Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как сияют купола церквей. Возрождение православия в Нижнем Тагиле

Когда я слышу звон колоколов,

В душе царит покой и восхищенье,

Уходит всё плохое далеко.

И в этом Божие благословенье.

Такие ж чувства испытала я,

Впервые увидав картину Левитана

«Вечерний звон», где церкви купола

Миротворят и светят неустанно.

Вот храм, где я крещенье приняла.

Он возведён в честь Дмитрия Донского.

Здесь проповедует священник Иоанн

Для люда православного-мирского.

Торжественно встаёт иконостас

Святые лики нас ведут к спасенью

О, Господи, благослови же нас

На подвиг, на любовь и вдохновенье.

Когда я слышу колокольный звон,

Он для меня звучит небесной песней.

И белокурых ангелов воздушный сонм,

Зовёт к любви, божественной, чудесной.

Эти стихи я сочинила под колокольный звон, стоя у храма, воздвигнутого в 2003 году в честь Благоверного великого князя Дмитрия Донского у центральной проходной ФГУП ПО «Уралвагонзавод».

Возрождение православия в Нижнем Тагиле, в моем родном городе, символизирует возрождение духовных традиций, а строительство храма – памятника свидетельствует о бессмертии подвигов во имя Родины, о достойной оценке патриотизма, который начинается с любви к своей семье, родной природе, родному краю.

Патриотизм может стать основой консолидации общества и укрепления государства. Вот почему правительство Российской Федерации приняло программу: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010гг», где главным направлением должно стать духовно – нравственное воспитание будущего поколения России. Важно знать, что великие патриотические подвиги никогда не исчезают во времени, живут в веках, являясь примером для потомков. Один из них – Дмитрий Донской. В 1988 году Русская православная Церковь канонизировала и причислила его к лику святых.

В древнерусской повести «Задонщина» князь Дмитрий Донской, обращаясь к уцелевшим после великой битвы воинам, говорит: «Положили вы головы свои за святые церкви, за землю русскую и за веру христианскую». Так древний книжник словами князя связал понятие патриотизма с религией.

Конечно, с тех пор мир неузнаваемо изменился. В годы СССР религия была запрещена, священнослужители преследовались государством, существовал идеологический диктат партии, отсутствовала религиозная литература. Отказ от этой политики и возрождение православной веры в стране активно начались в 90-е годы. Сегодня интерес людей к церкви заметно растет. Выкорчеванное в советский период православие восстанавливается. В этой связи тема моего реферата – актуальна и имеет большое значение для тех, кто верит в возрождение духовных национальных православных традиций.

В. В. Путин, поздравляя россиян С Пасхой Христовой, назвал крупные православные праздники всенародными и важной составляющей духовно-нравственного климата в стране. Вера в Христа в течение двух тысяч лет помогает людям жить. Она объединяет их, обуздывает их вредные животные инстинкты. Русские всегда любили своё Отечество, а в нём - прежде всего святую веру и святую церковь.

В 2005 г. страна отмечала 625 годовщину победы в Куликовской битве. Для многих встреча с русской историей начинается с рассказов о поединке Пересвета с ордынским воином, с жертвенного подвига князя Дмитрия Донского.

Особую значимость выбранная тема приобретает накануне празднования шести орденоносным ФГУП ПО «Уралвагонзавод» своего 70-тилетия, которое состоится в 2006 году. Именно на УВЗ в 1943 году была собрана танковая колонна, названная в честь святого Благоверного Великого князя Дмитрия Донского, небесного покровителя русского воинства. Танки были сделаны сверх плана.

Выбирая тему реферата, я руководствовалась и личными мотивами: своим интересом к православию, поскольку посещала воскресную школу настоятеля Храма отца Иоанна и матушки Ольги, которые меня крестили и которых я искренне уважаю.

О Дмитрии Донском существует обширная историческая литература. В своей работе я использовала труды Н. И. Костомарова, Н. М. Карамзина, Б. А. Рыбакова, К. М. Арефьева и др. О храме Дмитрия Донского на Вагонке - заводском районе Нижнего Тагила, есть лишь статьи в городских и заводских газетах и документы, хранящиеся в музее и архиве УВЗ, по которым проводилось исследование.

Православие и его роль в моей жизни

Звон колоколов Начинается служба. Поет церковный хор, и на душе становится легко и свободно. Я стою у храма, восхищаюсь его величием. Стихи рождаются сами.

Когда на сердце очень тяжело,

Иду я к храму Дмитрия Донского

Даже на улице возле него тепло,

Успокоение от бытия мирского

Храм – памятник спасению Руси

Во имя подвига, нестертого веками.

Святой князь Дмитрий, и меня спаси,

Дай силы не увидеть “злобы камни”

Я не помню, когда во мне проснулся интерес к православию. Никто мне никогда в детстве не говорил, хорошо или плохо интересоваться Богом. Мое обращение к Богу было естественным и простым. С рождения меня не крестили. Однажды в газете я увидела объявление: “Открывается воскресная школа”. Далее были указаны адрес и дата собрания. Так я узнала о воскресной школе, учредителями которой были отец Иоанн и матушка Ольга. Это очень отзывчивые и заботливые люди. Именно от них я почувствовала, что в православии заключено добро. Стоя у икон, я как будто заглядывала себе в душу и чувствовала в ней взлет и просветление. Батюшка и матушка меня окрестили. Сейчас я посещаю храм, ставлю свечи, молюсь и радуюсь, потому что радуется и светится моя душа. Мне нравится красота и величие богослужения, в котором органично соединились все виды искусств: духовная музыка, иконопись, храмовое зодчество. Они выражают возвышенность и священный смысл происходящего в храме. Особую одухотворенность вызывает церковное пение.

Что же такое православие? Для чего оно? Это не только “мостик” к Богу.

Более двух тысяч лет назад человечество вступило в новую эру и получило новые духовные ориентиры. Последователей христианства, самой распространенной и самой развитой современной религии, с каждым годом становится все больше. На всех континентах и почти во всех странах мира проживает около двух миллиардов христиан.

Христиане верят в то, что 2000 лет назад в наш мир пришел Иисус Христос, которого они считают одновременно и человеком, и Богом, и чья жизнь и учение повлияли на судьбы всего человечества. Христиане признают Иисуса Мессией и основателем Единой Святой Соборной Церкви. Несмотря на различия между верующими христианских течений и Церквей, их всех объединяет вера в Иисуса Христа – Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдания во имя искупления человеческих грехов и вознесшегося на небо. Христианские течения, сохраняя основы вероучения, различаются трактовкой догматов и особенностями культа.

Разделение христианства на православие и католичество произошло в 1054г. Слово “православие” является переводом греческого “ортодоксия”, то есть: а) правильное суждение, мнение; б) слава, славление или “правомыслие”, то есть умение правильно славить Бога.

Все главные положения символа веры (догматы) православная церковь объявляет абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, неизменными, сообщенными человеку самим Богом. Они объявляются непостижимыми разумом, поэтому основой их познания является вера. Первым источником веры православие считает Священное Писание (то есть Библию), называя его “богодуховенным” – написанным по вдохновению и при содействии Святого Духа. Вторым источником веры является Священное Предание – Молитва – “пища и жизнь души”. Во время молитвы верующие созерцают благость и милость Божию, наполняются чувством благодарения, дают обет впредь покоряться Богу. Молитва укрепляет веру и надежду, учит терпению, соблюдению заповедей. Таким образом, отличие православия от других ответвлений христианства начинается уже в вопросе о том, что считать источником.

Православие отличается от католичества и особенностями культа, важнейшим из которых является культ святых. Культ святых – это посмертное почитание лиц, наделенных сверхъестественными свойствами. Согласно учению церкви, святыми считаются люди, которые вели благочестивую жизнь, совершили подвиги во славу Божью и после смерти были наделены даром творить чудеса. Православные верят, что святые – это посредники между Богом и людьми, небесные покровители живущих на земле, и поэтому обращаются к ним с просьбой о заступничестве.

Причисление к лику святых осуществляется на основе акта канонизации. В первые века христианства канонизация происходила стихийно. Объектом поклонения, кроме Бога и ангелов, сначала выступали личности из Ветхого и Нового Завета. Позже были разработаны определенные правила канонизации святых, выработана их суровая иерархия. К лику святых стали причислять исповедников (лиц, испытавших преследования за свои убеждения, претерпевших истязания, но оставшихся в живых), мучеников (христиан, принявших смерть за веру) и преподобных (основателей первых монастырей, монахов, прославившихся своими добродетелями, исключительным аскетизмом жизни). Всего Архиерейским собором Русской Православной Церкви было канонизировано 1154 человека. Из них 1090 – новомученики и исповедники российские, пострадавшие в XX веке.

В 1988 году (год тысячелетия крещения Руси) были канонизированы не только церковные, но и выдающиеся государственные деятели, знаменитые представители культуры. В частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Макарий, Ксения Петербургская, Феофан Затворник, патриархи Иов и Тихон и др.

Одним из важнейших элементов православного культа является поклонение кресту как символу христианской веры. Согласно православному учению, крест олицетворяет мученическую смерть и грядущее воскресение. Крестом увенчаны православные храмы, украшены облачения священнослужителей, его носят на теле верующие. Во время молитв, богослужений верующие делают крестное знамение (крестятся). Кресту приписывается спасительная сила.

Особую роль в православии играют храмы. Храм языком символов помогает верующему разговаривать с небом и разговаривает с людьми. Православные храмы внутри покрыты росписью и обильно украшены иконами как в иконостасе (перегородке, отделяющей алтарь от храма), так и на стенах.

Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, то есть с X века. В договоре князя Игоря с Византией в 945 году, то есть за полвека до принятия христианства, упоминается киевская церковь Пророка Ильи.

После принятия Русью православия, то есть с 988 года, начался процесс активного культового строительства. Сначала для этого приглашали «мастеров из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали его секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.

Так как храмы создавались для верующих, для их соборных молитв и совершения таинств, их внешний облик и внутреннее устроение должны были соответствовать этому назначению, отличному от назначения любого другого сооружения: обычного жилища, дворца, развлекательного учреждения, школы. Главной внешней особенностью православных храмов является их купольное завершение с водруженным на нем православным крестом.

Первым каменным храмом, построенным на Руси сразу же после принятия христианства, стала возведенная в Киеве на месте убиения христиан - варягов Иоанна и Феодора церковь в честь Пресвятой Богородицы. Её назвали Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в 1240 году стенобитными машинами хана Батыя.

Культ икон – живописных или рельефных изображений Иисуса Христа, Богоматери, святых, апостолов, мучеников – имеет широкое распространение в православии. Православная икона – явление совершенно уникальное в мировой культуре. Она создается для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом. Икона есть окно в мир Божественного бытия. У православных особое отношение к иконе – благоговейное внутреннее созерцание, почитание ее как святыни. И молятся христиане, обращаясь к тому, кто на ней изображен.

Икона имеет свои изобразительные особенности. Прежде всего это сознательное нарушение пропорций изображаемых силуэтов Христа, Богородицы, ангелов и святых, удлиненность, неестественная вытянутость фигур. Сочетание очень высокого роста, неземной легкости и изящества говорит о принадлежности к духовному миру и значимости его обитателей. Плоскостное изображение, когда фигуры почти лишены объема, - тоже очень важная особенность иконописи. Образы наполняются светом духовным, который не дает тени. Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом мире расстояние есть категория духовная, но не пространственная.

В православии существуют многодневные и однодневные посты, которых насчитывается около 250 в году. Существует определенный цикл богослужения, который делится на годовой, недельный и дневной. Центральное место в нем отводится литургии, во время которой происходит таинство причастия. Важной формой богослужения являются требы. Это молитвы и священнодействия, которые выполняются священнослужителем по просьбе верующих (чаще всего это молебны за здоровье и панихиды за упокой).

В рамках обрядо-культовой системы определяются и обязанности православного христианина:

• отмечать воскресные и праздничные дни

• в воскресение и праздники посещать церковь и принимать участие в богослужениях

• придерживаться постов

• по меньшей мере один раз в год – в Великий пост – исповедоваться и причащаться

• не совершать свадьбы в запрещенное церковью время.

Христианская культура – это богатейшая сокровищница мудрости и красоты, источник глубоких чувств и переживаний. Христианство подарило миру основы глубокой человеческой нравственности, которые во многом определяют судьбы современного мира.

Строительство храма-памятника во имя святого Благоверного князя Дмитрия Донского

30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к пожертвованию на танковую колонну им. Дмитрия Донского, как когда-то Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал в ряды русских войск двоих сподвижников – Пересвета и Ослябю. Видя их в своей среде, русское воинство в 1380 году на Куликовом поле убеждалось, что спасение Родины – святое дело, а молитвы Сергия спасают их на поле битвы. Вслед за Сергием Радонежским Сергий Московский в 1943 году, благословляя на предстоящий бой танковую колонну, созданную на пожертвования, сказал: «Это благородное дело всем даст утешительное сознание, что мы не стоим в стороне, а по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения Родины».

Выпущена танковая колонна была именно в Нижнем Тагиле на Уралвагонзаводе, а через шестьдесят лет на заводской площади стал возводиться храм Дмитрия Донского, как память о патриотических подвигах и на Куликовом поле, и на фронтах Великой Отечественной войны.

Московский князь Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 году. Выдающийся политик, государственный деятель и воин, он первым отважился на открытую освободительную борьбу против татарского ига. Началом было сражением на реке Воже, о котором захотелось написать балладу.

Баллада

И пришел князь святой, благоверный на Вожу-реку,

И встал на один брег.

И пришли ордынцы, встав на другой.

Простояли так воины три дня.

Потом князь Дмитрий Иванович перекрестился три раза

И отвел полки от брега к лесу дремучему.

А татары – завоеватели переправились на другой брег,

Осквернив землю русскую.

И тут полки святые ударили по нечисти!

И была сеча лютая, кровавая.

Полегло тогда помногу молодцев добрых и татар-нехристей.

В воздухе сверкали мечи, сабли,

В тот день крики и стоны отовсюду были слышны.

Но татары-ордынцы не выдержали, побоялись полона,

Бросились наутек, побросав обоз и сабли.

И была победа полная! Ушли нехристи лютые!

Ай, да святые русские полки!

Вот что крест животворящий делает!

Глубоко религиозный, московский князь был окружен влиянием великих православных святых того времени. В благотворной атмосфере дух его приобрел крепость и свободу, а необыкновенная любовь к Богу сформировала и укрепила идею единой русской земли. И решился князь дать отпор Мамаю, причем не на своем рубеже, а в диком поле, где заслонил не один свой удел, а всю Русь. Дмитрия благословил преподобный Сергий Радонежский.

Сказание

Как благословил Троицкий игумен Сергий Радонежский князя Дмитрия Ивановича на решительную битву с Ордой непобедимою и направил в помощь монахов – схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). И собрал князь полки ратные, богатырей земли русской.

Привел князь свое войско на правый берег Дона и от устья Непрядвы до реки Смолки. Смердьи рати пришли со всех концов Руси. Расставил князь полки по разумению своему мудрому: в середине поставил Большой полк из москвичей, смоленцев, новгородцев, суздальцев, костромичей. В полку Правой руки- коломенцы, ростовцы, стародубцы, псковичи. Впереди Сторожевой полк из переславских, оболенских, тарусских и друцких ратей. Определил к своему месту князь и полк Левой руки. Позади Большого полка, в дубраве, поставил конный засадный полк Боброка Волынского, который в случае прорыва врагов должен выйти им навстречу и сокрушить врага лютого.

Наступило утро сентября 8-го дня года 1380-го. Туманом накрыло Куликово поле огромное, глазом не окинешь. Поблескивают доспехи и кольчуги ратников. Зорко поглядел князь Дмитрий в сторону стана татарского, войска Мамаева и сказал своим воинам:

«Братья, одно помните: лучше нам убитыми быть, чем полоненными быть. Стойте насмерть!»

И подошли два войска друг к другу. С вражьей стороны вышел татарский богатырь, а с русской герой-монах Пересвет. Жестокий был поединок, оба погибли.

Битва предстояла лютая. Много было битв кровавых, но такой свет не видывал, травы от кровавой росы поникли. Падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон и под конскими ногами умирали. Силы кончились, прорвали враги окружение, но кинулся навстречу им славный Засадный полк, и повернули вспять остатки татарской рати. Победа!

Победа богатырей русских! Отныне не только Александра Невского, но и Дмитрия, нареченного Донским, будут помнить потомки!

В честь Дмитрия Донского в Свердловской области освящено более пятнадцати храмов.

Чтобы описать строительство храма в Нижнем Тагиле, автору пришлось детально ознакомиться с материалами, хранящимися в музее истории Уралвагонзавода. Один из документов – Протокол №1 от 4. 04. 2001 года совещания по вопросам строительства храма.

Председателем собрания был заместитель генерального директора по кадрам В. Ф. Щелоков, секретарем – М. С. Казаков, руководитель проекта строительства храма. На совещании также присутствовали руководители служб ФГУП ПО «Уралвагонзавод» (директор института «Тагилтрансмашпроект» А. Б. Кучевский, главный архитектор объединения О. С. Михердов, директор ПСК О. И. Быстров, лидер молодежной организации К. Ю. Захаров и др. ), в компетенцию которых входило строительство и проектирование объектов. На совещание также были приглашены настоятель храма Александра Невского Геннадий Ведерников и будущий настоятель храма Дмитрия Донского Иоанн Брагин.

Творческая работа над храмом-памятником началась с конкурса архитектурных проектов. Изначально генеральный директор Н. А. Малых поставил задачу возвести небольшой “храмик”, а за прообраз предложил взять однокупольный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери на Калужской площади в Москве.

На следующем совещании было рассмотрено четыре варианта эскизных предложений. Много голосов было отдано варианту №3, но большинство склонилось к варианту №4, разработанному архитектором из Подмосковья Вячеславом Ижиковым. Однако по предложению отца Геннадия надлежало доработать готический стиль четвертого варианта и увязать архитектуру храма и его отдельных элементов с классическими православными крестами. К тому же он предложил назвать церковь не храмом-часовней, а храмом-памятником, который увековечит не только подвиги Дмитрия Донского, но и сохранит имена тысяч строителей УВЗ в 1930-е годы, тружеников тыла в годы войны, заводчан, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Это предложение поддержали многие.

Окончательное решение в пользу четвертого варианта, проекта Ижикова, приняли Генеральный директор Н. А. Малых и главный инженер В. А. Андронов, утвердив этот проект с внесенными изменениями. По проектам Ижикова построены многие церкви, часовни, соборы, храмы в Ярославской, Нижегородской, Рязанской и других областях. В 1999 году архитектор был награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского третьей степени за труды по восстановлению и строительству храмов.

В качестве архитектурного стиля автор выбрал древнерусский крестово-купольный, который соответствовал образу княжеских соборов на Руси во времена Дмитрия Донского. Источником вдохновения послужили Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и храм Покрова на Нерли.

5 июля 2001 года проект благословил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Владыка Викентий.

Место для строительства храма было выбрано у центральной проходной ФГУП ПО «Уралвагонзавод», чтобы заводчане после напряженного трудового дня могли зайти, помолиться, очистить свою душу, наполнить ее божественной энергией и просто снять нервное и физическое напряжение.

Решение о размещении храма воителя нашего Дмитрия Донского рядом с символом победы в Великой Отечественной войне – танком Т-34 не является святотатством. Мэр города Н. Н. Диденко подчеркнул: «Мы, уральцы, против войны, но мы можем дать отпор любому врагу своим оружием».

19 сентября 2002 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, совершавший поездку по церквям Свердловской области, освятил первый кирпич кладки.

Строительство храма началось с рытья котлована осенью 2002 г. Кладка началась в сентябре. В погожую погоду удалось выполнить лишь небольшой объем работы. Основные работы пришлись на зимние месяцы. Обычно зимой храмы не строятся. Поэтому, чтобы соблюсти технологический процесс кладки, был поставлен так называемый «тепляк»-шатер высотой 15 метров из дерева и пленочного покрытия и срединной прокладки из минваты. Крышу шатра выложили из пенопласта, досок, рубероида. Даже в тридцатиградусные морозы температура воздуха в «тепляке» не опускалась ниже 10оС. Теплый воздух в него нагнетали электрические воздушные пушки. Пристегнутые монтажными поясами к натянутому тросу плотники-высотники лопатами каждый день сбрасывали снег, работая без выходных по 12 часов.

В начале работы строители чувствовали себя неуверенно, поскольку никогда не строили здания подобной архитектурной сложности. Каменщики не были знакомы с крестово-купольной архитектурной кладкой, учились по ходу строительства. Лучшие каменщики были собраны со всех участков строительного корпуса Уралвагонзавода.

Состав штукатурки подбирался из нескольких вариантов, по рекомендации архитектора Ижикова. При подборе оптимального состава ездили в строящиеся храмы: Храм на Крови, в Невьянск и др. В результате был подобран оптимальный состав на основе смеси белого цемента, мраморной муки и речного песка, который привозился специально из Басьяновки и устраивал более мелкой фракцией. К тому же был белее, чем обыкновенный.

Каменные работы выполняли в три смены 12 каменщиков и 30 подсобных рабочих. Пока не был выполнен монтаж вертикального подъемника на высоту 13,9 метров, женские руки по цепочке передавали кирпичи наверх каменщикам. Раствор замешивали на месте с особыми добавками. Каменщики добились выработки в сутки до 25 кубометров кладки и завершили строительство здания 15 марта 2003 года. В целом уложено было 1300 м3 каменной кладки. Работали по 6 дней в неделю. В воскресение батюшка, отец Иоанн, обязывал рабочих отдыхать. Были и другие ограничения, например, никто не курил на объекте, считая грехом курить даже в строящемся храме.

По предложению архитектора Ижикова работала на кладке и специально приглашенная из города Пинска (республика Беларусь) опытная строительная бригада. Очень большую и одну из основных работ проделал строительный отдел института «Трансмашпроект» (Г. С. Евдокимова, Н. И. Балашова, Л. Н. Касаткина, С. Ю. Самарская). Темпы строительства храма превзошли все ожидания. Делалось все возможное и невозможное. Ни один ежедневный рапорт не обходился без участия отца Иоанна. На стройплощадке – он свой. Временно его приход размещался недалеко от стройки, в бывшем здании магазина «Алина». Там же была и детская воскресная школа, которую, зачастую, с удовольствием посещали не только дети, но и взрослые.

Облицовку храма выполняли специалисты города Нытва Пермской области. Стены первого этажа они выложили мрамором, привезенным из Верхнего Уфалея Челябинской области, пол – гранитом красного и черного цвета, привезенным из Украины, и белым – из Башкирии. На пол в крестильне положили гранит из Узбекистана и Башкирии.

Винтовая лестница, имеющаяся в храме, собиралась частями из отдельных элементов, которые были изготовлены в заводских условиях на ФГУП ПО «Уралвагонзавод». Аналогичных работ завод до этого не выполнял. Изготовлением и установкой винтовой лестницы занимались работники строительного корпуса ФГУП ПО «УВЗ» под руководством начальника цеха Путинцева и цеха нестандартизированного оборудования под руководством Заславского. Монтаж лестницы высотой 5,5 метра проводился в особых условиях: разбиралась крыша тепляка храма, и через отверстие по частям собиралась лестница.

Наибольшую сложность представляла металлоконструкция купола. Эту работу выполнила качественно и в срок бригада Луханина Н. Е. в составе слесарей Пивоварова А. В. , Певень А. В. , Падалка А. С. и электрогазосварщика Барышникова А. И.

11 апреля 2003 года архиепископ Викентий освятил купола, крест и колокола. В ночь с 26 на 27 апреля 2003 года состоялась первая Пасхальная служба, которая собрала почти всех православных Вагонки. 31 мая 2003 года в холодный дождливый день всех согрел торжественный и красивый обряд освящения храма Дмитрия Донского владыкой Викентием. Владыка произнес слова благодарности всем, кто построил этот храм и обратился к Господу: «Услыши нас, грешных и молящихся тебе, и освяти храм сей и милостив, буди». Затем произошло окропление святой водой и крестообразное помазание миром. Служба завершилась, и священнослужители провозгласили: «Святый Благоверный княже Дмитрий, моли Бога о нас».

Как видим, процесс строительства храма Дмитрия Донского был особенным:

▪ процесс проектирования и строительства храма был связан со многими трудностями. Более 70 лет на территории России не строились храмы, вследствие чего опыт отсутствовал;

▪ строительство храма в Нижнем Тагиле, сложное в инженерном и техническом отношении, уникально тем, что велось силами самого предприятия;

▪ руководили работой специальные творческие коллективы, куда вошли главные специалисты из Переславль-Залесского, Сергиева Посада, Нижнего Тагила, работники Екатеринбургской епархии. Общее руководство осуществлял главный инженер В. А. Андронов;

▪ строительство проходило в сложных зимних условиях;

▪ все изыскательские, проектные, строительные и снабженческие работы шли параллельно. Еще не было закончено рабочее проектирование здания храма, а уже был назначен конкурс на декоративный проект внутреннего убранства, оформлялся заказ на поставку церковной утвари, облачения, креста центральной главы и купола;

▪ храм был построен в сжатые сроки, менее чем за год. Тысячи уралвагонзаводцев участвовали в строительстве по собственному желанию и велению сердца.

Сейчас можно сказать, что заводской храм стал живым источником душевного роста и крепости веры православной. Сюда можно прийти и помолиться за Державу нашу Российскую, за погибших защитников Отечества, за ушедших в мир иной и ныне здравствующих родных людей.

Храм-памятник во имя святого Благоверного великого князя Дмитрия Донского

Храм-памятник продолжает традиции русской архитектуры XI-XIV веков, времени жизни князя Дмитрия Донского. За образец взяты церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 г близ Владимира, и церковь во имя Святаго Духа в Троице-Сергиевой Лавре.

Весь облик храма соответствует канонам древнерусской крестово-купольной архитектуры. Храм размерен в пропорциях 20:30:50 (ширина: длина: высота). Эти цифры – 2,3,5 –начало так называемого ряда Фибоначчи, в котором каждое последующее число получается из суммы двух предыдущих. Чем дальше по этому ряду, тем ближе отношение двух рядом расположенных цифр к “золотому сечению”. Эти пропорции даны были самой Пресвятой Богородицей греческим зодчим, когда они отправились на Русь строить первый каменный храм - Успенскую Десятинную Великую Церковь. Храм размерен в “старых” мерах с использованием сакрального числа семь: семь “церковных” саженей (185см х 7) – ширина храма, семь великих “греческих” саженей (217см х 7) – длина, и шестнадцать (1+6 =7) саженей (216см х 16) – высота.

Четырехстолпный интерьер завершается центральной главой с восемью световыми проемами (окнами). Длина окружности барабана равна ширине храма («серебряное сечение»). С западной стороны храма расположены хоры – боковые пристройки, а также низкий нартекс (притворстройки, а также низкий нартекс ()) со звонницей над входом. Выход на звонницу через хоры.

Основные прясла четверика (куба) и аркатурный пояс (пояс из арок) на них и барабане имеют арочное завершение. Аркатурный пояс как бы отделяет “земную” жизнь от “небесной”.

С южной стороны храма в среднем пролете четверика расположен дополнительный вход, который имеет портальное обрамление.

Оконные проемы выполнены в раздельных деревянных переплетах и оформлены кованными металлическими решетками.

В цокольном этаже находятся хозяйственные подсобные помещения: тепловой узел, ввод водопровода, крещальная купель.

Главный купол храма венчает греческий равноконечный крест с цатой и птицей наверху креста. Соотношение вертикали и горизонтали креста – в “золотом сечении”. Купол диаметром 7,2 метра покрыт нитритом титана, современным заменителем сусального золота, имеющим высокую гарантию стойкости. Корсунский крест (название свое он получил по имени города, откуда Русь приняла веру), высотой более четырех метров. Снизу он имеет чашу (цату), как символ благословения Бога и как корабль спасения.

Восемь колоколов, в том числе набатный весом в 640 кг, отлиты в городе Каменск-Уральском очень известной компанией “Пятков и Ко”. Изготовлены они из оловянной бронзы по секретной технологии. Один из колоколов был пожертвован храму директором УВЗ Н. А. Малых. Впоследствии один из лучших звонарей России из Москвы налаживал колокола и обучал местных звонарей работе с ними.

Внутреннее устройство храма представляет собой четырехстолпный интерьер, завершающийся главой с восьмью световыми проемами (окнами). Главные и прочие столбы делят храм на 3 нефа: южный, северный и центральный (неф значит «корабль»). Это галереи, идущие от входа к алтарю.

Особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо и сооруженный таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и, вместе с тем, незыблемости и прочности духовного мира – тверди небесной. В центре храма висит люстра – паникадило, которое тоже участвует в богослужении: зажигается и гаснет в зависимости от того, радостные или печальные события вспоминаются во время службы.

Стены изнутри храма покрыты высококачественной штукатуркой и расписаны темперными красками. Это краски на натуральной основе. Камни растираются в ступке и разбавляются яичным белком. Такого рода краски со временем начинают светиться, но не бросаются в глаза и не утомляют глаз.

Храм Дмитрия Донского, сохраняя традиции устроения ветхозаветной скинии и первохристианских храмов, имеет три главные части: алтарь; среднюю часть храма (то есть собственно храм – место собрания и моления верующих), притвор.

Алтарь, расположенный в восточной части храма Дмитрия Донского, символизирует Небесное Божие Царство. Он открывается во все важнейшие моменты богослужения, в знак того, что после искупительной жертвы Христа Царство Небесное открылось. Входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение и прислуживает во время него.

Средняя часть храма – место моления христиан. Здесь стоят подсвечники, куда прихожане ставят свечи – символические жертвы Богу.

В притворе по древней традиции стояли оглашенные, то есть те, кто еще только готовились стать христианами. Здесь также находились тяжело согрешившие или отступившие от веры Христовой прихожане, которым, по церковным правилам, временно запрещалось стоять в храме.

Четырехстолпный однокупольный храм – оптимальная конструкция, которая в полноте символов соответствует происходящему внутри действу-литургии. При этом крестово-купольные храмы имеют прекрасную акустику.

Центральный неф храма Дмитрия Донского упирается в иконостас, который закрывает алтарь от средней части храма. Он имеет три двери. Средняя дверь называется царскими вратами, потому что только через них священник выносит чашу со Святыми Дарами. Другие врата – северные и южные, называются иначе диаконскими, они несут на себе изображение Архангелов Гавриила и Михаила – первых диаконов. Непосредственно над царскими вратами расположена икона «Тайная вечеря», символизирующая совершаемое в алтаре Таинство Евхаристии.

Иконостас – главный элемент интерьера храма. Его конструкция, состав икон и украшения были уже заданы архитектурой фасадов храма Дмитрия Донского.

Справа от царских врат находится икона Спасителя, а слева – Божией Матери. Рядом с иконой Христа помещена храмовая икона. На ней в молитвенном благословении склонились Преподобный Сергий Радонежский и Благоверный Дмитрий Донской над заводским храмом. Рядом с иконой Божьей Матери – “Донская” икона, которая так стала называться после битвы на поле Куликовом. Пришли под знамена великого князя и люди с Дона. Они принесли с собой икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви города Сипожина. После Куликовской битвы донские люди поднесли князю эту икону в дар. Дмитрий сначала поместил ее в Московском Успенском соборе. Потом князь перенес ее во вновь построенный Благовещенский собор, так как на обратной стороне есть надпись: “Благовещение Богоматери”. Икона с тех пор стала известна под именем “Донская”. Это – местный ярус.

Над местным, нижним, рядом расположен деисусный ряд, символизирующий моление церкви по Христу. Центральная икона этого ряда называется «Спас в Силах». Она изображает Спасителя как Судию всего мира. Справа и слева от этой иконы – изображения Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи, а также архангелов, апостолов, святых. Все они стоят в молитве перед Господом.

Третий ряд – праздничный. Здесь изображены главные православные праздники. Четвертый ряд содержит изображения ветхозаветных пророков. Именно через пророков было получено откровение о Богородице, от которой воплотился Господь. Поэтому центральная икона этого ряда – Богородичная икона «Знамение». Пятый ряд иконостаса – образ ветхозаветной Церкви. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея, а в центре находится икона «Троица Ветхозаветная».

Письмо икон – традиционное, ориентированное по стилю на период XV – XVI вв, время наивысшего подъема духовности Святой Руси.

Главный художник декоративного проекта внутреннего убранства храма – С. П. Шахов из города Сергиев Посад.

Поле вокруг фигур святых и нимбы выложены из тонких листов сусального золота вручную, без видимых стыков.

Некоторые иконы пожертвованы храму. Среди них - икона Анны Кашинской, подаренная замдиректором Шиловым. Н. А. Малых пожертвовал икону “Распятие”.

Перед иконами с аналоем и праздничной иконой стоят подсвечники, на которые христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу – горящие любовью к Богу сердца.

В храме используется специальный стол с изображением Распятия, имеющий многочисленные подставки для свечей. Он называется канун. Перед ним совершаются панихиды и другие заупокойные богослужения, сюда ставятся свечи для поминовения усопших.

В храме совершается каждение: в кадило, на горячие угольки кладут ладан (душистую древесную смолу), который, нагреваясь, тает и источает ароматный дым.

Как видим, храм-памятник Дмитрия Донского, построенный по проекту архитектора В. Н. Ижикова, соответствует всем канонам древнерусской крестово-купольной архитектуры. Он – единственный на Урале, выдержанный в классических традициях русского православного зодчества XIII – XIV вв. Над оформлением интерьера работали специалисты из подмосковного предприятия “Софрино”. Иконы написаны в соответствии с древнерусской школой Андрея Рублева. На храмовой иконе в молитвенном благословении склонились Преподобный Сергий Радонежский и Святой Благоверный Великий князь Дмитрий Донской над заводским храмом. Их мысли и молитвы о тружениках, работающих для защиты Родины. В храме, где великолепная акустика (звук идет вверх, ударяется об пол и расходится по сторонам) ежедневно звучат молитвы за упокой и во благо живущих.

Православное христианство – это не только наше прошлое и настоящее, но и будущее. Вот как рассуждал по этому поводу в 80-х годах широко и глубоко мысливший протоиерей Александр Мень: “Только близорукие люди воображают, что христианство уже состоялось Оно сделало лишь первые шаги в истории человечества. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что мы еще неандертальцы духа и нравственности Евангельская стрела нацелена в вечность”.

Издавна на Урале при каждом заводе имелась своя церковь. И строили храмы на самых высоких, почетных местах. Наш храм построен у центральной проходной, завода, с конвейера которого в 1943г сошла танковая колонна, созданная на пожертвования православных христиан и названная в честь великого князя Дмитрия Донского.

Первый камень в основание храма-памятника заложил святейший патриарх Алексий в 2001г. Он подчеркнул, что без возвращения к духовным основам христианства мы не сможем построить новую Россию. Благословил строительство архиепископ Викентий. Каждое подразделение (цех, отдел) Уралвагонзавода внесло свою трудовую лепту в строительство храма. Люди делали пожертвования, работали на строительстве, на расчистке территории, уборке помещений с чистой душой и добрыми руками. Все хотели приблизить момент открытия, который состоялся 11 апреля 2003 года.

Храм, возведенный за очень короткий срок, является уникальным творением ума и рук сотен заводских специалистов. У входа в храм установлены памятные мемориальные доски, на которых указаны имена тех строителей, руководителей и организаторов, которые внесли наиболее весомый вклад; среди них – Генеральный директор Н. А. Малых, главный инженер – В. А. Андронов, их заместители и многие – многие другие. Очень много сил приложили для воздвижения храма его настоятель – протоиерей Иоанн и матушка Ольга.

Весь облик храма (и архитектура, и внутреннее убранство) соответствует канонам древнерусской храмовой культуры. Главу храма венчает купол, напоминающий воина в золотом шлеме. Над ним - греческий корсунский крест. Массивные стены из красного кирпича, пилястры, полуколонны, узкие окна, напоминающие бойницы, - все говорит о мощи и духовности. Храмовая икона – именная. На ней в молитвенном благословении склонились Преподобный Сергий Радонежский и Благоверный Дмитрий Донской над заводским храмом. Их мысли и молитвы о тружениках, работающих для защиты родины. Наш храм – это память о наших дедах и прадедах, построивших в страданиях и лишениях УВЗ – могучее оборонное предприятие. Храм-памятник – это память о первостроителях, об участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, своим самоотверженным трудом спасших Отечество от фашистской агрессии.

В храме есть Книга Поминовения. Сорок тысяч погибших на фронтах Великой Отечественной войны записаны в ней. Каждый день звучат в храме молитвы за упокой и во благо живущих. В храме идут службы, и православные смиряют гордыню, учатся прощать. Уралвагонзаводцы приходят сюда для успокоения души после мирских забот, для снятия усталости после трудовой смены, для избавления от мучительных и разрушительных чувств: злобы, зависти, ненависти.

Вскоре планируется объединить главные святыни предприятия: храм, танк Т-34, экспозицию вагонов, выпущенных за 70 лет ее истории, в единый историко-духовный комплекс, назначение которого – стать центром духовно-патриотического воспитания.

Храм-памятник Дмитрия Донского - это прекрасный подарок жителям Вагонки и их потомкам. Он является образцом возрождения духовных ценностей и православной веры в нашем городе и отражает возрождение России и ее путь от скорби и национального унижения к духовному подъему.

Так пусть же в нашем Нижнем Тагиле сияют купола церквей, каких на Руси более 26 тысяч!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)