Справки  ->  Транспорт  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Конные повозки: называем и описываем

На чём ездили наши предки в далёком 19 веке? Каждый, не задумываясь, ответит: на лошадях. Да, средство передвижения было одно - кони. Но сколько было различных повозок, в которые запрягали лошадей. А. С. Пушкин в стихотворении «Дорожная жалоба» пишет: «Долго ль мне гулять на свете то в коляске, то верхом, то в кибитке, то в карете, то в телеге, то пешком».

Мы, наверное, представляем. чем отличается карета от телеги, но объяснить, в чём разница между коляской и каретой, между каретой и кибиткой многие не смогут.

В данной работе дано описание конных повозок 19 в. , приведены примеры употребления слов в произведениях русских писателей.

Бестарка – это четырёхколёсная безрессорная повозка для пары лошадей в дышло, с кузовом в виде ящика. Использовалась для перевозки сыпучих грузов. «Навстречу двинулись гружёные зерном бестарки». С. Мальцев. От всего сердца.

Бричка – это лёгкая полукрытая дорожная повозка, большей частью с откидным верхом, обитая внутри. «Бричка его стояла на дворе, ожидая подмазки». А. С. Пушкин. Дубровский.

Вежа – это крытая повозка, кибитка, шатёр, будка, палатка, а так же её обитатели. «Стукнула земля, зашумела трава – встревожились вежи половецкие». Слово о полку Игореве.

Возок – это старинная крытая зимняя повозка на полозьях, с дверцами и окнами. «С утра дом Лариных гостями весь полон; целыми семьями соседи съехались в возках, в кибитках, в бричках и в санях». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дилижанс – это многоместная закрытая карета для перевозки почты, пассажиров и их багажа. Использовалась до развития железных дорог и автотранспорта. «В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах». Тургенев. Вешние воды.

Дровни – это крестьянские сани без кузова для перевозки дров, леса и других грузов. «Зима!. Крестьянин, торжествуя на дровнях, обновляет путь». А. С. Пушкин. Евгений Онегин.

Дроги – это длинная телега без кузова, состоявшая из передка и задка, соединённых продольными брусьями. «Запряжём старика Савраску в длинные дроги, потихоньку да полегоньку, трюх-трюх, сядем и поедем!» Салтыков - Щедрин. Господа Головлёвы.

Дрожки – это лёгкий двухместный четырёхколёсный открытый экипаж на коротких дрогах вместо рессор. «Я глядел и на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на береговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их». Н. В. Гоголь. Мёртвые души.

Кабриолет – это лёгкий изящный двухколёсный экипаж на высоком ходу, без козел, на одного- двух седоков, без кучера. «Она ехала, откуда- то на хорошеньком лёгком кабриолете и правила красивой белой лошадью». А. П. Чехов. Пустой случай.

Катафалк – это погребальная колесница для гроба в похоронной процессии. «Огромный, тяжёлый гроб всунули в чёрный катафалк, украшенный венками» М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Кибитка – это крытая дорожная повозка или сани с верхом. «На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узел, с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства». А. С. Пушкин. Капитанская дачка.

Коляска – это четырёхколёсный рессорный комфортабельный экипаж, обычно с откидным кожаным верхом, запрягавшийся тройкой. «Адмирал и сопровождавшие его лица разместились в двух парных колясках». Н. Никитин. Северная Аврора.

Ландо – это легковой конский экипаж, считавшийся дамским. Имел очень мягкие рессоры, дверцы и кожаный верх, раскидывавшийся вперёд и назад, так что из закрытого экипаж превращался в открытый. Запрягался парой в дышло. «Он прибыл в просторной открытой карете, так называемом ландо». Тургенев. Вешние воды.

Линейка – это длинный открытый многоместный экипаж с подножками и продольной перегородкой, в котором пассажиры сидели боком по направлению движения. «Уселись в длинные линейки, запряжённые каждая в шесть лошадей». М. Ю. Лермонтов. Княгиня Лиговская.

Одноколка – это лёгкий двухколёсный экипаж с одной осью. «Мишка- денщик, всю ночь прождавший его в одноколке, вскидывал головой, чтобы не задремать». А. Н. Толстой. Пётр Первый.

Пролётка – это легковой четырёхколёсный рессорный конский экипаж с железными крыльями над колёсами и щитком, прикрывавшим ноги кучера, с откидным кожаным верхом, с фонарями по сторонам полозьев. Упряжка - в одну лошадь или парой.

«Макаров сидел боком к нему, поставив ногу на подножку пролётки и как бы готовясь спрыгнуть на мостовую». М. Горький. Жизнь Клима Самгина.

Розвальни – это крестьянские сани с низкой спинкой и отводами. Пространство между отводами и санями заплеталось верёвками, иногда устраивался лубяной кузов. «Петруха, стоя на коленях в розвальнях, пустил свою лошадь». Л. Толстой. Хозяин и работник.

Сани городские – это сани с деревянным, довольно узким (на 2 седока) кузовом, и тонкими металлическими полозьями на высоких крыльях, без отводов, с высокой спинкой. Упряжка в одну лошадь или парой, с пристяжной. «То сова с глупыми жёлтыми глазками выскакивала в сонном видении, то грустная рожа повара в белом грязном колпаке, то лихой ус Филиппа Филипповича, освещённый резким электричеством от абажура, то сонные сани скрипели и пропадали, а в собачьем желудке варился, плавая в соку, истерзанный кусок ростбифа». Булгаков. Собачье сердце.

Тарантас – это конский легковой четырёхколёсный открытый безрессорный экипаж. В нём плетёный из ивовых прутьев кузов закреплялся на длинных гибких жердях, опиравшихся на заднюю и переднюю оси; при этом пассажиры обычно располагались, полулёжа на сене или тюфяках, а сзади кузова оставалось много места для багажа. «С холма меж рядами старых берёз покатился в клубке белом пыли тарантас с порыжелым кожаным верхом, запряжённый тройкой почтовых лошадей». Короленко. В облачный день.

Фура – это тяжёлая преимущественно грузовая повозка с верхом, затянутым на высоких дугах брезентом или другой тканью. Фуры использовались в армии для перевозки раненых, продовольствия и прочего. «Я видел, как за полком двинулись фуры, потом обзорные повозки, потом офицерские фургоны». Серафимович. Поход.

Шарабан – это открытый лёгкий пассажирский двуконный экипаж на жёстких рессорах или без них, в котором сиденья для пассажиров в виде скамеек со спинками располагались вдоль кузова по бортам. «Вчера Миронов не был,- значит, приедет обедать. Будет ещё кто- нибудь из моих приятелей. Возьму коляску или шарабан, если их будет много, и поеду в Праголово». Чернышевский. Пролог.

Конка – это городская рельсовая дрога с конной тягой. Существовала до появления трамвая. Конка это уже начало новой эпохи – эпохи машин. «С гулом, с грохотом, с звонками катятся среди толпы конки». Бунин. Антоновские яблоки.

В данной работе мы рассмотрели 21 название конных повозок, на которых ездили в 19 веке. Эта работа будет интересна ученикам, увлекающимся историей, может оказать помощь учителям литературы и русского языка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)