Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Хронотоп в поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки»

В своей статье ученица одиннадцатого класса Биккулова Ирина исследует сложные и интересные категории в литературоведении – категории времени и пространства. Автор исследования обращается к явлению постмодернизма, в частности, к поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки». На основе анализа опроса жителей гп. Пойковский об осведомленности их в произведениях современной литературы, ученица приходит к выводу, что публику мало интересуют произведения, требующие высокого интеллекта, где главной задачей является не сюжет, а игра автора с читателем, умение видеть в тексте аллюзии и реминисценции.

В своей статье ученица одиннадцатого класса Биккулова Ирина исследует особенности хронотопа (взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе) в постмодернистской поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Автор работы рассматривает особенности современного литературного процесса, выделяет характерные черты постмодернизма, рассматривая их на основе поэмы В. Ерофеева. Ученица исследует сложные категории в литературоведении – категории времени и пространства. Пытается высказать свой взгляд на особенности изображения данных категорий в поэме.

На основе проведенного опроса жителей гп. Пойковский об осведомленности их в произведениях современной русской литературы Биккулова Ирина пришла к выводу о том, что современного читателя мало интересуют произведения без занимательного сюжета, произведения, где автор ведет своеобразную « игру на узнавание» с читателем, где для понятия смысла произведения требуется хороший интеллект, начитанность. Такие произведения чаще всего не поняты широкой публикой.

Ученица уверена в необходимости введения факультативного курса по особенностям современной русской литературы в старших классах, а также в высших учебных заведениях, так как авторитет России как самой читающей страны в мире, на ее взгляд, падает, прилавки магазинов «завалены» всякого рода «чтивом», а серьезные, глубокие произведения не пользуются популярностью из-за того, что не поняты.

Материалы данного исследования могут быть использованы учителями для проведения факультатива по изучению современной русской литературы.

Я поставила перед собой задачи: рассмотреть особенности современного литературного процесса; проанализировать уровень осведомленности в современной литературе жителей гп. Пойковский; изучить характерные черты постмодернизма; выяснить суть понятия хронотоп в литературоведении; выявить и исследовать способы и приемы изображения времени и пространства в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки».

Я провела среди жителей гп. Пойковский опрос с целью выявить уровень осведомленности в современной русской литературе. Опрос показал, что уровень достаточно односторонний. Популярность пользуются: детективы, романы, фантастика. Наиболее читаемые авторы: Д. Донцовой, А. Маринина, Устинова, Бориса Акунин, С. Лукьяненко. Такие понятия как постмодернизм, неосентиментализм, неонатурализм и др. слышали многие опрошенные, но мало кто из них смог дать, хотя бы поверхностное определение этим понятиям. В связи с эти я признаю необходимость изучения современной литературы в общеобразовательных учебных заведения. Я считаю, что наиболее успешным вариантом ее изучения будет организация факультативного курса, который был бы предназначен для учебных заведений с гуманитарным профилем, гимназий, лицеев, т. к. имеет узкую направленность.

В своей работе я обратилась именно к направлению постмодернизма, так как это одно из наиболее ярких направлений в современной литературе. Я выяснила, что данное явление появилось на западе в 1950-1960-е годы. Его теоретиками выступили такие исследователи, как Лесли Фидлер, Ж. Делез. Причиной послужило пресыщение культурой, а в России появление данного явления было связано с реакцией на кризис коммунистической идеологии. В своем исследовании я обращаюсь к работам А. Гениса «Беседа седьмая. Горизонт свободы. Саша Соколов»; И. Ильина «Постмодернизм от истоков и до конца столетия: эволюция научного мифа»; В. Курицина « К ситуации постмодернизма» и др. Актуальность моей работы заключается в том, что явление постмодернизм еще до конца не изучено и сегодня вызывает отклик критиков и литературоведов. Читателя же может заинтересовать совершенно новый взгляд на литературу; новый тип героя; интертекстуальность (наличие в тексте массы цитат из произведений классиков); то что границы между действительным и литературным стерты; новый взгляд на время и пространство.

Определяя тему своей статьи я обратилась к термину хронотопа из работы М. М. Бахтина «Формы времени и пространства в романе. Очерки по исторической поэтике». Хронотопом Бахтин называет взаимосвязь времени и пространства взаимоотношений в произведении. Хронотопом может быть дверь, окно, природа, дорога. В нашем случае – это вокзал, вокзал – это точка отсчета из которой расходятся различные ветки, пути можно сказать судьбы. Герой постоянно говорит о Курском вокзале, всегда в своих странствиях он выходи в одно и то же место, то есть своеобразный шанс выбора пути у него был.

Герой поэмы – веничка – тридцатилетний мужик, очень образованный, но «законченный алкоголик». Пьянство – это его образ жизни. Веничка существует в двух мирах, путешествует из одного в другой. С одной стороны, Москва – реально существующий город, пространственный символ великого советского государства (СССР), С другой стороны, Петушки, тоже реально существующий городок, с непонятной историей и значение для страны, но представляющийся райским уголком, Существованием в двух мирах можно назвать и различные состояния героя: вчера и сегодня. Вчера – состояние сильного алкогольного опьянения, сегодня – сильный похмельный синдром, состояние критического оценивания и воспоминания событий прошлого дня». Два мира – потусторонний и реальный также представлены в поэме. (темные и светлые ангелы, Бог). В. Курицин рассматривает путешествие героя как метафору странствий в загробном мире. Железная дорога – это дорога в Царство мертвых Поезд выступает в качестве лодки Харона, перевозчика душ по ту сторону. А может быть, сам поезд – это уже Царство мертвых, так как герой находится в пограничном состоянии жизни и смерти, на грани яви и сна. А появление ангелов света и тьмы закономерно, так как идет борьба за душу Венички. Это напоминает нам травестийное житие. На мой взгляд, символичностью обладают здесь многие называемые цифры в поэме. Например, не случайно герой очнулся на 40-ой ступеньке незнакомого подъезда. Душа обретает покой на 40-ой день. Система названий глав по населенным пунктам - одна из характеристик пространства. Да и само название поэмы «Москва-Петушки». Мотив путешествия, использованный в поэме, не нов для русской литературы («Кому на Руси жить хорошо» Некрасова, «Путешествие из Москвы в Петербург» Радищева, «Мертвые души» Гоголя, «Очарованный странник» Лескова). Время раздвигается благодаря воспоминаниям, историческим реалиям, отступлениям на различные темы, оно даже как бы повисает, теряя свою значимость. Герой постоянно вспоминает и говорит о пятнице: «Впрочем, стоп! Ведь я уезжал из Москвы – заря моей пятницы уже взошла. Значит - уже сегодня пятница! Почему же так темно за окном?. » (стр. 218 «М-П»). Выражение «заря моей пятницы уже взошла» относит нас к образу Иисуса, тем самым раздвигая границы времени и пространства, перед нами сакральное время. Веничка – мученик, страдалец за свою душу и за души чужие. Герой поэмы живет прошлым. Для него нет счастья в настоящем, а значит и не может быть будущего. Пространство способно сужаться до уровня сознания одного человека и раздвигаться до вселенских масштабов. А время сужено до двух с небольшим часов поездки, а с другой стороны оно раздвигается и имеет способность повисать.

Таким образом прообраз постмодернизма – это уставший Фауст на исходе своего земного странствия, когда, по словам Мефистофеля,

Литературный процесс двух последних десятилетий характеризуется сосуществованием в едином культурном пространстве предельно разных направлений. Более того, наряду с произведениями созданными за последние пятнадцать двадцать лет, увидели свет и те, что были написаны в конце 1960-х – начале 1970-х годов, но до конца 1980-х оставались неопубликованными. Эти произведения оказали огромное влияние на формирование важнейших тенденций, определивших развитие современной литературы. Тем самым в литературу были включены произведения модернистской, постмодернистской, реалистической, неосентименталистской, неонатуралистической ориентации.

Читатели глубже знакомятся с литературой русского зарубежья (от Набокова до Бродского). Полностью стираются границы между массовой и высокой литературой. Произведения являются интертекстами (цитатность), производится монтаж различных дискурсов и расширяется категория контекстуальности (С. Соколов «Школа для дураков»). Под сомнение ставится рациональное и целостное объяснение мира. «Распалась связь времен», исчерпала себя линейная последовательность событий (виртуальная история России в романе Т. Толстой «Кысь»). Релятивизм становится чертой мировосприятия в эпоху постмодернизма («Пушкинский дом» А. Битова). Еще одним явлением становится концептуализм, где автор выступает как «скриптор», т. е. он фиксирует. Также происходят изменения в реализме: схематичность типажных героев, экзистенциальные основания, три-четыре жизненных истины, сюжетная «загадка» при минимуме потерь с нашей стороны.

Традиционные маргинальные сферы реальности (тюремный быт, ночная жизнь улиц), маргинальные герои, выпавшие из привычной жизни (бомжи, проститутки), физиологический спектр литературной тематики: алкоголизм, насилие, смерть), стали основными объектами изображения в неонатурализме. (Сергей Каледин «Смиренное кладбище»).

И наоборот частная жизнь (интим), чувства и телесные ощущения становятся главным предметом изображения в прозе неосентиментализма (Щербакова, Вишневецкая)

И, наконец, одним из самых влиятельных явлений в современной литературе является постмодернизм, который я буду рассматривать в своей работе. Произведения этого направления рассматривают по-новому категории жизни и смерти, фрагментарности и целостности, Личного и Безличного, Власти и Свободы, Пространства и Времени и другие. В своем исследовании я рассматриваю особенности категории времени и пространства,

Анализ опроса

Среди жителей гп. Пойковский был проведен опрос с целью выявить уровень осведомленности в современной русской литературе. Вопросы были предложены старшеклассникам (11 класс), а также людям различных профессий гп. Пойковский.

95 %-опрошенных слышали о произведениях современных авторов, 5%-не интересуются художественной литературой вообще, но читают научно-популярные и развлекательные журналы и газеты. Из этих 95 % читали произведения 70 % опрошенных. Из названных книг популярностью пользуются детективы Д. Донцовой, А. Марининой, Устиновой; романы Бориса Акунина, В. Лаврова, Н. Леонова, Т. Поликовой, fantasy С. Лукьяненко и женская проза. Такие понятия как постмодернизм, реализм, неосентиментализм, неонатурализм, постреализм, постпостмодернизм слышали многие опрошенные, но мало кто из них смог дать определения этим понятиям. Наиболее интересными темами опрошенные посчитали темы любви- 25%,жизни и смерти- 16%, криминал-14%, фантастика-10%. Остальные 30% приходятся на темы конца света, психологии, современного общества, приключений, темных сил. 5% опрошенных совсем ничего не интересует.

Венедикт Ерофеев знаком 25% процентам старшеклассника, и то, потому что они были ознакомлены с ним на дополнительных занятиях по литературе.

Я считаю, что уровень осведомленности в современной русской литературе у нас в поселке достаточно односторонний. Люди читают детективы, романы и фантастику на этом все заканчивается. Люди не читают литературу постмодернизма, и это говорит о необразованности нашего общества. Всех интересует то, что полегче то над чем не надо много думать, примитивные сюжеты детективов и мечта о красивой жизни в романах.

В связи с эти я признаю необходимость изучения современной литературы в общеобразовательных учебных заведения. Учитывая сложность и неоднозначность тем, я считаю что наиболее успешным вариантом ее изучения будет организация факультативного курса, который был бы предназначен для учебных заведений с гуманитарным профилем, гимназий, лицеев, т. к. имеет узкую направленность.

Особенности постмодернизма

На примере поэмы Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

«Вид художественного произведения позволяет нам делать выводы о характере эпохи его возникновения. Что значит реализм и натурализм для своей эпохи? Что значит эллинизм? Это направления искусства, несшего с собой то, в чем всего больше нуждалась современная им духовная атмосфера». Современная нам эпоха, очевидно, нуждалась в появлении постмодернизма.

В западноевропейской литературе и культуре постмодернизм сформировался и был осознан как принципиально новая художественная парадигма в 1950-1960-е годы. Его теоретиками выступили такие исследователи, как Лесли Фидлер, Ж. Делез, Ф. Гуаттари, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. -Ф. Лиотар. А в русской литературе его появление относится к началу 1970-х годов. Лишь в конце 1980-х годов о постмодернизме стало возможным говорить как о неотменимой литературной и культурной данности, а к началу XXI века приходится уже констатировать завершение «эпохи постмодерна».

Причинами появления постмодернизма послужили: на западе – пресыщение культурой, а в России – это была реакция на кризис коммунистической идеологии.

Критик Александр Генис так сформулировал главное отличие «нашего» постмодернизма от западного: западный = авангард + масскульт, русский = авангард + соцреализм.

Но со второй половины 90-х годов русский постмодернизм приблизился к западному постмодернизму. Этим вопросом занимаются многие исследователи: А. Генис, И. Ильин, В. Курицин, В. Лавров, М. Липовецкий, Г. Н. Нефагина, С. Рейнгольд, К. Степанян, М. Эпштейн.

Постмодернистскими мыслителями являются Кьеркегора, Ницше, Паскаль.

Наиболее знаменитые западные постмодернисты:

Борхес Хорхе Луис (1899-1986) - аргентинский писатель; Милорад(1929) – сербский писатель; Эко Умберто(1932)– итальянский писатель.

Русские постмодернисты:

Венедикт Ерофеев(1938-1990); Саша Соколов; Павич Дмитрий Галковский (1960); Андрей Битов(1927); Виктор Пелевин(1967); А. Богданов, В. Зуев, А. Жолковский, М. Харитонов.

Постмодернизм нельзя охарактеризовать, как исключительно литературное явление и тем более литературное направление или течение. Постмодернизм непосредственно связан с самими принципами мировосприятия, которые проявляют себя не только в художественной культуре, но и в науке (философии, литературоведении, культурологии), и в разных сферах социальной жизни (реклама и РR-технологии). Точнее было бы определить постмодернизм как комплекс мировоззренческих установок и эстетических принципов, причем оппозиционных к традиционной, классической картине мира и способам ее представления в произведениях искусства.

Особенности постмодернизма:

1. Отказ от какой-либо иерархии. Нет границ между высоким и низким, главным и второстепенным, реальным и вымышленным, авторским и неавторским.

Сняты все табу, даже на ненормативную лексику (Пример1). Нет стилевых и жанровых различий. Например, о жанре произведения «Москва-Петушки» до сих пор идут споры. Так как его можно отнести к детективу, утопии, антиутопии, путевому очерку, производственному роману, травестийному житию, исповеди, философскому эссе. А сам автор назвал поэмой.

Нет почитания святынь (пример 2); авторитетов (пример3). Нет стремления к идеалу.

Приемы: гротеск; ирония, доходящая до цинизма; оксюморон. Пьянство - всеобщий уравнитель. Пьяная беседа Венечки и черноусого в вагоне – пародия на учены спор. Из их уст звучат имена писателей, музыкантов, революционеров, политиков. От Фридриха Шиллера и тайного советника Гёте разговор переходит к Ивану Тургеневу, от Герцена и декабристов – к Максиму Горькому. Литература, да и вся мировая история, и культура предстают в сниженном комическом виде.

2. Интертекстуальность (цитатность).

3. Границы между действительным и литературным стерты. Герой Ерофеева самым естественным образом разговаривает на языке цитат, соединяя реальное и литературное пространство (наиболее очевидным примером их синтеза становится вопрос, обращенный Веничкой к самому себе: «В каком жанре я доеду до Петушков?»).

Весь мир как текст. Автор «смешивается» со своим героем, из-за текстовой рамки входя во внутреннее пространство произведения. Тем самым реализует принцип «мир как текст»: вселенная слов становится единственно возможным местом обитания для героя, выброшенного из реальности, пронзенного в ней шилом в горло.

Постмодернист уверен, что одна из его задач интерпретация наследия классиков. Названия глав в «М-П» точно отражают маршрут пригородной электрички: Карачарово – Чухлинка, Орехово-Зуево. Здесь пародируется «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева.

Сюжет не имеет большого значения. Главное – игра с читателем, который предлагает опознать сюжетные ходы, мотивы, образы, скрытные и явные реминисценции в тексте. Веничка живет в двух мирах, путешествует из одного в другой, заснув в полупьяном сне и очнувшись, - и читатель должен разгадать правила этой литературной игры и включиться в нее.

4. Расширение читательской аудитории за счет привлечения массовых жанров: детективы; мелодрамы; фантастика; перемещение центра тяжести с формы на содержание; «подведение итогов» конца книжной литературы.

Понятие хронотопа

Пространство и время принадлежат к числу категорий, разработка которых имеет большое значение не только для развития философии, но и для развития наук, искусства, человеческой культуры в целом. От того, как человек воспринимает, осмысливает пространственно-временные аспекты окружающего мира, как он относится к пространству и времени, во многом зависит эффективность и целенаправленность его деятельности.

Художественное время и художественное пространство – важнейшие характеристики образа художественного. Они создают целостное восприятие художественной действительной и организуют композицию произведения. Пространственно-временная картина всегда носит символично-идеологический ценностный характер. Пространственно-временные образы М. М. Бахтин в «Формы времени и пространства в романе. Очерки по исторической поэтике» называет хронотопами. «Существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе, мы будем называть хронотопом (что значит в дословном переводе «времяпространство»). Термин этот употребляется в математике, естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности (Эйнштейна) Хронотоп мы понимаем как формально-содержательную категорию литературы».

По мнению Бахтина, в литературно-художественном хронотопе время сгущается, уплотняется, становится художественно зримым. А пространство втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени, эпохи раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем. Именно этим характеризуется художественный хронотоп.

Жанр и жанровые разновидности определяются также хронотопом. Образ человека, литературно-художественный образ, по словам М. М. Бахтина «всегда хронотипичен». Хронотоп определяет художественное единство литературного произведения в его отношениях к реальной действительности и всегда включает в себя ценностный момент. Любой хронотоп может включить в себя неограниченное количество мелких хронотопов, сосуществовать, переплетаться, противопоставляться с другими. «Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов», - пишет М. М. Бахтин. Таким образом, в качестве хронотопа может вступать и встреча, и дорога, и природа, и идиллия и т. д.

В своей работе я попытаюсь проанализировать особенности хронотопа (времени и пространства) в постмодернистской поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки».

Время и пространство в поэме Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки»

Постмодернистская поэма В. Ерофеева «Москва-Петушки», написанная в 1969-70 –х гг. , а увидевшая свет только в 80 –х гг. – главное произведение автора.

Герой поэмы – веничка – тридцатилетний мужик, образованный, но «законченный алкоголик». Пьянство – это его образ жизни. Он является проекцией самого автора типичным игровым персонажем постмодернистской литературы.

Веничка существует в двух мирах, путешествует из одного в другой. С одной стороны, Москва – реально существующий город, пространственный символ великого советского государства (СССР), мать всех народов, сосредоточие идеалов будущего, соцобязательств, рапортов, пятилеток, планов и прочего, которая герою кажется местом абсурда. С другой стороны, Петушки, тоже реально существующий городок, с непонятной историей и значение для страны, но представляющийся райским уголком, миром душевного спокойствия для героя (пример 5). Существованием в двух мирах можно назвать и различные состояния героя: вчера и сегодня. Вчера – состояние сильного алкогольного опьянения, сегодня – сильный похмельный синдром, состояние критического оценивания и воспоминания событий прошлого дня (пример 6). Два мира – потусторонний и реальный также представлены в поэме. С начала произведения герой постоянно разговаривает с ангелами. Они сочувствуют герою, в его состоянии, предлагают варианты, где он может опохмелиться, напоминают герою о том, что он должен купить гостинцев, сопровождают его в дороге и покидают лишь тогда, когда Веничка впервые за последнее время улыбнулся. Герой постоянно беседует с Богом, но Бог молчит. А в конце поэмы. Веничка встречает на улице странную четверку. Сразу возникает ассоциация с четырьмя всадниками тьмы, с апокалипсисом. Таким образом, пространство приобретает не только психологическое, но и мифическое измерение.

В. Курицин рассматривает путешествие героя как метафору странствий в загробном мире. Железная дорога – это дорога в Царство мертвых (только в конце поэмы мы узнаем, что Веничка погиб). Поезд выступает в качестве лодки Харона, перевозчика душ по ту сторону. А может быть, сам поезд – это уже Царство мертвых, так как герой находится в пограничном состоянии жизни и смерти, на грани яви и сна. Именно поезд соединяет ориентиры Москва и Петушки, реальное, обыденное, надоевшее и омерзительное, лицемерное, с раем, желаемым, удовольствием, спокойствием с настоящим.

А появление ангелов света и тьмы закономерно, так как идет борьба за душу Венички. Мы видим как бы «мытарство» души, «разборки» черных и белых. Но судят Веничку не ангелы (они слишком добры к страдальцу), а Бог, который все время безмолвствует. Душе показывают рай с пением птиц и запахом жасмина, а потом демонстрируют ад – население вагона (безрадостные лица). И вместо Петушков Веничка вновь приезжает в Москву, где убегая от зловещей четверки оказывается у Кремля (которого никогда не видел) – символа ада, и ад восторжествует, так как судьба души к этому времени уже определена, душа обрела своё место.

На мой взгляд, символичностью обладают здесь многие называемые цифры в поэме. Например, не случайно герой очнулся на 40-ой ступеньке незнакомого подъезда. Душа обретает покой на 40-ой день.

Автор дает искривленное восприятие времени, нарушенное восприятие пространства. Сочетает возвышенные идеальные устремления и разрушительную реальность.

Система названий глав по населенным пунктам - одна из характеристик пространства. Да и само название поэмы «Москва-Петушки». Название глав точно отражает маршрут пригородной электрички: Карачарово-Чухлинка, Павлово-Посад-Назарьево и т. п. Вроде бы перед читателем прямая линия, движение от пункта А до пункта Б, но путь совершается по прихотливо замкнутому кругу, а прямое становится кривым.

«Ибо русская вселенная замкнута И рвясь изо всех сил вперед, мы приходим к самим себе с другой стороны», говорит Т. Толстая по поводу поэмы Ерофеева.

Реально существующее географические пункты выполняют роль идеологических, пространственных и мифических символов.

Мотив путешествия, использованный в поэме, не нов для русской литературы (пример11). В поэме он также связан с мотивом правдоискательства. В каждой строчке, по словам А. Гениса «кипит и роится зачатая водной, небывалая словесная материя. Пьяный герой с головой погружается в эту речевую протоплазму, оставляя трезвым заботиться о её составе». (№10)

Вообще, можно говорить о том, что «литературное пространство» и реальное пространство по словам О. Маркеловой, смыкаются Веничка постоянно отдает себе отчет в том, что находится в литературном произведении («В каком жанре я доеду до Петушков?») Другие персонажи тоже осмысляют свою жизнь в категория литературы (пример 12). То есть произведение Тургенева и реальная жизнь не разграничиваются. Нет в поэме разницы между реально существовавшими авторами и их персонажами.

«,,, Только что прожитая жизнь героя на глазах превращается в литературу, и литература начинает диктовать находящемуся в ее пространстве рассказчику свои условия После сцены с контролером в Орехово-Зуеве и Петушинской революции литература начинает структурировать жизнь героя». (№10)

В пространстве, из которого герой в ходе поездки герой не может вырваться, все единообразно. Произведение имеет кольцевую композицию, и выход из него невозможен, как и с «заблуждавшегося трамвая» Н. Гумилева, где перед героем промчались эпизоды его жизни, видимые им через окна. Остановиться, поменять судьбу невозможно.

Ерофеев, применяя прием путешествия, «закрывает» читателя в электричке. Мы почти ничего не знаем о мире за окном поезда. Таким образом, сюжетом становится драма сознания.

Пространство и время расширяется с помощью реминисценсий и аллюзий.

Пространство то сужается до внутреннего мира одного человека, то разрастается до вселенских размеров. А время порой растягивается до дней, часов в прошлом и до минут секунд в настоящем. Причем эти минуты длятся и длятся в пространстве (описание похмелья).

Государство и Веничка существуют в разных измерениях, этим и объясняется равнодушие героя к символу власти, коим и является названая выше стена (Кремль) - начальная фраза, задающая тон всей поэме. (№15)

Жестокий реальный мир мстит герою за отказ подчиняться его законам (пример 14). Веничка сливается с автором, он живой человек, пытается быть свободным от всех условностей и за это жестоко расплачивается.

Время в поэме то конкретно, то условно, но всегда играет символическую роль.

В литературной традиции весна всегда ассоциируется с расцветом, будущим, жизнью. Осень- с закатом, концом жизни, подведением итогов. Утро ассоциируется с началом и в то же время с неизвестностью, вечер – с концом и в то же время с бесстрашием. В поэме действие происходит осенью, что символично концу жизни, несбыточности надежд («Так – то оно так Но ведь я выехал утром В восемь шестнадцать с Курского вокзала. <> Да мало ли что утром! Теперь слава Богу, осень, дни короткие, не успеешь очухаться – бах! уже темно» (стр. 287 «М-П»). Это риторическое «бах! уже темно» говорит о быстротечности человеческой жизни.

Веничка живет в прошлом и настоящем времени одновременно. Время раздвигается благодаря воспоминаниям, историческим реалиям, отступлениям на различные темы, оно даже как бы повисает, теряя свою значимость. Из Веничкиных уст звучат имена писателей, музыкантов, революционеров, писателей; причем вся литература и мировая культура представляется в сниженном комическом виде.

Герой постоянно вспоминает и говорит о пятнице. (« Опять со своей прошлой пятницей! Я вижу, Веня, ты весь в прошлом. Я вижу, ты совсем не хочешь думать о будущем!. » (стр. 218 «М-П») «Впрочем, стоп! Ведь я уезжал из Москвы – заря моей пятницы уже взошла. Значит - уже сегодня пятница! Почему же так темно за окном?. » (стр. 218 «М-П») О, эта боль О, этот холод собачий! О, невозможность. Если каждая пятница моя будет и впредь такой, как сегодняшняя, - я удавлюсь в один из четвергов!. » (стр. 231 «М-П»).

Выражение «заря моей пятницы уже взошла» относит нас к образу Иисуса, тем самым раздвигая границы времени и пространства, Веничка – мученик, страдалец за свою душу и за души чужие (пример 16). Вспомним строчки из произведения И. В. Гете: «Смотреть ни вдаль, ни в прошлое, не надо; //Лишь в настоящем счастье и отрада». Герой поэмы живет прошлым. Для него нет счастья в настоящем, а значит и не может быть будущего.

Время героя движется хаотично, неопределенно. Время в произведении тянется и развертывается, подобно пространству, поскольку между его моментами нет качественных различий, а есть отдаление, промедление, когда ничего не происходит

В поэме оно формируется переброской из одного момента в другой, а последний момент задается как повторение, то есть воспоминание несостоявшегося первого. Например, Веничка повторяет вопрос Богу, а в промежутке ничего не происходит. Одной из основных задач произведения становится задача разоблачения всякой ложной условности во всех человеческих отношениях. Отсюда реальная жизнь, лишенная идеологического осмысления становится животно-грубой. Всем этим условностям противостоит хитрый, пытливый ум образованного алкоголика, которому дано право гиперболизировать жизнь, изображать жизнь как комедию, а людей как актеров, право срывать маски с других, право браниться, право предавать публичности частную жизнь со всеми её тайнами.

Поэтому «внутренний человек», - Веничка может быть раскрыт только с помощью образа пьяницы.

Через сознание героя, его мысли мы видим как бы срезы мирового бытия, а значит духовное пространство произведения огромно. Психология припоминания мотивирует прерывистый обратный ход времени. Такая постановка сознания героя позволяет сжать собственное время действия до немногих дней, часов между тем как на экран припоминания может проецироваться время и пространство целой человеческой жизни.

Таким образом прообраз постмодернизма – это уставший Фауст на исходе своего земного странствия, когда, по словам Мефистофеля,

В борьбе со всем, ничем не насытим,

Преследуя изменчивые тени,

Последний миг, пустейшее мгновенье

Хотел он удержать, пленившись им.

Иоганн Вольфганг Гёте.

1. Постмодернизм – теоретически самая изощренная форма захоронения времени под предлогом его сохранения и увековечивания в бесчисленных повторах и отсрочках. Остановленное мгновение, заторможенное настоящее – это всего лишь пародия вечности.

2. В. Ерофеев использует в поэме и сакральное время (время первотворения, застывшее и неизменяемое, навсегда прошедшее), а также время эмпирическое (историческое и бытовое, существующее здесь и сейчас, требующее измерения и учета в повседневной жизни).

3. Время героя движется хаотично, неопределенно повисает в безвременной пустоте, в беспредельно раздвинутом настоящем.

4. Время в постмодернистском произведении превращается в слепок, так как между временем и пространством устранены радикальные различия.

5. Будущее мыслится как конец всего существующего, как бы конец бытия (эсхатологизм).

6. Автор использует прием обращения к памяти персонажа как к внутреннему пространству для развертывания событий. Прерывистый, обратный ход времени мотивируется психологией припоминания.

Литературоведческий словарь

Аллюзия (allusio – намек) – один из стилистических приемов на общественный исторический, политический, литературный или бытовой факт.

Внутренний конфликт – конфликт в душе героя, борьба противоречивых чувств и стремлений.

Гротеск – прием изображения реальных фактов жизни посредством причудливого и контрастного сочетания: реального и фантастического, комического и трагического, прекрасного и безобразного.

Дискурс - вид речевой коммуникации, основывающийся на региональном непредвзятом обсуждении, на попытке дистанцироваться от социальной реальности.

Житие – художественная биография легендарной исторической личности, причисленной к лику святых.

Интертекстуальность - понятие постмодернистской текстологии, артикулирующее феномен взаимодействия текста семиотической культурной средой в качестве интеориоризации внешнего.

Концептуализм (от лат. соnсерtus - мысль, понятие) – термин, используемый для обозначения философских направлений занимающих промежуточное положение между средневековым реализмом и номинализмом в решении проблемы универсалий.

Маргинальность– понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни.

Модернизм – условное понятие, обозначающее совокупность нереалистических, декаденских понятий, формалистических течений в искусстве конца ХIХ - ХХ вв.

Неосентиментализм – поиск истинных жизненных начал, «персональных» опор, позволяющих человеку удержаться на виражах судьбы.

Оксюморон - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий. Пример: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова).

Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец) - 1) понятие античной и средневековой философии, характеризующее сферу вечных идей как первообраз, образец, в соответствии с которым бог-демиург создает мир сущего; 2) в современной философии науки - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Постмодернизм – условное понятие, обозначающее совокупность течений в искусстве, философии, культурологи, социологии и даже точных науках во второй половине 20-ого века.

Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой.

Реализм – художественный метод, в основе которого лежит правдивое исторически конкретное отражение действительности в художественном произведении, в создании характеров персонажей.

Реминисценсия – точная или искаженная цитата.

Релятивизм - методологический принцип анализа и инвентаризации познания, состоящий в абсолютизации качественной нестабильности явлений, их зависимости от различных условий и ситуаций.

Хронотоп - термин используется для обозначения пространства и времени.

Эллинизм, совокупность особенностей, присущих древнегреческой культуре, языку и правам.

Экзистенция - в экзистенциализме - внутреннее бытие человека; то непознаваемое в человеческом "Я", вследствие которого человек предстает как конкретная неповторимая личность.

Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)