Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Какой сейчас век? (современное и церковное летоисчисление)

Когда начинать отсчет истории? Как в астрономии— от Большого взрыва? Как в Библии- от Сотворения мира? Как в древнем Риме— от основания города?

Летосчисление - система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события.

Современное летосчисление – "наша эра", "новая эра" (н. э. ), "эра от Рождества Христова" (Р. Х. ), Anno Domeni (A. D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 х 19 + 30 = 572) дало начальную дату современного летосчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века (т. е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: Сотворения мира и от Рождества Христова (A. D). Сейчас эта система летосчисления (новая эра) принята в большинстве стран.

Научный взгляд

Вопрос о происхождении Вселенной со всеми ее известными и пока неведомыми свойствами испокон веков волнует человека. Но только в ХХ веке, после, обнаружения космологического расширения, вопрос об эволюции Вселенной стал понемногу проясняться. Последние научные данные позволили сделать вывод, что наша Вселенная родилась 15 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва.

Дата творения

Согласно одному из летосчисление, принятых в православных странах,— александрийской эре - Мироздание было сотворено 25мая 5493года дон. э. , то есть 7502года назад. Почему выбрана была в христианских странах именно эта дата не очень понятно. Недоумение по поводу даты Сотворения выражали многие хронисты. Георгий Синкелл (византийский историк ихронист VIII— IX веков) писал: «Прежде всего должно быть показано, где начало времён, когда были созданы небо иземля, когда был тот самый священный первый день творения: взяв этот день как нерушимую и неоспоримую основу, я призываю Христа помочь мне доказать, что его воплощение произошло в год 5500».

Древнерусский календарь

На Руси существовали свои календари. У древних славян год делился на 12 месяцев, названия которых были тесно связаны с наблюдавшимися явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от местного климата в разных районах получили различные наименования. Наиболее установившиеся из них: сечень (январь) – время вырубки леса; лютый (февраль) – лютые морозы; березозол (март) – существуют несколько толкований: начинает цвести берёза, брали сок из берёз, жгли берёзу на уголь; цветень (апрель) – цветение садов; травень (май) – зеленеет трава; червень (июнь) – краснеют вишни; липец (июль) – цветение липы; серпень (август) – от слова "серп" – время жатвы; вересень (сентябрь) – цветение вереска; листопад (октябрь) – опадение листьев у деревьев; грудень (ноябрь) – от слова "груда" – мёрзлая колея на дороге; студень (декабрь) – студёно, холодно.

Многие древнеславянские названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и, в значительной степени, удержались в некоторых современных языках (в частности, в украинском, белорусском и польском).

Л. Фонтана. Папа Георгий XIII

Россия и Европа

С Х века Россия следовала византийскому календарю, согласно которому дата Сотворения мира несколько отличалась от александрийской: мир был сотворен в 5508 году до н. э. НовВизантии год начинался 1 сентября, а на Руси 1 марта. В 1492 году от Сотворения мира - 7000лет. Великий князь Иоанн III твердо порекомендовал Московскому собору считать началом года 1 сентября.

В 1582 году Папа Георгий ХШ ввел григорианский календарь. Ився Европа на него перешла.

Календарные изменения Россию особенно никого не волновали, но тут молодой и энергичный царь Петр I 15декабря 1699 года объявил, что начало следующего года устанавливается с 1 января. Вслед за 31 декабря 7208 года от Сотворения Мира наступило 1 января 1700 года от Рождества Христова, как и в большинстве европейских стран, но с поправкой на 11 дней, то есть по юлианскому календарю. В XIX веке поправка составляла 12 дней, а в XX веке 13 в сторону отставания юлианского календаря от григорианского.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома от 24 января 1918, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток и после 31 января 1918 года считалось не 1, а 14 февраля. Дни недели в обоих календарях совпадают и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.

Летосчисление от сотворения мира

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведённых подсчётов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама", в которых период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501, фактически 5493 до н. э. ), антиохийская (5969 год до н. э. ) и более поздняя византийская.

В VI веке в Византии начала использоваться мировая эра с началом 1 марта 5508 года до н. э. Счёт дней в ней вёлся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Иисус родился в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8). Именно византийская схема летосчисления была принята на Руси и использовалась вплоть до реформы Петра I.

Летосчисление от Рождества Христова

Для своей пасхалии Дионисий Малый выбрал эру от года рождения Иисуса, вместо египетского календаря использовал юлианский. Видимо, для римлян использование эры Диоклетиана было нетрадиционно, вычисления же по эре от основания Рима были менее удобными. К тому же Диоклетиан был гонителем христиан.

Дионисий установил год рождения Иисуса 753 со дня основания Рима. На основании чего Дионисий выбрал именно эту дату неизвестно. Существует много гипотез по этому поводу.

Английский хронологист Беда (Bede 673-735) проверял расчеты Дионисия уже в 8 веке. Он же предложил датировать годы перед 754 AUC, используя термин "Before Christ" (до рождества Христова). У Беда 1 г. н. э. непосредственно шел после 1 г. до н. э. без нулевого года, поскольку в римском исчислении, используемом в то время в Европе, отсутствовало понятие нуля.

Беда один из первых обратил внимание на проблему о несоответствии календарного и астрономического весеннего равноденствия, которое в его время уже составило 3 дня.

Любопытно, что метод подсчета годов с года рождения Иисуса (официального), предложенный только с 6 века, дает номера года, кратные 4, совпадающими с юлианскими високосными годами. Возможно, это был хорошо обдуманный шаг Дионисия Малого.

Рождество

Точная дата также неизвестна и спорна. Католический мир и православная церковь отмечает 25 декабря, хотя и по разным календарям (по григорианскому календарю православное Рождество приходится на 7 января).

Решение о праздновании рождения Иисуса 25 декабря было принято в 431 г. на Эфесском соборе для того, чтобы вытеснить отмечавшийся в этот же день праздник языческого бога Солнца Митры (БСЭ. 3-е изд. М. , 1975, т. 22, с. 171). Число и месяц рождения Христа были названы церковью почти на сто лет раньше, чем год рождения.

Чтобы годы нынешнего летосчисления перевести в годы от Сотворения Мира нужно:

- для лет после Р. Х. : прибавить к году 5508.

- для лет до Р. Х. : вычесть год из 5509.

храм Рождества Христова город Мытищи

Православный церковный календарь

Православный Церковный Календарь, строго следующий Юлианскому летосчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а в известном смысле время зависит от него. Круг Церковных праздников освящает текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом в вечность. В представлении наших средневековых предков “Великая Пасхальная Седмица” не могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от фиксированного времени.

Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него по всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.

История Русского Православного Церковного Календаря, как одной из основных составляющих истории Русской культуры, прошла долгий и сложный путь. Вспомним, хотя бы, что не сразу установилось и утвердилось даже начало Нового Года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а Церковный с 1-го сентября. В 1492 году (в 7000 году от Сотворения мира) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием Церковным. Два века Новый Год отмечался в Российском государстве 1-го сентября. Петр I решил сравнять Российское летоисчисление с Европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т. е. 4 месяца. Однако и это новшество Русский народ принял довольно легко, ибо Церковные праздничные и памятные даты остались без изменения на своих местах, а переместился только Новогодний праздник.

Русская Православная Церковь обычно совершает Новогодний молебен дважды: к 1-му сентября, как к началу нового Церковного года (или Индикта), и к 1-му января, как к началу гражданского Нового Года.

Итак, в Православном Календаре каждый день помечен именами тех или иных святых или событием, подразумевающим обрядное исправление (Богослужение). Особо выделяются “Двунадесятые” (т. е. Двенадцать основных Церковных праздников, над которыми отдельно главенствует Пасха) и “Великие” праздники, схожие с двунадесятыми по степени торжества. Такие праздники могут длиться от нескольких дней до недели. Пасха празднуется в течение 50-ти дней. Много в календаре и однодневных праздников, посвященных некоторым Евангельским событиям, чудотворным иконам Божией Матери, избранным Святым и др.

Вашим днем Ангела, как правило, будет считаться день памяти святого, чье имя вы носите, который после дня вашего рождения будет наиболее близок к этому дню. В любом случае всегда желательно посоветоваться с духовным отцом-священником.

В результате проделанной мной работы я пришел к выводу, что в России различные календари мирно сосуществовали на протяжении многих веков. И не столь важно, какой сейчас век: от Сотворения мира или от Рождества Христова. Календари нужны для того, чтобы наша жизнь имела упорядоченность, а вот смысл, какой каждый из нас вкладывает в свою жизнь, зависит не от календарей, а от нас самих.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)