Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кострома как прототип города Калинова

Всегда интересно узнать историю книги, которую читаешь, узнать, что вдохновило автора на написание этого произведения и есть ли прототипы у вымышленных писателем героев. История создания любого литературного произведения раскрывает его секреты, помогает понять время, жизнь, обычаи ушедшего от нас времени и доказывает, что любой творческий вымысел имеет свои источники в событиях из реальной жизни.

Целью данной работы было найти доказательства того, что Кострома является прототипом города Калинова в пьесе Островского «Гроза». А искала я эти доказательства, чтобы лучше осмыслить эту книгу и понять замысел писателя. Конечно, пьеса «Гроза» актуальна для всех времен, но написана она для людей другого века и другим языком.

Поэтому, чтобы понять книгу, написанную в позапрошлом столетии, необходимо сначала узнать, какой была жизнь у людей того времени, а точнее условия жизни, особенности быта и традиции. Такие особенности хорошо просматриваются в сходстве жизни людей старой Костромы и города Калинова, и когда мы о них узнаем, перед нами раскрывается суть пьесы, ее трагизм и безвыходность положения героини – я думаю, это и хотел выразить А. Н. Островский в пьесе «Гроза».

Интервью

Интервью - один из методов, использованных мной в работе. Оно позволило мне уточнить знания, почерпнутые из литературных и Интернет источников, увидеть проблему глазами костромичей, сопоставить некоторые выводы с традициями городской жизни.

Рассадина Тамара Владимировна (научный сотрудник церковно-исторического архитектурного музея Костромской Епархии)

Можно ли считать Кострому прототипом города Калинова?

Т. В. : Да, можно.

Почему?

Т. В. : Во-первых, потому что Островский долго жил в Костроме, в усадьбе Щелыково. То есть Островский наблюдал за жителями Костромы и использовал нескольких людей, как прототипов героев пьесы.

Во-вторых, потому что Кострома развивалась как купеческий, торговый город, поэтому даже сейчас в Костроме существуют типы людей, похожих на персонажей «Грозы».

Гусева Светлана Михайловна (директор Музея деревянного зодчества Костромы)

Можно ли считать Кострому прототипом города Калинова?

С. М. : Можно.

Почему?

С. М. : Так как в «Грозе» фигурирует купеческий город, а Кострома является именно таким городом. Отсюда и психотипы людей, как в «Грозе», которые существовали и в то время, и даже существуют сейчас.

Каковы особенности психотипов таких людей?

Обычаи и традиции играют большую роль в жизни подобных людей. Они очень консервативны. Но у этого консерватизма есть две стороны. Хорошая сторона заключается в том, что человек привержен моральным устоям, сохраняются семейные традиции. А плохая сторона – это то, что решение проблем для таких людей очень затруднительно из-за их консерватизма.

Вдовина Серафима Ивановна (экскурсовод)

Можно ли считать Кострому прототипом города Калинова?

С. И. : Да, можно.

Почему?

С. И. : Перед тем как «Грозу» начали репетировать для постановки, в Костроме прогремело дело о семье Клыковых. В этой семье произошли события, почти полностью повторяющие действие в «Грозе», только вот девушка не покончила жизнь самоубийством, а ее утопили члены семьи. Артисты, приступившие к репетиции этого спектакля, узнав об этом деле, сочли, что прототипами являются именно Клыковы, поэтому для спектакля они поменяли имена героев на имена Клыковых и сделали портретный грим. Узнав об этой постановке, Клыковы подали на театр в суд. Только потом оказалось, что Островский начал писать пьесу раньше, чем случилось убийство. Эта ситуация показывает, насколько обыденными могли быть в то время в Костроме такие случаи.

Для того, чтобы систематизировать факты и события имевшие место в произведении А. Островского «Гроза» и события реальные, происходившие в г. Костроме я составила следующую таблицу:

Утверждение Место в тексте, особенности образов Кострома

1. Кострома, как и Калинов, купеческий город. Купец Дикой и купчиха Кабаниха описываются Кострома развивалась как купеческий город, как значимые и уважаемые лица в Калинове. главным въездом в него была пристань для судов, прибывающих с товарами или торговыми людьми, градообразующим центром Костромы считаются торговые ряды.

Одной из главных причин, почему другие города, находящиеся на берегу Волги, такие как Ржев, Торжок, Городня, Корчев, Калязин, Кинешма и другие, не могут с уверенностью быть названными прототипами Калинова, является то, что все эти губернские города, в отличие от Костромы (и Калинова), не являются торговыми.

2. Места, описанные в пьесе, существуют в 1-2. Действие первое - общественный сад на Кострома стоит на обоих берегах реки Волги.

Костроме. высоком берегу Волги. На берегу Волги в Костроме находится общественный сад.

В Костроме находится овраг, используемый под

"народное гульбище".

3. Действие третье, сцена вторая - овраг, В Костроме находились в то время солнечные покрытый кустами; наверху - забор сада часы, сделанные изобретателем Красильниковым.

Кабановых и калитка

4. Кулигин в "Грозе" хотел создать солнечные часы: действие четвертое, явление второе.

Отец А. Н. Островского купил имение Щелыково под Костромой и в 1848 году повез туда всю семью. Кострома произвела на писателя большое впечатление, в дневнике он с восторгом описывал городской сад на волжском откосе, беседку, из которой открывался чудесный заречный вид. Этот пейзаж, впоследствии, возможно, лег в основу главного места действия в пьесе.

В Костроме на улице Овражной находится овраг, являющийся прототипом оврага, описанного в пьесе. Над ним стояли жилые дома. Во времена Островского замужнюю горожанку нельзя было оскорбить страшнее, чем словами, что она была в овраге с мужчиной. Поэтому становится понятно, что Катерина совсем махнула рукой на свою репутацию, встретившись с Борисом именно в овраге.

Недалеко от беседки, находящейся в усадьбе Щелыково, которая так полюбилась Островскому, согласно местным преданиям, в то время находились солнечные часы. Их устроил местный самородок-изобретатель Александр Васильевич Красильников. В "Грозе" Кулигин уговаривал Дикого расщедриться на устройство подобных часов на набережной: "А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение. "

3. Люди, жившие в Костроме, послужили 1. Лица: Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка,1. В Костроме жили несколько прототипов прототипами героев. отыскивающий перпетуум мобиле. Кулигина: Кулибин, Красильников и Зарубин.

2. Лица: Савёл Прокофьевич Дикой, купец, 2. Прототипом Дикого являлся Иван Савелович значительное лицо в городе. Михин, костромской купец.

4. Кострома, как и Калинов, "темное царство". Действие первое, явление первое - Кудряш (о Ученого Зарубина, уроженца Костромы, власти

Кулигине): «Ты у нас антик»(странный города из-за изобретенного им прибора взяли человек, чудак), Дикой (Кулигину): «А за эти под арест на две недели.

слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст!»

Красильников - сын костромского купца третьей гильдии - в 20 лет удивил горожан необычным поступком, который многие посчитали "сумасбродством". После смерти отца он продал доставшуюся ему по наследству лавку с товарами, записался в мещане и самозабвенно занялся изучением различных наук. Красильников был часовщиком, но затем, овладев по книгам архитектурным искусством, он стал возводить городские здания, особенно ему удавались колокольни. А. Н. Островскому о Красильникове мог рассказать его дядя Ф. П. Островский, писавший об самородке в своей книге «Исторические записки о Костроме». Возможно, именно от Красильникова перешло к Кулигину увлечение астрономией.

Павел Алексеевич Зарубин, мещанин из города Пучежа Костромской губернии. Живя в Москве, Зарубин познакомился с Островским и бывал в его доме. Кулигина, предложившего в "Грозе" Островского установить в городе громоотвод, Дикой хотел потащить на расправу к городничему. А реальному Зарубину, представившему в Академию наук без ведома местного начальства придуманные им приборы для более точного измерения местности и межевого дела, пришлось почти две недели просидеть под арестом. Отпуская же на свободу, его попросту пригрозили уволить, если он впредь не оставит своих изобретательских затей.

Иван Савелович Михин, перебравшись в Кострому, жил на улице Симановского. Он основал здесь бумагопрядильную фабрику. Вскоре Михин прославился как нещадный эксплуататор рабочих и жадный и грубый самодур. В архиве хранилось множество дел о задержке либо отказе фабриканта от уплаты денег за работу, взятые товары и т. д. , доходивших до самого губернатора, - видимо, именно он стал для А. Н. Островского прообразом Савела Дикого. Этот герой в драме «Гроза» прославился как жадный и грубый самодур.

5. Население в Костроме, также как и в Действие третье, сцена первая, явление Из интервью Гусевой Светланы Михайловны,

Калинове, ведет очень консервативный образ первое: Феклуша (о поезде): «Да чего, матушкадиректора Музея деревянного зодчества при жизни, и так же, как и в пьесе, люди очень Марфа Игнатьевна, огненного змея стали Ипатьевском Государственной набожны. запрягать: все, видишь, для ради скорости» монастыре-заповеднике: «У основной части

Кабанова (о поезде): «Назвать-то всячески жителей Костромы с давних пор и по наши дни можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-тобольшую роль в жизни играют обычаи и глуп, будет всему верить. А меня хоть ты традиции»

золотом осыпь, так я не поеду»

6. Также как и в Калинове, в Костроме есть В пьесе только Катерина и Кулигин не согласныВо времена Островского жил изобретатель люди, которые пытаются изменить жизнь к с тем, как живут остальные жители города. Зарубин, а в наше время есть такие люди, как лучшему. Светлана Михайловна Гусева и Дмитрий Иванович Кудряшов.

Светлана Михайловна Гусева – директор Музея деревянного зодчества при Ипатьевском Государственном монастыре-заповеднике. Несколько лет назад она доказывала консервативному населению Костромы, что язычество можно и даже нужно изучать.

Дмитрий Иванович Кудряшов – егерь Сумароковской лосиной фермы. В 90-х годах по всей Европе начали создавать лосиные фермы, но из всех этих ферм сохранилась только одна – Сумароковская, так как только сотрудникам этой фермы удалось создать собственную уникальную методику выращивания лосей и получения от них молока.

7. В пьесе использованы народные песни, Действие первое, явление первое: Кулигин Островский писал о Костроме и музыке, которую которые передают атмосферу Калинова, сходную (поет): «Среди долины ровныя, на гладкой он тогда слышал в своем дневнике.

с той, которую Островский почувствовал, высоте»

будучи в Костроме, слыша народную музыку. Варвара (у калитки поет): За рекою, за быстрою, мой Ваня гуляет, там мой Ванюшка гуляет»

Кудряш (поет под гитару): Гуляй, млада до поры, до вечерней до зари»

Островский так писал в своем дневнике: «Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо. Вот подходит расшива, и издали чуть слышны очаровательные звуки; все ближе и ближе, песнь растет, и полилась, наконец, во весь голос, потом мало-помалу начала стихать, а между тем уж подходит другая расшива и разрастается та же песня. И так нет конца этой песне Измученный, воротился я домой и долго, долго не мог уснуть. Какое-то отчаяние овладело мной»

Б. М. Кустодиев. Прогулка на Волге (1909г. )

8. Ситуация, положенная в основу сюжета Об этом свидетельствует «дело Клыковых», пьесы, была типичной в то время для история которых практически повторяет

Костромы. действия в «Грозе».

9. Сами костромичи утверждают, что Кострома В пьесе существуют нюансы, незаметные является прототипом Калинова. читателям из других городов. Например, в то время в Костроме худшим оскорблением для замужней женщины было сказать ей, что она была в овраге с мужчиной. И упоминание самого оврага для костромича объясняло, насколько безрассудно поступила Катерина.

А. Калик. Улица Овражная (1983г. )

На основании всех изложенных выше фактов Кострому можно по праву считать прототипом города Калинова.

Работая над этим проектом, я узнала, какой была жизнь в старой Костроме, какие тогда жили люди. Во время поездки в Кострому мне довелось встретиться и поговорить о моем проекте со специалистами в области истории города. Это очень помогло мне осмыслить саму пьесу Островского и составить более полное представление о реальной жизни старой Костромы.

Когда погружаешься в атмосферу старой Костромы, ощущаешь, что весь сюжет, который бы хотелось считать только вымыслом, на самом деле подтверждается многочисленными трагедиями. В то же время очень приятно думать, что жизнь и нравы в сегодняшней Костроме отличаются от жизни в «темном царстве», описанном в пьесе «Гроза».

Я надеюсь, что эта работа будет интересна не только мне, но и будет полезна моим одноклассникам, так как она может помочь более глубоко изучить и понять данное произведение А. Н. Островского, ведь оно включено в школьную программу.

В заключении, также хочется сказать, что большое творческое удовольствие принесли мне поездка в г. Кострому, работа с литературными и историческими источниками, встречи с сотрудниками музеев, библиотек и просто с хорошими людьми города, которым я выражаю глубокую благодарность.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)