Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Курая голос золотой

Музыкальное искусство Башкортостана своими истоками уходит в народное творчество. Питая живительными соками современное профессиональное искусство, башкирский фольклор продолжает жить своею внутреннею жизнью. Во все времена он сопутствует башкирскому народу, отражает складывающиеся и изменяющиеся общественные отношения, обычаи, моральный и духовный облик, национальные особенности.

В материальной и духовной культуре башкир значительное место занимают народные музыкальные инструменты. В глубину веков уводят исторические сведения о древнейших инструментах: курае и кубызе, домбре, кыл-кумызе, сорнае и дунгуре.

Объект статьи: музыкальная культура нашей республики.

Предмет статьи: курай, как самый популярный и доступный башкирский народный инструмент.

1. Исследовать и изучить значение данного музыкального инструмента для башкирского народа;

2. Назвать имена выдающихся кураистов - основателей и продолжателей народной исполнительской школы;

3. Пополнить знания о музыкальной культуре своей республики.

Задачи:

1. Выявить особенности музыкального строя данного инструмента, его интонационный диапазон.

2. Обозначить особенности исполнительского мастерства.

Выбор темы и актуальность.

Мы решили взять для исследования данную тему, потому что считаем, что должны как можно больше знать о музыкальной культуре своей Родины.

Методы:

- изучение башкирского фольклора, а также статей в книгах, газетах и журналах, посвящённых данной проблеме;

- прослушивание аудиозаписей прославленных мастеров – кураистов;

- посещение концертов с участием исполнителей на курае;

- знакомство и беседы с местными музыкантами-исполнителями.

Практическая значимость:

1. Эта работа – дань уважения к культуре Башкортостана, к людям, которые вносят вклад в её развитие.

2. Данную исследовательскую работу рекомендуем использовать при проведении уроков и классных часов, посвящённых изучению вопросов краеведения и культуры Башкортостана.

Основная часть

Курай – символ древней культуры башкир

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира.

(«Кураю» Ш. Бабич)

Курай - коренной житель Башкортостана.

С виду очень простой - полая трубка конической формы с четырьмя отверстиями с передней и одним - с тыльной стороны - этот музыкальный инструмент, по сути, является музыкальным летописцем многовековой истории башкирского народа.

О древности курая говорит, например, такой факт: башкирская народная мелодия «Звенящие журавли», исполняемая только на курае, имеет более 1000-летнюю историю. Арабский путешественник Ахмед Ибн - Фадлан, посетивший в 921 - 922 годах Башкортостан, услышал от башкир легенду «Сынграу торна» («Звенящие журавли»). Интересно, что и сегодня народные музыканты перед исполнением на курае мелодии «Сынграу торна» по традиции рассказывают ее легенду, которая почти дословно совпадает с тем, что услышал Ахмед Ибн - Фадлан от их далеких предков.

О курае упоминается в древних башкирских эпосах: «Акбузат», «Кара - юрга», «Заятуляк и Хыухылу», «Кунгыр - буга» (события, о которых повествуется в этом эпосе, восходят ко II веку н. э. ).

У башкир с кураем связаны многие легенды, песни, поговорки, носящие нравоучительный характер, обличающие негативные стороны жизни: угодливость, неверность. Например, "Не пляши под чужой курай" или "Не сочиняй на своем курае мелодию чужому кантону".

Курай обладает своеобразным сипловатым тембром, хорошо слышимым среди степных просторов. Он стал для башкир выразителем духовной сущности народа.

Звуки курая сопровождали башкира всюду: и в радости, и в горе, и в праздники, и в час испытания. Об этом ярко свидетельствуют народные песни:

Вдоль по Уралу, гляньте, красота,

По-над Уралом свет от белых юрт.

Взойду на скалы, вырежу курай,

Уральский край всем сердцем воспою.

(«Урал»)

Срежу камышинку Таштугая,

Поднесу к губам – играй, курай!

Не слыхать кукушки в этом крае,

Я вернусь назад в уральский край.

Срежу камышинку Таштугая,

Поднесу к губам – играй, курай!

Ах, отец, отец, зачем ты продал

Дочь свою в такой далекий край?

(«Таштугай»)

Не подставить седла никому

Конь, послушный ему одному.

Салават песнь свою запевает,

И курай подпевает ему.

(«Салават на каторге»)

Был конь его игреневый скакун –

Вихор на лбу, издалека заметный.

Когда Кахым-туря давал приказ,

В руке держал он свой курай заветный.

(«Кахым-туря»)

Я вырежу курай из камыша,

Пусть он уймет в душе моей печали.

Как тяжело на свете жить в нужде,

Глаз от печали не сомкнуть ночами.

(«Саитхужа»)

Как вам сыграют песни курайчи,

Башкирского курая не имея?

Егет, не пой, а лучше помолчи,

Коль в сердце не пылает вдохновенье!

(«Уил»)

Мы двое суток брали Акмечеть,

Хотели взять, но ничего не вышло.

Из камыша чужой нам Сырдарьи

Мы резали кураи в передышках.

(«Акмечеть»)

Изготовление растительного курая

Многовековая популярность курая в народе связана с быстротой и легкостью его изготовления.

Традиционный курай изготавливают из прямого, сухого, полого стебля зонтичного, полевого, лекарственного растения, имеющего одноименное с ним название, произрастающего в южных степных и горных районах республики (русское название «дягиль» или «дудник»). Инструмент имеет пять отверстий, средняя длина его составляет 570 – 810 мм.

Процесс рождения курая выглядит следующим образом: “Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от восьми до десяти раз шириной ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются, начиная снизу: первое на расстоянии четырех пальцев, следующие три – на расстоянии двух пальцев, последнее, пятое – на обратной стороне, на расстоянии трех пальцев от четвертого отверстия. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех - пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два, два с половиной пальца. Пятое отверстие вырезается на обратной стороне трубки, на расстоянии 3 пальцев от четвёртого отверстия.

Позже появились металлические (медные, серебряные, алюминиевые) кураи, ставшие незаменимыми в боевых походах башкирских воинов. В середине ХХ века неразумное использование природных ресурсов привело к исчезновению растения Курай, поэтому национальные исполнители были вынуждены создавать свои инструменты из полиэтиленовых гимнастических обручей.

В. Ш. Шугаюпов – мастер по изготовлению курая.

Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1976 году курай из деревянного шпона.

Вакиль Шакирович Шугаюпов родился в 1936 году 29 августа в деревне Алькино Салаватского района Башкортостана.

Шугаюпов – мастер по изготовлению национальных музыкальных инструментов. С 1988 года он является заслуженным деятелем искусств БАССР.

Образование Вакиль Шакирович получил в Казанском художественном училище, закончил он его в 1963 году. После окончания училища, с 1963 по 1966 годы он работает учителем рисования и черчения в средней школе № 77 г. Уфы, впоследствии, с 1966 по 1981 годы работает художником в Башкирском отделении Художественного фонда РСФСР. В 1981 – 1992 годах Шугаюпов работает мастером по изготовлению курая в Башкирском опытно-экспериментальном производственном комбинате Башкирского отделения хорового общества РСФСР, с 1992 года он работает в Республиканском центре народного творчества.

Вакиль Шакирович Шугаюпов впервые разработал способ изготовления курая из строганого шпона, в 1979 году он получил за это авторское свидетельство. В 1984 году награждён бронзовой медалью ВДНХ СССР.

Особенности музыкального строя

Курай относится к классу аэрофонов, роду продольной флейты. Звукоряд этого инструмента диатоничен, а диапазон охватывает около трех октав.

Звучание поэтичное и эпическое возвышенное, тембр – мягкий. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

По технологии В. Шугаюпова изготавливается курай шести размеров. У самого длинного инструмента трубка настроена на звук «соль» малой октавы, у само короткого - на звук «до» первой октавы. На инструментах остальных размеров заполняется интервал кварты по полутонам от звука «соль» до звука «до»; «ля бемоль», «ля», «си бемоль», «си». Учитывая то, что можно играть на курае в двух тональностях (основной и субдоминантовой), вышеперечисленный набор инструментов позволяет охватить все тональности кварто - квинтового круга. Музыкальный строй инструмента образуется из сцепления двух мажорных пентатоник на расстоянии кварты.

В 90-е годы появился реконструированный хроматический курай из металла, изготовленный мастером - кураистом И. Ильбаковым. Этот курай имеет 14 - 15 отверстий с системой клапанов, дающих возможность извлечения хроматического звукоряда. Диапазон от «Фа диез» малой октавы до «ми бемоль» третьей октавы.

Методика настройки инструмента на определенные тональности, по сути, являются академизацией курая, что позволило обучать на нем в музыкальных учебных заведениях. Сегодня все профессиональные кураисты и большинство народных музыкантов играют на этих инструментах.

Традиции исполнительского искусства.

Интонационный диапазон курая необычайно широк. Тембр его неповторим. В нем радость и грусть, сила и хрупкость, нежная лирика и эпическая возвышенность. В традиционном исполнении на курае обязательно присутствует грудной гортанный звук, который создает оригинальный фон и придает напеву своеобразие и неповторимость.

Курай применяется в качестве сольного и ансамблевого инструмента, сопровождающего пение вокалистов. На курае играют как протяжные лирические песни узун-кюй (озон-кюй), так и плясовые, короткие кыска-кюй.

Неотъемлемой частью традиции игры на курае является импровизаторское мастерство. История развития башкирского народного мелоса и совершенствования искусства исполнения на курае органично взаимосвязаны. Выдающиеся кураисты - импровизаторы передавали из поколения в поколение репертуар, стили, манеры исполнения. На лучших образцах их музыкального творчества воспитывались новые поколения талантливых исполнителей, открывались все новые возможности инструмента, соответственно создавались новые произведения, и все это способствовало приумножению золотого фонда башкирской народной классической музыки. И не случайно то, что талантливый кураист - импровизатор Загир Исмагилов впоследствии стал композиторам, одним из основоположников башкирского профессионального музыкального искусства, народным артистом СССР. Вся его музыка пропитана чарующей мелодикой курая.

Виртуозы - кураисты помимо традиционных приемов игры на инструменте прибегают к технике исполнения, получившей название узляу ("игра горлом") или тамак-курай ("горло-курай"). Этот тип исполнения распространен не только у башкир, но и тувинцев, алтайцев. Узляу - это разновидность двухголосного пения - игры, при котором на курае звучит наигрыш и одновроеменно поется бурдонный квинтовый бас, с использованием грудного, носового, небного, лобного резонаторов. Узляу было распространено в шаманской практике.

Исполнители на курае – преимущественно мужчины. В истории сохранился единственный исключительный пример: уроженка деревни Темясово Орского уезда по имени Зарифа Искусство игры на курае легендарных народных музыкантов – Кубагуша (ХV-ХVI вв. ), Баика (ХVIII-ХIХ вв. ), И. Мирзакаева (1780-1877 гг. ), Х. Кутушева (1822-1910), Р. Аргынбаева (1850-1922) бережно хранится и преумножается новыми поколениями башкирских исполнителей – Р. Сулеймановым (1912-1988), И. Дильмухаметовым (1928-1984), Р. Рахимовым, Ю. Гайнетдиновым, А. Аиткуловым, Р. Юлдашевой, К. Аубакировым. С 1978 г. в Башкортостане в честь прославленного основоположника профессионального исполнительского искусства на курае Ю. Исянбаева (1891-1943) проводится конкурс.

Известны имена выдающихся кураистов - основателей и продолжателей народных исполнительских школ. Среди них Кубагуш-сэсэн (XVI в. ), Махмут (XVII в. ), Баик-сэсэн (XVIII в. ), Ишмухамет Мырзакаев (1781 - 1878), Габит Аргынбаев (1856 - 1921), Хибатулла Кутушев (умер в 1910г. ), Юмабай Исянбаев (1891 - 1943), Гиният Ушанов (1894 - 1947), Хамит Ахметов (1904 - 1966), Гата Сулейманов (1912 - 1988), Загир Исмагилов (1917 - 2002), Карим Дияров (1910 - 1986), Рахматулла Буляканов (1909 - 1981), Мухамет Рахматуллин (1915 - 1972), Яппар Шафиков (1908 - 1978), Давлетгали Хасанов (1897 - 1979), Ишгали Дильмухаметов (1900 - 1966), Ишмулла Дильмухаметов (1928 - 1984), Сайфулла Дильмухаметов (1932 - 2005), Адигам Искужин (1928 - 2003), Мухамет Кадыргулов (1919 - 1998), Абдулла Халфетдинов (1937 - 1985), Талип Латыпов (1920), Нижметдин Хасанов (1925), Мухамет Тулебаев (1945) и др.

В 1925г. выдающийся кураист Юмабай Исянбаев принял участие во Всемирной выставке декоративного искусства в Париже, где его искусство было чрезвычайно высоко оценено. Это был дебют курая на международной арене. Представитель этой же исполнительской школы Ишмулла Дильмухаметов выступал с огромным успехом на всех континентах земного шара - в более чем 50 странах мира. Молодые профессиональные кураисты достойно продолжают их традиции.

Неоценимый вклад в дело сохранения и дальнейшего развития традиционных исполнительских школ внесли Адигам Искужин, Мухамет Кадыргулов, Карим Дияров, Нажметдин Хасанов, Сайфулла Дильмухаметов и др.

Имена, прославившие башкирский курай

Исянбаев Юмабай Мутигуллович. Родился 21 сентября 1891 года в деревне Верхнее Самаково Оренбургского уезда Оренбургской губернии (в настоящее время это Хайбуллинский район Республики Башкортостан), погиб на фронте в 1943 году, он был башкирским народным музыкантом - кураистом. В 1991 году посмертно ему присвоено звание «Народный артист БАССР».

Традиции игры на курае Юмабай Мутигуллович перенял от известных кураистов Хибатуллы Кутушева, Габита Баракова и др. Уже в 17 лет Исянбаев исполнял на курае свыше ста башкирских мелодий.

В 1925 году вместе с народными музыкантами советских республик Исянбаев принял участие на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Французская пресса и учёные–музыковеды проявили большой интерес к кураю и высоко оценили исполнительское мастерство музыканта.

В репертуаре Исянбаева были классические башкирские народные мелодии и инструментальные наигрыши «Урал», «Буранбай», «Баик», «Кара Юрга» и другие. С 1925 года – он кураист Башкирского передвижного театра драмы.

В 1927 году Исянбаев участвовал на Всемирной музыкальной выставке во Франкфурте - на – Майне, в Германии. После выставки советские артисты под руководством Г. Любимова выступили в городах Германии, Швеции, Бельгии, Голландии. В составе труппы была известная певица Ирма Яунзем, исполнявшая на русском и башкирском языках под аккомпанемент Юмабая Исянбаева народные песни «Курай» и «Абдрахман».

В 1978 году Министерством культуры БАССР учреждён приз имени Исянбаева за мастерство исполнения башкирских народных мелодий на курае, кубызе и узляу. С 1991 года конкурсы за обладание этим призом проводятся на родине кураиста.

Сулейманов Гата (1912 – 1988). Богата талантами баймакская земля. Отсюда берёт свои истоки и творчество известного башкирского кураиста, певца и актёра Гаты Зулькафиловича Сулейманова.

В семь лет взял в руки курай Гата Сулейманов. Вскоре среди сверстников он становился признанным кураистом. Им, деревенским малышам, целыми днями пасшим коз на склонах окрестных гор, это занятие было поистине источником радости и вдохновения.

В 1927 году пятнадцатилетний деревенский юноша отправляется в столицу республики. Здесь он принимает участие в спектаклях «Башкирская свадьба», «Акман – батыр». В эти же годы ему посчастливилось выступить на сцене вместе с известным кураистом Юмабаем Исянбаевым.

В 1936 году Гату Сулейманова направляют на учёбу в Башкирскую студию Московской государственной консерватории. В стенах этого прославленного учебного заведения он проходит подготовку по вокалу. Через четыре года Сулейманов возвращается в Уфу и в качестве солиста Башкирского государственного театра оперы и балета начинает свою жизнь профессионального артиста. На сцене театра он создаёт целый ряд колоритных образов в первых башкирских национальных операх «Карлугас», «Акбузат».

Более тридцати лет своей жизни посвятил Гата Сулейманов театральному искусству. Особенно плодотворные периоды его творчества приходятся на те годы, когда он работает в ордена Трудового Красного Знамени Башкирском государственном академическом театре драмы имени Мажита Гафури. С 1948 по 1971 год, будучи одним из ведущих актёров этого театрального коллектива, Гата Сулейманов исполнил более ста ролей в спектаклях.

Песня и курай – вот две области башкирской культуры, в которые внёс неоценимый вклад Гата Сулейманов своим поистине подвижническим творческим трудом. Продолжив традиции кураистов Юмабая Исянбаева, Гинията Ушанова, Хамита Ахметова и других, Своей исполнительской деятельностью поднял на новую степень мировую славу башкирского народа инструмента – курая. Мелодия курая звучала в его исполнении во многих концах Советского Союза и в ряде стран за рубежом. В 1947 и 1953 годах кураист Гата Сулейманов был участником Первого и Четвёртого всемирных фестивалей молодёжи и студентов. В составе советской делегации культуры в 1955 году он ездил в Индию. Слушатели, ценители музыки этой страны древнейшей цивилизации высоко оценили башкирский курай.

Гата Сулейманов хорошо известен и своими исследовательскими трудами, посвященными кураю. Его книги «Уроки пения и музыки» и «Курай» стали настольными книгами для многих любителей музыки. Кроме того, им составлены и выпущены учебники для классов курая музыкальных школ республики. Эти труды возникли как итог неустанной деятельности Сулейманова на поприще подготовки национальных кадров кураистов.

На страницах газеты «Совет Башкортостаны» в 60-70-е годы им опубликовано несколько десятков легенд, связанных с историей народных песен и мелодий. Более 200 народных мелодий, исполненных им на курае, записаны на магнитофонную ленту. Многие из них вошли в фонды Башкирского радио и телевидения.

В 1971 году за исполнительское мастерство и активную пропаганду башкирского национального инструмента курая среди трудящихся Гате Сулейманову присуждена премия имени Салавата Юлаева. Заслуги Гаты Зулькафиловича в развитии башкирской культуры отмечены высокой наградой- орденом «Знак Почета».

Дильмухаметов Ишмулла Ишкалеевич.

Любимым кураистом всего башкирского народа, признанным виртуозом игры на курае в XX веке был Ишмулла Дильмухаметов.

Родился 15 сентября 1928 года в деревне Староякупово Зилаирского кантона БАССР (в настоящее время Зилаирский район Республики Башкортостан). Умер он 19 октября 1984 года.

Дильмухаметов И. И. – башкирский актёр, кураист, певец, композитор. В 1973 году ему присвоено звание народного артиста БАССР, а в 1975 году – звание заслуженного артиста РСФСР.

В 1943 году Ишмулла Ишкалеевич был принят в труппу Баймакского башкирского колхозно-совхозного театра драмы, где проработал до 1949 года.

В 1949-1952 годы он служил в Советской Армии.

В 1953-1966 годах Дильмухаметов Ишмулла работает актёром в Башкирском государственном академическом театре драмы. С 1966 по 1984 годы он кураист, солист Башкирской государственной филармонии. Большую роль в становлении Дильмухаметова как самобытного артиста и кураиста-исполнителя сыграла работа в драматическом театре. В 60-е годы он стал одним из ведущих артистов башкирской эстрады, уникальным виртуозным кураистом, талантливым певцом-импровизатором, знатоком башкирского фольклора. С его творчеством связано возрождение характерной для мастеров прошлого манеры игры на курае в сочетании с элементами узляу.

Репертуар Дильмухаметова включал в себя множество башкирских народных вокальных и инструментальных мелодий, в том числе «Урал», Буранбай», «Гильмияза», «Зульхиза», «Таштугай», «Звенящие журавли» и другие. На либретто Дильмухаметова З. Г. Исмагиловым созданы оперы «Послы Урала», «Акмулла», «Кахым-туря».

В составе российских делегаций Дильмухаметов представлял башкирское искусство во

Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, ФРГ, Польше, Венгрии, Афганистане, Пакистане, Бирме, Иране, Японии.

С 1974 года Ишмулла Ишкалеевич - лауреат премии имени Салавата Юлаева.

Карим Дияров(1910-1987).

Слава башкирского курая давным-давно уже разошлась далеко за пределами седого Урала. Но открыть мир своих тайн курай может только, когда есть настоящие кураисты. Одним из таких выдающихся кураистов был Карим Дияров.

Родился он в 1910 году в деревне Басай нынешнего Баймакского района Башкортостана в бедной крестьянской семье. Жил в этом ауле кураист Абдрахман Басаев. От него и научился игре на курае маленький Карим.

С 1918 по 1924 год Карим учится в школе своего родного аула. А затем поступает в школу 2-ой ступени в ауле Темяс. Там он познакомился с историком и кураистом Абубакиром Хусаиновым, от которого перенял многие башкирские народные песни, узнал историю появления этих песен.

В 1929 году Карима вместе с группой детей бедняков направляют в Уфу на курсы подготовки к поступлению в вуз. Во время учёбы в столице республики он тесно общается с работниками искусства, участвует в культурной жизни. Окончив Башкирский государственный пединститут, Карим Дияров посвящает свою жизнь обучению детей и музыкальному творчеству.

Башкиры издревле обращали внимание на историю создания песни, её мелодии. Так же и Карим Дияров наряду с овладением искусством исполнения песни изучает её мелодию, историю создания, записывает их, заботится о том, чтобы сохранить и передать эти сокровища народного творчества будущим поколениям. В 1988 году, уже после смерти музыканта, его труды увидели свет под названием «Мелодии седого Урала».

Среди кураистов Ирандыка распространён удивительно своеобразный способ игры на курае. В народе он называется узляу - «грудной игрой» (горловым пением). При такой игре к мелодии, издаваемой кураем, присоединяется горловое пение самого кураиста, исходящее как бы из самой глубины души человека. Эта особенность блестяще применялась и Каримом Дияровым.

Народный музыкант, хранитель народных мелодий, народного творчества заслужил в республике всенародную славу. Ему присвоено почётное звание заслуженного работника культуры Башкортостана.

Аиткулов Азат Миннигалеевич.

Сегодня призанным виртуозом игры является Азат Аиткулов, Президент Союза кураистов, заслуженный артист России, народный артист Республики Башкортостан, лауреат Государственной премии имени Салавата Юлаева.

Родился 27 января 1956 года в селе Юлдыбаево Зилаирского района Башкортостана. Это башкирский народный музыкант-кураист. В 1991 году ему присуждено звание народного артиста БАССР.

Музыкальное образование Азат Аиткулов получил в Уфимском училище искусств в классе Г. З. Сулейманова. По окончании училища, с 1978 года Азат Аиткулов работает солистом-кураистом в Башкирской государственной филармонии.

Азат Миннигалеевич является продолжателем классических традиций исполнения башкирских народных мелодий узун-кюй, в совершенстве владеет всеми приемами игры на курае. В его репертуаре более ста произведений башкирского музыкального фольклора, в том числе «Урал» , «Шаура», «Тафтиляу», «Пеший Махмут», «Перовский» и другие.

Азат Аиткулов гастролировал во многих странах Азии, Европы, Америки.

С 1986 года Азат Миннигалеевич является дипломантом Всероссийского конкурса исполнителей на музыкальных инструментах.

Гайнетдинов Юлай Ишбулдович родился 8 января 1954 года в деревне Тавлыкаево Баймакского района Башкортостана.

Юлай Ишбулдович-кураист, заслуженный работник культуры БАССР с 1988 года.

По образованию Гайнетдинов Ю. - математик, в 1975 году окончил математический факультет Башкирского государственного университета.

С 1991 года Юлай Ишбулдович руководит творческим объединением «Хазина» Государственной телерадиокомпании «Башкортостан».

Гайнетдинов является продолжателем традиций исполнительского мастерства известных народных кураистов. В 1978 году на конкурсе кураистов имени Ю. Исянбаева в Уфе он занял I место, в 1989 году стал лауреатом 9-го Международного фольклорного фестиваля в Будапеште.

В репертуаре Ю. И. Гайнетдинова более ста произведений башкирского музыкального фольклора. Для фонотеки Башкирского радио и телевидения им записаны башкирские народные мелодии «Марш Карасакала», «Аюка», «Батырша», «Калмантай», «Наполеон Бонапарт», «Башкирский краковяк» и другие.

Юлай Ишбулдович аккомпанировал на курае певцам С. Абдуллину, Ф. Кильдияровой, А. Султанову и другим.

Рахимов Ришат Рашитович родился 24 октября 1953 года в деревне 2-е Иткулово Баймакского района Башкортостана.

Ришат Рашитович- башкирский музыкант, кураист, педагог.

С 1982 года Ришат Рахимов – заслуженный работник культуры БАССР, с 1995 года – народный артист Республики Башкортостан.

Первое высшее образование Ришат Рашитович получил в Башкирском государственном университете, в 1990 году он закончил в этом вузе филологический факультет. Второе высшее образование Рахимов Р. Р. получил в Уфимском государственном институте искусств, закончил его в 1994 году.

С 1976 года он работает преподавателем по курсу курая в Уфимском училище искусств.

С 1991 года заведует отделом башкирских народных инструментов. В 1999 году вышла его книга»Курай» -учебник-хрестоматия для музыкальных школ и училищ.

Как аккомпаниатор и солист Ришат Рахимов часто выступает в концертах. Он участвовал в создании и озвучивании документального фильма о народном кураисте К. Диярове. При училище искусств он создал ансамбль башкирских народных музыкальных инструментов.

Ришат Рахимов-собиратель произведений фольклора, популяризатор редко исполняемых башкирских народных мелодий.

Среди кураистов наших дней имеются лауреаты и дипломанты Всемирных фестивалей молодёжи и студентов, Международных фольклорных фестивалей, Всероссийских конкурсов исполнителей на редких музыкальных инструментах.

Курай на профессиональной сцене

У истоков профессионального обучения игре на курае стоял видный кураист, певец, актер Гата Сулейманов.

В 1971г. был открыт класс курая в Уфимском училище искусств, также с начала 90-х годов ведётся обучение по специальности «Курай» в Уфимской государственной академии искусств.

Давно завоевав популярность в народной среде, курай в последней четверти ХХ века получил признание и на профессиональной сцене. Ведущие композиторы Башкортостана – М. Ахметов, Н. Даутов, И. Хисамутдинов сочетают в своих произведениях тембр этого народного инструмента с симфоническим, духовым, джазовым оркестрами. Кроме того, курай прочно вошел в состав духовой группы Национального оркестра народных инструментов, организованного в 1997 года. В современном профессиональном исполнительстве на курае можно выделить два направления: фольклорное и эстрадное. Первое представлено в обращении музыкантов к башкирским инструментальным наигрышам и протяжным народным песням (стиль озонкюй) в их первозданном виде. Во тором направлении образцы национального фольклора подвергаются эстрадной обработке, а также составляется попурри из известных народных мелодий или современных песенных шлягеров. В результате в одной инструментальной композиции возможно соединение черт разных музыкальных и национальных стилей.

Ежегодный праздник курая в башкирском городе Октябрьском объединяет вместе сотни профессиональных и самодеятельных исполнителей. В республиканских детских музыкальных школах растет число учащихся по классу курая.

Популярность курая в Башкортостане так велика, что на нем играет и «стар», и «млад». На заключительном концерте съезда кураистов в 2007 году самому молодому исполнителю было 6 лет, самому старшему 83 года. Ежегодно проводится Республиканский конкурс кураистов.

Среди современных кураистов имеются лауреаты и дипломаты Всемирных фольклорных фестивалей, Всероссийских конкурсов исполнителей на народных музыкальных инструментах, Республиканских конкурсов кураистов на призы имени Ю. Исянбаева, Г. Сулейманова, И. Дильмухаметова. Сегодня звучание курая в составе разных инструментальных ансамблей, а также в составе симфонического оркестра стало обычным явлением.

Памятник кураю

Существует в Баймаке гора по названию Тугажман.

С этой горой связано много легенд. Одна из легенд связана с именем Пешего Махмута. Она гласит так: «Однажды один человек по имени Махмут приходит пешком (у него не было коня) к батше и показывает перед ним великолепную игрну на курае. Батше очень понравилась игра Махмута. В благодарность он отдает ему своих лучших коней в упряжке и с почестями провожает домой.

Приехав на этих конях в свою деревню, Махмут взбирается высоко на гору и играет на курае перед своими сельчанами чудную мелодию. Эта гора и была горой Тугажман».

И вот на этой горе Байрамгулов Мидхат, бывший учитель, художник, не получивший специального образования, в настоящее время – директор музея, решил поставить памятник кураю.

Причиной создания такого памятника было то, что в этих краях родилось и выросло очень много видных музыкантов-кураистов, среди них – Гата Сулейманов.

Байрамгулов Мидхат очень много думал над тем, как создать такой памятник, не тратя на это много денег.

Прежде всего Байрамгулов установил на горе в вертикальном положении высокую металлическую трубу, предназначенную для электрической линии высокого напряжения. Сверху этой трубы он установил венец. На этом венце он сделал девятнадцать лепестков. Цифра девятнадцать имеет символическое значение. Как говорит Байрамгулов, из этих краев вышло девятнадцать видных кураистов. Это сэсэны Габит, Махмут – герои легенд, Биргали Ибрагимов, Буранбай Кутусов, Хамит Ахметов, Абайт, Галиастан Щамсетдинов, Гиният Ушанов, Сагадат Бараков, Мухамет Рахматуллин, Рахматулла Булаканов, Карим Дияров, Гата Сулейманов, Мухтар Баталов, Хабир Байтимиров, Адгам Искужин, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Самигулла Насыров. Но число кураистов может увеличиться, тогда будет увеличиваться и количество лепестков. По мнению мастера приделать лепестки – задача несложная, лишь бы росло число видных кураистов.

Цветок курая на гербе Республики Башкортостан – символ единства всех башкирских племён и родов.

Цветок курая раньше символизировал единение башкирских родов. Сегодня он стал национальной эмблемой, которая украсила Государственный флаг и герб республики, стал символом консолидации народов Башкортостана.

Может быть, в этом мудрость и величие духа народа - его создателя!

Новый государственный Герб Республики Башкортостан утвержден в 1993 году (положение о нем принято 12 октября 1993 г. ). Описание государственного Герба зафиксировано в Конституции Республики Башкортостан: «Государственный Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башкортостан».

В цветном изображении государственный Герб Республики Башкортостан представляет собой памятник Салавату Юлаеву и орнамент – золотистого, цветок курая – зеленого, восходящее солнце – светло-золотистого, лучи солнца – желтого, фон между памятником и орнаментом – белого, внутренняя и наружная окружности – темно золотистого цветов».

Заключение

Благодаря тому, что философия курая пропитана нравственными идеалами народа, такими, как любовь к Родине, честь и благородство и т. д. , он занимает достойное место в духовном мире башкир и обладает огромным воспитательным потенциалом. В народе бытует мнение, что тот, кто держит в руках курай, способен только на добрые поступки.

Мой курай, зазвени, заиграй

Всеми красками звонкого мира,

Все печали развей, мой курай,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!

Расскажи о разливах зари,

Расскажи о могучем Урале,

Степи в песне своей сотвори,

Чтобы кони по ним проскакали.

Чтобы реки неслись, второпях

На утесы, кидаясь с разбега!.

Расскажи о летовках в горах

И о поисках долгих ночлега.

Ты поведай мне, полон тепла,

О красавице в древнем уборе.

Сколько кружев башкирка сплела,

Чтоб забыть свое горькое горе!

Сколько ты пережил, перенес!

Стал ты старым, курай, как преданье.

Песнь твоя нам знакома до слез,

Это – ангела смерти рыданье!

Так звени же теперь над водой,

Над листвой, где разбрызганы росы,

Словно жаворонок молодой,

Жизнерадостный, звонкоголосый!

Пой, курай, чтобы свет красоты

Залил прошлого страшные тени,

Чтоб родились на камне цветы,

Украшая наш праздник весенний.

Пой, курай, от утра до утра

Гордо, звонко, заливисто, смело.

Наступила такая пора,

Что людская душа зазвенела!

(Ш. Бабич. Кураю)

Все вышеизложенное позволяет надеяться, что будущие поколения слушателей смогут наслаждаться звуками этого удивительного башкирского инструмента.

Мой курай, зазвени, заиграйРасскажи о разливах зари,

Всеми красками звонкого мира,Расскажи о могучем Урале,

Все печали развей, мой курай,Степи в песне своей сотвори,

Чтобы дрогнуло сердце башкира!Чтобы кони по ним проскакали.

Ш. Бабич «Кураю»

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)