Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как слово наше отзовется

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовется,

И нам сочувствие дается,

Как нам дается благодать.

Кардинальные социально-политические и экономические изменения, переживаемые нашей страной в последние десятилетия, серьезно повлияли на языковые процессы в российском обществе. «Молодежная среда всегда отличалась наивысшей восприимчивостью к внешним воздействиям, веяниям моды, новым тенденциям жизни, поэтому речь молодежи ярче других возрастных групп отражает типичные явления, динамику и характер изменений в сфере устно-речевого неформального общения».

«Обращает на себя внимание одна тревожная тенденция, принимающая в последнее время почти угрожающие масштабы − нарастание речевой распущенности, агрессии, эпатажного речевого поведения, использования «грязных» слов. Последнее обстоятельство представляется наиболее опасным».

В наши дни речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленга, и особенно это заметно в школьной среде. Наряду с жаргонизмами в речи учащихся встречаются и грубые, циничные выражения, нецензурная брань.

Между тем, речь современной молодежи приводит в негодование преподавателей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. Специалистами давно доказано, что использование сленга и «сниженной» лексики приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику, мировоззрение и здоровье человека.

Со школьной скамьи знает каждый, что земля имеет форму шара, что над ней есть несколько слоев атмосферы, что она вращается вокруг солнца и это движение бесконечно. Однако становится очень грустно оттого, что мы не можем приобщиться к тайне русского слова. Отсутствие понимания смысла произносимого слова делает нашу речь все более безобразной.

Остановив свой выбор на проблеме неосознанного отношения молодежи к «божественному дару» я обратила внимание на тот факт, что в изученной мною литературе приводится много фактов, подтверждающих влияние грубых слов на рост и развитие растений. Приводятся примеры экспериментов, доказывающих влияние мата на молекулу ДНК. Поэтому я рискну выдвинуть свою гипотезу: если растения реагируют на позитивные и негативные слова на физическом уровне, значит, и животные организмы способны реагировать на отрицательную энергетику слова.

Нам видится значимость данной работы в практическом применении полученных результатов. Во-первых, собранная информация о влиянии грубых слов на живой организм и результаты эксперимента могут быть использованы на уроках литературы, биологии и классных часах. Во-вторых, словарь школьного сленга будет предложен органу школьного самоуправления с рекомендацией проведения конкурса на самый чистый в языковом отношении класс. В-третьих, и это, по-моему, самое главное, каждый, кто услышит выступление автора, увидит словарь школьного сленга, получит информацию, сможет сделать для себя выбор: измениться или деградировать.

Экологический статус слова

Вначале было СЛОВО,

И СЛОВО было у БОГА,

И СЛОВО было БОГ.

Величайшие письменные памятники культуры открывают нам «священный» смысл Слова – это «величайший властелин, высочайшая мудрость, таинственная вечность».

Мы точно не знаем, когда люди начали разговаривать. Наверно это было очень давно, но представление о том, как относились к слову разные народы, сохранилось. «Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына более 4 тысяч лет назад. Человек, который мог зафиксировать произнесённое слово на папирусе, почитался выше военачальника и вельможи. Получивший посвящение «Бард», «имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину, формируя словами образы, исцеляющие душу». В Древнем Риме ораторы, искусно владеющие словом, вершили политику. К их голосу прислушивались императоры. Косноязычие считалось пороком. В Средние века в Европе существовали индульгенции. Расценки на папские грамоты об «отпущении грехов» были следующие: 2 дуката – убийца грабителя, 4 дуката – убийца священника, 10 дукатов – осквернение слова.

Когда-то «давным-давно» человек отвернулся от Бога и забыл о великом его Даре. Началось тотальное искажение речи. «Принято считать, что нецензурные выражения в русский язык проникли во времена татаро-монгольского ига. На территорию Древней Руси обрушилась орда необузданных кочевников, которые творили то, что делают обычно полудикие завоеватели, с примитивной культурой, с чисто животными инстинктами. Они грабили, убивали, насиловали женщин. Не случайно матерные выражения содержат в себе смысл действия самовольного насильника, который ничем не ограничен в своей первобытной дикости»

В. И. Даль с горечью отмечает, что одна из глубоких ран русского языка кроется в реформе древней азбуки, из-за чего был «отменен» глубокий смысл славянских букв. Заведующий отделом культуры речи Института русского языка А. Шмелев считает, что скверноматерная брань возникла в давние времена и ассоциировалась, скорее всего, с языческими обрядами. Мат, по его мнению - это, прежде всего способ продемонстрировать готовность нарушить табу, преступить определенные границы. Некоторые исследователи пишут, что «сквернословие связано с масштабными реформами Петра» Другие считают, что зарождение новых сленговых и бранных слов происходит в Москве и Санкт-Петербурге, а затем они перемещаются на периферию.

Как бы то ни было, но «за последние столетия русский язык претерпел сильные изменения. В речи людей явственно ощущается нехватка словарного запаса. В разговорах подразумеваемый смысл все больше расходится с исконным значением произносимых слов. Многие грамматические правила постепенно стираются. Но самое худшее – загрязненность языка огромным числом необоснованных заимствований, иностранных слов, слов-паразитов. Речь становится менее осмысленной и бездумной». Рождается мода на ругань и сленг.

Как показывают результаты нашего анкетирования, в речи почти каждого старшеклассника есть до сотни ругательных слов, сленга и даже мата. Многие молодые люди не считают сквернословие вредной привычкой. Одни живут по принципу: сказали – и забыли, другие: «язык мой враг мой. Все ему доступно»

Исследуя бранные выражения, ученые, пришли к выводу, что весь мат имеет демоническое происхождение. Само слово «мат» существовало раньше только в выражении «кричать благим матом», что означало «вопить дурным голосом» и говорило о том, что человек находится явно не в здравом уме. Итальянцы словом «матто» называют сумасшедших. «Мистическая составляющая» нецензурной брани − это мистика злобы, кипящей в человеческом сердце, злобы, которая соединяет человека с дьяволом, делает его рабом подобно тому, как любовь соединяет с Богом и делает Его чадом».

«Напрасно юные мальчики считают мат признаком силы, мужественности, удали, как говорят «крутости». Большое зло скрывается в этих противно-вульгарных «выражениях», они выражают лишь темноту и злобность. Напрасно считают некие обыватели, что на Руси, так заведено, что ей без «выражений» никак нельзя. Да еще и гордятся, что иностранцы, часто еще не зная русского языка, вовсю матерятся, предпочитая мат другим ругательствам

Нецензурная речь недопустима и ее использование запрещено статьей Уголовного Кодекса. Нецензурная брань в общественных местах влечет наложение штрафа, испытательные работы или административный арест.

По мнению ученых, существует не менее опасный для молодого человека жанр сленга, особенно тот, который прижился в среде алкоголиков и наркоманов. Зачастую используя его в повседневной жизни, молодежь даже не догадывается об истинном смысле произносимых слов. Д. С. Лихачёв считает, что в основе сленга лежит слабость, и неуверенность человека, страх перед его будущим. По-настоящему сильный человек уверен, что его слово весомо.

«Мы виноваты перед лесами и реками, перед морями и землей, перед небом и космическим пространством. Всего не объять! Но в чем, же главный экологический грех? Когда-то Христос сказал, что в человека входит все чистое и лишь выходит из него нечистое, и, прежде всего, скверные слова». Все это не могло не привести к экологии слова.

В 70-х годах прошлого века появились новые подходы к спасению слова. Их инициаторами стали Л. И. Скворцов, СИ. Виноградова, В. В. Колесов, Ю. М. Лотман, Г. С. Батищев, Н. А. Ильина и др. «Под экологией слова можно понимать сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья. Эта наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, и вместе с тем о его связи с планетарной семиосферой. Это наука об энергетике слова, о его творящей силе, и связи с языком живой природы, с биосферой».

Доктор физ. -мат. наук. В. Луговенко в своем «Слове к школьникам» пишет о необходимости формирования нового мировоззренческого фундамента через приобщение к древним знаниям и Живому Слову, которое наиболее полно выразилось в поэзии А. С. Пушкина. Великий русский физиолог И. П. Павлов говорит: «Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов и обеспечивает необходимые условия для прогрессивного развития человеческого индивидуума». По мнению В. И. Вернадского «Ноосфера Земли складывается из микроноосфер отдельных людей, и у каждого она своя, особенная. Каждый носит вокруг себя невидимую ноосферу, которая в значительной степени создана из слов».

Хочется верить, что на смену грязных и грубых выражений придет время одухотворенных слов любви, красоты и истины, а для того чтобы измениться, по мнению Платона нужно: «Смотреть и слушать прекрасное».

Влияние слова на живые организмы

С древних времен мудрые люди знали о великом значении слова. Издавна на Руси существовало убеждение о том, «что бранные слова оскверняют землю, задевают покоящихся в земле родителей, приводят к оскорблению рода». «Отцы церкви» раскрывают перед нами высшее назначение молитвы – славославие Бога. «По молитвам святых расступалось море, гасло пламя, прозревали слепорожденные, оживали мертвые, причём благословение праведников распространялось не только на конкретного человека, но и на все его потомство».

Раньше нам внушали, «этого не может быть, потому, что этого не может быть»! В настоящее время мы все чаще читаем и слышим о том, что наука вплотную подходит к подтверждению библейской истины: слова, наполненные верой, надеждой и любовью, приносят человеку здоровье и спасение.

Впервые о силе слова я прочитала у М. Эмото. В поисках ответа на вопрос: в чем корень бед он приступил к изучению воды через замораживание и изучение формы кристаллов. «Казалось невероятным, чтобы вода могла понять значение слова и изменить свою структуру. Вода, которой показывали слово «Спасибо», образовала красивые 6-угольные кристаллы, а вода, которая подвергалась воздействию слов «Ты дурак», создала кристаллы уродливой формы».

Один из самых выдающихся фитопсихологов мира К. Бэкстер «опубликовал свои сенсационные наблюдения о дистантных реакциях растений на словесное воздействие человека». Доктор б. наук, академик РА П. Гаряев облучал семена растений арабидопсис волнами «проклятий». Результат превзошел все ожидания. «Воздействие брани оказалось равносильным радиационному облучению в 10 – 40 тысяч рентген: порвались цепочки ДНК, распались хромосомы и гены. Большинство семян погибло, а те, что выжили, стали генетическими уродами».

В лаборатории П. Гаряева исследовали влияние добрых и благостных слов на семена злаков. «И снова результат оказался ошеломляющим. Зерна пшеницы, получившие предварительную дозу проклятий, соответственную 10 тысячам рентген, порвавшую и перепутавшую их ДНК, хромосомы и гены, после благословений взошли и нормально развились во взрослое растение».

Психолог А. Карасев комментирует исследования П. Гаряева следующим образом: «Не могу опровергнуть или подтвердить вывод исследователей о том, что грубость приводит к мутации ДНК. Но в том, что мат, обидные, колючие слова глубоко ранят человека, думаю, сомневаться не будет никто. Вспомните, когда вас самих обругали - грубо, грязно. Начинает сильнее колотиться сердце, кровь приливает к лицу, настроение портится. В конце концов, обида приводит к стрессу, стресс к нервным расстройствам, а те уже к конкретным болезням: язве желудка, анорексии и булемии, экземам и вплоть до инфаркта и инсульта».

Люди могут силой собственного мышления оказывать воздействие на бактерии и вирусы. Положительное влияние слова отмечено и в опытах на животных - мышах, крысах и приматах: «под воздействием «заряженных солитонов» у них выравнивается внутричерепное и артериальное давление, выравнивается пульс, улучшаются соматические показатели».

С помощью специально разработанной аппаратуры П. Гаряев, А. Березин, Г. Комиссаров, Э. Андрианкин пришли к выводу: «молекулы ДНК воспринимают человеческую речь! Оказывается, если человек в своей речи постоянно употребляет мат, то его хромосомы начинают искажаться и деформироваться. Происходит видоизменение молекулы ДНК, и она начинает вырабатывать отрицательную программу, ведущую к самоликвидации, — отсюда все связанные с ней негативные последствия жизни самого человека и его потомства».

Классическая медицина в отдельных случаях, когда больному ничем другим помочь невозможно, применяет методы, основанные на словотерапии, что зачастую приводит к улучшению общего состояния здоровья человека. У больных в результате «словотерапии» быстрее зарубцовывались гнойные абсцессы. Больные простудными заболеваниями выздоравливали на 5 – 7 дней раньше, чем принимавшие лекарства. Особенно сильное воздействие оказывали на людей такие слова, как «Любовь», «Надежда», «Вера», «Доброта».

Медики пришли к выводу, что «в среднем человек, регулярно посещающий церковь и молящийся в ней, живет дольше, чем отвергающий религию. При этом верующие гораздо реже болеют раком, гипертонией, диабетом». И это не случайно: ведь молитвы наполнены добрыми словами, успокаивающими душу, внушающими веру, любовь к окружающим.

В обычной жизни мы тоже видим, как низкие, грязные, пошлые слова разрушают нравственные принципы человека и уничтожают его духовное начало. «А вот пример из жизни: моя сестра, ухаживая за матерью, посетовала, что старушка уж очень активно и шумно себя ведет, ни днем, ни ночью нет им покоя. И она произносит «в сердцах» такую фразу: «Если бы она лежала, мне было бы легче!» Через 2 месяца тетушка слегла, что называется, без видимой причины, и просто категорически отказывается вставать. Сестра в шоке, приглашает врачей, делает снимки и т. д. Конечно, она забыла о своих собственных словах, которые Природа претворила в жизнь. В нашей жизни все закономерно. Мы не активно воспринимаем, а активно творим своими мыслями, словами и поступками, причем независимо от того, знаем мы об этом или нет».

Лингвисты обращают наше внимание на влияние Слова, как Имени или Фамилии человека. «Большинство людей с фамилиями – Солдатов, Майоров, Сержантов становятся военными, охранниками. Криворотов, Горбунов, Беспалый не редко имеют нервные расстройства, ущербность манер характера, психологические комплексы или печальный уголовный имидж. Люди, с фамилиями – Тюлькин, Ляпкин Мамочкин, Гвоздиков редко становятся руководителями, но часто являются душой общества. Данная статистика, не является правилом; всё зависит от человека, способного преодолеть влияние инициалов на свою судьбу».

В своих литературных трудах писатели и поэты несут для нас свое понимание силы слова. В стихотворении без названия Ф. И. Тютчева провозглашается призыв быть осторожным со словом, поскольку оно может и оживить, глубоко ранить и даже «убить» человека. Э. Жирарден пишет: «Сила слова беспредельна. Удачного слова часто достаточно было, чтоб остановить обратившееся в бегство войско, превратить поражение в победу и спасти страну»В петербургской прессе описан интересный и странный случай, произошедший в Александрийском театре. «Идет пьеса А. П. Чехова «Платонов». Когда в адрес героя пьесы произносится фраза, что ему следует умереть, артист падает, и его увозят на «скорой помощи». Так случилось уже с несколькими актерами, и все на этой фразе. Слов из пьесы не выбросишь, а они свое делают».

Хочу закончить главу о влиянии слова мнением русского философа Н. Бердяева «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую Мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве. Мы привыкли произносить слова и слушать слова, не отдавая себе отчета в их реальном содержании и их реальном весе. Мы принимаем слова на веру и оказываем им безграничный кредит».

Методика и техника исследования

В ходе исследования были проведены следующие мероприятия:

1. Сформированы три группы испытуемых по 15 человек в каждой. Первая группа – девушки 8 класса, вторая группа – юноши 8 класса, третья – учителя.

2. Предварительно были подобраны стихи А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и В. Маяковского «Мразь» в исполнении мастеров художественного слова; выбраны 15 слов с частицей «Ра» и 15 наиболее часто употребляемых сленговых выражений; продуманы имена каждого участника в грубой и уменьшительно-ласкательной формах.

3. Эксперимент проходил в три дня.

4. В первый день прослушивание стихов начиналось с замера давления и пульса у испытуемых. По окончанию работы вновь делался замер.

5. Во второй день респондентам вслух проговаривались слова с частицей «Ра» (радость, радуга, красота, ) и набор сленговых выражений (урод, придурок,. ). До и после каждого замера проводились измерения давления и пульса.

6. В третий день участники эксперимента в течение 3 минут с закрытыми глазами слушали свое имя в грубой (Танька, Петька, Ванька) и уменьшительно-ласкательной (Танюша, Петенька, Иванушка) формах. До и после каждого прослушивания производились измерения давления и пульса.

Для измерения артериального давления и пульса у учащихся и учителей школы нам понадобилось следующее оборудование: компьютер и электронный тонометр.

Описание: Автоматический тонометр AND UA-877

Перед измерением артериального давления учащиеся должны принять удобное положение и привести себя в спокойное состояние;

Держать мобильные телефоны на расстоянии не менее 5 метров во время проведения измерения;

1. Измерение давления должно проводиться всегда на одной руке (например, левой);

2. Обнажить предплечье и плотно обернуть манжету вокруг руки перед началом измерения (при закатывании рукава следить за тем, чтобы он не стягивал руку и не нарушал кровообращение);

3. При измерении давления на левой руке продеть руку через кольцо, образованное манжетой при помощи правой руки и расположить нижний край манжеты на 1 – 2 см выше локтевого сгиба (воздушная трубка должна находиться на одной линии со средним пальцем левой руки);

4. Нагнетать воздух в манжету до давления 170 мм рт. ст. При необходимости прибор еще увеличивает давление на 40 мм рт. ст. Стравливание воздуха происходит автоматически.

8. Дисплей попеременно изображает значения артериального давления и частоты пульса.

Для измерения пульса у кошек используется несколько способов. Самый точный способ измерения при помощи фонендоскопа в области сердца. Пульс измерен у 15 кошек. Первый замер:

контрольный, второй после произнесения молитвы «Отче наш», третий после набора наиболее распространенных сленговых выражений учащихся школы.

Эксперимент с растениями подтвердил достоверность влияния слов на прорастание семян.

У всех исследуемых кошек (без исключения) наблюдалась реакция снижения числа сердечных сокращений после чтения молитвы «Отче наш» и учащения пульса после сленговых выражений.

Все респонденты индивидуально реагируют на слова, но в некоторых случаях, возможно, отследить общие тенденции:

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)