Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как хлеб на стол пришел? Откуда берется хлеб на столе

Алтайский край – одна из главных житниц России, и сегодня здесь производится более одной трети зерна Западно-Сибирского региона. В крае много плодородных земель, главная зерновая культура – яровая пшеница твердых сортов, а также рожь, гречиха

У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Я решила изучить данный вопрос. Для начала, конечно же, выяснить из чего делают муку, так необходимую для замеса теста. Для исследования процесса выращивания и изготовления хлеба мы решили понаблюдать за посевом, всходами, выращиванием, сбором зерна в Сорочелоговском совхозе Первомайского района Алтайского края, изготовлением муки и хлеба на предприятиях города Новоалтайска. А также с помощью литературы и Интернета узнать: когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие?

Исходя из вышесказанного, цель моей статьи – изучить, откуда берется хлеб.

Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:

▪ узнать историю появления хлеба;

▪ познакомиться с основными стадиями выращивания, заготовления и производством хлеба и хлебобулочных изделий;

▪ выяснить, сколько и какие ингридиенты необходимы для выпечки буханки хлеба;

▪ изучить возможности компьютера для представления результатов исследования.

Объектом исследования является хлеб.

Предметом исследования являются способы производства хлеба.

Гипотеза:

▪ Предположим, изучив историю и основные понятия хлеба, автор работы сможет сравнить по ходу исследования способы, методы производства хлеба в старину и в настоящее время.

▪ Если автор познакомится с основными стадиями выращивания и заготовления хлеба, а также выяснит, какие необходимы ингридиенты для изготовления, тогда мы выясним, как появляется хлеб на нашем столе.

Для достижения поставленной цели мы определили следующие методы исследования:

1. Изучение исторической литературы, изучение понятий злаковых, хлеба с помощью энциклопедий, интернета.

2. Понаблюдать, как сеют, выращивают, собирают хлеб на полях Сорочелоговского совхоза Первомайского района Алтайского края.

3. Выяснить процесс превращения зерна в муку.

4. Познакомиться с процессом изготовления хлебобулочных изделий на Новоалтайском хлебокомбинате.

5. Испечь хлеб в домашних условиях.

6. Изучить художественную литературу.

Практическая значимость. Результаты проекта будут оформлены в виде презентаций, выставки хлебобулочных изделий, будет представлена модель уборки хлеба в старину, буклет рецептов, кроссворд, а также сборник материалов о хлебе «Хлеб – всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, естествознания и литературного чтения в начальных классах. Сборник передан в библиотеку Гимназии № 166 г. Новоалтайска Алтайского края.

Хлеб и его история

Начав исследование выбранной темы, я решила узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие?

История появления хлеба

По мнению историков и археологов, хлеб был «открыт» свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Первобытные люди собирали зерна дикорастущей пшеницы и просто жевали их. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Оказывается, такую кашу до сих пор употребляют в некоторых странах Азии и Африки. Кто-то догадался перетирать зерна между двумя камнями – будущими жерновами, до порошкообразного состояния. Так появились первая мука. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки, которые оказались намного вкуснее зерновой каши.

Первыми настоящими хлебопеками считаются древние египтяне. Еще во времена строительства пирамид, 5-6 тысячелетий назад, они, вероятнее всего случайно, открыли способ разрыхлять тесто путем брожения – например, однажды древний египтянин мог оставить смесь муки и воды в теплой печи на ночь, а утром он обнаружил неожиданно мягкое тесто, из которого получился более вкусный хлеб. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.

Другие народы использовали снятую с пива пену, чтобы делать более «светлый хлеб». В тех частях древнего мира, где пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли бродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным считался метод, открытый египтянами. Замесив однажды кислое тесто, люди научились печь настоящий хлеб.

Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочно-кислые бактерии. Так появился кислый хлеб из сброженного теста.

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб», которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб «хлайфс», от него в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».

Во многих странах есть музеи хлеба. Всего их тринадцать и один из них находится в нашей стране в городе Санкт-Петербург. В Цюрихском музее, например, выставлен хлеб, возраст которого – 6000 лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то, очень давно, попал в густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел – и сохранился. В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад. Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности Хлеба.

Теоретическое обоснование понятия «хлеб»

Данная работа предполагает дать понятие (определение) основным словам, используемым в работе, которые мы систематизировали в таблице:

Хлеб— объединяющее название для группы продуктов питания, приготавливаемых путём выпечки, паровой обработки или жарки теста, состоящего, как минимум, из муки и воды. В большинстве случаев добавляется соль, а также используется разрыхлитель, такой как дрожжи. В некоторые сорта хлеба также добавляют специи

(такие как зёрна тмина) и зёрнышки (семена кунжута, мака).

Зёрнышки также служат для украшения.

Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до порошкообразного состояния. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузнаяПшеничная мука и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука. В среднем зерно в процессе превращения в муку проходит путь до 5 км по различным этажам современной мельницы.

Злаки – группа цветковых, в которой очень много видов. Расти они предпочитают на открытых пространствах. Первые земледельцы вводили в культуру именно злаки, которые потом улучшали путем отбора. Самые важные хлебные злаки сегодня – пшеница, рожь, рис, кукуруза, овес, ячмень.

Пшеница — род одно- и многолетних трав семейства злаковых, ведущая зерновая культура во многих странах, в том числе и

России. Возделывают в основном пшеницу мягкую и пшеницу твердую (озимые и яровые формы). Мука из зёрен пшеницы идёт на выпекание хлеба, изготовление макаронных и кондитерских изделий. Зерно короткое и утолщенное

(пузатое) в середине.

РОЖЬ - род одно- и многолетних трав семейства злаков, зерновая культура. В России рожь — одно из важнейших хлебных растений, возделывают рожь посевную (культурную) — озимые и яровые сорта.

Рожь посевная — единственный вид культурной ржи, который широко распространён в мировом земледелии, в том числе и в России, как важнейшая продовольственная и кормовая культура. Зерно длинное.

Колос— соцветие, для которого характерна удлинённая главная ось, на которой расположены сидячие одиночные цветки или колоски из нескольких цветков. В первом случае соцветие называется простым колосом (подорожник, орхидеи), во втором—

сложным колосом (большинство злаков, в том числе пшеница, рожь, ячмень).

Серп — орудие для срезания злаков и трав, состоящий из сужающегося, закруглённого лезвия (как правило, стального) и короткой деревянной рукоятки. Серп является одним из древнейших орудий человека и символом земледелия. У древних греков серп поэтому был приспособлением богини плодородия Деметры.

Жёрнов — парный каменный круг, использующийся в ветряных и водяных мельницах, в том числе и приливного типа, и служащий для перемалывания в муку пшеницы и других зёрен.

Помол кукурузы в водяной мельнице (Северная Албания)

Мельница— механизм для измельчения (помола) чего-либо.

Различаются типом привода, в настоящее время практически всегда электрическим, и принципом измельчения. Выбор типа мельницы определяется размером исходных зёрен, твёрдостью размалываемого материала и производительностью. По типу привода различают:

ручная, водяная, ветряная, электрическая мельницы.

Как и из чего получается хлеб?

Узнав историю появления хлеба и основные понятия, я решила исследовать процесс появления хлеба в современных условиях.

Из рассказов взрослых выяснила, что основным компонентом для приготовления хлеба является мука. А откуда она берется?

Мука изготавливается из зерен, размельченных до порошкообразного состояния, выяснила я при изучении основных понятий. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузная и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука.

Свои исследования мы проводили на полях Сорочелоговского совхоза Первомайского района Алтайского края, который занимается выращиванием озимой ржи. Озимая, означает, что посадка зерна происходит осенью (в зиму) и когда зерно прорастает, его накрывает покрывало из снега. Весной, когда снег растает, росточки под ярким солнышком начинают набирать силу, превращаясь в колосок. Все лето колосок рос. Земля, солнце, вода, тепло, помогли маленькому зернышку превратиться в колос, полный новых зерен. И заколосилось поле богатым урожаем.

Оказывается, в старину хлеб собирали (жали) серпом вручную. Выходили в поле на уборку хлеба и мужчины, и женщины. Работали с раннего утра до ночи, лишь бы убрать хлеба до дождей. Собирали колосья в снопы, сушили, чистили. А потом засыпали зерно в амбары (которые назывались гумно), где оно хранилось. А для того, чтобы получить муку, ходили к мельнику на мельницу. Для наглядности я изготовила модель уборки хлеба в старину.

В настоящее же время, чтобы убрать хлеб без потерь до последнего зёрнышка, в поле выходят комбайны. Работают комбайнеры день и ночь. Самоходный зерновой комбайн все делает сам!

Сам по полю катит. Сам своими ножами стрижет, словно под машинку, колосья ржи (пшеницы). Потом сам их молотит – вытряхивает из колосьев зерна. Сам веет – сильной струей воздуха сдувает с каждого зернышка шелуху-полову.

В Сорочелоговском совхозе Первомайского района имеются склады, на которые завозят часть зерна с полей, предварительно очистив и просушив. Остальную часть отправляют на элеватор хлебоприемного предпрятия города Новоалтайска.

При элеваторе есть мельница, на которой зерно перерабатывают, превращая его в муку, крупу. Мука бывает разная – пшеничная, ржаная, кукурузная, ячменная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, из ржаной – чёрный. Оказывается, из пшеницы делают манную и пшенную крупу.

Мука с мельницы поступает на ОАО «Новоалтайский хлебокомбинат» и в магазины города и района.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

В старину хлеб пекли в каждом доме в русской печи. Сейчас же самодельный хлеб пекут очень редко. Трудно это. Надо завести опару, следить за ней, чтобы поспела, подошла, замесить тесто, выдержать его, печь прогреть, чтобы хлеб хорошо пропёкся. Словом, хлопотно делать это в домашних условиях. Другое дело – хлебозавод. В нашем городе Новоалтайске один хлебозавод. Основан он был 53 года назад 27 февраля 1956 года. В 1966 году Новоалтайский хлебозавод был переименован в Новоалтайский Хлебокомбинат. Наш хлебокомбинат выпускает более 8000 тонн продукции в год 50-ти наименований.

На хлебокомбинате мешки с мукой выгружают в хранилище. Затем её просеивают: высыпают из мешков и пропускают через сито и даже мимо магнита, чтобы в тесто случайно не проскользнули железные крупинки. Он притянет их к себе и не даст ходу дальше.

На следующем этапе мука попадает в кабинки-ковшики (чаны), предварительно завешанная на весах-автоматах. Затем добавляют воду с сахаром, солью, дрожжами. Без дрожжей не получится настоящее тесто. В следующем цехе тесто месят специальные машины. Тесто расстаивается – поднимается горкой, того и гляди поползет через край. Всё, пора выгружать. Для этого тоже есть машина. Поднимает тяжелый чан, словно пушинку, опрокидывает в машину для формирования буханок, батонов и т. д. Тесто нарезается на равные куски, затем раскатываются бесформенные дольки, превращая их в аккуратные длинные «колбаски». Сажают «колбаски» на самоходную дорожку (конвейер), которая везет их в печь. Хлеб получается пышным, воздушным, ноздристым. А как же в хлебе получаются такие «дырочки»? Оказывается дело все в том, что дрожжевые грибки поглощают сахар, содержащийся в тесте, образуя при этом спирт и углекислый газ. Этот газ заполняет в тесте пузырьки, тесто от этого поднимается, становится рыхлым. В печи пузырчатое тесто охватывается жаром, тонкие плёночки его вокруг пузырьков высыхают, и получается мягкий, легко разжевываемый хлеб с «дырочками».

Если раньше хлеб выпекали вручную, то теперь труд практически полностью механизирован. В цехах Новоалтайского хлебокомбината все делают руками, но не людей, а машин. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь хлеба на целый город. Ранним утром с территории Новоалтайского хлебокомбината начинают разъезжаться грузовики со свежеиспеченным хлебом и хлебобулочными изделиями. Так хлеб заканчивает свой путь, попадая в столовые школ, детских садов, на прилавки магазинов города. Весь процесс появления хлеба можно увидеть в замечательном стихотворении «Хлеб» С. Крупиной:

Как поспеет хлеб в полях –

Обмолотят на токах,

Жерновами перетрут,

В жарких печках испекут

И, готовый, на лоточках,

Продают в торговых точках.

А потом буханки, булки

Мы несем к обеду в сумке!

Вот такой длинный путь проходит хлеб, чтобы попасть к нам на стол. Этот путь автор работы отобразила в виде схемы.

Вспахать землю осенью для посадки озимой ржи

↓ Засеять семена

↓ Охранять, беречь всходы

↓ Уборка хлеба комбайном

↓ Зерно сушат, чистят

Часть на склады совхоза

Часть на элеватор Хлебоприёмного предприятия г. Новоалтайска

Мельница

Новоалтайский хлебокомбинат Магазины города и района

Для того чтобы узнать знакомы ли ребята из класса с процессом производства хлеба (т. е. определить - актуальна ли выбранная тема), мы решили провести анкету-опрос, результаты которой свели в диаграмму.

Отвечая на первый вопрос большинство ребята (а именно 67%) ответили правильно. Но 33% все же ответили, что пшеницу с полей собирают косой. Когда автор работы спросила Сиялова Илью и Суродееву Анжелу, почему они решили что пшеницу собирают косой, а не комбайном? Анжела ответила так, потому что решила, что спрашивается о том, как раньше собирали пшеницу. Я, в свою очередь, пояснила ребятам, что раньше урожай пшеницы собирали (жали) с полей серпом и называлось это время страда.

А вот при ответе на второй вопрос ребята засомневались, кто же превращает зерно в муку? Новикова Марина считает, что агроном. А кто такой агроном и чем он занимается? Так считает 11% класса. Автор работы пояснила, что агроном следит за тем, как растет зерно. Бобкова Уля ответила пекарь (39% класса ответили так же). А Подкошенный Тимофей решил, что тракторист и собирает зерно с полей, и превращает его в муку. Однако 44% класса ответили верно – мельник. Ведь зерно с полей везут на мельницы и склады.

56% ребят знают, что из ржаной муки пекут бородинский хлеб. Но 28% засомневались и ответили, что из ржаной муки пекут пшеничный хлеб.

На вопрос для размышления, в котором можно указать несколько вариантов ответа голоса ребят распределились следующим образом: 37% посчитали, что в производстве хлеба участвует мельница. Романенко Егор пояснил это так, что хлеб делают из муки (основной ингридиент), а муку делают на мельнице. 17% решили, что в производстве хлеба принимает участие магазин. Ксения Ращупкина пояснила свой выбор (хлебозавод и магазин) так: на хлебозаводе пекут хлеб, поэтому он участвует в производстве хлеба (так же ответили 46%), а магазин выбрала потому, что видела в сети магазинов Мария-Ра мини-пекарни, на которых так же пекут хлеб и различные хлебобулочные изделия (ватрушки, расстегаи, печенье и др. )

И в конце опроса я поинтересовалась, какие же хлебобулочные изделия предпочитают одноклассники. Оказалось, что основная часть (45%) сладкоежки и предпочитают печенье так же как и я.

Проведя анализ ответов по анкете-опросу, мы сделали вывод, что выбранная тема актуальна и требует исследования. Многие ребята не знают как хлеб «пришел» на стол и люди каких профессий участвуют в производстве хлеба.

Разновидностей хлебобулочных изделий великое множество. Посмотрите на нашу выставку.

Это сотая часть того, что можно сделать из муки. Во многих странах существуют свои национальные рецепты приготовления и способы выпекания хлеба. Я разработала буклет рецептов хлеба, чтобы сравнить способы изготовления и выпекания хлеба разными народами, а также провести опыт по выпеканию русского каравая в домашних условиях. Каравай на Руси испокон веков пекли в русской печи, похожим способом выпекают хлеб англичане и французы. А вот народы Кавказа хлеб традиционно пекут на внутренней горячей стенке печи – тандыра, также называемой «тонир» на армянском языке и «торне» - на грузинском. Итальянский хлеб Чапати готовят на сухой сковороде, а народы Средней Азии (татары, башкиры) готовят (жарят) баурсаки на сковороде в большом количестве жира. Таким образом, у разных народов не только разные национальные рецепты приготовления хлеба, но и способы его выпекания. Данный буклет может быть использован в будущем на уроках труда (можно выбрать один из наиболее доступных рецептов и приготовить классом).

На следующем этапе исследования я с мамой решила провести опыт – испечь каравай в домашних условиях. Нам понадобились следующие ингридиенты: вода, сахар, соль, дрожжи и, конечно же, мука. А сколько необходимо муки, для приготовления одной буханки хлеба? Оказывается, все зависит от рецепта и массы будущего изделия. Согласно буклета рецептов, для приготовления нашего каравая понадобилось 1 кг пшеничной муки, дрожжей свежих – 50г, сливочного масла – 250г, сахара – 1 стакан, молока – 0,5л, яиц – 2шт, соли – 1 щепотка и для оформления 1 яйцо. Замесив тесто, мы поставили его в теплое место, чтобы оно поднялось примерно на 2 часа. Несколько раз обмяли тесто, чтобы каравай получился более воздушным.

На следующем этапе мы выложили тесто на стол, оторвали небольшой кусочек для оформления. Из основного куска теста сделали шар и уложили на смазанный маслом противень. Из оторванного теста вылепили разные украшения. Смазали наш каравай яйцом, разложили наши украшения и поставили в духовку для выпекания на целый час. Через 1 час 15 минут из духовки вынули румяный каравай небывалой красоты.

А запах! Так и хочется оторвать кусочек. Моя бабушка говорит, что если в доме пахнет хлебом, то все злые духи и несчастья уходят из этого дома.

Хлеб как народный символ

У всех народов хлеб являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей. Существует множество обрядов, ритуалов, связанных с хлебопечением.

Проводя исследования по выбранной теме, я выяснила, что хлеб – это не просто продукт питания, это настоящий народный символ. Оказывается, в честь хлеба слагали гимны, песни, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом солью встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

Предмет в роде бы простой, но сколько загадок с ним связано, различных поверий. Оказывается, в Древней Греции хлеб был самостоятельным кушаньем, и отводилась ему едва ли не самая почетная роль. Существовало поверье, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет наказан богами. В Индии также считали, что человек совершает грех и будет непременно иметь несчастную судьбу, если не будет употреблять хлеб. Даже преступников в этой стране наказывали тем, что лишали их хлеба на более или менее продолжительное время в зависимости от тяжести совершенного ими проступка. Верующие индусы и в наши дни утреннюю молитву начинают словами: «Всё есть пища, но хлеб – ее великая мать».

Особенно дорожили хлебом, почитали его на Руси. Трудно найти сказку, в которой бы герои не несли с собой хлеб или сухари. Так было в народных сказках: есть хлеб – и сыт человек. Посыплет он краюху солью, съест, запьёт водой из родника и идёт, сильный и смелый, на свои геройские дела. А встретит в пути голодного, нищего – чем первым поделится? Хлебом. В нем, в хлебе, богатство, сила и доброта русского человека.

«Хлеб – всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат», «И обед не в обед, коли хлеба нет». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб – наш батюшка».

Хлеб богат не только легендами, сказками. Про него сложено много загадок, такие как:

Вырос в поле колоском Вырос в поле дом.

На столе лежу куском. (Хлеб) Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Маленькое сдобное Ставни заколочены.

Колесо съедобное Ходит дом ходуном

Я одна тебя не съем На столбе золотом. (Колос)

Разделю ребяткам всем. ( Бублик)

Замечательные художники как Зинаида Евгеньевна Серебрякова, Шишкин И. М. , Яблонская Т. Н. , Пластов А. А. написали картины с хлебными полями, уборкой хлеба и т. п. Картины этих художников можно увидеть в сборнике материалов о хлебе «Хлеб – всему голова!».

Хлеб почитают не только в стихах, но и посвящают ему выставки. В городе Барнауле, например, ежегодно проводят такие выставки – 5 июня 2009 года проведен Праздник Хлеба на Алтае. На суд зрителям были представлены всевозможные хлеба, пироги с разнообразными начинками, караваи, булки, ватрушки. 27-30 октября 2009 г. на агропромышленной выставке была представлена историческая экспозиция «Алтайское крестьянство: конец XIX – начало XX века», где были представлены фотографии и уникальные экспонаты. Показали, как было организовано первое опытное поле, появились крупные хозяйства, а также как в начале ХХ века проходила жатва и молотьба хлеба.

В русской литературе настолько много пословиц и поговорок, загадок, стихов, сказок, связанных с хлебом, что я с руководителем решили собрать этот материал о хлебе в сборник, который можно будет использовать на классных часах, уроках литературного чтения в начальных классах.

В сборнике отражены не только пословицы, стихи и загадки, но и интересные факты, связанные с производством хлеба, его историей.

При разработке сборника я поняла, что люди очень дорожат хлебом. А умеют ли дорожить хлебом мои одноклассники и будут ли по иному относиться к хлебу после презентации работы? Думаю данную тему можно использовать для следующего исследования.

Закончив своё исследование, я могу сказать, что узнала многое из истории появления хлеба. Нашла много интересных фактов и на классном часу поделилась найденной информацией со своими одноклассниками. Оказывается, существует хлебное дерево! Все интересные истории и многое другое я собрала в сборнике «Хлеб всему голова!», который передали в библиотеку гимназии № 166, в которой я учусь. Судя по отметкам на первой страничке, созданный сборник интересен ребятам.

Выполнив основную часть работы – исследовав путь прохождении хлеба от зерна до каравая и проведя опыт – испекла хлеб в домашних условиях, я считаю, что справилась с заданной целью. Кроме того, получила небольшой опыт хозяйки. Выпущенный буклет рецептов пришёлся по вкусу девчонкам из моего класса и вызвал интерес. Марина даже попробовала испечь английские булочки (конечно с помощью своей мамы).

Работа над проектом показала мне, насколько хлеб многогранен. С одной стороны это продукт, с другой стороны – народный символ, кормилец, символ мира.

Данная работа была представлена на городском и краевом конкурсе «Я – исследователь» и удостоена сертификатами Лауреата.

В этом году мы с руководителем решили продолжать исследовать хлеб и взяли тему - «Какой он, хлеб войны?». В нашем городе живут участники Великой Отечественной войны, блокадники, но исследование меня заинтересовало после рассказов моей бабушки о хлебе войны и особенном отношении к нему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)