Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Микробиологическое исследование некоторых видов мыла, используемых человеком в быту

В настоящее время с экранов телевизоров можно увидеть большое количество разнообразных по содержанию рекламных роликов. Все они предлагают потребителю различную по назначению продукцию. На сколько тот или иной товар хорош, можно убедиться лишь тогда когда приобретешь его и используешь. Некоторые виды товаров в процессе потребления внешне дают одинаковые результаты, преимущество одного товара над другим не так уж и заметно.

Нас заинтересовала реклама, пропагандирующая использование мыла Saifequard, как губительно действующее долгое время на микробов ( бактерий) рук.

По примеру передачи «Экспертиза» , транслирующейся по телевизионному каналу НТВ , мы решили проверить как действует мыло Saifeqard на микробов рук и сравнить его с действием других видов мыла. Это и есть цель нашей работы.

Для проведения эксперимента нам необходимо было знать, что представляют собой бактерии, какие условия необходимо создать для их роста и размножения.

Из учебника Т. И. Серебряковой «Биология растений» на страницах 194-199, Ю. И. Полянского « Общая биология» странице 142, О. А. Бочковой « Мир вокруг нас» стр. 219-222 и CD энциклопедия « Кругосвет» мы узнали все о бактериях.

В результате литературного исследования нашли о бактериях следующее: а) общие сведения о бактериях.

Бактерии – обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра. Раннее бактерии считались микроскопическими растениями, а сейчас они выделены в самостоятельное царство Monera – одно из пяти в нынешней системе классификации наряду с растениями, животными, грибами.

б) строение.

Бактерии –мелкие существа. При помощи микроскопа отдельную бактерию увидеть очень трудно, так как размеры бактерий не превышают 0,01 мкм (1 мкм – микрометр). Гораздо лучше их можно рассмотреть, когда они развиваются в массе, или, как говорят в колониях.

Бактерии одноклеточны, но их клетки имеют особое строение, не похожее на клетки растений и животных.

Нет у бактерий не только ядра, но и пластид. Они не способны к фотосинтезу. Однако многие получают энергию из неорганических веществ.

Снаружи от клеточной мембраны большинство бактерий одето клеточной стенкой, несколько напоминающей целлюлозную стенку растительных клеток, но состоящей из других полимеров (углеводов, аминокислот). Эта оболочка не дает бактериальной клетке лопнуть, когда в нее поступает вода. Поверх клеточной стенки часто находится защитная слизистая капсула. Многие бактерии имеют жгутики.

в) формы и виды.

Формы бактерий очень разнообразны. По их особенностям выделяют следующие группы:

Палочковидные бактерии, как сенная палочка, называют бациллами, изогнутые, как запятые – вибрионами; похожие на спираль – спириллами; шарообразные – кокками.

г) процессы жизнедеятельности.

Жизнь и деятельность бактерий может протекать в различных температурных условиях. Сейчас хорошо известно, что кипячением воды нельзя полностью избавиться от бактерий. Дело в том, что их споры обладают поразительной жизнестойкостью и служат для перенесения бактериями неблагоприятных условий, а не для размножения.

Некоторые из них способны развиваться при температурных условиях от -250 до +160С. Но наиболее благоприятной, для большинства можно считать температуру от +4 до +40С. При самых оптимальных условиях некоторые бактерии могут удваивать свою общую массу и численность примерно каждые 20 минут. При более высокой температуре они погибают. Губителен для них прямой солнечный свет.

Меньше всего бактерий в воздухе. Особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, они встречаются в большом количестве.

д) размножение.

Размножение бактерий происходит путем деления клетки. В хороших для них условиях из одной бактерии через 15-20 минут может появиться большое количество микроорганизмов.

е) болезнетворные бактерии.

Бактерии- являются главной причиной заболевания человека (например, бациллы вызывают дифтерию, брюшной тиф; кокки – скарлатину, заражение крови, менингит; спирохеты – холеру, возвратный тиф(8).

Некоторые болезнетворные бактерии, могут быть паразитами, т. е. они способны жить только в теле организма – хозяина. Это, например, бактерия трепонема или бледная спирохета, которая быстро погибает во внешней среде.

Симптомы заражения бактериями часто объясняют действием токсичных веществ, вырабатываемых этими микроорганизмами. Экзотоксины выделяются из бактериальной клетки, например, при дифтерии, столбняке, скарлатине (причина красной сыпи).

Болезнетворные бактерии не могут преодолеть барьер, создаваемый неповрежденной кожей; они проникают внутрь организма человека через раны и тонкие слизистые оболочки, выстилающие изнутри ротовую полость, пищеварительный тракт, дыхательные пути.

Результат теоретического исследования (что представляют собой бактерии) мы оформили в виде опорно-логическогой схемы Эта схема поможет нам определить условия проведения эксперимента с бактериями.

Методики микробиологического исследования.

На консультации у заведующей лабораторией Нины Прокофьевны Ховратовой мы познакомились с методиками приготовления питательных сред (на их основе развиваются бактерии) и технологией взятия смывов с рук, а затем об этом прочитали в рекомендованных книгах (6,7)

Существует две методики приготовления питательных сред.

1 методика – приготовление питательной среды из сухих препаратов. Навеску, указанную на этикетке высыпают в стеклянную колбу или бутыль с холодной дистиллированной водой. Смесь хорошо размешивают до полного смачивания и нагревают до кипения на водяной бане. Обычно используют сухой агар (5-7,5г на 100 мл. мясной воды).

2 методика. Приготовление питательных сред (на переварах, продуктах гидролиза исходного сырья мяса животных, рыбы) с добавлением ферментов или кислот.

Для хорошего роста большинства микробов необходимо содержать их в 100 мл. бульона, который разливается в чашки Петри .

Смывы с рук следует производить перед началом работы. Взятие смывов с рук персонала, со спецодежды, инвентаря и оборудования производят с помощью стерильных ватных тампонов на стеклянных ( лучше металлических) палочках или марлевых салфеточек размером 5*5 см. , завернутых в бумажные пакеты.

Перед взятием смыва тампон или салфетку увлажняют пептонной водой или физиологическим раствором, разлитым в стерильные пробирки по 2мл. Тампон при этом захватывают пинцетом. После взятия смыва тампон обратно помещают в ту же пробирку, из которой проводили увлажнение. Полученные смывы высевают на питательную среду. Первичный посев материала для исследования производят обычно на плотную питательную среду в чашках Петри. Набирают материал в пипетку, приоткрывают чашку, наносят одну каплю на среду и размазывают шпателем по всей поверхности среды.

На последней стадии используют термостат, прибор поддерживающий, постоянную температуру и давление. Термостат создает условия, которые необходимы бактериям для размножения. По этой технологии мы проводили эксперимент.

Эксперимент.

В назначенный день мы пошли в лабораторию. Нас встретила заведующая лабораторией Нина Прокофьевна Ховратова. С собой мы принесли испытуемый материал: печатки мыла Saifequrd, Детское, Дивный сад- виноградное, Dove.

В эксперименте принимали участие Нина Прокофьевна, лаборант Лия Александровна и мы.

Ход работы:

1 Приготовили питательную среду по 1 методике.

2 Взяли смывы :

- с не мытых рук;

- рук вымытых водой;

- рук вымытых мылом .

3 Произвели посевы в чашки Петри и поставили в термостат:

- на 3 часа;

- на 6 часов;

- на сутки.

Результат посевов получили следующий:

1 В чашке Петри, где взяты смывы с рук вымытых водой появились колонии кокков через 3часа, через 6 они еще больше разрослись.

2 В чашке Петри, где взяты смывы с рук вымытых водой, мылом Детское, Dove, Saifequard остались чистые питательные среды во все промежутки времени.

3 В чашке Петри, где взяты смывы с рук вымытых мылом Дивный сад – виноградное, выросли культуры синегнойной палочки, хорошо различимые через 6 часов. Посевы в лаборатории были проведены дважды и результат получен один и тот же.

Из справочника по микробиологическим и вирусологическим методам исследования (7), мы прочитали, о том. что на поверхности кожи встречается сравнительно небольшое количество бактерий: стафилококки, коринебактерии, микобактерии, спорообразующие бациллы. В этот список не включена синегнойная палочка. Откуда появился этот вид микроорганизмов? Предполагаем, что эти бактерии находились в самом мыле. Из прочитанной нами книги Р. Реннеберга « От пекарни до биофабрики» (2) и статей на CD (5), мы не нашли подтверждение или опровержение предположения. Тогда обратились за помощью к Нине Прокофьевне. Она объяснила, что в практике очень часто встречаются такие случаи, когда этот вид бактерий заносится в продукт во время технологии производства.

Итак, в ходе проведенного эксперимента мы приходим к такому выводу:

1 Не зависимо от того, каким видом мыла будут вымыты руки, они будут чистимы.

2 Свойства мыла зависят и от того, насколько добросовестно соблюдается технология производства.

Проведенный эксперимент помог определиться нам в выборе мыла и научил не всегда доверять рекламе.

В процессе подготовки работы научились:

-систематизировать собранный из различных книг общий материал в виде схем;

- формулировать цели и задачи, познакомились с специальным оборудованием, используемым в биологических лабораториях;

-обрабатывать и оформлять исследовательскую работу.

Сама работа в лаборатории понравилась и может она нам поможет определиться в выборе профессии.

По результатам исследования хотим написать заметку в местную газету о проведенном испытании вышеуказанных видов мыла и в ней дать совет потребителям.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)