Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Художественное своеобразие рассказа-сказки «Кедр» В. Я. Шишкова

Из глубины России вышел выдающийся русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков. Родился он в городе Бежецке бывшей Тверской губернии (ныне Калининградской области), а формировался как писатель и гражданин – в Сибири. Здесь прожил он, по собственному признанию, «около двадцати лучших лет своей жизни».

Все наиболее значительное в творчестве В. Я. Шишкова так или иначе связано с Сибирью. Тут и многочисленные сибирские рассказы и повести, сразу определившие его место в молодой тогда советской литературе, - «Тайга», «Алые сугробы», «Пурга». Тут и сочные, буйные по краскам, нашумевшие при своем появлении романы «Ватага», «Угрюм-река», вплоть до обширнейшего повествования «Емельян Пугачев», которое немыслимо было бы без сибирского творческого опыта, без живых впечатлений от разных по социальному положению и разноплеменных, от забитых и безгласных, до протестующих и бунтующих народных масс Сибири в самый канун революции.

«Перед моими глазами, - писал В. Я. Шишков в «Автобиографии» о сибирском периоде, - прошли многие сотни людей, прошли неторопливо, не в случайных, мимолетных встречах, а нередко в условиях, когда можно читать душу постороннего как книгу».

Вячеслав Шишков внимательно читал душу народную, пристально вглядывался в нее, чтобы «обладать правом, - как он выразился, подчеркивая эти слова, - говорить через книги с миллионами людей». Писатель В. Я. Шишков, переживший все трагические события Сибири в период революции, как никто другой знал, чем в то время жили люди. Не те люди, которые считали народ серой массой, бессмысленной и аморфной, а те, что сами вышли из народа, те, которые пережили все тяготы жизни народной и на себе ощутили, что такое репрессии и гонения. Именно о таких людях писал Вячеслав Шишков.

Среди произведений Шишкова встречаются, помимо многочисленных рассказов, и повести, и аллегории, и сказки.

Цель данного исследования – выявить художественное своеобразие рассказа-сказки «Кедр».

Сказка «Кедр» - одна из первых работ Вячеслава Шишкова. Она была написана в символико-аллегорическом жанре, в то время данный жанр был распространенным в литературе. Определяя жанр данного произведения, литературоведы до сих пор расходятся во мнениях. Существует несколько точек зрения, мы же остановимся на двух из них, на наш взгляд наиболее распространенных.

1. Притча-сказка.

2. Рассказ-сказка.

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в аллегорической форме. Иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали. Тип речи в притче – рассуждение.

Рассказ – малая форма повествования, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.

Сказка – особый вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотъемлемым свойством этого вида прозы. Общепринято деление сказок на сказки о животных, волшебные и бытовые.

Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам, осложненным всей совокупностью мифологических воззрений на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображая воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека. Вымысел сказок стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой.

Позднее появились литературные сказки, соединившие в себе литературные и народные традиции. У народной сказки нет одного автора, поэтому и вымысел там не меняется сказителем, а лишь подчеркивается его манерой повествования. У литературной сказки автор есть, поэтому и вымысел неразрывно связан с воображением данного конкретного автора. На наш взгляд, жанр данного произведения определяется как притча-сказка. Мы исходили из того, что в данном произведении можно проследить элементы рассуждения по поводу конфликта между силами зла и добра (только оно скрытое), и в этом рассуждении звучит наставление, но не прямое, а завуалированное, для того чтобы читатель легче воспринимал мораль данного текста.

И. Изотов в своей книге «Вячеслав Шишков» отзывается об этой сказке как о произведении, в котором «выражена чисто народническая идея о герое, выступающим защитником масс, ибо сами они якобы не способны к активным действиям». Логика исследователя проста: кедр – это сильный человек, а птички, которые спасаются в его ветвях, - народные массы

Другой исследователь творчества В. Шишкова Г. Кунгуров, на наш взгляд, прав в своем суждении о том, что необходимо учитывать конкретно-исторические условия, в которых Вячеслав Шишков писал и печатал эту сказку, условия реакции, когда прямое выражение свободолюбия находилось под запретом.

Аллегорический жанр помог Вячеславу Шишкову рассказать о своем гневном осуждении «стаи коршунов», что с «хищным клекотом» несется «за роем испуганных птичек», то есть за слабыми и нуждающимися в защите. Олицетворением той силы, которая «корнями уходит глубоко в родную землю» и которая всегда выступает в защиту обездоленных является Кедр – краса, богатство и мощь сибирской тайги. Образ Кедра – символ Сибири, через который писатель воплотил свои литературные замыслы. «Кедр был справедлив и гневен», и он одержал победу – «прочь полетели хищники», а те, кого он избавил от гибели, пели ему песни: «Кедр, ты справедлив Мы тебя любимТы защищаешь нас Ты учишь нас жизни Спасибо, спасибо, Кедр»

Сказка стала гимном торжеству света и народной правды, она выражала настроения передовых сил общества, не желавших мириться с поражением революции: «Кедр стоит на той поляне, угрюмо смотрит вперед, высоко подняв голову, как рыцарь с приподнятым забралом».

Автор, на наш взгляд, приводит такое яркое олицетворение для того, чтобы еще раз убедить читателя в справедливости и великодушии Кедра. Ведь рыцарь ассоциируется у читателя с воплощением Доброты, Доблести, Великодушия. С помощью олицетворения автор более ярко, сочно, образно рисует образы сибирской природы.

Рассмотрим более подробно языковые особенности данного произведения в речевом контексте сказки.

Выразительность речи сказки «Кедр» складывается из особенностей словоупотребления на разных уровнях языка:

• словообразовательном: «взмахнув раз-другой крыльями», «молили небо», «миллионами равнодушных глаз», «дрогнула песня, пушистые хвои» и т. д.

• синтаксическом:

- использование согласованных и несогласованных определений: «Кедр высокий, развесистый, мощный», «буйной, вечно зеленой хвоей», «нежные листья», «слезы радости и любви», «в злобной ярости», «трепещущих в ужасе птичек»;

- использование предложений с однородными членами: «Фиалки, ландыши и другие цветки с детскими, ясными глазками любовно жались к ней, выползали вверх, стараясь перегнать дуг друга, а она, белая березка, свесив свои зеленые кудри, что-то тихо шептала им». «Чирикнули радостно и ринулись к кедру, и прильнули к нему, и замерли между зелеными хвоями».

- использование предложений с распространенными определениями, выраженными причастиями, прилагательными, одиночными и с зависимыми словами: «И в тихие летние зори, и в морозные зимние дни слетаются до сих пор к нему птички со всех концов обширной поляны, смело садятся в его пушистые хвои и поют ему песни». «Кедр высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями, гордо стоял на полянке и шумел своей буйной, вечно зеленой хвое». «Солнце склонялось к западу и, рассекая мрачную тучу, нависшую на холодном сибирском небе, бросало свои радостные лучи на поляну и дрожало тихими отблесками на раскидистых ароматных хвоях кедра».

- использование предложений с обстоятельствами, выраженными деепричастиями, одиночными и с зависимыми словами: «То стая коршунов, взмахнув раз-другой крыльями, неслась за роем испуганных птичек». «Злобно кричали коршуны, яростно сжимая острые когти». «Они, бессильные птички, то, припадая к земле, то, вспархивая кверху, и не замечали, что кедр давно уже машет им своими ветвями, давно посылает проклятия хищникам и лаково манит к себе трепещущих в ужасе птичек».

- использование в предложениях инверсии, одной из самых распространенных стилистических фигур: «А туча плакала горько и неслась дальше, бессильная, роняя скорбные слезы». «Дрогнула и затихла вдруг песня солнца, и все притаилось и замерло».

- использование предложений с прямой речью: «Тихо шептали: - спаси нас, кедр ЗаступисьО, кедр, не дай нас в обиду». «И в тихие летние зори, и в морозные зимние дни слетаются до сих пор к нему птички со всех концов обширной поляны, смело садятся в его пушистые хвои и поют ему песни: - Спасибо, спасибо, кедр! Кедр, ты справедлив Мы тебя любим Ты защищаешь нас Ты учишь нас жизни Спасибо, спасибо, кедр».

- использование таких частей речи, как глаголы, деепричастия, наречия, позволяют передать динамику событий: «рассекая тучу», «торжествуя победу», «стараясь перегнать друг друга», «рокотал», «неслась», «жались».

Создавая яркие образы сказки, автор использует такие средства художественной выразительности, которые помогающие ему воплотить его замысел.

Вячеслав Шишков использует в своем тексте много эпитетов, - это сильное и яркое выразительное средство, помогающее в создании определенных образов:

Кедр – «высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями», туча – «мрачная, нависшая на холодном сибирском небе», «бессильная», березка – «с нежными листьями, с белым, стройным стволом, радостная, нарядная, пышная», птички – «бессильные», «трепещущие в ужасе».

Автор ищет в предмете новые признаки, для чего использует метафоры:

«Небо глядело миллионами равнодушных глаз», зима приносила «стон и хохот метелей», цветы «с детскими, ясными глазками».

Для создания образа благородного кедра автор использует сравнение. Кедр сравнивается с рыцарем «с приподнятым забралом».

Традиционно в сказке используется олицетворение: кедр – гордо стоял, посылал проклятья, ласково манил, был гневен; туча – плакала, неслась, роняя горькие слезы; солнце – радовалось, торжествовало.

Используя троп олицетворение, автор рисует образы положительных и отрицательных героев более емкими, выразительными, под пером мастера они оживают и живут своей насыщенной жизнью. Положительные герои – кедр, птички, березка, солнце. Отрицательные – коршуны, небо. Причем небо, на наш взгляд, самый отрицательный образ сказки, так как оно равнодушно. Никогда не знаешь, что можно от него ожидать, в какой момент оно навредит, ведь равнодушие сродни предательству.

Используя антитезу, автор противопоставляет кедр и небо: кедр очень эмоционален, доброта его деятельна, он активно сострадателен. Небо равнодушно, холодно взирает на то, что происходит внизу, на земле.

Авторская позиция передается через экспрессивную лексику: в смертельном страхе, хищным клекотом, дрогнула и затихла песня солнца, боялись, презирали, ненавидели.

На наш взгляд, проблемы, затрагиваемые в этой сказке, актуальны и сейчас, просто они уже никак не связаны с революцией 1905 года. Во все времена были люди более сильные и могущественные, которые унижали слабых и беззащитных. Но обязательно появлялся герой, который наказывал виноватых и помогал обиженным.

Мы живем на удивительной земле, имя которой – Сибирь. Вячеслав Яковлевич Шишков был истинным сибиряком не по месту рождения, а по убеждениям, по состоянию души, по отношению к нашему краю и его людям. Природа Сибири, люди Сибири были для него его писательской судьбой. Он жил Сибирью, он дышал ею. Мы гордимся тем, что наша земля стала для него родиной.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)