Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Хохлома- это уникальный народный промысел

Земля Семёновская - жемчужина Заволжья

Вот уже три века славится город Семёнов искусными ремесленниками. Именно здесь впервые начали делать ложку. Ложки мастера изготавливали разных форм и размеров. Они имели своё назначение и название: хохлатка, троицкая, серебрушка, шведская, еврейская, турецкая, горчичная, полубасская, сибирка, сливочная.

Постепенно ложка приобретает известность. В мае 1896 года в Нижнем Новгороде открылась 16 Всероссийская промышленная и художественная выставка. Накануне этого события губернская газета «Нижегородские ведомости» писала: «Кустарное дело в России представляется настолько серьёзным делом, что привлекает всё больше и больше внимания высших правительственных сфер, вызывая сочувствие людей, искренне ратующих за дело русских тружеников, успевших приобрести известность далеко за пределами своего отечества». Эти слова в полной мере можно отнести и к семёновским ложкарям. Изделия семёновских умельцев хорошо продавались в Персии, вывозились во Францию и Америку.

Началось возрождение промысла в 1917 году с организации семёновского Союза ложкарных кооперативов, с объединения мастеров в товарищества («Работник», 1919; «Кустарь-художник», 1924). В подготовке кадров для промысла и в его творческом становлении важную роль сыграла Школа художественной обработки дерева. Директор школы Матвеев- профессиональный художник, в 1934 году основал в Семёнове Музей кустарно-художественных изделий. В 1931 году при реорганизации Семёновского промыслового товарищества воспитанники Матвеева вместе с выпускниками Школы инструкторов по токарному и столярному делу вошли в творческий коллектив новой укрупненной художественной артели «Экспорт», в 1960 году преобразованной в фабрику «Хохломская роспись».

Тридцатые годы были для промысла эпохой экспериментов. Семёновские художники впервые приняли участие в творческих конкурсах и конференциях, они смело обновляли ассортимент изделий, испытывали новые материалы и краски, расписывали фарфор и керамику, оформляли общественные интерьеры. Хохломские вазы, ковши, декоративные панно пользовались огромным успехом на столичных и зарубежных выставках, в Москве, Париже, Нью-Йорке. Рождался новый стиль росписи: растительные орнаменты с цветами, плодами ягоды, с птицами, порхающими в разводах золотых ветвей, раскрывали красоту русской природы.

С началом Великой Отечественной войны художественное производство оказалось в трудных условиях, ушедших на фронт мастеров, сменили девушки, окончившие семёновскую Школу художественной обработки дерева. С тех пор росписью хохломских изделий занимаются преимущественно женщины.

В послевоенные годы семёновские художницы участвовали во многих конкурсах и выставках. И с каждым разом у них повышался интерес к созданию уникальных произведений. Их фантазиям не было предела.

Они расписывали цветочными узорами напольные вазы, большие поставки, братины, ковши-утицы, мебельные гарнитуры. В свои орнаменты они включали государственные эмблемы, гербы СССР и союзных республик, изображения Кремля и Красной площади.

В настоящее время ассортимент семёновских изделий как никогда разнообразен, он насчитывает около тысячи наименований. Выпускаются предметы сувенирного и декоративного назначения, но значительную часть составляет деревянная посуда: миски, чаши-хлебницы, кружки, солонки, хозяйственные комплекты и самые разные столовые наборы- для ухи, окрошки, пельменей, блинов и пирогов, для ягод, кваса, мёда и других традиционных русских угощений. Для современного интерьера семёновские художники разрабатывают различные вазы и декоративные панно, резные футляры для часов, детскую мебель, журнальные столики-подставки под цветы. На предприятии не забывают и о другой ассортиментной группе: приятным сувениром могут быть затейливо выточенные подсвечники, красочные пасхальные яйца, наборы поставков, вкладывающихся один в другой и расписанных популярными узорами- «травкой», «кудриной», «под листок», «ягодкой», ярко раскрашенные с румянцем на щеках точёные игрушки-«матрёшки». Это самая востребованная кукла мира. Она стала признанным символом России. Эта кукла обладает чем-то необъяснимым притягивающим к себе. Сегодня матрёшку поминают на уроках географии, когда говорят о многослойности строения земного шара. И для медиков матрёшка-подарок. Они могут объяснить, как же устроен человек. Археологи сравнивают с матрёшками пирамиды.

Из истории хохломы

Однозначно сказать о том, в какое время и как возник хохломской промысел нельзя. Есть упоминание о расписной деревянной посуде в «Летописи временных лет» Нестора 996 года. Самая старинная расписная чаша датирована 1659 годом.

Возникновение хохломского способа окраски дерева большинство исследователей относит к середине ХVII века. Это было время широкого развития на Руси токарно-посудного дела. Документы свидетельствуют, что золочение деревянной посуды с помощью оловянного порошка, который использовался ранее, применялось нижегородскими ремесленниками в 1640-50-е гг. Начиная с XVII века, на всю Россию славились расписная деревянная посуда. «Парадная», с художественной отделкой, изготавливалась при монастырях по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, принято было одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту нерасписной посудой.

Как рождается хохломская чашка

Расписанная диковинными цветами и травами чашка не просто появляется на свет. Её путь начинается в токарном цехе. Здесь дерево получает вторую жизнь. Сначала появляются бруски-заготовки, которые обрабатываются на токорных станках. Постепенно из деревянных болванок, путём снятия ровного слоя стружки, в руках мастера получается предмет нужной формы.

Прежде чем «бельё», так называют нераскрашенные изделия, попадает в руки художника, оно должно пройти сложную предварительную обработку.

В помещениях предварительной обработки пахнет влажным деревом и олифой- варёным льняным маслом. Здесь поддерживается высокая температура, около 30 градусов: на полках-колосниках в плетеных коробах досушивается «бельё».

Чтобы краски ровно легли и сохранили яркость и свежесть, мастерицы покрывают округлые бока и дно чашки масляным грунтом. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат в электропечи, затем очищают его поверхность от шероховатостей наждачной бумагой. Потом чашку пропитывают олифой до блеска. Делается это так: работница окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро-быстро втирают олифу в поверхность чашки, поворачивая её так, чтобы олифа распределялась равномерно.

Знаменитое хохломское «золото» начинается с «серебра»- серебристого алюминиевого порошка, которым натирают поверхность предмета.

Этот процесс называется «лужением». Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи.

Теперь чашка готова к росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные из них- красная и чёрная, но допускаются и другие- коричневая, светлого тона зелень, жёлтый крон. Сначала на серебристой поверхности предмета появляются чёрные контуры плавно вьющейся ветви, затем чёрной и красной краской исполняются цветы и листья. Мастерицы сидят на низеньких скамеечках и наносят узор, держа вещь на коленях.

Расписные изделия 4-5 раз покрывают лаком. Затем помещают в электропечь. Здесь-то и происходит чудесное превращение: под жёлтым слоем закалённого лака алюминиевый порошок преображается в сверкающее золото.

На предприятии работает около пятисот художников. Из них двести человек - высококвалифицированные мастера, разрабатывающие уникальные произведения и выполняющие индивидуальные заказы.

В 1964 году на предприятии была организована творческая лаборатория, её возглавила Заслуженный художник РФ Доспалова Екатерина Николаевна и руководила на протяжении 30 лет. Заслуженным уважением пользуются мастера старшего поколения. Это художники: Доспалова Е. Н. , Сальникова Н. П. , Морозова Н. В. , Яковлева Е. В. , Иванова Н. И. , Юзикова Ф. М. , Опарышев Л. В. , Железов В. М. , Емелин С. С. На ЗАО «Хохломская роспись» работают лауреаты премии им. Ленинского комсомола, Заслуженные художники России, победители российских выставок-конкурсов, члены союза художников России. Более 70 человек отмечены государственными наградами. Благодаря их труду и любви к своему делу, хохлома получила известность и мировую славу. Особая заслуга в развитии предприятия принадлежит руководителям: Демидову Семёну Андреевичу и Короткову Николаю Васильевичу (Заслуженный работник культуры РФ).

Семёновская «жар-птица» облетела весь мир. Сколько наград, медалей, дипломов увезли хохломские мастера с различных выставок и ярмарок. И везде по достоинству смогли оценить хохломское рукотворное чудо, лаконичные узоры, отражающие подсмотренный у природы мир. Хохлома- это не только красиво, с выдумкой, выполненные вещи, они и часть нашей истории, воспоминания о предках, судьба людей из глубинки, которые веками, из рода в род, из поколения в поколение, передают свое исконно-русское умение. И главной задачей предприятия является сохранение старинного промысла.

Виды росписи

С течением времени в процессе развития промысла обогащался и сам орнамент, состоящий из растительно- травных мотивов: цветов, листьев, травинок. У мастеров хохломского письма сложились три основных вида росписи: «верховое» письмо (в нем орнамент идет по серебряному фону, который потом станет золотым) и «фоновое», отличающееся силуэтным рисунком, окруженным залитым фоном. Верховое письмо называют «травкой». К фоновому письму относится роспись под фон и кудрина.

Травные узоры являются наиболее древними. Ведущими мотивом травного орнамента является волнообразно вьющаяся ветвь. В рисунках присутствуют темы цветения, плодородия природы. Изображаются крутые веера и завитки трав, кустики, стройная осока, также птицы и цветы. В конце ХIХ века часто изображалась розетка из черных и красных трав, именуемая «рыжиком», а также розетка на дне блюда в виде ромбовидной фигуры, называемая «пряником». Этот вид росписи наиболее сложный. Художник, выполняющий верховой орнамент, должен мастерски владеть техникой письма. «Травное» письмо выполняется мастером без какого-либо предварительного эскиза. Главное здесь- виртуозно владеть кистью, фантазировать по ходу рисунка.

«Фоновое» письмо – самое популярное у семёновских художниц благодаря своей эффектности, техническим и колористическим возможностям. Часто источником вдохновения для них становятся старинные образцы русского декоративного искусства: ситцы и шали, драгоценные ткани и золотое шитьё. На фоне этого сложился мотив сказочного сада с экзотическими цветами и диковинными птицами. Причем у каждой художницы свое видение темы и свой неповторимый почерк. В росписи под фон образы природы часто узнаваемы. Их мотивы навеяны впечатлениями от цветущих садов и лугов. Часто изображаются ягоды: клубника, смородина, малина, а также цветы и птицы. Техника письма достаточно сложная. На подготовленную поверхность сначала наносят контуры крупных элементов, обрисовывают стебель растения, листья, крупные цветы, птиц. Наметив контур, художник делает «заливку», то есть закрашивает фон между элементами рисунка. Когда краска высохнет, узор разживляют более мелкими деталями. В цветах появляются тычинки, на листьях- прожилки, в промежутках размещаются травинки и гибкие усики с мелкими гроздьями ягод. Традиционно в такой узор художники вписывают рыбок, порхающих птиц и бабочек.

«Фоновая» роспись пользуется большим спросом у любителей хохломы. Особой разновидностью письма на цветном фоне является «кудрина». Орнамент, состоящий из золотых завитков, известный ещё в ХIХ веке и возрожденный в 1930-е гг. ХХ века, в исполнении современных мастеров приобрел чрезвычайно изысканный характер. На расписанных предметах, словно золотое кружево, мерцают четко оконтуренные узоры из вьющихся веточек, кудрявых листиков, крупных и мелких цветов. Роспись «кудрина» во многом берет свои истоки в декоративной культуре русского барокко – стиле причудливых форм, вычурных деталей. Кудри, согласно представлениям хохломских художников, - это признак красоты и привольной жизни. Узоры пишутся тонкой линией, образуя причудливые золотые завитки, очень похожие на кудри. Более четко рисунок проявляется при закраске фона черной или красной краской. Но в целом, за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей и листьев, в орнаменте преобладает золотой цвет, что придает росписи особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности наносятся разнообразные тонкие завиточки, называемые «разживками». В кудрине они разнообразны. Необычны и сами цветы, которые часто носят фантастический характер.

В последние годы на предприятии заметен творческий рост молодых художниц. Работы Марины Ивановой, Оксаны Разумовой, Елены Зайцевой и Любови Рябковой, лирические миниатюры Татьяны Самыгиной обращали на себя внимание на выставках «Молодые дарования», г. Москва, где принимаем участие ежегодно, начиная с 1996 года, экспонировались на республиканских и международных художественных выставках в Нижнем Новгороде, Москве и Берлине, Ганновере (2000), Санкт-Петербурге (2001). Молодежь изучает наследие хохломского промысла, опираясь на существующий опыт, рождает все новые и новые интерпретации в росписи и формах. Используя традиционные цвета, хохломские художники создают неожиданное количество узоров. Каждый цвет заключает в себе особенный смысл. Золотой- цвет солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Красный- красота, черный- цвет печали, скорби. Зеленый- цвет травы, оранжевый- осенних листьев, жухлой травы. Это все краски жизни.

Искусство хохломы в творчестве местных поэтов

Город Семёнов издавна славится ложкарным промыслом и считается столицей золотой хохломы, родиной талантливого поэта- Бориса Корнилова.

О семёновских ложкарях поэт пишет:

Берёзы нежной тело белое

В руках увижу ложкаря;

И вновь непочатая целая

Заполыхается заря.

В этих строках Б. Корнилов подчёркивает, как нелегко приходится ложкарям, чтобы добиться успеха в своем деле. Только заполыхается заря, а они уже за своей работой.

Н. Маравин пишет, что, несмотря на непогоду, мастера всё равно трудятся, не покладая рук.

Ложкарь не хорохорится,

В погоду-непогодицу

Не отпускает рук.

Поэты восхищаются усердием и мастерством семёновских ложкарей.

«Мастера сто потов сольют с утра» отобразил Маравин в своих строчках.

Топор, тесло да ножечек –

Друзья застольных ложечек,

А их надомный делатель –

Семёновский мужик.

В этом стихотворении Маравин описывает работу ложкарей. Читая стихотворение, представляешь глухую деревню рано утором. На лавке сидит ложкарь, который при помощи топора, тесла и ножа делает ложки. Вокруг него скорлупой лежит стружка. Он настолько занят своей работой, что даже не заметил, как спустились сумерки.

Одарило лучистое чистотой родника-

Удалого, плечистого ложкаря- мужика.

А в этом стихотворении он представляет ложкаря удалым, плечистым , высоким, сильным духом, трудолюбивым мужиком.

Резал парень будто масло

Липу- бель, да всё-то в лад,

Был в округе первый мастер

Так в народе говорят.

Делая братины резные

И к крыльцу витую вязь,

Чашки, ложки расписные

Покупал народ дивясь.

Наталья Прорубщикова воссоздаёт образ Семёна-ложкаря. Она указывает на то, что согласно легенде Семён был первым мастером в ложкарном промысле. Пишет, что Семёну не доставляет большого труда резать ложки и чашки. Работа его идёт как маслу быстро и легко. Народ дивится его искусству и раскупает всю посуду.

Деревянных проспектов Семёнова

Деревенская простота.

Многие улицы в Семёнове выглядят, как деревенские улицы, потому что на этих улицах деревянные дома с резными окнами, палисадниками. В своих строчках Анатолий Гордеев сравнивает красоту г. Семёнова с деревенской красотой.

Деревянным называет Семёнов и В. Автономов.

По душе пришёлся мне не зря

Деревянный городок, что назван

Именем Семёна-ложкаря.

Надежда Лобанова подмечает, что Семёнов окружен бескрайними сосновыми борами и дубовыми рощами. Она любуется керженскими просторами, его дикой дремучей красотой.

Среди керженских просторов

Край богатый и лесной.

Там, где змейкой по равнине

Речка Санохта течёт.

В этих строчках Лобанова сравнивает Санохту с юркой змейкой, которая то появляется, то исчезает в просторах равнины.

Здесь по веснам ликует сирень,

Мастерицы поют за работой.

Загорается солнечный день

Хохломской колдовской позолотой.

Е. Корешкова в своем стихотворении прославляет труд мастериц. Она пишет, что хохлома околдовывает своим радужным пламенем.

И брусничинок россыпь, а лист

Тонкий, травный, что память хранит,

И рябины пунцовая кисть-

Всё на ложках в узоре лежит.

А вот в этих строках она поражается искусством хохломы, трудом художницы. Как ловко художницы наносят на изделия узор, какой яркий и разнообразный он получается. Старинный край, где всюду хохлома- город Семёнов. Здесь просто чудо-мастерицы. Они работают день и ночь, чтобы их изделия были назагляденье. Каких только видов росписи нет на чашках, поставках, панно. И «травка», и «фон», и «кудрина». Глядя на узоры, можно представить все времена года. Когда видишь на изделии крупную спелую землянику, сразу вспоминаешь лето, когда зеленую кудрину, ощущаешь запах весны, когда золото - краски ярко-желтые кленовые листья.

Владимир Яшков- поэт города Лукоянова сочинил про хохлому веселую частушку.

Если вдруг в домах отключат,

Электричество и газ,

Есть тогда надежда:

Хохлома согреет нас.

Миронов сравнивает жар-птицу с восходящим солнцем. Она такая же пламенная, от нее на душе становится так же тепло. Он гордится семёновскими мастерами и художницами.

Вот оно восходящее солнце-

Птица-жар золотой хохломы!

Читая отрывок из стихотворения Натальи Курбановой, перед глазами сразу появляется образ художниц, которые сидят на низеньких скамеечках, в руках держат ковш, и тонкой кистью наносят на них узоры. Их задорный смех приглушает шум в цехе. А кто-то уже лачит свои изделия.

Пахнет лаком и красилом

В цехе шум и смех девчат,

Здесь Семёновское диво

Получает свой наряд.

А вот Николай Маравин в своих строчках пишет:

Все заманчиво и мило

На Семёновских базарах,

Где вовсю слепит ярило

Огнекудрой хохломы.

На семёновских базарах в дни фестиваля так много всего, просто глаза разбегаются. Хохлома так и притягивает к себе, своим золотом. Она похожа на солнце, озаряющее все вокруг.

Это солнечное чудо

Растопит лед любой зимы.

Напоследок я бы хотела привести ещё один пример стихотворения, где о хохломе пишут с чувством гордости и восторга. Это стихотворение Фаины Терентьевой.

Хохлома

Здесь царство фей-красивых, молодых

Творенья рук их и души прекрасны,

Изделия настолько хороши,

Что времени отныне неподвластны.

Тут каждый повстречается с весной:

Она в кудрине, золотистой травке.

А кто-то разминуется с мечтой,

Жар-птицей упорхнет мечта с подставки.

Любовь и вера во главе.

В улыбках женщин, в яркой красоте братины,

На каждом детском расписном столе

И в кисти красной ягоды рябины.

Коллектив художниц сравнивается с царством красивых, молодых фей. Они рисуют кистью так ловко, словно феи, которые взмахивают волшебной палочкой, чтобы совершить чудо. В помещениях, где работают художницы, даже в ненастье светит солнце от изобилия живых красок. Изделия настолько хороши, что даже со временем они не теряют своей сочности и свежести. От узоров на изделиях веет дыханием бесконечной весны. Она в кудрине, в золотистой травке. В этом сказочном царстве жар-птица играет главную роль. Стоит ей упорхнуть и мечта улетает мгновенно. У каждой художницы свой узор. Каждая вкладывает в него свою душу и любовь. Главное для них- это вера в то, что их изделия будут радовать людей своей необыкновенной красотой.

Фестиваль «Золотая хохлома»

Каждый год в июне город Семёнов встречает участников Всероссийского фестиваля народных промыслов «Золотая хохлома». Цель фестиваля: поддержка и развитие традиционных художественных промыслов, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, любви к русским народным традициям, привлечение внутренних и зарубежных туристов.

Фестиваль проходит в течение двух дней. В его рамках проводился региональный фестиваль детского творчества «Хохломская карусель». Программа фестиваля «Золотая хохлома» включает в себя концерты, выставки, мастер-классы, смотры, конкурсы, спортивные соревнования. Особой привлекательностью фестиваля «Золотая хохлома» стали мастер-классы, посвящённые народным промыслам. В дни фестивалей работали выставочные залы и площадки, на которых были представлены изделия, как местных мастеров, так и гостей фестиваля. На выставке ЗАО «Хохломская роспись» к лучшим образцам продукции добавились изделия, выполненные специально, как подарки фестивалю. К первому фестивалю семёновские мастера изготовили гигантскую ложку, вошедшую в Книгу отечественных рекордов «Диво». Ко второму фестивалю были сделаны такая же уникальная по размерам хохломская чаша, полтора метра в диаметре, высотой 45 сантиметров, и метровая матрёшка, ставшая символом регионального детского фестиваля «Хохломская карусель».

Хохлома- это уникальный народный промысел, насчитывающий более трех веков, отличающийся способом деревообработки и своеобразием художественной росписи. Теплота, самобытность, неповторимость в творчестве отличают хохломские изделия. Они имеют уникальную эстетическую ценность.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)