Культура  ->  Кино  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как оживают картинки

Кто не любит мультфильмы? Мультфильмы любят все независимо от возраста, пола и национальности. И если какой-нибудь человек с этим не согласится, сказав, что давно из этого вырос, можете смело ему не верить, потому что все люди немножко дети, а все дети любят живые картинки. Но не каждый знает, как они оживают.

Мультфильмы - это часть нашей жизни, они полезны для развития детей, ведь они не только интересны, но и заставляют задуматься о мире, в котором мы живем.

Поэтому целью нашей работы было узнать, как люди в разные времена оживляли картинки и самостоятельно создать свои мультфильмы, используя технику разных времен.

Объектом мультфильмы

Предмет способы создания мультфильмов в разные времена.

Задачи:

✓ Проанализировать информацию по интересующей нас проблеме в различных источниках.

✓ Познакомить с технологией создания мультфильмов.

✓ Приобщить к творческому процессу, развитию терпения и трудолюбия через создание условий творческой атмосферы работы.

✓ Развить логическое мышление, воображение, чувство композиции и художественно-графические умения.

План работы над проектом:

1. Изучить литературу и Интернет - ресурсы

2. Узнать, как люди в разные времена изображали движение

3. Узнать, как сейчас создают мультфильмы

4. Создать свои мультфильмы

Методы и приемы, используемые в работе над проектом - сбор, обобщение и сравнительный анализ информации, групповые обсуждения, работа в малых группах, рисуночные методы, экскурсии, беседы, наблюдение, работа с компьютером.

ЧТО ТАКОЕ АНИМАЦИЯ И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ?

От латинского аnima – душа.

Анимация (от французского animation — оживление, одушевление) – это процесс придания способности двигаться объектам в выдуманных мирах художественных произведений.

Мультипликация (от латинского multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание, размножение) - это технология, позволяющая при помощи неодушевленных неподвижных объектов создавать иллюзию движения.

Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс, который имеет свою историю.

История возникновения мультипликации

Начало времен

Годом рождения кино считается 1895-й. А вот когда родилась мультипликация?

О фазах движения люди догадались и стали использовать давно. Сохранился наскальный рисунок бегущего быка, сделанный художником еще в каменном веке (примерно за 10 000 лет до нашей эры). У этого быка несколько пар ног. Да еще в разных «фазах». Как будто олень сфотографирован во время бега несколько раз, а потом положили один на другой: туловище совместилось, а ноги разошлись «веером».

Движение также можно увидеть и на древнеегипетских рельефах и росписях на греческих вазах.

В нашей стране тоже была своя «древняя анимация» – на берегах Онежского озера найдены камни с выбитыми на них изображениями охотника и лягушки, которые «оживали», когда на них падали лучи заходящего солнца.

В Древнем Египте фазы движения тоже были хорошо известны. Например, между колоннами храма изображали бога, покровителя фараона, в последовательных позах поднимающего руку. Когда фараон мчался мимо храма на колеснице, ему казалось, что бог приветствует и благословляет его — движущейся рукой. Колонны действовали как необходимые заслонки.

Древние греки раскладывали на многие отдельные фазы стремительные движения бегунов и танцоров. Разложив движения танца на фазы, греческий художник украшал этими последовательными рисунками-фазами круглые блюда и вазы. Располагаясь по кругу, фазы составляли бесконечный цикл. И так как у древних греков были очень хорошие гончарные круги, то достаточно было поместить на вращающийся круг вазу или блюдо с бесконечным циклом фаз танца и посмотреть на них через неплотно сжатый кулак (или через другое узкое отверстие), чтобы эти фазы тут же «ожили». Чтобы неподвижные рисунки заплясали, как пляшут живые люди. Но Увы, мы ничего не знаем об этом. Скорее всего, ни один древний грек не увидел «оживших» рисунков. Иначе сведения о таком невероятном чуде наверняка бы дошли до нас.

Одним из прародителей анимации считается и распространенный в странах Востока теневой театр. Театр теней - форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад.

Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны.

Название Театр теней не совсем корректно - никаких теней на экране не видно, а видны фигуры марионеток за экраном.

Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи (к примеру, козлиной, верблюжьей), бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, возможно, подвижно соединённых. Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Первые изобретения

С этого времени техника проецирования быстро продвигалась вперед и поэтому соединить стробоскоп с "волшебным" (проекционным) фонарем не представляло большого труда.

Лишь в середине XIX века цикличные движения (рисунки-фазы на дисках и цилиндрах-барабанах) достоверно «ожили» — в игрушках для взрослых и детей: «зоотропах», «стробоскопах», «фенакистиско-пах»

Фенакистиско́п (от греч. φεναξ— «обманщик» и σκοπέω— «смотрю»)—прибор, конструкция которого основана на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображения. Изобретателем фенакистископа является Иозеф Антуано Плато а 1832 году.

Почти одновременно с Плато Симон фон Штампфер изобрел аппарат, очень похожий на фенакистископ и назвал его «стробоскопом».

Игрушки были очень просты и эффектны. Представьте себе два диска или два барабана на общей оси. В одном диске или барабане — узкие отверстия-прорези, на другом — рисунки-фазы. Крутаните один диск или барабан, и сквозь прорези вы увидите «живые» картинки: бегущих собак, клюющих кур, скачущих лошадей, канатных плясунов, вертящихся на трапеции гимнастов

Другое приспособление зоотроп (от греческого zoe — жизнь, греческого trope — вращение), представляет собой одну из трансформаций фенакистископа Жозефа Плато. В зоотропе диск с отверстиями заменен деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, прорезанным вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками заменен длинной лентой, которая помещается, свернутая в круг, внутри барабана. Эти ленты могли вместить пять, десять и более 24 картинок, тогда как диски не могли вместить больше 24.

Трудно сказать, в каком направлении совершенствовались бы эти игрушки, если бы не «волшебный фонарь» (от латинского Laterna magica; магический фонарь, фантаскоп, туманные картины и др. )— аппарат для проекции изображений, распространённый в XVIIв. , принадлежит голландскому учёному Христиану Гюйгенсу.

«Волшебный фонарь» состоит из деревянного или металлического корпуса с отверстием или объективом, в корпусе размещён источник света: свеча или лампада, позднее— электрическая лампа. Изображения, нанесенные на пластины из стекла в металлическом, деревянном или картонном обрамлении, проецируются через оптическую систему и отверстие в лицевой части аппарата. Образы проецировались на клубы дыма, стены или экраны и имели небольшой формат.

В XVI веке был изобретен диапроектор, или фильмоскоп – аппарат для просмотра диафильмов на прозрачной основе, который существенно не изменился и в наши дни. Жаль только, что картины эти не двигались.

Прорыв в развитии

И вдруг — картинки вновь «ожили» в 1888 году. Париж, музей Гревен. Сеансы «оптического театра» Эмиля Рейно. Цветные движущиеся рисунки на экране. Взяв за основу зоотроп, который позволял рассматривать движущиеся картинки, через отверстия и усовершенствовал его, соединив с волшебным фонарём, что позволяло насладиться зрелищем уже не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя её отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто совместил изображение и звук, причём музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам. Десять лет показывал изобретатель-художник сенсационные программы. Лучшей считается «Вокруг кабины». Этот фильм шел на экране 15 минут. В нем было все, что нужно для настоящей мультипликации: достаточный метраж, законченный сюжет, типичные персонажи, затейливые трюки, хорошо разработанная тема, синхронизированный звук, отличные декорации, превосходные краски.

Чуть раньше создан был Кине́ограф (Kineograph)— приспособление для создания анимированого изображения, состоящего из отдельных кадров, нанесённых на листы бумаги и сшитые в тетрадь. Зритель, пролистывая особым способом тетрадь, наблюдает эффект анимации. Кинеография является одной из форм мультипликации.

Изобретение в 1895 году братьями Люмьер синематографа - кинематографа вытеснило мультипликацию. На некоторое время ее предали забвению, увлекшись перспективами быстро развивающейся игровой кинематографии.

Но прошло немного времени, и пришлось вновь обратиться к мультипликации. Пришел черед киноаппаратов и кинопленки. Поэтому появление первых рисованных мультфильмов датируется началом ХХ века.

Главным препятствием на пути к успеху мультипликации была высокая трудоемкость процесса создания мультфильмов. Но, не смотря на это, образовывается большое количество крупных студий мультфильмов, таких как, «Уорнер бразерс», «Уолт Дисней», «Союзмультфильм», «Экран» на данных студиях, используются различные технологии анимации.

Анимационные технологии

Рисованная анимация. Чаще всего, сделана классическим или, как его еще называют, диснеевским методом, т. е. с использованием технологии, которая была разработана на диснеевской студии. Такие фильмы делаются большой командой. Вся предварительная работа делается карандашом на кальке. Затем переносят рисунок на целлулоид, а заливщики раскрашивают специальными красками. Поскольку целлулоид прозрачный, обычно фон, неподвижные и подвижные части персонажей рисуют на отдельных листах. В листах есть прорези, которые надеваются на штифты, поэтому при наложении части рисунка совпадают. Завершающий этап работы – покадровая съемка. К таким мультфильмам относятся: «Белоснежка и семь гномов», «Алладин», «Русалочка», «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино» и многое другие.

Таким способом сделано большинство рисованных фильмов на студиях всего мира. Тем не менее, это далеко не единственный способ делать рисованные фильмы. Помимо коммерческой существует еще и авторская анимация, и в наше время нередко фильм делает один человек, чаще всего – с помощью компьютера, иногда с небольшой командой. Техника может быть самой разнообразной: рисуют простым карандашом по кальке, акварелью по обоям, цветными карандашами, масляными красками по целлулоиду, словом, полная свобода выбора. Единственное, что объединяет все эти варианты, – наличие заготовленных рисунков, после съемки остающихся в неизменном виде.

Объемная анимация. Часто ее неточно называют кукольной, хотя далеко не всегда в фильмах действуют собственно куклы. При создании используется сцена-макет и куклы-актёры. Сцена фотографируется покадрово, после каждого кадра в сцену вносятся минимальные изменения (например, изменяется поза куклы). При воспроизведении полученной последовательности кадров возникает иллюзия движения объектов. Иногда для одного и того же персонажа делают несколько головок с разными выражениями лица, иногда в процессе съемки меняют только глазки или нижнюю часть лица – чтобы кукла могла говорить. Работа мультипликатора в объемной анимации очень близка к работе актера – с той разницей, что обычно ему приходится играть не одну, а несколько ролей, едва заметно меняя позу каждого персонажа. Очень большое значение имеет здесь и работа оператора: от него зависит не меньше, чем в игровом кино.

Иногда режиссеры, работающие в объемной анимации, берут вместо специально сделанных кукол настоящие предметы, и тогда они могут использовать свойства материалов, из которых эти предметы изготовлены. («Каменный цветок», «Приключение домовенка Кузи», «Бурёнка из Маслёнкина», «Серый волк энд Красная Шапочка». )

К объемной анимации можно отнести и пластилиновую. Фильмы делаются путём покадровой съёмки пластилиновых объектов с изменением (этих объектов) в промежутках между кадрами. С пластилином каждый режиссер работает по-своему. («Падал прошлогодний снег», «Пластилиновая ворона»)

Перекладка. Изначально эта технология появилась, от бедности. Куда проще вырезать отдельные части фигурки и двигать их под камерой, чем делать рисованный фильм. Однако со временем выяснилось, что перекладка обладает богатейшими возможностями. Еще в 1964 Ф. Хитрук, делая фильм Топтыжка, использовал технику перекладки для того, чтобы сделать персонажей пушистыми.

Живопись по стеклу. Наверное, это самая трудоемкая технология, требующая особенного мастерства. Здесь нет заранее заготовленных персонажей и декораций, которые оставалось бы только снять. Художник, он же аниматор, пишет масляными красками картину каждый раз прямо под камерой, постепенно добавляя новые мазки. В такой технике работают российский режиссер Александр Петров, прославившийся фильмом Старик и море (1999), за который получил «Оскара».

Техника порошка. Здесь могут использоваться различные сыпучие материалы – песок, кофейная гуща, соль; обычно фильмы, сделанные в порошковой технике, бывают монохромными, но можно, используя, например, разноцветные пряности, сделать цветной фильм. Здесь, как и при работе масляными красками по стеклу, персонажи и декорации рождаются под камерой во время съемки. Это недорогая, но очень сложная технология, поскольку порошок – материал капризный, и из-за любой ошибки приходится начинать всю работу заново.

Но прогресс не стоит на месте, с обществом развивается и техника, теперь для создание мультфильмов используют компьютеры. В 1950-е годы – совершают первые эксперименты с компьютерным изображением. А сегодня – почти все мультики делаются с помощью компьютерных технологий

Компьютерная анимация— вид анимации, создаваемый при помощи компьютера (может быть двухмерной и трехмерной, существует и компьютерная перекладка). Данные анимации записываются специальным оборудованием с реально двигающихся объектов и переносятся на их имитацию в компьютере. Распространённый пример такой техники— Motion capture (захват движений). Актеры в специальных костюмах с датчиками совершают движения, которые записываются камерами и анализируется специальным программным обеспечением. Итоговые данные о перемещении суставов и конечностей актеров применяют к трёхмерным скелетам виртуальных персонажей, чем добиваются высокого уровня достоверности их движения. Мультфильмы созданные при помощи компьютерной анимации: «Шрек», «Черная молния» и др.

РАБОТА НАД СОЗДАНИЕМ СВОЕГО МУЛЬТФИЛЬМА

Изучив различные способы предания картинке движения, мы решили на себе испытать всю сложность и увлекательность процесса создания мультфильма. Свою работу мы спланировали следующим образом: на начальном этапе опробовали самую элементарную, но при этом очень трудоемкую технику кинеографа, другими словами книжка «оживших картинок». Поскольку каждый учебный день в нашей школе начинается с зарядки, тема и сюжет мультфильма выполняем в ходе утренней гимнастики.

Мы вырезали из плотной бумаги большое количество одинаковых листков прямоугольной формы. Нарезанные листы сшили прочными нитками. Таким образом у нас получился блокнот. На первой странице оформили обложку и написали название.

Каждая страница блокнота представляет собой кадр с отпечатанным, т. е. нарисованным на нем изображением человека в определенной фазе движения. Каждый следующий кадр – это следующее движение человека. После того, как оформили заключительный кадр, мы готовы продемонстрировать свой мультфильм. Во время ускоренного последовательного перелистывания кадров, мы видим нашу «Утреннюю гимнастику».

Работая над проектом, мы пришли к выводу, что используя технику кинеографа можно создать и более современный фотомультфильм. Кадры такого мультфильма снимаются на обычный фотоаппарат, а герои не нарисованные, живые люди.

Следующим этапом нашей работы стало создание мультфильма с помощью фенакистископа. Сюжет мы оставили тот же. Из плотного картона мы вырезали два круга – диска. На одном диске нарисовали – рисунки фазы, на другом – вырезали узкие отверстия – прорези.

Когда мы начали вращать диск вокруг оси перед зеркалом, то фигуры, рассматриваемые в зеркале через отверстия диска, представляются не вертящимися вместе с ним, а, наоборот, кажутся совершенно самостоятельными и делают движения.

На последнем этапе мы приступили к созданию анимационного рисованного мультфильма. Здесь мы решили затронуть актуальную на сегодняшний день проблему – это правила дорожного движения. Чтобы избежать неприятностей в виде травм на улицах города. За работу взялись с интересом и увлеченно рисовали кадр за кадром. Каждый изображал свой персонаж или объект. Отдельно прорисовывались подвижные части, чтобы потом их можно было вырезать и поместить на общий фон. Когда все частички будущего мультфильма были нарисованы, вырезаны и разложены на фоновую картинку, началась съемка. Кадр за кадром заносился фильм в память фотоаппарата. Наблюдая за этим действием, каждый из нас ожидал команды привести в движение свою часть картины.

Создание анимационной картины это, конечно, не только изображение и съемка отдельных кадров, это еще и монтаж, и озвучивание, и то, что стоит перед всем этим — создание идеи.

Каждый из нас, приложивший руку к созданию мультфильма, вкладывал в него частичку себя, добавлял в него каплю жизни. Появление на свет нарисованной истории, процесс долгий и требующий усилий. Анимационный фильм не рождается в одну определенную секунду, он начинает свое развитие в момент создания идеи и становится самостоятельным при первом просмотре.

Анимация — целый мир, в котором каждый из нас может создать свою страну или город, потому что двери в нее открыты для всех.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)