Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Я вернусь – мама!»

Работая с дополнительными фондами музея ( мы выполняем работу «фондистов» - систематизируем материал, готовим выставки и т. д. ) нашей школы, мы наткнулись на пожелте вшие страницы, исписанные аккуратным, мелким почерком. Они были заботливо собраны в папку – «солдатские треугольники» - письма времен Великой Отечественной Войны ! Не ужели подлинны е, настоящие? Руки сами потянулись к желтым листикам, глаза торопливо про бегали по строчкам: 1941,1942,1943,4944. И вот перед нами судьба простого советского солдата – воина, вернее последние годы его жизни. Григорий Георгиевич Смердин писал родителям часто, поэтому писем оказалось достаточно много. Этот бесценный архив из 80 писем в школьный музей передала сестра погибшего на фронте Г. Смердина – Надежда Георгиевна Баранова. На основе этих писем мы попытались восстановить последние годы жизни Г. Смердина: день за днем, его мечты, чаянья, те проблемы, которыми он жил, суровые военные будни, редкие и от этого еще боле е яркие праздничные минуты То, что получилось у нас , мы хотим представить вашему вниманию.

Год 1941

По роковой случайности Гриня (так его называли родные и близкие люди) приехал в Ленинград 22 июня – в день начала войны. Когда он ехал в поезде, казалось ни что не в силах омрачить его радости: он выпускник школы, в кармане новенький аттестат, Григорий с раннего детства мечтал после школы о кончить училище, стать военным, защищать Родину. И вот его мечта, наконец – то сбывается – за окном поезда мелькают картины его бескрайней Родины, а рядом с ним в вагоне сидят друзья и одноклассники: Коля и Леня. Они тоже из далекой Сибири, из маленького шахтерского городка, где, сейчас украдкой вытирая слез ы их мамы, отпускают детей во взрослую жизнь. И первый ответственный шаг на этом пути сделан – выбор профессии определен : мальчишки будут военными!

Но вот почти неделя в поезде позади и проводница торжественно объявила: «Ленинград!» Друзья, спеша, схватили св ои небольшие сумки и выбежали на свежий воздух. Увидев вымощенные камнем улицы Ленинграда, его закованную в гранит набережную, его величавые здания – восторгу друзей не было предела. В этом городе им предстоит учиться несколько лет. Но вдруг радость и восторг сменились непониманием и тревогой. От прохожих они слышат одно «Война, война началась!» Эйфория тут же сменилась страхом – что делать, как быть дальше, но, собравшись с мыслями, друзья постепенно успокоились и решили действовать по заранее намеченному плану.

В своем первом письме Григорий сообщает родным о том, как прошел медкомиссию, как теряется в непривычно большом городе. Очень трогает нежная забота ко всем оставшимся там, в доме родным – сквозящая буквально в каждой строчке. Несмотря на катастрофическую нехватку денег – пытается купит ь учебники Наденьке, младшей сестренке.

С первых дней учебы становится ясно, что будет она очень интересной. А еще приходит понимание того, что на его плечи и плечи его друзей легла ответственность за жизни своих родителей, братьев, сестер, за всех женщин и детей, оставшихся там, кого он должен защищать на том простом основании, что он стал мужчиной.

Дисциплина в военном училище строжайшая, но Г. Смердин будучи очень спокойным и ответственным человеком быстро привыкает к такому порядку. Учеба дается легко. Но тяжелые минуты грусти все же накатывают и в такое время втроем ( вместе с Колей и Леней), они вспоминают дом, школу, друзей. В письмах Гриня очень часто говорит об этом, вспоминая одноклассников, учителей, которые за 10 лет стали как родные. Просит свою сестру Надю узнать и написать адрес Татьяны Петровны – любимой учительницы, но более всего его волнует судьба школы – в здании которой развернут эвакогоспиталь 1244.

С момента поступления в училище жизнь как бы разделилась на две части, до войны: беззаботное детство и полная н адежд и грядущего счастья юность; и войну: когда всё это внезапно оборвал ось. Но вот так внезапно, даже для самого себя, повзрослев, Григорий в свободное время играет в футбол, волейбол, а ночью ему снятся дом и родные.

11 августа Григория Смердина переводят из Ленинграда в Белорецк, там учёба продолжается по ускоренным курса м, вот только жаль, что лучшие друзья: Коля и Лёня – переведены в другие учебные части – так ведь война, так надо!

В Белорецке Григорию не нравится, го род не так красив и величественен как Ленинград, но главное - там царит жут кий голод. Люди на улицах падали и умирали прямо на глазах у своих детей, которые становились сиротами. Обо всём этом Смердин пишет в письмах домой , и страшные мысли терзают душу, а вдруг и в родном Ленинске голод, вдруг сл учится беда и маленькие брат с сестрой останутся одни (Гриня знает, что в э то время родители сильно болеют). Этими переживаниями буквально переполнены письма Грини домой.

А в учёбе всё складывается как нельзя лучше, ему присвоено звание старш ины батареи. Но, не смотря на охватившую гордость, Григорий вскоре отказывается от этого звания. Из писем видно – такой решительный шаг дался ему не легко, но готовиться к выпускным экзаменам, и совмещать от ветственн ую должность было очень трудно. Но родители воспитали его быть честным и, прежде всего собой. Спросив совета у отца, Гриша по даёт рапорт – как и советовал отец. Из писем видно Гриня любил и уважал своих родителей, переживая об их здоровье, говоря в каждом своём письме: ” Не беспокойтесь за меня, для вас главное здоровье!” А сестра и брат были, на верное, самыми любимыми, о них и забота и те небольшие деньги, которые удавалось скопить с крошечной стипендии.

Пора экзаменов – как будто всё как в школе, вокруг суета, все куда-то бег ут, прощаются. Но теперь всё гораздо серьёзнее. Григорий сдаёт все экзамены только на « хорошо » и « отлично ». Он с нетерпением ждет, когда же и он начнёт воевать, ему уже наскучило сидеть, сложа руки. Сначала, его как лучшего ученика решили оставить при училище, но Григорий рвётся на фронт. Наконец после нескольких томительных дней ожидания 26 декабря Григорий Смердин отбывает в Курган, где уже формируется новая дивизия.

ГОД 1942

Зима 42г. выдалась очень холодной, сильные метели буквально заносили Курган снегом. Молодой офицер, адъютант ком полка Григорий Смердинсо своими друзьями (по училищу) спасался от зимней стужи в съемной комнатке этого маленького, но уютного городка.

Комнату снимал и у пожилой пары, сами отапливали дровами, которые с большим трудом добывали. Хозяева были очень добрыми и, не имея своих детей, относились к квартирантам (Грине и Толе), как к родным сыновьям. Но как бы хорошо к ним не относились, мысли о доме все чаще и чаще посещали их головы. И лишь письма, долгожданные письма из дома чуть сглаживали грусть о родном крае, о тех временах, когда не задумывались о том выживут ли они до завтра , и что будет дальше, но письма могли лишь приглушить боль разлуки. От тяжких мы слей не могли отвлечь ни походы в театры города, ни в кино.

Военную жизнь втянулись как-то незаметно. Григорий был артиллеристом, обучал этому новобранцев. Родителям о своей должности он писал так: ”Какая же это весёлая работёнка, особенно тогда, когда увидишь, что люди, т. е. красноармейцы, хорошо поняли и усвоили то, что им преподносишь ”

Праздник 23 февраля друзьям справить не удалось, т. к. дел было , как говорят ”по горло”. Хотя именно сейчас этот праздник имел особое значение. Но на первом плане оказались выполнение долга прямых обязанностей, вот так за работой прошел этот день. В душе жило чувство – что это святая обязанность – защищать свою родину. И это непросто громкие слова – это смысл их жизни. Они были воспитаны патриотами, ими должны бы ли гордиться, не только родные и друзья, но и вся страна! Гриня и его друзья в это свято верили. И веру эту поддерживали и укрепляли письма из дома, Григорий получал их регулярно, чему очень завидовали друзья, но зависть эта была “белая”, по-доброму.

Вот уже и кончилась зима, но Курган всё ещё был в её “холодных рукавицах”. Снег ещё не сошёл, но солнце уже греет лица жител ей. Григорий продолжает обучать солдат. Ездит на тактические занятия – учения, которые длятся по3-4 дня, а то и больше.

Но вот и пребывание в Кургане закончилось, и друзей снова ждет длинная дорога. 1 апреля 42г. их поезд наконец-то тронулся на запад. С лёгкой грустью прощаются друзья с полюбившимся Курганом, ставшим почти родным, где уже знали улочки и дома наизусть, знали каждый закоулок, да и близлежащие деревни и сёла тоже успели полюбиться. Хотя и пробыли ребята в Кургане всего 3 месяца.

В дороге скучно не было, ехали с песнями, шутками, рассказами байками

Поезд замедлил ход лишь на 15 сутки. Гриня вышел н а перрон первым. Погода стояла чудесная: снег давно растаял, и черные теплые лужи заняли его место; небо было чистым, ярко-голубым, лишь редкие пушистые облака плыли по нему, словно белые лодки по хрустальной во де. Казалось, будто бы и нет никакой войны вовсе, есть лишь яркая, тёплая весна. Но война была, был а рядом, была всего лишь в нескольких километрах.

Солнце припекало настолько сильно, ч то зимние шинели солдаты одевали лишь в прохладные ночи. Бойцы, прибывшие в поезде , вступили в ряд ы действующей Красной Армии. Остановились около небольшой речушки в лес у. Как писал Григорий ” климат не важный, кругом леса и почти непроходимые болота!” Устроились солдаты за один день - выкопали землянки. На главном направлении сосредоточены большие силы - как наших, так и немцев. Много пехоты, артиллерии , есть танковые бригады - это наши силы. Зато у немцев много авиации, каждый день их самолеты бомбят дороги , переправы, обозы.

Но вот снова приказ: "Вперед!" - и ребята , оставив землянки, которые ко пали с т аким трудом, с оружием в руках передвигаются все дальше и дальше на запад - вплотную к линии фронта.

Погода стоит пасмурная, сырая - но радует одно - регулярные письма из дома. Гриня не устает перечитывать полные заботы и любви строчки, разлука кажется такой невыносимо долгой! Особенно по ночам (а ночевать приходилось под открытым небом ) яркие звезды, замысловатым узором собравшиеся на небе навевают грустные мысли о доме , и эта яркая , желтая луна ни как не дает заснуть , глаз притягивает словно магнитом, а вот приглядишься и как будто машут тебе с луны человечки сво ими крохотными ладошками - счастливые и добрые. А почему? Да потому, что нет в их жизни войны, нет голода и разлуки, вот и счастливы эти лунные жители. А что видят сол даты, проходя по дорогам - дотла сгоревшие и разрушенные села и деревушки, горе, смерть и разруху. Издеваются немцы над русск им народом, думаю т, сойдет им с рук. Да нет, солдат советский думает по-другому : « Отомстят, за все отомстят, и буду т праздновать победу, и вернутся домой, живыми вернутся!" Все так думают, и Гриня думает.

А весна берет свое, дни становятся все жарче. Григорий пишет домой : « Дни стоят ясные и солнечные, при этом очень жаркие, когда начинаем "плеваться" снаряда м и по фрицам, невольно вспоминаешь бег по футбольному полю в жару, особенно когда отдаешь приказ батареи , ведь растягивается она по фронту на 90-120 метров не меньше. Вот и передай команду на все орудия. "

Над головой солдат кружат: "юнкерсы", "мессершмиты" "хенкеля", - вражеские самолеты, а рядом разрываю тся мины, снаряды - артобстрел.

Первое крупное сражение Григория Смердина началось в 2 часа ночи. В бой вступила вся артиллерия. Батарея Смердина буквально засыпала немцев снарядами. В ушах стоял невообразимый шум, беспрерывный гул. После 2-х часового об стрела в наступление пошла пехота. Целых 3 дня длилось это сражение, после чего наша пехота заняла выгодный рубеж, получив приказ , во что бы то не стало держать высоту.

Наступило временно е затишье и все казалось удач ны м - в батарее Григория не было потерь.

Дни шли чередой друг за другом и казались бесконечными и однообразными. Окруженные лесами и болотами солдаты продолжал и сражаться день за днем и новые сражения уже не были такими удачными , было много раненых, погибали друзья. Все это казалось не реальным, не возможным, не правильным - они не должны погибать, они обещали вернуться, обещали.

Григорию, сражавшемуся с остервенением за себя, за ребят, которые уже ни когда, ни встанут рядом - казалось, везло. Везло , до поры однажды рядом разорвался снаряд , взрывом отбросило и ослепило. Глаза долго болели, зрение резко упало - домой Гриша об этом долго не сообщает, не хочет пугать родных, успокаивает, что все хорошо.

ГОД 1943

Новый 1943 Год Григорий Смердин встреча л в госпитале. Как не крепился, а контузия и проблемы со зрением (последствие того злополучного снаряда разорвавшегося рядом) дали о себе знать.

В начале марта Гриня быстро пошел на поправку, а уже через месяц вновь вернулся в свою часть, воевавшую на Белорусском фронте. Все время пока находился в госпитале , очень беспокоился о домашних. Но в письмах своих к ним всегда был оптимистичен и бодр духом, его строчки всегда спокойны , и с полнены уверенности в скорой победе, а другого Григорий и предположить не мог.

Пока лечился в госпитале , вре мени на переписку было больше, пишет о том, что скучает, извиняется, что до лго не высылал денег ( Гриня считал своим непременным долгом отсылать большую часть заработанных денег домой, им там нужнее, их там много).

Возвращаясь на фронт, Гриша очень радовался: "Как- то веселее стало, когда лицом к лицу столкнулся с противником". Ни когда не унывать и в о чтобы -то ни стало выполнять свой долг - вот девиз Григория Смердина. Однажды ему пришлось выполнять задание в холодной, заснеженной воде, почти по пояс. « Бойцы не унывали, приказ был выполнен во время" - писал он. В таких жесточайших условиях ни когда не падал духом и писал домой: «Настроение хорошее , Родина и Партия требуют от нас, молодежи, одно - защищать отечество, разгромить гитлеровскую армию, очистить землю от фашист с кой нечисти». Родные , дом - вот та отдушина, где черпает силы Григорий: "с начала войны прошло уже 2 года, братишке Толе в 1943 г. исполнилось 10 лет. Эх, взглянуть бы на вас хоть в щелочку одним глазком ! ".

В начале августа суровое, упрямое мужество солдат было вознаграждено - шаг за шагом, сантиметр за сантиметр отвоевывали родную советскую землю ! В это время тяжелые затяжные бои изматывали силы. Григорий по долгу не берет ручку и листок - не т времени. Родные очень беспокоятся, 27 августа 1943 г. сестра вместе с письмом прислала фотографию из д ома, которой Гриша был безумно рад.

В сентябре 1943 г. в одном из боев за освобождение Украины был легко ранен. Пуля про шла по каса тельной - поэтому, получив первую помощь, тут же вернулся в строй. "Повезло" - говорил и вокруг , « Везунчик" - вторили в части.

7 Ноября 1943 г. Григорий нес Сталинскую вахту на вверенном ему объекте: "в этот исторический день - 26-ю годовщину Великого ок тября мы еще зорче ведем наблюдение за противником. Только что по радио сообщили - освобождена столица советской Украины - Киев. Еще одна победа Красной Армии ! "В этот же день он был награжден орденом "Красной Звезды" - за мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение Украины.

ГОД 1944

Во всех письмах Григория - четкая уверенность в "нашей победе" и еще, еще уверенность в том, что из боя он обязательно вернется живым.

Вот и в письме, да тированном 1 апреля 1944 г. он пишет домой: "Я снова в жарком бою. Бьем немцев и гоним их со своей родной земли. Подбил 2 танка типа "Тигр" и вывел из строя более 40 солдат и офицеров. Падали - как подкошенные ".

Трудно представить, но вот уже 4 - й год Григорий не был дома, не видел своих родных. Но ни Гриша, ни его родные не сетуют, не жалуются, они твердо убеждены и ждут той замечательной минуты, когда с Победой (и не иначе) закончиться война и они, наконец - то смогут обнять друг - друга. Надежда - вот что соединяло и поддержи валовсех, помогало жить, когда казалось, нет больше сил. « Вот - вот кончиться война, и все встанет на свои места. Армейская жизнь - вторая семья. Но все же, каждый думает о то м, когда попадет домой. Я даже не представляю , какая у меня с вами будет встреча. Вот уже идет четверт ый год, как я с вами расстался. Опять вспомнил школу, стадион, футбол, театр, вечера. "

6 сентября 44 г. Григорий Георгиевич Смердин назначен командиром дивизиона. Высоко оценив доверие командования. Гриша пишет об этом в письмах домой - благодаря своих родителей за то, как смогли они воспитать его, все чего добился он, все его успехи на фронте и высокие наг рады - прежде всего это награды родителей.

Беспокойный характер Грини, стремление делать любое дело на "отлично", так что бы не было стыдно, заставляют его все время пополнять свои знания. Он учится, учится постоянно: "оборудование и тактика все время меняются , и если не будешь пополнять свои знания постоянно - успеха не будет. "Будучи требовательным, к себе, много требует он от подчиненных, но солдаты в один голос утверждали: "Суров - но справедлив" , не стеснялся Григорий, и подбодрить, и поддержать, и похвалить своих ребят: "Бьем немца почем зря. Хорошие у меня хлопцы стали, с ними воевать весело, любую задачу, какие бы трудности не стояли, выполняют только н а "отлично"(15 сентября 44 г. )

Эту веру в Победу и героические усилия по ее приближению оценила страна и командование. 18 сентября 44 г. : " Сегодня меня снова представили к награде, не знаю, что получу, но это и не важно. Главное - победить".

Эта безумная, безоговорочная вера в Победу - наверное, помогала Григорию в боях три с лишнем го да. 29 сентября 44 г. : "Скоро с нова разгорится горячий, кровопролитный бой. Думаю, что и из него ясно ва выйду живым, ибо мне везёт. Правда меня крепко любят родители и одна девушка, которая уже три года ждёт и говорит, что мы обязательно встретимся. Придется вас и эт у девушку горячо расцеловать. Вот пока на этом заканчиваю. Желаю вам быть здоровыми и невредимым и. Передавайте привет всем знакомым. Пишите больше о себе, меня крепко это интересует. А пока до скорой встречи. Крепко - крепко целую. Ваш сын Григорий Смердин. " Это последнее письмо Григория, он пог иб 10 октября 1944 г. в боях за освобождение Польши, за нашу Победу, о которой он так мечтал, но увидеть её - ему было не суждено. Капитан, командир дивизиона, кавалер ордена Отечественной войны 1 и 2 степени, ордена Красной Звезды - похоронен в польском городке Радзыми н.

Осиротели родители. Последняя весточка с фронта - оказалась такой страшной : "Ваш сын Г. Г. Смердин погиб в боях 10 октября 1944 г и похоронен с отданием воинских почестей. Городской военный комиссар капитан Курочкин". Будь-то, окаменела мать, осунулся и как - то - раз ом постарел отец. И долго ещё (наверное до конца) жило неверие - а вдруг ошибка, вдруг Гриша жив - здоров, и вот вот вернется.

Но Гриша не вернулся, все оказалось страшной правдой. Не было долгожданной встречи, о которой так мечт али родители и сам Гриня, не было знакомства с любимой девушкой (о ней Григорий проговорился родным лишь в своем последнем письме) , Валя Шапкина - с ней Григорий Смердин познакомился еще в Кургане, она потом напишет родителям Грини очень теплое, трогательное письмо.

Память - вот что осталось и не смотря на время продолжат жить ! А ещё 80 писем домой ком. дивизи она Г. Г. Смердина, которые бережно хранились родными, а теперь эту вахту памяти несем мы - наша школа, наш музей. Этих писем достаточно, чтобы понять, каким был Григорий Георгиевич Смердин - один многомиллионной армии советских солдат, какими были его друзья - однополчане, те, кт о, не задумываясь ушли на войну , чтобы до последнего вздоха защищать свою страну, город, семью.

Школа наша гордится своими учениками, которые приближали Великую Победу , за которую отдали свои жизни , не задумываясь и не торгуясь. Мы никогда не должны об этом забывать!!!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)