Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2019-04-23

<<Код да Винчи>>: правда и вымысел. Часть 1

В книге <<Код да Винчи>> Дэн Браун достиг предела возможностей исторического детектива. В мире сногсшибательных сюжетов трудно добиться чего-то большего. Спрятанные в Розуэлле инопланетяне или загадочное убийство Кеннеди - детский лепет по сравнению с этой фантасмагорией: заговор Церкви, скрывающей подлинную личность Иисуса Христа и вводящей в заблуждение миллиарды верующих. Блистательная смесь фактов и вымысла создает ощущение правдоподобия, и мы попадаемся на эту удочку, заинтригованные сюжетными линиями, следим за ними, куда бы они ни вели, что бы на самом деле ни означали.

В связи со спорами и захватывающим интересом к книге <<Код да Винчи>> Дан Браун пишет на своем веб-сайте:

<<Поднятая вокруг книги дискуссия - положительная, мощная сила. Чем активнее мы обсуждаем эти темы, тем лучше понимаем собственную духовность. Религии только на пользу полемика и диалог. У религии только один настоящий враг - равнодушие, а страстные споры - лучшее противоядие>>.

Именно им стала эта книга. Люди, которые никогда не задумывались над подобными вопросами, стали искать в интернете информацию по истории христианства, и слово <<Константин>>, которое прежде не было распространенным поисковым словом, ныне засылается в интернет ежедневно. <<Код да Винчи>> - третий совместный фильм Тома Хэнкса и Рона Ховарда после космической драмы <<Аполлон 13>> и комедии <<Всплеск>>.

В своей работе я попытаюсь сопоставить все факты и понять, правда или вымысел <<Код да Винчи>>

Дэн Браун

<<Дэн Браун родился 22 июня 1964 года в Нью-Гэмпшире (США), отец его был профессором математики, а мать - профессиональным музыкантом.

Дэн рос в окружении парадоксов науки и религии. Супруга Дэна Блис - художник и искусствовед - сотрудничала с ним в научных исследованиях и сопровождала Дэна в его многочисленных исследовательских путешествиях. Дэн окончил академию Филипс-Экзетер и Амхэрст-колледж, затем отправился в Калифорнию, где начал свою карьеру как автор песен, музыкант и исполнитель, выпустил несколько компакт-дисков со своими записями.

В 1993 году Дэн Браун вернулся в Нью-Гэмпшир и стал преподавать английский язык в Амхэрст-колледже.

В 1995 году совместно с женой опубликовал книгу <<187 мужчин, от которых следует держаться подальше: путеводитель для романтически фрустрированных женщин>>.

В 1998 году писатель, которого всегда интересовали философия, история религии, криптография и тайные организации, опубликовал свой первый роман-триллер - <<Цифровая крепость>>, который быстро стал бестселлером №1 среди пользователей Интернета. Роман исследует тонкую линию между гражданской свободой и национальной безопасностью.

Дальнейшие его произведения также создавались на <<стыке жанров>>: в 2000 году свет увидел интеллектуальный конспирологический детектив "Ангелы и демоны", а в 2001 году вышел триллер <<Точка обмана>>, поднимающий проблему нравственности в политике и национальной безопасности.

В 2003 году приключения профессора Роберта Лэнгдона из <<Ангелов и демонов>> были продолжены романом <<Код да Винчи>>. В первый же день после публикации он был продан в количестве 6 тысяч экземпляров, а общий мировой тираж бестселлеров Дэна Брауна, переведенных на 40 языков, приближается к 8 миллионам экземпляров.

За первую неделю продаж роман "Код да Винчи" занял первое место в списке Нью-Йоркских бестселлеров и разместился на вершине бестселлеров Журнала Уолл-Стрит, Санфранцисских Хроник. Позже стал хитом номер №1 во всех крупных рейтингах бестселлеров в стране. В мае 2006 в свет вышла экранизация романа "Код да Винчи".

Леонардо да Винчи

Незримое присутствие Леонардо да Винчи чувствуется на всем текстовом пространстве романа Дэна Брауна. Гений эпохи Возрождения оказал огромное влияние на жизнь Жака Соньера, с убийства которого и начинается "Код да Винчи". Для того чтобы дать ключ к тайне, которую предстоит разгадать его внучке Софи Невё, Соньер использует несколько творений великого художника.

Биография

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о матери героя нашего выпуска, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке. Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами - причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых <<сеньоров>>. Этот титул унаследовал и Пьеро.

Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена основой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров - Андреа дель Верроккьо (ок. 1435-1488).

Верроккьо был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер-ювелир, известность же ему принесли скульптура и живописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки.

Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы <<Тайная вечеря>> и <<Битва при Ангиари>> дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Леонардо получил в 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой-то совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину <<Поклонение волхвов>> - для алтаря монастыря Сан-Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций.

Одной из причин, заставивших Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из-за своей смуглой кожи прозвище <<Моро>> (то есть <<Мавр>>).

Здесь Леонардо провел почти двадцать лет. Из письма, адресованного им герцогу, можно понять, что он был не только и не столько придворным художником, но, прежде всего, военным консультантом Сфорца. В том, что художник занимался чем-то помимо живописи, нет ничего удивительного, это было распространенной в те времена практикой. Поражает другое - невероятный кругозор Леонардо и прозорливость его мысли. Среди его военных проектов отметим <<закрытые повозки, безопасные и неприступные>> (прообраз современных танков) и многозарядное огнестрельное орудие на вращающейся турели (прообраз пулемета).

Но технические проекты Леонардо слишком опережали свое время, не внушая доверия современникам. Сфорца не считал нужным тратить деньги на сомнительные, по его мнению, эксперименты. Однако он высоко ценил талант Леонардо как изобретателя всевозможных сценических приспособлений и искусного мастера фейерверков, устраиваемых в честь разнообразных праздников. К подобным событиям в эпоху Ренессанса относились очень серьезно, и каждый правитель стремился к тому, чтобы устроенный им праздник затмевал своим великолепием праздники конкурентов. Этим подчеркивались художественный вкус, <<просвещенность>> и богатство заказчика. К сожалению, от праздничной <<машинерии>>, созданной Леонардо, не осталось и следа, хотя, если верить воспоминаниям современников, он показал себя непревзойденным умельцем в том, что касалось подобных зрелищ.

Сфорца делал Леонардо и художественные заказы. Одним из них была большая конная статуя отца Лодовико - Франческо Сфорца. Леонардо создал глиняную модель, в три раза превосходящую натуральные размеры, но забросил работу, и в дальнейшем модель уничтожили.

Фреска <<Тайная вечеря>> должна была украсить стену монастыря Санта-Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства.

В 1499 году власти Лодовико пришел конец - Милан был захвачен французами, и Леонардо покинул город. Посетив Мантую и Венецию, где он провел несколько месяцев на службе у Чезаре Борджиа в качестве военного инженера, Леонардо вернулся во Флоренцию и работал там вплоть до 1506 года.

Считается, что именно в этот период он написал (или, во всяком случае, начал писать) свою знаменитую <<Мону Лизу>>. Кроме этого, он получил от городских властей престижный заказ на большую фреску <<Битва при Ангиари>> для Палаццо Веккьо. Как и в случае с <<Тайной вечерей>>, Леонардо решил прибегнуть к экспериментальной технике письма, и результат вновь оказался удручающим. Фреска так и не была закончена, а то, что успел написать Леонардо, в XVI веке покрыли сверху другой росписью.

В 1506 году Леонардо - опять в Милане. В 1512 году под натиском объединенных сил Швейцарии, Испании, Венеции и папского престола из города ушли французские войска - эти события вызвали чреду беспорядков, и Леонардо покинул Милан, направившись в Рим. В Риме он надеялся получить работу при папском дворе. Папа Юлий II, умерший в 1513 году, был известным меценатом своего времени. Папа Лев X, сын Лоренцо Медичи, ни в чем не уступал своему предшественнику. Но с работой у Леонардо не заладилось. Ему исполнилось 60 лет, у него была репутация художника, никогда не завершающего свои работы. Это одна из причин случившегося профессионального <<простоя>>. Другая причина заключалась в том, что к этому времени на художественной сцене уже появились Микеланджело и Рафаэль, скоростью работы явно превосходившие Леонардо. При папском дворе Леонардо приняли почтительно, но так и не предложили ему ни одного заказа.

Впрочем, Леонардо был уже живой легендой, чье присутствие могло украсить любой королевский двор. Французский король Франциск I, бывший большим любителем итальянского искусства, пригласил художника во Францию. Леонардо принял приглашение в 1516 или 1517 году - и остаток своих дней провел на правах почетного королевского гостя. Он получил официальный титул <<первого королевского художника, инженера и архитектора>>, но в действительности последние годы своей жизни посвятил устроению пышных придворных праздников и работе над дневниками и рукописями, которые мечтал опубликовать.

Последнего сделать ему не удалось. Но рукописи Леонардо настолько необычны, что это следует особо отметить. Когда исследователи впервые познакомились с ними (а Леонардо оставил около 7000 страниц со сведениями, касающимися разнообразнейших <<отделов>> знаний), то поначалу схватились за голову. Эти удивительные страницы не поддавались прочтению. Нужно было подобрать ключ. И его, в конце концов, подобрали.

Леонардо всю свою жизнь задавал вопросы природе, многому у нее научился. Еще Гераклит сказал: природа скрытна. Леонардо и в этом пытался ей соответствовать. Выяснилось, что писал он не слева направо, как это принято в европейской традиции, а справа налево. То есть прочитать его можно, только используя зеркало. И это открытие тоже стало уроком, преподанным Леонардо потомкам.

Франциск I на общем не слишком вдохновляющем фоне тогдашних европейских правителей смотрелся очень неплохо. Он высоко ценил Леонардо как собеседника и отлично понимал, что при его дворе оказался один из величайших мыслителей в истории человечества.

Жил Леонардо в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине реки Луары, где и умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет. Тело Леонардо было погребено на местном церковном кладбище. Впоследствии кладбище разрушили, и могила художника оказалась утерянной.

Сюжет книги

По сюжету книги её главный герой, доктор Роберт Лэнгдон, профессор религиозной символогии Гарвардского университета, должен распутать убийство Жака Соньера, куратора Лувра. Тело Соньера было найдено внутри Лувра обнаженным и расположенным так же, как на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи <<Витрувианский человек>>, с зашифрованной надписью на его туловище.

Эта надпись указывает на то, что ключ к тайне убийства нужно искать внутри знаменитых работ Леонардо да Винчи. Анализ таких работ Леонардо, как <<Мона Лиза>> и <<Тайная вечеря>>, значительно помогает в решении этой загадки. Некоторое время спустя Роберт встречает внучку Жака Соньера - Софи Невё. Её семья (мать, отец, брат) погибла в автокатастрофе. Теперь Софи и Роберту предстоит распутать множество тайн и загадок.

Главному герою романа предстоит решить две главные загадки:

* Что за тайну защищал Соньер, и почему он был убит?

* Кто убил Соньера и кто спланировал это убийство?

В романе есть несколько параллельных сюжетных линий, в которых участвуют различные персонажи. В конце книги все герои собираются вместе в Рослинской часовне, и сюжетные линии разрешаются.

Распутывание загадки требует решения серии головоломок. Секрет заключается в местонахождении Святого Грааля, в тайном обществе, так называемом Приорате Сиона, и в ордене Тамплиеров. Католическая организация Опус Деи также играет важную роль в сюжете.

Персонажи

Роберт Лэнгдон

Роберт Лэнгдон, главный герой романа "Код да Винчи", является также главным действующим лицом другого романа Дэна Брауна - "Ангелы и демоны".

Лэнгдон - преподаватель Гарвардского университета, где он ведет курс религиозной символики, автор более десятка книг. Он - вымышленное лицо и занимается вымышленным ремеслом. Слово "symbology" - симвология - скорее всего является анаграммой, составленной из слов "symbolism" (символизм) и "cryptology" (криптология), поскольку на самом деле в Гарвардском университете нет такой должности - "преподаватель религиозной символики". Тем не менее, к тому, чем занимается Лэнгдон, имеют отношение два реально существующих гарвардских преподавателя: Николас Констас, специализирующийся на тематике икон и иконографии, и Кимберли Пэттон, чьи интересы распространяются на изучение и толкование сновидений, иконографию жертвоприношений и погребальных культов.

Софи Невё

Софи Невё - один из главных персонажей "Кода да Винчи". По воле своего покойного деда, Жака Соньера, Софи пускается в приключения, которые коренным образом изменяют ее жизнь. Символично ее имя - Софи, то есть София, что, согласно Новому Завету, означает "мудрость". Именно мудрость позволяет Софи разгадать загадки, с которыми сталкивает ее жизнь. Софи выросла в Париже, воспитывал ее дед, который называл ее принцессой Софи (Princess Sophie). Это прозвище обозначается инициалами П. С. (P. S. ), что также является сокращением названия Приорат Сиона - тайной организации, великим магистром которой был Жак Соньер.

Члены Приората верят в то, что в наши дни живы потомки Иисуса Христа, от брака с которым у Марии Магдалины родилась дочь.

Интересно отметить, что в переводе с французского фамилия Софи - Неве - означает "наследница". По мере развития сюжета героине становятся известны все новые и новые факты о ее предках, а также о деятельности Приората Сиона. Понимание сути этой деятельности, похоже, было предопределено ее именем - Софи.

Жак Соньер

Жак Соньер - куратор Лувра и великий магистр Приората Сиона. Его убийство заставило Роберта Лэнгдона и Софи Невё пуститься в безумные приключения по расшифровке символов, дабы разгадать тайны Приората Сиона прежде, чем это сделают люди из "Опус Деи".

Давая своему герою имя Соньер, автор наверняка был вдохновлен тайной, окружавшей загадочного священника по имени Беранже Соньер, который в июне 1885 года получил церковный приход в церкви Святой Марии Магдалины в деревушке Ренн-ле-Шато.

Первые шесть лет своей службы молодой и привлекательный священник Соньер вел скромную жизнь, присущую жителям сельского захолустья, занимался охотой и рыбалкой, а также изучением истории родного края, о которой ему рассказывал аббат Анри Буде - священник из соседней деревни Ренн-ле-Бен. Соньер нанял себе в служанки деревенскую девушку по имени Мари Дерарно, которая вскоре прониклась к нему участием и преданностью - и унаследовала его имущество и секреты.

В 1891 году, вдохновленный романтическими рассказами Буде о местной истории, Соньер основал фонд для проведения довольно скромной реконструкции церкви, возведенной еще в 1059 году на развалинах старого вестготского святилища VI века. При проведении работ по обновлению алтаря он якобы нашел четыре старинных манускрипта, спрятанных в колоннах вестготских времен, поддерживающих алтарный камень. Эти таинственные манускрипты никто лично не видел, однако считается, что два из них содержат генеалогические таблицы, датируемые 1244 и 1644 годами.

А два других представляют собой зашифрованные документы, составленные в 1780-е годы Антуаном Бигу - предшественником Соньера на посту настоятеля церкви Святой Марии Магдалины.

Когда документы были расшифрованы, выяснилось, что они содержат некие таинственные послания. Соньер якобы заподозрил, что обнаружил нечто очень важное, и поговорил об этом с епископом Каркассона, который тут же посоветовал молодому кюре отвезти находки аббату Биель и Эмилю Оффе из парижской семинарии Сен-Сюльпис, чтобы те внимательно с ними ознакомились. Во время своего пребывания в столице Соньер побывал в Лувре, где приобрел репродукции картин Пуссена и Тенирса. Эти художники имели некое отношение к расшифрованным документам.

По возвращении Соньера в Ренн-ле-Шато, его поведение сделалось еще более странным. Прежде всего он продолжил восстановление церкви, раскопав древнюю мостовую и расчистив надписи на могильных плитах кладбища. Затем стал совершать долгие прогулки по окрестностям деревушки в обществе Мари Дерарно, собрав внушительную коллекцию не представлявших никакой ценности камней. Вскоре после этого он затеял обширную переписку практически со всеми странами Европы и открыл банковские счета в стратегически важных местах на юге Франции.

Позднее, в 1896 году, Соньер начал тратить внушительные суммы на реставрацию и украшение своей церкви загадочной символикой, а также построил новую дорогу и провел водопровод для жителей деревни. Он также построил особняк, который назвал Вилла Вифания, в котором практически никогда не жил. Здание виллы имело сложную, изысканную конструкцию. В нем, например, была зубчатая башенка, получившая название Тур-Маг-дала. Она была пристроена к склону горы, давая возможность любоваться из нее живописной панорамой раскинувшейся внизу долины.

Есть сведения, что этот считавшийся бедным священник из заштатного церковного прихода за последние двадцать лет своей жизни, завершившейся в 1917 году, потратил несколько миллионов долларов.

Огромные расходы Соньера предположительно привлекли внимание местных церковных властей, которые потребовали объяснить, откуда взялось богатство. Когда Соньер отказался открыть происхождение своего состояния, местный епископ обвинил его в незаконном проведении церковных ритуалов и присваивании денег. Церковный трибунал сместил Соньера с поста настоятеля деревенского прихода. Соньер обратился с апелляцией непосредственно в Ватикан, который отменил решение трибунала и вернул священнику его место и сан.

В январе 1917 года у Соньера случился удар, от которого он так и не оправился. День, когда он занемог, таинственным образом совпал с важным для членов Приората Сиона праздником - праздником церкви Сен-Сюльпис, который - ну просто мистика! - совпадает с датой, начертанной на одном из надгробий кладбища.

Рассказывают, будто священник, пришедший исповедовать умирающего, отказался принимать слова покаяния, и 22 января Соньер умер без исповеди.

Вилла Вифания упоминается в "Тайных досье" как арка, или материнский дом, двадцати семи командоров Приората Сиона, живших по всей Франции. Более того, Пьер Плантар, великий магистр Приората Сиона, намекал на то, что Ренн-ле-Шато - это то самое тайное место, где хранятся архивы Приората. В пользу истинности этого слуха свидетельствует тот факт, что Плантар приобрел в Ренн-ле-Шато недвижимость.

Слухи о том, что Соньер якобы нашел клад, не утихают и сто лет спустя после его смерти, а охотники за сокровищами и по сей день продолжают прочесывать округу. Ничего существенного так пока и не обнаружено, и загадка находки Соньера по-прежнему остается неразгаданной.

Ли Тибинг

Ли Тибинг - один из главных героев "Кода да Винчи". Он живет в роскошном особняке Шато Виллет близ Версаля. Его имя - анаграмма, составленная из имен писателей Майкла Бейджента и Ричарда Ли, соавторов книги "Святая кровь, Священный Грааль". Фамилия "Тибинг" составлена из фамилии "Бейджент".

Безу Фаш

Безу Фаш - один из героев романа "Код да Винчи", капитан французской полиции, занимающийся расследованием убийства Жака Соньера, куратора Лувра. Его фамилия - Фаш - означает в переводе с французского "сердитый" или "разгневанный", что вполне соответствует его грубому поведению и далеким от деликатности манерам. При первой встрече с Фашем Лэнгдон замечает у него галстучную булавку в виде распятия - crux gemmata, - символизирующую Христа и его учеников.

Имя этого героя - Безу - совпадает с названием места на юге Франции, а также с названиями двух организаций, часто мелькающих на страницах романа. На горе Безу тамплиерами когда-то была построена крепость, где якобы хранились сокровища храмовников. Вершина горы Безу находится юго-восточнее Ренн-ле-Шато - деревни, в которую в 1885 году приехал священник Беранже Соньер. Его деятельность и окружавшие ее тайны обсуждаются в книге "Святая кровь, Священный Грааль". Тибинг называет эту книгу "самым известным трудом" о происхождении Христа, когда вместе с Лэнгдоном рассказывает Софи Невё о загадке Святого Грааля.

Сайлас

Сайлас - член католической организации "Опус Деи", уверенный в том, что исполняет волю Бога, творя злодеяния, как описано в "Коде да Винчи". Он усмиряет плоть, носит так называемый пояс смирения и бичует себя до крови. Его имя не несет никакого скрытого смысла, однако заставляет вспомнить святого Силу, товарища святого Петра, упоминаемого в Деяниях (15:22) в числе "мужей, начальствующих между братиями".

Сюжетная линия Сайласа

Сюжетная линия Сайласа и епископа Арингаросы - проникновенное и даже довольно тонкое изображение ложно направленного религиозного рвения. Рисуя своих героев Сайласа и Арингаросу, Браун выдвигает гипотезу: если бы существовали документы, дискредитирующие христианство, то, несомненно, возникла бы радикальная группа ревнителей, которая устроила бы <<священную войну>>, чтобы защитить репутацию Церкви и Спасителя. Признавая терпимость христианской Церкви, начиная с эпохи крестовых походов, Браун в то же время приходит к выводу, что в определенных кругах христианского мира все еще существует опасность религиозного фанатизма. Возможно, он прав.

Это вопрос, достойный самокритики и восходящий к самому возникновению Церкви. Петр в ночь предательства Христа, выхватывает меч, пытаясь защитить Его, и отсекает ухо первосвященническому рабу. Рана не смертельная, Иисус исцеляет ухо и предостерегает Петра, а вместе с ним всех будущих учеников: <<Поднявший меч от него и погибнет>>. Он учит, что Царство Божье не в силе, что защищая его, нельзя прибегать к насилию. По-видимому, Сайлас пропустил этот урок, обучаясь вере.

Во всяком вымысле автор - полновластный владыка, занятый воздаянием, и Браун предпочитает не карать, а миловать Сайласа и епископа Арингаросу. Если в романе просвечивает истинная природа Царства Божьего, то именно в этом: милость превозносится над судом.

Пояс смирения

Такую повязку носил на чреслах Сайлас. Пояс смирения - это цепочка с шипами, которую носили на верхней части бедра несколько часов в день члены "Опус Деи", именуемые служащими-нумерариями.

Не многие из них признавались в том, что носят его, поскольку это наиболее суровый и жестокий способ укрощения плоти. Такой пояс оставлял на теле болезненные отметины, однако для того, чтобы носивший его терпел такие мучения, что и Сайлас, пояс должен был быть очень плотно затянут.

Жером Коале

Лейтенант полиции Жером Колле, помощник капитана Безу Фаша. Он принимает активное участие в событиях, стремительно развивающихся на страницах "Кода да Винчи" и происходящих на территории всей Франции. Его фамилия - Collet - означает воротник или аркан и на профессиональном полицейском жаргоне означает "быть пойманным полицией".

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)