Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Конвенция о правах ребенка – основной источник прав несовершеннолетних граждан

Конвенция о правах ребенка - основной источник прав несовершеннолетних граждан.

Все люди рождаются

Свободными и равными

В своем достоинстве и правах

Всеобщая Декларация прав человека, ст. 1.

Ребенок – будущий дееспособный гражданин страны, и от того, в каких условиях проходит детство человека, в какой мере уже в детстве осознаются высшие нравственные ценности уважения человеческого достоинства, терпимости и доброжелательности к другим людям, а главное, от того, с каким вниманием взрослые относятся к воспитанию детей в семье, в дошкольных учреждениях и в школе, зависит главное – нравственное и физическое здоровье народа. Поэтому защита и гарантия прав человека должны начинаться с детства, с создания наиболее благоприятной социальной среды, в которую попадает ребенок с самых ранних лет своей жизни.

И поскольку дети пока беззащитны перед жизнью, то нуждаются в помощи взрослых. И взрослые, в лице правителей и законодателей правовых государств, встают на нашу защиту.

Генеральной ассамблеей ООН, от имени международного сообщества в области прав человека были приняты международные документы, которые в той или иной мере были отнесены к детям: Всеобщая Декларация прав человека (1948г. ), Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966г. ), Международные Пакты о правах человека (1966г. ) и др. Вместе с тем имеются международные документы, специально посвященные правам ребенка: Декларация прав ребенка (1959г. ), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974г. ), и др.

К сожалению Декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения. Другое дело - Конвенция - договор, который должен исполниться теми, кто его подписал, неукоснительно. Так, в Международный год ребенка (1979г. ) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. И 20 ноября 1989 года на Генеральной Ассамблее ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка. Через полгода, 13 июня 1990 года, она была ратифицирована Верховным Советом нашей страны и вступила в действие на территории России 15 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка, содержит 54 статьи. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она обязывает государства, входящие в ООН соблюдать и уважать права несовершеннолетних. Одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие придерживаться его философии: «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы, которые являются основными ее положениями:

  • основные права – на жизнь, имя, гражданство и т. д.
  • права, призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;
  • права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мыслей, свободу совести;
  • права, сохраняющие детям здоровье, содействующие их физическому развитию;
  • права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;
  • права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении.

Когда человек счастлив, он редко думает о своих правах. Еще реже о них думают дети. Но в нашем мире ребенок все больше и больше нуждается в защите, причем в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам ребенком признается каждое человеческое существо, не достигшее совершеннолетнего возраста, т. е. 18 лет. Об этом и говорится в первой статье Конвенции о правах ребенка. Согласно ст. 6 Конвенции « государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь; обеспечивают в максимально возможной степени выживания и здоровья развитие ребенка». Исходя из этой статьи, в странах признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения и методами и средствами лечения болезней и восстановления после них. В ст. 28 Конвенции сказано, что ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере, в начальной школе.

Ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы повышению его общего культурного уровня, благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей развить свои способности, стать социально – ответственным и полезным членом общества. А согласно ст. 29 Конвенции образование еще должно быть направленно на развитие индивидуальных способностей и талантов детей. Для этого создаются различные кружки в школах, художественные и музыкальные школы, центры детского и юношеского творчества. Образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организаций Объединенных Наций.

А также на воспитание уважения к окружающей природе. Экологический вопрос сейчас является одним из первых по значимости мест в жизни мирового сообщества.

В современном мире важные значение имеет ст. 22 Конвенции, в которой оговаривается защита прав детей – беженцев. Участники Конвенции принимают необходимые меры и дают надлежащую защиту ребенку желающему получить статус беженца или считающемуся беженцем. В России 9 марта 1992 г. было принято актуальное Постановление Р. Ф. «О мерах по оказании помощи беженцам и вынужденным переселенцам», а также разработан закон Р. Ф. « О беженцах и вынужденных переселенцах». И на содержание этих документов оказала свою роль и Конвенция по правам ребенка.

Конвенция по правам ребенка своими статьями охватывает все стороны жизни несовершеннолетних граждан и предусматривает механизм исполнения и реализации данной Конвенции. Для этого в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 43 п. 1 учрежден Комитет по правам ребенка. Комитет состоит из десяти экспертов, по одному от государств - участников. Доклады о деятельности Комитета один раз в два года представляются Генеральной Ассамблее ООН. Из чего следует, что контроль за исполнением Конвенции ведется постоянно.

Ф. М. Достоевский писал, что «счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка», и в наше время взрослые на деле, в каждодневной практике стараются создать необходимые условия для развития личности и защиты детства. Потому что каждый ребенок в будущем станет взрослым и ему придется защищать таких же детей, каким был сам и выполнять общий лозунг Конвенции о правах ребенка: «Как можно больше уважения и ребенку и любви к нему».

Стоит также обратить внимание на то, детям зная о своих правах, следует помнить, что всякое право рождает обязанность. В Конвенции о правах ребенка положений об обязанностях детей нет. И, тем не менее, без разговора об обязанностях не обойтись. Если человек не понимает, как связаны права и обязанности, тогда он не умеет пользоваться своей свободой. Хотя в конвенции оговаривается возможность ограничения некоторых прав. Например, в ч. 1 ст. 14 говорится: «Государства – участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии». А в ч. 3 ст. 14 уточняется: «Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц». Эти и другие положения Конвенции о возможных ограничениях некоторых прав является напоминанием об ответственности. Она состоит в уважении общественного мнения, в нежелании быть подвергнутым осуждению окружающих. Ответственность необходима хотя бы для соблюдения общественного порядка. К Маркс писал: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав». Свободный человек – это человек сознательный, который умеет пользоваться и правами и обязанностями.

Сейчас нет универсальной, притом единственной формулы свободы. В принципе, свобода отражает защищенность человека от нежелательного воздействия, насилия. Свобода всегда считалась неоспоримой общечеловеческой ценностью. Но не существует какой – либо ценности, которая может называться свободой индивидов или свободой народов. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный потенциал человечества. Свобода – это отсутствие каких – либо ограничений, стеснений в чем – то. Свобода нужна, востребована, но не всегда допускается, как мы знаем, властью, государством, законом

В современном мире, где большинство развитых стран провозглашено свободными, демократическими государствами, стоит проблема свободы человека. Ведь чтобы построить свободное государство, прежде всего, должно быть гражданское общество. Многие члены общества задаются вопросами: являюсь ли я свободным человеком, могу ли я быть им, и в моих ли силах стать свободным человеком.

С давних пор, когда государство только появилось, человека стали волновать его права и свободы. Государство – институт власти, отражающий интересы разных групп людей в разное время. Сейчас развитые страны пытаются построить правовое государство, ориентированное на всестороннее обеспечение прав и свобод граждан. Такое государство создает все условия для максимального достижения свободы личности, выражает интересы всех членов общества.

Свобода – это необходимое условие развития человека, к нему необходимо стремиться, поскольку оно определяет природу человека. Мы должны воспитать себя и своих детей как свободных и равных в правах людей.

Именно мы сейчас должны посеять зернышки свободного общества, которые в последствии дадут всходы.

В нашей стране принят и действует Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». В частности ст. 9 этого закона гарантирует меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области образовании и воспитания.

Для того чтобы дети познали свободу, широко вводится школьное самоуправление, которое подкреплено выше названной статьей Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В ней говорится о том, что администрация не в праве препятствовать созданию по инициативе обучающихся общественных организаций или объединений. Администрация образовательных учреждений может заключать соглашение с органом общественной самодеятельности о содействии в реализации прав учащихся.

На основе Закона РФ «Об образовании», Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Конвенции о правах ребенка, Устава школы, а также Положением об органах школьного ученического самоуправления в нашей школе работает школьное самоуправление, которое обладает реальными правами и несет реальную ответственность за свою работу. Любой ученик школы, равно как и органы школьного самоуправления, имеют право:

- на уважение своей чести и достоинства, обращение в случае конфликтной ситуации в высшие органы школьного ученического самоуправления, выражать и отстаивать личные интересы и интересы своих классов, иметь от Ученического совета, Молодежной думы и ее палат защиту и поддержку;

- на выбор своих органов ученического самоуправления;

- на участие в управлении школьными делами;

- открыто и корректно выражать свое мнение, критиковать действия органов школьного самоуправления, высказывать свои предложения;

- объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т. д. , не противоречащие своей деятельностью целям и задачам школьного самоуправления.

С целью выявления уровня знаний документов о защите прав, самих прав ребенка, их нарушениях среди школьников нашей школы была проведена анкета «Известны ли детям их собственные права?». Анкета содержала пять вопросов. Опрошено было 55 человек. Результаты были такими:

1. Назовите документы, в которых зафиксированы права человека, ребенка.

- 77% - были названы такие документы, как Великая Хартия вольностей, Билль о правах, Декларация независимости, Декларация прав человека и гражданина

- 23% - не знаю

2. назовите права детей:

- 04% - не знаю

- 92% - право на жизнь

- 96% - бесплатное образование

- 76% - бесплатное лечение

- 94% - свобода мнения.

3. Детям гарантируется право на образование. В чем конкретно состоит суть этого права?

- 100% - бесплатное образование (в школе).

4. Какие права вы дополнительно включили бы в кодекс чести учащихся средней школы №20?

- 100% - право на защиту своего мнения

- 24% - ходить в школу в любимой одежде

- 12% - получать за хорошую учебу стипендию

5. Нарушения прав ребенка. Перечислите, какие права детей нарушаются.

- 76% - учащиеся называют практически все виды нарушений прав ребенка

- 24% - не знаю.

Итого:

Учащиеся в основном знакомы с документами о правах человека. Однако, они не знакомы с Конвенцией о правах ребенка;

Учащиеся в основном знакомы с правами ребенка, скорее всего, чувствуя их интуитивно;

Неправильное понимание прав детей приводит к внутренним конфликтам, как со сверстниками, так и с учителями.

С самого рождения ребенок уже человек, уже гражданин. Это полноправная, самостоятельная личность. И как писал Ювенал: «Детству следует оказывать величайшее уважение».

Защита детства, должна носить комплексный и социально – экономический характер и осуществляться путем принятия разнообразных государственных мер по охране детства.

Конвенция по правам ребенка ценна тем, что является обязательством государств на будущее, ибо детям предстоит построить справедливый, гуманный мир.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)