Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как сделать сочинения более эмоциональными и выразительными

В процессе подготовки к конкурсу выявилась следующая проблема: моим сочинениям (по словам моего учителя английского языка, да и по моим собственным ощущениям) не хватает эмоциональности и выразительности. Они <<суховаты>> и похожи на статьи энциклопедического словаря. В 8 классе мы учимся писать сочинения на английском языке о разных людях: выдающихся и обыкновенных, знакомых и незнакомых, соотечественниках и иностранцах, людях прошлого и наших современниках. Мы учимся описывать их внешность, черты характера, морально-волевые качества, деловые и профессиональные качества. Как выяснилось из беседы с моим учителем и одноклассниками, не я один испытываю трудности в написании <<красивых>> сочинений о людях.

Цель - помочь себе и моим одноклассникам писать более эмоциональные и выразительные сочинения на английском языке.

Проектным продуктом будет <<Советы для тех, кто хочет научиться писать эмоциональные и выразительные сочинения о людях на английском языке>>.

Этот продукт поможет достичь цели проекта, так как, следуя Советам, мне и моим одноклассникам, я надеюсь, будет легче писать качественные сочинения о людях на английском языке.

Я начал свою работу с опроса одноклассников. Я уже знал, что они испытывают определенные трудности при написании сочинений. Мне надо было выяснить, нужна ли им моя помощь, какие именно затруднения они испытывают, пригодится ли им продукт моего проекта. Ведь они не собираются, как я, участвовать в конкурсе.

Учащиеся

Нужна ли вам помощь в написании сочинений о людях (да, нет)

Какие затруднения вы испытываете? (описание внешности, личных качеств человека, др. )

Зачем вам нужна моя помощь?

Трудно подобрать нужные слова

Улучшить письменный английский

Не могу правильно построить сочинение

Получить хорошую оценку

Трудно описать внешность человека

Получить хорошую оценку

Трудно описать характер человека, деловые качества

Хочу, как ты, участвовать в конкурсе

Трудно описать внешность человека

Получить хорошую оценку

Знаю слишком мало <<ярких>> прилагательных для описания людей

Писать <<красивые>> сочинения на английском языке

Все трудно

Хочу написать про маму и подарить на 8 марта

Трудно описать внешность человека

Чтобы мои сочинения были красивыми

Итак, 8 из 10 опрошенных(80 %) нуждаются в помощи, испытывают серьезные затруднения в написании сочинений-описаний людей. И еще я узнал, что у меня появился конкурент. Что ж, как говорится, <<Конкуренция - двигатель прогресса>>. Главное, я убедился, что моя работа нужна не только мне самому, но и моим одноклассникам.

Следующим моим шагом была беседа с моими педагогами: учителями английского языка и русского языка. С их помощью я хотел выяснить, действительно ли они такие <<скупые>> и чего же не хватает моим сочинениям для придания им эмоциональности и выразительности. Для учителя русского языка я представил перевод на русский язык нескольких моих сочинений. Учителя высказали предположение, что в моих текстах мало прилагательных, которые являются основой для большинства выразительных средств - сравнений, эпитетов и т. д.

Я договорился об индивидуальной консультации с учителем английского языка, чтобы вместе тщательно проанализировать сочинения, написанные в ходе подготовки к конкурсу и проверить правильность высказанного предположения. Действительно, в текстах сочинений, содержащих 150-180 слов, на долю определений приходилось не более 5-6. Эти определения выражались прилагательными, самыми простыми, которые никак нельзя было назвать эпитетами.

Что же мне взять за образец для подражания? Я собираюсь участвовать в серьезном конкурсе, который проводится Российскими центрами британского экзаменационного совета City & Guilds при поддержке Официального представителя City & Guilds в России. Сочинения, присланные на конкурс, проверяются британским жюри, т. е. носителями английского языка. Поэтому я решил взять за образцы сочинения победителей I (прошлогоднего).

Я рассуждал так: <<Если эти сочинения победили, значит, они одобрены носителями языка>>. Среди сочинений победителей я выбрал работы Коноваловой Т. , Пономаревой А. , Писаренко Ю. , Левиной К. , т. к. они, по сути, являлись описаниями людей. Изучая данные работы, я ставил перед собой 2 задачи:

1. Определить, какова доля прилагательных по отношению к существительным, глаголам и общему количеству слов в данных работах.

2. Сделать выборку прилагательных, которые могут оказаться полезными для описания людей.

Сначала я подсчитал общее количество слов, количество прилагательных, глаголов и существительных в каждом сочинении, потом вывел средние результаты. У меня получилось, что в среднем на каждые 150 слов в сочинениях победителей приходится 12 прилагательных, 23 глагола и 29 существительных. Если выразить эти цифры в процентах, то на долю прилагательных приходится 8 %, глаголов - 15 %, существительных - 19 %.

Затем я приступил к сравнительному анализу моих собственных сочинений и сочинений победителей. У меня в среднем на каждые 150 слов приходится 5 прилагательных, 36 глаголов, 42 существительных, что в процентах составляет соответственно 3 %, 23 % и 28 %. Согласно полученным данным я выстроил такую диаграмму:

Выбор данных произведений не случаен. Во-первых, они посильны для меня, во-вторых, в них много описаний людей.

Главной задачей на этом этапе работы было проследить, как знаменитые авторы описывают внешность, характер, настроение, деловые качества людей, какие прилагательные они для этого используют. Во время чтения я делал выборку понравившихся мне прилагательных. Я выписал и перевел на русский язык 95 прилагательных.

Проделав всю запланированную работу по сбору информации, я почувствовал, что этого недостаточно. Во-первых, мои одноклассники испытывали трудности не только в описании людей, но и в построении сочинения. Во-вторых, в работе над проектом я отталкивался от предположений моих учителей о недостатках моих сочинений. А мне захотелось узнать, как учат писать сочинения в англоговорящих странах. Поэтому мне пришлось проделать незапланированную ранее работу.

Правила построения сочинения-описания человека я нашел довольно быстро в учебнике Enterprise-4 Intermediate (Virginia Evans - Jenny Dooley, Express Publishing, 2008) на стр. 15 и перевел их на русский язык (см. проектный продукт <<Советы для.>>). Я вышел в Интернет и задал на английском языке "The usage of adjectives in essays", чтобы решить вторую проблему. И сразу вышел на сайт Capital Community College по адресу http://grammar. ccc. commnet. edu/grammar/adjectives. htm. Этот колледж находится в Хатфорде, штат Коннектикут. На сайте я нашел Guide to Grammar & Writing Support (Руководство по грамматике и письму), где содержится масса полезной информации о том, как писать сочинения. Меня интересовали правила построения и употребление прилагательных в сочинениях. Правила построения в данном руководстве почти полностью копировали найденные мной в учебнике Enterprise-4 Intermediate. Употреблению прилагательных была посвящена целая статья, которая подтвердила правильность направления моей работы, но в то же время я наткнулся на очень интересное предупреждение о нежелательности избытка прилагательных в сочинениях:

<>. Основной смысл такой: <<Прежде, чем употреблять слишком много прилагательных, помни: прилагательные хрупки; не проси их сделать больше работы, чем следует. Позволь широкоплечим глаголам и существительным выполнить тяжелую работу описания>>. Таким образом, как я понимаю, все должно быть в меру.

Собрав необходимую информацию, я перешел к изготовлению намеченного продукта. Прежде всего я систематизировал прилагательные, разбив их на смысловые группы в соответствии с планом построения сочинения и выстроив их в алфавитном порядке для удобства последующего использования. Я включил в <<Советы.>> план построения сочинения и таблицу с прилагательными, а также рекомендуемое количество прилагательных по отношению к общему количеству слов.

Затем я приступил к апробации своего продукта. Я написал сочинение о своей прабабушке-труженице тыла, используя <<Советы.>>. Учитель похвалила меня, оценив его выше предыдущих.

Я решил несколько изменить название продукта, т. к. это, конечно, не все советы, которые можно дать, а лишь несколько советов. Итак, мой продукт будет называться <<Несколько советов для тех, кто хочет научиться писать эмоциональные и выразительные сочинения о людях на английском языке>>. Надеюсь, эти Советы станут настольным пособием для меня и моих одноклассников в нашем кабинете английского языка.

Я проделал достаточно большую и трудоемкую работу, трудясь над своим проектом. Конечно, мои <<Советы>> не решат всех проблем, связанных с написанием сочинений, но в чем-то и кому-то они помогут. Прежде всего, они помогут мне писать более эмоциональные и выразительные сочинения - описания людей. А, значит, я смогу принять участие в Конкурсе, как я того и хотел.

Я многое понял и узнал, работая над проектом. Во- первых, я научился планировать свою работу. Во-вторых, я пристрастился к чтению художественной литературы на английском языке, что особенно порадовало моего учителя. В-третьих, я научился строить диаграммы на компьютере. Раньше я этого не умел. В-четвертых, я стал быстрее ориентироваться в Интернете.

Хочу добавить, что продукт проекта не является чем-то <<законсервированным>>. Наоборот, он <<жаждет>> продолжения и пополнения. И после завершения проекта я буду читать художественную литературу на английском языке и делать выборку прилагательных для продолжения таблицы.

Я считаю, что я решил проблему проекта, мои сочинения стали более эмоциональными и выразительными. Надеюсь, что <<Советы.>> помогут и моим одноклассникам. Конечно, я осознаю, что не только прилагательные добавляют выразительности письменной речи.

В следующем проекте я хочу затронуть тему употребления фразеологизмов для эмоциональности и выразительности сочинений.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)