Язык природы в лирике Ф. И. Тютчева
Наша статья посвящена сложной и многогранной проблеме, связанной с философией языка природы в лирике Ф. И. Тютчева. Природа представлена в его поэзии как некая одушевленная сущность, наделенная способностью к акту коммуникации, обладающая языком как особой системой форм и способов общения:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Природа наделена всеми составляющими разумного начала и одна из важнейших: наличие языка в природе. Образ природы как говорящей личности связывается с наличием внутренней организованности. <<Гармония>> и <<певучесть>> связаны:
Певучесть есть в морских волнах,
Гармония в стихийных спорах.
Однако в тютчевских текстах картина более сложная: хотя природа имеет два лика - хаотический и гармонический, - свой язык, оказывается присущ обоим. Более того, человек может понимать или не понимать и тот, и другой из них: в стихотворении <<Не то, что мните вы, природа.>> дана природа, у которой есть язык, и те, кто глухи и немы к этому языку:
. При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Но глухота - удел лишь некоторой части людей, а не фатальное свойство человека. Весь спектр возможностей выглядит так: природа имеет двойную сущность - гармоническую и хаотическую, человек также наделен <<двойным бытием>>. И гармония и хаос имеют вои языки. Человек может трактоваться как глухой или восприимчивый к языкам природы в целом (<<Не то, что мните вы, природа.>>); как глухой к гармоническому языку природы (<<Певучесть есть в морских волнах.>>) или восприимчивый именно к нему (<<Так в жизни есть мгновенья.>>); разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык:
Так связан, съединен от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Родство это выражается именно в наличие общего языка, в возможности общения и понимания.
Образы природы у Ф. И. Тютчева складываются в своего рода мифы: хаос, бездна, тайна ночи. Эти образы собирательны, они сильно укрупнены, мифологичны по своей сути и по своим масштабам. Миф выступает как связующее звено между природой и человеком. Природа несет в себе потоки информации, которые преломляясь в мифологических образах передаются человеку. Именно так, на наш взгляд, происходит общение с природой. Обращаясь к мифу, Ф. И. Тютчев стирает временные границы и становится лицом к лицу с природой. Мифологичность образов природы - характерная черта стихотворений Ф. И. Тютчева. Природа говорит языком мифа. В древности общение между природой и человеком осуществлялось посредством мифа; но в то же время и миф вырастает из общения с природой. Так или иначе, но Ф. И. Тютчев перенимает столь своеобразную модель общения, с помощью которой проникает в самые глубины мироздания.
В стихотворениях о природе Ф. И. Тютчев очень тонко передает звук: от чуть заметных вибраций голоса (<<Как сладко дремлет сад темно-зеленый>>) до его взрыва, апогея (<<Как весел грохот летний бурь>>). Природа через звук передает человеку свои мысли и чувства, ведет беседу то шепотом в тишине летнего вечера, когда слышен даже едва уловимый шорох крыльев журавлиной стаи:
Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной,-
И в шуме листьев замер он, - то мощными восторженными звуками грозы:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Природу поэт поднимает на уровень собеседника, и в его лирике мы можем обнаружить множество подобных примеров. Язык природы - это язык визуальных образов. Любимые краски тютчевских стихотворений о природе светлые, радужные - это настоящая лирика света. Поэзия Ф. И. Тютчева несет в себе лейтмотивное слова <<свет>>: <<светлая даль>>, <<светлая>> полоса долины>>, <<светло и тихо облака плывут>> и т. д. , широким потоком включаются в его текст синонимичные слова: <<румяный>>, <<радужный>>, <<блестящий>>, <<сияющий>>, <<огнецветный>>. Мир природы как бы светится изнутри. В лирике Ф. И. Тютчева поражает обилие красок:
Как сладко дремлет сад темно-зеленый,
Объятой негой ночи голубой,
Сквозь яблони, цветами убеленный
Как сладко светит месяц золотой!
Палитра красок разнообразна, представляет собой мозаику оттенков и полутонов: здесь есть и нежность яблони, ее белизна, и объятья <<ночи голубой>> и золото месяца. Цвета сливаются между собой и рассказывают нам о своих снах и мечтах. Ф. И. Тютчев - художник <<разговаривает>> своей кистью с природой, вовлекая и читателей в беседу. Таким образом, в лирике природы присутствует смысловой ряд художник - природа - читатель, где природа является смыслообразующим центром.
Язык природы - это язык жестов, мимики, движений. Мать-земля для Ф. И. Тютчева есть воплощение молодости вечного обновления. В цикле стихотворений о весне он выразил идею торжества жизни, мощной жизненной силы весеннего преображения природного организма. Бытие матери-земли исполнено радости: <<Лазурь небесная смеется, ночной омытая грозой>>, весенний гром, <<как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом>>, природа <<улыбается>> весне, а весна с хохотом прогоняет зиму, майские дни, как <<румяный, светлый хоровод>>, толпятся весело за весной. Даже в осенней увядающей природе поэт видит <<кроткую улыбку>>.
Для Ф. И. Тютчева мир природы обладает подлинно высокой красотой и язык природы - это не язык в чистом виде человеческий, а это прежде всего, язык невербальный - цвета и света, звуков, форм и очертаний, силуэтов, мимики, жестов, движений: все они несут определенные потоки информации, и человек либо обладает даром воспринимать и понимать этот язык, либо лишен его. Ф. И. Тютчев как настоящий <<певец природы>> чувствует этот язык, понимает, интуитивно ощущает, и не считает возможным раскрывать его тайну или переводить на язык рассудочного сознания.
Комментарии