Художественное своеобразие рассказа-сказки «Кедр» В. Я. Шишкова
Из глубины России вышел выдающийся русский писатель Вячеслав Яковлевич Шишков. Родился он в городе Бежецке бывшей Тверской губернии (ныне Калининградской области), а формировался как писатель и гражданин – в Сибири. Здесь прожил он, по собственному признанию, «около двадцати лучших лет своей жизни».
Все наиболее значительное в творчестве В. Я. Шишкова так или иначе связано с Сибирью. Тут и многочисленные сибирские рассказы и повести, сразу определившие его место в молодой тогда советской литературе, - «Тайга», «Алые сугробы», «Пурга». Тут и сочные, буйные по краскам, нашумевшие при своем появлении романы «Ватага», «Угрюм-река», вплоть до обширнейшего повествования «Емельян Пугачев», которое немыслимо было бы без сибирского творческого опыта, без живых впечатлений от разных по социальному положению и разноплеменных, от забитых и безгласных, до протестующих и бунтующих народных масс Сибири в самый канун революции.
«Перед моими глазами, - писал В. Я. Шишков в «Автобиографии» о сибирском периоде, - прошли многие сотни людей, прошли неторопливо, не в случайных, мимолетных встречах, а нередко в условиях, когда можно читать душу постороннего как книгу».
Вячеслав Шишков внимательно читал душу народную, пристально вглядывался в нее, чтобы «обладать правом, - как он выразился, подчеркивая эти слова, - говорить через книги с миллионами людей». Писатель В. Я. Шишков, переживший все трагические события Сибири в период революции, как никто другой знал, чем в то время жили люди. Не те люди, которые считали народ серой массой, бессмысленной и аморфной, а те, что сами вышли из народа, те, которые пережили все тяготы жизни народной и на себе ощутили, что такое репрессии и гонения. Именно о таких людях писал Вячеслав Шишков.
Среди произведений Шишкова встречаются, помимо многочисленных рассказов, и повести, и аллегории, и сказки.
Цель данного исследования – выявить художественное своеобразие рассказа-сказки «Кедр».
Сказка «Кедр» - одна из первых работ Вячеслава Шишкова. Она была написана в символико-аллегорическом жанре, в то время данный жанр был распространенным в литературе. Определяя жанр данного произведения, литературоведы до сих пор расходятся во мнениях. Существует несколько точек зрения, мы же остановимся на двух из них, на наш взгляд наиболее распространенных.
1. Притча-сказка.
2. Рассказ-сказка.
Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в аллегорической форме. Иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали. Тип речи в притче – рассуждение.
Рассказ – малая форма повествования, в которой дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
Сказка – особый вид устного повествования с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотъемлемым свойством этого вида прозы. Общепринято деление сказок на сказки о животных, волшебные и бытовые.
Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам, осложненным всей совокупностью мифологических воззрений на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображая воображаемую победу над ними и тем самым внушали уверенность в положительном исходе активности человека. Вымысел сказок стал поэтической условностью – воплотил в себе мечты народа об иной, светлой жизни, в которой царит справедливость, а герои – носители положительного начала – неизменно оказываются победителями в жизненной борьбе. Сказки учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом, неправдой.
Позднее появились литературные сказки, соединившие в себе литературные и народные традиции. У народной сказки нет одного автора, поэтому и вымысел там не меняется сказителем, а лишь подчеркивается его манерой повествования. У литературной сказки автор есть, поэтому и вымысел неразрывно связан с воображением данного конкретного автора. На наш взгляд, жанр данного произведения определяется как притча-сказка. Мы исходили из того, что в данном произведении можно проследить элементы рассуждения по поводу конфликта между силами зла и добра (только оно скрытое), и в этом рассуждении звучит наставление, но не прямое, а завуалированное, для того чтобы читатель легче воспринимал мораль данного текста.
И. Изотов в своей книге «Вячеслав Шишков» отзывается об этой сказке как о произведении, в котором «выражена чисто народническая идея о герое, выступающим защитником масс, ибо сами они якобы не способны к активным действиям». Логика исследователя проста: кедр – это сильный человек, а птички, которые спасаются в его ветвях, - народные массы
Другой исследователь творчества В. Шишкова Г. Кунгуров, на наш взгляд, прав в своем суждении о том, что необходимо учитывать конкретно-исторические условия, в которых Вячеслав Шишков писал и печатал эту сказку, условия реакции, когда прямое выражение свободолюбия находилось под запретом.
Аллегорический жанр помог Вячеславу Шишкову рассказать о своем гневном осуждении «стаи коршунов», что с «хищным клекотом» несется «за роем испуганных птичек», то есть за слабыми и нуждающимися в защите. Олицетворением той силы, которая «корнями уходит глубоко в родную землю» и которая всегда выступает в защиту обездоленных является Кедр – краса, богатство и мощь сибирской тайги. Образ Кедра – символ Сибири, через который писатель воплотил свои литературные замыслы. «Кедр был справедлив и гневен», и он одержал победу – «прочь полетели хищники», а те, кого он избавил от гибели, пели ему песни: «Кедр, ты справедлив Мы тебя любимТы защищаешь нас Ты учишь нас жизни Спасибо, спасибо, Кедр»
Сказка стала гимном торжеству света и народной правды, она выражала настроения передовых сил общества, не желавших мириться с поражением революции: «Кедр стоит на той поляне, угрюмо смотрит вперед, высоко подняв голову, как рыцарь с приподнятым забралом».
Автор, на наш взгляд, приводит такое яркое олицетворение для того, чтобы еще раз убедить читателя в справедливости и великодушии Кедра. Ведь рыцарь ассоциируется у читателя с воплощением Доброты, Доблести, Великодушия. С помощью олицетворения автор более ярко, сочно, образно рисует образы сибирской природы.
Рассмотрим более подробно языковые особенности данного произведения в речевом контексте сказки.
Выразительность речи сказки «Кедр» складывается из особенностей словоупотребления на разных уровнях языка:
• словообразовательном: «взмахнув раз-другой крыльями», «молили небо», «миллионами равнодушных глаз», «дрогнула песня, пушистые хвои» и т. д.
• синтаксическом:
- использование согласованных и несогласованных определений: «Кедр высокий, развесистый, мощный», «буйной, вечно зеленой хвоей», «нежные листья», «слезы радости и любви», «в злобной ярости», «трепещущих в ужасе птичек»;
- использование предложений с однородными членами: «Фиалки, ландыши и другие цветки с детскими, ясными глазками любовно жались к ней, выползали вверх, стараясь перегнать дуг друга, а она, белая березка, свесив свои зеленые кудри, что-то тихо шептала им». «Чирикнули радостно и ринулись к кедру, и прильнули к нему, и замерли между зелеными хвоями».
- использование предложений с распространенными определениями, выраженными причастиями, прилагательными, одиночными и с зависимыми словами: «И в тихие летние зори, и в морозные зимние дни слетаются до сих пор к нему птички со всех концов обширной поляны, смело садятся в его пушистые хвои и поют ему песни». «Кедр высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями, гордо стоял на полянке и шумел своей буйной, вечно зеленой хвое». «Солнце склонялось к западу и, рассекая мрачную тучу, нависшую на холодном сибирском небе, бросало свои радостные лучи на поляну и дрожало тихими отблесками на раскидистых ароматных хвоях кедра».
- использование предложений с обстоятельствами, выраженными деепричастиями, одиночными и с зависимыми словами: «То стая коршунов, взмахнув раз-другой крыльями, неслась за роем испуганных птичек». «Злобно кричали коршуны, яростно сжимая острые когти». «Они, бессильные птички, то, припадая к земле, то, вспархивая кверху, и не замечали, что кедр давно уже машет им своими ветвями, давно посылает проклятия хищникам и лаково манит к себе трепещущих в ужасе птичек».
- использование в предложениях инверсии, одной из самых распространенных стилистических фигур: «А туча плакала горько и неслась дальше, бессильная, роняя скорбные слезы». «Дрогнула и затихла вдруг песня солнца, и все притаилось и замерло».
- использование предложений с прямой речью: «Тихо шептали: - спаси нас, кедр ЗаступисьО, кедр, не дай нас в обиду». «И в тихие летние зори, и в морозные зимние дни слетаются до сих пор к нему птички со всех концов обширной поляны, смело садятся в его пушистые хвои и поют ему песни: - Спасибо, спасибо, кедр! Кедр, ты справедлив Мы тебя любим Ты защищаешь нас Ты учишь нас жизни Спасибо, спасибо, кедр».
- использование таких частей речи, как глаголы, деепричастия, наречия, позволяют передать динамику событий: «рассекая тучу», «торжествуя победу», «стараясь перегнать друг друга», «рокотал», «неслась», «жались».
Создавая яркие образы сказки, автор использует такие средства художественной выразительности, которые помогающие ему воплотить его замысел.
Вячеслав Шишков использует в своем тексте много эпитетов, - это сильное и яркое выразительное средство, помогающее в создании определенных образов:
Кедр – «высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями», туча – «мрачная, нависшая на холодном сибирском небе», «бессильная», березка – «с нежными листьями, с белым, стройным стволом, радостная, нарядная, пышная», птички – «бессильные», «трепещущие в ужасе».
Автор ищет в предмете новые признаки, для чего использует метафоры:
«Небо глядело миллионами равнодушных глаз», зима приносила «стон и хохот метелей», цветы «с детскими, ясными глазками».
Для создания образа благородного кедра автор использует сравнение. Кедр сравнивается с рыцарем «с приподнятым забралом».
Традиционно в сказке используется олицетворение: кедр – гордо стоял, посылал проклятья, ласково манил, был гневен; туча – плакала, неслась, роняя горькие слезы; солнце – радовалось, торжествовало.
Используя троп олицетворение, автор рисует образы положительных и отрицательных героев более емкими, выразительными, под пером мастера они оживают и живут своей насыщенной жизнью. Положительные герои – кедр, птички, березка, солнце. Отрицательные – коршуны, небо. Причем небо, на наш взгляд, самый отрицательный образ сказки, так как оно равнодушно. Никогда не знаешь, что можно от него ожидать, в какой момент оно навредит, ведь равнодушие сродни предательству.
Используя антитезу, автор противопоставляет кедр и небо: кедр очень эмоционален, доброта его деятельна, он активно сострадателен. Небо равнодушно, холодно взирает на то, что происходит внизу, на земле.
Авторская позиция передается через экспрессивную лексику: в смертельном страхе, хищным клекотом, дрогнула и затихла песня солнца, боялись, презирали, ненавидели.
На наш взгляд, проблемы, затрагиваемые в этой сказке, актуальны и сейчас, просто они уже никак не связаны с революцией 1905 года. Во все времена были люди более сильные и могущественные, которые унижали слабых и беззащитных. Но обязательно появлялся герой, который наказывал виноватых и помогал обиженным.
Мы живем на удивительной земле, имя которой – Сибирь. Вячеслав Яковлевич Шишков был истинным сибиряком не по месту рождения, а по убеждениям, по состоянию души, по отношению к нашему краю и его людям. Природа Сибири, люди Сибири были для него его писательской судьбой. Он жил Сибирью, он дышал ею. Мы гордимся тем, что наша земля стала для него родиной.
Комментарии