Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитие познавательного интереса у дошкольников с нарушениями зрения через математические виды деятельности

Мир математики – очень интересный, но сложный мир. Капитаном в мир математики, в первую очередь, должен быть воспитатель.

Вхождение ребёнка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Дети сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и многими другими.

Математика даёт огромные возможности для развития мышления. Однако изучение опыта работы некоторых ДОУ позволяет констатировать, что использующиеся методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности, заложенные в математике. Абстрактность объектов математики, с одной стороны, и конкретный, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления дошкольников, с другой стороны, создают объективные трудности в отборе содержания знаний, методов и способов их предъявления для первоначального обучения.

Как мы убедились, существует ряд актуальных проблем в обучении детей дошкольного возраста, одна из них – проблема познавательного интереса. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения. Особенно правомерна эта необходимость при осуществлении математического развития дошкольников, т. к. тяга к познанию (как и всякая чисто человеческая потребность), которая является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания, - эта тяга к познанию может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов дошкольников, в средство формирования потребности учиться, получать знания в дальнейшем.

Практическая значимость проблемы развития познавательного интереса неоспорима, т. к. некоторые авторы утверждают, что значительное количество старших дошкольников не желают идти в школу (Шитова Т. и др. ), ссылаясь на трудности, боязнь неуспешности, в том числе при изучении математики, что встречается у 15 – 40 % школьников.

Новизна проблемы в том, что в психолого-педагогической литературе математические виды деятельности (счет, измерение, вычисление) не рассматриваются как средства или пути формирования познавательного интереса у дошкольников, да и сама проблема формирования познавательного интереса у дошкольников сводится некоторыми авторами к удовлетворению познавательной потребности средствами игры.

Основываясь на теоретических положениях исследований потребностно-эмоциональной сферы человека Дубровской Н. В. , Фарбер Д. А. , Безруких М. М,, которые отмечают, что уже на 4-м году жизни у детей отмечается всплеск интереса к новому, активный поиск новизны, добавляется стремление к разнообразию, внимание базируется на принципе удовольствия, непосредственном предпочтении, мы предположили, что положительные эмоции, поддержание интереса и внимания к новым (математическим) видам деятельности станет базой познавательной мотивации, будет способствовать продуктивной реализации перцептивных возможностей, которые имеются в дошкольном возрасте.

Для исследования выбранной нами проблемы использовались следующее методы педагогического исследования: наблюдения, беседы, диагностические задания, изучение педагогической документации, анализ детской деятельности.

Теоретические основы развития познавательного интереса дошкольников в математических видах деятельности

Понятие «познавательный интерес», физиологическая основа, структура

Проблема интереса к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения выкристаллизовывалась постепенно под влиянием требований жизни. Социально-экономические изменения в России, начиная со второй половины XVIII в. подводили к жизненно назревшим вопросам развития просвещения.

К перестройке просвещения в России и поиску путей усвоения знаний, пригодных для развития в стране промышленности и торговли, с учётом, однако, интересов помещиков-крепостников, были привлечены образованнейшие для того времени люди, воспринявшие передовые идеи европейской педагогики, — И. И. Бецкой и Ф. И. Янкович и др.

Со второй четверти XIX в. тем более не было условий для организации учения с увлечением. Наоборот, любое проявление любознательности подавлялось. Правительство опасалось развития умственных способностей детей и их любознательности, считая, что это может привести низшие сословия к недовольству существующим строем.

К середине XIX в. полуфеодальная система образования в России зашла в тупик. Под давлением нарастающего недовольства царизм был вынужден в 1863 – 1864 гг. осуществить реформы в области народного образования. Эти реформы носили, в основном, формальный и декларативный характер. Несмотря на то, что во второй половине XIX в. практика обучения, школа с её сухостью и формализмом отставали от требований жизни, педагоги-методисты всё чаще, обращаясь к дидактическим основам преподавания предметов, затрагивали проблему интереса. Методисты были единодушны в том, что вызывать интерес к обучению особенно важно на первоначальном его этапе.

Педагогическая мысль 60–70-х гг. XIX в. в решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении, несмотря на то, что социальных исследований по этой проблеме всё ещё не было. Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса рассмотрел К. Д. Ушинский

Обострённая критика обучения и воспитания в период общественно-педагогического подъёма привела к идее пристального внимания к внутреннему миру ребёнка на основе его полной свободы. Эту точку зрения отразил в своих педагогических взглядах Л. Н. Толстой.

После победы Октябрьской революции поиск новых путей учебно-воспитательной работы связывался с задачей воспитания поколений, способных строить коммунистическое общество. С марксистских позиций рассматривала проблему интереса Н. К. Крупская.

2 половина Идея создать новые сословные учебные заведения и Несмотря на то, что он практически руководил

18 века вырастить в них «новую породу людей». Отмечал, что перестройкой образования в России, реализовать природу ребёнка можно разбудить лишь тогда, когда идею не удалось.

ребёнок приохотится к занятиям, будет присутствовать

И. И. Бецкой любовь к учению.

Выступал за использование в обучении элементов В училищах присутство- вала зубрёжка побои.

занимательности, игры, оживляющих занятий. Впервые Дети стремились убегать с уроков пропускали

Ф. И. Янкович увидел связь интереса с нравственностью. занятия месяцами

Отождествлял любопытство с потребностью в учении.

Условие развития любопытства – знание воспитателем сил и способностей каждого ребёнка.

Н. И. Новиков

1 половина Впервые отграничил любопытство от любознательности. Спустя несколько лет его идеи были обоснованы

19 века Считал, что «при надлежащем руководстве» любопытство психологическими исследованиями и подтверждены может перерасти в любознательность, умственную на практике.

самостоятельность.

В. Ф. Одоевский

Считали, что любознательность детей следует развивать Идея не нашла своего воплощения, т. к. Белинский при помощи естественных наук и книг. Видели связь писал под цензурой России, а работы Герцена

В. Г. Белинский интереса к познанию с интересом социальным. были вообще запрещены.

А. И. Герцен

2 половина В педагогической теории психологически обосновал Акцентировал внимание на том, что важно не

19 века интерес в обучении. Говорил о том, что начальное подменять занимательность развлекательством, обучение занимает особое место (занимательность, чтобы сам интерес учения зависел от серьёзной наглядный материал – драгоценнейшие его достоинства). мысли.

Важная задача обучения – открывать перед ребёнком новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и

К. Д. Ушинский внимание.

Утверждал, что интерес – центр педагогической науки. Всецело полагался на интересы детей, а за

Важнейшее условие проявления интереса – создание на учителем оставлял право фиксировать увлечения уроке естественной атмосферы, которая вызывает у детей.

Л. Н. Толстой ребёнка подъём душевных сил

Условием развития интереса называли разумную свободу Добролюбов выступал против занимательных ребёнка. Видели неразрывную связь между интересом к фантазий, которые уводят детей от жизни.

Н. А. Добролюбов учению и интересами к явлениям жизни.

Н. Г. Чернышевский

Идентифицировал интерес с чувством удовольствия и Неудовлетворительная подготовка учителей, обращал внимание на методические приёмы, которые перегруженность школьных программ и мн. др.

доставляют детям это чувство от ощущений продвижения и препятствовали реализации этой идеи на

И. А. Корф собственной силы. практике.

Начало 20 века В книге «Дидактические очерки» (1915) попытался У классификации не было ни единой основы и она классифицировать интересы (физические, умственные, практически не нашла своего применения.

П. Т. Каптерев эстетические и др. )

Считал, что школа должна опираться на стремление детей Противоречие: интерес – фактор усвоения учиться. социального опыта, с другой стороны, он играет большую роль в приспособлении окружающей среды.

С. Т. Шацкий

Раскрывает такие приёмы, как подсказка, постановка Многие приёмы до сих пор успешно применяются в интересных вопросов, рассматривание иллюстраций, практике обучения детей.

А. С. Макаренко наталкивающих на вопросы.

Разработал психолого-педагогические основы Данные приёмы успешно используются в практике стимулирования познавательного интереса детей обучения детей.

(преднамеренные ошибки учителя, сочинительство сказок и

Ш. А. Амонашвили др. )

Конец 20 века Выделил 12 видов интересов и дал их характеристику. Из множества интересов должен быть выделен

Количество объектов, вызывающих интерес человека, центральный интерес, наиболее увлекающий характеризует объём интересов, указывающий на духовное личность, или ведущие интересы в отдельных богатство и многосторонность развития личности. видах деятельности: игровой, учебной, научной,

В. Г. Крыско общественной и развлекательной.

Книга «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Занимательный материал является средством

Обучение дошкольников математике немыслимо без воспитания уже в дошкольном возрасте интереса к использования занимательных игр, задач, развлечений. математике, к логике и доказательности

Занимательный материал используется с целью рассуждений, желания проявлять умственное формирования представлений, ознакомления с новыми напряжение, сосредотачивать внимание на

З. А. Михайлова сведениями. проблеме.

Книга «Праздник числа». Однако, только использование считалок,

Стихи о цифрах и числах, считалки, задачи в пальчиковых игр, стихов при овладении счётом не стихотворной форме привлекают внимание детей, сможет обеспечить устойчивый интерес.

В. Волина способствуют более эффективному обучению детей математике.

Книга «Математика в проблемных ситуациях для маленьких Для эффективного управления постановкой и детей» решением проблем необходимо разделять

Проблемная ситуация – универсальная единица, деятельность педагога и деятельность ребёнка, запускающая «механизм думания», она побуждает детей к различные приёмы, учитывая степень поиску новых средств и способов решения задачи и самостоятельности детей и меру помощи

А. А. Смоленцева открытию математических связей, отношений, взрослого.

О. В. Суворова зависимостей.

Создала целую методику для облегчения обучения Мелодии песен доступны детскому диапазону, дошкольников математике. Она основана на принципе слова легко запоминаются. Дети с удовольствием напевания ритмизированного текста. и без особого труда осваивают математические

Вероника Лаптева понятия, названия.

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности дошкольников, что позволяет творчески работающим педагогам, воспитателям успешно формировать и развивать интересы детей, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни.

Какова же физиологическая основа познавательного интереса?

Осуществление психической деятельности и поведения человека определяется потребностно-эмоциональной сферой, включающей в себя потребности, мотивации, эмоции.

Потребность является внутренним источником активного взаимодействия организма с внешней средой, они являются причиной поведения, направленного на достижение определённой цели.

Сфера потребностей человека широка. Она включает биологические, социальные, духовные потребности. Биологические потребности связаны с необходимостью поддержания жизни, но у человека, в отличие от животного, биологические потребности в значительной мере определяются социальными и культурными факторами. Социальная потребность определяется принадлежностью к определенной группе, занятие там определённого места и следования принятым в этой группе образцам поведения. Важнейшими являются духовные потребности, представляющие основу саморазвития.

Таким образом, познавательный интерес физиологически обусловлен всеми видами потребностей. Важнейшим элементом физиологической основы познавательного интереса являются мотивации.

Мотив – активное состояние, направленное на удовлетворение потребностей путём организации определённого целенаправленного поведения. Она выступает как пусковой механизм.

В тесной связи с мотивационно-потребностной сферой находятся эмоции. Выделяются 2 типа эмоциональных проявлений: общий эмоциональный фон и кратковременное реагирование, связанное с определёнными ситуациями.

Чтобы эмоции были положительными, необходимо формировать адекватные представления о путях и способах достижения цели и их соотнесения с реальными возможностями организма. При дефиците требующейся информации могут возникнуть отрицательные эмоции.

Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер, М. Н. Безруких отмечают, что эмоции могут выполнять при удовлетворении познавательной потребности оценочную функцию, которая состоит в быстром общем определении полезности. Подкрепляющая функция эмоций проявляется в том, что материал, вызывающий эмоциональные реакции, быстрее фиксируется в памяти, что определяет их важную роль в процессе обучения. Переключательная функция, которая заключается в том, что в случае неуспеха можно переключиться на более значимые в социальном плане цели. Коммуникативная функция эмоций помогает с помощью мимики, позы, жестов, интонации детям включиться в активную познавательную деятельность.

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, в настоящее время имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

- избирательная направленность внимания человека (Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);

- проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);

- активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

- активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова);

- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А. Г. Ковалев).

В. Г. Крыско делит интересы на виды в зависимости от качественных психологических характеристик

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности), вызывающих интерес человека, характеризует объём интересов, указывающий обычно на духовное богатство и многосторонность развития личности. Однако из множества интересов должен быть выделен центральный интерес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных видах её деятельности: трудовой, учебной, научной, общественной, и развлекательной

Важнейшая область общего феномена интереса — познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

Познавательный интерес характеризуется не только социальными направлениями, но и: широтой охвата объекта; глубиной познания; избирательностью.

В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их них. В труде человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ современного производства, в осмыслении рационализаторских процессов, в знании технологии того или иного производства. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательной интерес имеет в дошкольные годы, когда обучение начинает становиться фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес — интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

В единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика его формирования, развития и углубления. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся её объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результат). Интерес — это «сплав» многих психических процессов, образующих особый тонус деятельности, особые состояния личности (радость от процесса обучения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).

На развитие интересов дошкольников влияет не столько возраст, сколько их индивидуальность, обусловленная жизнедеятельностью, приобретением опыта разнообразной предметной деятельности, общением, влиянием семейных условий, средствами массовых коммуникаций и т. д.

Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Существует несколько классификаций развития познавательного интереса. Три из них составлены Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой и В. А. Крутецким . Г. И. Щукина условно различает следующие последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Любопытство — элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства дошкольник довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворённостью деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности, как активного видения мира, которое развивается не только на занятиях, но и в труде, когда ребёнок отрешён от простого исполнительства и пассивного запоминания. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. В дошкольном возрасте это явление характеризуется вопросами - дети-«почемучки».

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности дошкольника, поиском интересующей его информации, овладение приёмами познания. Любознательный дошкольник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес возникает в школьном возрасте и совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Он связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

И если первые две стадии характерны для большинства нормально развивающихся детей, то переход на следующие, более высокие, без целенаправленной работы невозможен.

Элементарным уровнем познавательного интереса, по мнению Н. Г. Морозовой, можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой детьми на занятии.

Более высоким уровнем его развития является интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, составляющих более глубокую и часто невидимую их внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретёнными способами.

На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением задач прикладного характера, в которых дошкольника интересует не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно происходит. На этом уровне интерес уже не находится на поверхности отдельных фактов, но ещё не проникает настолько в познание, чтобы обнаружить закономерности. Этот уровень, пожалуй, можно назвать стадией описательства, в которой фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится на равных началах.

Ещё более высокий уровень познавательного интереса составляет интерес дошкольника к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих признаков явлений, действующих в различных условиях. Этот уровень бывает сопряжён с элементами исследовательской творческой деятельности.

В. А. Крутецкий же выделяет следующие стадии развития учебно-познавательного интереса.

Отсутствие интереса. Интерес практически не обнаруживается. Исключение – положительные реакции на яркий забавный материал.

Реакция на новизну. Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов (но не теории).

Любопытство. Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения.

Ситуативный учебный интерес. Интерес возникает к способам решения частной единичной задачи, но не к системам задач.

Устойчивый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает к общему способу решения задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.

Обобщённый учебно-познавательный интерес. Интерес возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Непременно ориентирован на общие способы решения задач.

Две последние стадии относятся к школьному возрасту.

Указанные уровни познавательного интереса рисуют нам общие тенденции его развития. В реальном процессе путь, проделываемый познавательным интересом, характеризуется более тонкими и сложными взаимопереходами, в которых одна стадия как бы проникает в другую, одна вырастает из другой, одна сопутствует другой. Но при всём этом в каждый данный момент педагог всё же может видеть, на каком уровне развития интереса к знаниям находится дошкольник: на уровне фактов и репродуктивной деятельности; на уровне выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности, часто связанной с прикладным её характером; либо на уровне вскрытия существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей.

В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы любопытства в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Дошкольник углубляется в сущность предмета, он поглощён решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ребёнок на занятии под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к воспитателю, похвала) может пройти, не повлияв на развитие личности.

Как показывают психолого-педагогические исследования (Н. Н. Поддъяков, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина и др. ) интересы дошкольников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний. Интерес к впечатляющим фактам, к описанию явлений природы, событий общественной жизни, истории, наблюдения с помощью воспитателя над словом рождают интерес к языковым формам. Всё это позволяет говорить о широте интересов дошкольников, в значительной мере зависимых от обстоятельств обучения, от педагога. В то же время практические действия с предметами, растениями, животными в ещё большей мере расширяют интересы, развивающие кругозор, побуждают всматриваться в причины явлений окружающего мира. Обогащение кругозора детей вносит в их познавательные интересы изменения.

Поэтому главная социальная задача современного обучения не только дать широкое образование, но и расположить личность подрастающего человека к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес.

Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования (Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина, Ф. К. Савина, И. Ф. Харламов и др. ) и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса:

1. Максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей детей, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития детей.

По мнению Г. И. Щукиной, Ф. К. Савиной, И. Н. Смирновой, познавательный интерес дошкольника не может развиваться и крепнуть, если операциональная сторона обучения остаётся постоянной. В ней обязательно нужно поступательное движение. Только тогда ребёнок, оценивая свои возросшие возможности и силы, сознаёт, что теперь он по-другому, по-новому, лучшему, легче, скорее, сноровистей действует в учебной обстановке. В этом постоянном усложнении учебного труда, в овладении всё более сложными и более совершенными умениями, позволяющими решать более трудные задачи познания, состоит суть развивающего обучения, неуклонно укрепляющего познавательные силы, интерес и стремления дошкольника.

3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.

Благополучная эмоциональная атмосфера обучения сопряжена с двумя главными источниками развития дошкольника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ребёнка.

Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера учения приносит дошкольнику те переживания, о которых в своё время Д. И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ребёнка подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней.

Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности детей — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ребёнка в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес

4. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятное общение в учебном процессе.

Обучение представляет собой сложный процесс общения педагога с дошкольниками, детей между собой («педагог - дети», «дети - дети»).

Практика показывает, что на занятиях не поощряется взаимодействие детей со сверстниками (часто такое общение рассматривается как шалости). Но именно взаимодействие детей друг с другом способствует развитию познавательного интереса, преодолению страха перед неудачей, возникновению потребности обратиться за помощью, стремление оказать помощь товарищу, появление взаимопонимания, а самое главное – воспитанию чувства взаимоуважения и сопереживания .

Общение детей друг с другом и с педагогом создаёт многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности дошкольника.

Параметры и показатели сформированности познавательного интереса

Главный параметр уровней познавательного интереса — обращённость его к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается устойчивостью, локализованностью и осознанностью.

Устойчивость многое открывает нам в познавательном интересе ребёнка. Познавательный интерес может быть ситуативным, ограниченным отдельными яркими вспышками, как ответ на какую-либо особо эмоциональную ситуацию обучения (эффектный опыт, впечатляющий рассказ, интересный фильм). Такой интерес может быстро остыть, исчезнуть вместе с породившей его ситуацией. Он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес её всё время побуждается внешними средствами, сам ребёнок остаётся к познанию нейтральным.

Интерес к учению может быть относительно устойчив и связан с определённым кругом видов деятельности, заданий. Этот уровень устойчивости познавательного интереса характерен для большинства детей, в которых мотив познавательного интереса как внутренний побудитель их обучения ещё не настолько силён, чтобы не нуждаться во внешней стимуляции, идущей от средств обучающего процесса. В этих случаях очень важно разглядеть тенденцию его устойчивости: преобладают ли у ребёнка внутренние побуждения интереса, или же он нуждается больше во внешних стимулах.

Наконец, познавательный интерес ребёнка может быть достаточно устойчив. Тогда внутренняя мотивация в учении будет преобладать и ребёнок может учиться с охотой даже вопреки неблагоприятным внешним стимулам. Этот уровень устойчивости познавательного интереса представляет собой уже неразделимое целое с потребностью в познании, когда ребёнок не просто хочет учиться, а не может не учиться. Прочный познавательный интерес, особенно к математике, сопутствует развитию далеко не каждого ребёнка.

Локализация познавательных интересов может быть также различной. Значительная часть детей имеет очень неясную, аморфную локализацию. У них чаще всего и можно обнаружить ситуативный интерес. При внешней стимуляции интерес к обучению у этих дошкольников проявляется, но бывает нестоек и обязательно требует побуждений извне.

У незначительной части дошкольников познавательный интерес имеет широкую локализацию. Для этих детей в большей степени, чем для обучающихся с аморфными интересами, характерны внутренние побуждения, открытость интереса ко многим областям знаний. В процессе обучения важно углублять знания таких детей, постоянно переводить их на более высокий уровень познания.

Уже в раннем школьном возрасте у некоторых детей развит чётко локализованный, выраженный, доминирующий познавательный интерес.

Стержневые, доминирующие интересы лежат у основания склонностей, способностей детей, определяют будущую профессию и поэтому представляют собой большую ценность для личности.

В комплексе данных о познавательном интересе существенным является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильным влиянием его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее управлять.

Если мы говорим, что познавательный интерес — значительный фактор обучения, то очень важно знать его проявления, показатели, по которым можно судить о наличии его у детей, о том, какие стороны, приёмы обучения вызывают интерес, какие оставляют его нейтральным, а какие вовсе гасят интерес к обучению.

Проявлением интереса детей в обучающем процессе является их интеллектуальная активность, о которой можно судить по многим действиям.

Вопросы ребёнка, обращённые к педагогу, более всего знаменуют познавательный интерес. Вопрос выражает стремление постичь ещё неясное, глубже проникнуть в предмет своего интереса. Инертный, равнодушный к обучению ребёнок не задаёт вопросов, его интеллект не тревожат нерешённые вопросы.

Другим показателем интеллектуальной активности являются стремления детей по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на занятии вопросов, в дополнениях, поправках ответов товарищей, в желании высказать свою точку зрения.

Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу дошкольников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание, поэтому важен деятельностный характер обучения.

Ещё один очень ценный показатель интеллектуальной активности дошкольника — стремление поделиться с товарищами, педагогом новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения.

Таким образом, первый и самый основной параметр показателей познавательного интереса, который может обнаружить педагог без достаточных усилий, — это интеллектуальная активность ребёнка, в которой как в фокусе собираются все её проявления в познавательном интересе.

Другим параметром показателей, по которым педагог может судить о наличии познавательного интереса детей, является эмоционально благополучный фон познавательной деятельности ребёнка. Эмоциональные проявления детей служат достаточно ясными показателями для воспитателя. Эти проявления часто настолько тонки и неуловимы, что только по ним одним составить впечатление об уровне развития познавательного интереса бывает затруднительно. Лишь в совокупности с другими параметрами они могут создать полную картину интересов дошкольников.

Весьма ясным показателем познавательного интереса является поведение ребёнка при затруднениях. Устойчивый и достаточно глубокий интерес обычно сопряжён со стремлением преодолеть трудности, попробовать различные пути для разрешения сложной задачи. В естественных условиях обучающего процесса педагог явственно видит эти полярные группы детей, из которых одна производит множество проб, отыскивает различные подходы и способы решения, другая либо отодвигает от себя пособие и отключается от задания, либо пробует механически копировать деятельность соседа.

Параметром показателей познавательного интереса детей являются регулятивные процессы, которые во взаимодействии с эмоциональным настроем выражены в особенностях протекания познавательной деятельности детей. Прежде всего, они проявляются в сосредоточенности внимания и слабой отвлекаемости.

Регулятивные механизмы познавательной деятельности дошкольника ощутимо дают знать об интересе к знаниям. Интерес всегда связан с уходом в деятельность, несмотря на посторонние раздражители. Лишь завершив начатую работу, ребёнок реагирует на них. Тот же процесс деятельности, который не привлекает ребёнка, скорее связан со стимулами внешнего порядка (не получить замечания, не поставить себя в неловкое положение перед воспитателем, перед товарищами). Подлинно познавательный результат его не столь волнует, как ребёнка с выраженным интересом к обучению.

Распознавание познавательного интереса возможно не только в обучающем процессе, но и за его пределами, так как дошкольник руководствуется интересом не только на занятиях. Наоборот, его свободная деятельность в ещё большей мере раскрывает нам и характер, и глубину, и локализацию, и осознание познавательного интереса.

В свободном выборе, оказывая предпочтение определённой деятельности в часы досуга, ребёнок раскрывает и свои интересы, и свои потенциальные возможности, и все накопленные им в обучении и трансформированные в желанной работе способы познавательной и практической деятельности. Это важнейший показатель интересов и склонностей детей. Это весьма серьёзная социальная, не только педагогическая проблема, от верного решения которой зависит не только развитие интересов человека, но и его активная позиция в жизни.

Виды математической деятельности, используемые в обучении детей дошкольного возраста

Наибольшее влияние на математическое развитие детей оказывает овладение специальными видами математической деятельности . Познавательный интерес к ним возникает уже на 2-3 году жизни. Среди них можно выделить 2 группы:

Ведущие по своему характеру математические виды деятельности: счёт, измерения, простейшие вычисления. Они основаны на формировании понятия числа. Эта группа является более сложной, чем вторая, т. к. способы действий здесь требуют опосредованного подхода и оценки количественных, качественных и временных отношений. Виды деятельности, относящиеся к этой группе, становятся доступными в старшем дошкольном возрасте.

Пропедевтические, специально сконструктированные в дидактических целях, доматематические виды деятельности: сравнение предметов путём наложения, приложения (А. М. Леушина), уравнивание и комплектование (В. В. Давыдов), сопоставление и уравнивание (Н. И. Непомнящая). Эта группа доматематических видов деятельности опирается на предметно-чувственную основу, поэтому она доступна пониманию младших дошкольников.

Между группами существует тесная преемственная связь: более сложные виды деятельности вырастают на базе простых, как бы надстраиваются над ними.

Остановимся более подробно на 1 группе видов математической деятельности. Среди всех видов деятельности традиционным является счёт, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Уже в 2 года ребёнок пытается пересчитать предметы, определить количество: 1, 2, 7, 8, 3, 5 и т. д. В последнее время критической оценке подверглось развивающее влияние этого вида деятельности, который длительный период был чуть ли не единственным в предматематической подготовке детей дошкольного возраста.

Преждевременное обучение счётной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счёте приобретает формальный характер. Счёту предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приёмы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом ни числом, ни счётом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняются на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элементы», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами».

Хотя дети проявляют интерес к счётной деятельности, только использование считалок, пальчиковых игр, стихов при овладении счётом не сможет обеспечить устойчивый познавательный интерес.

Как отмечают А. А. Смоленцева, З. А. Михайлова и др. следует шире использовать логические игры и упражнения, в т. ч. на классификацию, сериацию с разнообразными дидактическими средствами, проблемные ситуации

Со счётной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой – формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объёма, массы путём непосредственного сравнения по данным признакам. Чувственно-практическая деятельность, позволяющая определить, какой из нескольких сравниваемых предметов больше (меньше), шире (уже), выше (ниже), толще (тоньше), глубже (мельче), тяжелее (легче) и т. д. , является первоосновой для введения измерения условными, а затем общепринятыми мерами. Измерительная деятельность обладает достаточно высоким развивающим эффектом. Она открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и расширяются представления о числе, число получается и в результате измерений, и в результате счёта. Счёт и измерение существенно дополняют друг друга. Дети испытывают интерес к измерению внешне: насыпать, перелить, сравнить. Поэтому задача педагога – перевести детей от внешнего интереса к интересу, связанному с установлением закономерностей, связей.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Понятие числа составляет основу для овладения простейшими приёмами вычисления, в процессе которых ребёнок оперирует числами и другими математическими категориями.

Вычислительная деятельность в дошкольном возрасте в основном представлена простейшими арифметическими задачами на сложение и вычитание с решением в одно действие.

Арифметическая задача – простейшая, сугубо математическая форма реальных ситуаций, которые одновременно близки, понятны детям, с которыми они ежедневно сталкиваются.

Виды арифметических задач довольно разнообразны. И опять интерес к задачам определяется содержанием задачи (прилетели, купили), а не к отношениям между числами.

До 20% детей подготовительной группы («Д. В. ») могут испытывать трудности в выборе арифметического действия. Дети ориентируются на несущественные связи в условии задачи, и связи между условием и вопросом.

Пропедевтической работой для обучения вычислительной деятельности используются упражнения по составлению числа из двух меньших и разложению числа на 2 меньших

В вариативных программах рекомендуется решение примеров. Одни авторы предлагают использовать примеры после обучения решению задач (А. М. Леушина, Л. С. Метлина). Другие же считают возможным учить решать примеры до обучения решению задач (Е. В. Соловьёва).

Все эти виды математической деятельности взаимосвязаны и способствуют достаточной подготовке для обучения детей в школе, при условии сохранения познавательного интереса даже при возникновении трудностей в усвоении данного материала.

Пути и средства формирования познавательного интереса к математическим видам деятельности

Пути формирования познавательного интереса

Организация математической деятельности на Организация математических видов деятельности вРабота с родителями: консультации по подбору занятиях по обучению счёту, измерению, решению развивающей среде: центре науки, игротеке, во дидактических и игровых средств математического арифметических задач с использованием время математических развлечений и досугов. содержания, книг и тетрадей на печатной основе современных методов и приёмов обучения для совместной деятельности с детьми.

(проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование и др. ).

Развивающее обучение. Его суть заключается в том, что под влиянием обучения не только приобретаются знания, формируются умения, но и развиваются все познавательные психические процессы, связанные с ощущением, восприятием, памятью, вниманием, речью, мышлением, а так же волевые и эмоциональные процессы, т. е. развивается личность ребёнка в целом.

Развивающий эффект обучения достигается лишь тогда, когда оно сориентировано на «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк), которая зависит не только от возраста ребёнка, но и от его индивидуальных особенностей. Здесь ребёнок овладевает знаниями при незначительной помощи со стороны взрослого.

Большое внимание в организации обучения должно быть уделено развитию мышления ребёнка, которое проходит путь от практических действий с предметами до логических действий (оперирование понятиями). Например, при ознакомлении детей с множествами воспитатель организует их практическую деятельность: дети перекладывают, переставляют, накладывают, нанизывают, обозначают объекты и действия словами. Как следствие этого формируются представления о большем и меньшем множестве (красных кружков больше, чем синих; красных и синих кружков поровну и т. д. ). Позже практические действия, которые обеспечивают сравнение, сменяются проговариванием, обозначением действий словами, затем процесс сравнения двух групп объектов возможен в умственном плане, на основе количественного сравнения с помощью чисел (красных и синих кружков поровну – их по три).

Проблемное обучение. Как можно поддержать интерес к счёту, измерению, вычислению? Это можно осуществить в ситуации, требующей размышления. Таковой является проблемная ситуация (ПС). Проблемные ситуации пропагандируют А. А. Смоленцева и О. В. Суворова.

ПС – это универсальная единица, запускающая механизм «думания». Осознание затруднения, невозможность разрешить его привычным путём побуждают ребёнка к активному поиску новых средств и способов решения задачи и открытию математических связей, отношений, зависимостей.

Цапля жила между пятой и седьмой кочкой, считая слева, а лягушонок помнил только то, что его домик на шестой кочке. Посади цаплю на своё место. Где живёт лягушонок? Как ему найти домик?

Включаясь в решение ПС, ребёнок сравнивает и сопоставляет, устанавливая сходство и отличия, преобразует и группирует объекты, выражая математические отношения и зависимости разными способами, интерпретирует выделенные отношения через образ и знак. Так он открывает мир чисел и фигур, т. е. проявляет познавательную активность.

А. А. Смоленцева и О. В. Суворова надеются, что различные ПС помогут взрослому сделать путешествие ребенка в мир чисел, геометрических фигур, предметов и задач увлекательным и полезным.

Обучение в виде опытов и экспериментов даёт широкие возможности для развития детского мышления. Опыты и эксперименты часто используются при обучении детей измерению. Измерительная деятельность обладает достаточно высоким развивающим эффектом. Но дети испытывают интерес к измерению внешне: насыпать, перелить, сравнить, взвесить. Поэтому задача педагога – перевести детей от внешнего интереса к интересу, связанному с установлением закономерностей, связей.

Для формирования познавательного интереса к математическим видам деятельности существует множество средств, например: дидактические средства, использование занимательного материала, обучение в виде опытов и экспериментов, создание уголков математики, включение музыки во время и вне занятий, даже двигательная активность, соответствующая теме занятия и мн. др.

Дидактические средства обучения – совокупности предметов, явлений, знаков, действий, слова, участвующие непосредственно в воспитательно-образовательном процессе, обеспечивающие усвоение новых знаний и развития умственных способностей. Иначе – источники получения информации.

Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок, даёт основание для их классификации. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, по логике действий и др.

Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать своё внимание на проблеме.

Математические развлечения – головоломки, числовые курьёзы, лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата, рассчитаны на игру фантазии и воображения.

Математические игры – игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для их решения необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. При решении необходимо применение математических методов и умозаключений.

Дидактические игры (дидактическая задача, правила, игровые действия, элементы самообучения) и упражнения (выработка умений и навыков) – направлены на развитие у детей разного возраста логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять детей в счёте, вычислениях. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), преподнесения её от имени сказочного героя (Буратино, крокодил Гена).

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логика мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развитие у детей уметь догадываться о решении на определённом этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия.

В настоящее время для повышения интереса к математике (во время занятий и вне) широко используется музыка. Её влияние на человека, особенно на ребёнка, трудно переоценить: музыка поднимает настроение и жизненный тонус детей, повышает интерес к занятию (заданию), способствует повышению интеллектуальной активности и мн. др.

Интересно размышляет по этому поводу в журнале «Музыкальная палитра» автор статьи «Музыка и математика на занятиях и развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста» А. И. Буренина.

Для освоения многих математических понятий и лёгкого запоминания их названий автор рекомендует проверенный веками способ: напевание ритмизованного текста, как это и предлагает Вероника Лаптева, создавшая целую методику на основе этой идеи. Например, песня «Порядковый счёт», «Песня про месяцы и времена года», «Песня про прямоугольник» и др.

Таким образом, в настоящее время для математического развития и формирования познавательного интереса дошкольников к математическим видам деятельности существует множество средств. При условии их правильного применения и методически грамотной работы педагога достигаются высокие результаты.

Работая над теоретической частью, мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме: рассмотрели подходы к формированию познавательного интереса в истории русской педагогической мысли; физиологическую основу, структуру познавательного интереса, параметры и признаки его сформированности у детей дошкольного возраста. Изученный материал позволил нам выделить эффективные методы и приёмы развития познавательного интереса у дошкольников в процессе математических видов деятельности, что помогло изучить актуальный уровень развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста и влияние математических видов деятельности на его развитие.

Исследование актуального уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

База проведения исследовательской работ

Практическая часть работы выполнялась на базе разновозрастной группы ДОУ компенсирующего вида для лечения детей с амблиопией и косоглазием, где наполняемость группы 10 – 12 человек, поэтому в педагогическом исследовании приняли участие четверо детей старшего дошкольного возраста: две девочки и два мальчика.

Работа в данной группе организуется по рекомендациям врача – офтальмолога и учителя – дефектолога. Главным является лечебно-коррекционное направление.

В группе работают опытные педагоги, которые успешно сочетают коррекционную работу с общеразвивающей, значительное внимание уделяют развитию познавательной активности детей, которая может быть снижена вследствие зрительных нарушений.

Педагогическое исследование уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Следуя гипотезе, практическую работу мы начали с исследования актуального уровня познавательной активности, используя методику Юркевича П. С. (Институт развития личности, лаборатория "Одаренные дети").

Исследование показало, что познавательная активность у девочек выше, чем у мальчиков. Следующим этапом было исследование интереса к математическим видам деятельности по методике Прохоровой "Выбор деятельности", где ребенку предлагалось выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться (по картинкам, где дети занимаются различными видами деятельности

Результаты исследования показали что:

наибольший интерес дети испытывают к чтению книг, к измерительной деятельности, хотя она трудна для детей с нарушениями зрения (по 7 баллов),

к математике дети относят только счетную деятельность, вне поля зрения остается вычислительная (ни одного выбора),

при затруднениях дети быстро теряли интерес, отказывались заниматься дальше, говоря при этом: "Я не умею", "У меня ничего не получится".

Принимая во внимание стадии познавательного интереса по Крутецкому В. А. , следует отметить, что отсутствие интереса не наблюдалось ни у одного ребенка, но, в основном, это была реакция на новизну и обыкновенное любопытство, лишь у одной девочки проявлялся ситуативный учебный интерес (интересовал способ действия и результат, а не только процесс).

. Пути и средства дальнейшего развития актуального уровня познавательного интереса через математические виды деятельности (на примере измерения).

Эти положения определили направления дальнейшей работы. Следуя гипотезе о том, что поддержание первоначального интереса дает возможность его дальнейшего стимулирования, актуализацию возможностей детей, мы решили поддержать интерес детей к измерительной деятельности и определили следующие направления в работе:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)