Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Краеведение в начальной школе

Краеведение в последние годы стало одним из важнейших предметов в школьной программе. Этот предмет не только дает знания об истории и культуре малой родины, но и помогает воспитывать уважение к своим корням, ответственность за сохранение исторической памяти, а также способствует развитию познавательного интереса учащихся. Краеведение по определению, данному в энциклопедическом словаре юного историка, обозначается как «краелюбие», в Х1Х веке предмет в школьном изучении называли «родиноведение».

«Уроки краеведения в школе появились на рубеже Х1Х – ХХ вв. В то время, как уже было отмечено, предмет назывался родиноведением. Тогда стали проводиться первые – историко-культурные экскурсии. В 1914 г. появился «Русский экскурсант. Журнал родиноведения и экскурсионного дела». В годы Первой мировой войны путешествия в дальние места были заменены на экскурсии более ближние, не только из-за политической обстановки, но и для того, чтобы учащиеся умели находить интересное в обыденном и привычном, « избавляться от верхоглядства и желания искать лишь особенное». Увлечение местным материалом становилось сильнее, в школах занялись этногеографической и археологической работой, стали записывать песни и предания, фотографировать храмы. Однако исторического опыта для педагогов недостаточно.

В преподавании школьного краеведения был очень заинтересован основоположник научной педагогики – К. Д. Ушинский. Также немаловажная роль в обосновании краеведения принадлежит последователю К. Д. Ушинского – Д. Д. Семенову. В своем труде – «Педагогические заметки для учителей» он указывает, что «если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюден постоянный переход от близкого и знакомого, от легкого к трудному, то и в преподавании следует начинать с изучения местности, на которой живет ребенок».

В настоящее время возрос интерес к преподаванию школьного краеведения. Одна из целей учителя начальных классов состоит в том, чтобы к концу 4 класса учащиеся овладели не только определенными знаниями, умениями и навыками, но и сформировали определенный багаж знаний о своей малой Родине. И тут неизбежен поиск наиболее эффективных путей достижения данной цели. Изучение топонимики представляет собой один из наиболее успешных приемов для формирования краеведческих знаний.

Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая геграфические названия. Слово топонимика образовано от двух греческих слов: topos –место, местность и onoma – имя. Все географические названия имеют свой смысл. Никакой народ не называл реку, озеро или селение «просто так». Язык народа не является чем-то застывшим, он изменяется, развивается, некоторые слова исчезают, некоторые меняют свой смысл. Но, что удивительно, благодаря именно названиям в наши дни звучат вышедшие из употребления, давно забытые слова родного языка, слова чужих и даже исчезнувших, «мертвых» языков.

На мой взгляд, работу над топонимами родного края необходимо вводить уже в младших классах, как для того, чтобы заинтересовать учащихся в изучении самой топонимики, так и для успешного формирования краеведческих знаний у младших школьников.

Интеграция краеведческого материала в уроки предоставляет немалые возможности для расширения общего кругозора, эстетического, нравственного воспитания и формирования личности гражданина и, кроме того, помогает учащимся концентрироваться на явлениях и фактах окружающей действительности, вырабатывает творческое мышление. Краеведческий подход при осуществлении межпредметных связей, позволяет учащимся самостоятельно совершать переход от доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким выводам и обобщениям, что в начальной школе будет только способствовать формированию именно высокообразованной личности с широким кругозором.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)