Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Художественное проектирование русского национального костюма

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеком и удовлетворяющие его потребности, с другой – это произведение декоративно-прикладного искусства, украшающие облик человека. Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия. Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм. Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса.

В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование моды. В наше время редко кого можно встретить в национальном костюме, разве что в театрализованных представлениях, праздниках или народных гуляниях. Но фольклорный стиль часто отражается в моделях современных модельеров, кутюрье и художников. Можно часто увидеть на подиумах у В. Зайцева или В. Юдашкина модели с вышивкой в народном стиле, с отделкой из ришелье, костюмы, изготовленные в технике лоскутного шитья и т. д.

Главной задачей в моей творческой работе явилась разработка проекта по изготовлению русского костюма. Изучая историческое развитие русского народного костюма, перед нами раскрываются особенности быта, богатый колорит народных обычаев и традиции русской духовной культуры народа. Это направление очень актуально в нынешнем современном обществе. А школа – это особое общество, особый мир. В противовес ультросовременной «металлической» и «американизированной » культуры ставится нежное, хрупкое, почти забытое и «немодное» явление народного фольклора.

Конструирование костюма «Сударушка»

Основной формой одежды русской женщины Киевской Руси была рубаха. Все последующие конструктивные построения идут именно от нее. Первоначально линии были в основном прямые. Линии талии не выражена и не подчеркнута.

Рубаха может быть богато орнаментирована. Сегодня это можно делать так же, как это делалось и в глубокой древности – набойкой.

Первоначально орнамент был только геометрическим, затем его сменяют различные мотивы – солнце, животные, птицы

К XV – XVI векам Русь приобрела определенный международный авторитет. Западные страны присылают в Москву своих послов. Русские цари заводят пышный придворный церемониал. Развиваются ремесла и торговля, создаются мануфактуры.

Сравнительно строгий и лаконичный характер костюма Киевской Руси XII века сменяется самобытными массивными боярскими одеждами, придававшими облику женщины торжественность и величавость. Признаком женской красоты считалась дородность. Однако формы тела не подчеркивались, а, наоборот, тщательно скрывались.

Основными элементами костюма знатной женщины были белая рубаха, сарафан из тяжелой ткани и душегрея. Рубахи и так называемые сорочки делились на «красные» и «нижние». «Красная» сорочка в домашнем обиходе обычно заменяла платье, поэтому она украшалась, а у зажиточной девушки или женщины могла быть сделана из шелка. «Нижняя» сорочка была из тонкого полотна или из дешевых сортов шелка, кроилась без рукавов, и горловина вынималась глубже.

Особое значение в женском костюме имели головные уборы, разнообразные по форме и украшению. Наиболее распространенными видами были кика, убрус и кокошник – торжественные высокие головные уборы на жестком каркасе, украшенные золотым шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Поверх головных уборов часто надевали нарядные платки. По обычаю, замужняя женщина никогда не появлялась с непокрытой

3 головой. Девушки могли не закрывать волос, они носили косу, налобные повязки и венцы, богато украшенные вышивкой и жемчугом. В косу вплетали косник – металлический или картонный треугольник, обтянутый тканью, расшитый камнями и бусами, который крепился к тесемкам вплетавшимся в косу.

Основой выразительности костюма становится плавность формы и живописный характер тканей и головных уборов. В целом объем костюма велик и значительно превосходит объем тела, контрастируя с ним. Силуэт преимущественно треугольный.

Основные соотношения: ширина юбки к росту А / В = 1 / 2,5; размер головы к росту Г / В = 1 / 5; ширина плеч к ширине юбки В / А = 1 / 1,5.

Линии силуэта плавные, спокойные. Диагональное направление линий рукавов и боковых швов гармонично сочетается с горизонтальными линиями художественной отделки рукавов тесьмой и низом подола.

Цвета, как правило, контрастны. Белый холст рубахи контрастирует с насыщенными красками сарафана и кокошника, что придает костюму нарядный праздничный характер.

Костюм богато отделывали, украшали, располагая орнамент по краям одежды. Наиболее распространенная отделка – золотое шитье и позумент, серебряные чеканные пуговицы и жемчуг. Высокий головной убор увеличивает рост, придает фигуре величавость, статность и завершает силуэт.

В моей модели костюма элементы народности выдержаны и выделены покроем сарафана, рубахи (блузы) и дополнены оригинальным убрусом.

Сарафаны в каждом уголке России кроились по-своему. Один из вариантов – цельнокроеный в талии, расклешенный сарафан, форма и глубина выреза как спереди, так и сзади определяется художником-исполнителем. Конструктивная особенность данного сарафана кроется в простоте кроя – понева (юбка) удлинена к лифу и дополнена

4 кулисой с продернутой в нее тесьмой, что служит для регулирования по размеру. Бретели широкие и обработаны кантом.

Рубаха (блуза) покроя «реглан» с одинаковым вырезом горловины спереди и сзади – для удобства использования в театрализованных представлениях. По горловине – сборка, а по рукавам – художественная отделка различной формы и цвета тесьмой.

Головной убор убрус напоминает полотенце длиной 1,0 – 1,5 м и шириной 25 – 30 см. Убрус из тонкого полотна, середина его (то место, которое находится надо лбом) декоративно отделана. Надевается убрус, как платок. Концы завязываются назад или закалываются брошью.

Под головные уборы замужние женщины надевали повойник (или подубрусник) – холщевую шапочку, под которую прятали волосы. Повойник можно кроить, как докторскую шапочку.

Моделирование и технология изготовления костюма

Древнерусские женские одежды по крою делились на накладные, одевавшиеся через голову, и распашные, с застежкой спереди. Накладные у горловины имели небольшой разрез для «прохождения» головы с потайной застежкой.

В условиях театра на всех видах и формах костюма вырезы и застежки должны быть таких размеров, которые позволяют выступающим надевать костюмы свободно и быстро, часто снизу (через ноги).

Рубаха (блуза) имеет длину до бедер. Рукав по низу может быть расширенным, с манжетой или без нее. Отделка рукавов выполняется до втачивания рукавов в пройму. Нагрудные вытачки можно перевести в горловину и застрочить или собрать на сборку и обработать кантом. Вырез горловины – углубленный, со сборкой. Низ рукавов и изделия обработаны швом вподгибку с закрытым срезом.

Сарафан состоит из отрезных бретелей, переднего и заднего полотнищ и отделкой по середине спереди и низу сарафана. Отделка из контрастной ткани и обшит декоративным узором из бисера и цветной тесьмы «змейка». Сарафан имеет подклад (нижнюю юбку), длиной короче сарафана на 10 – 15 см. Бретели вшиваются между основой и подкладом сарафана.

Убрус кроится из тонкого полотна, на налобную часть настрачивается заранее изготовленное украшение. Для придания жесткости и формоустойчивости его можно предварительно продублировать или проложить картон. Затем обтянуть уже вышитой и художественно оформленной тканью.

Выбор материала, оборудования и инструментов для изготовления костюма

В композициях XVI – XVII веков в набойке присутствовала не только вся гамма цветов, но также сусальное золото и серебро. Фоном служила крашенина, то есть холст, окрашенный в различные цвета. В таком качестве набойка заменяла небогатым людям парчу и другие дорогостоящие ткани. В большом количестве встречались ввозные материи. Из Китая, Индии, Турции, Персии, Средней Азии в Московское государство широким потоком текли самые различные ткани: бумажные – кумач, сатин, полушелковая кутня; из дешевых шелков – тафта и камка; шерстяные ткани разных цветов – зуфь, сукно.

Для изготовления русского народного костюма «Сударушка» использовались ткани и прикладной материал:

✓ сатин (гладкокрашеный и с печатным рисунком),

✓ ситец белый,

✓ тик желтого цвета,

✓ искусственный шелк,

✓ бисер различных цветов и форм,

✓ тесьма различного ассортимента,

✓ бусы,

✓ атласные ленты разного цвета,

✓ тюлевая ткань,

✓ нитки швейные; оборудование: швейная машина «Pfaff», утюг бытовой , гладильная доска, иголки швейные, наперсток.

Разработанная мною творческая работа по проектированию русского народного костюма «Сударушка» выявила следующее:

1. Высокую востребованность в театральных костюмах в воспитательной работе средней школы;

2. Изучение исторического наследия, культуры, обычаев и традиций русского народа;

3. Повышение интереса к фольклорному и декоративно-прикладному искусству;

4. Повышение уровня знаний и навыков швейного искусства, мастерства вышивания, рисования, черчения.

Перспективы работы

1. Разработать проект по созданию серии костюмов русского народа;

2. Участвовать в создании школьного музея «Истории одежды»:

3. Изучать историю развития костюмов различных народов и национальностей России;

4. Создать коллекцию костюмов народов мира.

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеком и удовлетворяющие его потребности, с другой – это произведение декоративно-прикладного искусства, украшающие облик человека.

Главной задачей в моей творческой работе явилась разработка проекта по изготовлению русского костюма. Изучая историческое развитие русского народного костюма, перед нами раскрываются особенности быта, богатый колорит народных обычаев и традиции русской духовной культуры народа. Это направление очень актуально в нынешнем современном обществе. А школа – это особое общество, особый мир. В противовес ультросовременной «металлической» и «американизированной » культуры ставится нежное, хрупкое, почти забытое и «немодное» явление народного фольклора.

Обратимся к историческим сведениям о развитии и изменении народной, культовой одежды. Сравнительно строгий и лаконичный характер костюма Киевской Руси XII века сменяется самобытными массивными боярскими одеждами, придававшими облику женщины торжественность и величавость. Признаком женской красоты считалась дородность. Однако формы тела не подчеркивались, а, наоборот, тщательно скрывались.

В моей модели костюма элементы народности выдержаны и выделены покроем сарафана, рубахи (блузы) и дополнены оригинальным убрусом.

Сарафаны в каждом уголке России кроились по-своему. Один из вариантов – цельнокроеный в талии, расклешенный сарафан, форма и глубина выреза как спереди, так и сзади определяется художником-исполнителем. Конструктивная особенность данного сарафана кроется в простоте кроя – понева (юбка) удлинена к лифу и дополнена кулисой с продернутой в нее тесьмой, что служит для регулирования по размеру. Бретели широкие и обработаны кантом.

Рубаха (блуза) покроя «реглан» с одинаковым вырезом горловины спереди и сзади – для удобства использования в театрализованных представлениях. По горловине – сборка, а по рукавам – художественная отделка различной формы и цвета тесьмой.

Головной убор убрус напоминает полотенце длиной 1,0 – 1,5 м и шириной 25 – 30 см. Убрус из тонкого полотна, середина его (то место, которое находится надо лбом) декоративно отделана. Надевается убрус, как платок. Концы завязываются назад или закалываются брошью (рис. 5).

Для изготовления русского народного костюма «Сударушка» использовались ткани и прикладной материал: сатин (гладкокрашеный и с печатным рисунком), ситец белый, тик желтого цвета, искусственный шелк, бисер различных цветов и форм, тесьма различного ассортимента, бусы, атласные ленты разного цвета, тюлевая ткань, нитки швейные; оборудование: швейная машина «Pfaff», утюг бытовой , гладильная доска, иголки швейные, наперсток.

По разработанной мною творческой работе по проектированию русского народного костюма «Сударушка» можно сделать следующие выводы:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)