Он тщательно добродетелей; у основания монумента помещались изучает исторический материал, связанный с жизнью статуи «Река» и «Земная сфера», поддерживаемые и деятельностью Петра 1, изучает прижизненные купидонами. По сравнению с предыдущим эскизом портреты, созданные Карло Растрелли. К тому времени

Растрелли значительно расширил замысел и усложнил у него уже окончательно сложился законченный композицию памятника. целостный образ Петра 1.

Восемь лет скульптор работал над проектом памятника, наконец, он создал модель, которая была одобрена Петром I, но смерть царя, последовавшая через год, помешала закончить работу.

Работа над монументами 22 июня 1743 года Растрелли получил уведомление, о В 1768г скульптор приступает к работе над моделью том, что императрица изволит смотреть сделанную им памятника в натуральную величину.

модель скульптуры Петра, и указала сделать « Для того чтобы сделать памятник максимально

«выливание из меди». реалистично и исторично, он долго детально изучает

В начале ноября 1744 года исполненный из воска движение коня с всадником. Для этого был насыпан конный монумент уже высился в «новом амбаре». холм земли, по форме соответствующий пьедесталу.

Для того чтобы нагляднее представить, как он будет Чтобы выбрать нужное движение, Фальконе просит выглядеть в бронзе, Растрелли покрыл ее порошковой позировавшего ему генерала Мелиссино, ростом и бронзой. 14 декабря 1744 года скульптор умер, так и телосложением похожего на Петра, сотни раз брать не увидев свое главное произведение отлитым в галопом крутизну, мгновенно поднимая коня на дыбы у бронзе. обрывистого края. Изучая анатомическое строение

Статуя была отлита в 1747 году. В работах по отливкелошади, скульптор много рисовал, затем лепил, принимал деятельное участии сын Бартоломео пока не почувствовал уверенность в овладении формы.

Растрелли – архитектор Франческо Растрелли. 3 ноябряВ 1770г. работа над большой гипсовой моделью была

1747 года сын скульптора подал «доношение», что завершена.

«портрет» Петра окончен. Канцелярия предложила В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за начать весной чеканку, которая была завершена толькопостамент. Отказавшись от общепринятой к 1755 году. Причем отливку аллегорических скульптургеометрической формы, он задумал его в виде и декоративных деталей для постамента по модели гранитной скалы, составленной из отдельных глыб, но умершего скульптора так и не выполнили. Между тем следуя совету военного инженера, решил высечь из готовому монументу было суждено еще сорок четыре монолита.

года простоять полузабытым в деревянном сарае вблизиКамень для постамента был найден крестьянином

Троицкого моста, где производились его отливка и Семеном Вишняковым, получившим за это сто рублей, чеканка. В 1761 году Елизавета Петровна на берегу Финского залива в поселке Лахта. Это был распорядилась прекратить все работы по завершению так называемый «Гром-камень», получивший монумента из-за отсутствия денег. наименование из-за ударившей в него молнии.

Новая императрица Екатерина II приняла в 1764 году Потребовалось шесть недель, чтобы перенести камень решение, наконец, полностью закончить памятник к заливу. Для ускорения всех работ прямо на скале великому преобразователю России. Однако в была устроена кузница с огромной наковальней.

завершенном варианте он не понравился государыне, и Шесть кузнецов непрерывно исправляли необходимые она не пожелала его «апробовать». К тому же, в это для передвижения инструменты, изготовляли новые в время Э. М. Фальконе по ее заказу создавал своего замен сломанным. Одновременно сорок каменотесов знаменитого «Медного всадника». обсекали скалу. Доставка и установка камня заняли два года. До места его транспортировали 400 человек с помощью специальных устройств, вес камня превышал

1600 тонн. За транспортировкой постамента «Медного всадника» наблюдала сама императрица. Первые два текста надписи на скале предложенные Дидро, гласили: Петру Первому посвятила памятник

Екатерина II» , «Воскресшая доблесть привела с колоссальными усилиями эту скалу и бросила ее под ноги героя». Фальконе же отверг идеи и предложил:

«Петру Первому воздвигла Екатерина II». Слово

«воздвигла» было изъято.

С двумя помощниками Фальконе в 1775г приступил к отливке.

Трудность ее усугубилась тем, что Фальконе для большей устойчивости решил уменьшить вес памятника, сведя к минимуму толщину стенок. Никто из литейщиков не брался делать отливку в две линии(4, 56 см толщиной). Конная статуя отливалась не по частям, чтобы отпала необходимость в швах и их заделке, отливка производилась в восковой форме, передающей мельчайшие особенности модели.

Но к несчастью в плавленой печи рабочие в ту ночь развели сильный огонь. Дежуривший литейщик заснул, и верхняя часть формы сгорела (есть мнение, что расплавленный металл просто прорвал форму). Металл превратился в бесформенную массу, возник пожар.

Фальконе был ранен и потерял сознание. И лишь артиллерийский литейщик Хайлов не растерялся и заставил метал течь в нужном русле. В связи с тем, что в результате происшествия пострадала лишь верхняя часть модели, а нижняя была отлита отлично, Фальконе настаивал только на доделке поврежденной части.

1 ноября 1777г. была безупречно отлита не достающая часть памятника.

Для того чтобы максимально точно воссоздать образ

Петра I, скульптор использовал гипсовую маску и восковую фигуру царя. Голову же «Медного всадника»

делала ученица Этьена Фальконе, двадцатилетняя Мари

Установка памятников Статую, по проекту Растрелли-сына, планировалось В июле 1782г под руководством скульптора Ф. Г.

установить на площади перед Зимним дворцом, но Гордеева была закончена установка конной статуи смерть государыни помешала осуществлению и этого Петра I.

Лишь в 1800 году завершаются злоключения монумента

Растрелли. Он обрел свое место в пространстве

Петербурга у стен резиденции Павла I, который приказал сделать на постаменте, украшенном рельефами

"Полтавская баталия" и "Взятие фрегатов при

Гангуте", надпись "Прадеду правнук" в противовес посвящению на "Медном всаднике": "Петру первому

Екатерина вторая". Хотя и здесь судьба памятника до последнего момента была неопределена. Сначала Павел отдал приказ отправить его в Кронштадт, но в последний момент передумал и определил ему место перед своим будущим дворцом. Затем, когда все уже, казалось бы, было решено, царь пожелал установить на площади у Михайловского замка статую Суворова, но вскоре великий полководец впал в немилость и Павел вернулся к первоначальному проекту. Памятник

Суворову в последствии украсил Марсово поле.

Открытие памятника и отношение Титанический труд, осуществленный Растрелли не был Торжественное открытие памятника, приуроченное к общественности оценен по достоинству. Уже в 1763г осмотрев его двадцатилетию царствования Екатерины II, состоялось статую, императрица отвергает ее и ищет нового 7 августа в 1782 г. Вокруг памятника выстроились скульптора, удовлетворившего бы ее потребности и войска, по сигналу были сброшены полотняные надежды. завесы. Ружейная и артиллерийская стрельба,

Выполненная в стиле барокко, она становится уже не ликующие крики слились в один гул. Однако Этьен столь актуальна, ведь в то время уже господствует Фальконе на открытии «Медного всадника» не классицизм. присутствовал. За четыре года до окончания работ над памятником, скульптор впал в немилость императрицы и покинул Россию. Все заслуги по созданию памятника Екатерина II присвоила себе.

Позже, «Медный всадник» станет вершиной творчества

Э. Фальконе и лучшей конной статуей мира, найдя свое место в литературе и лике города.

Анализ памятников с точки зрения требований к монументальной скульптуре

Каждое произведение, относящееся к тому или иному виду искусства, оценивается по определенным критериям, позволяющим нам судить о его успешности.

К монументальной скульптуре относятся следующие критерии:

- обобщенность трактовки формы для восприятия с большого расстояния;

-эстетичность восприятия при круговом обзоре (продуманность композиции, не допускающая моментов проецирования - невыгодного наложения деталей друг на друга);

- раскрытие образа;

- передача движения;

- оригинальность замысла.

Критерии Памятник «Петр I» «Медный всадник»

Обобщенность трактовки И в том и в другом случае силуэты сразу воспринимаются глазом, а формы для восприятия с потому, с полной ясностью достигается необходимое воздействие большого на зрителя.

расстояния

Уже первоначально Фальконе задумал лаконичность образа. Более всего он опасался многословия и перегруженности. Поэтому, он сразу отверг все предложения о внесении аллегорических фигур народа, их любви, отверг украшения. Желание сделать более пышными складки на одежде вызвало отповедь:

«Богатство скульптуры часто приводит к бесплодию».

Эстетичность восприятия при И в том и в другом случае наложений, скрадывающих форму и движение, отсутствует. Скульптуры прекрасно круговом обзоре смотрятся с любого положения.

Раскрытие образа Казалось, что Петр 1 был отмечен самой судьбой. Он не только выделялся в толпе на целую голову (его рост составлял 200,7 см -6 футов 7дюймов) но и намного опережал в развитии всех остальных, а потому и вошел в историю России как великий царь- реформатор. Его правление ознаменовано переходом истощенной культуры

России на новый уровень, созданием флота и изменением изживших устоев. Его холеричной личности присущи веселый нрав и яростные приступы гнева. Но, не смотря на пылкость натуры, он покладисто работал над овладением азов ремесла, которые он освоил в совершенстве. А его высказывание: « Я знаю, что я подвержен погрешностям и часто ошибаюсь, и не буду на того сердиться, кто захочет меня в таких случаях остерегать и показывать мне мои ошибки» делает ему честь.

Естественность - его натура, а потому, он так яростно боролся с чопорностью дворцового церемониала. Во время визита в Европу, Петр I пугал утонченных аристократов грубоватой манерой общения и простотой. Одно из воспоминаний о нем свидетельствует: « Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нем было поменьше грубости. Это государь очень хороший, но вместе с тем очень дурной Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

Данная скульптура являлась первой столь Образ Петра - образ монарха, мудрого политика и монументальной работой, посвященной Петру. При этом самодержавного деспота, человека, обладающего могучей автор имел личную аудиенцию с государем, получая волей, законодателя, совершающего великие от него заказ на преобразования, преодолевающего косность и невежество в выполнение «персоны монаршеской со многими стране, направляющего его к прогрессу. Новая трактовка торжественными украшениями». Являясь невольником образа Петра произвела необычайное впечатление на заказчика, автор должен был удовлетворить его современников, вызвала ожесточенные споры. С предельной просьбу, выполнять работу в соответствии с простотой скульптор стремился выразить свою идею: « Я

критериями того времени. Однако это на мой взгляд и ограничусь только статуей героя Надо показать людям отталкивает нас. Ведь в нашем восприятии Петр более прекрасный образ законодателя, благодетеля

Первый закрепился в образе простого вспыльчивого своей страны, он простирает свою десницу над самодержавного правителя напрочь отрицающего объезжаемой им страной он поднимается на верх скалы, помпезность и чинность. Кроме того, пафосное служащей пьедесталом - это эмблема побежденных спокойствие никак не гармонирует с образом Петра. трудностей». Он избегает стандартности подхода,

И лишь властное лицо императора, наделенное отказываясь следовать модным традициям. «. Я не одену жесткими и решительными чертами, с горделивой и его по-римски, ведь и Юлия Цезаря я не одел бы статной осанкой частично напоминают образ. по-русски», не одевает его и по-русски. На нем, по словам скульптора, «одеяние всех народов одеяние всех времен, словом, одеяние героическое». Оно сочетает в себе элементы античной и русской одежды. Широкая рубаха плотно облегает грудь и руки, а ткань, подобно плащу, ниспадает складками по спине, драпирует плечи. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура.

Передача движения Монументальная скульптура, рассчитана на круговое восприятие, позволяющее зрителю рассматривать произведение с разных ракурсов. В связи с этим на скульпторов накладывается значительная ответственность удержания положительного эстетического восприятия скульптуры с разных положений. Наивысшим же достижением является способность удивлять или дополнять впечатление при рассмотрении с разных углов.

Памятник Растрелли не статичен. При этом В этом вопросе «Медный всадник» является многогранным производится впечатление двойственности- с одной достоянием.

стороны передается движение, а с другой – покой. С какой стороны ни подходить к памятнику Петра, по разному воспринимается его содержание и оказываемое впечатление. С одной стороны чувство стихийной силы, с другой- неизменное равновесие. С левой стороны фигура

Петра кажется спокойной. С других же точек зрения движение становится более стремительным, создается впечатление неумолимой стихийной силы. Если встать прямо перед статуей и приблизиться к ней, зрителю покажется, что конь скачет на него. С правой стороны в жесте руки Петра можно усмотреть угрозу врагам его дела. Но с иных точек зрения эта рука представляется

«благодетельной десницей, простертой над страной»

Традиция устанавливать на центральной площади конные памятники великим государям возникла в Древнем

Отражение оригинальности замыслаРиме, затем ее продолжили в эпоху Возрождения и переняли европейские правители XVIII – XIX веков. В С-Петербурге насчитывается 4 конных памятника посвященных государям. Наибольшее превосходство имеют скульптуры решающие сложные технические задачи. Само положение коня, скачущего или встающего на дыбы, создает для скульптора специфические трудности.

Частым решением скульпторов является внедрение подпорки между передними ногами коня в виде смысловой фигуры, в лучшем случае помогающей раскрытию образа, либо добавлению элементов, к сожалению мешающих эстетическому восприятию пластического эффекта композиции. Однако история мировой конной скульптуры уже имеет в своей коллекции первый монумент, где конь стоит на пьедестале, имея только две точки опоры. Каким образом он держится, так до сих пор никто и не понял: современные инженеры пока что тщетно пытаются разгадать секрет расчетов великого Монферрана, создателя этой скульптуры. Среди искусствоведов она считается самой красивой конной статуей в мире.

Первоначальные разработки эскизов включали в себя Фальконе решил отталкиваться от образа Петра и его аллегорические решения, однако конечная роли в истории России.

утвержденная идея его композиции была решена в Скульптура Фальконе была подлинной революцией типичных традициях ХVIIIв с изображением монументального искусства того времени, а потому спокойно сидящей фигурой монарха, облаченной в неоднократно вызывало споры и злословия. Фальконе помпезный римский панцирь. Работа прослеживает поставил могучего коня Петра Великого на немыслимый стиль барокко. Данный стиль был актуален в момент постамент "гром - камня", на гранитную волну, будто создания идеи и работы над памятником, однако к летящую вперед вместе с конем и всадником. А ведь законы моменту установки предпочтения сменились. Поэтому классицистической школы обязывали поставить статую на новизны решений отметить сложно. строгий параллелепипед, разрешая лишь варьировать ширину, длину и высоту постамента. В Европе Фальконе не стали бы и слушать, но в России, которая никогда ни в какие рамки не укладывалась и никогда не уложится, -

здесь можно было фантазировать при любом стиле.

Технические моменты удержания памятника в столь сложном положении решались посредством введения дополнительных точек опор. Он нашел остроумный выход из положения, введя змею в качестве опоры. «Некоторые полагают, что змею следует убрать. Они не знают, что без этого эпизода статуя была бы весьма ненадежна. Змея имеет значение тем большее, потому что она усиливает смысл произведения»- писал Фальконе. Кроме того, сделав точный расчет и, определив необходимое положение центра тяжести, увеличил толщину бронзы( а следовательно и вес) задних ног и хвоста коня. А в связи с использованием змеи конскому хвосту могло быть придано не отвесное положение, как на других статуях, а диагональное. Тем самым композиция памятника приобрела большую ценность; хвост и извивы змеи включены в общее движение статуи и дополняют его. Кроме того, прикрепление хвоста к постаменту менее заметно. Это дало возможность, обойтись без каких- либо подпорок.

Следует отметить и другое достоинство памятника -

противопоставление массивных частей статуи и ажурных просветов.

Результаты социологического опроса по эстетическому восприятию образа Петра I в скульптурах Растрелли и Фальконе

Для того чтобы анализ носил более объективный, нежели субъективный характер, мной был проведен социологический опрос 100 человек разных возрастных категорий по следующим вопросам:

1. Какой из двух памятников посвященных Петру I Вам больше нравится?

2. Какой из этих памятников на Ваш взгляд лучше раскрывает образ Петра I?

3. Как бы Вы могли охарактеризовать каждый из этих памятников?

Результаты социологического опроса по вопросам эстетического восприятия образа Петра свидетельствуют о значительном предпочтении «Медного всадника» Фальконе.

(82 %) по сравнению с Петром I Растрелли (18%). По мнению большинства опрошенных он более узнаваем и в наибольшей степени раскрывает образ царя- реформатора с его «холеричным и неудержным характером».

Однако результаты социологического опроса натолкнули меня на мысль о влияние возраста на восприятие. Если Фальконе с его энергичным Петром, восседающим на вздыбленном коне олицетворяет «волю», «неукротимость энергии», «напористость» «целеустремленность» царя, готового до последнего сражаться за свои идеи свойственно находить отклик в сердцах молодежи, то более зрелое поколение отдает предпочтение скульптуре Растрелли, видя в ней «зрелую мудрость», «надежность» и «стабильность». По их мнению, царю надлежит гордо нести себя, ощущая свое положение и свой статус, нежели «по-мальчишески» буянить. Все это подтверждает мысль о том, что восприятие произведения искусства, в частности скульптура, является зеркалом состояния человека и может меняться в зависимости от жизненных приоритетов, статуса и возраста.

Подводя итог научно- исследовательской работе, в области сравнения двух памятников Фальконе и Растрелли, посвященных образу Петра I, прихожу к выводу, что как нет придела совершенству, так и нет двух одинаковых творений.

Каждая работа - это бесценное сокровище в копилке мирового искусства, проникнутое идейным содержанием и искренними чувствами автора. Пронизанная оригинальностью авторского решения, она требуют не просто созерцания, но и осмысления, анализа и сравнения. При этом мы не можем абсолютно точно утверждать, что одна из работ лучше или хуже, ведь все относительно и во многом зависят от требований окружения, и многих других аспектов. Однако, аллегорическое решение «Медного всадника» было настолько глубоко прочувствованно, что его актуальность очевидна и по сей день. Менялись времена, менялись интересы, но памятник по-прежнему волновал умы людей, побуждал к действиям, вызывал споры, ассоциации. В своих творческих исканиях Фальконе был непреклонен, прозорлив, чуток. Он не только блестяще справился с пластической формой, сумев передать неукротимость Петровского порыва, но и отразить суть его характера одним жестом.

«Медный всадник» вобрал в себя всю историю Петербурга. Это самое выдающееся монументальное произведение северной столицы и самое неоднозначное с точки зрения его содержания, или, лучше сказать, тех многочисленных смысловых слоев, которые потенциально содержатся в замысле памятника. В этом смысле произведения Растрелли и Шемякина, менее многоплановы и содержательно универсальны, что не лишает их художественной выразительности.

Статуя Растрелли не обрела славы и популярности монумента Фальконе. Не стала символом основанного Петром I города, нет в городском фольклоре и литературе легенд, связанных с ним. Однако этот памятник интересен не только как единственный дошедший до нашего времени прижизненный монумент царю-реформатору, но и просто как выдающееся произведение искусства. Посетите Михайловский замок и сами оцените творение Бартоломео-Карло Растрелли. Однако же конная статуя работы Растрелли все же осталась в тени знаменитого памятника французского скульптора Э. М. Фальконе.

Таблица результатов социологического опроса.

Вопрос «Петр I» «Медный всадник»

Какой из двух памятников, 18 % 82 %

посвященных Петру I Вам больше нравится?

Какой из этих памятников на 27% 73 %

Ваш взгляд лучше раскрывает образ Петра I?

Каким словом вы могли бы Величие, важность, Героическая сущность, воля, охарактеризовать каждый из спокойствие, неукротимая энергия, величие, этих памятников? грациозность, ум, воля, смелость, решимость, напористость, стремление, мужественность, движение, власть, справедливость, геройство, целеустремленность, мужественность сила, гордость, независимость.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)