Hi-Tech  ->  Компьютеры  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Компьютер – притягивающая опасность

В настоящее время компьютеризация прочно вошла в жизнь детей и подростков. Проблема неконтролируемого воздействия компьютера на человека, на его зрительный аппарат и мозг настолько реальна, что в последнее время ученые развивают новую науку - компьютерную экологию, так как компьютер оказывает на организм человека определенные негативные влияния. Подростки и взрослые должны знать, как влияет просмотр телепередач на умственные способности и на показатели состояния здоровья.

Компьютер притягивает детей и подростков, является неотъемлемой частью их жизни. Компьютер новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой много проблем, важнейшая из них – экологическая. Компьютер - как плохая экология: «убивает» медленно и почти незаметно. Хотя заболеваний, которые можно было бы назвать сугубо компьютерными, нет, коварная машина медленно и планомерно ослабляет организм и провоцирует заболевания, требующие длительного и кропотливого лечения. Только соблюдение гигиенических правил при работе за компьютером, может обеспечить безопасность пользования.

Чрезмерное пользование компьютером ведет к проблемам со здоровьем у детей и подростков. Для изучения воздействия компьютера на психологическое и физиологическое состояние здоровья детей и подростков, проведены исследования:

1. Анкетирование детей и подростков, чтобы установить значимость пользования компьютером в их жизни.

2. Исследование воздействия компьютера на психическую деятельность ребенка (изучение коэффициента умственной продуктивности и показателя концентрации внимания до и после пользования компьютером).

3. Изучение влияния пользования компьютером на изменение показателей состояния здоровья детей и подростков.

Анкетирование детей и подростков

Первая часть исследования включила в себя анкетирование учащихся 5 - 11 классах, по анкете: «Компьютер в моей жизни».

Цели анкетирования:

1. Выяснить, какие виды пользования компьютером являются предпочитаемыми детьми и подростками, и оказывают влияние на их психологическое развитие и состояние здоровья. 2. Какое место в жизни ребенка занимает компьютер.

Анализ анкеты: «Компьютер в моей жизни». В анкетировании участвовало 200 учащихся, возраст респондентов 12-16 лет.

1. Есть ли у вас дома компьютер:

Есть компьютер -153 человека -76,5%; нет компьютера -47 человек – 23,5%.

2. Пользуетесь ли вы компьютером где-то еще:

У друзей –23 человека -11,5%; у родителей на работе – 62 человека - 31%; у родственников –89 человек -44,5 %; в интернет - клубах –26 человек -13%.

3. Сколько времени вы проводите за компьютером в будний день:

2 часа – 28 человек – 14%; 3 часа – 75 человек – 37,5%; 4 часа – 97 человек – 48,5%

4. Пользуетесь ли компьютером перед сном, если да то до какого времени:

Пользуются компьютером перед сном – 153 человека –76,5%;до 22 часов – 15 человек – 9,8%; до 23 часов – 79 человек – 51,6%; до 24 часов – 59человек – 38,6 %.

5. Чем вы занимаетесь за компьютером:

Играете в игры – 92 человек - 46 %: аркадные игры -53 человека – 57,6%, активные игры -21человек – 22,8% ,стратегические игры -18 человек – 19,6%; общаетесь или ищите информацию в интернете - 37 человек – 18,5%; работаете с программами – 45 человек - 22,5%; смотрите фильмы -26 человек – 13%

6. Совмещаете ли вы работу на компьютере с другими видами деятельности? С какими?:

Смотрят телевизор 125 человек – 62,5%; разговаривают по телефону – 28 человек -14 %; употребляют пищу –47 человек -23,5%.

7. Прерываетесь ли вы на отдых когда пользуетесь компьютером:

Не прерываются на отдых при пользовании компьютером – 173 человек - 86,5 %; прерываются на отдых при пользовании компьютером– 18 человек – 9,5 %.

8. Знаете ли вы, какую опасность для здоровья представляет компьютер: нарушение зрения – 200 человек – 100%

9. Выполняете ли вы какие-либо упражнения для профилактики заболеваний связанных с компьютером:

200 респондентов участвующих в опросе не выполняют профилактические упражнения и не знают, что такие существуют - 100%

10. При каких условиях вы могли бы отказаться от пользования компьютером:

Если бы запретили родители – 200 человек - 100 %;

Вывод по первой части исследования: анализ анкет показал, что практически все участвующие в анкетировании имеют дома компьютер – 76,5% из числа опрошенных респондентов, кроме этого у всех опрошенных есть возможность пользоваться компьютером у родителей на работе, у друзей и знакомых, в интернет-клубах, следовательно, в любое время ребенок имеет неконтролируемый доступ к компьютеру. Количество времени, которое проводят подростки у компьютера от 2 до 4 часов в будний день. Участвующие в исследовании дети и подростки в возрасте от 12 до 16 лет по гигиеническим нормам работы на компьютере должны пользоваться компьютером:

-для учащихся II-V классов - 15 минут;

-для учащихся VI-VII классов - 20 минут;

-для учащихся VIII-IX классов - 25 минут;

- для учащихся X-XI классов на первом часу учебных занятий - 40 минут

При пользовании компьютером не чаще 2 раз в неделю:

-для учащихся 2-5 классов (7-10 лет) не более 60 минут;

-для учащихся 6 классов и старше - до 90 минут.

Исследование показало, что время, проводимое детьми и подростками за компьютером в несколько раз превышает допустимые значения и отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Основное время при пользовании компьютером дети и подростки проводят за играми – 46% из числа опрошенных, предпочтение отдают аркадным и активным играм: это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Как только ребенок начинает делать успехи, компьютер увеличивает скорость игры. Кроме утомления и досады ничего такие игры не приносят. Компьютерные игры создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение и на смену ему приходит псевдообщение. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, который можно увидеть, с которым можно поиграть. В тоже время ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера. Работают с интернетом 18,5%. Интернет открыл перед подростками огромные возможности и одновременно вверг в состояние стресса. К ним постоянно стекается информация, на которую нужно моментально реагировать. Это порождает чувство беспокойства и дискомфорта. Станут ли от этого дети здоровее? Вряд ли. Все опрошенные совмещают пользование компьютером с другими видами деятельности, большинство 62,5% из числа опрошенных совмещают пользование компьютером с просмотром телевизора, увеличивая нагрузку на зрительный аппарат. 86,5% не прерываются на перерыв при пользовании компьютером, что приводит к специфическому зрительном утомлению, увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник. Все участвующие в опросе пользуются компьютером перед сном, что по гигиенически нормам категорически запрещено. Пользование компьютером перед сном приводит к повышению возбудимости и нормального спокойного сна не будет, кроме этого 90,2% респондентов отходят ко сну в 23 часа и позже и не имеют полноценный сон 8-9 часов по гигиенически нормам для этой возрастной группы. 100% опрошенных отказались бы от пользования компьютером только в случае запрета родителями, детей и подростков притягивает компьютер и они не задумываются, а многие и не знают о той опасности, какую представляет для здоровья компьютер.

исследование воздействия компьютера на психическую деятельность ребенка

Второй частью исследования явилось исследование воздействия компьютера на психическую деятельность ребенка (изучение коэффициента умственной продуктивности и показателя концентрации внимания до и после пользования компьютером).

Установление коэффициента умственной продуктивности проводилось в старших 10-11 классах до, и после пользования компьютером.

Исследование умственной работоспособности (внимания) осуществлялось при помощи корректурных буквенных проб. Эти таблицы помогают изучить особенности внимания при действии однообразных раздражителей, какими являются буквы. Испытуемым предлагалось задание: по возможности быстро и точно вычеркнуть заданную букву в течение четырех минут. При этом предлагалось использовать определенную букву для вычеркивания, что исключает привыкание испытуемых к букве. Концентрация внимания оценивалась (в условных единицах) с помощью количественных показателей коэффициентов точности и умственной продуктивности. Коэффициент точности рассчитывали по формуле: А= М/N, где М- количество вычеркнутых букв;

N - общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть, в просмотренном тексте. Коэффициент умственной продуктивности: P=AS, где S - общее количество просмотренных буквенных знаков.

Концентрация внимания: К= F/ g, где F – число строк таблицы, проработанных ребенком, g – количество ошибок

При работе с корректурными пробами каждый раз предлагалась новая буква, чтобы исключить привыкание к тексту. Коэффициент умственной продуктивности и показатель концентрации внимания после пользования компьютером заметно падает.

10 класс – до работы на 10 класс - после работы на 11 класс- до работы на 11 класс - после работы на

№ компьютере компьютере компьютере компьютере испытуемого

К Р К Р

1. Я спокоен. 1 2 3 4

2. Мне ничего не 1 2 3 4

угрожает.

3. Я нахожусь в 1 2 3 4

напряжении.

4. Я внутренне спокоен. 1 2 3 4

5. Я чувствую себя 1 2 3 4

свободно.

6. Я расстроен. 1 2 3 4

7. Меня волнуют 1 2 3 4

возможные неудачи.

8. Я ощущаю душевный 1 2 3 4

9. Я встревожен. 1 2 3 4

10. Я испытываю 1 2 3 4

чувство внутреннего удовлетворения.

11. Я уверен в себе. 1 2 3 4

12. Я нервничаю. 1 2 3 4

13. Яне нахожу себе места. 1 2 3 4

14. Я взвинчен. 1 2 3 4

15. Я не чувствую 1 2 3 4

скованности.

16. Я доволен. 1 2 3 4

17. Я озабочен. 1 2 3 4

18. Я слишком 1 2 3 4

озабочен и мне не по себе.

19. Мне радостно. 1 2 3 4

20. Мне приятно. 1 2 3 4

СУММА СТ - индивидуальная

В результате выяснили, что до пользования компьютером в классах:10В – низкая тревожность – 13 человек – 81,25%, умеренная тревожность – 3человека – 18,8%; 9 В – низкая тревожность – 16 человек – 64%, умеренная – 9 человек – 36%; 9Г – низкая тревожность - 13человек -56,5% %, умеренная –9 человек – 39,13%; 7 А – низкая тревожность – 13 человек – 52%, умеренная – 12 человек – 48%; 7 Б – низкая 14 человек - 56%, умеренная – 11 человек – 44%.

После пользования компьютером (40 минут) больше половины класса испытывают умеренную и высокую тревожность: 10 В – умеренная тревожность – 9 человек – 56,25%, высокая – 6 человек - 26%; 9 В – умеренная тревожность – 17 человек – 68%, высокая – 5 человек – 20%; 9 Г - умеренная тревожность – 13 человек – 56%, высокая – 7 человек -30,4%; 7 А – умеренная тревожность – 14 человек – 56%, высокая – 9 человек – 36%; 7 Б – умеренная тревожность – 12 человек – 44%.

Вывод по второй части исследования: после пользования компьютером у участников эксперимента резко падает коэффициент умственной продуктивности, и показатель концентрации внимания, следовательно, чрезмерное увлечение компьютерными играми и постоянное пользование компьютером ведет к снижению скорости мыслительных операций и сказывается на обучении. 40 минутная активная компьютерная игра вызывает утомление глаз, из-за стремительно меняющейся "картинки" видеоигры, перенапряжение центральной нервной системы, вызванное чрезмерной концентрацией и приводит к развитию тревожности.

Изучение влияния пользования компьютером на изменение показателей состояния здоровья детей и подростков

Проанализировали, используя медицинские карты детей динамику изменения состояния опорно-двигательной системы с 1 класса по 6(52 человека), с 1 класса по 9(16 человек), с 1 класса по 10(21 человек), (всего 89 человек).

Было прослежено, используя медицинские карты детей, изменение в состоянии опорно-двигательного аппарата с 1 класса по 6 класс. Для анализа взяты карты двух классов 6 а, 6б (52 человека). Дети пришли в 1 класс в 2000 году, в 6 а классе (23 человека) - не имеют отклонений в состоянии опорно-двигательной системы при поступлении в 1 класс - 22 человека / 95,7 %, у одного ребенка при поступлении в первый класс нарушение осанки - 1 ребенок / 4,3 %. В 2006 году в 6 классе здоровы – 14 детей / 60,87 %, имеют нарушения осанки – 9 детей / 39,13 %, сколиоз не выявлен.

6 б класс (29 человек) – не имеют отклонений в состоянии опорно-двигательной системы при поступлении в 1 класс – 26 детей \ 89,66 %, у трех детей нарушение осанки – 3 ребенка / 10,34 %. В 2006 году в 6 классе здоровы – 19 детей / 65,5 %, имеют нарушения осанки – 8 детей / 27,59 %, сколиоз – 2 ребенка / 6,9 %.

Из 51 здорового ребенка (98,07 %) пришедшего в 1 класс, в 6 классе здоровыми остались

33 ребенка (63,46 %): число здоровых детей уменьшилось на 34,61 %, число детей, имеющих функциональные нарушения, увеличилось на 25 % (в три раза), а 4 % детей приобрели достаточно серьезную патологию – сколиоз.

В 9 в классе –20 человек, здоровыми при поступлении в 1 класс были 19 человек (95%), в 9 классе здоровых 9 человек (45%), при поступлении в первый класс нарушения в осанке имел один ребенок (5 %), в 9 классе нарушения имеют 2 ребенка (10 %). В первом классе сколиоз у детей не выявлен, к 9 классу 9 (45 %) детей приобрели это серьезное заболевание.

Число здоровых детей уменьшилось более чем на 50 %, , а 45% детей приобрели достаточно серьезную патологию – сколиоз.

В 10 в класс – всего 21 человек, здоровыми при поступлении в 1 класс были 20 человек (95,23 %), в 10 классе здоровы – 13 человек (61,90 %). Нарушения в осанке при поступлении в первый класс имел один (4,76 %) ребенок, в 10 классе нарушения в осанке приобрели 4 ребенка (19,04 %), при поступлении в первый класс сколиоз не выявлен, к 10 классе 4 (19,04 %) подростка приобрели сколиоз.

Анализ данных медицинских карт ясно показал, что подростки имеют проблемы со здоровьем опорно-двигательного аппарата, одной из причин является чрезмерное пользованием компьютером.

Было прослежено, используя медицинские карты детей, изменения в состоянии органа зрения с 1 класса по 8, с 1 класса по 9, с 1 класса по 10, с 1 класса по 11 класс у учащихся участвующих в исследовании. При поступлении в первый класс 35 учащихся 8 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 8 классе – миопия выявлена у 11 учащихся – 31,4%. При поступлении в первый класс 35 учащихся 9 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 9 классе – миопия выявлена у 32 учащихся – 91,4%. При поступлении в первый класс 35 учащихся 10 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 9 классе – миопия выявлена у 26 учащихся – 74,3%. При поступлении в первый класс 35 учащихся 11 класса не имели отклонений в функционировании органа зрения. В 11 классе миопия выявлена у 35 учащихся – 100%. Возможно одной из причин нарушения функционирования органа зрения является ежедневное многочасовое пользование компьютером. Причиной развития близорукости является постоянная работа с предметами находящимися на близком расстоянии от глаза, вследствие этого возникает недостаток рефракции глаза (преломляющей способности), именно по этому люди страдающие близорукостью плохо видят в даль.

Вывод по третьей части исследования: Пользование компьютером оказывает на детский организм пока еще недостаточно изученное, но однозначно отрицательное воздействие.

Вывод статьи:

Компьютер притягивает детей и подростков, является неотъемлемой частью их жизни. Компьютер новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой много проблем, важнейшая из них – экологическая. Компьютер - как плохая экология: «убивает» медленно и почти незаметно. Хотя заболеваний, которые можно было бы назвать сугубо компьютерными, нет, коварная машина медленно и планомерно ослабляет организм и провоцирует заболевания, требующие длительного и кропотливого лечения. Только соблюдение гигиенических правил при работе за компьютером, может обеспечить безопасность пользования.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)