Дом  ->  Здоровье  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Хочешь подрасти?

Ещё совсем недавно мы с моими одноклассниками на уроках физкультуры боролись за место в шеренге, никому из нас не хотелось стоять последним, потому что это свидетельствовало бы о том, что он самый маленький в классе. Проблема роста касается всех нас, каждому хочется быть высоким и стройным, особенно девочкам! Но, к сожалению, это дано не всем.

Такая проблема особенно остро касается мальчиков, которые очень болезненно переживают этот недостаток, вплоть до того, что у некоторых из них могут возникнуть серьезные комплексы. Помочь таким детям можно. И многое в этом случае, зависит от родителей, от их поддержки, от их умения направить усилия ребенка в нужном направлении

Начав интересоваться проблемами роста, я узнала, что существуют математические формулы, с помощью которых можно рассчитать свой рост в разные возрастные периоды жизни. Мне захотелось выяснить свой рост и рост моих одноклассников, когда мы станем взрослыми. Первые расчеты получились очень интересными. Рассчитав свой окончательный рост и сравнив его с показателями в таблице из статьи Синякова А. Ф, я очень удивилась. Оказывается, я переросла саму себя на 7 см. и чем больше я интересовалась этой проблемой, тем больше вопросов возникало.

Почему у нас в классе одни ученики выше, другие ниже ростом? От чего зависит рост человека и влияет ли на рост занятия в классе хореографии или спортивной секции, а может это зависит от питания? Или все-таки мы получаем свой рост в наследство от родителей? Возможно, ли что нибудь изменить и вырасти чуть повыше? Существуют ли приемы, с помощью которых можно увеличить свой рост? Что думают об этом специалисты? И если вообще люди, занимающиеся этой важной, на мой взгляд, проблемой? Эти вопросы и стали шагами моей будущей работы.

Цель: изучение причин влияющих на динамику роста группы школьников

Работа шла в двух направлениях. Во-первых, мне нужно было изучить теоретический материал об особенностях строения и роста костей; во-вторых, на группе школьников проверить динамику их роста и подобрать конкретные рекомендации, для тех кто желает его увеличить.

Перед собой поставила задачи.

Для теоретической части работы:

- изучить особенности строения и роста костей в статьях авторов Самусева Р. П. , Липченко В. Я. , статьях авторов Маш Р. Д. , Сойбельман Л. М. , и конечно же, статьях Интернет.

Для практической части работы:

- измерить рост школьников и их родителей (в группе не менее 15 человек)

- рассчитать окончательный рост школьников по формуле Синякова А. Ф.

- сравнить относительный рост с его прогнозируемым значением и сделать выводы.

Я тщательно проработала статьи авторов Самусева Р. П. и Липченко В. Я. , Маш Р. Д. , Сойбельман Л. М. в которых оригинальная подача материала, облегчающая его восприятие, помогли мне понять особенности строения и роста костей человека. В ходе работы над текстами я обнаружила много интересных фактов и не только о костях человека. Например.

Самые длинные кости, о которых имеются сведения, - это кости брахиозавра – динозавра, останки которого были найдены в Колорадо (США). Его лопатки достигали длины 2,4 м, а некоторые ребра превышали 3 м. Среди современных живых существ самое высокое животное Земли – жираф, его рост может достигать 6 м. Длинная, более 2 метров шея, необходимая жирафу, чтобы питаться ветками деревьев, насчитывает только семь шейных позвонков, столько же, сколько у мыши. Возможно, самыми маленькими являются височные кости колибри – птички, длина которой не превышает 2-3 см, но у которой на крыльях имеются мышцы, позволяющие ей делать до 90 взмахов в секунду. Колибри может зависать в воздухе, когда питается нектаром цветов, и даже лететь задним ходом. Самым высоким человеком в мире был американец, рост которого составлял 2,72 м. Ко времени своей смерти, в 1940 году, когда ему было 22 года, он еще продолжал расти. Самым низким человеком была 19-летняя голландка: ее рост составлял всего 59 см, она умерла в 1895 году.

При изучении статьи автора Синякова А. Ф. , которая называется «Самоконтроль физкультурника», я нашла формулы, которые позволили найти связь между окончательным ростом детей и родителей, а также сравнительную таблицу. По этой таблице можно определить теоретически ожидаемый рост и сравнить его с фактическим.

Из статей Интернет я узнала, что увеличение роста возможно и хирургическими методами. Ими успешно пользуются пациенты в клиниках по методу Илизарова. Удлинению подвергаются либо голени, либо бедра. Максимальный прирост длины на голени составляет 5 - 6 см, на бедре - 10 см. Чаще всего, удлинение конечности по медицинским показаниям применяется у пациентов имеющих врожденные или приобретенные дефекты конечностей (последствия перенесенных травм, врожденное недоразвитие конечности) и в этих случаях требуется односторонне удлинение одного из сегментов конечности. В остальных случаях удлинение конечности носит только косметический характер и призвано удовлетворить желание пациента увеличить свой рост. Но каждый пациент должен знать, что его ожидают Возможные осложнения хирургического вмешательства: кровотечение, инфекционные осложнения, болевой синдром.

Удлинение конечностей с помощью хирургического вмешательства возможно, но это еще и очень дорого, а значит доступно немногим. И всё-таки свой рост можно увеличить, причем в любом возрасте. Для этого необходимо правильно выполнять требования методик, направленных на влияние факторов среды на определенную зону роста. Зоной роста является сегмент длинной трубчатой кости, включающий эпифизарную пластинку, которая замещается костью, и область трабекул, образующаяся под пластинкой, каждая из которых обладает сердцевиной из кальцинированного хряща. Метафизы растущей кости являются областью высокой анаболической активности и если научиться правильно на них воздействовать, можно увеличить свой рост без всякого хирургического вмешательства. Так что мечта ребенка поскорей вырасти, на самом деле вполне реальна, и ему нужно только в этом помочь.

Любой дефицит питательных веществ или метаболические изменения, влияющие на синтез белков или углеводов, отражаются на механизме роста в этой области. Зона роста является тем местом, где во вновь образованном органическом матриксе с большой скоростью отлагаются соли Ca. Нормальный рост кости зависит здесь от синхронного течения процессов обызвествления и синтеза белка.

Но прежде чем мы более подробно рассмотрим влияние факторов внешней и внутренней среды на рост костей, нам следует познакомиться со строением костной ткани и костей в целом. Кости человека и их соединения составляют единую систему опорного аппарата называемую скелетом.

Особенности строения и значение скелета человека

Скелетом человека называется комплекс костей и их соединений. Он составляет пассивную часть опорно-двигательного аппарата, активным элементом которого являются мышцы. Масса скелета в среднем у мужчин равна 10 кг, у женщин – 6 – 8 кг.

Скелет человека подразделяют на осевой и добавочный. В состав более сложного осевого скелета входят: череп, позвоночный столб и кости грудной клетки. Добавочный скелет представлен костями верхней и нижней конечностей.

Добавочный скелет конечностей у человека в отличии от животных приобретает две сесамовидные кости: надколенник на нижней конечности и гороховидную кость на верхней. Изменилось соотношение верхних и средних отделов конечностей (плечо, бедро, предплечье, голень).

Различие условий развития, внутреннего строения, функционирования обусловливает многообразие форм костей. С учетом внешней формы, структуры и характера развития кости подразделяют на трубчатые, губчатые, плоские и смешанные, длинные (кости плеча, предплечья, бедра, голени) и короткие (кости пясти и плюсны, фаланги пальцев кисти и стопы).

Функции скелета в организме важны и разнообразны. Прежде всего, он служит защитой для жизненно важных органов. Череп надежно защищает головной мозг, органы слуха, зрения, обоняния, начальные отделы пищеварительного и дыхательного аппаратов. В позвоночном канале содержится спинной мозг. Грудная клетка служит защитной для сердца, легких вилочковой железы, пищевода и крупных сосудов. В полости таза находятся мочевой пузырь, а также матка, влагалище, трубы, яичники у женщин и предстательная железа у мужчин.

Вывод. Скелет выполняет функцию опоры для мягких тканей и органов. Он определяет внешнюю форму сегментов тела и всего организма человека. Функция движения обеспечивает подвижно соединенными между собой костями, приводимыми в движение мышцами.

А также биологическими функциями скелета являются: участие в минеральном обмене, кроветворение и роли костного мозга в иммунных процессах.

Ткани скелета человека

Все кости человека имеют клеточное строение и представлены костной тканью, появляющейся в результате окостенения клеток хрящевой ткани. Что же могут собой представлять эти жизненно важные ткани нашего организма?

Особенности хрящевой ткани.

Хрящевая ткань (textus cartilagineus) широко представлена в теле человека и позвоночных животных. Она состоит из клеток (хондроцитов) и межклеточного вещества повышенной плотности. Эта ткань составляет основную массу хрящей, которые входят в состав различных костей. Хрящевая ткань является исходной тканью для развития в процессе эмбриогенеза трубчатых костей скелета плода. В теле человека различают гиалиновую, эластическую и волокнистую хрящевые ткани

Особенности костной ткани

Костная ткань {textus osseus), состоит из клеток: остеоцитов, остеобластов и остеокластов — и межклеточного вещества. Межклеточное вещество содержит коллагеновые волокна кости и костное основное вещество, в котором откладываются в большом количестве (до 70% от всей массы кости) минеральные соли, вследствие чего оно отличается значительной прочностью.

Различают ретикулофиброзную или грубоволокнистую костную ткань (она присуща зародышам и молодым организмам) и пластинчатую (кости скелета). Пластинчатая костная ткань может быть компактной (в диафизах трубчатых костей) или губчатой (в эпифизах костей).

Кость как орган

Несмотря на наши представления о костях как о чём-то твердом и неживом, кости на самом деле являются живыми. Рассмотрим их как часть системы организма, т. е. как орган.

Каждая из более чем 200 костей скелета является живым, активно функционирующим и непрерывно обновляющимся органом. Проникающие в кость кровеносные сосуды и нервы обеспечивают взаимодействие ее со всем организмом. Особенности внутреннего строения кости обусловлены ее компактным и губчатым веществом.

Компактное вещество (substantia compacta) плотным слоем располагается на периферии кости. Основу его составляют костные пластинки. Часть из них формирует видимую при небольшом увеличении структурную единицу кости – остеон. В остеоне вокруг центрального канала содержащего кровеносные сосуды и нервы, коаксиально (одна снаружи другой) несколькими слоями располагаются цилиндрические костные пластинки. В целом остеон имеет вид цилиндрического тела, ориентированного соответственно действующим на кость нагрузкам. Пространства между остеонами заняты вставочными пластинками. С поверхности кости остеоны, и вставочные пластинки покрыты наружными окружающими пластинками, а изнутри – внутренними.

Губчатое вещество (substantia spongiosa) расположено под компактным, имеет пористую структуру, образовано отдельными костными перекладинами, или трабекулами, основу микроскопического строения которых также составляют костные пластинки. Направление их хода строго соответствует ориентации и выраженности действующих на кость сил.

Огромное биологическое значение в жизни кости и организма в целом играют костный мозг и надкостница.

Костный мозг (medulla ossium) является составной частью кости как органа. Различают два вида костного мозга – красный и желтый. Красный костный мозг является важным органом кроветворения и костеобразования, насыщен кровеносными сосудами и кровяными элементами, которые и придают ему красный цвет. В петлях составляющей его ретикулярной ткани находятся кроветворные элементы (стволовые клетки), а также клетки, разрушающие (остеокласты) и образующие (остеобласты) кость. По мере созревания клетки крови поступают в кровеносное русло и разносятся по всему организму. Желтый костный мозг представлен преимущественно жировыми клетками, предающими ему желтый цвет. У взрослого человека красный костный мозг локализуется в губчатом веществе кости, а желтый – в ее костномозговой полости.

Надкостница, периост (periosteum) – тонкая двухслойная соединительнотканная пластинка, покрывающая кость снаружи (за исключением суставных поверхностей). Во внутреннем ее слое, состоящем из рыхлой соединительной ткани, находятся костеобразующие клетки – остеобласты. Они участвуют в естественном росте кости в толщину и восстановлении ее целостности после переломов. Наружный слой надкостницы представлен плотными фиброзными волокнами. Надкостница богата кровеносными сосудами и нервами, которые проникают внутрь кости, кровоснабжая и иннервируя ее.

Значение хрящевых тканей в развитии и росте скелета

Итак, кость является живым органом, способным расти. Как же происходит этот процесс и что может повлиять на него?

В основном хрящи в организме развиваются в процессе внутриутробного развития и существуют временно, замещаясь в дальнейшем костью. Способность хрящей быстро расти, сохраняя в то же время достаточную степень плотности, делает его исключительно благоприятным скелетным материалом для эмбриона. Большая часть костей туловища и конечностей первоначально формируется в виде хряща, а позднее замещается костной тканью. Присутствие хряща является существенным фактором для развития и роста кости. Хрящ делает возможным рост в длину большинства костей и играет важную роль при определении их размера и формы. С момента рождения кость постоянно растет и некоторые хрящи, продолжают существовать в постнатальном развитии вплоть до того момента, когда рост кости в длину прекращается (18-20 лет).

Рост кости происходит в определенной зоне получившей название зона роста. Зона роста длинной трубчатой кости - сегмент, включающий эпифизарную пластинку, которая замещается костью, и область трабекул, образующаяся под пластинкой, каждая из которых обладает сердцевиной из кальцинированного хряща. Таким образом, метафизы растущей кости являются областью высокой анаболической активности. Любой дефицит питательных веществ или метаболические изменения, влияющие на синтез белков или углеводов, отражаются на механизме роста в этой области. Зона роста является тем местом, где во вновь образованном органическом матриксе с большой скоростью отлагаются соли Ca. Нормальный рост кости зависит здесь от синхронного течения процессов обызвествления и синтеза белка.

Зона роста очень чувствительна к любым метаболическим нарушениям, которые могут возникать в растущем организме, в результате чего ее гистологическая картина может быстро меняться. Наиболее драматическое проявление нарушения синтеза органических компонентов происходит при цинге - заболевании, поражающем как взрослых, так и детей. В основе болезни лежит утрата клетками соединительной ткани способности продуцировать межклеточное вещество.

При потреблении пищи с недостаточным содержанием витамина С, рост эпифизарной пластинки замедляется, а образования новой кости на диафизарной стороне почти не происходит. Это приводит к тому, что костная трубка становится очень тонкой и хрупкой. Ход процесса обызвествления зависит от того, достаточен ли уровень кальция и фосфора в крови и в области кости или хряща, подлежащих обызвествлению. В норме растущий скелет ребенка поглощает большие количества фосфата кальция, поэтому младенец должен получать с пищей необходимые количества этих минералов. Чтобы эти элементы усваивались, требуется витамин D.

Если в рационе ребенка не хватает одного или всех этих компонентов, развивается рахит. При этом обызвествление хряща в эпифизарной пластинке почти прекращается. Остеобласты надкостницы в области метафизов увеличивают свою активность, образуя большие количества не подвергающейся обызвествлению ткани в области метафизы. Недостаток витамина D в пище - наиболее частая причина рахита. Такое состояние наиболее характерно для стран с холодным климатом, где мало солнечного света (в организме человека витамин D образуется при действии солнечных лучей на кожу).

Вывод. Увеличение роста человека происходит за счет деления клеток хрящевой ткани с последующим обызвествлением в области кости, получившей название зона роста. Зона роста очень чувствительна к любым метаболическим нарушениям, которые могут возникать в растущем организме. Поэтому для растущего организма очень важно постоянство внутренней среды организма. Пища ребенка должна содержать все необходимые вещества, включая витамины. Огромное значении в процессе усвоения веществ играет витамин D, поэтому детям в странах с холодным климатом, где затруднен процесс естественного образования этого витамина в рацион питания необходимо вводить морепродукты или рыбий жир.

В каждой семье родители с интересом следят за ростом своего ребенка. Рост является причиной гордости семьи, где на свет появился малыш. Счастливым родителям уже в роддоме сообщают рост младенца. А потом еще долго педиатр при постоянном контроле делает антропометрические измерения растущего ребенка. Но с возрастом интерес родителей к этому падает, а вот для ребенка это всегда очень важно. Особенно школьники, сравнивая свой рост с ростом других, сразу замечают, что отстают от своих сверстников. В настоящее время существуют методики с помощью которых любой желающий может провести антропометрические измерения и сравнив их сделать вывод о состоянии своего тела, а значит и здоровья.

Статистические понятия антропометрических измерений

Антропометрические измерения не только дают ответы на волнующие школьников вопросы о динамике роста, но и позволяют ознакомить с некоторыми статистическими понятиями. Уравнение, которое отражает зависимость средней величины от других величин, называется уравнением регрессии. Например, масса (в быту – вес) человека зависит от роста. Чем человек выше, тем он в среднем больше весит. Эту зависимость можно определить формулой: В = Р – 100, где В – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах, а 100 – экспериментально найденная поправочная величина. Но такая оценка весьма приблизительна. Во – первых, это соотношение дает лишь средний вес для данного роста. Во – вторых, оно не учитывает пол, от которого зависит и рост, и вес. Есть более сложное уравнение регрессии, которое учитывает и эти соотношения. Наконец, существуют таблицы, в которых указано, как изменяется вес человека данного телосложения и пола в зависимости от его роста. Эти таблицы называются рядами регрессии. В своей работе я использовала таблицу «Относительный рост ребенка по сравнению с его прогнозируемым значением во взрослом состоянии, %». Она учитывает и возраст и пол ребенка.

Ряды регрессии.

Относительный рост ребенка по сравнению с его прогнозируемым значением во взрослом состоянии, %

Возраст, лет Мальчики Девочки

10 78,75 84,15

11 80,68 86,59

12 83,24 92,07

13 86,65 94,51

14 90,06 96,95

15 94,6 97,26

16 98,29 98,78

17 99,32 99,70

Как определить окончательную длину тела ребенка по росту родителей?

У высоких родителей, как правило, бывают высокие дети, причем они могут быть и выше родителей. Специальные исследования, проведенные А. Ф. Синяковым, позволили найти связь между окончательным ростом детей и родителей. Вот эти формулы:

Дс = 0,54 х (До + Дм) – 4,5

Д = 0,51 х (До + Дм) – 7,5 , где Дс – это рост сына, Д – рост дочери, До – рост отца, Дм – рост матери.

Эти уравнения верны в среднем, но при конкретных расчетах могут быть и отклонения. Потому что в этих расчетах не учитывается рост более отдаленных предков: бабушек, дедушек и т. д. , рецессивные гены, которых могут проявиться во втором, а то и в третьем поколении. Кроме того, на рост влияют и другие факторы: питание, климат, мышечные нагрузки.

Некоторые подростки, чаще девушки, боясь поправиться, применяют голодные диеты. Надо знать, что они полезны далеко не всем и отрицательно сказываются на росте. Пища по калорийности и качественному составу должна соответствовать потребностям организма: ее калорийность на 20% должна превышать энергозатраты. По утверждению диетологов, содействуют росту гречневая и овсяная каши, творог с медом, печень, яйца, разнообразные овощи и фрукты. Полезны также напитки, богатые витаминами: настои шиповника, облепихи.

В практической части работы мною была обследована группа учащихся (их родителей) в количестве 21 человек, обучающихся в нашей школе.

Сравнивая показания окончательного роста учащихся и роста на сегодняшний день, я обнаружила следующее: 13 учащихся (61,9 %) переросли себя, 3 ученика (14,3 %) растут в соответствии со своим возрастом, у 5 учащихся (23,8 %) рост ниже нормы.

Следует отметить что, 15 учащихся из этой группы посещают регулярно спортивные секции (волейбол, футбол, баскетбол) и музыкальную школу по классу хореографии. Значит мышечные нагрузки вполне достаточные, кроме того, многие из них помогают по хозяйству своим родителям, а это и огороды летом и домашние животные круглый год. В группе детей, рост которых соответствует возрасту, все посещают класс хореографии (5 занятий в неделю), в группе детей уже перегнавших свой рост из 13 учащихся 12 занимаются в спортивных секциях или в классе хореографии, в группе детей отстающих в росте от своих сверстников не посещают секции 4 ученика. Может быть, в этом и кроется причина их отставания в росте.

Рассматривая социальное положение семей этой группы школьников, можно сделать вывод о том, что все семьи полные работают оба родителя значит недостатка в питании дети не испытывают. Проживание в сельской местности имеет свои преимущества. Продукты питания в основном натуральные, экологически чистые. Содержание наиболее значимых для роста костей веществ обеспеченно.

Говоря о климатических условиях школьников проживающих в нашей местности можно сказать, что семь месяцев зимы, конечно же, накладывают свои особенности. Но непродолжительное лето все-таки дает возможность позагорать на солнце, а это способствует образованию витамина D, без которого происходит нарушение минерального обмена в организме. Да и большая часть школьников исследуемой группы имеет возможность провести часть лета в более южных районах.

Исходя из выше сказанного, и анализируя результаты исследования группы школьников, я пришла к следующему заключению: в пище этих детей достаточное количество необходимых веществ, влияющих на рост костей; климатические условия способствуют выработке витамина D, а это означает, что минеральный обмен веществ, происходит в их организме нормально; мышечная нагрузка на зоны роста соответствует норме и не препятствует правильному процессу формирования и роста кости.

И всё же у 23,8% учащихся группы заметно отставание в росте. И это, конечно, влияет на их психологическое состояние.

. Как можно помочь таким ребятам, чтобы потом они не сожалели о потерянных сантиметрах. Вот несколько рекомендаций разработанных специалистами для родителей и их детей, взятых мною из статей Интернет.

Слагаемые успеха

Чтобы помочь ребенку подрасти, родители должны следить за выполнением нескольких условий.

Питание. Пища должна быть разнообразной и сбалансированной. Обязательно включайте крупяные блюда. Каши и еще раз каши! Любые – овсяная, гречневая, пшенная пойдут только на пользу. Несомненно, в меню необходимо присутствие белка в виде мяса, рыбы. Молочные продукты должны быть также каждый день появляться на столе. Три – четыре раза в день сырые овощи, фрукты (обязательно включая зелень - петрушку, сельдерей, укроп, лук) примерно 1,5 кг.

Физическая нагрузка и закаливание. Для увеличения роста очень важны физические упражнения. Турник, гимнастика, бег и т. п. Не обязательно добиваться больших спортивных результатов, но физкультура должна быть обязательна для повышения эффективности увеличения роста.

Хорошо стимулируют рост занятия спортивными играми – баскетболом, волейболом. Водные процедуры: плавание в стиле «брас», обливание, баня – все это раздражает зоны роста, позволяя удлинить скелет. А вот заниматься с отягощением растущему организму строго воспрещается. Существует специальная гимнастика, разработанная доктором медицинских наук Бергом А. И. , воспользовавшись ею, человек может расти в любом возрасте. Благодаря этой гимнастике уже не один человек смог воплотить свою мечту о дополнительных сантиметрах.

Психологический настрой. Необходимо научить ребенка не зацикливаться на своем росте, а для этого следует увлечь его чем–то, выявить его способности к рисованию, музыке, спорту. Он должен знать, что что–то умеет делать лучше других. Но самое главное – поддержка родителей.

Гимнастика для роста. Перед началом занятий необходимо провести разминку в течение 15 – 20 минут. Она должна включать в себя медленный бег, упражнения на гибкость и растягивание, наклоны, махи. После этого можно приступать к упражнениям.

Вис на перекладине: руки захватывают ее сверху, ноги не касаются пола. Делать 5 подходов по 30 секунд с таким же отдыхом. Выполняя это упражнение, необходимо полностью расслабиться.

Прыжки. Выполняя это упражнение необходимо изо всех сил тянуться вверх. Неплохо перед собой поставить определенную цель, например, дотянуться рукой до люстры, ветки дерева и т. д.

Вис на перекладине вниз головой (зацепиться ногами, согнутыми в коленях, за перекладину и опустить руки вниз). Выполнять упражнение следует медленно, не допуская резких движений. Висеть не более 30 секунд, вернуться в исходное положение.

В настоящее время существует и хирургическая коррекция роста. Специалисты разработали ряд методик позволяющих увеличивать рост по заказу клиента. Такие операции проводятся уже повсеместно, хотя и связаны с рядом сложностей. Предлагаю вам один из вариантов увеличения роста – удлинение ног.

Увеличение роста - удлинение ног.

Укорочение ног может быть обусловлено двумя обстоятельствами: истинным укорочением костей и соответственно мягких тканей и относительным - деформацией определенных сегментов конечности, суставов, т. е. наличием контрактуры сустава, вывиха, деформации кости в результате неправильно сросшегося перелома.

Удлинение ног производиться в зависимости от необходимости на двух сегментах конечности - на бедре или на голени, одновременно удлинение на бедре и голени с двух сторон не производиться. Удлинению подвергаются либо голени, либо бедра. Максимальный прирост длины на голени составляет 5 - 6 см, на бедре - 10 см. Чаще всего, удлинение конечности по медицинским показаниям применяется у пациентов имеющих врожденные или приобретенные дефекты конечностей (последствия перенесенных травм, врожденное недоразвитие конечности) и в этих случаях требуется односторонне удлинение одного из сегментов конечности. В остальных случаях удлинение конечности носит только косметический характер и призвано удовлетворить желание пациента увеличить свой рост.

Удлинение ног производится только в результате хирургического вмешательства.

Хирургическое вмешательство производится посредством компрессионно-дистракционного остеосинтеза по методу Елизарова, с использованием аппаратов внешней фиксации - спицевых, стержневых, спице - стержневых. Вопрос о конструкции аппарата внешней фиксации решается индивидуально в беседе пациента и врача.

Наложение аппарата внешней фиксации производится посредством проведения через мягкие ткани и кости спиц или введения стержней и крепление их в кольцах или полукольцах аппарата.

Для достижения удлинения сегмента нижней конечности производится пересечение (остеотомия) костей, на бедре одна кость - бедренная, на голени две кости - большая и малая берцовые кости. Чтобы выполнить остеотомию кости производиться разрез кожи и подлежащих тканей, величина разреза индивидуально и зависит от веса пациента и развитости подкожно - жировой клетчатки. В среднем это 5-6 см на голени и 6-8 см на бедре. Удлинение бедренных костей более травматичная операция, в процессе удлинения чаще возникают осложнения в виде кровотечений, гематом, инфекционно-воспалительных осложнений в местах проведения спиц и остеотомии (пересечения) кости. Связано это с большим обьемом мягких тканей, и более сложной анатомией расположения сосудов и нервов на бедре, чем на голени. Аппарат внешней фиксации больших размеров, чем аппарат для голени.

Количество вводимых спиц или стержней решается только врачом и индивидуально, для каждого случая.

Темп дистракции (растяжения) используемый при удлинении ног составляет 1 миллиметр в сутки и производится в четыре приема по 1/4 оборота гайки в сутки. Выполняется пациентом самостоятельно под периодическим контролем врача. Количество дней необходимых для достижения избранного пациентом удлинения рассчитывается следующим образом (удлинение на 3 см потребует 30 дней дистракции - учитывая темп 1 мм в сутки и т. д. ).

В зоне удлинения образуется костный регенерат, который увеличивается по длине во время дистракции. В последующем, после завершения периода удлинения (дистракции), необходимо время для завершения процесса оссификации (окостенения) вновь образовавшегося регенерата.

Сроки использования аппаратов внешней фиксации зависят от величины удлинения нижних конечностей (чем больше величина удлинения тем больше срок фиксации в аппарате), кроме того, и от индивидуальных особенностей пациента (пол, возраст, наличие хронических заболеваний) и составляют в среднем от 6 до 12 месяцев.

Возможные ограничения и осложнения хирургического вмешательства с использованием аппаратов внешней фиксации:

• Кровотечение - проведение спиц или стержней может привести к травматизации сосудов, что в свою очередь приведет к образованию гематомы (скопление крови) может развиться в первые часы после операции, и тогда возможно проведение повторного вмешательства - остановки кровотечения, вскрытия и дренирования (опорожнения) гематомы. Остеотомия (пересечение) кости так же может при вести к образованию гематомы, что так же может потребовать дополнительной операции для ликвидации гематомы.

• Инфекционные осложнения - спицы или стержни проходящие через мягкие ткани и кость находятся над поверхностью кожи и для профилактики возможных воспалительных осложнений требуют постоянного ухода (обработки растворами антисептиков и использования повязок). Воспалительные явления возле спицы могут привести к более грозному осложнению - спицевому остеомиелиту что так же может потребовать повторного оперативного вмешательства - удалению или замене спиц или стержней, кроме того может потребоваться дополнительный прием антибиотиков. При неэффективности перечисленных мероприятий может потребоваться удаление аппарата внешней фиксации с последующим лечением инфекционного осложнения и отсроченное наложение аппарата внешней фиксации для завершения процесса лечения. К развитию инфекционно - воспалительных осложнений приводит только недостаток ухода за местами выхода спиц, недостаточная или несвоевременная обработка растворами антисептиков, несоблюдение предписанного режима обработки.

• Поломка в результате эксплуатации элементов аппарата внешней фиксации - требует дополнительного вмешательства по замене вышедшей из строя конструкции.

• В результате проводимого удлинения может потребоваться дополнительная коррекция в аппарате внешней фиксации замена или переустановка узлов аппарата.

• Болевой синдром - боли могут беспокоить на протяжении периода удлинения, что может потребовать приема болеутоляющих средств, боли могут усиливаться при несоблюдении темпа дистракции, при нарушении предписанного режима двигательной активности. Выраженность болевого синдрома индивидуальна и, к сожалению, не прогнозируема.

• Двигательный режим в период проведения удлинения значительно ограничен, требует использования дополнительной опоры (костыли) и может составлять от 5 до 20 метров в сутки, двигательный режим после окончания периода дистракции, в период стабилизации может быть увеличен - решение об этом принимает врач.

• Проведение удлинения нижних конечностей после прекращения аппаратного лечения требует обязательного проведения восстановительного лечения, в результате наступающей атрофии мышц, ограниченного обьема движений в суставах. Длительность восстановительного лечения индивидуальны и варьируют от 1 месяца до 4-5 месяцев.

Время пребывания в стационаре составляет 20 - 25 дней, с последующим амбулаторным наблюдением за пациентом. Обсудить план лечения и получить полную информацию по данной проблеме можно на консультативном приеме в нашей клинике.

Подводя итоги теоретической части своей работы, я пришла к следующим заключениям. Кости человека и их соединения составляют единую систему опорного аппарата называемую скелетом. Он составляет пассивную часть опорно-двигательного аппарата, активным элементом которого являются мышцы. Масса скелета в среднем у мужчин равна 10 кг, у женщин – 6 – 8 кг.

Скелет служит защитой для жизненно важных органов: череп надежно защищает головной мозг, органы слуха, зрения, обоняния, начальные отделы пищеварительного и дыхательного аппаратов; в позвоночном канале содержится спинной мозг; грудная клетка служит защитной для сердца, легких вилочковой железы, пищевода и крупных сосудов; в полости таза находятся мочевой пузырь, а также матка, влагалище, трубы, яичники у женщин и предстательная железа у мужчин.

Скелет также выполняет функцию опоры для мягких тканей и органов. В настоящее время большое значение придается также биологическим функциям скелета: участию в минеральном обмене, кроветворение и роли костного мозга в иммунных процессах.

Кости состоят из внешней части, которая называется надкостницей, и внутренней, образованной костной тканью. В человеке насчитывается более чем 200 костей скелета, они являются живым, активно функционирующим и непрерывно обновляющимся органом. Кости могут расти в длину и толщину. Рост костей регулируется гормоном гипофиза - гормоном роста. В длину кости растут за счет деления клеток хрящевой ткани, образующей прослойки на концах тела длинных костей (имеется хрящевая ткань). В толщину рост идет за счет деления клеток надкостницы. По мере роста кости последовательно образуются слои костной ткани.

Любой дефицит питательных веществ или метаболические изменения, влияющие на синтез белков или углеводов, отражаются на механизме роста. Зона роста является тем местом, где во вновь образованном органическом матриксе с большой скоростью отлагаются соли Ca. Нормальный рост кости зависит здесь от синхронного течения процессов обызвествления и синтеза белка.

Рост человека зависит от генетики родителей (поэтому в расчетах используются данные о росте родителей) и более отдаленных предков: бабушек, дедушек и т. д. , рецессивные гены, которых могут проявиться во втором, а то и в третьем поколении. К сожалению выбранные мной формулы не учитывают этого. Кроме того, на рост влияют и другие факторы: питание, климат, мышечные нагрузки.

Зачастую замедляет, а то и вовсе снижает рост голодание, инфекционные и хронические заболевания. Особенную опасность представляют эндокринные нарушения (болезни гипофиза, щитовидной железы, надпочечников). К неблагоприятным факторам, замедляющим рост, также относятся тяжелые психические и физические нагрузки, недостаток витаминов роста и солей кальция, фосфора.

Если научиться правильно, воздействовать на зоны роста, можно увеличить свой рост без всякого хирургического вмешательства.

По второй практической части работы я сформулировала следующие выводы:

• Такие факторы среды как питание и климат для учащихся исследуемой группы оказывают положительное влияние на правильное формирование и рост костей.

• Те учащиеся, которые получают достаточную мышечную нагрузку, растут в соответствии с антропометрическими нормами, и даже опережая их.

• Учащимся, отстающим по росту от своих сверстников необходимо увеличить мышечную нагрузку.

Детям, которые растут быстрее, чем это предусмотрено антропометрическими нормами следует помнить, что быстрый рост костей может привести к отставанию роста мышц, в целом это приведёт к искривлению позвоночного столба. И каждый должен знать, что недостаточная нагрузка влияет на кровообращение в суставе, это приводит к нарушению питания костной ткани, формирование суставного хряща и самой кости идет неправильно и может вызвать различные заболевания. Поэтому родителям нужно создать условия детям для занятий спортом или посещения музыкальной школы по классу хореографии.

Итогом моей работы являются подобранные рекомендации ученикам и их родителям по статьям Интернет. Одну из них я оформила в виде буклета и распространила среди учащихся школы, округа, района во время проведения научно – практических конференциях школьников прошедших в 2005 году (см. приложение). Вторую подробно описала в самой работе.

Если вы будете выполнять рекомендации специалистов, вам удастся подрасти. Займитесь этим сегодня чтобы не пожалеть завтра о потерянных сантиметрах.

Общие рекомендации по увеличению роста

Для начала необходимо отметить, что благоприятно способствуют увеличению роста полноценное питание, специальные физические упражнения, а также соответствующий психологический настрой. Хорошо стимулируют рост занятия спортивными играми - баскетболом, волейболом, а также различные тепловые процедуры, закаливание. К неблагоприятным факторам надо отнести тяжелые психические и физические нагрузки. Курение и алкоголь необходимо полностью исключить!

Питание. В вашем ежедневном пищевом рационе должно присутствовать достаточное, соответствующее. возрастной норме количество белков, жиров, углеводов и витаминов. Рекомендуется 3-4 раза в день есть сырые овощи и фрукты. Хорошо стимулируют рост зерновые продукты. Из них предпочтение следует отдавать черному хлебу и различным кашам.

Физические упражнения. Необходимо отметить, что нижеизложенный комплекс физических упражнений под силу только людям с хорошей физической подготовкой. Остальным же нагрузку следует увеличивать постепенно. Но знайте, что слишком маленькая нагрузка пользы не принесет. Для достижения желаемого результата занятия физическими упражнениями должны отвечать четырем категориям: проводиться не реже, чем три дня в неделю; продолжительность занятий не должна быть меньше 35-40 минут; необходимо вовлекать в работу не менее 2/3 основных мышечных групп организма; занятия должны выполняться с соответствующей возрасту интенсивностью. Критерием интенсивности является частота сердечных сокращений (ЧСС) или, проще говоря, пульс. Тренироваться надо с такой интенсивностью, чтобы ЧСС соответствовала 65-85% от максимально допустимой для Вашего возраста. 65% - это для начинающих, 85% - для опытных физкультурников. Максимально допустимую ЧСС определяют по формуле: 220 минус число лет занимающегося. Если, например, подростку 15 лет, то максимально допустимая ЧСС будет 220-15=205 ударов в минуту. 65% от нее - это 130 ударов в минуту, а 85% - 175 ударов в минуту.

1 — череп (cranium); 2 — позвоночный столб (columna vertebralis); 3 — грудная клетка (compages thoracis); 4 — кости верхней конечности (ossa membri superioris); 5 — тазовая кость (os coxae); 6 — кости нижней конечности (ossa membri inferioris).

А: а — гиалиновый хрящ (cartilagо hyalina); б — эластический хрящ (cartilago elastica); в — волокнистый хрящ (cartilago fibrosa); I — хондроциты, или хрящевые клетки (chondrocyti); 2 — хрящевой матрикс; 3 — эластическое волокно.

Б — поперечный срез кости: 1 — питательный канал; 2 — остеоцит (osteocytus); 3 — гаверсова система.

А — анатомическое; Б — макромикроскопическое; 1 — надкостница (periosteum); 2 — компактное вещество (substantia compacta); 3 — губчатое вещество (substantia spongiosa); 4 — красный костный мозг (medulla ossium rubra); 5 — желтый костный мозг (medulla ossium flava); 6 — окружающие костные пластинки; 7 — остеоны; 8 — костные пластинки остеона; 9 — центральный канал остеона; 10 — вставочные пластинки.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)