Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Калининский район: прошлое и настоящее Выборгской стороны

Когда человек приезжает в Петербург, он, конечно, стремится увидеть наиболее знаменитые памятники архитектуры, пройтись по Невскому проспекту, побывать в Эрмитаже, посмотреть разведение мостов в белые ночи. И это естественно. Но это не значит действительно увидеть город и почувствовать его атмосферу. Даже коренные его жители каждый день узнают что-то новое о Петербурге, ведь в каждом районе, в каждом дворе есть свои собственные памятники. Район, в котором я живу, богат достопримечательностями, которые мало известны туристам и обычным горожанам.

Я приветствую вас на виртуальной экскурсии по Калининскому району Санкт-Петербурга. Основная цель моей работы – рассказать об основных памятниках архитектуры этой части города и об интересных, порой занимательных событиях. Для меня важно заинтересовать моих слушателей, сообщить им то, чего они раньше не знали.

Наше путешествие начнется с центральной площади района – площади Ленина. Там мы увидим Финляндский вокзал, памятник В. И. Ленину. Затем повернем на Арсенальную, потом Свердловскую набережную, узнаем историю «Крестов», Ленинградского Металлического завода, дачи Безбородко. Закончится наша экскурсия посещением Богословского кладбища.

Остановка первая. Площадь Ленина

В начале XVIII века район нынешней площади называли Волчьим полем, которое служило местом для выгона скота, а затем обычной городской свалкой. Часть этой свалки в своё время отвели военному ведомству для размещения артиллерийского лагеря с учебным полигоном. На север от стрельбища тянулся незастроенный пустырь, прозванный в народе «Куликовым полем». В полицейских сводках середины XIX века оно упоминается в связи с постоянными пьяными драками. Случались и убийства, отличавшиеся, как правило, особой жестокостью. Если верить фольклору, именно поэтому легендарное поле получило среди обывателей такое название. Есть, впрочем, и другие мнения. Будто бы имя пустырю дали кулики, некогда во множестве водившиеся в этих местах.

Первыми постройками здесь были канатный и прядильный дворы, голландская пивоварня и рабочие слободы. Мастера Бочарной слободы изготавливали бочки для пивоварения. Память об этом хранилась в названии Бочарной улицы (ныне улица Комсомола). Первые каменные дома появились на этой улице в начале ХIX века. В одном из них, здании бывшей Михайловской артиллерийской академии, ныне располагается Военная артиллерийская академия. Здание находится по адресу улица Комсомола дом 22, оно неоднократно перестраивалось.

В 1862 году на пустыре недалеко от первых домов началось строительство железной дороги до станции Рихимяки Великого княжества Финляндского. Дорогу прокладывали в тяжелых условиях болотистых лесов и скального грунта, строительство продолжалось до 1870 года. По контракту дорога после сдачи в эксплуатацию становилась собственностью Финляндии, что привело, кстати, к тому, что вплоть до 1917 года на ней работали только финны. Они носили светло-синюю форму. В окрестностях железной дороги в ходу были как финские марки так и русские рубли. Одна марка стоила 37 копеек.

В молодёжном фольклоре до сих пор Финляндский вокзал известен как «Финбан», или «Бан Финляндский».

Первоначальное здание вокзала построено в 1870 году по проекту архитектора П. С. Купинского. Это привело к быстрой застройке района будущей площади. Появились доходные дома, в которых разместились конторы, магазины, трактиры, гостиница и аптека. В 1907-1908 годах в северной части площади для служащих Финляндской железной дороги по проекту архитекторов Ф. Ф. Миритца и И. И. Герасимова было построено здание в стиле модерн. (улица Боткинская дом №1). На его стене в 1960-е годы была создана мозаичная композиция «Человек и космос» (художник В. А. Анопова). Эта мозаика до наших дней не сохранилась.

В 1924 году площадь Финляндского вокзала была переименована в площадь Ленина. Седьмого ноября 1926 года на ней был открыт памятник Владимиру Ильичу Ленину.

В 1927 году началась реконструкция площади. Её возглавил зодчий И. А. Фомин. Перевели на другой участок товарную станцию, к югу от вокзала разобрали сараи и другие постройки, сняли рельсы, снесли кирпичный забор со стороны Невы. Вдоль фасада Артиллерийской академии в сторону набережной проложили широкую улицу, посадили на ней деревья и цветы и дали название «Аллея Ленина».

В 1935 – 1940 годах на углу площади Ленина и улицы Комсомола было построено здание универмага. Одновременно началось благоустройство набережной Невы, но все работы были прерваны войной.

Давайте обратимся к памятнику В. И. Ленину, который является центром площади. Этот памятник – одно из первых произведений монументальной скульптуры советского периода. Он отражает один из моментов революционной истории. В апреле 1917 года В. И. Ленин возвращается из эмиграции в Петроград. Встречать вождя пришли тысячи питерских рабочих. Ими была заполнена вся площадь у Финляндского вокзала. Прибыв на поезде, В. И. Ленин направился к ожидавшей его машине и, стоя в ней, начал говорить свою речь. Но слышать и видеть вождя хотели все. Тогда он поднялся на площадку броневика и обратился оттуда с призывом довести до победы социалистическую революцию.

Таким изобразили В. И. Ленина создатели памятника: скульптор С. А. Евсеев и архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх: оратор с вытянутой рукой, выступающий с башни стилизованного броневика. Бронзовые части монумента были отлиты в бронзолитейной мастерской завода «Красный Выборжец» Завод расположен неподалеку: Свердловская набережная дом № 12. Серо-черный гранит для постамента привезли с Онежского озера. Высота памятника около 10 метров, бронзовой статуи – 4,35 метра, постамента – 5,12 метра, вес памятника 200 тонн. Рисунок 1.

В годы Великой Отечественной войны ленинградцы спасали памятник от обстрелов. Постамент засыпали землёй, для скульптуры соорудили дощатый футляр с металлическими обручами, внутрь которого насыпали песок. Монумент не пострадал.

Вначале памятник стоял у старого здания Финляндского вокзала, там, где В. И. Ленин выступал с броневика. В 1945 году провели второй этап реконструкции площади Ленина. Памятник В. И. Ленину переместили в южную часть площади, ближе к Неве. Его подняли на зеленый холм, откосы оформили поребриком из черного гранита. Вокруг разбили сквер и посадили 160 лип. Позднее были посажены серебристые ели.

В 1954 году было перестроено здание универмага. В нем разместился Дом Советов Калининского района. Главным звеном ансамбля площади стало новое здание Финляндского вокзала. Около него мы с вами находимся.

Финляндский вокзал

Здание построено в 1955-1960 годы по проекту архитекторов П. А. Ашастина, Н. В. Баранова, Я. Н. Лукина, инженера И. А. Рыбина.

Они выполнили обязательное условие реконструкции вокзала – включить в современный архитектурный объём элементы фасадов П. С. Купинского. Таким образом, центральный ризалит старого вокзала был сохранён в одном из корпусов нового здания. Его мы можем увидеть со стороны Финского переулка.

Современный фасад вокзала решен просто и строго. Его украсила часовая башня, увенчанная 30-метровым стальным шпилем. Плоскость фасада, обращенного к Неве, прорезают 17 остекленных вертикальных окон. Над ними можно увидеть скульптурные бронзовые горельефы, посвященные революционным событиям 1917 года. Железобетонное перекрытие кассового зала – одно из первых подобных перекрытий в городе.

На перроне в стеклянном павильоне установлен паровоз № 293, доставивший В. И. Ленина из Финляндии в Россию в апреле 1917 года. Это подарок финнов Петербургу.

Рядом с павильоном установлен первый километровый столб железнодорожной ветки Дороги жизни, которая во время блокады Ленинграда 1941-1944 годов связывала город с большой землёй (Архитектор М. Н. Мейсель). Всего установлено 36 таких столбов по всей трассе Дороги жизни.

Поезда с Финляндского вокзала отправляются в северном и северо-восточном направлении, в Финляндию. В левое крыло вокзала встроен вестибюль станции метро Площадь Ленина.

Таким образом, площадь состоит из двух частей, разделенных улицей Комсомола. Южная часть обращена к Неве, и в центре её – памятник В. И. Ленину. Старая, северная часть прилежит к боковой стороне Финляндского вокзала (на неё выходил главный фасад старого здания вокзала).

К 100-летию В. И. Ленина в 1970 году с южной стороны площади был устроен широкий 150-метровый спуск к Неве. Его украсили террасы и полукруглые видовые площадки (архитектор А. В. Васильев). Памятник В. И. Ленину раскрылся в сторону Невы.

Год назад состоялось открытие фонтанов у Финляндского вокзала. Площадь стала любимым местом отдыха жителей района и всех, кто оказывается у вокзала. Всего в комплексе 20 фонтанов. В праздничные дни включается светомузыка, и фонтаны начинают двигаться вместе с мелодией. Все приезжающие на вокзал обязательно останавливаются посидеть на скамеечках перед пляшущей водой. Молодожёны выходят из ЗАГСа, который находится здесь же, на площади, и фотографируются. Нашлось место и для районных праздников – всё лето здесь устраиваются концерты, во время которых отпускают в небо воздушные шарики. На зиму фонтаны отправляются отдыхать в Водоканал.

Поворачивая с площади Ленина на Арсенальную набережную, мы подходим к комплексу зданий изолятора специального назначения. В обиходе это известнейшее в городе специфическое учреждение называют «Крестами». Здесь мы сделаем нашу вторую остановку.

Остановка вторая. «Кресты»

Комплекс зданий «краткосрочной тюрьмы» был построен в 1890 году по проекту архитектора Главного тюремного управления А. И. Томишко.

В него входили: церковь, здания технических и хозяйственных служб и корпуса собственно изолятора. Мрачные красно-кирпичные здания построены в виде двух пересекающихся в плане крестов с дозорными башнями в местах пересечений. Это и породило известное народное название. На тюремном жаргоне «Креститься» – это попасть в следственную тюрьму «Кресты». Здесь все заключённые становятся «Крестовыми братьями». Небезынтересно напомнить, что крестовыми братьями на Руси считались обменявшиеся друг с другом нательными крестами совершенно незнакомые люди.

Со строительством «Крестов» связано одно городское предание. Согласно ему, по окончании строительства архитектор был вызван на доклад к императору. «Я для вас тюрьму построил», – не очень удачно сформулировал свою мысль зодчий. «Не для меня, а для себя», – резко оборвал его царь (Александр III) и прервал аудиенцию. Если верить другому преданию, архитектор был заживо замурован в одной из камер, дабы никому не достался секрет планировки знаменитой тюрьмы.

В феврале 1917 года восставшие взяли тюрьму штурмом и освободили заключённых. Затем она вновь стала Следственным изолятором, каковым является до сих пор. В годы репрессий «Кресты» стали символом произвола. Анна Ахматова писала:

Только мёртвый спокойствию рад,

И ненужным довеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

В «Крестах», кроме политических заключённых, всегда содержалось и много преступников уголовного мира.

Сейчас планируется перенос Следственного изолятора за город. Строительство новых зданий ещё не началось. Это будет первая тюрьма, построенная в городе после Октябрьской революции. А в «Крестах» планируется открыть музей, хотя на экскурсию можно попасть сюда уже сейчас. Вход в это серьёзное учреждение строго по пропускам в составе экскурсионной группы. Перед входом объявление: «Прежде чем зайти, подумай, нужен ли ты здесь». На экскурсии вас познакомят с действующими помещениями тюрьмы и музейной частью.

Двигаясь дальше вдоль набережной Невы, мы доходим до корпусов Ленинградского Металлического завода, нашей третьей остановки.

Остановка третья. Ленинградский металлический завод (ЛМЗ)

В XVIII веке на том месте, где сейчас находится завод, были расположены дачи графа Дурново, потомственной гражданки Санкт-Петербурга Бекнеровой и купца 1-й гильдии Растеряева. Их владения граничили с дворцами и виллами многих других представителей столичной знати. Густой тенистый парк, раскинувшийся на большой территории, целебные источники курорта Полюстрово, широкая Нева с купальнями и яхтами – всё это, привлекало богатых людей на далёкую окраину. Здесь же неподалёку, в слободах Большой и Малой Охты жил простой люд – охтинские поселяне. Их согнали сюда из ряда губерний России ещё в XVII веке строить корабли для царского флота.

В 50-х годах XIX века купец Растеряев, владелец нескольких заводов и складов, домов и торговых помещений получил разрешение Санкт-Петербургского Военного Генерал-губернатора на устройство Металлического завода. Однако он не сумел построить завод один и вскоре организовал совместно с немецкими купцами акционерную Компанию Металлического завода. Первыми директорами завода были немцы. Датой открытия завода считается 1857 год.

Вначале завод выпускал листы и ленты из красной меди и латуни, телеграфную проволоку, водосточные трубы, оси и рессоры для экипажей, чаши для весов, тазы, ступки. Работа велась в нескольких цехах-отделениях: вальцовочном, слесарном, меднолитейном, прокатном, плавильном, сушильном. В мельхиоровом отделении, которое сгорело в 1865 году, делали столовые и десертные приборы, щипцы для сахара, подсвечники, самовары, пудреницы, колокольчики, корзинки для хлеба, вазы для шампанского.

В конце 1860 годов завод строит два подъёмных крана для Петербургского Казённого арсенала и приступает к изготовлению устройств для центрального отопления и вентиляции. С 1869 года Металлический завод становится «поставщиком двора Его императорского величества», изготавливает и устанавливает центральное отопление в нескольких дворцах.

С течением времени машиностроение все более и более вытесняет прежние производства – проволочное и прокатное. Сооружаются новые отделения для постройки железнодорожных мостов, для котельных, штамповочных работ. Заводом изготовлены мосты через реку Березину и реку Оку. Отличное качество изделий Металлического завода, оригинальность конструкций приносят ему заслуженное признание: награды на выставках в Петербурге и в Москве с правом ставить государственные гербы на своём товарном знаке. Высокое признание получили металлические строительные конструкции, выпущенные заводом: вращающийся купол на здании Пулковской обсерватории, стропила для световых перекрытий пассажей Верхних Торговых рядов на Красной площади в Москве, металлические конструкции консерватории, оранжереи Таврического дворца, Сенного рынка. В цехах завода строились котлы для морских судов, паровые машины, насосы, подъёмные механизмы. С 1904 года началось строительство паровых турбин. На заре XX века Металлический завод был одним из крупнейших предприятий Выборгской стороны. После революции 1917 года основным профилем завода стало турбостроение. В годы Великой Отечественной войны в цехах завода ремонтировали танки, изготавливали снаряды, мины.

После войны на Металлическом заводе было создано большое количество турбин для Днепропетровской, Куйбышевской, Волгоградской, Братской, Красноярской ГЭС.

В наши дни завод – крупнейшее действующее предприятие Санкт-Петербурга. В 1962 году Любашинский проспект нашего микрорайона переименован проспект Металлистов в честь рабочих Металлического завода. Рисунок 4.

Рядом со старым зданием Металлического завода под № 22 выделяется из промышленной застройки дом-дача с многоколонным фасадом. Этот памятник архитектуры XIX века начинал строить Н. Львов для директора департамента иностранных дел П. Бакунина.

Затем в 1813 –1820 гг. здание перестроено для министра внутренних дел генерала П. Дурново. 2 июля 1917 г. на этой даче провели съезд российские анархисты.

В советское время здесь располагались правление профсоюзов Выборгского района, Совет Петроградской народной милиции, рабочий клуб „Просвет". Затем работали детский городок рабочих заставы имени В. Ленина, клуб и библиотека Металлического завода, он же „поглотил" всю территорию великолепной усадьбы с парком, фонтанами, прудами. Прекрасное здание разрушается, хотя и ведется его реконструкция.

Остановка четвёртая. Полюстрово, дача Безбородко

Микрорайон, в котором я живу, называется Полюстрово, в память о знаменитом курорте XVIII – XIX веков. Здесь, на болотистых почвах ещё при Петре I лейб-медик царя Л. Л. Блюментрост обнаружил целебные минеральные воды.

В конце XVIII века Полюстрово принадлежало тайному советнику Г. Н. Теплову, для которого по проекту архитектора В. И. Баженова возвели Каменный дом с двумя башнями. Дом окружили обширным садом с фонтанами, беломраморной скульптурой и другими затеями в духе времени. К концу века барская усадьба перешла во владения канцлера А. А. Безбородко. В 1783-1784 годах здание перестраивается. Проект его выполнил, предположительно, Джакомо Кваренги. Он присоединил к дому боковые галереи, а перед южным фасадом построил эффектную гранитную пристань с лестничным спуском, четырьмя гранитными сфинксами и гротом, служившим выходом из подземного хода, соединявшего особняк канцлера с Невой. Рисунок 5

К этому времени относится и сооружение оригинальной ограды, состоящей из 29 чугунных львов, сидящих на каменных тумбах. В пастях львы удерживают концы провисающих цепей. Благодаря этой запоминающейся ограде дачу Безбородко в Петербурге называют: «Дом со львами», а саму ограду – «Львиной». Гораздо позже позади львов появилась ещё одна ограда, состоящая из ритмически чередующихся копий. Скорее всего, это произошло в самом конце XIX века. В то время здание принадлежало российскому Обществу Красного Креста.

В середине XIX века дача Безбородко принадлежала известному меценату Г. А. Кушелеву-Безбородко. Особняк в художественной и литературной среде Петербурга приобрёл новое имя: «Кушелева дача». У её хлебосольного и гостеприимного хозяина любили бывать литераторы, поэты, актёры. Сейчас в этом здании располагается туберкулёзный диспансер Калининского района.

Земля Полюстрова благодатна и богата. Здесь до сих пор бьют подземные минеральные источники, о чем современные петербуржцы хорошо знают по минеральной воде того же названия. В фольклоре на этот счёт есть даже соответствующая фраза: «Без шипенья шустрого не будет и Полюстрова».

Память о многочисленных минеральных источниках сохранилась в названиях современных улиц: Ключевая, Минеральная, Полюстровский проспект. Многие улицы носят фамилии владельцев окрестных дач: Замшина, Антоновская, Пискарёвский проспект.

В XVIII-XIX веках дорог здесь не было. На курорт, на дачи, в купальни люди попадали на лодках по Неве. Единственная дорога подходила к землям графа Безбородко и называлась по фамилии владельца. В 1918 году Безбородкинский проспект был переименован в Кондратьевский. Переименование произошло в честь героя Гражданской войны Александра Кондратьева. Этот проспект имеет большую протяжённость. Он начинается от Арсенальной улицы, пересекает весь район и заканчивается у старинного Богословского кладбища, где мы и сделаем последнюю остановку в нашей экскурсии.

Остановка пятая. Богословское кладбище

Кладбище появилось в 1715 году возле церкви Иоанна Богослова и явилось первым в Петербурге военным кладбищем. Вначале здесь хоронили умерших в Сухопутном госпитале. В 1788-1841 годах оно было закрыто. Позднее здесь упокоились писатели Е. И. Чарушин, Е. Л. Шварц, В. В. Бианки, Ю. П. Герман; дирижер Е. А. Мравинский и балетмейстер Л. В. Якобсон; учёные Л. А. Орбели, М. А. Бонч-Бруевич, герой-подводник А. маринеско и другие известные люди. В 1990 году здесь был похоронен Виктор Цой. Площадь кладбища составляет 40 гектаров. До 1930 года здесь было много церквей. В годы ленинградской блокады появились братские могилы, в которых покоятся умершие от голода жители Ленинграда. Мне это кладбище очень дорого, потому что на нем в 1942 году похоронен мой прапрадедушка.

Недалеко от кладбища на проспекте Мечникова находится дорожная больница Октябрьской железной дороги. Здание было построено в 1912 – 1914 гг. архитектором Г. Рудским в неоклассических формах. Справа от входа стоит часовня во имя Равноапостольной святой Ольги, а весь комплекс напоминает усадьбу XIX века с большим плодовым садом и цветником.

Пройдя по старой части Калининского района мы убедились, что не смотря на удалённость от центра, такая, казалось бы скучная окраина города, как Выборгская сторона, при близком знакомстве становится привлекательной для прогулок и экскурсий.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)