Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Художественные особенности лирики Афанасия Афанасиевича Фета

Он в своём роде поэт единственный, несравненный, дающий нам самый чистый и настоящий поэтический восторг, истинные бриллианты поэзии

Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию Н. Страхов

Творчество Афанасия Афанасиевича Фета – одна из вершин русской лирики. Фет – поэт великий, поэт гениальный. Сейчас в России нет человека, который не знал бы стихотворений Фета. Хотя бы самые известные – «Я пришел к тебе с приветом» или «На заре ты её не буди».

В то же время действительного представления о масштабах этого поэта, особенно молодые люди, не имеют. О чём пишет Фет?

О природе и о человеке.

Поэзия была главным делом жизни Фета, призванием, которому он отдал всё: душу, зоркость, изощрённость слуха, богатство фантазии, глубину ума, навык упорного труда и вдохновения.

Я считаю, что лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно – Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера стиха, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Я узнала, что Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Словосочетания, встречающие у Фета поражали и возмущали многих его критиков, но по достоинству были оценены его почитателями.

Меня удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, «тяготело», не только к поэзии. Но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение «Певице»:

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей, печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

Трудно понять, как в звуках могут быть «жаркие слезы», почему на них «кротко светит улыбка любви». Но произведение действительно имеет неповторимый музыкальный эффект.

Я познакомилась со стихотворениями Фета в начальной школе, но более подробно заинтересовалась ими в 8-9 классах. Читая стихотворения Фета, как будто погружаешься в какой-то необыкновенный мир, мир чудесных звуков, волшебных красок, сказочных картин.

Со страниц льется прекрасная музыка, вспархивают птицы, а сердце уносится в «звенящую даль». Именно такие чувства вызывает цикл стихотворений «Мелодии». Как легко проследить течении мыслей автора – звуки фортепиано плавно перетекаю в пение «хора природы», которые сменяются отдельными аккордами гитары, пробуждающими воспоминания, выстраивающими образы. В процессе работы я познакомилась со многими материалами о поэте и поставила цель: показать тематику, художественные особенности лирики А. А. Фета с анализом некоторых стихотворений.

Задачи:

1. Собрать материал о жизненном и творческом пути поэта

2. Выделить тематические группы стихотворений

3. Выполнить собственный анализ стихотворения

В работе над темой мне особенно помогли следующие источники.

Статья В. Кошелева «Сказаться душой» посвящена 175-летию со дня рождения А. Фета.

В ней много биографических сведений, а также автор проследил творческий путь поэта, начиная с первых сборников.

Представлен анализ (сжатый или развёрнутый) некоторых стихотворений А. Фета.

В. Кошелев пишет о Фете – прозаике и публицисте (проза Фета почти неизвестна современному читателю). Но главная мысль статьи: Фет – лирик, многие стихи, которого вошли в золотой фонд русской лирики.

Автор статьи утверждает, что на протяжении всего творчества Фет ощущал невозможность чисто словесными средствами передать глубину и богатство человеческого внутреннего мира:

Что не выскажешь словами –

Звуком на душу навей.

(А. Фет)

Автор приводит слова П. И. Чайковского: «Фет есть явление исключительное».

Евгения Басовская в статье «А. А. Фет. Ф. И. Тютчев. Лирика» приводит некоторые биографические сведения, рассказывает о сборниках поэта. «О чём пишет Фет?» - спрашивает автор.

О любви, почти всегда возвышенной чуть печальной.

О природе, опьяняющей чуткую душу.

О музыке проникающей в самое сердце.

О поэзии, ради которой только и стоит жить, о преданности Музе.

В статье представлен анализ стихотворений А. Фета.

В. Влащенко в статье «Лирика Тютчева и Фета» отмечает, что главные темы лирики этих поэтов – темы природы и любви.

Утверждает, что Фет – гармонический, «природный» поэт, которому свойственно непосредственное чувство природы.

В статье приведены примеры сопоставительного анализа стихотворений разных поэтов; стихотворений одного поэта на разных этапах творчества.

«Пейзажная и любовная лирика составляет у Фета одно целое», - считает автор статьи».

Этапы жизненного и творческого пути

Афанасий Афанасьевич Фет родился 23 ноября 1820 года в имении Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии в доме помещика Афанасия Неофитовича Шеншина.

Мать Фета, Шарлота Фет, бывшая замужем за Вильгельмом Фетом, ответила на чувства лечившегося в Германии русского помещика Афанасия Шеншина и уехала с ним в Россию. Через два месяца после приезда в имении Шеншина родился будущий поэт, названный в честь Шеншина Афанасием и считавшийся его сыном.

Когда Фету исполнилось 14 лет, Орловская духовная консистория установила, что Фет был рождён до брака его матери с Шеншиным, поэтому он лишился русского гражданства, потомственного дворянства, право на отцовское наследство. Превращение из русского дворянина в разночинца-иностранца имело огромное влияние на формирование характера Фета и выбор жизненного пути. Вернуть утраченное дворянство, состояние, имя Фету удалось лишь в 54-е года. «Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни, я отвечу: имя им – Фет», - писал Фет жене.

Афанасий Фет получил образование на словесном отделении философского факультета Московского университета. «Но вместо того, чтобы ревностно ходить на лекции, Фет почти ежедневно писал новые стихи», - вспоминал Фет в книге «Ранние годы моей жизни». До поступления в университет Фет учился в пансионе, и ещё там он начал писать стихи. Может быть, для того, чтобы не забыть русский язык (преподавание в пансионе велось на немецком языке), а вернее всего: просто явилась Муза.

Пришла и села. Счастлив и тревожен,

Ласкательный твой повторяю стих;

И если дар мой пред тобой ничтожен,

То ревностью не ниже я других.

Заботливо храня твою свободу,

Непосвящённых я к тебе не звал,

И рабскому их буйству я в угоду

Твоих речей не осквернял.

Всё та же ты, заветная святыня,

На облаке, незримая земле,

В венце из звёзд, нетленная богиня,

С задумчивой улыбкой на челе.

Ещё студентом Фет начал печататься: издал сборник стихов «Лирический пантеон», сотрудничал в журнале «Отечественные записки».

Широкие литературные знакомства, казалось, открывали Фету, после окончания университета в 1854 году, прямую дорогу в литературу, но он принял другое решение: он выбрал военную службу, потому что офицерский чин давал в то время потомственное дворянство, которого Фет был лишен.

Фет служил в кавалерийском Орденском кирасирском полку, потом в гвардии под Петербургом, но это жертва оказалась напрасной: Фет за 13 лет службы не смог дослужиться до чина, который давал бы право на потомственное дворянство.

Эта жертва оказалась не единственной. Во время службы в Херсонской губернии Фет познакомился с дочерью помещика, художественно одаренной, красивой, но бедной Марией Лазич. Взаимное чувство было глубоким и страстным, но Фет отказался от возможного счастья: «Не могу выбросить из рук последнюю доску надежды и отдать жизнь без борьбы».

Этот роман закончился трагически: Мария Лазич погибла от неосторожно брошенной спички, став пылающим костром. Возможно, это было замаскированное самоубийство, потому что расставание было очень тяжелым: «Я не женюсь на Лазич, и она это знает, а между тем умоляет не прерывать наших отношенийЭтот гордиев узел любви, который чем более распутываю, тем туже затягиваю, разрубить мячом не имею духа и сил», - писал Фет.

После выхода в отставку и женитьбы на Марии Петровне Боткиной Фет приобрел двести десятин земли, выстроил дом, службы, стал вести хозяйство. Это новое положение дало Фету ощущение душевной оседлости и своей социальной значимости. «Он теперь сделался агрономом – хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл – с какими-т о волосяными вихрами за и под ушами, - о литературе и слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом Музу прогнал вза шею» - так отметил рождение «второго» Фета И. С. Тургенев.

Фет был хорошим хозяином, писал экономические статьи, например, «Записки о вольнонаемном труде», и очерки «Из деревни». Став помещиком, Фет получил разрешение на причисление себя к роду Шеншиных. «Бытовая программа» Фетом была выполнена, утраченное- возвращено. Умер Фет 21 ноября 1892 года дворянином Шеншиным.

Тема природа в творчестве А. А. Фета

Распахни мне объятия твои,

Густолистый развесистый лес!

Фет – один из замечательных русских поэтов – пейзажистов. В его стихах во всех его красоте предстает и русская весна – с цветущими деревьями, первыми цветами, журавлями, кричащими в степи. Мне кажется, образ журавлей, так любимый многими русскими поэтами, впервые обозначил Фет.

В поэзии Фета природа изображена детально. В этом плане он новатор. До Фета в русской поэзии, обращенной к природе, царило обобщение. В стихах Фета мы встречаем не только традиционных птиц с привычным поэтическим ореолом – как соловей, лебедь, жаворонок, орел, но и таких, как бы простых и непоэтичных, как сыч, лунь, чибис, стриж. Например:

И слышу я в изложине росистой

Вполголоса скрипят коростели –

Знаменательно, что здесь мы имеем дело с автором, который по голосу различает птиц и более того – замечает, где эта птица находится. Это, конечно, не просто следствие хорошего знания природы, а любовь к ней поэта, давняя и обстоятельная.

По-видимому, в работе над стихами о природе автор должен обладать незаурядным вкусом потому, что в ином случае он тут же рискует впасть в подражание народной поэзии, которое изобилует такими вариантами.

Прав С. Я. Маршак в своем восхищении свежестью и непосредственностью фетовского восприятия природы: «Его стихи вошли в русскую природу, стали его неотъемлемой частью, чудесными строками о весеннем дожде, о полете бабочки, проникновенными пейзажами. »

На мой взгляд, Маршак точно заметил еще одну особенность поэзии Фета: «Природа у него – точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключесли назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный».

Как важную грань Фета – пейзажиста хочу отметить его импрессионизм. Импрессионист не чурается внешнего мира, он зорко вглядывается в него, изображая его таким, каким он представляется его мгновенному взгляду. Импрессиониста интересует не предмет, а впечатление:

Лишь ты одна скользишь стезей лазурной;

Недвижно все окрест

Да сыплет ночь своей бездонной урной

К нам мириады звезд.

Читателю ясно, что внешний мир изображается здесь в том виде, какой ему придало настроение поэта. При всей конкретности описания деталей природа все равно как бы растворяется у Фета в его лирическом чувстве.

Природа у поэта очеловечена, как не у одного его предшественника. Цветы у него улыбаются, звезды молятся, пруд грезит, березы ждут, ива «дружна с мучительными с нами». Интересен момент «отклика» природы на чувства поэта:

в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Об этом двустишии Лев Толстой писал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?» Надо полагать, что лев Николаевич Толстой, одновременно «ворча» признал в Фете великого поэта. Он не ошибся.

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

У Фета большую роль играет олицетворение. Здесь образ ели, которая «рукавомтропинку завесила», словно преграждает путь лирическому герою, противодействует человеку. В этом стихотворении главное – чувства лирического героя:

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Тревога в неясных образах леса: «Кругом всё гудёт и колышется», в одиночестве героя, «странника бедного», в повторяющемся образе ветра. Не уютность и безлюдность леса оживляется неожиданным далёким звуком «тонко взывающего рога» - охотничьего рожка, «глашатая медного». Живой звук разрывает безжизненное гудение леса, радует, наполняет надеждой:

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Анализ стихотворения «Опять незримые усилия»

Опять незримые усилия,

Опять невидимые крылья

Приносят северу тепло;

Все ярче, ярче дни за днями,

Уж солнце черными кругами

В лесу деревья обвело.

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Ручьи, журча и извиваясь

И меж собой перекликаясь,

В долину гулкую спешат,

И разыгравшиеся воды

Под беломраморные своды

С веселым грохотом летят.

А там по нивам на просторе

Река раскинулась как море,

Стального зеркала светлей,

И речка к ней на середину

За льдиной выпускает льдину,

Как будто стаю лебедей.

Фет изображает наступление весны, яркие солнечные дни, черные круги вытаявшей из-под снега земли вокруг деревьев, алые оттенки зари, блеск снега на косогоре. Первая картина «дремоты» сменяется шумной, веселой, стремительной картиной наступления весны: радостно и задорно поют птицы, ручьи журчат, сбегая с пригорков в долину. Третья картина – разлив реки: «река раскинулась, как море», видим светлый, стальной блеск воды. Маленькая речка, впадая в большую, ломает лед. Льдины похожи на стаю белых лебедей. Весенняя природа одушевлена поэтом.

Отметим контрастность цветового решения стихотворения: «ярче», «черными», «алым», «блеском», «беломраморные», «стального», «светлей». Отметим звуковую картину: «в каждой ноте / Пернатых радость и задор. »,«Ручьи, журча и извиваясь, / И меж собой перекликаясь», «в долину гулкую», «с веселым грохотом». Обрати внимание на аллитерации (сочетание согласных) и ассонансы (сочетание гласных звуков) – от грохочущих [р] до тягучих, гулких, четырежды отзывающихся эхом [у]: «В долину гулкую».

Остается ощущение волшебства, происходящего в природе:

Опять незримые усилья,

Опять невидимые крылья

Приносят с севера тепло.

В этих повторах, одинаковых началах первых двух строк - радость постоянного обновления жизни, все нарастающая с каждым днем: «Все ярче, ярче дни за днями».

Анализ стихотворения «Воздушный город»

Всегда интересно наблюдать за облаками. Порою они принимают причудливые формы: можно увидеть очертания какого-нибудь животного, какую-либо картину. Но стоит отвести взгляд, как картина меняется или исчезает, будто кто-то повернул калейдоскоп.

Глядя на облака, человек может испытать успокоение, умиротворение; на душе становится спокойнее. Когда смотришь на облака, можно мечтать, грустить, думать о чём-то своём и в то же время о вечном

Лирический герой стихотворения Фета тоже любил наблюдать за облаками. Он видит город, образ которого не раз уже вставал перед ним. Этот белый город медленно уплывает на север, а герой остаётся на уснувшей земле.

Когда герой повествует о городе, созданном причудливыми облаками он испытывает радость от того, что является свидетелем такого чудесного явления такой метаморфозы. Он радуется и тому, что лишь ему доступно такое введение. Но заканчивается стихотворение грустно: герой словно обманут в своих ожиданиях, ведь город поманил его прекрасной мечтой и уплыл, а герой остаётся один на грешной земле.

Скорее всего лирический герой – романтик. Когда уснула вся земля, он выходит полюбоваться облаками. Словно песня, звучит его рассказ об увиденной картине. Это причудливый хор облаков. В первой строке звучит ассонанс (звуки и [о] и [а]) передают мелодию этого хора.

Хор назван причудливым. Это эпитет, он использован, возможно, потому что картины, созданные игрой облаков необыкновенны, сказочны, чудесны.

Значение слова «причудливый» (по словарю Ожегова):

1) вычурный, замысловатый

2) капризный, с причудами

Слово «причудливый» использовано в первом значении. Облака создали замысловатую фигуру, в данном случае – образ города. Но вопрос значения слова тоже представлено. Эта картина города не только замысловата, доступна лишь одному лирическому герою, но капризна: она в любой момент может растаять, рассыпаться, что и происходит в конце стихотворения. Облако хотя и не рассыпаются, но уплывают, оставляя героя ни с чем.

Обращаемся ко второй строфе. Возможно, что город – это город мечты героя. Вспомним фразеологизм «воздушные замки». Он обозначает что-то необычное, недоступное.

Воздушный город стал недоступен ерою, хотя его образ превращается в навязчивую мечту. Герой называет город «знакомым, родным», значит, он не раз уже рисовал себе картину этого города. И повтор словосочетания «мой город» усиливает ощущения того, что этот город – мечта именно героя, только его. Отсюда и логическое ударение на местоимение мой.

Обратим внимание на цветовое оформление стихотворения. Мечта героя окрашена светлыми тонами: «белый город», «розовое небо». Она чиста. И вдруг – «тёмная земля». Здесь не просто цветовой контраст «белый-тёмный», а ещё и антитеза: идеальная, чистая мечта героя и грешная земля, на которой нет места его белому городу.

Если сравнить первую и вторую строфы, то можно найти ещё одну антитезу, показывающую, что герой неуютно чувствует себя на земле. Земля уснула. Может быть, эта метафора говорит об отсутствии жизни, важной для лирического героя, а облака плывут, они полны жизни, а вместе с ними живёт и герой. Его мысли, стремления не связаны с грешной землёй, а устремлены к небу, в космос

Лирический герой – романтик, для него характерен разрыв между мечтой и действительностью. Звуки [о] и [а] передают тихую, задушевную, грустную мелодию неба, которая прерывается с исчезновением облаков.

Очень грустно звучит последняя строфа, т. к. рушится мечта героя.

Основную мысль этой строфы помогает раскрыть синтаксис, т. е. здесь – построение предложений.

Слова «воздушный» и «плывёт» выделены с помощью инверсии. Мечта героя «воздушна», т. е. хрупка, способна исчезнуть. А дальше – точки (отточие). Его можно понять, как знак крушения мечты. Можно заметить в нём цепь уплывающих облаков. Антитеза «манит» - «не даёт» подчёркивает трагедию героя. Неопределённое местоимение «кто-то» заключает в себе какую-то угрозу счастья героя

Тире в последней строфе – знак бессоюзного предложения, где вторая часть противопоставляется первой.

Возможно, что к чисто пейзажной лирике это стихотворение отнести было бы сложно. Это и философское стихотворение. Пейзаж в нём – это повод к размышлению о жизни, о мечте, о действительности.

Особенности лирики Фета таковы, что его пейзажная лирика переходит в философскую, потому нужно быть очень внимательным при чтении и анализе его стихотворений, чтобы проникнуться в изображение автором чувства и мысли.

Тема любви в лирике А. А. Фета

Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только божеским даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет и реальную автобиографическую подоплеку. Вдохновением для Фета являлась любовь его молодости – дочь сербского помещика Мария Лазич. Любовь их была столь высока и неугасаемая сколь и трагична.

Современники отмечали холодность, расчетливость и даже некоторую жестокость Фета в повседневной жизни. Но какой контраст это составляет с другим миром Фета – миром его лирических переживаний, воплощенных в его стихотворения. Но любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво, это не только радость, но и муки, страдания. В стихах часто встречаются такие сочетания как радость - страдания, «блаженство страданий», «сладость тайных мук».

Анализ стихотворения «На заре ты её не буди»

На заре ты её не буди,

На заре она сладко так спит

Утро дышит у нее на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидел она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди

На заре она сладко так спит!

Это стихотворение наполнено таким двояким смыслом. На первый взгляд перед нами безмятежная картина утреннего сна девушки, но уже второе четверостишие сообщает какое-то напряжение и разрушает эту безмятежность: «и подушка ее горяча, и горяч утомительный сон», указывает уже не на безмятежность, а на какое-то болезненное состояние. Стихотворение доходит до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Напряжение нарастает, и вдруг последнее четверостишие совершенно меняет картину, оставляя читателя в недоумении: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Эти строки представляют контраст с серединой стихотворения и возвращают нас к гармонии первых строк, но уже на новом витке. Призыв «Не буди ж ты ее» звучит уже почти истерично, как крик души.

Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание»

Шепот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыхание

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания и, слезы,

И заря, заря!.

Это безглагольное стихотворение, состоящее из одного восклицательного предложения. Отметим наличие в трех строках скрытого движения, «волшебных изменений» во времени (вечер – ночь – утро), в лирическом пространстве (расширение – сужение – расширение), в соотношение звука (1 строфа), света (2 строфа) и цвета (3 строфа, в развитии чувств героев (робкое дыхание – лобзания и слезы).

Движение идет от слышимого и зримого к действенному. Два мотива: любовь и природа – образуют один чувственно-природный ряд образов. Звуковой состав стихотворения тяготеет к мелодическому единству: доминируют светлые и радостные [а], [о], [е].

«Трели соловья» - это не только образ природы, но и условное символическое обозначение любовного чувства (песни любви). Традиционно-поэтические «розы» и «соловьи» в лирике Фета символически воплощают связь любви, природы и вдохновения. «В дымных тучках пурпур розы» - расцветающее небо. «Отблеск янтаря»- возможно, отражение неба в ручье. «И заря, заря» широкий мир, охватывающий разом зарю и в небе, и в ручье, и душе.

Для Фета любовь – костёр, как и поэзия – пламя, в котором сгорает душа. «Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: там человек сгорел!» - восклицает Фет в стихотворении «Когда читала ты мучительные строки». Мне кажется, что так же Фет мог сказать о муке любовных переживаний. Но один раз «сгорев», то есть пережив настоящую любовь, Фет, тем не менее, не опустошен, и всю свою жизнь он сохранил в памяти этих чувств и образ любимой.

Мне кажется, что потеря произвела на Фета столь глубокое впечатление, что поэт пережил некий катарсис, и результатом этого страдания явился гений Фета – он был допущен в высокую сферу поэзии, все его описание любимых переживаний и ощущений трагизма любви так сильно действует на читателя потому что Фет сам пережил их, а его творческий гений облек эти переживания в стихотворную форму. Только могущество поэзии смогло передать их, следуя тютчевскому изречению: мысль изреченная есть ложь, Фет сам неоднократно говорил о могуществе поэзии: «Как богат я в безумных стихах».

Любовная лирика Фета лает возможность глубже проникнуть в его общефилософские, а соответственно, и эстетические взгляды, как говорил Благой, «в решении им коренного вопроса об отношении искусства и действительности». Любовь, также как и поэзия, по Фету, относится к другому, потустороннему миру, который дорог и близок Фету. В своих стихах о любви Фет выступал «никак воинствующий проповедник чистого искусства в противовес шестидесятникам, а создавал свой собственный и самоценный мир» (Благой). И мир этот наполнен истинными переживаниями, духовными стремлениями поэта и глубоким чувством надежды, отраженными в любовной лирике поэта.

Музыкальность в творчестве А. А. Фета

У Фета главное – гармонические звуки, создающие музыкальный ритм и разнообразные мелодии (П. Чайковский писал о нем: «Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант») и передающие чувства восхищения красотой (это главная ценность в художественном мире Фета), а также «импрессионистические», неопределенные, трудно-обозначаемые словом чувства, передающие состояние мечты, снов, грез лирического героя, его субъективное состояние и впечатление от пейзажа, его не до конца внятные ощущения.

Особенностью лирики Фета в фонико-интонационном отношении является ее музыкальность. Музыкальность стиха была внесена в русскую поэзию еще Жуковским. Прекрасные образцы ее мы находим и у Пушкина, и у Лермонтова, и у Тютчева. Но именно в поэзии Фета она достигает особенной утонченности:

Зреет рожь над жаркой нивой,

А от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

(музыкальность этого стиха достигается эвфонией).

Музыкальность поэзии Фета подчеркивается и жанровым характером его лирики. Наряду с традиционными жанрами элегии, дум, посланий Фет активно использует романсо-песенный жанр. Этот жанр определяет структуру чуть ли не большинства фетовских стихотворений. Для каждого романса Фет создавал свою, только ему присущую поэтическую мелодию. Известный критик XIX века Н. Н. Страхов писал: «Стих Фета имеет волшебную музыкальность, и при этом постоянно разнообразную; для каждого настроения души у поэта является своя мелодия, и по богатству мелодий ни кто с ним не может равняться».

Фет достигает музыкальности своей поэзии как композиционным построением стиха: кольцевой композицией, постоянными повторами (например, как в стихотворении «На заре ты меня не буди»), так и необыкновенным разнообразием строфических и ритмических форм. Особенно часто Фет применяет приём чередования коротких и длинных строк:

Сны и тени,

Сновиденья,

В сумрак трепетно манящие,

Все ступени

Усыпленья

Лёгким роем преходящие

Фет считал музыку высшим из искусств. Музыкальное настроение для Фета было неотъемлемой частью вдохновения. В стихотворении «Сияла ночь» героиня может выразить свои чувства, свою любовь через музыку, через песню:

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Лирическое произведение представляет собой художественную речь, организованную особым образом, способствующим актуализации определённых переживаний читателей. «В лирике совершается победа души над реальными обстоятельствами жизни, чувство как бы высвобождается из-под диктата событий и становится самоценным. Это вознесение над реальностью, - замечает В. Г. Маранцман, - манит читателя, как полёт».

Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»

(Муз. П. Чайковского)

Я тебе ничего не скажу

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь

Веет влагой ночной я дрожу,

Я тебя не встревожу ничуть,

Я тебе ничего не скажу.

Я представляю, что лирический герой этого стихотворения молодой человек, уже давно влюблённый в девушку, но он не уверен в ответных чувствах, а может быть боится безответной любви, потому пока не хочет волновать её душу. Первая строфа стихотворения – разговор героя с собой.

Вторая строфа посвящена природе: «ночные цветы», «солнце», «роща», «листы». Но в четвёртой строке появляется образ: «сердце цветёт». Что значит, сердце цветёт? Возможно это радость; возможно волнение. Я представляю цветущее сердце распустившейся яркой розой. Но нам грустно, потому что о цветущем сердце не знает любимая. Лирический герой выходит в ночь, что бы подумать, помечтать, успокоить усталую грудь. После некоторых сомнений лирический герой оставляет свои чувства при себе.

Любовь, пусть даже безответная, прекрасное светлое чувство, и он его бережёт. В стихотворении два героя Я и ТЫ. В этом небольшом стихотворении 12 местоимений, потому мы можем сделать вывод, что оно имеет обобщенный смысл, а не конкретный. Интонация стихотворения спокойная, немного печальная. Поэт использует различные художественно-изобразительные средства:

- эпитет – «сердце цветёт»

- олицетворение – «спят ночные цветы»

Каковы интонационно-синтаксические особенности?

- Каждая строфа – это одно предложение

- В этом стихотворении нет и не может быть восклицательных и вопросительных знаков, потому что интонация спокойная, ведь здесь идёт речь о личном чувстве.

- В стихотворении присутствует повтор (1 – 2; 11 – 12 строки)

В третьей строфе автор использует многоточие, чтобы отделить состояние природы от состояния героя.

В стихотворении используется приём аллитерации; смотрим вторую строфу [ц], [с], [ц], [с], [ц], [с], [с], [с], [ц] – с помощью этих звуков создаётся состояние тишины, ночного покоя, и тайны сердца лирического героя.

Рифма в стихотворении перекрёстная; размер – анапест. Любовь – грусть, любовь – печаль, но в любом случае любовь радость – это вечные спутники человека. Наверное, поэтому П. И. Чайковский написал романс на эти стихи.

В результате работы над рефератом я прочитала 40 стихотворений Фета. Для своей темы выбрала 17 стихотворений. Для подробного анализа использовала 6 стихотворений и сделала собственный анализ одного стихотворения.

Тема любви и тема природы – это «вечные темы» для всех поэтов и их читателей. Я считаю, что они всегда будут интересны молодому поколению. В этом я вижу актуальность выбранной мною темы.

Удивляет то, сколько оттенков чувств можно проследить в лирике Фета. Это и грусть, и тревога, и сомнение, и страсть, и тоска – все это отражено подчас в двух – трех четверостишиях. Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно-метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам «додумывает» ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор.

Как беден наш язык! – Хочу и не могу –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Жалуясь на нехватку словесного материала, поэт все же смог выразить свои чувства и переживания, используя полеты своей фантазии. В лирике Фета слилась поэзия, живопись, музыка, которые в совокупности составляют неповторимое обаяние фетовской поэзии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)