СМИ  ->  Новости  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Японская поэзия. Создание хокку

С японской поэзией я познакомилась в 7 классе. Мы рассматривали хокку конкретного автора Мацуо Басё. На меня большое впечатление произвели эти короткие лирические стихотворения: слушая их, замираешь. Первые хокку, показались мне странными, даже, может, бессмысленными. Но по мере прочтения, я стала понимать, что каждое стихотворение имеет свою тайну, которую разгадывать должны мы, читатели. В нём рисуется картина, наполненная выразительными деталями, а мы по ним восстанавливаем целый мир, о чём – то догадываемся, что – то домысливаем и "дочувствуем" сами, т. е. принимаем участие в раскрытии смысла.

Эта необычность очень меня заинтересовала. Постепенно я училась разгадывать тот глубокий смысл, который содержится в хокку, и захотелось теперь самой попробовать создать такой образ или картину, чтобы над ними можно было размышлять. Может, о природе, может, даже о смысле человеческой жизни

Я принялась за эту работу, потому что мне такой вид деятельности близок и есть опыт написания стихов. Я выполняла творческие работы по школьной программе: сочиняла лирическую песню, былину, воинскую повесть, балладу, сонет, стихотворения в стиле языка Шекспира и др.

Общие принципы написания

Принципы написания хокку с десятого века неизменны.

Японские стихи не имеют рифмы и состоят из 3х строк и 17 слогов.

Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в недосказанное, любоваться невидимым.

Есть еще несколько понятий, по которым складываются принципы написания:

"макото""хосоми" "каруми" стремление к ясность и легкость тонкость постижения истинности и выражения воображаемого сокровенности чувства

"юген" "саби"

"моно – но аваре" постижение сокровенной красота уловить и передать сущности предметов и печального образа печальное очарование явлений бытия

Создание моих хокку

Прежде чем писать свои хокку, я читала хокку Мацу Басе и "что – то Некое" уловила. Наверное, я поняла основной принцип, смысл которого заключается в том, чтобы Необычное увидеть в Обычном, Великое – в Малом, Вечное – в Текущем.

Для этого надо создавать контрасты. К ним относятся как звуковые, так и зрительные.

Самым сложным было увидеть Вечное в Текущем. Если в других наблюдение только за одной природой, то здесь, я думаю, необходимо устанавливать связь героя (автора) с природой, наблюдать какие – то личные ощущения.

Да, именно наблюдать, потому что это главное условие!

Так у меня и получалось: я смотрела в окно и на чем – либо останавливалась (почувствовала свежий воздух, ветер, увидела небо, потом старое дерево, вспомнила сразу же о цветах). И основное отличие моих хокку от «настоящих» состоит в том, что я видела предметы реальности, а образы, картины с участием этих предметов – представляла, стараясь при этом сохранить реальность ощущений.

Было важно настоящее время, т. к. картина как бы фиксируется.

В прочтении смысла хокку очень важную роль играет язык. Японский более четкий, твердый, а русский мелодичный, широкий. Надо сказать, иногда было тесно находиться в строгих границах написания. Основные характеристики хокку – смысл (его глубина) и звуковая интонация, говорящие о состоянии героя. Но передать интонацию японской речи средствами русского языка очень сложно, поэтому я думаю, что хокку (в переводе с японского) отражают только одну сторону красоты японской поэзии.

Несмотря на то, что я старалась придерживаться правил написания хокку, некоторые не удавалось соблюдать. Например, я не применила принципы "моно - но аваре" и "саби", наверное, потому что печальные образы не посещали меня в момент написания, так как я сама не была печальна, а ведь содержание непосредственно зависит от внутреннего состояния автора.

У меня получилось создавать такую ситуацию, в которой выбранный объект природы становился настоящим героем стихотворения. Это даже самому маленькому, одинокому цветку придает сил, так как он небезразличен для других (для автора, читателя).

Для себя, в качестве опыта, я поняла, что если учишься писать хокку, то одновременно учишься излагать мысли лаконично (только основное), потому что в хокку весь смысл надо уложить в рамки всего лишь 17 слогов (это норма).

Человек, живущий на природе, чаще общается с ней, больше ценит её, любуется ею, пытается разгадать её тайны. Поэтому каждое её составляющее важно для него, начиная от муравьишки и кончая луной. Важны изменения, с ними происходящие. На таком отношении между природой и человеком основано написание хокку.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)