Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Колывань: прошлое, настоящее, будущее

Наша статья посвящена одному из райцентров Новосибирской области- Клывани- бывшего года Томской губернии. Почти двухвековая история и роль в развитии региона позволили получить Колывани в 1990 году статус исторического поселения.

Цель - познакомить своих сверстников с Колыванью. Такой, какая она была. Рассказать о том, что произвело на нас впечатление во время экскурсии.

Знакомство с Колыванью – это продолжение работы по краеведению, начатое проектами «Новосибирский метрополитен» и «Областной театр кукол».

Кроме Колывани, мы совершали поездку в Бердск, где также знакомились с музеем этнографии «Берегиня».

В этом году наш класс совершил экскурсию в Колывань. Мы побывали в историческом музее и в Покровском Александро-Невском женском монастыре. Проехали по улицам Колывани.

Карта Колывани в XIX веке. Так выглядели улицы (рядом со старыми названиями даны в круглых скобках современные названия улиц). Мы видим три площади (Никольская, Мордовская и Соборная). Три собора в Колывани образовывали своеобразный духовный треугольник. Сейчас в Колывани находится Покровский Александро-Невский женский монастырь.

Новосибирские археологи работали на территории Колывани в течение 30 лет. Ими было обнаружено 230 археологических памятников: одиночные стоянки, городища, захоронения, целые курганные группы древнего населения Колывани.

История современной Колывани начинается с Чаусского острога

Чаусский острог. Он был построен почти 300 лет тому назад (в 1713 году) на берегу реки Чаус для обороны южной границы Российского государства. «Приискал место для острога» Дмитрий Иванович Лавентьев. Острог был выстроен четырехугольным в плане. Лаврентьев , описывая острог в челобитной к Петру 1 свидетельствует: «Острог я построил весь рубленый в две стены с переградами и покрыл весь тесом. А по углам, государь , того острога построены четыре башни да в стенах две башни с проезжими воротами и з запускными решетки, а мерою, государь тот острог длина пятьдесят сажень, поперек тридцать сажень печатных». Это была настоящая деревянная крепость. Забор возвышался на высоту двухэтажного дома. По углам были четыре башни с глухими стенами, в которых были пробиты бойницы. Поднимались эти башни на высоту трехэтажного дома.

Чаусский острог помогал защищать большую дорогу, по которой тянулись сотни обозов из Китая в Россию и из России в Китай.

Изба-пятистенок. Такие избы были основными деревянными постройками, характерными для Колывани.

Почему пятистенок? Потому что пятая стена делила помещение на две равные части. Первая часть дома называлась «бабий кут». Главной здесь была хозяйка, женщина.

Была еще парадная комната, которая называлась горница. В горнице стояла пышная родительская кровать, красивый сундук, в котором хранилась праздничная одежда.

Купеческий дом. Здесь все выглядит по-другому. Мебель уже изготовлена умелыми руками столяра-краснодеревщика. Мы видим дорогую посуду, швейную машинку, одежда хранится уже в шкафу, а не в сундуке.

Колыванская ярмарка

С 1722 года в Колывани проводились ярмарки. Начиналась она 1 ноября в день Козьмы и Демьяна и продолжалась по 11 ноября. На этой ярмарке было более 130 мастерских. Только кузниц было около 70.

Колыванские купцы организовывали производство, которое было им выгодно. Так купец Евграф Александрович Жернаков на торговле свечами сделал целое состояние и снабжал свечами все церкви от Урала до камчатки и Сахалина.

Фамилия Жернаковых была очень знаменита. Владимир Борисович Жернаков (племянник Евграфа Александровича) в свое время был Головой.

Самый первый магазин в Новониколаевске появился в 1894 году 20 марта на месте нынешнего Автовокзала. И открыл его купец Жернаков.

8 слайд

Колыванская церковь. В 1968 году была предпринята попытка разрушить церковь на Соборной площади, построенную в 1887 году; ее хотели разрушить направленным взрывом. Но она оказалась прочной и устояла. Церковь была уникальная – она была построена «кораблем». Сейчас мы можем видеть, что от нее осталось.

Раньше Колывань была купеческим городом. Сейчас это рабочий поселок. Почему же это произошло?

Можно сказать, что в этом виноват Гарин-Михайловский. Существовало несколько проектов перехода через Обь. Колыванские купцы, например, добивались принятия проекта, по которому железная дорога шагнула бы через реку у старинной и богатой Колывани, с направлением на Томск. Но Гарин-Михайловский отверг это предложение, доказав его несостоятельность. Его изыскательская партия поднялась вверх по Оби, исследуя версту за верстой, пока не дошла до устья речки Каменки. В своем дневнике Гарин-Михайловский написал: «На 160-весртном протяжении это единственное место, где оба берега реки и ложе скалисты. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен».

Дальнейшие расчеты подтвердили безупречность «кривощековского варианта». 20 июля 1893 года началась закладка первой опоры железнодорожного моста через Обь. Это событие и принято считать днем рождения города Новосибирска.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)