Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Я вас любил». Любовная лирика А. С. Пушкина

«Любовь есть животворный огонь в душе человека, и всё, созданное человеком под влиянием этого чувства, отмечено печатью жизни и поэзии».

(Т. Г. Шевченко)

В наш век, век компьютерных технологий, когда человек часто становится рабом машин, на второй план уходит духовный мир, мир чувств, который в юности формирует художественная литература, в частности, поэзия.

Я люблю стихи А. С. Пушкина, и мне хочется открыть чудный мир поэзии для юных, чьи сердца и души только открываются навстречу любви. Читая светлые строки пушкинской любовной лирики, можно взрастить в себе это чувство.

В своей работе я хочу рассказать о тех женщинах, кому посчастливилось встретиться с великим поэтом, кому были посвящены стихи гения.

Среди многочисленных и прекрасных талантов А. С. Пушкина был один высокий талант – любить. Любовные стихи Пушкина многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, шутливой влюбленности до всепоглощающей страсти. Они посвящены женщинам, которыми Пушкин, «как все поэты любви мечтательной» увлекался. Судьбы этих женщин и взаимоотношения с Пушкиным интересны, потому что рассказ о них позволяет лучше понять, почувствовать светлую пушкинскую лирику и личность самого поэта.

Одно из важных мест в творчестве Пушкина, по утверждению литературоведов, занимает любовная лирика. Любовь – величайшее счастье, доступное человеку. Сколько бы о ней ни было сказано слов, написано музыки, спето песен, никогда не иссякнет эта вечная и вечно юная тема – любовь! Любовь в поэзии Пушкина – это глубокое, чистое, нравственное, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее человека.

Каким же был этот человек, из-под пера которого вышли пленительные слова любви?

Изучив биографию Пушкина, я представила себе Пушкина очень открытым, искренним и впечатлительным человеком. Исходя из этих качеств характера поэта, можно объяснить его любовь ко всему прекрасному. Когда читаешь любовную лирику Пушкина, видишь душу поэта, как на ладони, ощущаешь искренние чувства, настоящие, полные выразительности и чистоты. Кто были эти женщины, которые взволновали душу великого поэта? Кому посвящены любовные стихи?

Первой любовью Пушкина была Екатерина Бакунина, двадцатилетняя фрейлина императрицы. «Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица, очень любила танцевать».

Екатерина Бакунина была дочерью придворного Александровского времени, действительного камергера Павла Петровича Бакунина. Она родилась в 1795 году и получила обычное для своего круга аристократическое воспитание. К тому времени, когда Пушкин увидел её, она занимала исключительно высокое положение в обществе.

Шестнадцатилетний Пушкин скрывал от товарищей свою платоническую любовь, лишь, оставшись один, давал волю чувствам на страницах своего дневника. 29 ноября 1815 года он записал:

«Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался

Отрадой тихою, восторгом упивался

Я счастлив был!. нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волнением, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её видно не было! – наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, сладкая минута! Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной.

Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положенье, какая мука!

Но я был счастлив 5 минут!».

Скорее всего, эти отношения носили характер мимолетной дружеской игры. Между блестящей фрейлиной, которой исполнялся двадцать один год, и семнадцатилетним лицеистом было огромное расстояние, и если в стихах Пушкин преодолевает его весьма легко, то в действительности оно осталось непреодолимым.

Осенью 1816 года Бакунина уехала в Петербург. Первым стихотворением, вызванным её отъездом, было «Осеннее утро», на котором лежит печаль легкой, нежной грусти:

Уж нет её я был у берегов,

Где милая ходила в вечер ясный

В 1829 -1830 годах в набросках VIII главы «Евгения Онегина» Пушкин пишет о Бакуниной вот эти, наверное, самые лучшие строчки:

В те дни в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы, и любовь

Младую взволновала кровь,

И я, тоскуя, безнадежно

Томясь обманом пылких слов,

О ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье тайных мук узнал

Вот она – первая прекрасная любовь юного Пушкина. После окончания лицея Пушкин с грустью написал в альбоме Ивану Пущину о своей первой любви к Бакуниной:

Что было и не будет вновь

И с тихими тоски слезами

Ты вспомни первую любовь,

Мой друг, она прошла

Наступил новый этап жизни Пушкина. Он в Петербурге! Вырвавшись в Петербург из царско-сельской кельи, молодой Пушкин стал, подобно своему герою Евгению Онегину, театралом. «Под сенью кулис» Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического балета, «царствующей» Авдотьей Истоминой. Это увлечение нашло отзвук в романе «Евгений Онегин»:

Театр уж полон, ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина

Пушкинский гимн Истоминой, как называли эти строки поклонники яркого таланта балерины, широко распространился среди петербургской публики.

Не имея соперниц на сцене, «русская Терпсихора» вскоре нашла соперницу в сердце Пушкина. Ею стала «причудница большого света» Евдокия Ивановна Голицына. О глубоком уважении Пушкина к Евдокии Ивановне, живо интересовавшейся политическими событиями, математикой, свидетельствует и то, что он делился с ней своими творческими замыслами. В 1818 году послал ей свою запрещённую оду «Вольность», сопроводив свое послание стихами «Кн. Голицыной»:

Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы

И ею сладостно дышал.

Но вас я вижу, вам внимаю.

И что же?. слабый человек!

Свободу потеряв навек,

Неволю сердцем обожаю.

Читая книги о жизни великого поэта, понимаешь, что женщины в жизни Пушкина – это друзья, готовые поддержать его в трудные минуты. Его привлекала в них внешняя и внутренняя красота. Как мог Александр Сергеевич разглядеть эту, порой глубоко скрытую красоту за маской повседневности? Да потому что сам видел в людях душевную красоту. Для него душа – неотъемлемая часть женской красоты.

Жизнь Александра Сергеевича продолжала бурлить. Гонимый ссылками, он обретал прекрасное – любовь!

В период южной ссылки Пушкин познакомился с юной красавицей Марией Раевской, дочерью прославленного героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Внимание Пушкина она привлекала своей детской непосредственностью.

Мария Николаевна была натурой яркой, незаурядной. Она стала предметом сердечного увлечения Пушкина и адресатом его многих лирических произведений. Самое знаменитое из них, наверное, стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла» посвящено ей. Меня восхищает простота слов и глубина чувств:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко: печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может.

Роман Пушкина «Евгений Онегин» впитал в себя все чувства, вызванные прекрасной любовью. Изучая эту «энциклопедию русской жизни», я обнаружила, что судьбы некоторых любимых женщин нашли отражение на страницах пушкинского романа. Отметил он и Раевскую. Одна из строф первой главы романа посвящена ей:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей!

Марии Николаевне также были посвящены и другие произведения Пушкина. Например, в поэме «Полтава» Пушкин нарисовал образ Марии Николаевны.

Но судьба не была благосклонна к Марии Раевской. Выйдя замуж за С. Г. Волконского, она последовала вместе с мужем – декабристом в Сибирь.

На прощальном вечере в её честь в доме З. А. Волконской Пушкин видел Раевскую в последний раз. Но и во дни разлуки «черты далекой, бедной девы» продолжали тревожить воображение поэта.

Кроме Марии Раевской, еще две женщины вошли в жизнь Пушкина, оставив прекрасный след в его душе и в лирике, - Амалия Ризниц и Елизавета Воронцова.

«Высокая, стройная красавица с пламенными глазами, кожей удивительной белизны и с черной косою более двух аршин длиною» - вот словесный портрет прекрасной иностранки Ризниц, который дал профессор Зеленицкий.

Недолгое, но яркое увлечение вдохновило поэта на многие лирические произведения. Мечтая о любви этой женщины, Пушкин пишет трогающее нежностью, романтичностью чувства стихотворение «Ночь» (1823 г. ):

Мой голос для тебя, и ласковый, и томный,

Тревожит позднее молчанье ночи темной.

Близ ложа моего печальная свеча

Горит, мои стихи, сливаясь и журча,

Текут, ручьи любви текут, полны тобою.

Во тьме твои глаза блистают предо мною,

Мне улыбаются, и звуки слышу я.

Мой друг, мой нежный друг люблю твоя твоя.

Недолго прожила Амалия в Одессе. В начале 1824 года, заболев чахоткой, она уехала в Италию, где скончалась в 1825 году. В 1830 году Пушкин вспоминает их мучительное расставание:

Но там, увы, где неба своды

Сияют в блеске голубом,

Где тень олив легла на воды,

Заснула ты последним сном.

Твоя краса, твои страданья

Исчезли в урне гробовой –

А с ним и поцелуй свиданья

Но жду его; он за тобой

Тень умершей возлюбленной ещё долго будет витать над поэтом

Если бы в знаменитом любовном списке Пушкина имена его прекрасных дам расставить по количеству шедевров, им адресованных, то графиня Елизавета Ксавериевна Воронцова заняла бы первое место.

Елизавета Ксавериевна была женой одесского генерал-губернатора Михаила Семеновича Воронцова. Она была одной из замечательнейших женщин своего времени. Всё её существо было проникнуто мягкой, очаровательной женственной грацией, такой привлекательностью, таким неукоснительным изяществом, что можно легко объяснить, как такие люди, как Пушкин, до беспамятства влюблялись в Воронцову.

Сердечная привязанность поэта к этой женщине запечатлена во многих лирических стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Прощание».

Уезжая из Одессы в «далекий северный уезд», Пушкин получил от возлюбленной Е. К. Воронцовой перстень – талисман, которым очень дорожил и хранил его.

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаяния, волненья:

Ты в день печали был мне дан

Память о «царице полуденной Тавриды» еще долго преследует поэта. От любимой женщины ещё остались письма с заветной печатью. Пушкин перебирает, грустит, читая строки, написанные рукой Елизаветы Ксавериевны; он сжигает их, оберегая честь графини. Своё сожаление, сожаление об ушедшей любви поэт излагает в стихотворении «Сожженное письмо». Какой грустью и горечью потери наполнено стихотворение!

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!

Но помню, час настал. Гори, письмо любви!

Шло время, графиня ослабела зрением и состарилась, но требовала, чтобы на сон грядущий ей читали строки того самого кудрявого молодого человека, что некогда в Одессе донимал её своей любовью. И только в 1830 году, готовясь к женитьбе, Пушкин навсегда прощается с графиней, посвятив ей последнее стихотворение «Прощание»:

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

Из Одессы Пушкин отправлен в родное село Михайловское. Этот период жизни освещён в книгах Басиной «Там, где шумят Михайловские рощи» и Новикова «Пушкин в изгнании». Там, «в глуши, во мраке заточенья» тянулись тихие дни поэта. В Михайловском Пушкин создает, пожалуй, одно из лучших и знаменитых своих любовных произведений: «Я помню чудное мгновенье», адресованное Анне Петровне Керн:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Прогулки, беседы с Анной Петровной в «печальной деревенской глуши» всколыхнули чувства поэта, и Пушкин создал это прекрасное посвящение. Анна Петровна и Александр Сергеевич виделись и ранее в 1819 году в Петербурге. Уже тогда поэт не остался равнодушным к красоте и обаянию, к трагической судьбе женщины, насильно выданной замуж за грубого, деспотичного генерала. Долгие годы разлуки, и вот они встретились в Михайловском, где Пушкин написал эти полные радости строки:

Душе настало пробужденье,

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Закончилась ссылка поэта в Михайловском. Душа Пушкина радовалась долгожданной свободе, которую так воспевал он в своих стихах и любил больше всего на свете. Душа Пушкина была открыта радостным встречам со старыми друзьями.

Представить себе творчество Пушкина без любви к женщине невозможно. Любовь для поэта была тем, что для человека - воздух, вода и пища. Какое же должно быть сердце, чтобы для всех в нём хватило места? В этом и феномен Пушкина, он – человек с душевной красотой и сердцем, способным возвысить женщину до богини. Именно так любил Пушкин, всепоглощающе отдаваясь этому чувству.

Осенью 1826 года Пушкин знакомится с семейством Олениных, где влюбляется в живую и обаятельную Аннет.

Анна Алексеевна Оленина в это время была назначена фрейлиной императрицы. При дворе Аннет считалась самой красивой дамой. Она выделялась среди придворных блистательным умом и особенно любовью ко всему изящному. Пушкин увлекся ей бурно и мучительно, о чем свидетельствуют не только прекрасные стихи «Её глаза», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне», но и рисунки профиля Аннет на полях рукописи поэмы «Полтава» и надписи, недвусмысленно свидетельствующие о желании Пушкина связать с этой девушкой свою судьбу.

Предложение поэта было отклонено. Сыграли свою роль и равнодушие самолюбивой, избалованной девушки, и репутация Пушкина как политически неблагонадежного человека, и, наконец, мнение семьи Олениных: «Он вертопрах, не имеет никакого положения в обществе и не богат».

Прощание с уходящей любовью нашло свое отражение в стихотворении «Я вас любил»:

Я вас любил: любовь еще быть может

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим.

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Это стихотворение говорит о глубокой и несчастной любви Пушкина, так серьезно строившего свои планы насчёт Аннет.

Но даже в такой трудный этап жизни Пушкин не разочаровался в любви.

На одном из балов 1826 года Александр Сергеевич познакомился с Екатериной Николаевной Ушаковой. Дружеское, полушутливое отношение Александра Сергеевича к Екатерине Николаевне как нельзя лучше передает его послание, отправленное в январе 1830 года из Петербурга в ответ на её письмо:

Я вас узнал, о мой оракул!

Не по узорной пестроте

Сих неподписанных каракул,

Но по веселой остроте,

Но по приветствиям лукавым,

Но по насмешливости злой,

Но по упрёкам столь неправым

И этой прелести живой.

Юной красавице, начитанной, увлекающейся литературой, были известны все произведения Пушкина. Поэт быстро становится своим человеком в Ушаковском доме в Москве на Пресне, где бывали многие передовые люди того времени.

Молодежь – две сестры и брат Ушаковы – устраивали шумные и веселые балы. Пушкину в их обществе было легко и непринужденно. По его отъезду из Москвы Екатерина Николаевна писала брату грустные строки: «город опустел, ужасная тоска».

Только перед своей смертью Екатерина Николаевна Ушакова уничтожит все письма Пушкина, адресованные ей. Известными станут лишь стихотворные послания «В отдалении» и «Когда бывало в старину»:

Когда я вижу перед собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой,

И речи резвые, живые,

Я очарован, я горю

(«Когда бывало в старину»)

В 1827 году Пушкин посылает Зинаиде Александровне Волконской поэму «Цыганы» и это стихотворение:

Среди рассеянной Москвы

При толках виста и бостона,

При больном лепете молвы

Ты любишь игры Аполлона,

Царица муз и красоты.

Рукою нежной держишь ты

Волшебный скиптр вдохновений,

И над задумчивым челом

Двойным увенчанным венком

И вьётся, и пылает гений

В пушкинском окружении княгиня Зинаида Александровна Волконская занимала особое место. Актриса, певица, музыкант, поэтесса, она обладала ещё даром общения, умением объединить вокруг себя передовых людей.

С Пушкиным Волконскую связывали дружеские отношения. Она радостно принимала его в своем доме на Тверской, присутствовала при чтении его произведений, вела с ним переписку. З. А. Волконская высоко ценила дар Пушкина и в одном из своих писем писала: « от какой матери родился человек, гений, который весь состоит из силы, изящества, непринужденности?»

В 1829 году Волконская навсегда покинула Россию (уехала в Италию). Когда Зинаида Александровна изредка приезжала на Родину, то всегда встречалась с поэтом.

Настоящим другом Пушкина стала также ещё одна прославленная поэтом женщина, Елизавета Михайловна Хитрово. Елизавета Михайловна была любимой дочерью Кутузова – великого полководца. Известная поэтесса того времени С. П. Ростопчина заметила, что Елизавета Михайловна «другом Пушкина была». Поэт П. А. Вяземский свидетельствовал, что в февральские дни 1837 года Е. М. Хитрово «глубоко оплакивала славу России». Он же утверждал, что дочь фельдмаршала всегда обнаруживала большое уважение к проявлениям общественной деятельности и горячую любовь ко всему, что составляет славу русского имени».

В мае 1830 года Елизавета Михайловна писала Пушкину в Москву: «Вы всегда найдете во мне и для вас, и для вашей жены, и для детей – друга, непоколебимого, как скала, о которую всё разбивается». Е. М. Хитрово читала некоторые главы «Евгения Онегина», а Пушкин отвечал на её замечания: «Я в восхищении, что вы покровительствуете моему другу Онегину: ваше критическое замечание столь же справедливо, как и тонко, как всё, что вы говорите».

В 1925 году в Ленинграде в бывшей библиотеке дома князей Юсуповых на Мойке были найдены 27 писем великого поэта к Е. М. Хитрово.

Зимой 1828 года на балу у московского танцмейстера П. Иогеля А. С. Пушкин встретил юную очаровательную Наташу Гончарову, которая впоследствии будет женой поэта. (слайд 12) «Когда я увидел её в первый раз, красоту её едва начинали замечать в свете. Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение» - вспоминает поэт позднее. Она всколыхнула его душу так сильно, что затмила все бывшие увлечения поэта. И вот только одна Наташа занимает сердце Пушкина, его мысли, тело и дух. Всем своим существом Пушкин принадлежит своей красавице.

Мучительно долго длилось его сватовство, только весной 1830 года Пушкин с волнением мог признаться: «Участь моя решена, я женюсь».

18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Свою свадьбу молодые отпраздновали в доме на Арбате, где Пушкин заблаговременно снял квартиру. 24 февраля 1831 года Пушкин писал Плетневу: «Я женат – и счастлив, одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучше не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился». Это самая сильная любовь и нежная дружба двух сердец: Александра Сергеевича и Натальи Николаевны.

В мае 1831 года Пушкины покинули Москву и навсегда поселились в Петербурге, откуда поэт будет выезжать по своим делам, и за 17 месяцев разлуки с женой он напишет и отправит ей 78 писем. В одном из них есть такие строки: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив».

Я хочу этими строками определить новый период в жизни гениального поэта: Пушкина – мужа и отца семейства.

Среди гениальных творений Пушкина есть величайшее творение человеческого духа – письма к жене. Их письма - это книга любви. В них вся прелесть и сила любви и подробности обыденной, семейной жизни Пушкина. Именно этим письмам я хочу уделить особое внимание.

Письма Пушкина очень деловитые, иногда грубоватые. Сам стиль этих писем неопровержимо говорит о том, что Пушкин и Наталья Николаевна были духовно близки друг другу.

Вот что писал об этих письмах А. И. Куприн: « Я хотел бы тронуть в личности Пушкина ту сторону, которую, кажется, у нас ещё никогда не трогали. В его переписке так мучительно, трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах, с которыми он обращается к жене, сколько заботы о том, чтобы она была здорова и счастлива. Ведь надо только представить себе, какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своем мастерстве снова мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях». Письма Пушкина к жене были нежными и трогательными, будто обогретые невидимым светом.

Наталья Николаевна была избранницей судьбы поэта. Он женился на ней и вдохновенно, и вместе с тем глубоко продуманно женился так, как писал стихи. Женился, вполне отдавая себе отчет, почему он женился и на ком он женился. Пушкин, связывая свою жизнь с юной женой, имея за плечами огромный жизненный опыт, ни разу не раскаивался в том, что женился.

Кем же была эта дева, которая пленила Пушкина?

Многие утверждают, что Наталья Николаевна была не парой Пушкину. «Было в ней одно: красавица. Только красавица, просто красавица, без коррективы ума, души, сердца, дара. Голая красота, разящая, как меч. И сразила. Тяга Пушкина к Гончаровой тяга гения переполненности – к пустому месту, чтоб было куда он хотел нуль, ибо сам был всё». Эти слова принадлежат поэтессе Марине Цветаевой, которая так самозабвенно любила Пушкина и не могла делить его ни с кем, даже с законной женой. Но не только Марина Цветаева была к ней несправедлива.

После дуэли и гибели Пушкина нашлось немало людей, которые считали Наталью Николаевну виновницей смерти поэта. Анна Ахматова не менее Цветаевой боготворила Пушкина и не менее Цветаевой ненавидела его жену: «Мы имеем право смотреть на Наталью Николаевну как на сообщницу Геккернов в преддуэльной истории. Без её активной помощи Геккерны были бы бессильны».

Я категорически не согласна с этими убеждениями. Как могла пустая светская душа пленить Пушкина! Она была верной женой. Она была женой Пушкина, и этим всё сказано. Это портрет, созданный противниками, не соответствовал действительности.

До того, как Пушкин встретил Наталью Гончарову, муза поэта нашла свою избранницу – Татьяну Ларину. Она была для Пушкина идеалом. Идеалом замужней женщины. Она была гениальным его предчувствием Натальи Николаевны.

Наталья Николаевна, став женой Пушкина, с годами все более и более походила на Татьяну Ларину не только скромностью, даже застенчивостью, лишенной всякого жеманства, но и характером, вкусами, стремлениями, жизненными принципами. Вот истинный портрет жены Пушкина.

Ещё одно доказательство, что Наталья Николаевна была достойна звания жены Пушкина, - это его письмо к Наталье Николаевне. Вот самый яркий отрывок из письма: «Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу: с тех пор, как я здесь, я только и думаю, как бы удрать в Петербург к тебе, жёнка моя Стихов твоих не читаю – черт ли в них; и свои надоели. Пиши мне лучше о себе – о своем здоровье. На хоры не езди – это место не для тебя».

Значит, Наталья Николаевна писала стихи. Неслучайно о её стихах не знали современники. Видимо, стихи были по - юному несовершенны, и она понимала, что ей, жене Пушкина, их нельзя никому показывать. Главное не то, какие стихи она писала, а то, что Наталья Николаевна тянулась к поэзии.

К этому следует добавить, что Наталья Николаевна по свидетельствам современников была лучшей шахматисткой Петербурга.

Но я возвращаюсь к письмам

«Не можешь вообразить, такая тоска без тебя. Я же беспокоюсь, на кого покинул я тебя!. Ах, жёнка душа! Что с тобой будет?. ». «Какая ты умненькая, какая ты миленькая. Какое длинное письмо. Как оно дельно! Благодарствуй. жёнка Здесь о тебе отзываются очень благосклонно». Какой любовью, уважением и заботой полны эти строки! Становится ясно, какое место занимала Наталья Николаевна в жизни поэта.

Пушкин восхищался не только внешней красотой своей жены, большое внимание уделял её душевной красоте: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего нельзя сравнить на свете – а душу твою я люблю более твоего лица». Семья Пушкина была очень большой, у него было четверо детей, детей, которых обожали родители. Заботливостью, сдержанной нежностью, восхищением дышат его письма к жене и детям. «Что с вами? Здорова ли ты? Здоровы ли дети? Сердце замирает, как подумаешь». «А каков Сашка растет? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него. Машку, Сашку рыжего и тебя целую и крещу».

В письмах и особенно в стихотворении «Мадона» Пушкин восхищается горячо любимой женой:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Семейная жизнь Пушкина – гармония, идиллия, которую так долго искала вольнолюбивая душа поэта.

Защищая честь своей жены и своей семьи, Пушкин погиб на дуэли. Он знал, что нет иного выбора, но честь жены и семьи была превыше жизни поэта. И дуэль разгорелась не из-за неверности жены. А как раз из-за верности своему мужу, вызывавшей у Геккернов, отца и сына, ярость и желание мстить.

Убитая горем, Наталья Николаевна до глубины души была потрясена всем происшедшим. Вдова – мать четверых детей. Наталье Николаевне пришлось покинуть Петербург и перебраться с детьми на Полотняные заводы, где в сельской тиши она тихо горевала о Пушкине.

Подумать только: эта женщина изо дня в день слышала голос Пушкина, веселый и грустный. Она попросила прислать ей на Полотняные заводы все его книги и жаловалась, что ей очень трудно их читать – она все время слышала его голос, слышала, как он читал свои стихи, и плакала.

Такова была Наталья Николаевна – чуткий, умный, дорогой Пушкину друг.

С глубоким интересом изучая жизнь и творчество великого поэта, испытываешь огромное восхищение от стихов, посвященных любимым женщинам. Вот поистине кладезь мудрых мыслей, чистых побуждений, глубоких чувств! Жизнь Пушкина, его отношение к женщинам могут стать уроком, могут сформировать духовный мир внимательного читателя. О его стихах Белинский сказал: «Каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но и чувство человека-художника, человека-артиста.

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)