Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кого интересовала и увлекала химия?

Со времен алхимиков и до сегодняшнего дня химия является самой увлекательной и самой чудесной наукой, которая открывает необъятные горизонты развития перед человечеством, независимо от национальности или места проживания. Именно поэтому химия привлекала и продолжает привлекать как ученых, так и людей, далеких от науки.

Вопрос "Кого интересовала и увлекала химия?" представляет для меня интерес потому, что я считаю, что в истории науки должно быть место не только тем, кто профессионально занимался её проблемами, а также тем, кто ей увлекался и даже отдал свою жизнь для того, чтобы удовлетворить своё природное любопытство и страсть к химическим процессам.

Огромна роль химии в современной жизни. Химическая промышленность, развивающаяся в настоящее время гораздо быстрее, чем любая другая, в наибольшей степени определяет технический прогресс. По - современному звучат слова великого русского ученого М. В. Ломоносова, сказанные им еще в 18 веке: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».

Основы современных химических знаний были заложены в трудах таких блестящих ученых как: М. В. Ломоносов, А. Л. Лавуазье, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, В. П. Бородин и др. Химия была делом всей их жизни. Этих гениальных ученых объединяет то, что они внесли огромный вклад не только в химию, но и оказали огромное влияние на развитие других наук, таких как металлургия, горное дело, физика, геология, минералогия, метеорология и т. д.

Знаменитые ученые химики вложили свои энциклопедические знания и блестящий ум в развитие промышленности, сельского хозяйства и других сфер жизни. «Посев научный взойдет для жатвы народной» - таков был девиз Д. И. Менделеева.

В своей работе я попытался обобщить некоторые сведения о таких необыкновенных, талантливых людях как Леонардо да Винчи, А. Б. Нобель, Сер Эдуард Элгар, Д. И. Менделееве и других ученых.

Работая с литературой, я выяснил, что увлечённых химией во все времена было достаточно много. Я был удивлен, что люди, на первый взгляд, далёкие от химии (Леонардо да Винчи, А. Б. Нобель, Элгар, Анджело Сало, Эмиль Воточек, Иоганн Вольфганг Гёте), не только интересовались достижениями науки, но и внесли свой достойный вклад в ее развитие.

Леонардо да Винчи, его химические изобретения

У Леонардо да Винчи было очень много увлечений, он занимался живописью, был скульптором и автором ста с лишним изобретений. Потребуется весь алфавит от "А" до "Я", чтобы перечислить его увлечения. Не был ли он ещё и адептом алхимии? По тому времени в этом не было бы ничего удивительного: Леонардо да Винчи (1452-1519гг. ) жил как раз в эпоху расцвета этого таинственного искусства.

Что же говорить о знаниях Леонардо в трудах по истории химии? Один из лучших - изданная в 1914году монография профессора Микеля Джуа, не только глубокого знатока своего дела, но и вдобавок итальянца, который, более, чём кто- либо иной, стремился прояснить связи Леонардо с алхимическим искусством. В сочинении Джуа сказано, что Леонардо отметил в своём "Атлантическом кодексе": "Ложные истолкователи природы утверждают, что ртуть есть общее семя всех металлов, но они не учитывают, что природа видоизменяет семена соответственно разнообразию вещей, которые она производит". "Атлантический кодекс"- наиболее полное собрание рукописей Леонардо. В нём свыше 1000 листов за период с 1483 по 1518года. Известны ещё 6000 его заметок в других кодексах и записных книжках, рассеянных теперь чуть ли не по всему миру.

Но верно ли, что Леонардо был враг всех работ алхимиков? Нет, он писал, что они открыли немало полезных веществ, за это им надо воздать много "бесконечных похвал". И добавлял: "Они заслуживали ещё больше, если бы не были изобретателями веществ вредных, таких, как яды".

Считается, что решающие шаги от алхимии к науке химии сделал Роберт Бойль (1626-1691), говоривший: "Я смотрю на химию не как врач, не как алхимик, а как должен смотреть на неё философ". Но разве не писали учёные мужи, что Леонардо занимался "философией явлений природы"? Во Франции, по свидетельствам Бенвенуто Челлини, говорили, что он - "величайший философ".

Бойль утверждал, что элементы - это простые, не разлагаемые части тел. Но еще раньше эту мысль высказывал Леонардо: "природа простирает свою мощь только на создание простых веществ", а уже из них человек "производит бесконечное множество сложных".

В 1952 году, когда отмечалось 500- летие со дня его рождения, в итальянском научном журнале "La chimica i lindusriria" появились две статьи, не замеченные многими историками химии и леонардистами - искусствоведами до сих пор. Их автор Ладислао Рети, химик и историк, подсчитал, что Леонардо имел дело с 116 химическими веществами, среди которых было: 11 растительных масел, 13 минералов, 21 соль, 28 природных высокомолекулярных соединений, органические кислоты и так далее. Из этих веществ он готовил по собственным рецептам краски, лаки, прочные клеи, составы которых иногда не удаётся расшифровать современными методами анализа, делал искусственные полудрагоценные камни, жемчуг и даже некие пластические материалы. На трёх его достижениях стоит остановиться поподробнее.

Джуа утверждал, что Бойль, изучивший горение и дыхание, нашедший при этом, что активна лишь какая- то часть воздуха, мог бы открыть кислород. Но Леонардо ещё раньше пришел к таким выводам: огонь - стихия непрерывно уничтожает воздух, "часть коего его питает", и "там, где не живёт пламя, не живёт ни одно животное, которое дышит". В статьях "Искусство химии Леонардо да Винчи" Рети приводит его рисунки приборов для анализа воздуха, а рядом - чертежи аналогичных аппаратов, сделанных намного позднее. Значит, и тут Леонардо опередил Бойля на полтора века.

Широко известное соединение - ацетон, который был впервые в истории химии синтезирован Леонардо в четыре стадии из уксусной кислоты в 1509-1512 годах. До сих пор считают, что первые упоминания об ацетоне встречается у анонимных алхимиков из Франкфурта в 1597 году. И только в 1805 г. , через три века после Леонардо, химики додумались до повторения его технологии.

Рети опубликовал ещё два свидетельства об изобретении Леонардо материала с удивительными свойствами. Вазари (автор книг "Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») рассказал, как Леонардо в 1513 – 1516 г. г. в Риме, «изготовив особую восковую массу, на ходу делал из нее тончайших, наполненных воздухом зверушек, которых, надувая, заставлял летать, но некоторые падали, как только из них выходил воздух» Второе сообщение об этом изобретении Рети отыскал в трактате Ломаццо, которому Франческо Мельци поведал, что его учитель – Леонардо «имел обыкновение делать из какого-то материала птичек, летающих по воздуху» Отсюда видно, что свыше 470 лет назад Леонардо удалось изготовить прочную, упругую, тягучую, наилегчайшую массу, из которой можно «на ходу» мастерить игрушки, летающие благодаря реактивной струе выходящего из них воздуха. Рети не удалось найти в рукописях Леонардо секрет производства этого материала, но есть рисунки «прокатных станков», на которых можно было делать тонкостенные заготовки.

Для своих экспериментов Леонардо конструировал разнообразную, оригинальную аппаратуру. В «Атлантическом кодексе» есть чертежи перегонных кубов. На одном из них надписи; «здесь должна находиться вода, которая меняется», в середине – «здесь входит пар», внизу – «здесь находится то, что подлежит дистилляции». Значит, это дистиллятор с двойными стенами, охлаждаемый постоянным током воды, ничем не хуже того, что был создан лишь в девятнадцатом веке Либихом.

Пришла пора столь же бесспорно признать: этот титан был, сверх прочего, превосходный химик. И он – химик из химиков, который занимался (по данным Рети): азотной кислотой, алебастром, алкоголем и многим другим.

Альфред Нобель, его вклад в развитии химии

Альфред Барнард Нобель родился 21 октября 1833 года, в год первого банкротства своего отца. Как и отец он не получил в детстве никакого образования, за исключением обучения в Якобском лицее в Стокгольме с осени 1841 по весну 1842 года. В Петербурге до 16 лет занимался с частными преподавателями. Никаких университетов Альфред не кончал, однако это не помешало уже в юношеские годы значительно опережать сверстников в эрудиции и интеллектуальной зрелости. Он хорошо знал химию и физику, прекрасно владел шведским, русским, немецким, английским, французским и итальянским языками, серьёзно интересовался техническими науками, литературой, историей, философией, медициной. В 1849 году он предпринял с образовательными целями двухлетнее путешествие (на средства, тогда ещё процветавшего отца) по Европе и Америке. Большую часть времени он провёл в Париже, где изучал химию в лаборатории известного французского химика Т. Пелуза (1807-1867). Одновременно поправлял своё слабое здоровье.

В 19 лет Альфред Нобель начал работать на предприятии отца в Петербурге, где оставался вплоть до 1859года.

Альфред Нобель в 185О-1851гг. , работая в лаборатории Т. Пелуза, видимо, размышлял о том, как подступиться к нитроглицерину, (который был впервые получен Асканио Собреро в 1847г. в той же самой лаборатории Т. Пелуза, итальянского профессора химии Промышленного музея, Артиллерийской академии и Высшей инженерной школы в Турине), действием на глицерин смесью азотной и серной кислот (1:2).

В мае 1862 года в Петербурге Альфред Нобель начал свои первые опыты с нитроглицерином. Он поместил эту маслянистую жидкость в стеклянную пробирку, тщательно запаял её и погрузил в металлическую ампулу с плотно набитым чёрным порохом. Потом присоединил к пороховому заряду бикфордов шнур и поджёг. Раздался взрыв огромной силы.

Продолжая экспериментировать, Нобель поместил нитроглицерин в металлическую трубку и заварил её. Затем эта трубка была погружена в цилиндр, сделанный из стали длиной 50мм, наполненным чёрным порохом, с подсоединённым бикфордовым шнуром. Устройство получило название "нобелевского запала" и стало первым из 4 наиболее крупных его изобретений. С его помощью был произведён в 1863 году подводный взрыв в пригороде Петербурга.

Любовь к естественным наукам, особенно к опытам с опасными взрывчатыми веществами, молодой Альфред Нобель унаследовал от своего отца. Ещё мальчиком он помогал отцу в работе над подводными минами, с помощью которых можно было взрывать скалы или углублять каналы. Такой способ устранять подводные препятствия очень интересовал отца Альфреда, проводившего строительные работы в порту. Химию Альфред Нобель изучал в России, в Соединённых Штатах Америки и во Франции.

Вернувшись в родную страну, он решает посвятить себя изучению и производству взрывчатых материалов.

Небольшую химическую фабрику, унаследованную от отца, он перестраивает в крупное предприятие и начинает производство нитроглицерина. Чуть ли не до середины девятнадцатого века единственным взрывчатым материалом был давным-давно известный чёрный порох. Но он не годился для взрывных работ - оказался слишком слабым. Потому - то Нобель и начал производство открытого нитроглицерина, взрывная сила которого в десятки раз превышало силу чёрного пороха.

Однако нитроглицерин вначале не мог найти широкого применения, ибо оказался слишком опасным союзником. Достаточно было сильного толчка или небольшого повышения температуры, чтобы наступил взрыв этой маслянистой жидкости.

Такой взрыв, который произошёл при наполнении сосудов нитроглицерином, уничтожил до основания фабрику Нобеля. Поскольку власти не разрешили её восстановить, свою новую лабораторию вместе с небольшим предприятием Нобель разместил на пароме посреди озера.

Он понимал, что для практического использования огромной взрывной силы нитроглицерина необходимо найти способ, устраняющий возможность случайных взрывов. Во время опытов на помощь пришел случай.

Фабрика Нобеля обычно отправляла нитроглицерин в металлических сосудах. Во избежание толчков, сосуды ставили в деревянные ящики, наполненные так называемой инфузорной землёй. Инфузорная земля - это легкий сыпучий порошок, песок, то, что осталось от крохотных морских существ- инфузорий, живших миллионы лет назад.

И вот однажды случилось так, что один из металлических сосудов оказался неплотно закрытым. Во время транспортировки нитроглицерин вылился и впитался в инфузорную землю. Исследуя позже эту инфузорную землю, Нобель, к своему величайшему удивлению, убедился, что по взрывной силе она ровна жидкому нитроглицерину, зато гораздо менее опасна при перевозке и использовании.

Инфузорная земля, насыщенная нитроглицерином - твёрдое тело, в котором легко хранить, паковать. Оно не взрывается от толчка или нагревания.

Этот новый, мощный, но почти безопасный взрывчатый материал Нобель назвал динамитом.

Он приобрёл огромное состояние, которое почти полностью завещал на учреждение научных премий его имени. 27 ноября 1895г. в Шведском клубе в Париже в присутствии четырёх свидетелей шведский инженер и предприниматель Альфред Нобель подписал необычное завещание. Это случилось за 378 дней до его смерти. 2 января 1897 года стокгольмские газеты опубликовали текст завещания: ". Всё моё реализуемое остающееся имущество необходимо распределить следующим образом: капитал мои душеприказчики должны превратить в ценные бумаги и создать фонд, проценты с которого будут ежегодно распределяться в виде премий, тем, кто в течение прошедшего года принёс наибольшую пользу человечеству. Указанные проценты необходимо разделить на пять равных частей, которые предназначаются: одна часть - тому, кто сделает наиболее важное изобретение или открытие в области физики, другая - тому, кто сделает наиболее важное изобретение или открытие в области химии, третья - тому, кто сделает наиболее важное изобретение или открытие в области физиологии или медицины, четвёртая - тому, кто создаст наиболее выдающееся литературное произведение идеалистического направления, пятая- тому, кто внёс наиболее существенный вклад в сплочение нации, уничтожение рабства или снижение численности существующих армий и содействие проведению мирных конгрессов. Премии физикам и химикам будут присуждаться Шведской академией наук, по физиологии или медицине - Каралинским институтом в Стокгольме, по литературе - Академией в Стокгольме, борцам за мир- комитетом из пяти человек, избираемых Норвежским Стортингом. Моё особое желание заключается в том, чтобы при присуждении премий не принималось во внимание национальность кандидатов, чтобы премию получали наиболее достойные, независимо от того, скандинавы или нет. "

Нобель завещал около 70млн. шведских крон, проценты с которых ежегодно с 1901 года присуждаются выдающимся физикам, химикам, физиологам или медикам литераторам и борцам за мир. Несмотря на присуждение премий и другие расходы, Нобелевский фонд постоянно растет (сейчас он составляет около 200 млн. шведских крон), поэтому из года в год увеличивается и размер Нобелевской премии, присуждаемой каждую осень. В 1968 году Шведским народным банком учреждена шестая Нобелевская премия - по экономике. За 80 лет существования Нобелевских премий их удостоены 500 человек, в том числе 16 из нашей страны.

Альфред Нобель скончался в 2 часа ночи 10 декабря 1896 года на своей вилле в Сан-Ремо, в Париже. Урну с его прахом захоронили в Стокгольме 29 декабря.

Сэр Эдуард Элгар, его вклад в развитие химии

Сэр Эдуард Элгар известен как выдающийся английский композитор, хотя по музыкальному образованию он скрипач, а в композиции - самоучка. Уже в юные годы он проявил себя (в любительских кружках) как скрипач, дирижер, пианист, органист и композитор.

Элгар писал во всех музыкальных жанрах; среди его сочинений симфонии, скрипичные и фортепианные сонаты, виолончельные концерты, марши, песни и нет лишь опер.

Занятие химией было его хобби. В глубине своего сада он соорудил неказистый сарай, где позместил химическую лабораторию. По воспоминаниям его друга Билли Рида, однажды в ходе какого-то химического синтеза его осенила музыкальная идея, и он, совсем забыв об эксперименте, поторопился к пианино. Когда же он написал партии рожка и трубы, и стал работать над партией других духовных инструментов, неожиданный, страшный грохот - такой сильный, будто ударные всех оркестров мира ударили разом, потряс округу. Эксперимент, про который Элгар забыл, дал о себе знать.

Анджело Сало, развитие натрохимии

Анджело Сало родился в старинном итальянском городке Винченца, живописно расположенном у подножия Альп недалеко от Венеции. Подвигаясь преследованиям в Италии со стороны официальной церкви, Анджело вместе с отцом в 1602 году покинул Италию.

Надо сказать, что человек, решивший посвятить себя медицине в эпоху средневековья, несомненно, представлял себе ту громадную сумму знаний, которой он должен был обладать, чтобы стать настоящим учёным, именно учёным, а не просто врачом.

Несомненно, Сала принадлежал к числу учёных и обладал энциклопедическими знаниями. Как и Парацельс, он много путешествовал.

В течение 10 лет (с 1602 по 1612гг. ) Сала побывал во многих городах Германии, Швейцарии, Голландии, Чехии. В некоторых городах он жил помногу лет, занимаясь медицинской практикой. Сала работал врачом в Гааге. Здесь он лечил больных, обучал медицине студентов, издавал книги.

Анджело Сала занимает видное место в истории натрохимии, хотя его никак нельзя назвать последовательным противником школы галенистов.

Сала умер в Гюстрове 2 октября 1637 года в 2 часа ночи и был погребён 22 октября в городском соборе.

Эмиль Воточек, его книги, учебники по химии

Эмиль Воточек родился 5 октября 1872года в небольшом чешском городке. Эмиль Воточек всерьёз занялся сочинением музыки лишь в конце своей научной карьеры, и за 15 лет до своей кончины написал около 60 произведений - оркестровые и камерные концерты, сонаты для фортепиано, около ЗО песен.

Профессор Воточек заведовал кафедрой экспериментальной неорганической и органической химией в Пражском политехническом институте, был ректором Пражского института химических технологий, почётным доктором университетов Праги, Брно, Подуй, Нанси, Тулузы, Парижа (Сорбонна).

Он написал учебник по общей химии, который известен не одному поколению чешских химиков, опубликовал около 300 научных работ по химии сахаридов.

Воточек был блестящим лингвистом, владел французским языком, хорошо говорил на польском, сербско-хорватском, итальянском, испанском, немецком и английском языках. Его языковая одаренность и увлечение музыкой позволили создать музыкальный словарь иностранных выражений и фраз, а так же его одарённость и великолепное знание химии позволило создать и многоязычные научные словари.

Многие из российских химиков знают журнал "Collestion ot Cztchoslo var Chemical Communications" ("Сборник чехословацких химических сообщений"), но, возможно, мало кто обращал внимание на то, что основателями этого журнала, её редактором и даже переводчиком был профессор Воточек.

Иоганн Вольфганг Гёте, его вклад в развитие химии

Великий немецкий поэт (1749-1832гг.), которого академик В. И. Вернадский определил как «редкий тип натуралиста – любителя», был и естествоиспытателем, и государственным деятелем, министром Веймарского герцогства во время правления Карла-Августа. Гёте считал себя, прежде всего, учёным. Важнейшими делами своей жизни считал вовсе не "Фауста", а науку о цвете. При Гёте Веймар стал одним из главных интеллектуальных центров Европы. Стремясь во всём "дойти до самой сути", Гёте ставил первым своим делом добывание истины. Знаменательно и такое его признание: "Каждое удачное слово, которое я говорю, стоит мне кошелька денег, золота. Я затратил полмиллиона талеров личных средств, чтобы изучить то, что я теперь знаю; не только всё состояние отца, но мои жалованные и мои значительные литературные доходы более чем за 50 лет ушли на это. " Таким образом, для Гёте наука ни в коей мере не была источником доходов. Вместе с тем, он считал, что его единственное достойное занятие было наука.

Антуан Лоран Лавуазье

Среди двадцати восьми достойнейших граждан Франции восьмого мая 1794г. на эшафот взошёл Антуан Лоран Лавуазье, величайший химик и физик, блистательный литератор, оратор, адвокат. Лавуазье изучал как гуманитарные, так и математические, и естественно-научные циклы дисциплин. Особенно много времени уделялось латыни, древнегреческому и французскому языкам. Немецкий и английский языки в колледже не изучались, и Лавуазье изучил их самостоятельно. Лавуазье настолько увлекся литературой, что начал писать драму, но дело остановилось на первых страницах.

Вначале юный Лавуазье сам себе не мог объяснить причины охлаждения к литературе и риторике. Однако вскоре он понял, что по складу своего ума и характера более всего его влечет к естествознанию. Успехи Антуана Лорана в области изучения математики, физики, химии, геологии, астрономии были заметны еще в колледже - его хвалили многие известные ученые. Дело в том, что тогда крупные ученые преподавали не только в университетах, но и в колледжах. Так наставником Лавуазье был известный астроном, академик и одновременно аббат Никола Луи Лакайль. Влияние Лакайля на Лавуазье было весьма значительным, и если бы он прожил на несколько лет дольше (в год его смерти Лавуазье учился в университете), то выбор выпускника университета - Лавуазье пал бы в пользу физики или астрономии. После окончания колледжа, для юного Лавуазье особых сомнений не было - он решил заниматься естествознанием. Неожиданным препятствием стала непреклонная воля Лавуазье - старшего. Будучи выпускником юридического факультета Парижского университета, отец не хотел отступиться от мечты и желал видеть сына адвокатом. Чтобы не удручать отца, Лавуазье поступил на юридический факультет Парижского университета. Но и от своей мечты Антуан не хотел отказываться. Поэтому он, несмотря на насыщенные программы юридического факультета, он находил время для серьезных занятий естествознанием.

Он разработал весьма интересную конструкцию фонаря, которая, однако, комиссией академиков отнесена к разряду отвлеченных научных фактов. Поразительно, что Лавуазье стал членом академии с минимум заслуг перед наукой. Его научная деятельность развернулась как раз тогда, когда в Академию наук он уже вошел. Дальнейшее восхождение его по научно академической лестнице было достаточно быстрым: 30 августа 1774г. Лавуазье избрали экстраординарным академиком, 14 февраля 1778г. - ординарным академиком, а в 1785 Лавуазье стал директором всей академии.

Лавуазье занимался стеклоделием, выделкой кож, крашением и отбеливанием тканей, селитроварением, геологией, минералогией и пароходными делами. В частности Лавуазье содействовал налаживанию пароходостроения и добычи селитры, в только что образовавшемся США.

Он являлся учредителем и административным директором «Лицея наук и искусств». Это было учебное заведения необычного типа, соединявшего в себе, по словам Лавуазье, «приятное с полезным», т. е. помогавшего с помощью различных форм искусства (в основном спектаклей) овладевать основами наук. Однажды после допроса в тюрьме Лавуазье писал одной из своих родственниц: «Я прожил довольно долгую и очень славную жизнь и думаю, что воспоминаниями обо мне будут восхищаться некоторые сограждане. Чего мне желать больше, Судьба, постигшая меня, по край ней мере, избавляет меня от одряхления. »

Почти за три месяца до ареста, 22 августа 1793г. , Лавуазье с горечью писал о том, что преследования вынуждают ученых эмигрировать из Парижа. Он подчеркивал, что «если наукам не оказывать помощь, они приходят в упадок в государстве и трудно восстановить их прежний уровень». Эта мысль Лавуазье, что называется на все времена.

Несправедливый суд свершился, великого Лавуазье обезглавили. Кучка интриганов, возомнивших себя революционерами и создателями новой цивилизации, могла праздновать победу. Если революция не уберегла себя от насилия, то трагедия почти неминуемая. Жизнь Лавуазье - горький тому пример. И хотя безумцы, пославшие Лавуазье на смерть сами же сложили головы, но, тем не менее, круг не замкнулся. Величие того, что успел сделать Лавуазье за свою, в общем - то не длинную жизнь, всегда будет вызывать восхищение потомков.

«Д. И. Менделеев»

Трудно найти химика как Д. И. Менделеев, о жизни и научной деятельности которого имелось бы столько высказываний. Д. И. Менделеев был гениальным русским ученым, отдавшим все силы служению своей стране и своему народу, прославившим нашу отечественную химию во всех концах земли. Во всех книгах общехимического содержания почетное место занимали труды Д. И. Менделеева, так как вне их нет современной химической науки, без которой немыслима и сама цивилизация 20 века.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834г. В Тобольске. Был 17 ребенком в семье Ивана Павловича и Марии Дмитриевны Менделеевых. Его отец Иван Павлович преподавал словесность в гимназиях, а мать Мария Дмитриевна была дочерью некогда богатого купца Корнильева. Она влияла на воспитание своего сына, и Дмитрий Иванович вспоминал ее с особым чувством и благоволением. Одна из лучших работ Менделеева «О водных растворах» посвящена матери. В гимназии Д. И. Менделеев увлекался историей, географией. Русской литературой, позже математикой и физикой. Дмитрий любил решать головоломки, задачи, а дома играл в «учителя», при чем старшим братьям и сестрам было не легко, так как удовлетворить строгого экзаменатора могли удовлетворить только быстрота мышления, неизвестные ему факты или сказанные к месту афоризмы. В доме царила трудовая и доброжелательная обстановка.

После смерти отца семья Менделеевых переезжает в Петербург, и Дмитрий поступает в Главный педагогический институт в неприемный год, обучаясь с 1850 по 1855 года Дмитрий Иванович, избрал химию своей специальностью. Будучи студентом, Д. И. Менделеев собрал гербарии, участвовал в описание фауны Петербургской губернии, осуществил анализ минералов пироксена и ортита, привезенных из минералогической экспедиции, провел первые химические эксперименты в лабораториях института и Академии наук, просмотрел большое число научных статей и монографий, читал «пробные лекции» по педагогике, зоологии, химии и минералогии. Завершил Менделеев свою учебу в институте подачей двух кандидатских диссертаций. Д. И. Менделеев окончил институт с золотой медалью и получил звание старшего учителя. Первый год после окончания института Д. И. Менделеев работал в гимназиях Симферополя и Одессы. Однако после защиты магистерской диссертации в начале осени 1856 г. он был приглашен на службу в Петербургский университет, а в 1859 г. отправлен в заграничную командировку для подготовки к «профессорскому званию».

Занятие сельским хозяйством стали для него довольно продолжительным эпизодом, но сделанное говорило само за себя. За 5- 6 лет ему удалось удвоить всю урожайность земли. На менделеевских «опытных полях» проходили летнюю практику студенты Петровской сельскохозяйственной академии. Одно из своих главных предназначений он видел все же служению науке. В 1859 - 1861г. Менделеев заявил о себе как о самобытном исследователе. Увлекся вопросами нефтехимии и агрохимии. Привлекли многочисленные задачи государства - овладение просторами Северного Ледовитого океана, освоение воздушного океана, создание искусственной пищи и синтетических материалов, бездымного пороха и вопросы охраны окружающей среды. Перспективный научный подход Д. И. Менделеев применял решению проблем развития в нашей стране промышленности и сельского хозяйства. В своих книгах статьях, выступлениях и докладных записях правительству он детально разбирал состояние дел самых различных областях промышленности: химической, металлургической, нефтяной, каменноугольной, в торговле и транспорте. Впервые в мире им была высказана мысль о подземной газификации топлива, а также мысль о целесообразности постройки нефтепроводов, специальных нефтяных судов и цистерн. Он с превеликим успехом занимался математикой, химией, астрономией, философией, метеорологией, экономикой, техникой и искусством. Менделеев очень интересовался проблемами воздухоплавания и метеорологией.

Все академии мира избрали Д. И. Менделеева своим членом, он был также почетным доктором, членом многих университетов и научных обществ Европы и Америки. Ему были вручены медали Деви, Фарадея, Комплел (эта награда по значимости сравнима с Нобелевской премией , введенной позже).

М. В. Ломоносов

М. В Ломоносов (1711 – 1765), химик, физик, историк, поэт, художник, был первым великим ученым Росси. Он обосновал закон сохранения вещества в природе, открыл атмосферу на планете Венера, осуществил множество других открытий в науке.

Кто не знает, что Ломоносов был не только химиком, но и поэтом, писателем. Однако не все знают, что, прежде всего, он был разносторонним ученым. Его научные труды по химии затмевают все другие его работы. Несмотря на то, что Михаил Васильевич родился в семье простого рыбака, он в совершенстве владел латинским и древнегреческим Современники считали его великолепным оратором, историком, поэтом, географом. Под руководством Ломоносова вышел и один из первых русских учебников - «Российская грамматика»

Ю. Либих

Великий ученый Ю. Либих никогда не ограничивался изучением химии как таковой. Химия заняла достойное место в системе естественных наук во многом благодаря Либиху, который сумел связать свои химические исследования с сельским хозяйством, физиологией, производством продуктов питания и физикой. К 1852г. Либих, разработал способ извлечения мясного экстракта и состав супа для грудных детей: «Приготовление только что описанного супа, прежде всего, было вызвано тем обстоятельством, что моего внука не могла прокормить его мать, а другого, кроме молока матери, потребовалась еще и другая концентрированная пища. У меня в доме и других здешних семействах, где суп был введен, он оказался самым питательным средством. Я сам часто его употребляю».

Либих был глубоким и разнообразным ученым. Именно поэтому в его работах оказались связанными химия, астрономия, физиология, физика. О значение трудов Либиха для сельского хозяйства очень верно сказал один из его русских учеников, химик технолог П. А. Ильенков: «Либих. представляется нам реформатором и усовершенствователем, труды которого поставили дело сельского хозяйства на истинную дорогу, по которой оно может двигаться к совершенству: и средства и цели стали ясны, предстоит только работать. Для будущего поколения еще ярче, чем для нас, современников, выяснится великое значение Либиха, как просветителя, как благодетеля человечества».

В своей работе я попытался коротко рассказать о некоторых замечательных людях, которые не имели прямого отношения к химии, но кто-то в большей мере, а кто-то в меньшей внесли свой вклад в развитие этой древней науки. Кроме того, очень часто нам становятся известны лишь результаты деятельности великих ученых. Эта работа позволила мне познакомиться с личной и духовной жизнью ученых, выяснить, что помимо науки было им интересно, что увлекало великих людей. Я выяснил, что известные химики обладали самыми разнообразными талантами. Надеюсь, что моя работа еще раз подчеркнула, насколько необыкновенны, разносторонни в своих увлечениях и занятиях были упомянутые в работе люди. Их жизнь и деятельность являются ярким подтверждением слов великого французского философа Д. Дидро: «Хочется верить, что природное любопытство, стремление к разносторонним знаниям – эти явные признаки сильного интеллекта – всегда будут присущи лучшим представителям человечества, независимо от вида их деятельности».

В Швеции вручена Нобелевская премия

10декабря король Швеции Карл XVI Густав вручил золотые медали и дипломы нобелевским лауреатам 2005 года.

На церемонии, которая прошла в Концерном зале в австралийские ученые Барри Маршалл и Робин Уоррен.

Нобелевская премия по литературе присуждена английскому драматургу Гарольду Пинтеру.

И, наконец, лауреатами премии "памяти Нобеля" в области экономики стали ученый из Израиля Роберт Оманн и ученый из США Томас Шеллинг.

По каждому направлению кроме медалей и дипломов предусмотрена денежная премия в размере 10 миллионов шведских крон (около 1,2 млн. дол. )

Стокгольме, присутствовали члены королевской семьи: королева Сильвия, кронпринцесса Виктория, принц КарлФилип и принцессы Лилиан и Маделейн.

Лауреатами Нобелевской премии по физике 2005 года стали американцы Рой Глаубер и Джон Холл И немец Теодор Хэнш.

Премия по химии была вручена также троим ученым: американцам Роберту Граббсу и Ричарду Шроку и французу Иву Шовену.

В области физиологии и медицины лремию получили

Известные люди России, увлекавшиеся химией!

Для Великого русского писателя, революционного просветителя, философа - материалиста Александра Николаевича Радищева (1749-1802), химия была как бы второй специальностью.

По его собственному признанию, занятия химией навсегда остались одним из его любимых дел.

У Великого русского революционера- демократа, философа- материалиста, публициста и писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870) "страсть к естественным наукам", в том числе и к химии, проявилась рано.

В работе Великого русского революционера- демократа, мыслителя, учёного, писателя и литературного критика Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889) имеется ряд чрезвычайно интересных и ценных высказываний о химии. "В самом деле, писал он в 1855г. , - если какая-нибудь наука может назваться созданием новейшего времени, то это химия, особенно органическая. Это наука, одна из драгоценнейших наук. "Химия составляет едва ли не лучшую славу нашего века",-писал Н. Г. Чернышевский в 1860 году.

Среди страстных пропагандистов естественных наук, в том числе и химии, особое место принадлежит Алексею Максимовичу Горькому (1868-1936). Он говорил: "Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области".

Устами одного из персонажей своей ранней пьесы "Дети солнца" профессора Протасова молодой Горький страстно пропагандировал химию, веря в могущество химического синтеза. «Прежде всего и внимательнее всего изучайте химию, химию. Это изумительная наука, знайте. Её зоркий, смелый взгляд проникает в огненную массу солнца и во тьму земной коры, в невидимые частицы вашего сердца, и в тайны строения камня, и в безмолвную жизнь дерева. Она смотрит всюду и, везде открывая гармонию, упорно ищет начало жизни. Изучая тайны строения материи, она создаёт в стеклянной колбе живое вещество»

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887)- великий русский композитор и выдающийся учёный-химик. Химики жаловались, что музыка отвлекает А. П. Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой.

Известный кинорежиссёр Всеволод Илларионович Пудовкин (1893-1953) увлекался химией, учась в 6-й московской гимназии. Родители хотели, чтобы он стал медиком, но он после окончания школы поступил на физико-математический факультет Московского университета, чтобы изучать физическую химию. Во время первой мировой войны, попав в немецкий плен и спасаясь от голода, он работал химиком в лаборатории сахарного завода. После побега из плена и приезда в Москву, до увлечения киноискусством, т. е. до 1920 г. , В. И Пудовкин был химиком в лаборатории завода "Фостер ".

Герой гражданской войны Сергей Георгиевич Лазо (1894-1920) во время учёбы в Кишинёвской гимназии особенно любил математику и химию и у себя дома устроил небольшую химическую лабораторию.

Химия влекла к себе военного деятеля, командарма l-го ранга Иону Эммануиловича Якира (1896-1937). Её он изучал ещё в реальном училище, а позже в Базеле (Швейцария) и на химическом факультете Харьковского технологического института. Если бы не революция, целиком поглотившая его, И. Э. Якир стал бы химиком.

О знании химии убедительно говорил лётчик-космонавт, первый человек, совершивший полёт в космос, Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968). "Мы, космонавты, по характеру нашей профессии, может быть, раньше, чем кто-либо, сталкиваемся с химией во всех её чудодейственных проявлениях,- говорил он. - Возьмите, к примеру, топливо, которое двигает наши ракеты, сплавы и металлы, из которых они сделаны, возьмите скафандры, всю особую космическую продукцию - тысячи и тысячи больших и малых веществ, окружающих человека в его пути в космосе. Всюду вы встретитесь с химией".

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)