Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Конституции нашего государства в XX веке

Конституция – явление сложное и многоплановое. Различные теоретические аспекты этого явления являются предметом изучения философских, исторических, политологических и юридических наук. Вопросы формы, содержания конституции, и ее исторического назначения до сих пор являются дискуссионными.

Актуальность темы состоит в том, что конституция устанавливает правовые нормы общего характера, имеющие высшую юридическую силу на территории всего государства, и охватывает своим действием все сферы жизни общества.

Мы с вами живем в эпоху пятого по счету Основного закона. Да, за 80 лет пять раз менялась Конституция нашего государства. У каждой было свое название – как правило, по имени вождя, руководящего в то время. Это две ленинские Конституции – 1918 и 1924 годов, сталинская – 1936 года, брежневская – 1977 года и ельцинская – 1993 года.

Что же это такое «Конституция»? В переводе с латинского это слово означает «устройство». Согласно энциклопедическому словарю, конституция - это Основной Закон государства, определяющий общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования представительных (т. е. избираемых) органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция – основа всего законодательства государства.

До революции в России не было Конституции, а действовали основные государственные законы, подписанные императором, хотя идея создания Конституции овладевала наиболее просвещенными умами. Первая такая попытка принадлежит декабристам.

Первая Конституция появилась в России в июле 1918 года, однако первым конституционным законом можно назвать ленинскую Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятую III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 года. Она провозглашала законной экспроприацию всех видов собственности и национализацию земли, промышленных предприятий, банков и т. д. Россия была объявлена Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, декларировался свободный союз свободных наций.

10 июля 1918 года V Всероссийским съездом Советов принял Конституцию (Основной Закон) РСФСР. Он был пронизан духом диктатуры пролетариата и разделял российское общество, утверждая классовый характер демократии, лишал «отдельных лиц и отдельные группы» (имелись в виду все, так называемые, «бывшие») многих гражданских прав и свобод, а так как четкого определения кто, есть кто не было дано, то на местах истолковывали это понятие по-своему.

Через пять с половиной лет, 31 января 1924 года, появился первый Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик. Ее основное содержание – это Декларация об образовании СССР, многонационального Советского государства, договор о союзе семи уже существовавших тогда республик.

Сталинская Конституция была принята 5 декабря 1936 года. Этот Основной Закон законодательно закрепил победу социалистических общественных отношений, в том числе порядок выборов в Советы. Конституция гарантировала гражданам свободу слова, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и жилища. Что происходило у нас в стране в 30-е годы на самом деле, мы знаем.

7 октября 1977 года пришла Конституция СССР времен Брежнева. Здесь впервые вместо понятия «трудящиеся» употребляется слово «народ», и впервые Основным Законом утверждалась руководящая и направляющая сила КПСС СССР. В этом Основном Законе закреплена фактическая сторона построения в СССР развитого социалистического общества.

И, наконец, всенародным голосованием 12 декабря 1993 года принята современная Конституция Российской Федерации. В ней много изменений и нововведений. И если раньше все наши Конституции имели порок декларативности норм и прав, для осуществления которых требовалось дополнительно законы, распоряжения, инструкции, то этот Основной Закон прямого действия, в нем очень обширен раздел прав и свобод человека и гражданина.

Приступая к исследованию данной темы, я ставила перед собой цель – выявление общих и отличительных черт политической системы нашего государства в различные исторические периоды XX века на основе текстов Конституций.

На мой взгляд, за последние годы заметно расширилась информационная база по данному вопросу. В процессе изучения данной темы мне интересно и полезно было познакомиться с разнообразными периодическими изданиями. Так, например, некоторые газеты и журналы существуют достаточно продолжительное время: газета «Полис» (с 1991г. ), «Российская газета» (с 1990г. ), «Парламентская газета» (с 1998г. ); а такие, как журналы «Огонек» (с 1899г. ), «Новое время» (с 1943г. ), «Свободная мысль» (с 1924г. ), существуют не одно десятилетие. Из этого можно сделать вывод, что в нашем государстве постоянно расширялся перечень периодических изданий с правовой тематикой.

Таким образом, я считаю, что информационная база по этой теме достаточно широкая и доступная.

СТАНОВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА В НАШЕМ ГОСУДАРСТВЕ В XX ВЕКЕ

Российское конституционное право до 1918 года

Развитие конституционного права государства – это не только принятие и смена формальных конституций, но и становление (утверждение) конституционных идей и принципов, принятие актов конституционного характера высшими органами государственной власти и т. п. Исходя из этого, учёные в истории российского конституционализма выделяют три периода: 1)досоветский (до октября 1917г. ); 2) советский (с октября 1917г. до второй половины 1980-х гг. ); 3) постсоветский (современный).

Эти периоды, будучи достаточно продолжительными и неоднородными, делятся соответственно на ряд этапов.

Конституция России в современном ее понимании ведет свое начало от первых конституций США (1787), Франции (1789, 1791) и Польши (1791). В начале XIX века о Конституции впервые заговорили и в России. Идеи, заложенные в этих документах, оказали непосредственное влияние на декабристов Н. Н. Муравьева, П. И. Пестеля и их товарищей, авторов проектов первых демократических Конституций России. Попытка силой “внедрить” идею конституции в жизнь российского общества закончилась трагическими событиями декабря 1825 года. Несколько тысяч сторонников этой идеи были подвергнуты жестокому наказанию, а сама конституция как необходимый атрибут государства на долгие годы была предана проклятиям и забвению. В царской России требования принятия конституции или даже обсуждение вопроса о необходимости ее наличия в стране сурово наказывались.

Такое положение в России сохранялось до первой русской революции 1905-1907 годов. Царский манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Законодательные акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй.

Внедрение в политическую жизнь России основных конституционных принципов было проведено в режиме октроирования (от французского octroyer - даровать, жаловать). Они даровались “добрым” монархом Николаем II своему “любимому народу”. Октроирование российской Конституции было не добровольным, а вынужденным актом. Её основной целью было погасить революционный пожар и сохранить у руля государства буржуазно-аристократический режим, интересы которого представляла российская монархия. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось. Это в конечном итоге привело к февральской и октябрьской революциям 1917 года.

Российское конституционное право после 1918 года

Первая Российская Конституция была принята на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. , а с момента опубликования 19 июля она вступила в действие. Однако ещё до этого в России велись конституционные искания. В Российской империи не было документа с названием "Конституция", но существовал Свод основных государственных законов, а в нем — раздел "Основные государственные законы", который в усечённом виде выполнял некоторые функции Конституции. Но либеральная общественность активно боролось за введение в стране Конституции и конституционных свобод. Это становится одним из ключевых лозунгов готовящейся в России революции. Однако, после падения монархии в марте 1917 г. и прихода на волне беспорядков в столице к власти либерального Временного правительства, им ничего не было сделано ни для принятия, ни для подготовки столь желаемой для либеральной общественности Конституции.

Ситуация начинает меняться только после прихода к власти большевиков. Уже на II Всероссийском съезде Советов рабочих и крестьянских депутатов 25—26 октября 1917 г. принимаются некоторые декреты, имеющие значения конституционных законов. Прежде всего, это декрет о формировании рабоче-крестьянского революционного правительства, вошедшего в историю под названием Совета Народных Комиссаров (его ещё называли Совнаркомом или СНК). Через пару месяцев, на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 г. принимается "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая, по сути, являлась "малой Конституцией", так её и воспринимали современники. "Декларация" сумела сыграть в истории очень важную роль. Большевики предложили ратифицировать этот документ собранному 5 января 1918 г. Учредительному, когда же имевшие большинство депутаты от эсеровской партии от этого отказались, работа Учредительного собрания была прекращена. Именно это событие многие современники считали подлинной социалистической революцией, тогда как Октябрь воспринимался ими в качестве буржуазно-демократической революции.

Однако одобренная на III Всероссийском съезде Советов "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" была, всё же, ещё не полновесной Конституцией. Её подготовка активно началась несколько позже, а именно в апреле 1918 г. и закончилась летом того же года. Вопреки распространённому мнению, Конституция не провозглашала РСФСР государством диктатуры пролетариата. Установление диктатуры пролетариата объявлялось целью Конституции, рассчитанной на переходный период; не было в тексте основного закона и определение диктатуры пролетариата. По Конституции Россия провозглашалась федеративной республикой всех трудящихся города и деревни. Высшим органом власти в стране объявлялся Всероссийский съезд Советов. На время между съездами этими функциями обладал ВЦИК — высший законодательный, распорядительный и контрольный орган республики. СНК должен был заниматься вопросами общего управления, т. е. фактически являлся высшим органов исполнительной власти. На местах власть так же принадлежала Советам. Система Советов формировалась по принципу делегирования. Это означало, что население непосредственно выбирало только депутатов Советов самого низового звена. Все вышестоящие Советы, вплоть до съезда Советов, формировались из представителей нижестоящих Советов. В соответствии с духом эпохи решались и экономические вопросы. Конституция провозглашала задачу уничтожение эксплуатации, отмену частной собственности на землю, подтверждала декрет о рабочем контроле и переход банков в собственность государства, вводила всеобщую трудовую повинность. Конституция на демократических основах регулировала национальные, конфессиональные и социальные вопросы. Оценивая значение Конституции 1918 г. некоторые исследователи подчёркивают её переходный характер. В ней отразилась трансформация большевистской республики от своеобразного "государства-коммуны" к более традиционному государственному устройству.

После образования СССР появилась потребность в принятии новой Конституции, учитывающей фактическое восстановление государственного единства братских народов. Конституционное закрепление нового государства произошло 31 января 1924 на II Всесоюзном съезде Советов. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. очень специфична. Фактически, она состояла из двух ранее принятых документов: Декларации и Договоре об образовании СССР. Поэтому она целиком посвящена вопросам соотношению прав союзного центра и республик, а так же системе высших органов власти и управления союзного государства. Конституция 1924 г. регулировала соотношения прав и обязанностей союзного центра и республик. В отличие от других Конституций, в ней не содержится характеристики общественного устройства, прав и обязанностей граждан, Конструкции местных органов власти, избирательной системы.

Дальнейшее развитие СССР, превращение его в единое, мощное, централизованное государство, серьёзные сдвиги в экономике, социальной и политической сферах потребовало закрепить произошедшие перемены в Основном законе. Новая Конституция СССР была принята Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 г. По сравнению с нормами, сохранявшимися в советском законодательстве с революционной поры, новый основной закон серьёзно расширял общедемократические права граждан. К прежнему набору традиционных прав и свобод, таких как: свобода совести, слова, собраний, союзов и пр. , добавляются новые. Важнейшими среди них можно назвать право на труд, на отдых, социальное обеспечение, образование и др. Впервые в практике российского законодательства конституционно признавалась неприкосновенность личности. В Конституции 1936 г. по-новому трактовалось само понятие демократии. Если раньше советская демократия была демократией для трудящегося большинства, то теперь она стала демократией для всех граждан СССР. Существенным образом изменилась структура советских органов. По новой Конституции избирательное право становилось всеобщим. В прошлое отходила практика, когда право выбирать и быть избранными лишались целые социальные группы. Вплоть до 1936 г. сохранялось неравное представительство от жителей города и села. Теперь избирательная система строилась по принципу «один человек — один голос», т. е. на основе равного избирательного права. Отменялись существовавшие долгие годы многоступенчатые выборы. Вводились прямые выборы во все звенья системы Советов. С принятием новой Конституции происходит полный отказ от производственных выборных округов. Теперь выборы должны были проходить только в округах по месту жительства. Наконец, открытое голосование было заменено тайным. Новая Конституция упростила и повысила эффективность высших органов власти. Происходит чёткое размежевание исполнительных и законодательных ветвей власти. Прежде законы могли издавать как исполнительные, так и законодательные органы — ЦИК и их Президиумы, даже Совнаркомы. Это вело к бюрократизации органов власти и их отрыву от народа.

Вместе с тем, далеко не все задумки, которые высшее советское руководство предполагало отразить в новом Основном законе, удалось провести в жизнь. Есть документальные свидетельства, что И. В. Сталин и его окружение планировали сделать выборы в Советы не только прямыми, тайными, равными и всеобщими, но и проводить их на альтернативной основе. Более того, предполагалось создание некой социалистической многопартийности, когда бы роль исчезнувших оппозиционных партий взяли на себя различные общественные организации. Для реализации этого предлагалось дать право выдвигать своих кандидатов на выборах не только партийным органам, но и различным комсомольским, профсоюзным, творческим и другим объединениям, даже отдельным трудовым коллективам и собраниям граждан. Начавшаяся в 1934 г. и продолжавшаяся на протяжении нескольких лет ожесточённая политическая борьба в большевистской верхушке, повлёкшая за собой череду массовых репрессий, планы дальнейшей демократизации советской политической системы сорвала.

В последующие годы не раз предпринимались попытки создания новой Конституции. Такая работа велась после Великой Отечественной войны, а так же в годы руководства Н. С. Хрущёва. В основе этих попыток лежало понимание необходимости расширения прав советских граждан при конкретизации их обязанностей. Однако всякий раз, из-за изменений в руководстве страной, эти попытки сворачивалась. Принята новая Конституция была только в 1977 г. , когда в годы руководства страной Л. И. Брежнева происходит определённая стабилизация советской политической системы и политическая борьба в партии не приобретает таких размахов, как это случалось прежде. Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло свыше 140 млн. человек, т. е. 80% взрослого населения страны. В общей сложности в ходе обсуждения было получено около 400 тыс. предложений, многие из которых были учтены при доработке Конституции. В целом, Конституция 1977 г. сохраняла преемственность с более ранними советскими Конституциями, но в ней были существенно расширены права и обязанности граждан, повышалась роль социалистической законности в деятельности государства. Одновременно с этим 6-я статья Конституции провозглашала КПСС ядром политической системы СССР.

В 1991 г. СССР как единое государство прекратил своё существование. В 1993 г. оказалась насильственно разогнана система Советских органов власти. Произошедшие изменения были закреплены в новой Конституции РФ, принятой референдумом 12 декабря 1993 г. Россия провозглашалась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Наибольший вес по новому основному закону получала исполнительная власть и в стране устанавливался институт президентства. В Конституции РФ 1993 г. провозглашались основные демократические права, широко известные по Конституциям других государств, но, в отличие от прежних российских Конституций, многие из этих прав государством уже не гарантировались. Развитие России после 1993 г. показало несовершенство новой Конституции, и вопрос о внесении в неё изменений постоянно поднимается как в печати, так и различными влиятельными политиками. Представители власти, как правило, выступают за расширение полномочий центральной власти, тогда как оппозиция требует расширения свобод и полномочий представительных органов власти. Действующий президент, являясь гарантом Конституции, неоднократно высказывался за сохранение её норм в неприкосновенности, но дискуссии, имеющие, правда, больше теоретический, нежели практический характер, не утихают.

Структура Конституций

Я считаю, что работу по сравнительному анализу текстов Конституций, необходимо начать с характеристики структуры Основных законов нашего государства XX века (приложения № 1-5).

Все Конституции имеют разделы (за исключением Конституции 1936 года) и главы:

  • Конституция 1918г. – 6 разделов и 17 глав
  • Конституция 1924 г. – 2 раздела и 11 глав
  • Конституция 1936 г. – 13 глав
  • Конституция 1977 г. – 9 разделов и 21 глава
  • Конституция 1993 г. – 2 раздела и 9 глав

Конституции 1918 и 1924 гг. в качестве первого раздела имеют Декларации:

  • 1918 г. – «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа»
  • 1924 г. – «Декларация об образовании СССР»

Логика очередности названий глав идет от общих положений устройства государства к отдельным характеристикам политической системы, её организации, принципам функционирования.

До 1993 года во всех Конституциях присутствует отдельная глава «О гербе, флаге, гимне государства»

Отдельная глава о правах граждан появляется с Конституции 1936 года (Глава 10 «Основные права и обязанности граждан»), но интересно отметить, что количество статей по данному вопросу заметно увеличивается с течением времени. В Конституции 1936 года в этой главе насчитывается 15 статей, а в Конституции 1977 г. - 30 статей, а уже в современной Конституции 1993 г. данному вопросу уделено 47 статей.

Преамбула, как элемент структуры Конституции нашего государства, начинает присутствовать с 1977 г. Преамбула (фр. preambule - предисловие) – это вводная или вступительная часть законодательного, либо иного правового акта, а также декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта.

Конституцию открывает преамбула, то есть, вводная часть, предшествующая тексту глав Конституции. Преамбула не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к изданию Конституции и как бы предопределившие ее содержание.

Преамбула в Конституции 1993 года констатирует, прежде всего, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, соединенным общей судьбой на своей земле, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России. Это:

  • утверждение прав и свобод человека,
  • утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,
  • сохранение исторически сложившегося государственного единства,
  • возрождение суверенной государственности России,
  • утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,
  • обеспечение благополучия и процветания России.

Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают всё содержание Конституции.

Организация центральной власти нашего государства по Конституциям XX века

Для того чтобы начать сравнительный анализ по данному вопросу, необходимо провести обзор структуры организации центральной власти нашего государства в XX веке.

Конституция 1918 года

Третий раздел — "Конструкция советской власти" — утверждал структуру организации советской власти в центре и на местах, где высшим органом власти провозглашался Всероссийский съезд Советов, состоящий из представителей городских Советов (1 депутат от 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тыс. жителей). Съезд созывался не реже двух раз в год. В перерыве между съездами высшей властью в стране являлся ВЦИК (Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет) в составе не более 200 человек. Общее управление делами республики осуществляло правительство — Совет Народных Комиссаров (СНК). На местах власть принадлежала Советам депутатов, главной функцией которых было выполнение указаний вышестоящих советских структур и решение вопросов местного характера.

Конституция 1924 года

Глава четвертая - "О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских Социалистических Республик" - определяла полномочия Центрального Исполнительного Комитета СССР ( издавал кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединял работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических Республик и определял круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик)

ЦИК состоял из двух палат — Союзного Совета и Совета Национальностей. Союзный Совет формировался съездом из представителей союзных республик (пропорционально населению каждой из них) общим составом всей палаты 414 членов. Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 человек от каждой), а также автономных областей (по 1 человеку от каждой) общим составом всей палаты примерно 130 членов. Сессии ЦИК должны были проводиться 3 раза в год. В период между сессиями высшим органом власти являлся Президиум ЦИК состоящий из 21 человека. Совместное заседание палат было предусмотрено при образовании ЦИК и СНК (путем раздельного голосования). ЦИК избрал четырех председателей по числу союзных республик.

Пятая глава - "О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик" - определяла полномочия Президиума ЦИК, он являлся "высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти" СССР, в период между сессиями ЦИК СССР. Президиум ЦИК имел право отменять или приостанавливать решения правительства и всех других органов власти в стране, издавать любые собственные решения и указания.

Глава шестая - "О Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик" - определяла состав и полномочия Совета Народных Комиссаров (правительства) СССР, являвшегося "исполнительным и распорядительным органом" ЦИК. СНК состоял из 12 человек: председателя, его заместителя, председателя ВСНХ и 9 наркомов. На местах действия СНК могли лишь опротестовываться через Президиум ЦИК, но не приостанавливаться.

Глава седьмая - "О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик" - рассматривала полномочия и порядок формирования Верховного Суда СССР. К компетенции Верховного Суда относились не только "дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений", но и рассмотрение и опротестование перед ЦИК тех или иных решений по представлению прокурора Верховного Суда, а также разрешение судебных споров между союзными республиками

Конституция 1936 года

Третья глава — "Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик" — определяла высшим органом государственной власти Верховный Совет СССР, которому принадлежало исключительное право осуществления законодательной власти. Он состоял из двух палат — Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза формировался путем избрания депутатов в избирательных округах по норме 1 депутат от 300 тыс. человек. Совет Национальностей избирался по союзным и автономным республикам, областям и национальным округам по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа. Между сессиями Верховного Совета власть принадлежала Президиуму Верховного Совета, избираемому на сессии в составе Председателя, 11 его заместителей (по числу союзных республик и представлявших каждую из них), секретаря Президиума и 24 членов.

Пятая глава — "Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик" — определяла в качестве высшего исполнительного и распорядительного органа государственной власти СССР Совет Народных Комиссаров, издающий постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяющий их исполнение.

Глава девятая - "Суд и прокуратура" - определяла порядок формирования и деятельности суда и прокуратуры. Местные народные суды избирались на 3 года, все вышестоящие судебные инстанции — на 5 лет. Прокурор СССР назначался на 7 лет Верховным Судом, все нижестоящие прокуроры — на 5 лет.

Конституция 1977 года

Раздел шестой - "Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках" и глава семнадцатая - "Высшие органы государственной власти и управления союзной республики" - утверждали высшие органы государственной власти и управления СССР. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Законы СССР принимались Верховным Советом СССР или всенародным голосованием (референдумом), проводимые по решению Верховного Совета СССР. Закон СССР считается принятым, если в каждой из палат Верховного Совета СССР за него проголосовало большинство от общего числа депутатов палаты. Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета – постоянно действующий орган Верховного Совета союзной республики, подотчетный ему во всей своей деятельности.

Раздел пятый - "Высшие органы государственной власти и управления СССР" и глава пятая - "Верховный Совет СССР" - утверждали, что Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которые были равноправны. Они состояли из равного числа депутатов.

Совет Союза избирался по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа, таким образом, общий состав всей палаты составлял около 700 членов.

Глава шестая – "Совет Министров СССР" – определяла в качестве Правительства СССР – Совет Министров СССР, являвшийся высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти СССР. Совет Министров СССР образовывался Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, первых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Седьмой раздел – "Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор" - определял условия деятельности правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Срок полномочий прокуроров всех уровней ограничивался пятью годами. Предусматривалось избрание народных судей путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, а народных заседателей — на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосованием на два с половиной года.

Конституция 1993 года

В третьей главе – "Федеративное устройство" - раскрыто федеративное устройство Российской Федерации. Статья 65 закрепляет субъектный состав Федерации. В названиях республик отражен тот факт, что они образованы на исторических территориях проживания ряда крупных народов России, входящих в состав многонационального государства, с учетом принципа самоопределения народов. Конституция гарантирует равноправие всех субъектов Федерации и обеспечение равенства прав всех наций и народностей.

В четвертой главе – "Президент Российской Федерации" - определен статус Президента России. По статье 80 (часть 1) он является главой государства России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Согласно Конституции Президент — гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина, что является его важнейшей задачей и функцией. Президент избирается всенародным голосованием на шесть лет (до 2008 г. — на 4 года)

Глава пятая - "Федеральное собрание" - посвящена структуре, функциям и порядку избрания Федерального Собрания, осуществляющего законодательную власть в России. Оно состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламента России), включающий, по 2 представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума – нижняя палата Федерального собрания, состоит из 450 депутатов. Первая олицетворяет представительство субъектов Федерации, а вторая — представительство граждан России. Одна из главных функций Собрания — обсуждение, принятие и контроль за соблюдением бюджета и законов России.

Глава шестая – "Правительство Российской Федерации" - посвящена порядку формирования, функциям и деятельности Правительства Российской Федерации, осуществляющего исполнительную власть. В ней отмечается, что Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти. Одной из главнейших его задач является обеспечение осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории России.

Глава седьмая — "Судебная власть" — в качестве самостоятельного раздела Конституции определяет полномочия и порядок формирования судов. Впервые после судебной реформы Александра II вводится осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, с использованием института присяжных заседателей. Определяются функции Конституционного Суда, решающего вопрос о соответствии того или иного документа или действия Конституции РФ. Статья 129, касающаяся Прокуратуры, не возлагает на нее, как это было прежде, надзор за точным и единообразным исполнением действующих законов. Среди ее основных функций названо участие прокурора в судопроизводстве в качестве стороны, поддерживающей государственное обвинение, и надзор за осуществлением расследования уголовных дел. Надзорная деятельность Прокуратуры, в отличие от прежней функции, менее определена.

Таким образом, познакомившись с основной структурой центральной власти нашего государства по текстам Конституций, мы можем сравнить организацию центральной власти и сделать определенные выводы.

Высшим органом власти в нашем государстве в 1918-1993 гг. являлись Советы, (до 1936г. – съезды Советов, с 1936г. – Верховный Совет), которые собирались в Москве, согласно Конституции, 2 раза в год. Но на практике были периоды, когда Съезд Советов вовсе не созывался (например, с 1931 по 1935 г. , то есть в период величайших и быстрейших преобразований в СССР). По Конституции 1993 года появляется глава государства – Президент Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивающий согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяющий основные направления внутренней и внешней политики страны.

ЦИК был постоянно действующим высшим государственным органом до 1936 года, а с 1936 года - Президиум Верховного Совета, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, где количество членов постоянно увеличивается (от 200 до 700 человек).

Особенностью государственного аппарата нашей страны было то, что высший государственный орган одновременно был и высшим законодательным, потому что все остальные высшие органы власти были подотчетны ему. И только с 1993 года структура государственной власти Российской Федерации стала основываться на принципе разделения властей, где каждая ветвь власти является независимой друг от друга (но при необходимости контролирующей друг друга) ветвью: законодательную, исполнительную и судебную. Ликвидировав систему Советов, Конституция 1993 г. внесла серьезные изменения в порядок формирования и деятельности высшего законодательного (представительного) органа России. Парламентом РФ является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Если в ранее действующих конституциях устанавливался принцип равенства палат Верховного Совета, то Конституция РФ 1993 г. вводит определенные различия по порядку формирования, численности, особому статусу, сфере полномочий и работе. Надо отметить, что в Конституции РФ проведено классическое деление на нижнюю и верхнюю палаты высшего законодательного органа власти, свойственное большинству двухпалатных парламентов.

Высшим исполнительным органом власти по первым трем Конституциям являлся СНК (Совет Народных Комиссаров), который с 1977 года был переименован в Совет Министров, а с1993 года – в Правительство.

В 1918 году судебную функцию выполнял ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия), которая уже с момента своего образования имеет и следственные, и оперативные функции.

В дальнейшем с 1924 года судебная власть стала отдельной ветвью государственной власти. Высшим органом, который являлся Верховный суд (состоящий из пленарного заседания, гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий, военной и военно-транспортной коллегий). Свои полномочия получила и прокуратура: надзор за законностью судебной деятельности, опротестовывать в кассационном и надзорном порядке решения и определения, вынесенные судами. С 1993 года правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

Интересно отметить, что в течение всего периода существования советской власти коммунистическая партия реально влияла на решения важных государственных вопросов, хотя официально в Конституциях советского периода, не являлась элементом структуры государственной власти. Только в Конституции 1977 года закреплено высшее положение Генерального секретаря ЦК КПСС и Политбюро (ст. 6): «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

Все партийные организации действуют в рамках Конституции СССР».

В ходе политических реформ начала 1990-х гг. статья шестая была отменена, а по Конституции 1993 года утверждены принципы демократии, политического плюрализма (многопартийности).

Становление института прав человека по Конституциям нашего государства

Вопрос о правах человека в современном обществе очень важен и актуален, так как изучения данной темы определяется тем, что в современном демократическом государстве личные права человека представляют собой важнейший политико-юридический и социальный институт, выступающий мерилом достижений общества, его «визитной карточкой».

В современном мире общепризнанным является взгляд на права человека как универсальную категорию, отражающую наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. В этом плане права человека являются не государственно-правовой, конкретно-юридической категорией, а общесоциальным понятием. Их основные характеристики определяются тем, что: во-первых, они вытекают из природы самого человека и определяются уровнем развития человеческой цивилизации в целом; во-вторых, эти права складываются объективно в результате социально-экономического и политического развития общества, они не зависят от государственного признания; в третьих, права человека принадлежат индивиду от рождения, для обладания ими не требуется наступления каких-либо юридических факторов; в-четвертых, эти права являются неотчуждаемыми, они неотъемлемы от биосоциальной природы человеческой личности. Таким образом, права человека, как общесоциальная категория, представляют собой объективно складывающиеся правовой институт в результате закономерного развития человеческой цивилизации и вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования человеческой личности в обществе и государстве.

Конституция России 1993 года признает права и свободы человека высшей ценностью, которой все остальные о6щественные ценности не могут противоречить.

Результатом социальной революции 1917 года в российском обществе, было создание государства трудящихся, поэтому уже в первой Конституции 1918 года записаны основные права советских граждан.

Так, например, в главе ХIII (раздел четвертый " Активное и пассивное избирательное право") было закреплено следующее: во-первых, правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т. п. , граждане РСФСР обоего пола, кому ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет; а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр. , крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли; б) солдаты Советской армии и флота; в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность;

Во-вторых, не избирают и не могут быть избранными те граждане, которые входили хотя бы в одну из вышеперечисленных категорий: а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п. ; в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов; д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома; е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными, или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;

В главе V (раздел II «Общие положения Конституции РСФСР») перечислены такие права граждан, как: свобода совести, религиозной и антирелигиозной пропаганды; свобода мнений и печати; свобода собраний, митингов, шествий; право рабочих и беднейших крестьян на полное, всестороннее и бесплатное образование; признание равных прав и свобод за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) Советская Конституция 1918 года закрепила определенный перечень прав трудящихся, хотя отдельной главы с соответствующим названием еще в тексте нет;

2) впервые трудящиеся (простой народ) получил политические права: избирать и быть избранным, т. е. участвовать в управлении государства;

3) ликвидированы ограничения в политических правах на основе национальных, религиозных и др. различий;

4) в России была создана так называемая «демократия для трудящихся», т. к. довольно широкий круг населения на основе их классовой принадлежности не имел некоторых гражданских и политических прав;

5) Конституция юридически закрепила равенство мужчин и женщин; это было достижением пролетарской культуры, так как впервые в истории России был закреплен конституционный принцип равенства двух полов, и это, несомненно, был шаг в эмансипации женщин;

6) "человек", как субъект права не был заявлен в Конституции 1918, так как основная терминология в ней была "гражданин" и "трудящийся". Эти понятия и определили понимание меры свободы и равенства граждан в обществе; исходя из определений Конституции 1918 года (ст. 7) мужчины и женщины имели одинаковый статус, они были равны, были "трудящимися массами";

7) признавая свободу совести и отделения государства и школы от церкви, Конституция 1918 года лишала духовенство части гражданских прав, в частности избирательного, но не запрещала религиозную пропаганду (ст. 13) и одновременно, предоставила свободу действий атеистам.

Конституция 1924 года не затрагивает вопроса положения прав и свобод гражданина советского государства.

Права человека по Конституции 1936 года выделены в главе Х «Основные права и обязанности граждан», которая состоит из 16 статей.

Среди основных прав и свобод граждан СССР можно назвать право на труд; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости; право на образование; равенство граждан независимо от национальности, расы, пола и т. п. ; свобода антирелигиозной пропаганды, слова, печати, совести, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций; право объединения в общественные организации. Гражданам обеспечивается неприкосновенность личности; предоставляется право убежища иностранным гражданам, преследуемые за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

Избирательные права определены в главе XI «Избирательная система», состоящая из 9 статей. В основном избирательные права те же, что и в Конституции 1918 года.

Итак, заметно расширился перечень прав граждан без всяких ограничений. Кроме политических, появились или расширились права социальные, культурные, гражданские, экономические. В отдельной статье (№ 122) закреплено равенство мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно - политической жизни. Государство обеспечивало бесплатность всех видов образования для всех граждан. В Конституции сохраняется провозглашение свободы совести, признание за всеми гражданами свободы отправления религиозных культов, но и свобода антирелигиозной пропаганды, т. о. СССР – светское государство. Интересно отметить, что СССР (ст. 129) предоставляло право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу. Особо удивляет, что в Конституции 1936 года (ст. 127) гарантировано гражданам СССР неприкосновенность личности и неприкосновенности жилища. Никто не мог быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора. В политическом праве избирать и быть избранным были отменены все классовые и социальные ограничения.

В Конституции 1977 года, раздел II «Государство и личность» имеет две главы: шестую «Гражданство СССР. Равноправие граждан» и седьмую «Основные права, свободы и обязанности граждан СССР»

Основной перечь прав и свобод повторяется на основе Конституции 1936 года, но список расширяется такими правами и свободами как: право на пользование достижениями культуры; свобода научного, технического и художественного творчества; право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе; семья находится под защитой государства; личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом; право на обжалование действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Статья 35 Конституции 1977 г. закрепила равные права женщин и мужчин, а так же предоставление женщинам равных с мужчиной возможностей. Это гарантировало не только равенство в правах, но и равенство фактическое. Теперь мужчины и женщины имели равные права без изъятий. В статье 53 впервые был затронут институт брака и семьи, вопрос о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях.

Права и свободы человека в России закреплены в главе 2 Конституции России «Права и свободы человека и гражданина». Гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Российской конституцией гарантированы следующие права человека:

Личные (большинство из этих прав естественные, то есть не увязаны с принадлежностью человека к государству):

  • право на жизнь (ст. 20)
  • право на достоинство (ст. 21, ч. 1)
  • право на безопасность (ст. 21, ч. 2)
  • право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22)
  • право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту
  • своей чести и доброго имени (ст. 23)
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 23, ч. 2)
  • право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно • затрагивающие его права и свободы (ст. 24, ч. 2)
  • право на неприкосновенность жилища (ст. 25)
  • право на определение и указание своей национальной принадлежности (ст. 26)
  • право на пользование родным языком (ст. 26, ч. 2)
  • право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27)
  • право свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться (ст. 27, ч. 2)
  • свобода совести и вероисповедания (ст. 28)
  • свобода мысли и слова (ст. 29, ч. 1)
  • право на информацию (ст. 29, ч. 4)

Политические (возникают вследствие состояния гражданства; часть этих прав может быть ограничена для иностранных лиц):

  • право на участие в управлении делами государства (ст. 32)
  • право на объединение, свобода союзов, партий (ст. 30)
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31)
  • право избирать и быть избранным (ст. 32)
  • право обращений в государственные органы (ст. 32)
  • право на информацию (ст. 29)

Экономические (в числе социально экономических):

  • право на частную собственность (ст. 35, 36)
  • свобода предпринимательской деятельности (ст. 34)
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (ст. 37)
  • право наследования (ст. 35)
  • право на защиту от безработицы (ст. 37)

Социальные (в числе социально экономических):

  • право на отдых (ст. 37)
  • право на социальное обеспечение (ст. 39)
  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41)
  • право на образование (ст. 43)
  • право на благоприятную окружающую среду (ст. 42)
  • право на материнство, детство и отцовство (ст. 38)

Культурные:

  • свобода творчества и преподавания (ст. 44)
  • право на участие в культурной жизни; на пользование культурными учреждениями (ст. 44)
  • доступ к культурным ценностям (ст. 44)

Экологические (выделяются из числа социально-экономических, но классификация признаётся не всеми исследователями):

  • право на благоприятную окружающую среду
  • право на достоверную информацию о её состоянии

Все права и свободы человека защищаются равным образом, в Конституции не устанавливается иерархии прав и свобод

Таким образом, можно сделать вывод, что в Конституции Российской Федерации перечь прав человека намного расширен и классифицирован, чем в Конституциях досоветского и советского времени.

Знакомство с оригинальными текстами Конституций нашего государства и их изучение, согласно поставленным задачам показывает, что Россия прошла сложный путь от диктатуры пролетариата до осознания необходимости демократических преобразований. В первой Конституции РСФСР прослеживается сильная социальная разобщенность, игнорирование интересов иных социальных слоев, кроме рабочих и крестьян или прямое принижение их прав. Напротив, Конституция СССР 1977 года признает равные права за всеми гражданами Союза и запрещает дискриминацию по расовому, национальному, социальному и иным признакам.

Анализ Конституций позволяет проследить развитие органов государственной власти от Всероссийского съезда Советов, разрешающего все вопросы государственного значения, до разветвленной системы органов различной компетенции.

Необходимо отметить, что все Конституции провозглашали право граждан на бесплатное образование, во всех была определена обязательная воинская повинность, рассматривались вопросы свободы слова, печати, собраний. Поднимались социальные вопросы права на охрану здоровья, права на отдых, пенсионного обеспечения и другие.

Таким образом, можно сделать вывод о развитии конституционализма в России в сторону признания демократических принципов, которые в итоге были закреплены Конституцией 1993 года.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)