Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Католическая община г. Бийска.

Жить – значит участвовать в диалоге.

М. Бахтин.

Наша страна Россия является многоконфессиональным государством. Алтайский край, а именно г. Бийск, не исключение. Сегодня вопросы религиозной толерантности волнуют многих людей. В современном обществе возникает много трудностей и противоречий на почве разных религий. Некоторые люди признают только свою веру, Бога и негативно относятся к другим конфессиям, в результате чего в обществе возникают конфликты.

Столетия существуют разногласия внутри христианского мира между православной и католической верой. В настоящее время в отношениях между Римско – Католической и Русской Православной Церквями с приходом на место Папы Римского Бенедикта XVI намечаются определенные позитивные сдвиги. Остаются нерешенными такие проблемы как уния и прозелитизм, но налажен механизм регулярных консультаций, работает двусторонняя комиссия и контакты на разных уровнях, несомненно, приносят плоды.

В июле 2006 года, выступая на Всемирном саммите религиозных лидеров, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил положительное развитие отношений между Римско – Католической и Русской Православной Церквями: « Наше сотрудничество сегодня особенно необходимо, поскольку общая позиция по многим актуальным вопросам современности, объединяющая наши Церкви, представляет прекрасную возможность для совместного свидетельства миру о христианских ценностях».

Движение к сотрудничеству явление, безусловно, положительное, но готово ли российское общество принять такое сближение? Признать более широкое и активное присутствие в нашей жизни католической веры? Анализ современной литературы, материалов СМИ не позволяет сделать однозначный вывод ввиду того, что больше всего вопросы религиозной толерантности поднимаются по отношению к исламу. Это и понятно: христианские церкви не проводят такой радикальной политики, как мусульмане, поэтому их разногласия не привлекают большого внимания науки и СМИ. Однако за столетия раскола между православными и католиками тоже накопилось немало противоречий. Таким образом, в свете современных тенденций развития православно – католических отношений, мы считаем, является актуальным обращение к теме взаимодействий православных и католиков нашего города с целью выявления проблем религиозной толерантности в христианском мире.

Авторы не стремятся к всеобъемлющему и исчерпывающему исследованию, а видят свою задачу в постановке вопроса, привлечению к данной проблеме большого внимания. Приход должен существовать, так как такая малая религиозная группа нашего города, как католики, нуждаются в его деятельности. И не один человек не должен быть ущемлен в своих религиозных правах! А вот население, на наш взгляд, должно быть более информировано о деятельности католической общины. В этом мы видим новизну и практическую значимость своей работы.

Авторы берут за основу следующее определение толерантности: Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности . Из этого определения мы выделяем следующие критерии толерантности: отсутствие явно негативного отношения к деятельности католической общины; отсутствие действий, оскорбляющих чувства верующих; оптимальное количество отрицательно настроенных жителей не превышает 25% - 30%; нейтральное отношение к деятельности католической общины.

В Сибири католики стали появляться с конца XVII в. Большая часть их прибывала не по своей воле - в качестве ссыльных жители польско-литовских земель, участники различных восстаний, репрессированные поляки, украинцы, белорусы, литовцы, латыши, немцы Поволжья. Когда появились первые католики в Бийске установить не удалось. Известно, что на 1905 год в г. Бийске было зарегистрировано 50 католиков. В этом же году было получено разрешение на строительство католической часовни, но ее освящение состоялось только через 11 лет.

Первые регулярные богослужения у людей католической веры г. Бийска начались в 90-ые гг. XX в. Службы тогда проходили нечасто, так как постоянного священника не было, а проводил их с 1992 г. новосибирский священник Анджей Гнедчик. По воспоминаниям членов общины, богослужения тогда проходили в разных местах: школах, клубах, больницах. О приезде священнослужителя верующие узнавали из СМИ.

В 1997 г. в городе была зарегистрирована католическая община. С этого момента у нее появился свой Приход и устав, который был утвержден 24 июня 1997 г. Епископом Иосифом Вертом и учредительным собранием членов религиозной организации прихода Римско-Католической Церкви г. Бийска . Согласно Уставу основной задачей деятельности Прихода является совместное исповедание и распространение католической веры, и воспитание в ней своих последователей. Данный документ определяет руководящим органом общее собрание прихожан, которое проводится не реже одного раза в год под председательством Настоятеля, являющегося постоянным руководителем Прихода. Имуществом Прихода, как предписывает Устав, являются добровольные имущественные (в том числе денежные) пожертвования российских и иностранных физических и юридических лиц, а также доходы от предпринимательской деятельности, в том числе от реализации предметов богослужебного и религиозного назначения. В Приходе помимо богослужения проводятся занятия по религиозному образованию, а также изучается польский язык.

Количество верующих на сегодняшний день составляет 200 человек, но посещают общину только 25 человек из них. Это люди разного возраста и различных занятий. Среди них – 24% детей и 24% молодежи, 16% людей среднего возраста и 36% пенсионеров. Для каждой возрастной группы существует свое таинство и своя служба. За историю Прихода был заключен ни один межэтнический брак и проведен экуменический обряд. В первые годы общину посещали униаты. Члены католической общины – это дружный коллектив, дружелюбно относящийся к своим гостям, готовый к взаимодействию.

С 1997 г. Настоятелем общины является Анджей Обуховский. Он обучался в городе Вроцлове, на западе Польши. Шесть лет учился на факультете духовной семинарии и одновременно на факультете журналистики в университете. Три года работал на местном радио, был главным редактором молодежной программы, печатался во многих польских журналах, написал серию фельетонов. Журналистской деятельностью А. Обуховский занимается и сейчас, в данный момент он является главным редактором журнала «Сибирская католическая газета», которая издается в Новосибирске. Главной целью своей работы отец Анджей считает необходимость вернуть религиозную жизнь местным католикам. Он неоднократно посещал Германию, Чехию, Польшу для обмена опытом, и поддержки уже имеющихся связей. Службы Анджей Обуховский ведет на русском, латинском, польском и немецком языках.

10 февраля 2007года мы посетили католическую общину города Бийска и встретились с настоятелем Прихода Анджеем Обуховским с целью получить информацию о деятельности общины. Католическая община ведет большую общественную работу. Она поддерживает связь с различными Церквями России и других стран. Так, в июне 2007 г. священник Бийской католической общины А. Обуховский принял участие в работе Седьмого Гнезненского съезда, который проходил под лозунгом «Человек – дорога Европы. Как сделать наш мир более человечным». В дебатах, мероприятиях и общей молитве участвовало почти тысяча гостей – христиане разных конфессий, представители других религий, деятели культуры, политики.

Летом община организует лагерь для молодежи, где дети ведут активный образ жизни, занимаются спортом, изучают Библию. Один раз в четыре года проходит международная встреча католической молодежи всего мира, в ней принимают участие до 1000000 человек, также и представители Бийской католической общины. Очередная такая встреча состоится в Австралии. Каждые два года проходит Всероссийская встреча молодежи, последняя из которых состоялась в городе Москве, где также активное участие принимали члены католической общины нашего города.

Занимаясь активной общественной деятельностью, члены общины, со слов Настоятеля отца Анджея, не проводят политику прозелитизма. Как отмечалось выше, главная их задача – организация религиозной жизни бийских католиков. В этом плане важным является выстраивание отношений с местной городской властью. Три-четыре раза в год представители Прихода приглашаются в администрацию города, где их информируют об общей ситуации в городе, всегда предлагают участие в общегородских мероприятиях. В 2005 году, после сильного наводнения, Бийской католической общиной была оказана помощь пострадавшему населению: продуктами питания, одеждой и строительными материалами, на общую сумму 2000000 рублей.

А. Обуховский говорит, что сложившиеся отношения с властными органами их вполне устраивают.

Однако в отношениях с Русской Православной Церковью в Бийске, по мнению Настоятеля католической общины, у них существует непонимание. Отец Анджей не раз предлагал организовать совместные мероприятия, но попытки пойти на контакт успехом не увенчались.

Католическая община глазами православного священника.

В октябре 2007 года авторы работы посетили храм Дмитрия Ростовского и провели интервью с православным священником отцом Валерием с целью выявить особенности взаимоотношений Бийской Православной Церкви и католической общины города, узнать в целом позицию Церкви, ее отношение к существованию в православном городе католической общины.

Опираясь на данные интервью с отцом Валерием, можно сделать следующие выводы: отношение к существованию католической общины в православном городе Бийске в целом нейтральное. Отец Валерий считает, что создание данной общины удовлетворяет желаниям католиков, в чём нет ничего плохого, но если община начинает заниматься прозелитизмом и обращать православных в католическую веру, то это «не есть хорошо».

На вопрос о значимости своей веры священник сказал, что с богословской точки зрения между православной и католической церквями есть сходства - это вера в Иисуса и Богородицу. Но, исходя из истории, католическая вера насаждалась на окраинах России, чего никогда не делала православная церковь. В тяжелое время, когда люди нуждались в помощи, католики пытались обратить их в свою веру. Православие же не нужно распространять, так как более 80% людей, живущих в России, православные.

Отец Валерий привел пример случаев расправы над православными на территории Украины, когда католики их избивали, выгоняли из храмов. Бийский православный священник считает, что данный конфликт должен разрешиться на высоком церковном уровне. Это принципиальный вопрос, который отражается на отношениях православной и католической церквях.

По мнению священнослужителя можно выделить некоторые причины разного отношения к вероисповедованию со стороны самих верующих.

Православие – это религия, в которую человека погружают полностью (нужно соблюдать посты, молиться и т. д. ). Католики же менее требовательны в вопросе веры.

Неизвестно, что было бы с католиками, если бы их на протяжении века (как православных во время социализма) уничтожали, отворачивали бы от церкви. «Все мы потомки безбожного мира. Конечно, сейчас другое время, люди чаще стали ходить в церковь, обращаться к вере, но в полной мере выражать свои чувства к Богу еще не научились», - утверждает священнослужитель.

До сегодняшнего дня никаких совместных проектов Храму Дмитрия Ростовского от Прихода не предлагалось. И отец Валерий считает, что этот вопрос по богослужебной практике не может быть общим, так как есть принципиальные различия в вероисповедании. Тогда как проекты по социальным вопросам, такие как: благотворительность, участие в городских мероприятиях, а также союз православных и католиков против сектантов могут выполняться совместно.

Но, несмотря на разногласия, у отца Валерия есть знакомые католической веры и в его практики был заключен не один межэтнический брак. По мнению священника, если два человека разных религий, полюбили друг друга, решили жить вместе и нашли общий язык, то ничего плохого в этом нет и даже наоборот. Есть примеры, когда один из супругов крестился в православной церкви.

Обработав данные интервью, можно сделать вывод, что Бийская православная церковь настороженно относится к возможным контактам с католической общиной. Причину этого авторы работы видят в исторических событиях, о которых упоминал неоднократно отец Валерий.

Жители г. Бийска о католической общине и католиках.

В сентябре 2007 г. авторами работы был проведен социальный миниопрос среди жителей г. Бийска. Цель опроса – выявить отношение жителей г. Бийска к деятельности католической общины, сравнить позицию старшего и младшего поколения, а также узнать влияет ли на отношение к католической общине религиозность человека. На вопросы анкеты отвечали учащиеся старших классов школ города (97 человек) и люди старшего поколения 40-60 лет (100 человек). Анализ полученных результатов проводился по двум позициям: отношение к предложенной проблеме со стороны разных возрастных категорий (молодежь – старшее поколение) и точка зрения на деятельность католической общины верующих и неверующих жителей города.

Полученные данные свидетельствуют, что люди старшего поколения несколько более категоричны в определении своего отношения к католической общине, чем молодежь. Тем не менее, и в той и в другой возрастной группе преобладают те, кто занимает нейтральную позицию, что, на наш взгляд, больше можно оценивать как безразличие или отсутствие мнения по этому поводу (с учетом того, что часть респондентов ничего не знала о существовании общины до опроса).

Ответы на этот вопрос мало чем отличаются от ответов на предыдущий и это понятно – ведь речь и там и там идет о католической вере, только данный вопрос предполагает выявление отношения уже не к религиозной организации, а конкретно к жителям Бийска – католикам. И здесь положительно настроенных респондентов хоть немного, но больше, чем к католической общине. Можно сделать вывод, что, признавая право человека на свободу вероисповедания, часть отвечающих не особо приветствует деятельность религиозной организации. Этот вопрос еще раз подтверждается результатами ответов на следующий вопрос:

И молодежь, и люди старшего возраста сошлись во мнении, что не стоит уделять внимание католической общине. По мнению одних – это дело только самих верующих католиков и никаким образом им не нужно мешать, другие (почти четверть старшего поколения, ответившие на вопрос отрицательно) считают, что деятельность общины необходимо ограничить. Обращают на себя внимание и 25% молодых респондентов, которые не имеют определенного мнения о месте, которое должна занимать католическая община в жизни города, а 23% из них вообще эта проблема не интересует. Возможно, это связано с возрастом, небольшим жизненным опытом, однако, это те жители нашего города, которым в будущем предстоит выстраивать отношения с Римско-Католической Церковью.

Б. Существование и деятельность католической общины в оценках верующих и неверующих жителей города.

Всего из опрошенных отнесли себя к православной вере 64%: 38% из числа молодежи и 93% людей старшего поколения. Из верующих 60% знают о существовании в городе католической общины.

Верующие респонденты оказались более лояльны к существованию католической общины в городе, чем неверующие. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. На наш взгляд, это свидетельствует о большем понимании данной категории опрошенных необходимости в церковной организации верующих.

В этом вопросе у верующих и неверующих практически полное единодушие. Признавая право человека на свободу вероисповедания, жители города солидарны в защите интересов православной веры.

В результате социологического опроса было выявлено, что старшее поколение категоричнее относится к существованию католической общины, чем молодежь. Молодому поколению более свойственно нейтральная позиция. Религиозная принадлежность имеет не маловажное влияние, так как верующие более лояльно ответили на поставленные вопросы.

На основе проведенного исследования и встреч мы пришли к следующим выводам:

1. На сегодняшний день явных противоречий между жителями города не существует, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

2. Отношение представителей старшего и младшего поколения жителей города Бийска, можно считать толерантным.

3. Недостаточная информированность горожан по данному вопросу порождает индифферентность. Такое безразличное отношение к данному вопросу настораживает. Безразличие, если оно вызвано неинформированностью, опасно тем, что таких людей можно ввести в заблуждение, они легко поддаются манипулированию. Причиной также может быть нежелание людей вникать в особенности жизни города.

В существовании католической общины многие видят опасность расширения западной религии, не малый процент респондентов против распространения информации в материалах СМИ. Но они, видимо, забывают, что живут в правовом, демократическом государстве, где каждый имеет право на свободу вероисповедания. Мы не за то, чтобы католическая церковь вела активную прозелитическую политику и распространялась на территории нашей страны, а за уважение, принятие и правильное понимание людьми богатого многообразия культур нашего мира.

Данная работа носит неоднозначный характер, мы не расставили все точки, решение этих проблем – это предмет новой исследовательской работы. На наш взгляд стоит уделять больше внимания информированности городского населения по данному вопросу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)