Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Культура, просвещение и научные исследования во второй половине XIX века

Во второй половине XIX века шел процесс развития российского капитализма, который ускорился особенно после отмены крепостного права, реформ 1860-х годов. В Якутии в середине XIX века возникли Ленские золотые прииски (отошедшие в 1898 г. к Иркутской области). Появились немногочисленные кустарно-промысловые предприятия. В 1861 году здесь возникла маленькая типография и построена карликовая электростанция.

В середине XIX века происходил интенсивный процесс экономического и духовного освоения Якутии. Примечательной особенностью изучения культуры, этнографии, научного познания народов Якутии стало участие политических ссыльных.

Значительный вклад в дело научного освоения Якутии внесли Александр Чекановский, А. А. Бунге, И. Д. Черский, И. А. Худяков, Э. К. Пекарский, В. Л. Серошевский, Н. А. Виташевский, Л. Г. Левенталь, И. И. Майнов, Ф. Я. Кон.

Ссыльные не имели права давать уроки, вести знакомство с учителями и учениками всех видов учебных заведений, не могли заниматься журналистской деятельностью. Но потребность региона в интеллектуальных силах была настолько велика, а возможность политического влияния на местное население настолько маловероятна, что начальство уступало требованиям жизни. Ссыльные выступали корреспондентами местных газет, занимались медицинской и педагогической практикой, принимали участие в местном городском самоуправлении. В повышении культурного уровня населения существенное место занимала организация и деятельность местных музеев. Приезжая на места поселений, ссыльные сразу же устраивали библиотеки, которыми пользовалось и местное население. Эти люди не только сумели устоять духовно в условиях неволи, но и несли свет культуры и просвещения местному населению

Таким образом, во второй половине XIX века произошли определенные сдвиги и в просвещении.

Еще одним культурным влиянием ссыльных на местное населениеявляется распространение элементов русского ремесленного производства. Среди местного населения появились искусные плотники и столяры. Усвоив русские приемы строительства, они приспосабливали сооружения к климатическим условиям и вкусам местного населения. Увеличилось количество рубленых домов без крыши. Больше распространялась мебель русского образца – стулья со спинкой, четырехугольные столы, столовые шкафы. В домах состоятельных хозяев стали встречаться предметы фабричного производства: самовары, чайники, сахарницы, рюмки и прочие приборы.

В результате развития торговли увеличился завоз разнообразных тканей и отделочного материала. Это способствовало дальнейшему изменению материала, покроя, фасонов и украшений одежды якутов. Продолжался процесс широкого распространения одежды из тканей.

Якутские мастера усовершенствовали свои изделия – топоры, пешни, сбрую, мебель. Местные кузнецы умели лить и чеканить высокохудожественные изделия из серебра и золота.

В середине XIX века началось распространение изделий из мамонтовой кости. Искусные мастера изготовляли скульптурные фигурки собак, оленей, черенки ножей с инкрустацией из олова, гребенки, мундштуки, курительные трубки, шкатулки и рамы с ажурным узором или рисунками бытовых и охотничьих сцен.

Народ продолжал обогащать свое устное творчество – фольклор. В конце XIX века записаны отдельные олонхо.

Влияние духовенства на мировоззрение местного населения

Во второй половине XIX в. православное христианство начинает заметно влиять на мировоззрение, образ жизни местного населения. В конце столетия в Якутии функционировали свыше 300 церквей с тысячью тремястами служителей культа различного звания. Крепко утвердились в якутской жизни такие православные обряды, как крещение, венчание, причастие, хотя пост почти не соблюдался. При крещении якутские дети получали христианские имена. Фамилии почти повсеместно стали русскими. Одновременно у якутов сохранялись свои национальные имена-прозвища.

Духовенство боролось с остатками язычества. Шаманов преследовали: стригли длинные волосы, уничтожали их атрибуты, налагали на них церковные покаяния. Тем не менее, услугами даровитых шаманов продолжали пользоваться почти все слои местного населения.

Продолжалось издание духовных книг на якутском языке. Первым переводчиком церковных книг на якутский язык был Иннокентий Вениаминов, переводивший “Катехизис”. Создавался круг читателей из якутов. Духовенством были составлены первые буквари и самоучители для “инородческого” населения. Так, архиепископ Дионисий (Д. Хитров) в 1858 г. в Москве издал “Грамматику якутского языка”. Предыстория появления этого труда была следующая. В 1841 г. Д. Хитров, выпускник Рязанской духовной семинарии, знаменитым был рукоположен Иннокентием Вениаминовым, будущим митрополитом Московским и Коломенским, священником Градо-Якутской Преображенской церкви. Он же благословил Д. Хитрова на то, чтобы он употребил все свои знания и старания на перевод священных книг на якутский язык. Спустя ряда лет, когда он был возведён Св. Синодом в сан миссионера и стал уже благочинным г. Якутска, архиепископ Иннокентий Вениаминов назначил его председателем вновь созданного Комитета перевода церковной литературы. К тому времени Дмитрий Хитров службу всюду вёл на якутском языке и, как пишет Е. Шишигин, “завоевал любовь и уважение местного населения”.

В предисловии к “Краткой грамматике якутского языка” Д. Хитров, обоснуя необходимость перевода священных книг на якутский язык писал, что все народы Якутской области знают его и широко пользуются им в жизни. “Вы услышите якутский язык, - отметил он, - и на притоках Амураи по всему берегу Ледовитого моряи далее, почти до устья Енисея. В городах и сёлах дети русских выучиваются говорить сперва по-якутски, а потом уже кое-как начинают лепетать по-русскиПрошло более 200 лет как Якутская область покорена русскому престолу, а якутский язык, несмотря на такую общеупотребляемость в живой речи, по сию пору не имел грамотности”. Следует отметить, что к этому времени, а именно в 1851 г. , была издана в Петербурге крупная монография академика О. Бетлингка “О языке якутов” на немецком языке, и Д. Хитров использовал её при подготовке своей книги.

В 1859 г. Д. Хитров привёз из Москвы отпечатанные к тому времени в синодальной типографии книги. Как отмечает Е. Шишигин, это “дало возможность архиепископу И. Вениаминову исполнить своё давнее желание – совершить торжественную литургию на якутском языке”. Сам И. Вениаминов по этому поводу оставил следующую запись: “Предполагается по отправлении торжественного молебна на якутском языке первый раз дозволить с этого времени по якутским церквам отправлять службы вместо славянского на якутском языке. Следовательно, нынешний год для Якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху”.

В 1868 г. Д. Хитров получил имя Дионисия, стал епископом Якутским, а после открытия самостоятельной епархии в Якутской области 12 января 1870 г. – епископом Якутским и Вилюйским, и на этом высоком посту преосвященный Дионисий находился до 1883 г. , до его выезда в г. Уфу.

В последующий период время от времени церковь продолжала издавать переводы священных книг на якутском языке. Из них наиболее известными переводными сочинениями являлись опубликованные уже в наличии ХХ в. книги – “Апостольские чтения” (1902 г. ), “Как следует веровать, жить и молиться” (1904 г. )

К концу обозреваемого периода в Якутии появились первые священнослужители из якутской среды. Среди них были и иеромонахи, получившие образование в Казанской Духовной академии.

Оформление местных церквей производили самодеятельные талантливые художники из якутов. На этом поприще особенно прославился И. И. Сивцев (Мытыйыкы). Он родился в 1870 г. в сыланском наслеге Батурусского улуса. 16-летнему Иннокентию Сивцеву епископ дал личное разрешение заниматься “копийным иконописанием”. “В работах Мытыйыкы, замечает И. А. Потапов, - интересной является попытка передать при изображении “святых ликов” особенности местного этнического типа”. И. Сивцев оформил иконостасы многих церквей, построенных на правобережных улусах. По его архитектурным проектам строились мельницы, церкви Он также был прекрасным художником-чеканщиком.

Были и другие талантливые самоучки. Среди них – Анастас Бурнашов, о котором было упомянуто выше. Он выполнил скульптурное оформление святых для Борогонской церкви. А Пётр Заболоцкий (Тыргыыс) написал иконостас дюпсинской Вознесенской церкви.

Просвещение, медицина в Якутии во II половине XIX века

Во второй половине XIX в. образование в Якутской области развивалось весьма медленно. По данным на 1863 г. , в городах Якутии было всего несколько школ, находившихся в ведении разных ведомостей. В училищах Министерства Народного просвещения обучались 226 учащихся, в училищах духовного ведомства – 73. В трёх небольших школах военного ведомства обучались около 40 казачьих детей.

В 1869 г. открывается мужская классическая прогимназия. В 1890 г. она была реорганизована в реальное училище. За годы существования прогимназии в ней ежегодно обучались в среднем 108 учащихся. Но окончили полный курс обучения только 32 человека, в том числе только один якут – Е. Николаев.

Большим событием становится открытие в 1882 г. Якутской женской прогимназии, впоследствии реорганизованная в женскую гимназию.

В 1870-х гг. начали работать и улусные начальные училища: баягантайское (1870 г. ), Амгинские, Верхоянские, Колымские, Западно- и Восточно-Кангаласские (1874 г. ), Борогонское, Батурусское, Намское (1872 г. ), Вилюйское, Мархинское, Сунтарское (1874 г. ), Верхневилюйское (1876 г. ) и др. В них с 1879 по 1892 гг. было принято 1040 учащихся, в том числе 698 детей якутов. Окончило полный курс начального образования 336 человек.

В 1895 г. в области существовали 13 министерских начальных училищ, в то время как церковно-приходских школ было 33, а школы грамоты при церквях – 24.

По итогам переписи 1897 г. , грамотность якутов равнялась 0,7%, у эвенков Якутии – 0,1% грамотных. Среди юкагиров и ламутов, по итогам переписи, не оказалось ни одного грамотного, а у чукчей было зарегистрировано только четыре грамотных.

Администрация искала формы распространения элементарной грамотности среди взрослого населения г. Якутска. Результатом этого было открытие воскресных школ. В 1860 г. в Якутске была создана первая воскресная школа. В ней обучались ремесленники и мелкие торговцы. Преподавателями были воспитанники Якутской духовной семинарии.

В начале 70-х гг. директор Якутской мужской прогимназии П. П. Гадзяцкий составил “Лестничку”, по которой якутские дети в улусных школах обучались русскому языку. Подобное пособие им было составлено также по арифметике. В 1895 г. в Казани был издан “Первоначальный учебник русского языка для якутов”, и через 5 лет там же переиздан. Это были первые учебные пособия для якутских школ.

Среди учителей–саха были хорошо подготовленные специалисты. К ним относились В. Г. Монастырёв (1851 - 1914), Д. Д. Сивцев (один из первых методистов), Г. П. Фомин, являвшиеся выпускниками Иркутской учительской семинарии.

Большое значение для культурного развития жителей Якутской области имела культурно-просветительская и педагогическая деятельность политических ссыльных. Возникали, как отмечалось выше, школы, созданные ими. Это – школы каракозовцев; амгинские школы В. Г. Короленко и Н. А. Надеева; школы И. Т. Цыценко, Л. Г. Левенталя, П. А. Грабовского и колымских ссыльных; школы В. М. Ионова; школа повышенного типа П. П. Подбельского.

В 1891 г. политссыльными был создан Якутский музей. В 1898 г. при их активном участии основана бесплатная библиотека-читальня. Такие библиотеки затем появились в Вилюйске, Олёкме.

С 1860-х гг. начинает развиваться местная печать, ставшая большим событием в культурной жизни области. С 1863 г. в Якутске издавались “Памятные книжки Якутской области”, в которых печатались справочные, статистические сведения, научные статьи. Всего вышло восемь книг за годы 1863, 1867, 1871, 1891, 1896 гг. С 1887 г. стали выходить “Епархиальные ведомости”, орган богослужебного культа. А с 1892 г. издавалась газета “Якутские областные ведомости”.

В Якутской областной типографии, с 1861 г. (т. е. с момента её организации) до начала ХХ в. были изданы на якутском языке 34 книги в основном духовного содержания. Большая часть их была подготовлена к печати переводческой православной комиссией.

В неудовлетворительном состоянии находилось здравоохранение. Так, в начале 1860-х врачебный персонал области состоял из областного медицинского инспектора, ветеринарного врача, городского врача, пять окружных лекарей. Амбулаторный приём был возможен лишь в окружных центрах. Первая больница в Якутске была открыта в 1843 г. Заболеваемость и смертность были выше, чем в других частях России. Особенно население страдало от эпидемических болезней. Так, в 70-х годах в Якутии свирепствовала оспа, от которой умирали большинство заболевших. Были созданы оспенные комитеты. В 1880-х гг. в окружных центрах открываются больницы. В эти годы в области работали такие самоотверженные врачи, как А. Бриллиантов, Я. Белый, И. Петухов

Время распространения проказы в Якутии не известно, но она вызывала у людей трепетный страх. Подозреваемых в проказе людей удаляли в выселки, где им строили жилища и туда в определённое время доставляли пищу. Известны были два очага распространения этой болезни: верховья Колымы и низовья Вилюя.

В 90-х годах XIX в. недалеко от окружного города Вилюйска для больных проказой была организована специальная колония – лепрозорий. В организации лепрозория деятельное участие принимала английская миссионерка мисс Кэт Марсден. Узнав, частью от миссионеров, частью из книг о том, что якуты обладают секретом излечения проказы, решила отправиться в Якутскую область. В Тбилиси ей подтвердили, что якуты лечат этот страшный недуг травами. К. Марсден, проезжая через Уфу, имела возможность беседовать с епископом Дионисием, который более 40 лет был миссионером и священником в Якутии и на Камчатке. Дионисий сообщил её, что инородцы считают болезнь излечимой. Он, мол, лично знал одного человека, который был вылечен травой. И эту траву называют кучукта. Епископ снабдил путешественницу письмом к одному священнику, чтобы он раздобыл для неё запас этой травы. То же самое подтвердил К. Марсден в Тобольске бывший якутский врач, доктор Гуль. Но тем не менее она здесь, в Якутской области не смогла найти эту легендарную траву, хотя и провела целое лето, большую часть которого она проездила по Вилюйскому округу для организации лепрозория.

В августе 1897 г. было издано постановление об образовании в Якутии 10 сельских врачебных участков. Но они строились медленно. Тем не менее, в 1903 г. в области работали семь больниц, 10 фельдшерских пунктов и 17 врачей. В одном только 1900 г. было сделано 10393 удачных прививок оспы. В декабре 1897 г. был созван первый съезд врачей Якутии, длившийся 11 дней. В 1899 г. прошёл второй съезд врачей. В 1898 г. в Якутске открылась бесплатная лечебница Общества Красного Креста.

Научные изучения Якутии

Во второй половине XIX в. продолжалось научное изучение Якутии и всего северо-востока Азии. Так, в 1882 – 1887 гг. работала Ленская экспедиция Русского Географического Общества, руководимая А. А. Бунге. Он же, вместе с Э. В. Толльем, в 1885 – 1886 гг. , возглавил экспедицию Академии наук по изучению Новосибирских островов. В 1891 – 1892 гг. продолжалась работа академической экспедиции по исследованию Колымы, Верхоянья, под руководством И. О. Черского. Во время экспедиции от воспаления лёгких умер сам Черский, и работы были свёрнуты. Но его вклад в геологическую науку был активно использован в последующее время. Имя И. Д. Черского было присвоено, открытом им горной системе на северо-востоке Якутии.

В геологическое изучение Якутии известный вклад внёс и другой польский ссыльный, геолог А. Л. Чекановский. Его имя носит хребет к западу от устья Лены.

Золотые россыпи Витимо-Олёкминской горной системы были изучены В. А. Обручевым (1890-1891 гг. ). А геологические исследования И. Д. Черского продолжил в 1893 г. Э. В. Толль. , он же возглавил Русскую полярную экспедицию на шхуне “Заря”. В начале ХХ в. , для поиска загадочной “земли Санникова”. Во время этой экспедиции Толль и несколько его сотрудников с двумя проводниками-якутами, погибли при неизвестных обстоятельствах. Две спасательные партии – морская и сухопутная, снаряжённые Академией Наук в 1903 г. , тщательно обследовали районы новосибирских островов и морское побережье от Хатанги до Колымы. В январе 1904 г. комиссия АН на русском, английском, французском, немецком и шведском языках опубликовала объявление о назначении премии за отыскание всей партии Толля или её части. Несмотря на все эти меры, нигде следов Толля и его спутников не обнаружили.

Э. В. Толль внёс выдающийся вклад в науку, и как писал по этому поводу С. Е. Мостахов: “он вписал множество “букв и знаков”, чтобы разгадать тайны огромной и труднодоступной Арктики”. Материалы трёх полярных экспедиций Толля составили семь томов, изданных Академией наук. Его имя носят семь географических объектов на карте Якутии.

Во второй половине XIX в. в изучение Сибири включаются и местные научные учреждения, которые координировали исследовательскую и краеведческую работу. Первым таким учреждением стал открытый 1 декабря 1851 г. в Иркутске Сибирский отдел Русского Географического Общества (СОРГО).

В 1852 г. геолог Н. Г. Метлицкий и учитель естествознания Иркутской гимназии Р. К. Маак представил СОРГО проект экспедиции для исследования Вилюйского округа Якутской области. "Уже давно носились слухи, - писал Маак, - или лучше сказать, предположения, что Вилюйский округ богат железными, соляными залежами и драгоценными камнями, а реки его изобилуют золотыми россыпями. Вот это-то, главным образом, и было побудительной причиной снарядить экспедицию для ознакомления с этим столь малоизученным округом”.

Проект Метлицкого и Маака был одобрен, на Р. К. Маака было возложено руководство этой экспедицией. Они завершили свою работу в 1855 г. Материалы Вилюйской экспедиции (1854-1855 гг. ) обрабатывались в течение 30 лет. Третья (последняя) часть описания её научных результатов под названием “Вилюйский округ Якутской области” вышла уже после смерти исследователя, в 1887 г. Она была посвящена истории и этнографии края.

Р. К. Маак был первым исследователем природы центральной части Восточной Сибири. Дал первое подробное описание геологии и географии этого региона, внёс ясность в геологическое строение бассейна Вилюя, дал описание выходов бурых железняков на правом берегу Вилюя в 30 км. ниже устья Мархи, и первым описал гидрографию Вилюя и низовьев Оленька.

На рубеже XIX – ХХ вв. проводились исследования вилюйских соляных копей, проводились поиски торговых путей из Якутска в Охотское море, на Амур.

Этнографическое изучение населения Якутии проводилось в основном политическими ссыльными. Так, И. А. Худяковым было написано около десятка работ по этнографии, языку, фольклору населения Верхоянского округа. Из них опубликованы “Верхоянский сборник” (1890 г. ) и “Краткое описание Верхоянского округа” (1969 г. ). В. Л. Серошевский, проведший в ссылке 12 лет, опубликовал в 1896 г. крупную монографию “Якуты”, фактически первую этнографическую работу, посвящённую одному конкретному народу Сибири. В. Ф. Трощанский написал две крупных работы: “Эволюция чёрной веры (шаманства) у якутов” (1902 г. ), “Наброски о якутах Якутского округа” (1911 г. ).

Комплексное этнографическое исследование якутов и других народов Якутии, провели участники Якутской (Сибиряковской) экспедиции в 1894 – 1896 гг. , организованной Восточно-Сибирским отделом РГО. В нём приняли участие ссыльные народники – В. М. Ионов, С. Ф. Ковалик, И. И. Майнов, Н. А. Виташевский, В. В. Ливадин, С. В. Ястремский, Э. К. Пекарский, В. Е. Горинович, Л. Г. Левенталь, В. И. Иохельсон, В. Г. Богораз, Ф. Я. Кон, Н. Л. Геккер, Г. Ф. Осмоловский.

В изучении восточносибирского участка Арктики принимали участие и американские исследователи. Так, в 1879 г. правительство США организовало Полярную экспедицию под руководством Де Лонга, на паровой шхуне “Жанетта”. Экспедиция двигалась к Северному полюсу. После гибели судна в 1881 г. Джордж Уошингтон Де Лонг с частью экипажа достиг устья р. Лены, где погиб от голода. Экспедиция открыла три острова в группе островов, позже названных “острова Де Лонга” в Восточно-Сибирском море.

Оставшуюся часть экспедиции нашли якутские охотники. По распоряжению губернатора Якутской области Г. Ф. Черняева были организованы поиски остатков экспедиции. После возвращения на родину оставшихся в живых членов экспедиции во главе с лейтенантом Шютце, правительство и Президент США решили выразить благодарность подданным России, принимавшим участие в спасении членов Полярной экспедиции Де Лонга. Лейтенант Шютце повёз эти подарки в Якутскую область в 1885 г. С ним были отправлены 17 золотых, 12 серебряных медалей, золотые часы и 16 ружей. На каждой стороне медали были выгравированы под именем президента имена тех лиц, которым предназначались медали. Главный подарок предназначался генерал-майору Г. Ф. Черняеву, губернатору Якутской области. Это была шпага из прекрасной стали, ножны и эфес из золота. На эфесе было выгравировано изображение саней, запряжённых собаками и шхуны “Жанетта”. Под ними была начертана подпись Президента США. Шпага оценивалась в 500 фунтов стерлингов.

В сентябре 1885 г. лейтенант Шютце прибыл в Якутию. Съездил с подарками в Вилюйск к Кочаревскому, бывшему Колымскому исправнику. Верхоянскому и Колымскому исправникам он передал золотые медали и часы. Якутам раздал 8 золотых и 12 серебряных медалей для ношения на груди, с надписью “For courage and humanity” и 13 именных ружей с высеченным золотом на стволах именами. Кроме того, всем участникам поисков экспедиции Де Лонга, в том числе казакам и политссыльным, Шютце раздал деньгами 1200 руб. , и подарки на 4 тыс. руб. Всех лиц, получивших награды, было 172 человека.

К тому времени умер губернатор Черняев и по телеграфному распоряжению президента США Шютце передал шпагу в распоряжение императора Александра III.

Лейтенант Шютце добросовестно выполнил возложенное на него поручение. Побывал в устье Индигирки и Колымы. В июле 1885 г. вернулся в Иркутск и в сентябре вернулся в Нью-Йорк, пробыв в России больше года.

В середине XIX века происходил интенсивный процесс экономического и духовного освоения Якутии. Примечательной особенностью изучения культуры, этнографии, научного познания народов Якутии стало участие политических ссыльных, духовенства.

Таким образом, изучение Якутии XIX в. , населяющих ее народов является неотъемлемой составной частью становления и развития отечественной науки того времени.

Во второй половине XIX в. православное христианство начинает заметно влиять на мировоззрение, образ жизни местного населения.

Несмотря отмеченные сдвиги, Якутия представляла собой самый отсталый и обездоленный в культурном отношении край.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)