Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кликун-Камень: легенды и были

Сколько замечательных мест есть в мире, каждое из них хочется посетить, узнать как можно больше о них. Но порой, так уж случается, мы знаем намного больше о далёких странах, городах, их историческом прошлом, чем о том крае, где родились и выросли.

Верхотурский край – край с богатым историческим прошлым, с большим количеством культурных и природных памятников, которые уже на протяжении нескольких веков поражают своим великолепием не только жителей Верхотурья, но и гостей со всех уголков России и Зарубежья.

В окрестностях Верхотурья есть удивительное место – известковая скала оригинальной формы, имеющая в настоящее время статус геоморфологического памятника природы. Эта скала с давних лет называется Кликун-Камень, много тайн хранит в себе это название, интересно, какие из них вымышленные, а какие можно считать правдой?

Заселение Верхотурского района началось примерно 5 тысяч лет назад. Места для поселений здесь были удобными – кругом росли леса, богатые зверьем. Реки и озера изобиловали рыбой, дичью. Вместе с тем они служили и как дороги (древние люди умели делать лодки-долбленки).

До прихода русских по берегам реки Туры проживали группы мансийского населения. Основным занятием этих людей была охота и рыболовство. Основными орудиями были каменный топор, стрелы, кремневые скребки. Манси не только охотились в лесу, но и широко использовали дерево, подвергая его обработке, изготовляя лодки, лыжи, сани, строили землянки с деревянной крышей, а позднее и дома. Для ловли рыбы изготовляли гарпуны, рыболовные снасти из прутьев, запруды.

Одно из городищ манси находилось недалеко от Верхотурья и называлось Нером-Кур (или Нером-Кар), это в районе реки Неромки. Там, где Неромка впадает в реку Туру, на высоком скалистом берегу и жили манси. А на противоположном берегу высится над Турой рекой могучий утес с отвесными скалами – Кликун Камень.

Что определило выбор этого места для жительства? Манси – прекрасные охотники и рыболовы. А какая природа кругом! Их жилища окружал сосновый лес. На реке Неромке был пруд. В высоких скалистых берегах реки Туры поселилось эхо. И в те времена, эхо вторило человеческим голосом. Казалось, оно разговаривает с нами.

Этот Говорливый камень - высокая красивая скала высотой около 20 метров. Изредка покрытый кедрами и елями, а на уступах этого камня, цепляясь за землю и песок, растут белые душистые гвоздики. А если посмотришь дальше, то перед тобой открываются поля с высокой рожью, с васильками и ромашками.

За что его так назвали? Догадаться можно, только пусть он сам о себе расскажет:

«Если кто-нибудь думает, что стоять на одном месте скучно, то он очень ошибается. Скучать мне некогда. В древности проплывали мимо меня челны охотников и рыболовов. Сперва-то я не очень примечал, кто они: много здесь сменилось разных племен. Ну, а потом пришли манси и ханты. Затем поплыли русские на своих ладьях.

Видел я и кровавые сечи, и весёлые игрища, и печали людские, и игрища. И сейчас тоже смотрю: вот едут на моторке местные жители, наверное, в Верхотурье, а это – приезжие: то ли геологи, то ли археологи, кто их знает. Копаются для чего-то в земле.

А вот сплавляются на плотах туристы. Тут и песни разные, и смех. Много всего перевидишь, так что не каюсь: и на одном месте стоять неплохо.

Почему я называюсь Кликуном.

Уж так повелось исстари: коли плывут по реке люди, подгребают поближе и кричат мне что-нибудь. Большие дети, конечно, или молодежь, солидные-то люди помалкивают. А я им отвечаю, хоть и каменный. Способность у меня такая, по-научному – эхо. Только мне не все равно, кто плывет и что кричит. Иногда найдется умник и на всю реку осрамит: «Дура-к!». И я ему в ответ: «Дура-к!». А другой хвалит: «Молодец!» Ну, как ему не ответить тем же. Вот и прозвали меня Кликун-Камнем».

Интересно, как объясняется происхождение скалы «Кликун-Камень» в разных источниках? Так :

• в книге «Верхотурье. Легенды и были»:«Когда-то Тура пробилась сквозь каменный кряж. Сейчас, покидая город, река попадает в гранитные объятия: три скалы на левом берегу, две – на правом. Центральная, по левому берегу, издавна зовется Кликун-камень. Многие горожане Кликуном считают первую безымянную скалу на правом берегу. Эхо у этой скалы, действительно, и громкое и четкое. Настоящий же Кликун «с изюминкой», с секретом, ведомым не каждому. Есть на вершине Кликуна место, где хорошо слышно, что говорят люди внизу и в стороне от камня. Обыкновенный, негромкий разговор, а слышно метров за 300-350. и все по одну сторону реки. А вот собственный крик сюда не возвращается. Такой он – Кликун-камень».

• В «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии»: «Говорливый камень, или Кликун, так называются береговые скалы, лежащие по обоим берегам р. Туры ниже г. Верхотурья. В литературе почему-то установилось название Говорливого, в действительности население называет скалы Кликунами. Скалы сложены из гранита. С этими скалами связаны легенды, на левобережной скале верхотурцы показывают место, где лешачихи или русалки, выходя из воды по утрам, совершали свой утренний туалет, расчесывали себе волосы. С именем Кликун связывается понятие, что звуки эхо, производимые на одном берегу, отрываются многими отзвуками на противоположном берегу и этим иногда забавляются взрослые и дети горожан».

• В газете «Верхотурская старина»: «Говорливый камень обладает удивительно звучным и отчетливым эхом, которое многократно повторяется. Этот феномен объясняется дугообразной формой каменной стены, протянувшейся по берегу реки Тура на большое расстояние».

Как вы уже поняли, у Кликуна чистое и громкое эхо, благодаря которому он заслуженно получил свое имя.

Такое эхо приводит многих к разным суеверным толкованиям: « Говорят, что на том месте, где нынче город, жил прежде народ чудь или чудаки, отличавшиеся небольшим ростом, но великого силою и безобразностью: они верят в бытие и действия леших, водяных, домовых и каких-то прежде бывших богатырей, подтверждая веру свою мнимыми фактами: заблудясь в лесу, обыкновенно, приписывают это действию леших, а чтобы выйти на дорогу и избавиться от опасности, употребляют свои разные средства. Так, например, сыплют табаку на пень или переменяют с ноги на ногу обертки. Веря в водяных, показывают место, где будто бы, по их названию, лешачихи по утрам чесали себе волосы. Внешний вид ее был страшен: высокая дородная женщина, вся сплошь покрытая черными волосами. Обычно она сидела на плоту у реки и чесала золотым гребнем свои длинные черные волосы. Если видела проходившего мимо человека, то сразу же падала в воду, нередко оставляя на плоту свой гребень. В этот момент, по поверьям, обязательно где-нибудь тонул человек. Это место известно здесь под названием Кликуна. Оно находится на другой стороне реки Туры и составляет дикий камень, вышиною около десяти сажень. Сюда-то приходят иногда верхотурцы, а на берегу реки, прямо против камня, кричат и в то же время слышат ясное и громкое повторение своих слов, как будто бы кто, притаясь к скалам, повторял кричавшим на берегу».

Из воспоминаний жителя г. Верхотурья Добрынина Ивана Михайловича: «Да, Кликун-камень называется, потому что там, считали, черти водились. Рядом крикнешь, а они откликаются, людей близко не подпускают, вот потому и назвали так.

Предрассудки, конечно, были».

Так же существует мнение, что в районе горы Кликун-камень или так называемом «старом капище» у р. Неремка, в течение многих веков приносились человеческие жертвы, и поэтому на всякого, зашедшего туда, падает проклятие. Люди, бывшие здесь, испытывали сильные головные боли, тошноту, галлюцинации. Одна женщина все время видела чей-то взгляд, устремленный на нее из расщелины, он преследовал ее даже на обратном пути по возвращении домой.

Из воспоминаний жительницы Верхотурского района Бочкаревой Нины Ивановны: «О Кликуне от горожан слышала, что когда расстреливали и бросали в реку людей, то Кликун плакал, стонал. С этого камня белогвардейцы расстреливали коммунистов, а камень стонал. Придут утром, а камень ночной кошмар отдавал, стонал. Надо бы проверить это явление».

В процессе поиска информации о Кликун–Камне, наше внимание привлекло то, что чаще всего данный географический объект упоминается в материалах, посвященных гражданской войне на территории Верхотурского уезда.

По воспоминаниям очевидцев, репрессии против сторонников Советской власти, оставшихся в городе Верхотурье или не успевшим уйти с Красной Армией, начались сразу же после вступления белых в Верхотурье. 13 октября 1919 года на берегу Туры, у Троицкого камня, был убит бывший милиционер Николай Баянов. Белыми был схвачен красноармеец Данила Мальцев, он убит и брошен в могилу около Кликун-Камня. К этой же могиле под усиленным конвоем с завязанными руками привели ещё семь человек. Изрубив их шашками, сбросили туда же. Группу раненых красноармейцев белые захватили в здании больницы (на берегу Туры, на Покровском камне). Босыми, в нижнем белье их вывели и уничтожили. Недалеко от Кликун-Камня был убит член Дерябинского волостного Совета Иван Дерябин. Из Верхотурской тюрьмы выводили пленных на расстрел на Кликун-Камень, а трупы погибших бросали в могилу, находящуюся рядом.

В повести С. Б. Шмерлинга «Серебряные шпоры» описывается событие, произошедшее на Кликун-Камне:

«В глаза глядело круглое зрячее дуло. Оно расширилось и заслонило вест свет

«Мама, мамочка», - подумала, а может, крикнула Вера и, отвернувшись от нацеленного дула, уперлась взглядом в одинокую сосну над кремнистым обрывом. Там в глубине темнела вода. «Высота страшна, а пули страшнее». Она рванулась к обрыву и – была не была – бросилась с кручи.

Пресеклось дыхание, остановилось сердце. Она врезалась в воду сразу за ледяными берегами и камнем пошла на дно. Руки толкнулись в твердое, спружинили, вода выбросила ее на поверхность, быстрое течение поволокло за поворот. Она подныривала, стараясь подольше укрываться под водой, и снова плыла.

Вера не услышала ни команды «пли», ни грянувших выстрелов, не увидела, как падают с высокой обрывистой скалы простреленные навылет тела красноармейцев, как, взбежав на лбище Кликуна, солдаты неистово палили, спешно ловя на мушку появлявшуюся на мгновения в быстрых водах Туры маленькую фигурку девочки. Она подныривала и плыла. За поворотом пули уж не могли ее догнать. Вера, махая саженками, подгребала к лесистому правому берегу. Хватаясь за ломкий лед, за кусты, с трудом выбралась на отмель и, не давая себе передышки, кинулась в лес».

События, описанные в повести, столь реалистичны, что нам стало интересно узнать о девочке Вере, одной из героинь повести С. Б. Шмерлинга.

В архивах Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника сохранились материалы ответственного секретаря районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры К. М. Рагозина за июнь- июль 1979 года: «В период, когда шли бои в районе речки Актай, и смелость и героизм проявила наша советская разведчица кавалерист, родом со станции Лобва Вера Ивановна Кузницына.

Вера ещё юной ушла из дома и добилась, чтобы ее приняли в кавалерию. Вера Кузницына под именем Володи Холкина во 2 – й роте командир роты Тыришкин Семен Иванович, помкомроты Шабунин Александр – рабочий из Перми третьего Екатеринбургского полка 29 Уральской дивизии.

Со стороны Карелино в наступающие холода, солдат Вера Кузницына /Холкина/ ушла в разведку в расположение белых на монастырь Заимку р. Актай /Дом отдыха/. Разведав расположение противника на станции Верхотурье, а оттуда пришла в город Верхотурье. На городском рынке ее опознал и предал Лобвинский гимназист Володька Щутов. Веру бросили в Верхотурскую тюрьму, не добившись от отважной разведчицы данных о красных войсках, Веру вывели на расстрел к Кликун – Камню. Но смелость, бесстрашие и решительность, самообладание помогли ей осмыслить, что делать: она бросилась в ледяную воду Туры, на какое – то мгновение скрылась под водой. Растерялись и конвойные. Вере удалось преодолеть реку и скрыться в прибрежных кустах.

За активное участие в гражданской войне к пятидесятилетию Советской власти Вера Кузницына награждена медалью «За боевые заслуги». В феврале месяце 1975 года герой гражданской войны отважная разведчица, проживающая в поселке Лобва, по улице Христофорова №6 ушла из жизни. Герои не умирают. Она навсегда останется в памяти народной, в сердцах родных, всех, кто ее знал».

И по настоящий день Кликун выступает на светлом небе темной глыбой, как будто пытается еще раз нам рассказать о трагедиях, произошедших давным-давно.

Интересно, а чем живет Кликун-Камень сейчас?

Любимое место верхотурцев – яблоневый сад в пойме реки Туры у Кликуна. Сад был заложен в начале 30 годов двумя увлеченными любителями – садоводами Петром Петровичем Глазуновым и Родионом Автоноовичем Заболоцким. Петр Петрович Глазунов вначале работал на сортоиспытательном участке, а позднее, когда организовался в Верхотурье колхоз «Искра», в овощеводческой бригаде на парниках, как тогда привыкли называть овощеводческую бригаду верхотурцев. Наряду с выращиванием различной рассады и овощей закрытого грунта Петр Петрович на небольшом участке у маленького кликуна начал выращивать помидоры прямо на грядках, сделанных ступеньками по берегам Туры, который защищал растения от северных ветров, а с южной стороны отдавали ночью, накопленное днем тепло воды реки Тура. Опыт удался: интересно было смотреть на эти грядки, рядами шедшие по берегу, где ярко рдели красные помидоры, тогда еще мало рассматриваемые в Верхотурье. У Глазунова была мечта вырастить южные фруктовые деревья. Несколько выше помидорных грядок на этом же участке он посадил и получил первые плоды яблок, груши, вишни и сливы. Развел сортовые ягодные кустарники смородины, малины. Здесь же было и несколько небольших грядок клубники. Весь этот участок стал очень большой диковинкой в Верхотурье, чтобы увериться, что все это выросло на нашей земле, многие приходили и даже приезжали смотреть на все это: пробовать помидоры, фрукты, ягоды.

Агроном Р. А. Заболоцкий появился на Урале в 1929 году с одним из образов специальных переселенцев из Винницкой области Украины. Позднее его определили работать агрономом – овощеводом на большом подсобном хозяйстве Верхотурского детского дома, пионергородка на большом Кликуне. Агрономы встретились, подружились. Родион Автономович был приятно удивлен тем, что встретил на участке Петра Петровича уже плодоносящие деревья. Он тут же загорел идеей заложить за большим Кликуном на нераспаханной еще луговине земельного участка детского дома яблоневый сад. Петр Петрович поддержал его замыслы. Двум энтузиастам удалось достать из питомников посадочный материал, и в середине 30 годов фруктовый сад детского дома был заложен. Воспитанники детского сада, среди которых было много детей спецпереселенцы, охотно трудились на посадке знакомых с детства деревьев, а потом заботливо и с любовью ухаживали за ними - добросовестно выполняли все указания своего агронома Заболоцкого. А когда в конце 30 годов сад впервые зацвел, чудесная это была картина. Если посмотреть с высоты кликуна на просторной и ровной, зеленой луговине, точно в огромном неправдоподобном балете в белых воздушных пачках цветов выстроились молодые яблоньки, готовые исполнить первые звуки пения птиц и стрекот кузнечиков. А над головой голубой купол неба, опоясанный темно – зеленой линией горизонта из уральской дремучей тайги. Эту картину дополняли живописные берега рек Туры и Неромки. Как радовал детей этот сад, напоминая далеко оставленную родину. У склона Кликуна стоял маленький домик, в котором жил сторож Федор Баталов. Он разрешил детям брать яблоки, но так, чтобы не повредить дерево. Эта традиция сохранилась, пока существовал детский дом, его подсобное хозяйство и был жив дедушка Федор. Сад был ухожен и быстро разрастался, радуя всех своей красотой и плодами. Сад стал любимым местом отдыха верхотурцев.

Но вот детский дом расформировали, а без хозяина и дом – сирота, как говорит народная пословица. Постепенно участок сада стал сокращаться. Вначале исчезли кусты различных сортов малины и смородины – их перенесли в свои огороды горожане. А яблоневые аллеи все больше и больше оттесняют к берегу реки картофельные участки. Деревья стареют, посадкой свежих заняться некому, да и во время цветения и созревания плодов их нещадно ломают все, кому не лень, ведь хозяина нет! Очень грустно оттого, что такая красота на глазах погибает, а ведь этот сад был родоначальником распространения всех фруктовых садов в Верхотурье и Верхотурском уезде.

После Великой Отечественной войны, в конце 50 годов, сколько было высажено фруктовых деревьев в городе, на пришкольных участках и участках детских садов, в коллективных садах и индивидуальных огородах, все постепенно исчезает. А надо как – то возродить этот интерес.

Изучить свой край - не значит просто наблюдать явления, это значит, наблюдая окружающие явления, осмысливать их в то же время. Нам нужно знать свой край не только потому, что это интересно, а потому, что знания края поможет изменить его облик.

В результате своих исследований мы пришли к выводу, что через название любого географического объекта можно узнать прошлое своего края.

Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не спросил себя, почему именно так, а не иначе называется его родная деревня или город, речка, текущая под окном, синеющие на горизонте горы. На территории Верхотурского района много уникальных мест, созданных природой, о существовании которых мы даже и не догадываемся. Одним из таких мест является скала Кликун-Камень.

В процессе работы мы не смогли получить однозначного ответа на вопрос, связанный с происхождением названия скалы, так как к топониму «Кликун-Камень» одни исследователи подходят с научной точки зрения, а другие - с мифологической. Но, при этом, они приходят к единому мнению, что данный природный объект имеет четкое и ясное эхо, благодаря которому появилось название «Кликун».

Благодаря исследованию, мы узнали о многих исторических событиях, происходивших на территории Верхотурского района, о людях, жизнь, которых связана с нашим краем.

Конечно, жизнь идет, она не стоит на месте, но при этом не стоит забывать о прошлом, и как сказал К. Прутков: «Отыщи всему начало, и ты много поймешь».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)