Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2019-04-23

<<Код да Винчи>>: правда и вымысел. Часть 2

Продолжение

Тайны кода да Винчи

Шартрский собор

Целью приезда Роберта Лэнгдона в Париж было чтение лекции о языческом символизме, нашедшем отражение в конструкции Шартрского собора.

Шартрский собор находится на территории департамента Эр-и-Луар, к югу от столицы Франции. Шартр, начиная с VI века, всегда был важным религиозным центром. В IX веке он стал центром культа Мадонны, что неудивительно, поскольку главный собор этого города носит имя Святой Девы Марии, богородицы.

В XI столетии на месте церкви вырос собор в традиционном романском стиле, почти полностью уничтоженный пожаром в самом начале XII века.

Именно поэтому в 1145 году было начато возведение более внушительного и крупного собора, который впоследствии превратился в величественное готическое сооружение, которое сохранилось и до наших дней. Пожар 1194 года стал причиной очередной реконструкции собора, которая была завершена в 1225 году.

Шартрский собор явился предтечей многих готических соборов Франции той эпохи. Его украшают характерные для этого стиля башенки, шпили, стрельчатые арки, пересекающиеся контрфорсы, берущие на себя вес крыши, а также превосходные витражные окна. Впервые готическая архитектура создала светлое, внушающее благоговейный ужас огромное внутреннее пространство, позволившее зодчим совместить божественную геометрию и символы, известные в те далекие времена лишь немногим посвященным.

Появление новой готической архитектуры удивительным образом совпадает с периодом после второго крестового похода в середине XII века и потому расценивается многими как свидетельство возвращения крестоносцев, принесших новые идеи и архитектурные веяния с экзотического Востока. Другим это представляется результатом тайных геометрических и архитектурных изысканий, сделанных тамплиерами в Иерусалиме.

Каково бы ни было происхождение западноевропейской готики, ее величие усиливалось религиозной и светской живописью и символизмом, которым готика в буквальном смысле пронизана, будь то скульптурные и резные, деревянные изображения и картины. Помимо очевидного, зримого своего назначения в роли произведений изобразительного искусства и архитектуры, композиции и элементы декора таили в себе некий скрытый смысл и тайное знание.

Воздвигнутый в честь Девы Марии собор как бы воплощает в своих конструктивных особенностях женскую сущность. Арочный вход и окно-розетка уподоблены строению женского тела.

Под сводами храма находится огромное количество женских скульптурных и живописных изображений.

Статую царицы Савской почему-то украшает борода. На витражных окнах можно увидеть самое древнее изображение Марии Магдалины. Здесь показана ее жизнь во Франции, куда она перебралась после того, как Иисус принял смерть на кресте.

В 1200 году на полу собора было выложено мозаичное изображение лабиринта в виде четырех соединенных между собой квадратов с семью резкими поворотами в каждом. В центре его находилась роза, символизировавшая просветление и женское начало. Напольный лабиринт, по которому проходили предававшиеся благочестивым молитвам богомольцы, являет собой еще один символ женского тела, часто использовавшийся в ту давнюю пору.

В соборе также находится гематрия. В гематрии каждой букве соответствовало свое число, чтобы слова могли быть уравнены с композицией и фразы эквивалентной ценности могли быть произнесены с той целью, чтобы они имели такое же значение. Подобные зашифрованные символы расположены во многих уголках собора наряду со ссылками на Ковчег завета Господня.

Тамплиеры

Тамплиеры часто упоминаются на страницах "Кода да Винчи" в связи либо со Святым Граалем, либо с поиском так называемых сокровищ Иерусалимского храма. Орден тамплиеров (фр. templiers от <> - храм, <<храмовники>>), или Рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) - первый по времени основания из религиозных военных орденов.

Орден был основан в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода, чтобы поддержать новое Иерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов, направившихся в Иерусалим после его завоевания. Следует, конечно, различать реальное основание ордена и начало его деятельности с одной стороны и официальное признание Папой Римским в качестве самостоятельного монашеского братства - с другой.

Связь с храмом Соломона

"Поскольку они не имели ни церкви, ни постоянного прибежища, король дал им на время местожительство в южном крыле дворца, близ Храма Господня". <<Храм Господень>> - имеется в виду Второй иерусалимский Храм, построенный Иродом Великим и разрушенный римлянами в 70-х гг. н. э. Во время существования Иерусалимского королевства Храмом Господним именовался т. н. <<Купол Скалы>>, он же - Золотой купол или, на арабском, Куббат ас-Сахра. Мечеть "Аль-Акса" ("Крайняя") именовали Темплум Соломонис - Храм Соломона. Они, а также, позднее, и дворец Иерусалимского короля, были построены на территории Храмовой горы - там же, где стоял разрушенный римлянами Иерусалимский храм.

Главная резиденция тамплиеров располагалась в южном крыле дворца. На средневековых планах и картах, изображающих Иерусалим, вплоть до XVI века Храмовая гора носит название Храма Соломона.

К примеру, на плане Иерусалима 1200 года ясно можно прочитать <<Темплу Соломонис>>. Отсюда и название самого ордена. В документах 1124-25 гг. тамплиеры именуются проще - <<рыцари Храма Соломона>> или <<рыцари Иерусалимского Храма>>. Вот фрагменты из этих произведений:

<<Подлинный Храм - Храм, в котором они живут вместе, не столь величественный, правда, как древний и знаменитый Храм Соломона, но не менее прославленный. Ибо всё величие Соломонова Храма заключалось в бренных вещах, в золоте и серебре, в резном камне и во множестве сортов дерева; но красота Храма нынешнего заключена в преданности Господу его членов и их образцовой жизни. Тот вызывал восхищение своими внешними красотами, этот почитается из-за своих добродетелей и святых деяний, и так утверждается святость дома Господня, ибо гладкость мрамора не столь угодна Ему, как праведное поведение, и Он печется больше о чистоте умов, а не о позолоте стен>>.

- Exhortatio S. Bernardi ad Milites Templi, ed. Mabillon. Parisiis, 1839, torn. I, col. 1253-1278

<<Помещения их расположены в самом Храме Иерусалимском, не столь огромном, как древний шедевр Соломона, но не менее славном. Воистину, всё великолепие Первого Храма состояло в бренном золоте и серебре, в полированных камнях и дорогих породах дерева, тогда как очарование и милое, прелестное украшение нынешнего - религиозное рвение тех, кто его занимает, и их дисциплинированное поведение. В первом можно было созерцать всяческие красивые цвета, тогда как в последнем - благоговеть пред всевозможными добродетелями и благими делами. Воистину, святость - подобающее украшение для дома Божия. Там можно наслаждаться великолепными достоинствами, а не блестящим мрамором, и пленяться чистыми сердцами, а не золочёными филёнками.

Конечно же, фасад этого храма украшен, но не каменьями, а оружием, а вместо древних золотых венцов стены его увешаны щитами. Вместо подсвечников, кадильниц и кувшинов обставлен этот дом сёдлами, упряжью и копьями>>.

Бернар Клервоский (1091-1153), <<Похвала новому рыцарству>>

<<В 1118 году на Востоке рыцари крестоносцы - среди них были Жоффрей де Сен-Омер и Хуго де Пайен - посвятили себя религии, давши обет константинопольскому патриарху, кафедра которого всегда была тайно или открыто враждебна Ватикану со времен Фотия. Открыто признанной целью тамплиеров было защищать христианских пилигримов в святых местах; тайным намерением - восстановить Храм Соломона по образцу, указанному Иезекиилем. Такое восстановление, предсказанное иудейскими мистиками первых веков Христианства, было тайной мечтой Восточных патриархов. Восстановленный и посвященный Вселенскому культу, Храм Соломона должен был стать столицей мира. Восток должен был превалировать над Западом, и патриархия Константинополя должна была верховенствовать над папством. Чтобы объяснить название тамплиеры, историки говорят, что Балдуин II, король Иерусалимский, дал им дом в окрестностях Храма Соломона. Но они впадают здесь в серьезный анахронизм, потому что в этот период не только не оставалось ни одного камня даже от Второго Храма Зоровавеля, но трудно было и определить место, где эти храмы стояли. Следует считать, что дом, отданный тамплиерам Балдуином, был расположен не в окрестности Соломонова Храма, а на том месте, где эти тайные вооружённые миссионеры Восточного патриарха намеревались восстановить его.

Тамплиеры считали своим библейским образцом каменщиков Зоровавеля, которые работали с мечом в одной руке и лопаткой каменщика в другой. Поскольку меч и лопатка были их знаками в последующий период, они объявили себя Масонским Братством, то есть Братством Каменщиков>>.

Элифас Леви (аббат Альфонс Луи Констан), <<История магии>>

Крестовый поход

По одной версии, в течение последующих девяти лет девять рыцарей не принимают в своё общество ни одного нового члена. Но следует отметить существование фактов, позволяющих либо усомниться в создании Ордена в 1119 году, либо в его девятилетней замкнутости. Известно, что в 1120 году в Орден был принят Фульк Анжуйский, отец Жоффруа Плантагенета, а в 1124 году граф Шампанский. К 1126 году было принято ещё два человека.

Финансовая деятельность

Одним из главнейших занятий Ордена были финансы. Но что представляли они собой в то время? По словам Марка Блока <<деньги мало циркулировали>>. Они были не реальными монетами, но переводными, счётными. <<Лишь в самом конце XIII века французские легисты с трудом стали различать её (монеты) действительную стоимость (вес в золоте) и натуральную, то есть её трансформацию в денежный знак, инструмент обмена>>, - писал Жак Ле Гофф. Величина ливра изменялась с 489. 5 г золота (время Каролингов) до 89. 85 г в 1266 г. и до 72. 76 г в 1318 г. Чеканка золотых монет возобновилась с середины XIII века: флорин 1252 г. (3. 537 г. ); экю Людовика IX; венецианский дукат 1284 г.

В реальности, по словам Ж. Ле Гоффа, чеканили серебро: грош Венеции (1203 г. ), Флоренции (ок. 1235 г. ), Франции (ок. 1235 г. ). Денежные отношения, таким образом, носят весовой характер - что их несколько затрудняет. Попытки же оценить какую-либо степень богатства могут привести к неадекватным результатам. Можно, к примеру, оценивать по уровню 1100 года - когда ливр колебался в пределах 367 - 498 г. , а можно по уровню 1318 г. - ливр 72. 76 г. Т. о. автор какой-либо работы может, оперируя данными, получить нужный ему результат - об огромной величине богатства тамплиеров, например.

Нужно заметить, что ввиду большого риска финансовыми операциями зарабатывали только определённые лица и конгрегации. Ростовщичеством занимались обычно итальянцы и евреи. Конкуренцию им составляли аббатства, которые обычно давали деньги под залог <<земли и плодов с неё>>. Целью кредита обычно было паломничество в Иерусалим, сроком - возвращение оттуда. Величина кредита 2/3 суммы залога.

Значительно более солидно выглядел на этом поле финансовой деятельности Орден тамплиеров. У него был особый статус - не только светской организации, но и духовной - следовательно, нападения на помещения Ордена рассматривались как святотатство. Кроме того, тамплиеры получили позже у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим конгрегациям приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям.

Именно тамплиеры являются изобретателями чеков, причём если сумма вклада исчерпывалась, то её можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год производились окончательные подсчеты чеков. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками Орден брал небольшой налог. Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещений драгоценных металлов (игравших роль денег), теперь можно было отправляться в паломничество с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету. Т. о. денежная собственность владельца чека стала недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было достаточно велико.

У Ордена можно было взять ссуду под 10 % - для сравнения: кредитно-ссудные кассы и евреи давали ссуды под 40 %. Но со времён крестовых походов папы освободили крестоносцев от <<еврейских долгов>>, тамплиерам же отдавали в любом случае.

По мнению Стюарда, <<самым длительным занятием тамплиеров, их вкладом в разрушение монополии Церкви на ростовщичество, было занятие экономикой. Ни одно средневековое учреждение не сделало большего для развития капитализма>>.

Орден обладал огромными земельными владениями: в середине XIII века около 9000 мануариев; к 1307 г. около 10500 мануариев. Следует отметить, что земельные владения Ордена Св. Иоанна более чем в два раза превосходили по территории владения Ордена Храма.

Постепенно тамплиеры становятся крупнейшими кредиторами Европы. В числе их должников все - от крестьян до королей и пап. Банковское дело у них настолько развито, что Филипп II Август доверил казначею Ордена исполнение функций министра финансов. <<В течение 25 лет королевская казна управлялась казначеем Ордена Гаймаром, потом Жаном де Милли>>. При Людовике IX Святом королевская казна находилась в Тампле. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой Ордена. <<Главный казначей Ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил финансовое управление страной>>, - пишет С. Г. Лозинский. Не только французские короли доверяли казну государства тамплиерам, ещё на 100 лет раньше один из ключей от иерусалимской казны хранился у них. Рыцарям Храма были знакомы бухгалтерский учёт и принцип двойной записи, чековые расчеты и сложные проценты; во всём христианском мире не было более опытных и честных экономистов.

Орден вёл активные строительные работы. На Востоке они по большей части заключались в возведении замков и мощении дорог. На Западе - дороги, церкви, соборы, замки. В Палестине тамплиерам принадлежало 18 важных замков, например Тортоза, Фев, Торон, Кастель-Пелегринум, Сафет, Гастин и другие.

За срок менее ста лет Орден построил в Европе <<80 соборов и 70 храмов поменьше>>, - говорит Ж. Майе. Отдельно следует выделить такой вид деятельности тамплиеров, как строительство дорог. В то время нехватка дорог, множество сборов и пошлин, взимаемых каждым мелким феодалом у каждого моста и пункта обязательного проезда, а также наличие разбойников и пиратов, затрудняли возможность передвижения. К тому же качество дорог было, по мнению С. Г. Лозинского, отменно низким. Свои дороги тамплиеры охраняли и на их перекрёстках строили комтурии, где можно было остановиться на ночлег. Люди были защищены на дорогах Ордена. Существенная деталь: за проезд по этим дорогам не взималась таможенная пошлина. Явление, исключительное для Средневековья.

Значительной была благотворительная деятельность тамплиеров. Устав предписывал им трижды в неделю кормить бедных в своих домах. Кроме нищих во дворе, четверо ели за столом. Г. Ли пишет, что когда во время голода в Мостере цена меры пшеницы поднялась с 3 до 33 су, тамплиеры кормили 1000 человек ежедневно.

В 1291 г. Акка пала, и ордены перенесли свои резиденции на Кипр. Ещё задолго до этого события тамплиеры, используя свои накопления и широчайшие связи, стали крупнейшими банкирами Европы, так что военная сторона их деятельности отошла на второй план.

Особенно велико было влияние тамплиеров в Испании, Франции и Англии. Орден преобразовался в жесткую иерархическую структуру с великим магистром во главе. Они распределялись по четырём разрядам - рыцарей, капелланов, оруженосцев и слуг. По оценкам, во времена наибольшего могущества в ордене насчитывалось около 20 000 членов, и рыцарей, и сервентов.

Благодаря прочной сети командорств - в XIII веке их насчитывалось пять тысяч вместе с зависимыми замками и монастырями, тамплиеры могли обеспечивать под небольшие ссудные проценты не только охрану вверенных им ценностей, но и их перевозку из одного места в другое, от заимодавца к заемщику или от погибшего паломника к его наследникам.

Финансовая деятельность и непомерные богатства ордена вызывали зависть и вражду сильных мира сего, особенно французского короля Филиппа IV Красивого, который опасался усиления тамплиеров и, испытывая постоянную нехватку денег (он сам был крупным должником ордена), жаждал прибрать к рукам их имущество. Особые привилегии ордена (подсудность лишь папской курии, изъятие из-под юрисдикции местных феодалов, освобождение от уплаты церковных налогов и др. ) вызывали недоброжелательство к нему со стороны церковного клира.

Уничтожение ордена

Секретные переговоры короля французского с папой Римским

Воспользовавшись в качестве предлога каким-то случайным доносом, Филипп приказал без шума допросить нескольких тамплиеров и затем начал секретные переговоры с папой Климентом V, настаивая на расследовании положения дел в ордене. Опасаясь обострять отношения с королем, папа после некоторого колебания согласился на это, тем более что встревоженный орден не рискнул возражать против проведения следствия.

Тогда Филипп IV решил, что настало время нанести удар.

22 сентября 1307 года Королевский совет принял решение об аресте всех тамплиеров, находившихся на территории Франции. Три недели в строжайшем секрете велись приготовления к этой совсем нелегкой для тогдашних властей операции. Королевские чиновники, командиры военных отрядов (а также местные инквизиторы) до самого последнего момента не знали, что им предстояло совершить: приказы поступили в запечатанных пакетах, которые разрешалось вскрыть лишь в пятницу, 13 октября. Тамплиеры были захвачены врасплох. Нечего было и думать о сопротивлении.

Король делал вид, что действует с полного согласия папы. Тот же узнал о мастерской <<полицейской>> акции, проведенной Филиппом, лишь после её свершения. Арестованным сразу же были приписаны многочисленные преступления против религии и нравственности: богохульство и отречение от Христа, культ дьявола, распутная жизнь, различные извращения.

Допрос вели совместно инквизиторы и королевские слуги, при этом применялись самые жестокие пытки и в результате, конечно, были добыты нужные показания. Филипп IV даже собрал в мае 1308 года Генеральные штаты, чтобы заручиться их поддержкой и тем самым нейтрализовать любые возражения папы. Формально спор с Римом велся о том, кому надлежит судить тамплиеров, по существу же, о том, кто унаследует их богатства.

Обвинения

Вот список обвинений, выдвинутых Инквизицией против тамплиеров:

1. Рыцари поклонялись некому коту, который иногда являлся им на их собраниях;

2. В каждой провинции у них были идолы, а именно головы (некоторые из них имели три лица, а некоторые только одно) и человеческие черепа;

3. Они поклонялись этим идолам, в особенности на своих собраниях;

4. Они почитали этих идолов, как представителей Бога и Спасителя;

5. Тамплиеры утверждали, что голова могла спасти их и сделать их богатыми;

6. Идолы дали все богатства ордену;

7. Идолы заставляли землю плодоносить, а деревья цвести;

8. Они обвязывали головы каждого из этих идолов или просто касались их короткими веревками, которые затем носили на теле под рубахой;

9. Во время принятия нового члена в ряды ордена ему выдавались вышеупомянутые короткие веревки (или одна длинная, которую можно было разрезать);

10. Все, что они делали, они делали из благоволения перед этими идолами.

Суд: общее и особенное в ведении процесса над тамплиерами в разных странах

Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров во Франции. Именно на её примере историки обычно рассматривают процесс. Складывается впечатление, что аналогичный вид - пытки, тюрьмы и костры - он имел и в других странах. Это не совсем так. Факты, приведенные Г. Ли, показывают, что если пытки применялись почти везде, кроме Кипра, Кастилии, Португалии, Трира и Майнца, то в тюрьму их заключали обычно: не внезапно, как во Франции; могли брать слово чести и оставлять в своих замках - как в Англии и на Кипре; могли вообще не арестовывать, а вызывать на суд. Так делали в Трире, Майнце, Ломбарде и даже в Папской области. Впрочем, тамплиеры, бывало, являлись и сами.

И, конечно, жгли тамплиеров на кострах не везде. Были сожжены:

Франция:

54 тамплиера в Санской епархии 12 апреля 1310 года; там же сожгли позднее ещё 4 тамплиеров; в апреле 1310 года 9 тамплиеров в Санлисе

3 тамплиеров в Пон де Л`Арк;

Жак де Моле (последний из магистров ордена) и Гийом де Шарне, командор Нормандии в 1314 году

Другие страны: в Лотарингии жгли многих, но заметим, что герцог Тибо Лотарингский был вассалом Филиппа IV Красивого; сожжены тамплиеры из 4 монастырей в Марбурге; возможно, сожжены 48 тамплиеров в Италии, хотя епископ Дени утверждал, что в Италии не был сожжен ни один тамплиер.

Таким образом, утверждение о сотнях костров по всей Европе является полным абсурдом.

В Англии и в Испании потребовались специальные королевские ордонансы для применения пыток к тамплиерам. По английским законам, например, пытка была запрещена. Церковь получила у Эдуарда Английского разрешение на пытки тамплиеров. Это разрешение называлось <<церковным законом>>. Испорченность эпохи дала имя <<церковного закона>> позорнейшему злоупотреблению, перед которым отступал ещё закон гражданский. В Арагоне дело обстояло лучше: закон также не признавал пыток и кортесы не дали разрешение на их применение.

В качестве свидетелей на процессах часто использовали малообразованных братьев Ордена, то есть служащих братьев. Г. Ли отмечает, что именно они во многих местах дали самые тяжелые и ценные с точки зрения инквизиции показания. Использовались также показания ренегатов Ордена: флорентийца Роффи Деи и приора Монфоконского; последний, будучи осуждён великим магистром на пожизненное заключение в тюрьме за многочисленные преступления, бежал и сделался обвинителем своих прежних братьев.

В Германии меры, применяемые к тамплиерам, целиком зависели от отношения к ним местных светских властей. Бурхард III Марбургский тамплиеров не любил и сжёг рыцарей из четырёх монастырей - за что их родственники причинили ему потом большие неприятности. Архиепископы Трира и Кёльна в 1310 году уступили свои полномочия по отношению к тамплиерам Бурхарду III Марбургскому за их земли. Архиепископ Майнца Пётр навлек на себя недовольство Климента V за оправдание тамплиеров. У тамплиеров, в глазах архиепископа и тамошних обвинителей, были неоспоримые доказательства своей правоты: на созванный 11 мая 1310 года собор командор Гуго Сальм явился сам и привел всех двадцать тамплиеров; их плащи бросили в костер и кресты на них не сгорели. Это чудо сильно повлияло на общественное мнение, и их оправдали. В той же Германии Св. Иоанн выступил в пользу тамплиеров, приведя случай, когда во время голода при увеличении цены на хлеб с 3 су до 33 тамплиеры из монастыря в Мостере кормили 1000 человек ежедневно. Тамплиеры были оправданы. Узнав о таком исходе дела, Клемент V приказал Бурхарду III Марбургскому взять дело в свои руки - результат известен.

Преследования тамплиеров в Арагоне начались в январе 1308 года. Большинство тамплиеров заперлось в семи замках, некоторые сбрили бороды и скрылись. Командором Арагона был тогда Рамон Са Гвардия. Он укрепился в Миравете. Также тамплиеры укрепились в замках Аскон, Монтсо, Кантавьеха, Вилель, Кастельот и Чаламера. Местное население оказывало тамплиерам помощь, многие приходили в замки и защищали их с оружием в руках. В ноябре 1308 года сдалась крепость Кастельот, в январе 1309 - крепость Миравета, Монсо и Чаламера - в июле 1309 года. К ноябрю 1309 года тамплиерам из остальных крепостей было разрешено выйти группами по 2 - 3 с оружием в руках. Рамон Са Гвардия 17 октября обратился к вице-канцлеру папы Арнольду, указывая, что тамплиеры, находящиеся в плену по 20 - 30 лет не отрекаются от Бога, тогда как отречение дает им свободу и богатство и даже сейчас 70 тамплиеров томятся в плену. В защиту тамплиеров выступили представители многих знатных фамилий.

Король Яков выпустил узников, но оставил земли и замки себе. Рамон Са Гвардия удалился на Майорку.

Тамплиеры Кипра, которых на острове было 118 братьев всех степеней (75 - рыцари), сначала несколько недель оборонялись, потом были арестованы на честное слово. Само количество рыцарей на острове (обычное соотношение рыцарей и служащих было 1:10) четко говорит о том, что именно Кипр, а не Тампль в Париже был в то время главным местопребыванием тамплиеров. Г. Ли пишет: <<На Кипре, где тамплиеров знали лучше, чем где-либо в другом месте, к ним чувствовали симпатию не только друзья, но и враги, и особенно все те, кто долгое время был с ними в близких отношениях; никто не поставил в вину ордену никакого преступления, пока виновность его не была так беспричинно подтверждена буллами папы>>.

Пытки к тамплиерам не применялись, все они единогласно отрицали виновность Ордена Храма. Другие 56 свидетелей из числа духовных лиц всех степеней, вельмож и горожан, среди которых были и политические противники тамплиеров, однозначно заявляли, что им известны только факты, делавшие честь Ордену - всячески подчеркивалась их щедрость, милость и ревность к исполнению религиозных обязанностей.

На Майорке все 25 ордена тамплиеров с 22 ноября 1307 года закрылись в наставничестве Матте. Позже, в ноябре 1310 года, к ним присоединился Рамон Са Гвардия. На процессе 1313 года тамплиеры признаны не виновными.

Во Франции тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьмы с 6 часов утра 13 октября 1307. К ним сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов среди, тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Рыцари под пытками признавались во всех грехах. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: <<Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали>>. Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж), был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер.

Процесс закончился расформированием ордена. 3 апреля 1312 года Климент V выпустил буллу <>, в которой говорил: осудить Орден за ересь нельзя, но тамплиеры добровольно сознались в заблуждениях - это отвратит верующих, которые больше не будут вступать в Орден; таким образом, пользы он приносить не будет и должен быть расформирован.

Имущество тамплиеров переходило к ордену св. Иоанна, но С. Г. Лозинский отмечает, что доминиканцы, картезианцы, августины и целистины тоже сумели поживиться.

Тамплиеров выпускали из тюрем даже во Франции, кроме руководства. Частью они влились в орден св. Иоанна. На Майорке тамплиеры жили в крепости Мас Дё, каждый из них получал от 30 до 100 ливров пенсии. Рамону Са Гвардии была назначена пенсия в 350 ливров и доходы от сада и виноградника. Последний из тамплиеров Майорки умер в 1350 году - звали его Беранжель де Коль.

В Кастилии тамплиеры оправданы, многие из них стали отшельниками, причем после смерти их тела не тлели. В Португалии судьба тамплиеров была более чем благоприятна: в благодарность за услуги, оказанные ими в борьбе с сарацинами, король Денис основал Орден Иисуса Христа, который был утвержден в 1318 году папой Иоанном XXII. Новый орден был простым продолжением старого.

Обязанность содержать бывших тамплиеров возлагалась на тех, кому перешло их имущество. Суммы эти порой бывали настолько велики, что в 1318 году Иоанн XXII запретил выдавать тамплиерам Германии такую пенсию, которая позволяла им копить деньги и жить роскошно. Во Франции на долю короля и его семьи приходилось:

* 200000 ливров из Тампля плюс 60000 ливров за ведение процесса;

* деньги, поступившие от распродажи имущества Ордена;

* драгоценности тамплиеров;

* доходы от имущества тамплиеров, поступившие за время ведения процесса;

* 200000 ливров, которые иоанниты хранили в Тампле;

* 500000 франков, взятых Филиппом IV на свадьбу Бланки;

* 200000 флоринов долга Филиппа IV перед тамплиерами;

* 2500 ливров, выданные тамплиерами в 1297 году на организацию крестового похода, который не был осуществлен;

* платежи по векселям тамплиеров;

* долги королевской семьи. Достаточно беглого взгляда на этот список, чтобы понять, что процесс над Орденом был для Филиппа IV очень выгоден. Конечно, никакой <<борьбой за чистоту веры>> этот процесс объяснить было нельзя - причины его были явно экономического и политического характера. Годфруа Парижский выражал общественное мнение относительно процесса и поведение Филиппа IV и Климента V, говоря: <<Легко можно обмануть церковь, но ни в коем случае нельзя обмануть Бога>>.

С помощью этого процесса без всякой борьбы была уничтожена конгрегация, которую считали самой гордой, самой счастливой и самой сильной в Европе. Никто не осмелился бы напасть на неё, если бы инквизиционное судопроизводство не дало в руки людей ловких и мало стеснительных, необходимые средства, чтобы облечь в законную форму простой грабеж.

Легенда о проклятии

Согласно Готфриду Парижскому, Жак де Моле, взойдя на костер, вызвал на Божий Суд Филиппа IV, Ногаре и Климента V.

Вроде бы сломленный морально и физически великий магистр неожиданно громким, громовым голосом, так, чтобы слышал народ, произносит:

- Справедливость требует, чтобы в этот ужасный день, в последние минуты моей жизни я разоблачил всю низость лжи и дал восторжествовать истине. Итак, заявляю перед лицом Земли и Неба, утверждаю, хотя и к вечному моему стыду: я действительно совершил величайшее преступление, но заключается оно в том, что я признал себя виновным в злодеяниях, которые с таким вероломством приписывают нашему ордену. Я говорю, и говорить это вынуждает меня истина: орден невиновен; если я и утверждал обратное, то только для прекращения чрезмерных страданий, вызванных пыткой, и умилостивления тех, кто заставлял меня все это терпеть. Я знаю, каким мучениям подвергли рыцарей, имевших мужество отказаться от своих признаний, но ужасное зрелище, которое мы сейчас видим, не может заставить меня подтвердить новой ложью старую ложь. Жизнь, предлагаемая мне на этих условиях, столь жалка, что я добровольно отказываюсь от сделки.

Очевидно, практика вызова на Божий Суд связана с верой в высшую справедливость, перед лицом которой виновные отвечают жизнью. На Божий Суд вызывали в предсмертном состоянии - это было последнее желание умирающего. Согласно средневековым представлениям, последняя воля, последнее желание умирающего всегда выполняется. Такая точка зрения не является характерной только для Средневековья. Взгляд этот мы можем встретить в разные периоды истории человечества в абсолютно разных регионах. Отголоски такого рода представлений практически дошли до Нового времени - последнее желание перед гильотиной, например, или современная практика завещания - весь смысл которого и заключается в точном исполнении воли покойного.

Таким образом, Божий Суд из испытаний раскаленным железом, кипящей водой и судебных поединков в XIV веке превратился в рассмотрение дела перед лицом Бога, где истец - покойник, а ответчики - живы. Практика такого рода судов была достаточно обычной и Г. Ли приводит несколько примеров вызовов на Божий Суд. Нет ничего необычного, таким образом, в вызове великим магистром своих виновников на Божий Суд. Постепенно практика таких судов была забыта, и сознание недобросовестных историков создало легенду о проклятии тамплиеров. Эта легенда была широко раздута и послужила одним из оснований для приписываний Ордену различных магических практик.

Задыхаясь в языках пламени, Жак де Моле предал анафеме папу, короля, Ногаре и все их потомство на вечные времена, предрекая, что оно будет унесено великим смерчем и развеяно по ветру.

Здесь-то и начинается самое загадочное. Через две недели от кровавого поноса в ужасных судорогах папа Климент V почил в бозе. В ноябре того же года якобы от инсульта скончался абсолютно здоровый Филипп Красивый. Почти сразу же за ним умирает верный соратник короля де Ногаре.

Судьбу Филиппа разделили и три его сына, которых в народе окрестили <<проклятыми королями>>. На протяжении 14 лет (1314 - 1328 гг. ) они погибли один за другим при загадочных обстоятельствах, не оставив потомства. Со смертью Карла VI, последнего из них, династия Капетингов прервалась.

Как ни странно, но и это еще далеко не все. Уже на первых представителей новой династии Валуа, родственной Капетингам, посыпались неслыханные бедствия. Началась широко известная Столетняя война (1337 - 1453 гг. ). В ходе этой войны один из Валуа, Иоанн Добрый, умер в плену у англичан, другой, Карл V, сошел с ума.

Крупнейшее из крестьянских восстаний получило название <<Жакерия>> - не по имени ли Жака де Моле?

Валуа, как и Капетинги, кончили полным вырождением, при этом все последние представители династии погибли насильственной смертью: Генрих II (1547 - 1559) убит на турнире, Франциск II (1559 - 1560) умер от усердного лечения, Карл IX (1560 - 1574) отравлен, Генрих III (1574 - 1589) зарезан фанатиком.

И Бурбоны, сменившие Валуа в конце XVI века, продолжали испытывать на себе проклятие Жака де Моле: основатель династии Генрих IV пал от ножа убийцы, последний ее представитель при <<старом порядке>> Людовик XVI погиб на эшафоте в ходе революции. Любопытная деталь: перед казнью этот король был заточен в Тампльской башне, некогда бывшей твердыней тамплиеров. По свидетельствам современников, после того, как короля обезглавили на эшафоте, какой-то мужчина прыгнул на помост, окунул руку в кровь мертвого монарха и показал ее толпе, громко крикнув:

- Жак де Моле, ты отмщен!

Не меньшие бедствия постигли и <<проклятых>> пап. Едва кончилось <<авиньонское пленение>>, - началась <<схизма>>: двое, а то и трое пап, избранных одновременно, в течение почти всего XV века предавали анафеме друг друга. Не успела закончиться <<схизма>>, началась Реформация: сначала Ян Гус, потом Лютер, Цвингли и Кальвин свели на <<нет>> влияние <<апостольских наместников>> в центральной Европе, а Великая Революция 1789 - 1799 годов вырвала из-под власти пап и Францию.

Следует отметить, что еще на заре своей деятельности орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Рыцарей Храма подозревали в волшебстве, колдовстве и алхимии. Считалось, что тамплиеры связаны с темными силами. В 1208 году папа Иннокентий III призывал храмовников к порядку по причине их <<нехристианских действ>> и <<заклинания духов>>. Кроме того, легенды утверждают, что тамплиеры были весьма искусны в изготовлении сильнодействующих ядов.

Тамплиеры были истреблены лишь во Франции. Английский король Эдуард II отправил рыцарей Храма в монастыри, чтобы они искупили свои грехи. Шотландия даже предоставила убежище тамплиерам из Англии и, возможно, Франции. Германские храмовники после роспуска ордена перешли в состав Тевтонского ордена. В Португалии рыцари Храма были оправданы судом и в 1318 году лишь изменили свое название, став рыцарями Христа. Под таким названием орден сохранился до XVI века. Корабли ордена плавали под восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами пересекли Атлантический океан каравеллы Христофора Колумба.

Великие магистры ордена тамплиеров

1. Гуго де Пейн (1119 - 24 мая 1136)

2. Робер де Краон (июнь 1137 - 13 января 1149)

3. Эврар де Бар (1149 - 1152)

4. Бернард де Тремеле (июнь 1152 - 16 августа 1153)

5. Андре де Монбар (1153 - 1156)

6. Бертран де Бланфор (1156 - 1169)

7. Филипп Наблусский (август 1169 - апрель 1171)

8. Одо де Сент-Аман (1171 - 8 октября 1179)

9. Арно де ла Турружский (1180 - 30 сентября 1184)

10. Жерар де Ридфор (1185 - 4 октября 1189)

11. Робер де Сабле (1191 - 23 сентября 1193)

12. Жильбер Эраль (1194 - 1200)

13. Филипп де Плессье (1200 - ноябрь 1209)

14. Гильом де Шартр (1209 - 26 августа 1219)

15. Пьер де Монтегю (1219 - 28 января 1232)

16. Арман де Перигор (1232 - 17 октября 1244)

17. Ричард де Бур (1244 - 9 мая 1247)

18. Гийом де Соннак (1247 - 11 февраля 1250)

19. Рено де Вишье (1250 - 20 января 1256)

20. Тома Берар (1256 - 25 марта 1273)

21. Гийом де Боже (13 мая 1273 - май 1291)

22. Тибо Годен (август 1291 - 1293)

23. Жак де Моле (1293 - 13 апреля 1307)

Церковь Темпла

Церковь Темпла - это место, в которое попадают герои "Кода да Винчи" Роберт Лэнгдон и Софи Невё в Лондоне и которое оказывается ложным следом в цепочке их поисков.

Церковь Темпла - сооружение XII века. Она расположена между Флит-стрит и набережной Темзы. Церковь действующая, в ней по воскресеньям проводятся службы, она открыта для доступа посетителей со среды по воскресенье. Она была построена тамплиерами; до ее возведения собрания членов ордена храмовников - первого великого магистра Гуго да Пейна и еще девяти рыцарей - проходили в лондонском районе Хай-Холборн. Поскольку это место сделалось слишком тесным для членов ордена, было решено купить участок земли и построить более просторную молельню. В те давние годы, помимо самой часовни, были построены жилища для рыцарей и помещения для отдыха и проведения военной подготовки. Новые члены ордена, послушники, не имели права появляться в Лондоне без разрешения великого магистра.

Здание церкви состоит из двух частей: круглой церкви и примыкающего к ней прямоугольного строения - алтаря, который был пристроен спустя полвека.

В основе архитектурного проекта круглой церкви - Иерусалимская церковь Гроба Господня. Внутри храма находятся отдельно стоящие мраморные колонны, окружающие неф, диаметр которого составляет 55 футов. Стены были первоначально раскрашены яркими красками.

Круглая церковь была освящена 10 февраля 1185 года патриархом Иерусалимской церкви Ираклием. Не исключено, что на церемонии мог присутствовать сам король Англии Генрих П. В церкви можно заметить ряд интересных особенностей этого сооружения. В "Коде да Винчи" говорится о том, что в центре пола инкрустированы мраморные изображения девяти рыцарей. Главные герои романа приходят сюда в поисках ". рыцаря, похороненного папой", который является звеном в цепи загадок, окружающих местонахождение Святого Грааля.

Самый известных из рыцарей, похороненных здесь, - Уильям Маршал, пожелавший найти последнее успокоение по обряду тамплиеров, поскольку он вступил в орден незадолго до смерти. Маршал был посвящен в рыцари в 1167 году. Он был известен рыцарской доблестью и участвовал в ристалищах по всей стране, выиграв не менее пятисот поединков и не проиграв ни одного. Маршал также способствовал королевской власти в переговорах с мятежными баронами, вынудившими короля Иоанна Безземельного подписать в 1215 году на лугу Раннимед близ Лондона Великую хартию вольностей, ограничивавшую монаршую власть и закреплявшую нормы феодального права. При этом церковь Темпла была важным местом проведения предварительных переговоров.

Маршалу было суждено стать регентом в годы правления сына Иоанна Безземельного, Генриха III, который также пожелал быть погребенным в церкви Темпла. В соответствии с этим пожеланием решено было снести хоры и увеличить помещение, ныне именуемое алтарем. Он было освящено в 1240 году на праздник Вознесения. Однако усилия оказались напрасными, потому что Генрих III изменил завещание и решил найти последнее успокоение в стенах Вестминстерского аббатства. Тем не менее, один из его сыновей, умерший в юном возрасте, был похоронен в церкви Темпла.

Магистр Темпла, как и подобало члену такого могущественного ордена, заседал в парламенте в качестве первого барона (Primus Ваго) королевства. Церковь Темпла была местом временного проживания папских легатов, королей и церковных сановников со всех концов Европы, а также банком, принимавшим на хранение деньги и ценности английских дворян и рыцарей, доверявших свое имущество этому влиятельному ордену.

После 1307 года, когда орден тамплиеров был распущен, Эдуард II сделал церковь собственностью короны. Позднее она была передана ордену госпитальеров, которые, в свою очередь, превратили церковь Темпла в две гильдии юристов. Они были известны под общим названием "Канцлерских иннов" (корпорации солиситоров), а по отдельности именовались "Иннер Темпл" ("Внутренний Темпл") и "Миддл Темпл" ("Средний Темпл"). Они также использовались и как церковь - этот статус даровал им Яков I в 1608 году.

Церковь Темпла была свидетельницей многих исторических событий, разворачивавшихся в ее стенах: переговоров, предварявших подписание Великой хартии вольностей, роспуска ордена тамплиеров, столкновения кальвинистов и сторонников англиканской церкви в 1580-х годах, работ по переделке внутреннего убранства церкви под руководством сэра Кристофера Рена, который впервые поместил в церкви орган. А также бомбардировок, осуществлявшихся немецкой авиацией в 1941 году, когда на крыше храма начался пожар, уничтоживший орган и отделку викторианской эпохи.

Именно во время этих воздушных налетов были разрушены мраморные колонны нефа, которые впоследствии были заменены новыми. Следует отметить одну любопытную деталь - старые мраморные колонны имели легкий наклон, который при замене был в точности повторен.

Церковь была повторно освящена в ноябре 1958 года.

Уильям Шекспир в своей исторической хронике "Генрих IV" описывает сцену в саду Темпла, с которой началась война Алой и Белой роз. На этом же месте в память этого исторически значимого события были посажены белые и алые розы.

Храм Соломона

Герой "Кода да Винчи" Роберт Лэнгдон сообщает Софи Невё, что часовня Рослин является копией Соломонова Храма в Иерусалиме. Согласно иудейской и христианской мифологии, Соломон был сыном царя Давида.

Он продолжил строительство легендарного храма на вершине горы Мория в Иерусалиме, который начал возводить его отец. Наследник царя Давида, царь Соломон правил царством древних иудеев приблизительно в 970 - 930 гг. до н. э. Его царствование было отмечено союзами со многими соседними странами, включая Египет и Финикию, и укреплением нации древнего Израиля, который стал грозной силой и значительно расширил свои земли. Как явствует из библейских источников, в те же годы на севере Израиля произошли народные волнения, и вспыхнул мятеж, во главе которого стоял Иеровоам I.

Большую часть сведений о Соломоне можно почерпнуть из библейских высказываний царей Самуила I и Самуила II, а также из небольшого количества неканонических текстов. Однако странно то, что археологические раскопки не подтверждают существующих легенд. Соломон славился своей мудростью, и несколько книг Ветхого Завета приписываются его перу, в частности, Песнь Песней. В Коране Соломон именуется Сулейманом, он один из главных пророков ислама.

Согласно библейским мифам, царь Давид успел до своей смерти заготовить все необходимое для строительства храма, а Соломон увеличил эти запасы и разработал план сооружения. В Третьей книге Царств много рассказывается о подготовке места для строительства храма, о возведении стен на горе Мория и выравнивании фундамента. Соломону приписывают также сооружение огромных резервуаров для хранения воды и туннелей для ее доставки в город. Размеры и архитектурный план храма самым подробным образом изложены в Библии и в течение многих веков неоднократно становились предметом споров относительно истинных размеров храма и назначения отдельных его частей.

Храм был построен в качестве вместилища святая святых, священного для иудейской религии легендарного Ковчега Завета Господня - сундука с десятью каменными табличками, на которых высечены десять заповедей - своего рода соглашение между Богом и народом Израилевым. Ковчег был сделан из золота с выгравированными на его поверхности четырьмя херувимами и с двумя парами ручек спереди и сзади. Иудеи приписывали Ковчегу магические свойства; он до сих пор остается источником всевозможных слухов и домыслов. Ему посвящены многочисленные книги.

Перед входом в храм стояли две бронзовые колонны, Яхин и Боаз, которые также были и остаются темой многих предположений и гипотез. Эти колонны играют важную роль в традициях современных масонов. Масоны почитают Хирама Абиффа, который больше известен как царь Хирам Тирский. Он заключил военный союз с царем Соломоном и помогал ему в возведении храма.

Сегодня в Израиле почти не сохранилось материальных свидетельств эпохи царствования Соломона, что заставляет современных ученых задаваться вопросом: а действительно ли существовал легендарный царь? По мнению некоторых исследователей, имя знаменитого царя могло состоять из таких элементов, как "сол" - "солнце" и "омон" - Амон, бог солнца в Древнем Египте, и иметь, таким образом, универсальное символическое значение.

Согласно традиционной точке зрения, Храм Соломона - реальное сооружение, построенное в сердце древнего Иерусалима на вершине горы Мория. Как бы то ни было, несмотря на недостаток убедительных археологических свидетельств, способных подкрепить это утверждение, многие современные ученые и писатели пришли к совершенно другому выводу о Соломоне, его биографии и построенном им храме. Имел ли храм именно символическое значение? Или же какое-то другое? Может, это метафора, означающая врата на пути к Богу?

Существует гипотеза, что храмы царя Соломона имелись во многих странах античного мира и что размеры Иерусалимского храма, указанные в Священном Писании, якобы имеют отношение к божественной геометрии. Шотландский ученый Алан Ритчи считает, что гигантский Соломонов Храм мог стоять на месте нынешней часовни Рослин. Другие исследователи высказывали предположения о том, что часовня Рослин с ее резными украшениями и внушительными колоннами построена по чертежам Иерусалимского храма.

Какова бы ни была истина, следует признать тот факт, что Храм царя Соломона вот уже много столетий по-прежнему привлекает к себе внимание величайших умов человечества.

Опус Деи

История

<<Опус Деи>> с самого его основания стало распространяться среди студентов и рабочих, а также в других слоях общества. 14 февраля 1930 года была основана женская ветвь организации.

После прихода к власти Франко организация получила распространение по всей Испании. Франкистский режим активно опирался на политиков и технократов, связанных с <<Опус Деи>>, благодаря чему организации удалось достичь значительных успехов в области экономики и управления государством.

В 1942 году организация <<Опус Деи>> утверждена Папой Пием XII и конституцией <>.

В 1946 году Эскрива де Балагер переносит руководящий центр организации в Рим, и в 1950 году <<Опус Деи>> получает статус светской общецерковной организации, формально подчиняющейся Конгрегации по делам орденов.

В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации <<Опус Деи>> статус <<персональной прелатуры>>, (<<персональная>> здесь означает вывод прелатуры из-под юрисдикции местных епископов). Как обычные миряне, члены <<Опус Деи>> подчиняются своему местному епископу, а в том, что касается их деятельности в прелатуре, они зависят от прелата. <<Опус Деи>>, в отличие от монашеских орденов, подчиняется не Конгрегации по делам Институтов Посвящённой Жизни и Обществ Апостольской Жизни, а Конгрегации по делам епископов.

В настоящее время отделения организации <<Опус Деи>> функционируют в 87 странах мира и насчитывают 1654 прихода и центра пастырской опеки, 1734 священника, 46 священников-действительных членов, 344 семинариста и 81954 светских лица.

Иерархия

Руководство организацией осуществляют члены <<нумерарии>>, берущие на себя различные обязательства, в том числе и обязательство безбрачия (члены Опус Деи обетов не дают, потому что они не монашествующие, а миряне). Многие из них живут в помещениях прелатуры; некоторые из них впоследствии становятся священниками. Среди <<нумерариев>> выделяется особая группа из 72 человек, называемых <<инскрипти>> (вписанные), руководящих организацией. Из этой группы председатель организации назначает <<электоров>> (выборщиков), которые участвуют в выборе очередного председателя. Наряду с членами нумерариями организации в её состав входят и сверхштатные (супранумерарии), которые берут на себя определенные обязательства, не связаны монашескими обетами, и являются доверенными сотрудниками.

Присоединение к Опус Деи осуществляется путём заключения особого договора (форма которого едина для всех) между Опус Деи и верующим, решившим стать его членом.

Порядок присоединения к организации довольно сложен, а процесс окончательно завершается не ранее, чем по истечении шести лет.

Совершеннолетний кандидат в члены организации подает прошение в письменной форме, которое рассматривается в течение шести месяцев, затем, по истечении года посредством формальной декларации договорного типа (возобновляемой каждый год), лицо получает возможность исключительно временного присоединения. По истечении пяти лет наступает возможность постоянного присоединения к организации. Заключившее договор физическое лицо несет ряд обязанностей: <<оставаться в юрисдикции прелата в том, что касается целей Прелатуры; соблюдать юридические нормы Прелатуры и исполнять другие обязанности членов Оpus Dei>>.

Руководители Опус Деи

Хосемария Эскрива де Балагер (2 октября 1928 - 26 июня 1975)

Альваро дель Портильо (1975 - 23 марта 1994)

Хавьер Эчеваррия Родригес (1994 - )

Деятельность

<<Главная работа Оpus Dei состоит в том, чтобы дать своим членам и всем желающим духовные средства, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам>>. (Св. Хосемария)

Интересный факт

Опус Деи играет важную роль в сюжете романа Дэна Брауна <<Код да Винчи>>.

Приорат Сиона

Приорат Сиона - это тайное общество, существующее уже много веков. Оно играет важную роль в сюжете романа Дэна Брауна "Код да Винчи". После убийства деда Софи, Жака Соньера, выясняется, что тот был великим магистром Приората. Это знание становится своего рода катализатором, заставляющим Лэнгдона и Софи ускорить поиски местонахождения главной тайны Приората, прежде чем о нем станет известно заклятым врагам Приората - католической организации "Опус Деи".

Легенды

Согласно <<официальной истории>> несуществующего Приората Сиона, это "тайное общество" было основано Готфруа Бульонским. После захвата крестоносцами в 1099 году Иерусалима, по приказанию Готфруа здесь было начато сооружение аббатства Богоматери Сионской Горы, в котором разместился орден монахов-августинцев, выступавших в роли советников Готфруа. Они, как утверждают "архивы" Приората Сиона, были причастны к созданию в 1118 году ордена тамплиеров, служивших военно-административным инструментом Приората. В 1307 году орден тамплиеров был распущен. Главной целью Приората якобы являлось восстановление династии Меровингов на французском троне и сохранение этой священной династии, которая правила с конца V до середины VIII века. Существует предание, согласно которому прямым предком Меровингов по женской линии был Иисус Христос, якобы женатый на Марии Магдалине и имевший от неё ребёнка (дочь Сару), перевезённого ею в Галлию. Во все времена это "тайное общество" якобы возглавляли великие магистры. Звание магистра поначалу передавалось прямым наследникам династии Меровингов, потом традиции изменились в пользу великих художников, учёных и мыслителей

Генеральным секретарём, или великим магистром Приората Сиона в 1989 году якобы являлся некий <<потомок династии Меровингов>> Пьер Плантар, который заявлял, что Приорат Сиона якобы стал хранителем сокровища Иерусалимского храма, которое якобы будет возвращено, лишь когда наступит соответствующее время. Однако он подчеркнул, что историческая, денежная и даже политическая ценность этого сокровища не столь важна, поскольку истинное его значение - величайшая <<духовная ценность>>: оно, якобы, скрывает в себе некую тайну, откровение, которое способно вызвать грандиозные перемены в жизни западного общества.

Великие магистры ордена

Куратор Лувра Жак Соньср, убитый в самом начале романа, оставляет тайное послание своей внучке Софи Невё, которая должна его разгадать. Расследуя с помощью Роберта Лэнгдона обстоятельства смерти деда, она узнает, что Жак Соньер якобы являлся великим магистром Приората Сиона.

Документы Приората, именуемые "Тайными досье", перечисляют своих великих магистров, в числе которых в соответствующие годы были:

Жан (Иоанн) де Гизор (1188 - 1220)

Мари де Сен-Клер (1220 - 1266)

Гийом де Гизор (1266 - 1307)

Эдуар де Бар (1307 - 1336)

Жанна де Бар (1336 - 1351)

Жан де Сен-Клер (1351 - 1366)

Бланш д'Эврё (1366 - 1398)

Никола Фламель (1398 - 1418)

Рене Д'анжу (1418 - 1480)

Иоланда де Бар (1480 - 1483)

Сандро Боттичелли (1483 - 1510)

Леонардо да Винчи (1510 - 1519)

Коннетабль де Бурбон (1519 - 1527)

Фердинанд Гонсаке (1527 - 1575)

Луи де Невер (1575 - 1595)

Роберт Фладд (1595 - 1637)

Дж. Валентин Андреа (1637 - 1654)

Роберт Бойл (1654 - 1691)

Исаак Ньютон (1691 - 1727)

Чарльз Рэдклифф (1727 - 1746)

Карл Лотарингский (1746 - 1780)

Максимильян Лотарингский (1780 - 1801)

Шарль Нодье (1801 - 1844)

Виктор Гюго (1844 - 1885)

Клод Дебюсси (1885 - 1918)

Жан Кокто (1918 - 1963)

Франсуа Бальпангон (1963 - 1969)

Джон Дрик (1969 - 1981)

Пьер Плантар де Сен-Клер (1981 - 1984)

Филип де Черизи (1984 - 1985)

Патрис Пелат (1985 - 1989)

Пьер Плантар де Сен-Клер (1989)

Томас Плантар де Сен-Клер (1989)

Устав ордена

Датированный 5 июня 1956 г. , этот текст был подписан Жаном Кокто.

* Ст. I - Между подписавшими настоящий Устав и теми, кто впоследствии будут приняты и дополнят нижеследующие условия, учреждён рыцарский орден, нравы и обычаи которого восходят к ордену, основанному Годфруа VI, призванному Набожным, герцогом Бульонским в Иерусалиме в 1099 г. и признанному в 1100 г.

* Ст. II - Наименование ордена: <>, или <<Сионская община>>.

* Ст. III - Сионская Община имеет своей целью упрочение традиционалистского рыцарского ордена, просветительской деятельности и создание среди её членов взаимопомощи, как моральной, так и материальной, во всех обстоятельствах.

* Ст. IV - Продолжительность деятельности Сионской Общины бесконечна.

* Ст. V - Генеральный Секретарь, назначаемый Конвентом, выбирает представительные бюро. Сионская Община не является тайным обществом, все её декреты, также как и акты и назначения, обнародуются на латинском языке.

* Ст. VI - Сионская Община включает 121 члена; в этих пределах она открыта для всех совершеннолетних, признающих цели и принимающих обязанности, предусмотренные настоящим Уставом.

* Ст. VII - Если один из членов ордена захочет выйти из него и укажет с предоставлением документа одного из своих потомков, который станет его преемником, Конвент должен рассмотреть эту просьбу и, если это необходимо, позаботиться о воспитании, указанном, ниже, для несовершеннолетнего члена.

* Ст. VIII - Будущий член должен купить на свои собственные средства для прохождения первой степени белое одеяние со шнурком. Начиная с принятия его на первую ступень, член имеет право голоса. После принятия новый член должен принести клятву служения ордену при любых обстоятельствах, какие сложатся в его жизни, а также работать во имя МИРА и уважения к человеческой жизни.

* Ст. IX - После принятия новый член должен сделать взнос в любом размере. Каждый год он должен сообщать в Генеральный Секретариат о добровольном взносе в пользу ордена, ценность которого будет установлена им самим.

* Ст. X - Со времени своего принятия член должен предоставить метрику и образец своей подписи.

* Ст. XI - Член Сионской Общины, против которого трибунал вынес приговор по общему праву, может быть временно лишён своих титулов и функций, а также членства в ордене.

* Ст. XII - Генеральная ассамблея членов ордена называется Конвент. Никакое решение Конвента не может иметь силы, если число присутствовавших было меньше 81 человека. Голосование тайное и производится посредством использования белых и чёрных шаров. Любое предложение, набравшее менее 61 белого шара во время одного голосования, не может быть представлено вновь.

* Ст. XIII - Конвент Сионской Общины единолично и большинством в 81 голос из 121 члена выносит решения о всяких изменениях в Уставе и правилах внутреннего распорядка.

* Ст. XIV - Любое принятие в члены ордена решается <<Советом тринадцати розенкрейцеров>>. Титулы и посты жалуются великим магистром Сионской Общины. Члены ордена принимаются на эти посты пожизненно. Их права полностью переходят к им самим указанному одному из его детей. Указанный ребёнок может отказаться от своих прав, но он не может сделать это в пользу брата, сестры, родственника или другого лица. Он не может быть впоследствии восстановлен в правах в Сионской Общине.

* Ст. XV - В двадцатисемидневный срок двое братьев должны будут войти в контакт с будущим членом и принять его согласие либо отказ. Если после восьмидесятиоднодневного срока, данного на раздумье, не последует согласия, то полноправным признаётся отказ и место считается вакантным.

* Ст. XVI - В силу права наследования, подтверждённого предыдущими статьями, пост и титул великого магистра Сионской Общины могут передаваться, следуя тем же прерогативам, его последователю. Если место вакантно, отсутствует прямой наследник, Конвент в восьмидесятиоднодневный срок приступает к выборам.

* Ст. XVII - По всем декретам Конвент должен голосовать, и они становятся действительными, если на них стоит печать великого магистра. Генеральный Секретарь назначается Конвентом на 3 года, и он может продолжать занимать этот пост и после истечения срока полномочий. Генеральный Секретарь должен иметь степень командора, чтобы выполнять свои функции. Функции и посты исполняются добровольно.

* Ст. XVIII - Иерархия Сионской Общины включает пять степеней:

Навигатор (число: 1)

Крестоносец (число: 3)

Командор (число: 9) (Ковчег тринадцати розенкрейцеров)

Рыцарь (число: 27)

Всадник (число: 81) (Девять командорств Храма)

Итого: 121 член.

* Ст. XIX - Существуют 243 Свободных Брата, прозванных Набожными или, начиная с 1681 г. , названных Детьми Святого Винсента, которые не участвуют в голосовании, ни в Конвенте, но которым Сионская Община предоставляет определённые права и привилегии, в соответствии с декретом от 17 января 1681 г.

* Ст. XX - Ресурсы Сионской Общины складываются из даров и взносов её членов. Резерв, названный <<достоянием Ордена>>, составляется Советом тринадцати розенкрейцеров; это сокровище может быть использовано только в случае абсолютной необходимости и серьёзной опасности для Общины и её членов.

* Ст. XXI - Генеральный Секретарь созывает Конвент в том случае, если Совет розенкрейцеров считает это полезным.

* Ст. XXII - Отрицание принадлежности к Сионской Общине, объявленное публично или письменно, без причины и опасности для личности, влечёт за собой исключение из членов, которое будет объявлено Конвентом.

<<Генеральная ассамблея состоит из всех членов ассоциации. Она включает 729 провинций, 27 командорств и ковчег, названный <>. Каждое из этих командорств, также как и Ковчег, насчитывает 40 членов. Каждая провинция - 13 членов. Члены разделены на два штата: Легион, которому поручено апостольство. Фаланга - охранительница Традиции. Члены составляют иерархию из девяти степеней. Иерархия из девяти степеней включает: а) в 729 провинциях Новициаты: 6561 член Крестоносцы: 2187 членов б) в 27 командорствах Витязи: 729 членов Всадники: 243 члена Рыцари: 81 член Командоры: 27 членов в) в ковчеге <> Коннетабли: 9 членов Сенешали: 3 члена Навигатор: 1 член>> Текст Устава в XXII-х статьях, соответствующий оригиналу, сообразован с изменениями Конвента 5 июня 1956 г.

Подпись великого магистра Жана Кокто.

Рослинская капелла

Рослинская капелла св. Матфея

Позднеготическая церковь в Шотландии, в мидлотианской деревне Рослин, строившаяся в середине XV века близ Рослинского замка в качестве усыпальницы клана Синклеров. Инициатором строительства выступил Уильям Синклер, 3-й граф Оркнейский (1410-84).

Храм был заложен 20 сентября 1456 г. При жизни графа были подведены фундаменты под неф и трансепты, возведено 14 фигурных столпов с замысловатым орнаментом, закончены хор и капелла девы Марии над криптой, вероятно, сохранившейся от более древнего сооружения. После смерти заказчика строительство прекратилось. Примерно 40 лет ушло на то, чтобы украсить построенное расточительной каменной резьбой.

Легенды

Рослинская часовня овеяна романтическими легендами. Внимание туристов привлекают сто вырезанных на стенах фигурок <<зелёных человечков>> (очевидно, символизирующие весну) и столп Подмастерья. По легенде, впервые записанной в XVIII веке, строитель храма от зависти к своему подмастерью, покрывшему столп резьбой изумительной красоты, размозжил ему череп молотком.

Согласно другому преданию, склеп с захоронениями Синклеров соединён потайными ходами с тайником, где спрятан то ли Святой Грааль, то ли шотландская корона, то ли сокровища тамплиеров. Растительные узоры на арках сближают с колосьями маиса, что якобы указывает на контакты владельцев Рослинского замка с Американским континентом.

Особенно часто таинственные узоры часовни пытаются связать с масонской традицией, зачинателями которой в Шотландии якобы были Синклеры. Согласно этой теории, часовня свидетельствует о восприятии масонами наследия тамплиеров - план церкви якобы воспроизводит храм Соломона, а каменное узорочье продолжает художественные традиции храмовников (особенно характерен образ двух всадников на одном коне).

При этом упускают из виду, что на процессе против шотландских тамплиеров Синклеры выступали на стороне обвинения.

<<Код да Винчи>> В романе Дэна Брауна <<Код да Винчи>> и основанном на нём фильме Рослинская часовня расположена на Парижском меридиане, что не соответствует действительности, и представлена тем местом, где приорат Сиона скрыл Святой Грааль - мощи Марии Магдалины.

Вестминстерское аббатство

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере

Соборная церковь Святого Петра в Вестминстере, почти всегда называемая Вестминстерское аббатство - готическая церковь в Вестминстере (Лондон), к западу от Вестминстерского дворца. Строилась с перерывами с 1245 по 1745. Это - традиционное место коронации монархов Великобритании и захоронений монархов Англии.

Со своими одинаковыми квадратными башнями и роскошными арками это древнее английское аббатство в готическом стиле является одним из величайших примеров церковной архитектуры. Но для англичан оно является гораздо большим: это святилище нации, символ всего, за что боролись и борются британцы, и здесь находится то место, где была коронована большая часть правителей страны, многие из которых похоронены здесь же.

Почти каждая известная историческая фигура связана с Вестминстерским Аббатством. Эдуард Исповедник основал бенектинское аббатство в 1065 году на этом месте, с видом на площадь Парламента. Предположительно, первым английским королём, который короновался здесь, был Гарольд, в январе 1066 года. Разгромивший его в битве при Гастингсе Вильгельм Завоеватель короновался здесь же в том же году, и первая запись в аббатстве засвидетельствовала это.

Традиции коронования сохранились до наших времён. Ранняя английская готическая структура здания аббатства в большей степени обязана Генриху III, чем каким-либо другим правителям, хотя многие архитекторы, включая Рена, сделали свой вклад в облик аббатства.

В Уголке Поэтов покоится прах Чосера, Сэмюэля Джонсона, Теннисона, Браунинга, Диккенса и многих других знаменитых писателей и поэтов. Рядом с ними погребен прославленный актер Дэвид Гаррик. Здесь похоронены даже американцы - Генри Водсворт и Лонгфелло. Кроме этого, в Уголке Поэтов находится множество памятников: Милтону, Китсу, Шелли, Генри Джеймсу, Т. С. Элиоту, Джорджу Элиоту и другим. Наиболее художественным является бюст Уильяма Блейка работы сэра Джейкоба Эпштейна. Среди поздних мемориальных досок можно найти таблички, посвящённые поэту Дилану Томасу и Лорду Лоренсу Оливье. Исаак Ньютон похоронен также в Вестминстерском аббатстве.

Продолжение следует...

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)