Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Художественный мир поэзии Николая Алешкова

Неудержимо меняетя современное обществоуыстряется ритм. Чаще всего, человек, вступающий в жизнь, ставит перед собой глобальные цели, стремится узнать весь мир. Как не растерять в суете будничных дней, в бесконечной гонке за призрачным счастьем ощущение полноты и красоты жизни? Как не подменить истинные ценности мнимыми?

Задуматься о многом нас заставляют произведения современных авторов. Особенно значимы среди них, на наш взгляд, поэтические произведения – идеально вписывающиеся в стремительный и хаотичный мир современной молодежи.

Поэтому предметом исследования в нашей работе стал художественный мир поэзии Николая Алешкова – челнинского поэта, с тридцатилетним стажем.

Николай Алешков выпустил немалое колличество сборников, он известен за пределами нашего города, публиковался в Казани, в Москве. Его стихи высоко оценили в поэтической среде.

Данная работа представляет собой литературное исследование художественного мира поэзии Николая Алешкова. Единственной основой для исследования послужили стихи разных лет, так как в литературной критике еще нет оценки его творчества.

Для работы мы использовали аналитический метод исследования.

Были представлены несколько задач:

1. Обозначить основные приоритеты в творчестве, круг тем, к которым обращается автор.

2. Исследование творческого метода, которым пользуется автор в своем творчестве.

Стихи Николая Алешкова рассказывают о родном крае, воспевают малую родину. Читая стихи, в которых преломляется действительность, начинаешь относиться к окружающему миру по-другому. Происходит переоценка ценностей. Человек осознает, что необязательно ехать за счастьем тысячи километров - оно может быть рядом с тобой. Поэтому обращение к данной теме является актуальным.

Работа дает основание надеяться, что сделанные нами выводы будут интересны и для других исследователей поэзии Н. Алешкова, знатоков и любителей его творчества.

Художественный мир поэзии Николая Алешкова

Лирика челнинского поэта Николая Алешкова, с одной стороны, продолжает лучшие традиции русской литературы, с другой – она уникальна и своеобразна. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. В центре его лирики – личность современного человека, события, происходящие в стране, в семье поэта. Можно сказать, что именно личность, ее отношения со всем миром (и социальным, и природным и «космическим») составляют ядро проблематики поэзии Николая Алешкова. Как это ни парадоксально, но мы можем увидеть в его лирике своеобразный сюжет, не событийный, а лирический – связанный с движением чувств и мыслей, с разворачиванием устойчивой системы мотивов. В центре сюжетного действа - лирический герой, незримыми нитями связанный с личностью самого поэта. На наш взгляд, лирика поэта – исповедальное повествование поэта о своей жизни, ведь в его стихах мы находим и биографические сведения, узнаем о его пристрастиях, симпатиях, антипатиях, отстаиваемых нравственных ценностях, взглядах на жизнь. Лирического героя Н. А. можно представить и сельским мужиком, и седобородым философом, и плечистым строителем КамАЗа, или одним из тех неизвестных героев - чернобыльцев.

Читая стихи Алешкова разных лет, невольно замечаешь одну очень яркую особенность этого поэта: он одновременно и реалист, и романтик. Конечно, первое впечатление от его стихов – их жизненность, реалистичность, перед читателем предстают яркие, зримые образы недавнего прошлого и нашей современности. Они выпуклы, зримы, узнаваемы: это и родная поэту Орловка, знакомая каждому горожанину речка Челнинка, или преображенная в последнее время «иностранная» Москва, это и лица, в которых мы видим соседей с лестничной площадки, бабушку с рынка, продающую молоко, молодого парня-строителя, обложившего тебя в автобусе крепким словцомда мало ли еще кого.

И вдруг, как открытие, другой Алешков, который пишет о море по - гриновски пронзительно. Строчки стихов воссоздают бархатный шум прибоя, мы слышим шелест волны, ощущаем под подушечками пальцев кожистые листья пальм, видим высокое, полное звезд, ночное небо, в котором «словно звезда среди звезд» заблудился самолет Антуана де Сент-Экзюпери.

В такие сладостные минуты, когда понимаешь сущность гармонии, невольно задумываешься о смысле бытия, своем предназначении в этом мире:

Ливанский кедр, пицундская сосна

Шумят всю ночь в стране благословенной

Соленая библейская волна

У наших ног исходит белой пеной.

У наших ног медлительный Босфор

Вздыхает и ворочается чинно.

И все живое помнит до сих пор

Свое рождение из морской пучины.

Стихи о природе или о любви всегда полны романтики. Кто будет с этим спорить? Проникая в мир поэзии Николая Алешкова, мы понимаем, что с этим утверждением можно поспорить, что для крестьянина природа - это не фон, которым можно любоваться, она – часть его жизни. Движения природного времени определяет крестьянское бытие: пришла весна – пора сеять хлеб, летом – сенокос, осенью – сбор урожая, зимой нужно чинить инвентарь, готовясь к следующему природному циклу. Алешкову хорошо знакомы крестьянские заботы.

Например, в стихотворении «Пройду босиком вдоль оврага» поэт рисует узнаваемую картину деревенского быта. Она наполнена прозаическими деталями: во дворе звякает цепью дворняга, в соседнем огороде наливается соком подсолнух, и « мама заботливо встретит, согреет теплом дорогим». В стихотворении «Сенокос» читаем:

Наскоро завтрак,

И снова – работа,

И смешаны запахи

Сена и пота.

А вот картина грозы, которая дана глазами сельского паренька, пережившего страх и восторг безумной стихии:

Свалив на бугре недометанный стог,

Взбесившийся ветер скатился в низы.

И в теплую пыль деревенских дорог

Упали тяжелые капли грозы.

Ворчала, ворочалась туча-зыбун.

Вдруг ливень ударил, ручьи потекли.

И мчался пришпоренный громом табун,

Вздымая копытами комья земли.

Это событие, бережно хранимое в памяти, когда-то пережито самим поэтом, и потому такое правдивое, зримое, бередящее душу.

Но он может взглянуть на природу по-иному, и тогда рождаются романтические строки о необыкновенной красоте родной земли:

И вечер тихий. И в парках пусто.

Грибы не в рощах, а в погребах.

Свежо. Прохладно. Немножко грустно.

И привкус горечи на губах.

Сопоставляя романтические и реалистические стихи, невозможно не заметить, как меняется лексический состав стихотворений: исчезают просторечные слова, разговорные обороты, взамен появляется лексика высокого стиля, преобладают абстрактные существительные, встречаются книжные заимствованные прилагательные и глаголы. Меняется само настроение стихов.

Некоторые из таких романтических стихотворений рождают в душе не только умиротворение, грусть, любовь к миру, к людям, но и желание положить их на музыку, как, например, стихотворение из сборника «Запомни меня счастливым», которое начинается строчкой «Когда над миром дремлет тишина». Оно написано пятистопным ямбом с пиррихием внутри. Протяжность, напевность придают гласные, среди которых доминируют «о» и «а».

Когда над миром дремлет тишина,

И каждый звук больней удара плети,

На белом свете снег летящий светел,

На белом свете музыка слышна.

Она опять покоя мне не даст,

Как исповедь, которую не слышат

На хрупком насте след цепочкой вышит,

Но снова снег летит на хрупкий наст.

Весь белый свет мелодией обнять

Зовет меня неведомая лира.

Переступи несовершенства мира,

Чтобы его гармонию понять.

Пожалуй, только глубокий внутренний подтекст мешает этому стихотворению стать романсом.

Еще один, довольно большой пласт поэзии Алешкова – стихи о женщине. Можно сказать о нескольких запоминающихся образах: в первую очередь это любимая женщина, волнующая и вдохновляющая поэта. Когда перечитываешь стихи Николая Алешкова о любви, создается впечатление, что это некий собирательный образ, может быть, Муза поэта. Она бестелесна, поэт не наделяет ее конкретными чертами, единственная деталь – глаза. Глаза, несущие свет, успокоение измученному сердцу, глаза, помогающие заглянуть внутрь себя.

Прощаясь с юностью, как с летом,

Опять смотрю в твои глаза,

Я околдован этим светом

Мне без него никак нельзя.

(«Была задумчивая осень»)

Еще поэт проговаривается, что она, любимая, очень красива. Но, с другой стороны, все любимые женщины красивы для своих избранников. Скорее всего, имеется в виду красота внутренняя: в возлюбленной поэт ценит доброту, верность, чувственность, умение понять, поддержать в любую минуту.

Такая женщина рождает ответное чувство: стремление защитить от житейских невзгод, от напастей или неизбывное чувство тоски, если любовь (и любимая) уходит.

Спи любимая. Все устроится.

Мы укрылись с тобой от пурги.

Мы укрылись. А где укроются

Снегири? Не видать ни зги

(«Спи, любимая. Все устроится. »)

Романтически бесплотному образу возлюбленной можно противопоставить образ матери, трогательный, нежный. Он вобрал в себя черты матери поэта, и многих других матерей. Образ общечеловеческий, почти библейский: любая мать просит для своего ребенка у Бога лучшей доли, любая рада вернувшемуся сыну. Великая правда, великая заслуга поэта – писать так пронзительно верно, так узнаваемо и так просто о самом близком человеке – о матери.

Как и у русских классиков, женщина в поэзии Алешкова – воплощение нравственных ценностей народа, критерий справедливости в обществе. Останавливает внимание читателя небольшая баллада «Матреша». Реальное описание (если верить подзаголовку) жизни женщины с легендарным для русской литературы именем Матрена(вспомним и некрасовскую Матрену Тимофеевну, и Матрену из рассказа Солженицына «Матренин двор»). Она прожила долгую и трудную жизнь, «в войнусвои вытягивала жилы», вырастила сына, внука, «помогала стране», часто забывая о себе. Никита Михалков – наш известный режиссер - дал такое определение праведника: «Праведник тот, кто всем и всегда делает лучше, чем себе». Немало на Руси таких людей, особенно среди старшего поколения. Вот и Матреша, о которой пишет Алешков, одна из таких. Из тех, кто своим бескорыстным трудом поднял страну из послевоенных руин, положил основу благосостояния великого Советского Союза. Состарившись, они «получат пенсию – а ж целых семьдесят рублей». Автор подводит неутешительный итог:

Рабочей лошадью была

В родном Отечестве Матреша.

Но ни партия, ни правительство не могли отнять у этой сильной женщины способности радоваться, удивляться, жить полной жизнью, понимать окружающих, может быть, не столько умом, сколько сердцем. Вот и тревожно сердцу за внука, оторванного от земли, от своих корней. Что город даст ему взамен? Звучное иностранное имя Жорж вместо простонародного Егор? Ведь, будучи Жоржем, сподручнее ловить «жар-птицу удачи», а не зарабатывать счастье кропотливым ежедневным трудом. Эта горькая ирония автора пронзает сердце читателя, боль главной героини понятна без громких фраз и восклицаний, молчаливый взгляд Матреши среди строчек Алешкова – вот, что трогает душу.

Пожалуй, здесь мы вплотную подходим к еще одной особенности лирики поэта. На наш взгляд, это совмещение лирического и гражданского начала. Николай Алешков не боится в поэзии открыто выражать свои общественные взгляды, а ведь многие считают уделом поэзии изображение чего-то возвышенного, лирического, чаще интимного. Возможно, поэтому художественный мир поэзии Николая Алешкова так многообразен. Особенно глубоки его размышления о родине, большой и малой. Остро чувствуется его боль и обида за происходящее с ней. Вспоминая лучшие годы своей жизни – детство, юность, когда он познавал законы окружающего мира, годы возмужания, когда формировалась его нравственность, он невольно сравнивает их с настоящим и не может не заметить тех изменений в человеческих ценностях, нравственных устоях и идеалах, которые не вызывают восхищения и чувства гордости за нашу страну. Алешков с грустью описывает метаморфозы родного края, где в настоящее время «среди бетона, грохота, тревог, в пыли дорожной прячется незнаменитая Орловка». Рожденный в небольшом селе, писатель очень тепло относится к деревне, деревенским жителям, не понаслышке знает их проблемы. С Орловкой у него связаны воспоминания о детстве: о родителях, сестрах и братьях, друзьях-товарищах, мальчишеских забавах, первой любви, первом разочаровании – словом, Орловка хранит все его сокровенные радости и печали. Вчитаемся в строчки:

Орловка пахнет теплым молоком.

Грибами пахнет дальняя поляна.

Здесь тишина ступает босиком

Из утреннего сизого тумана

Не только эти, все строчки о родной земле такие же проникновенные.

Как щедро мир наполнен тихим светом!

Как бродит сок в березовом стволе!

Я растворен в круговороте этом,

Пока живет живое на земле.

Разве можно трепетнее сказать о духовном единении с землей, что тебя родила?

Он испытывает боль, глядя на перевоплощение родной стороны, где сейчас и не найдешь некогда воспетых им деревенских пейзажей, соседского добросердечия, взаимовыручки. Конечно, человеку свойственно идеализировать прошлое, но нельзя не признать объективной тревоги поэта, вызванной поведением и духовным обликом современных людей, в мире которых каждый сам за себя и каждый ищет личную выгоду в любом вопросе, где все, занятые своими делами и собственной персоной, порой не успевают даже оглянуться, обратить внимание на тех, кто нуждается в поддержке.

Волчье семя да сучья порода

Угнездились на землях родных.

По России гуляет свобода

Ото всех обязательств земных

И небесных.

Наверное, многих шокируют такие стихи, но ведь назначение поэта в том, чтобы говорить правду, какой бы горькой она ни была. Николай Алешков, как и многие его предшественники, предъявляет очень высокие требования к званию поэта. Поэт – особенный человек, непохожий на других, способный сделать жизнь каждого немного счастливее: вызвать улыбку на печальном лице, помочь справиться с жизненными трудностями, а, может быть, даже помочь разобраться в самом себе, ответить на вечные вопросы: «зачем жить?» и «как жить?».

Судьба поэта не бывает легкой, ведь на нем лежит огромная ответственность первым сказать нелицеприятные слова, сказать о необходимости перемен или воззвать к справедливости. В этом и заключается мужество и храбрость поэта – сражаться за правду, за будущее. Его оружие – это слово, которое способно изменить происходящее, способно заставить людей высказывать свое мнение, не молчать и не бездействовать. Слово, сказанное скромным поэтом, меняет наши мысли, наши умы, нашу жизнь, меняет нашу историю.

Именно такая высокая планка оценки труда поэта заставляет Николая Алешкова ответственно относиться к своему творчеству, к своей жизни. Тема поэта и поэзии - одна из основных в лирике Алешкова. Он постоянно возвращается к ней. «Стихи о самом себе», «Погибают поэты», «Ван Гог», «Мы стали вдруг такими смелыми», «Тредиаковский» и др. стихи. Он видит смысл жизни, в том, чтобы помогать ближнему, научить людей поступать по совести, добиваться успехов честным трудом, приносить пользу обществу, а не жить только ради своего блага и удовольствия, любить, ведь «только влюбленный имеет право на звание человека» (А. Блок). Любовь побеждает зло, делает человека добрее, отзывчивее, пробуждает в нем благородное умение сострадать.

Открываем стихотворение «Лимит». Алешков пишет о «существах, лишенных корней». Сколько их, «героев», на ударной стройке: отвергнутых всеми, с «переломанными судьбами», кочующих бродяг, смирившихся неудачников. На первый взгляд поэт иронично относится к таким людям, ведь они не нашли в себе силы и мужество преодолеть трудности, выпавшие на их долю. Но, прочтя вторую часть стихотворения, мы видим, что он с болью говорит о них, стыдится, что они «возбуждают ненависть в умах», говорит о том, что «мы им не судьи». Поэт винит современников в черствости, в том, что они не подали руку помощи тем, кто нуждался, тем, кто сошел с верного пути. Неужели в современном обществе, развивающемся с космической скоростью, и сострадание по лимиту?

Конечно, в одиночку поэт не может решить проблемы, но его гражданская позиция заставляет задуматься многих, а может быть, даже измениться в лучшую сторону.

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что художественный мир поэзии Николая Алешкова необычайно разнообразен. В своем творчестве он затрагивает многие актуальные проблемы нашего времени.

Особенно отрадно, что центром творчества является наш родной город Набережные Челны. По стихам поэта можно проследить его историю, узнать, чем сейчас живет и дышит наш город.

Несомненным для исследователя творчества Н. Алешкова является то, что его поэзия связана с классической русской литературой – с одной стороны, с другой – она яркая и самобытная, имеющая свои особенности.

Самые яркие, на наш взгляд, две. Первая: поэт предстает перед читателями то реалистом, то романтиком, оставаясь при этом самим собой. Вторая: Николай Алешков в своем творчестве органически совмещает лирическую и гражданскую тематику.

В процессе работы над темой нам удалось сделать наиболее значиый вывод о том, что поэзия Алешкова востребована, нужна современному читателю. Это говорит о замечательном свойстве души Николая Алешкова – умении не стареть.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)