Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Как важно вовремя успеть

Не жалейте ласкового слова

Одной из областей, где далеко не всё изучено, где можно выявить много интересного, бесспорно, является литература. Меня волнуют многие вопросы. Как жить в современном мире? Почему одни люди живут по законам совести, а другие душевно бедны? Почему про одного человека мы говорим, что он добрый, а про другого мы этого сказать не можем?

Ответ на эти вопросы я попыталась найти в книгах Б. Екимова и Ю. Яковлева. По словам известного современного писателя В. Распутина, у литературы «одна цель – помочь человеку дохнуть на него при чтении книги теплом и добром». Таким добром и теплом веет и от книг Б. Екимова и Ю. Яковлева.

И хотя их книги не дают готового рецепта, как стать отзывчивым, они учат нас думать.

Настоящая работа посвящена актуальным проблемам сегодняшней жизни – взаимоотношениям и преемственности поколений, нравственному становлению подростка. Данная тема представляет собой особую актуальность, так как в последнее время бездуховность, равнодушие и даже жестокость стали доминировать в нашем обществе.

Материалом для исследования послужили рассказы Б. Екимова и Ю. Яковлева, объединённые одной темой.

Баваклава

Рассказ Ю. Яковлева «Баваклава» и рассказ Б. Екимова « Ночь исцеления» объединяет, на мой взгляд, одна тема – проблема старшего и младшего поколений, нравственное становление подростка. Даже сюжетные линии похожи. В центре повествования - взаимоотношения бабушки и внука, а где-то на втором плане – родители мальчиков. [1]

Лёня Шаров – главный герой рассказа «Баваклава» жил беззаботно, так как рядом всегда была его бабушка, которая старалась освободить его от всех забот. В отличие от героя рассказа Б. Екимова «Ночь исцеления», который приезжал к бабушке в гости, Леня жил с Баваклавой постоянно. Может быть, потому, что она всегда была рядом, он так невнимателен к ней, а порой даже жесток. С грустью читаются страницы, рассказывающие о равнодушии мальчика. «Лёня вспоминал о бабушке только тогда, когда хотел есть, гулять, когда требовалась помощь или защита. » – пишет Ю. Яковлев. Бабушка стала для мальчика чем-то необходимым и в то же время обычным, на что в повседневной жизни, как правило, не обращают внимание. Выражение только когда и только тогда приобретают особый смысл, ведь мальчик ещё не научился что-то делать бескорыстно. Мысль о том, что бабушка будет всегда, привела его к тому, что он не научился ценить её. В силу своего возраста, он никогда не задумывался о том, что она очень старый и больной человек, на долю которого выпало много трудностей и лишений.

А ведь бабушка Лёни была замечательной женщиной. Писатель с любовью рисует незаметный материнский подвиг Клавдии Ивановны. Она не врывалась в охваченный пламенем блиндаж, где все были убиты, и не спасала боевое знамя полка, как её муж, но во время войны по ладожскому льду она вывезла из осаждённого Ленинграда маленького сына, прикрывая собой от фашистских осколков и ледяного ветра.

А это многого стоило, ведь тысячи ленинградских ребятишек, которых не смогли спасти, погибли от голода и холода. Потом работала в колхозе в далёкой Костромской области. А после тяжёлой колхозной работы шла заготавливать сено, чтобы выменять его на молоко для сына. Даже местные жители, привыкшие к непосильному труду, с уважением говорили о ней: «Ты, Клавдия, хоть и городская, но двужильная».

А она не была двужильной, едва волочила распухшие ноги, но шла, как солдат идёт в бой. Яковлев сравнивает труд Клавдии Ивановны с солдатским подвигом, подчёркивая важность её работы. Ведь кружка молока, заработанная на пределе человеческих сил, спасла жизнь её сыну, отцу Лёни Шарова.

И только когда в дом пришло горе, мальчик постепенно осознаёт, что значила для него бабушка. Писатель показывает, как смерть бабушки изменяет отношение Лёни к жизни и близким людям. Чтобы подчеркнуть горе мальчика, Ю. Яковлев описывает его странное поведение: включил телевизор, завёл остановленные часы. Это своеобразная защитная реакция ребёнка, потерявшего близкого человека, но не желающего, чтобы это было правдой. «Хотя сердце бабушки уже не билось, юный Шаров продолжал думать о ней, как о живой». Горе запаздывало, задерживалось в пути. Привычка видеть бабушку живой, неутомимой, вечно бодрствующей была настолько сильна и неистребима, что смерть отступила перед ней. В сознании мальчика бабушка продолжала жить. Немаловажную роль в рассказе играет пейзаж. Пейзаж соотносится с психологическим состоянием героя.

«За стеклянной стеной шёл снег. Сумрачной рекой катил он тёмные, в белую крапинку волнылюди казалисьедва различимыми сквозь мутную толщу. Волны метели плескались рядом, беззвучно били в стеклянную стену». Весь пейзаж окрашен в тёмные, нерадостные тона. Кольцо безысходности сжимается вокруг героя. Ю. Яковлев несколькими выразительными штрихами передаёт усиление этой безысходности: «Что, если волны выбьют стёкла и вольются в комнату? А может быть, они уже гуляют по родному дому и потому так холодно и горько на душе?» Приём контраста усиливает эту безысходность.

Лёне в какой-то момент даже показалось, что снег, как дрессированный, летит до какой-то определённой черты и останавливается. «И мир как бы поделён стеной на тёплый и холодный, светлый и тёмный. На мир жизни и смерти». Образу главного героя противопоставлен образ друга Саньки.

Санька из прошлой жизни Лёни Шарова, которая закончилась со смертью бабушки. Санька может читать журнал « Крокодил», ожидая встречи с тренером по плаванию, у него нет никаких проблем, но Лёня уже не с ним. Автор показывает нам мучительные переживания мальчика, который не успел сказать бабушке, как она ему дорога. Его переживания настолько сильны, что возможность поплавать в бассейне, о которой он так мечтал, теряет свою привлекательность. Ничто уже не радует его, он не может найти себе места. Дальнейшие действия могут показаться странными, ведь Лёня идёт в аптеку и покупает бабушке капли, которые забыл купить утром. «Он запоздало выполнял свой маленький долг перед Баваклавой. Хотя долг его перед бабушкой был куда больше».

Используя приём воспоминаний, Яковлев показывает не только мироощущение героя, но и его взросление. Воспоминания проходят, как кинокадры, но чаще всего они вызывают в душе мальчика запоздалый стыд за прошлые поступки. Автор передаёт состояние героя эмоциональными эпитетами» «мерзким он был парнем в детстве», «какой он, оказывается, чёрствый, грубый, невнимательный».

Вот Лёня видит себя шестилетним, когда, разбив коленку, отказался идти сам, и бабушка несла его на руках. Дома ей стало плохо, а внук даже не понял, что именно он виновник происшедшего. А вот он, снисходительно улыбающийся, с каким-то злорадством говорит бабушке, увидевшей в дневнике двойку: «Коперника сожгли на костре за верный ответ!» И был чрезвычайно доволен хлёстким ответом. Только теперь, вспоминая прошлое, мальчик понимает, что «оказывается, единственным человеком, который по-настоящему понимал его, была старая, смешная Баваклава»

Его бабушка была очень мудрой женщиной. Зная, как болезненно дети реагируют на нравоучения, она учила своего внука жизни незаметно, ненавязчиво, так, что он этого не замечал. Вот бабушка предлагает внуку напоить проходивших через деревню уставших солдат, возвращавшихся с учений. И Лёня гордится тем, что он кому-то помог, радуется, когда его благодарят. Он счастлив и не задумывается о том, что идея напоить солдат принадлежала бабушке. Мало того, с гордостью рассказывает об этом на пионерском сборе. Она многому научила внука незаметно, часто помогала постичь нечто важное на своём примере. Эта удивительная женщина любила делать людям приятное и радовалась, когда ей приходилось что-то отдавать. Внук не мог понять этого. Но как же он был счастлив, когда подарил своему другу самое дорогое, что у него было – маленький охотничий ножик, привезённый дядей из Альп. Радость друга была столь искренней, что невольно передалась Лёне, стала общей. Опять бабушка преподала внуку очень важный жизненный урок.

А теперь её нет. Он начинает понимать значение смерти, а, главное, он открывает для себя, что Баваклава не только будила, кормила, обстирывала его, но делала незаметную, но очень важную работу: она учила его жить, делать людям добро, быть благодарным людям и понимала внука. Большое значение в раскрытии внутреннего мира героя и идейного содержания рассказа имеет эпизод, когда герой остался наедине с мёртвой бабушкой. Он наклонился над бабушкой и заглянул ей в лицо. «Бабушкино лицо было такое же, как всегда. Приветливое. Спокойное. Виноватое». Спасительная мысль о том, что надо нарушить эту неподвижность и тишину заставила его завести часы.

Он защищался: «Она уснула. Она не спала очень долго и отсыпается за всю жизнь». Он не хотел допускать смерть к Баваклаве. Он обманывал себя – она уснула! – и в этом обмане слились отчаяние и любовь. С горечью он понимает, что бабушки не будет никогда. Это слово налилось свинцовой тяжестью, стало жёстким, ледяным.

Но, задумавшись над этим словом, Лёня понял, что теперь он должен жить, чтобы нести людям то, чему его научила бабушка. Жить для людей. Жизненные уроки, полученные внуком, не прошли даром. Бабушку похоронят, но память о ней останется.

В значении слова хоронить заложен глубокий смысл. Это исконно русское слово означает хранить, оберегать, дорожить.

Лёня будет хранить в памяти воспоминания о бабушке, она будет жить в хороших делах, которые совершит её внук.

Ночь исцеления

Критик Виталий Васильев говорил о Екимове: «Вопрос о самоопределении в жизни – центральный в творчестве Б. Екимова. По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным нервом многих своих рассказов»[3]

В основе рассказа «Ночь исцеления» – внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. В рассказе «Ночь исцеления» писатель поднимает проблему взаимоотношения двух поколений, нравственное взросление подростка.

Героиня рассказа баба Дуня – пожилая женщина, одиноко живущая на хуторе. Для старого человека одиночество очень страшно, женщина испытывает чувство покинутости, порой даже ненужности. По сути дела, её исключили из своей жизни, из городской квартиры родители Гриши: прошлая жизнь слишком явно живёт в её сновидениях, это прошлое каждую ночь буквально кричит (она говорит во сне) о былых бедах, доставляющих душевные страдания, заставляющие плакать и страдать по ночам. В ночных кошмарах к старой женщине стали возвращаться эпизоды военного времени, когда, проводив мужа на фронт, она осталась одна с тремя маленькими детьми на руках.

Во время войны она потеряла продовольственные карточки. А дома трое детей: «Петяня, Шурик, Таечка. приду, они исть просят. » Потеря карточек грозила смертью всей семье. Надо ли говорить, какие нравственные мучения испытывала мать, не зная, чем накормить детей. Несчастной женщине ничего не оставалось делать, как собирать жёлуди, чтобы спасти от голода себя и детей. Но жёлуди отобрали лесники. Надвигалась холодная и голодная зима. Потрясение от пережитого столь велико, что спустя десятилетия стало возвращаться вновь во снах. И она снова и снова слёзно молит людей: «Люди добрые! Карточки потеряла! Не дайте помереть! Петяня! Шурик! Таечка!» Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно. А потеря хлебных карточек через десятилетия становится причиной её болезни. В одиночку с такой бедой не справиться. Но близкие люди относятся к её болезни формально, «. все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня прожила войной и голодом». Но одного понимания «болезни» недостаточно, чтобы помочь ей. «Водили её к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Было ясно, что болезнь надо лечить не лекарствами, но в вечной суете городской жизни детям бабы Дуни было не до того.

Сама старушка относилась к своим недугам «совестясь»,. чувствовала себя. «виноватой», «горевала», что не даёт спать. Она всё время боялась доставить близким неудобства, беспокоилась о других, совершенно не думая о себе.

Жизнь другой бабушки из рассказа Яковлева тоже подчинена только одному: жить ради детей, стараясь доставлять им как можно меньше проблем. Она даже болеть стеснялась. В этом две матери, чудом спасшие во время войны своих детей, очень похожи. Обе любят своих внуков, рядом с ними забывают о своих болезнях.

Одинокую жизнь в деревне скрашивает внук, приезжающий на каникулы. Для бабушки приезд внука – необыкновенное счастье. Она чувствует, что кому-то нужна, ей есть о ком заботиться. Её однообразная жизнь резко меняется: «. баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала. И живым духом веяло в доме». Просторечные выражения дядя рыбалил, бабаня, може шуметь буду, булгачила, ушицей посладимся создают ощущение простоты и покоя, мирного деревенского быта и какой-то особой связи между внуком и бабушкой. Внук относится к ней с теплотой и нежностью, он рад встрече с родным человеком. Старается сделать для неё что-нибудь приятное. Этот душевный комфорт писатель подчёркивает пейзажной зарисовкой: «Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно». Примечательно, что внук замечает, как постарела бабушка только после первой беспокойной ночи. Он другими глазами посмотрел на бабушку. И теперь портрет несёт особую смысловую нагрузку. Рядом с внуком, на смуглом лице которого «горит румянец», баба Дуня «казалась совсем старой: согбенное, отекающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее». Очень важно, что, мельком взглянув на бабушку, внук вспоминает её лицо в полутьме, в слезах.

« Воспоминание резануло по сердцу». Писатель часто использует слово сердце, чтобы подчеркнуть, как прошлое бабушки, вначале воспринимаемое Гришей отстранённо, затем приближается к мальчику, становясь, в конце концов, его собственной болью. Первая реакция внука на ночные крики бабушки: «он ничего не понял, и страх обуял его». Он пытается разбудить её, просит лечь на другой бок. Поначалу то, что он слышал ночью, не очень занимает его мысли: «стало думаться об утре, рыбалке».

Но кошмар в бабушкиных снах продолжался. И мальчику поневоле приходится задуматься о происходящем. И тут писатель показывает, что Гриша оказывается мудрее взрослых. Мальчик, который о войне знает только понаслышке, не отстраняется от бабушкиной проблемы, а пытается осмыслить то, что услышал, чтобы понять и суметь помочь.

Образу главного героя противопоставлен образ матери, после телефонного разговора с которой, он отвергает способ, жестокий в какой-то степени, который она ему предлагает:

Спать тебе баба Дуня не даёт? – И посоветовала: – Она лишь начнёт с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестанет. Мы пробовали.

Но разговор с матерью стал переломным в жизни мальчика. Именно с этого момента, вспоминая ночи бабушки в слезах, он решает во что бы то ни стало помочь ей. Но делает это по-своему. Он не стал следовать совету матери: «сердце мальчика облилось жалостью и болью, опустился перед кроватью на колени и, проживая вместе с нею трагические минуты, стал убеждать бабушку:

Вот ваши карточки, бабаня В синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял Все целые, берите »

Мальчик начинает представлять, что пережила бабушка. Интуитивно он находит нужные слова, разговаривает с бабушкой о том, что слышал от неё во сне. Теперь он понимает, почему эти сны вызывают слёзы, ведь она снова и снова проживает ту жизнь. Гриша нашёл «ключик» к болезни бабушки, поняв, что только добротой и лаской можно успокоить её. Бабушка, может быть, исцелилась не до конца, а вот в душе героя происходят сильные перемены. После первого исцеления бабушки его трясло, почему-то было холодно. Он плакал. «Сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё» Кого жалел мальчик? Может быть, того, кому война принесла боль и страдания, кого несправедливо обижали чёрствостью и равнодушием, незаслуженно унижали. Это были слёзы сострадания, понимания и причастности к чему-то очень важному в жизни.

Борис Екимов показывает, как постепенно меняется Гриша. Из беззаботного мальчика, приехавшего к бабушке на каникулы, он превращается в человека, которому не чуждо сострадание, он смог откликнуться на душевную боль другого человека. Гриша и сам исцеляется от равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает главный герой. Днём – счастливое время каникул: рыбалка, встреча с друзьями, катание на лыжах. А ночью он переносится в военное время, становится свидетелем тяжёлой жизни бабушки. И эта ночная жизнь стала важнее. А ведь совсем недавно он готов был закричать и затопать, чтобы прервать ночные причитания бабушки. Примечательно, что то счастливое и беззаботное состояние, в котором находился мальчик в первые дни приезда отошли в сторону после того, как он соприкоснулся с болезнью бабушки.

Немаловажную роль в раскрытии характера главного героя играет пейзаж.

Пейзаж – это фон, помогающий ярче представить весь ужас сновидений бабушки. Между войной и зимой можно провести параллель. Война несёт смерть, горе. А зимой природа умирает.

Ночь – тёмное время суток. Может быть, поэтому ужасы войны вспоминаются ночью. Кажется, что эта ночь, полная тревоги и неимоверных страданий, никогда не кончится. И только жёлтый спасительный луч луны освещает путь из страшной зимней ночи, даёт надежду на лучшее.

После того, как внук успокоил бабушку, найдя нужные слова, убеждающие её в благополучном исходе, писатель показывает, как в свете луны «белел снег, посвёркивая живыми искрами». Природа словно радуется этому выздоровлению. А тёмные краски исчезают в этом спасительном свете. По сути, мальчик снял многолетнюю тревогу бабушки, развязал какой-то узелок.

Внук не рассказывает бабушке о случившемся, понимая, что об этом говорить нельзя. Он хочет, чтобы бабушка тоже поверила, что всё с ней происходившее закончилось хорошо. Мальчик понимает, что за одну ночь результата не добиться, но его это уже не пугает. Гриша понял, что именно он должен и может помочь бабушке. «Нужно делать и молчать. И придёт исцеление».

Проанализировав рассказы, я пришла к следующим выводам:

рассказы Ю. Яковлева и Б. Екимова объединены одной темой – нравственное становление подростка;

средством психологической характеристики персонажей является речь героев, внутренние монологи. Таким же средством станотся пейзаж и портрет;

рассказы обладают интересным сюжетом, заставляющим задуматься о прочитанном;

авторы не стремятся прямо оценить героев и ситуации, но чувствуется убеждение писателей, что состраданию и милосердию надо учить с детства;

и Ю. Яковлев, и Б. Екимов, продолжая лучшие традиции русской классики, доносят до нас нравственные ориентиры, которые дают возможность человеку даже в сложном современном мире не потерять себя, свою душу.

В наше быстротечное время, когда мы не замечаем тех, кто рядом с нами, а ценность жизни осознаём только тогда, когда в дом постучалась беда, Борис Екимов и Юрий Яковлев и заставляют нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание и поддержка. Может быть, под влиянием рассказов исцелится от чёрствости и равнодушия кто-нибудь из нас.

Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, сердечнее. Об этом говорит поэт Андрей Деменьтьев:

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волнения сердце дрогнуло! –

Ведь всё порушить может смерть.

Гриша успел вовремя, а вот герой рассказа Ю. Яковлева «Баваклава» не успел, но рассказ не оставляет в душе тягостного ощущения. Смерть бабушки заставила Лёню Шарова переосмыслить свою жизнь, и то, что у него хватило мужества признать свои ошибки, даёт надежду на то, что в дальнейшем он будет жить так, как его ненавязчиво учила бабушка.

Ю. Яковлев с гордостью говорит, что он детский писатель. В детях всегда старается разглядеть завтрашнего взрослого человека. Ведь в настоящем человеке до последних его дней сохраняется драгоценный запас детства.

В своих интервью Ю. Яковлев говорил, что хочет, чтобы его рассказы учили думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом.

Это объединяет его с писателем Б. Екимовым. Ведь очень часто героем произведений Б. Екимова становится школьник. Не случайно центральной проблемой в творчестве писателя является проблема самовоспитания, самоопределения человека в жизни. По убеждению писателя, важно с детства учить ребёнка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого существа, будь то человек или животное. И тогда мир станет чуточку добрее. Доброта спасёт мир.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)