Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Костюм России XIX века

При изучении произведений русской художественной литературы XIX века, я обнаружила, что многое, что связано с костюмом минувшего, давно исчезло из нашей повседневной жизни. Ушли из обихода слова, обозначавшие названия костюма, детали его и ткани, из которых была сшита одежда.

Мы восхищаемся психологической мощью произведения, цельностью характеров литературных героев и не замечаем других выразительных средств, характеризующих быт и культуру прошлого.

При этом, читая литературные тексты, приходится постоянно обращаться к энциклопедическим материалам, так как нам не знакомы многие термины, названия и назначение одежды. Я решила глубже изучить проблему, оформить результаты изысканий для того, чтобы учителя и учащиеся гимназии могли использовать мою работу, как справочный, иллюстрационный материал. Для исследования взяла литературные произведения А. С, Пушкина, Н. В, Гоголя, А. Н. Островского, А. С. Грибоедова, М. Е. Салтыкова – Щедрина.

Костюм – важная художественная деталь образа

В литературных произведениях XIX века зафиксированы все причуды моды, все этапы развития текстильного производства, кроя и изготовления костюма. Каждое название включает в себя определённый историко-культурный смысл, помогающий глубже понять суть изображаемых персонажей. Сколько иронии в словах:

«И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу;

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям»

Так нелестно охарактеризовал фрак в своем произведении «Горе от ума» Грибоедов А. С.

Фрак – мужской костюм, появившийся в Англии в первой половине восемнадцатого века, а позднее распространившийся по всей Европе. Изначально он предназначался для верховой езды, поэтому полы приталенной одежды отгибали назад, постепенно произошла трансформация этого костюма и сложилась форма фрака – одежды, не имеющей пол, а только фалды сзади. Фрак шили из тонкого сукна или из бархата, украшались большими узорчатыми пуговицами. Сначала фрак носили с панталонами другого цвета, затем, с начала 30-х годов появилась фрачная пара – фрак и панталоны одного цвета.

«Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет» - сказал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин»

Мужская одежда без рукавов – жилет вошла в обиход во Франции в XVII веке. Название – производная от имени персонажа – маски комического театра – Жиля. В России жилет появился с конца XVIII века, но ношение его было запрещено императором Павлом I, так как он считал, что именно жилеты совершили французскую революцию. Жилет приталенный, длиной до талии или чуть ниже, после смерти Павла I прочно обосновался в гардеробе модных молодых людей того времени и уже не считался иностранной модой.

Панталоны – в XIX веке длинные мужские штаны. Название восходит к комедийному персонажу итальянской народной комедии – Панталоне.

На протяжении всего XIX века длина ширина, а так же цвет панталон постоянно менялись. Сначала панталоны были довольно узкие и короткие, затем, сильно удлинились и расширились и к концу 20-х годов стали закрывать башмаки.

Исследуя повесть Н. В. Гоголя «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», находим:

«Славная бекеша у Ивана Ивановича! Отличнейшая! А какие смушки!» - Что же такое бекеша?

Бекеша - мужская верхняя зимняя одежда. Короткий кафтан с меховой отделкой. По покрою приталенный, со свободной, присборенной сзади, нижней частью. Название связано с именем венгерского дворянина Каспара Бекеша.

В повести же «Тарас Бульба» мы читаем: «Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом» . Мужской кафтанчик или полукафтан, приталенный на сборках. В истории европейского костюма казакин – женская короткая одежда с широкой спинкой. С середины XIX века в России казакины шьют приталенными на манер «мундирных» платьев.

Как важную художественную деталь, использует в своем творчестве описание одежды А. Н. Островский: «А мне новую мантилью принесли, вот бы мы с вами в пятницу и поехали в Сокольники. »

Мантилья - кружевная накидка, покрывало, заимствованное из испанского костюма. Словом «мантилья» обозначали в России не только накидки, но и любую короткую кружевную одежду. Носили мантильи летом или, как дополнение к бальным платьям.

Детали, дополнения и украшения, как форма выражения социального положения.

Костюм сложно представить без деталей, дополнений и украшений, без головного убора, которому отводилось очень важное место в создании образа персонажей литературных произведений.

У М. Е. Салтыкова – Щедрина в «Пошехонской старине» встречаем такие строки: «Платья будут стоить не больше пятисот рублей, а на остальные пятьсот она бриллиантов купит. Надо же паюры освежить»

Набор ювелирных украшений, подобранных по материалу, цвету и орнаментальному оформлению использовался как дополнение к наряду. Различали большую, или полную паюру, и полупаюру. Иногда паюрой называли диадему. В полную паюру входило очень много предметов: фермуары, фероньерки, кольца, браслеты, серьги, броши, запонки, пуговицы

Фермуар – застежка из драгоценных камней на нагрудном украшении, а фероньерка – обруч или цепочка с драгоценным камнем посередине.

Женские платья были красивы благодаря различным отделкам, упоминание о блондах - кружевах из хлопка–сырца, который имел золотистый цвет, находим в пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» Стоили блонды очень дорого и часто фигурировали в качестве характерной детали великосветского быта в литературных произведениях

Дополнением к женской одежде был эшарп, упоминаемый в «Горе от ума» А. С. Грибоедовым:

-Какой эшарп кузен мне подарил!

-Ах! да, барежевый!

-Ах, прелесть!

-Ах! как мил!

Это шарф из лёгкой ткани. Его носили повязанным на шее, перекинутым через локти, иногда в качестве пояса.

«Кто там, в малиновом берете?» - спрашивает Евгений Онегин, увидев даму в головном уборе без полей. Береты украшали перьями, цветами, камнями, они были частью парадного туалета и их не снимали ни в театре, ни на балах, ни на званых обедах.

«Надев широкий боливар

Онегин едет на бульвар»

Этими строками А. С. Пушкин подчёркивает то, что Онегин следовал тогдашней моде, так как наивысшего пика популярности этого головного убора, шляпы-цилиндра с большими полями достигли в 1821-1823годах. Затем черную атласную шляпу сменила шляпа с большими полями из белого гроденапля.

Поскольку был костюм и головные уборы, была и ткань, из которой все это изготавливалось.

Ткань - свидетель развития техники

Упоминание о тканях, из которых шились костюмы и головные уборы, стало важным средством связи литературного произведения со всеми проблемами культурной жизни того времени. Обилие тканей было свидетельством небывалого развития техники. Анализируя произведение А. Н. Островского «Свои люди - сочтемся», мы получили исчерпывающие сведения о тканях для женских платьев.

« А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле, да три бархатных – это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом – это семь; три атласных да три грогроновых - это тринадцать. Гроденаплевых да гродафриковых семь - это двадцать; три марселиновых, два муслиновых, два шинероялевых – много ли это? Ну, там еще кисейных, буфмуслиновых, да ситцевых штук до двадцати».

Если бархат, атлас, ситец - ткани, которые нам известны, то об остальных названиях в наше время мало кто знает.

Итак, газ - шелковая ткань из очень тонких ниток. Особенность переплетения нитей утка и основы состоит в том, что они не уплотняются. Ткань, изготовленная таким способом прозрачная и очень легкая.

Грогрон, гродафрик - гладкокрашеный шелк наивысшего качества, добываемый из лучших, неповрежденных коконов. Ткань очень плотная но, вместе с тем, очень легкая.

Гроденапль – Плотная гладкокрашеная шелковая ткань. Ткали её из толстых нитей утка и основы. Особой популярностью пользовался гроденапль в первой половине XIX века. В модных обзорах того времени сообщалось: «Гроденапль в большом употреблении: из него делают уборки на платья и зимние капоты для прогулки в экипажах. Из гроденапля делали дамские шляпки, мужские цилиндры.

Марселин – плотная тонкая одноцветная ткань из шерстяной пряжи. Впервые изготовлен в Марселе - тогдашнем центре производства шерстяных тканей.

Шинероялевая ткань изготовлялась из шелковой или шерстяной пряжи. Орнамент этой ткани предварительно наносился на нити основы, затем, переплетаясь с нитями утка, приобретал некоторую размытость рисунка.

Буфмуслин - очень тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань, разновидность кисеи. Буфмуслин был гладкокрашеный и расшитый.

Кисея, муслин и буфмуслин – ткани примерно одинаковые: хлопчатобумажные, полотняного переплетения, пестротканые или расшитые.

-Какой эшарп кузен мне подарил!

-Ах! Да, барежевый! – изготовленный из одной из самых дорогих шелковых тканей. Фактура барежа напоминает газ. Но уже к середине XIX века для производства её стали использовать отходы шелкового прядения и добавлять в уточную нить хлопок или шерсть. Бареж стал дешевле.

Таким образом, исследуя литературные произведения русских писателей XIX века, я выяснила, что костюм использовался, как важная деталь и стилистический прием, как средство выражения авторского отношения к действительности, как средство связи литературного произведения со всеми проблемами культурной и литературной жизни того времени.

Изучая материалы, я обогатила свои знания в областях материаловедения, технологии швейных изделий, пополнила свой словарный запас, узнала, этимологию слов, имеющих отношение к частям одежды и тканям. Надеюсь, что результаты моего исследования и изготовленные образцы костюмов будут востребованы на уроках литературы, технологии и изобразительной деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)