Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литература и различия

Отличие западной и русской литературы

Русская литература весьма сильно отличается от западноевропейской. И отличается не идеологически и психологически, как представляют себе некоторые, а принципиально, качественно. Русская литература - литература тайн, и тайны литературы России - духовные, глубинные. Поэтому изучать ее намного сложнее, чем западную.

Нередко мы сталкиваемся с феноменом двойничества, рассматривая творчество различных писателей и поэтов. Исследование этого явления, на мой взгляд, помогает выявить и понять закономерности культурного сознания.

Феномен двойничества в художественной практике романтизма в большой мере обусловлен концепцией двоемирия – разделением мира на мир реальный, действительно существующий, и нереальный, фантастический мир, мир мечты, грез, существующий в сознании романтического героя. Именно принцип двоемирия и обуславливает обращение романтиков к проблеме двойничества как раскола человеческого сознания, раздвоения целостности личности, реализующегося в появлении двойников.

Если говорить о степени научной разработанности проблемы, то можно увидеть, что многие исследователи обращались к изучению феномена двойничества, но делали они это чаще всего в контексте творчества того или иного деятеля культуры.

Так, например, cуществует большое количество исследований теоретического обоснования феномена двойничества. К таким исследованиям относятся работы М. М. Бахтина, а также интересна в этом плане работа В. Л Махлина «К проблеме двойничества (прозаика и поэта)».

В. Л. Махлин рассматривает проблему двойника в двух аспектах: в антропологическом, культурологическом, с одной стороны, и художест-венной закрепленности в произведении – с другой. Опираясь на созданную М. М. Бахтиным² концепцию «Другого», В. Л. Махлин утверждает, что феноменологически и антропологически, двойник – это такой “другой”, который в то же время и я сам, и наоборот: это такое «я», которое само собой же не совпадает, сталкиваясь в какой-то момент с собой как «другим» вне себя. Двойник – это, как правило, узнаваемый образ себя самого, образ, который с собою никогда вполне не совпадает, как личина не совпадает с лицом.

Индустриализация, новые научные открытия, предчувствие социальных катастроф породили своего рода рубежное мировоззрение, для которого было характерно усложнение связей человека с реальным миром. Все это не могло не сказаться на изменении сознания и миропонимания человека данного периода. Он ощущает свою растерянность перед

потрясениями, перед огромным миром с его неустойчивым, нестабильным положением, и это обуславливает осознание человеком своей заброшенности, одиночества, вследствие чего происходит утрата внутренней целостности личности.

Феномен двойничества можно наблюдать в произведениях М. Ю. Лермонтова и М. А. Врубеля. Я попытаюсь рассмотреть этот феномен в их творчестве для раскрытия темы Демона. И цель моей работы – сравнить образы Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова и М. А. Врубеля. Моя главная задача – найти общее и различное у двух Демонов, а также проследить судьбу этого образа. Для этого я рассмотрю образ Демона в произведениях Лермонтова и Врубеля и сделаю общие выводы.

У Лермонтова он воплощается в образах демонических героев, которые характеризуются своей внутренней противоречивостью и моральными страданиями не только от внешних, но и от внутренних причин – от конфликта добра со злом в их собственных душах, при этом все демонические герои Лермонтова являются некой проекцией самого поэта, олицетворением его самосознания, его двойственной, мятежной души.

Он чужд любви и сожаленья

У Врубеля тема Демона, навеянная произведениями Лермонтова, становится одной из центральных в творчестве. Художник представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного и одинокого человека, сначала могучего, в расцвете сил, верящего, что он обретет на земле свое счастье. Позднее демон изображался Врубелем уже со сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных гор каменистой гряды, хотя по-прежнему гордым, непокоренным.

Откуда же вообще появился образ Демона в исскустве?

Демон – образ-символ - появился в европейской культуре из античной мифологии. Древние греки к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли способствовать или препятствовать человеку в исполнении его намерений.

Иногда греки называли демонами и олимпийских богов, выдающих себя за смертных, или появляющихся в непривычных, неузнаваемых ипостасях, скрывающих своё имя. Демон может насылать беду и дарить благо, чаще – неожиданно вызывать ту или иную мысль. С развитием религиозных воззрений в христианстве и иудаизме демон стал трактоваться уже не просто как злой дух, он стал персонифицировать тьму, обман и зло, и воспринимал

ся, соответственно, как бес, дьявол, сатана. На изменение толкования образа демона в христианстве оказала также влияние идея, высказанная в VII в. до н. э. иранским пророком Заратустрой: он объяснял недостатки человеческой натуры присутствием темного созидательного духа, который выбрал сторону зла и стал неотъемлемой частью материального мира. У Заратустры он назывался Ариманом, в исламской доктрине - Иблисом. В христианстве их аналогом стал Сатана, который, согласно библейской легенде, из ангела, посланного Богом удостовериться в совершенстве созданного им мира, обратился в падшего ангела, так как гордыня привела его на сторону зла и сделала врагом Бога.

Михаил Лермонтов и Михаил Врубель создали художественные образы исключительной силы, содержащие гордое противостояние Богу. Но у каждого из них получился «свой» демон. В лермонтовском «Демоне» голос героя сливается с голосом автора, пережившего «тоску, томившую его столько лет», в «Демоне» Врубеля - «иступленное томление» души, искавшей «небывалой весны».

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля с детства. Он мог цитировать наизусть многие его произведения. «В 1856 г. , когда в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М. Лермонтова, в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А. Врубеля родился сын - будущий художник М. Врубель, жизнь которого сложилась так, будто к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком».

Первое упоминание о Демоне мы можем найти в письме Врубеля своей старшей сестре от 2 февраля 1875 года. Он писал ей, что на сцене столичного оперного театра ставятся «Юдифь», «Тангейзер» и «Демон». Любопытно, что сам Врубель этих опер не слышал, он только лишь читал их либретто. Но уже зная поэму, Врубель нашел образ Демона близким себе по духу.

Существует версия, что непосредственным поводом для появления врубелевского Демона была киевская постановка в 1885 г. одноименной оперы А. Рубинштейна И. Прянишниковым. Именно тогда, после просмотра спектакля в Киеве, идея лермонтовского образа озарила тридцатилетнего Врубеля. Опера не могло оставить равнодушной тонкую, как у ребенка, душу художника, откликавшуюся на прекрасное - музыку, стихи, архитектуру. До этого, в университете и в Академии художеств, Врубель рисовал образы из многих произведений писателей: И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина. Но образ Демона Лермонтова наиболее точно отвечал его стремлениям в искусстве. «У Лермонтова «злой дух» - там, где он коварный искуситель и критик никчемности земной жизни, - может показаться по традиции общепринятых представлений отчасти сродни Мефистофелю, но в главной своей сути романтический герой поэмы совсем иной: в нем совсем нет мефистофелевского цинизма, он непомерно горд, одинок, жаждет

возвышенной любви, независимости, а потому несчастен и почти всегда печален. Именно трагический характер лермонтовского героя был близок Врубелю».

Первый этюд с изображением Демона, датированный 1885 г. , тоже был сделан в Киеве, на Андреевском спуске, где в одном из домов он снимал мастерскую. К сожалению, образ, который еще не вполне сложился в воображении художника, был расценен им как неудачный, а потому безжалостно уничтожен. В продолжение последующих четырех киевских лет «Демон» оставался для Врубеля программной темой. Он оживал в больших и малых скульптурах. Образ Демона был одним из трех сюжетов акварелей на темы стихов Лермонтова, которыми Врубель восхищался всю жизнь. Одна из этих работ - «Голова Демона» на фоне гор, известная сегодня по экспозиции Киевского русского музея, должна была стать заглавным листом к юбилейному изданию сочинений Лермонтова, к которому Врубель в 1891 г. создал серию великолепных иллюстраций. «Голова Демона» - глубокий и противоречивый в своей духовной сложности «портрет» трагического героя. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это сделал Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, путают с чертом и дьяволом, хотя черт по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол - «клеветник», в то время, как «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего и не находящего ответов ни на земле, ни на небе.

Возможно, Лермонтовский образ демона был навеян творчеством И. В. Гете, Дж. Байрона и А. Пушкина, которые трактовали его в соответствии с собственным индивидуально-субъективным пониманием и творческим воображением. Но несмотря на это, произведениям Лермонтова присущи черты яркой, неповторимой индивидуальности. Его знают и ценят во всем мире. В творчестве Лермонтова образ демона оригинален, в нем воплотилась идея несовершенства «мирового порядка», ведущего к трагическому одиночеству личности.

М. Лермонтов никогда не был в Киеве, но именно Киев стал городом, где образ «Демона» не только получил свое развитие, но и обрел новое воплощение в изобразительном искусстве и литературе. В киевских работах художника Михаила Врубеля герой лермонтовской поэмы обрел зримые пластические очертания.

По мнению П. К. Суздалева², «Лермонтов, как и романтики, стремится к возвышенному, величаво-прекрасному, но не находит этого в окружающей его жизни, действительности. Поэтому его творчество становится трагичным по своему существу».

Трагическое мироощущение поэта, его оторванность от реального, повседневного мира выражается в образе Демона, который, по словам

Демон в творчестве Лермонтова – это символический образ. По мнению многих исследователей творчества поэта, демонические черты проявляются во многих героях его произведений. Здесь можно привести в пример героя поэмы «Ангел смерти» (1831),которого Лермонтов заставил спуститься с неба на землю для того, чтобы понять, как ничтожны люди, как не умеют они ценить истинную красоту и любовь. Именно от соприкосновения со злым миром рождается зло в ангеле смерти. Разочаровавшись в людях, ангел смерти стал холоден и зол. Любовь сменилась ненавистью, сочувствие – презрением. Жизнь среди людей принесла ему лишь горечь разочарования и боль утраты, породив демоническое желание мстить за свои муки всему существующему.

Демон Лермонтова не находит себе места ни на небе, ни на Земле. Он пытается найти что-то родное и близкое себе, но все его попытки увенчаются неудачей. Он одинок, он не понят.

В одном из ранних стихотворений Лермонтова «Мой демон» создан романтический образ духа. Он очень противоречив, он жаждет «бури», но в то же время бездейственен

Собранье зол его стихия

Многие исследователи полагали, что «Демон сидящий» - прямая иллюстрация этого стихотворения. Но Врубель не мог не привнести чего-то своего в свою работу. Ее нельзя рассматривать как обычную иллюстрацию. Это картина гениального художника, в которой отчетливо можно прочувствовать восприятие Демона Врубелем. Но в то же время «Демон сидящий» тоскует, он омрачен злобой, жизнь для него кажется горькой.

Демон мрачен оттого, что «духовный взор его» видит «даль грядущую, закрытую перед нами». И в этой дали нет ничего утешительного, спасительного для него. Отсюда и бесконечная тоска, которая так чувствуется, когда вглядишься в его глаза.

Демонические герои Лермонтова, отвечая злом на зло, противопоставляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время высокие герои. Поэтому у всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью – любовь.

Но самое важное в образе Демона, пронизывающее все творчество

Лермонтова, – это то, что он неотделим от самого поэта. Демон неразрывно существует с поэтом. Он всегда рядом. Он как бы повторяет судьбу самого

Лермонтова. Поэт всегда искал во всем мире что-то чудесное, прекрасное, забывая о земном, он как бы был оторван от реального мира. Но то общество, среди которого жил поэт, не понимало его, смеялось над ним. Однако он не сдается. В нем постепенно растет протест и жажда борьбы.

Протест против несправедливости, жажда любви и свободы приводят его к мысли о своей миссии пророка.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой

Лермонтов сам заявляет о том, что он занимает промежуточное положение в мире, отождествляя себя с Демоном, и ему соответствует трагическая обреченность бунтаря-одиночки. Исследователи давно установили, что «зло Лермонтова – это протест против пошлости и дес-потизма, бунтарские настроения против существовавшего порядка вещей, -они порождены отрицанием земного зла во имя высоких стремлений»².

Средоточием демонической темы в творчестве Лермонтова является поэма «Демон», над которой он работал около десяти лет. Сюжет поэмы дал возможность Лермонтову раскрыть своего Демона – богоборца, пророка в кульминационный момент его страсти и надежды на блаженство вечной любви и показать его как бы в историческом развитии деятельности, мышления, отношения к мирозданию, словом, обрисовать его характер. В философском содержании этот образ несет выражение мыслей и чувств самого поэта, его бунтующей натуры, его этических и политических взглядов – всего романтического мироощущения.

В трактовке Демона есть некоторая двойственность: с одной стороны, перед нами художественный образ – символ философско–нравственных и политических взглядов, настроений самого Лермонтова, а с другой – образ антихриста в его евангелическом и житейском понимании – злой дух, для которого любовь не есть путь ангельского возрождения, а лишь «умысел жестокий» растления чистой души. Эта двойственность – результат несовместимости философской обобщенности образа героя – сверхчеловека, бунтаря, мыслителя и его одновременного сходства с персонажем христианской демонологии, результат противоречивости философской и художественной, отражающей противоречия мировосприятия самого поэта. Смягчение бунтарского отрицания неба и земли в образах Демона и Тамары свидетельствует о собственном раздвоении Лермонтова, о его неуверенности.

Главным же мотивом поведения Демона в поэме является искренняя любовь, давшая ему надежду на возрождение, и вместе с тем, вопреки

уверенности в искренности и добрых намерениях своего героя, автор местами возбуждает сомнение, говоря: «умысел жестокий», «увы, злой дух торжествовал!»

Образ Демона в поэме Лермонтова является крайне противоречивым.

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!

Демон в поэме Лермонтова – это не ангел, не дьявол, «ни мрак, ни свет», Демон является поэту так же, как и его Тамаре, «с глазами полными печали, и чуждой нежностью речей». Неприкаянность, внутренняя раздвоенность Демона порождают его нравственные мучения, которые гораздо тягостнее земных мучений.

Что люди? Что их жизнь и труд?

Они прошли, они пройдут

Моя ж печаль бессменно тут,

И ей конца, как мне, не будет²

Главный мотив всей поэмы – «грусть, тоска, разочарование» – об этом писал сам Лермонтов в посвящении «Демона» Лопухиной, где он определял поэму, как простое выражение «тоски, мой бедный ум томившей столько лет».

Образ Демона в творчестве Лермонтова соединяет в себе два противоположных начала, поэтому душа его разрывается, он не может найти себе успокоения.

К этой поэме Лермонтова Врубель сделал немалое количество иллюстраций. Но, пожалуй, самая известная из них – это «Тамара и Демон». Тамара у Врубеля жаждет любви, ее натура необыкновенно страстна. Не знаю, осознавал ли художник разницу Тамар у себя и у Лермонтова. Но он понимал противоречивость вариантов поэмы, колебания и непоследовательность поэта в развитии характера Тамары, в котором то усиливалось бунтарское начало, затаенные демонические черты, сближавшие героиню с Демоном, жажда неизвестного и страстность души, то преобладали ангельская чистота, боязнь совращения, греха, жертвенность.

Образ Тамары был так или иначе связан с личной жизнью художника, с тем, что он назвал своим мучением. «Мучаюсь и работой, мучаюсь и порывами к кубку жизни»,- писал он сестре в 1891 году.

Нелегко пришлось Врубелю, стремившемуся сделать образ Тамары и Демона зримыми. Живописные произведения Врубеля «Демон сидящий», «Летящий демон», «Демон поверженный» демонстрируют эволюцию образа Демона в творчестве мастера. Развитие этого образа прошло в соответствии с изменениями в философских взглядов Врубеля, на которые повлияли идеи Шопенгауэра и Ницше. Образ Демона становится все трагичнее. Поэт не находит выхода из темного тоннеля. В «Демоне сидящем» можно увидеть юный, нерастраченный жар, человечность и романтичность. Он

спокойно сидит и о чем-то думает О чем же он думает? Кто знает

Может, о грядущем, а может, просто ему захотелось немного покоя. Демон изображен на пылающем огненными красками фоне. Художник, словно осенние листья, рассыпал яркие мазки вокруг него. А он спокоен. « В этом странно-прекрасном волшебном саду, в озарении то ли земных, то ли космических лучей юный гигант, как у Лермонтова, похож «на вечер ясный: ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!. ».

На полотне выражена трагедия благородной личности, отрицающей зло, но бессильной ему противиться. Если обратиться к Лермонтову, то его Демон, скорее, порождение зла, а не его создатель, и Врубель хорошо понял эту идею. Картина выстроена на цветовых контрастах, олицетворяющих добро и зло. В ней выражены борьба света и тьмы. Герой Врубеля по-микеланд -желовски мощный, сильный. Он печально созерцает то, что ему чуждо, бессильно обхватив колени руками. Художник сознательно выбрал узкий формат холста, поэтому Демону «тесно», он как бы скован. Его мощь сжата, укрощена, в жесте рук и рисунке мускулов ощущаются усталость и бессилие. При этом Врубель подчеркнул, что герой полотна - его идеал прекрасного человека. Граненые кристаллы, составляющие полотно, заставляют сверкать одеяние Демона голубыми и синими красками. За фигурой мерцает причудливый пейзаж. Картина наполнена «мозаичными» золотистыми, красными, лилово-синими объемными, гармоничными пятнами. Значительность героя соответствует выбранному художником средству выражения, подчеркивающему символику работы. В Демоне также имеется очевидный, демонический налет красивости. Образ Демона символизирует всю сложность реального, «мозаичного» мира, страх за современного человека, в надежде, что он в поисках найдет выход. Грусть и почти граничащая с депрессией скорбь в сочетании с просветами надежды - вот тема творчества Врубеля.

Его Демон хочет взлететь. И он взлетает в картине «Летящий демон» Демон парит над землей, над горами – «Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял».

Врубель считал, что «Летящий демон» слишком однопланов, в нем иллюстрировано лишь одно застывшее мгновение поэмы. Даже для книги, по мнению художника, рисунок слишком иллюстративен, но издатели выбрали именно его.

Врубель начал новые поиски решения образа Демона. Появляются различные карандашные рисунки, но он искал нечто большее. И вот наконец он нашел то, что так долго и усердно пытался найти. В картине он расширил пространство для Демона, на его диадеме он «зажег» отблески от солнца, в бессильную руку вложил павлиньи перья из своих поврежденных крыльев. Лицо его болезненно, измучено и мучительно. А вокруг него – золотые павлиньи перья, окружающие его, словно посмертный венок.

Образ врубелевского Демона определяет исключительное обаяние сосредоточенной духовности, высокий строй души. Демон Врубеля прекрасен в своей одухотворенности и трогательно человечен в слабости. При внимательном изучении его лица возникает впечатление не поражения, а какого-то каприза, как если бы пребывание Демона в этом горном пространстве было результатом его собственной воли. Кажется, что «Демон поверженный» - это изображение души. Крылья Демона в этой ситуации приобретают значение образа-намека, признака исключительности.

Какую же душу, душу какого человека мог Врубель считать крылатой, исключительной? Отец художника, А. М. Врубель, в письме к дочери А. А. Врубель от 9 августа 1888 г. сообщает о сыне: « В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение о себе - как о художнике, творце и вследствие этого- не допускал никакой мерки, никакого сравнения его- художника с людьми обыкновенными»¹. Если вспомнить утверждение Врубеля, что отнять у человека возможность эстетического наслаждения - это лучшую частицу жизни у человека украсть, то станет ясно, что «Демон поверженный» символически олицетворяет Душу художника, в широком смысле слова.

Но этим содержание картины не исчерпывается. Как известно, из всех мнений о своем произведении Врубель находил наиболее верным истолкование образа М. Судковским: «Демон» Врубеля- это гений человечества, поверженный серостью обыденной жизни; Но поверженный, он остается могуч и верен своим мечтам».

Наконец, изображение хрупкой полуобнаженной мужской фигуры с поднятой грудной клеткой и вытянутыми ногами напоминает иконографию распятого Христа. Расположение головы Демона под прямым углом к корпусу вызывает в памяти эскиз Врубеля для росписи Владимирского собора в Киеве «Надгробный плач» (1887), в котором голова Христа так же образует прямой угол с корпусом, ориентированным слева направо, как и тело Демона. Это совершенно очевидный намек на самого Врубеля, не пережитую им трагедию в связи с неосуществленной росписью Владимирского собора. Диадема Демона напоминает венок из золотых листьев; отсюда ассоциация: «венок» — «венец» — «терновый венец», - спровоцированная аллюзией иконографии Христа и хрестома- тийным лермонтовским тропом «венец терновый, увитый лаврами».

Таков «Демон» Врубеля. Публика не приняла его, а только лишь раскритиковала. Сегодня кажется дикостью тот факт, что не поняли не только идею «Демона», но и неординарную художественную манеру Врубеля, которую можно сравнить с техникой Лермонтова, которую В. Белинский охарактеризовал, как «алмазную крепость стиха».

Содержание картины «Демон поверженный» до сих пор остается загадкой. Основная причина этого видится в традиционном восприятии

И гордый демон не отстанет

Демон, как дух зла, должен быть отрицательным персонажем. Но он вызывает у нас чувство жалости и сострадания.

И Лермонтов, и Врубель наделили своих героев человеческими чертами. А ведь каждому человеку знакомо чувство одиночества, у всех есть потребность в любви. Поэтому Демон нам близок и понятен. Человек всегда готов жертвовать собой ради любимого. Так любит Тамара.

Ценой жестокой искупила

Она сомнения свои

Она страдала и любила –

И рай открылся для любви!

Но так, как она, не способен любить Демон. И это слишком хорошо понятно.

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви

Для обоих - и Лермонтова, и Врубеля - «Демон» стал художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений. Их приверженность к образу Демона предопределялась сходством исторической обстановки, условий жизни, характеров, наконец, происхождения - Лермонтов ощущал шотландскую, Врубель - польскую наследственность. В детстве оба искали чудесного, необычного, сказочного. В отрочестве тот и другой смогли ощутить широту мира - Лермонтов, благодаря поездкам с Урала в Москву и на Кавказ, Врубель - в связи с переездами семьи из Сибири - в Поволжье, а затем в Петербург и Одессу. В университетах оба получили блестящее образование с глубоким знанием немецкой философии, древней истории, классической литературы. Они оба чувствовали свою избранность, свое призвание сказать что-то новое. Произведения поэта и художника взрывали устои сложившихся эстетических представлений и «хороших манер» в искусстве.

Главное духовное родство Врубеля с Лермонтовым – в стремлении обоих к возвышенному, величаво-прекрасному, героическому. Ни поэт, ни художник не находили этого в окружавшей их жизни, и потому их творчество стало

трагическим по своему существу.

Печальный Демон, дух изгнанья

Демон в творчестве М. А. Врубеля в большинстве случаев трактуется как дух зла, скорби, гордого одиночества и т. д. Творчество в целом и каждый период в отдельности выявляет художественный метод живописца, его мировоззрение, отношение к музыке и театру, раскрывается во взаимодействии с творчеством М. Ю. Лермонтова, рисует портрет Врубеля как личности.

Многие исследователи уделяют особенное внимание стилю М. А. Врубеля, художественным особенностям, философскому контексту творчества, также глубоко анализируют зарождение демонической темы в киевском периоде, проводя параллель между Христом и Демоном Врубеля.

Один из аспектов темы человека-бога - проблема выбора, поиск своего пути через антитезу богоугодной и богопослушной жизни и отступления, богоборчества, приоритета общей цели и стремлений и личной воли и собственных интересов. Важнейший мировоззренческий вопрос - поиск истины и точки опоры внутри человека и вокруг него - рассматривается в современной культуре через переоценку моральных установок, нравственных ценностей, диалектику божественного и человеческого, божественного и демонического, добра и зла. Особый интерес для изучения темы человека-бога представляет творчество великого русского живописца Михаила Александровича Врубеля и великого русского поэта Лермонтова.

Проблема человека-бога в творчестве М. А. Врубеля специально не ставилась, не изучалась. В основном, все сводится к равнозначности противоположных начал - Бога и Демона.

Для творчества Врубеля тема человека-бога, на мой взгляд, является одной из ключевых. Чтобы определить его понимание и проанализировать цикл Демонианы, сначала рассматриваются традиции воплощения образа Демона в священных и художественных текстах, рассматривается иконография этого образа. Далее прослеживается его развитие в творчестве самого Врубеля.

Демон в творчестве Лермонтова занимал главенствующее место многие годы.

Мой юный ум, бывало, возмущал

Могучий образ; меж иных видений,

Как царь, немой и гордый, он сиял

Такой волшебно сладкой красотой

Что было страшно и душа тоскою

М. Ю. Лермонтов. «Собрание сочинений в четырех томах», Ленинград «Наука», 1979г. , поэма «Демон».

Сжималась – и этот дикий бред

Преследовал мой разум много лет. ¹

Лермонтов смог расстаться с этим образом, найдя ему замену в реальном образе прозы, в характере своего современника Печорина; он даже мог иронически проститься с «этим диким бредом» в «Сказке для детей».

Но я, расставшись с прочими мечтами,

И от него отделался – стихами!²

С Врубелем все было иначе. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачал ее трагический закат. Румяный луч заката, излюбленный и Лермонтовым в его поэме, Врубель превратил в основу колористических симфоний многих своих картин как живописно-образный символ для выражения обуревавших его чувств. Живописные симфонии Врубеля воспринимаются теперь символом предреволюционной эпохи, красочной гармонией зари нового восхода солнца.

Вне всякого сомнения, тема «Демона» стала одной из главных в творчестве и Лермонтова, и Врубеля. Образы, созданные этими двумя гениями, необычайно сильны и особенны.

Сравнивая двух «Демонов», можно сказать, что их объединяет непонятость в обществе, стремление «вырваться» из рамок этого общества и «взлететь» над землей. Во всех произведениях Лермонтова и картинах Врубеля их герой несчастен. Он находится где-то между небом и землей. Он ищет свой путь и не может найти его. Демон – порождение зла, а не его создатель, эта мысль ярко отражается в произведениях и Лермонтова и Врубеля. Но вместе с тем, «Демон» прекрасен. Он олицетворяет собой идеал для Врубеля, но не для Лермонтова.

Отлична и судьба «Демонов». Лермонтовский герой перерождается, но уже в образе человека, а врубелевский погибает, так и не найдя своего места в мире.

Так кто же он, «Демон» Врубеля и Лермонтова? У Врубеля - это прекрасный, одинокий человек, который верит, что найдет свое место в жизни, но позднее разочаровавшийся, сломленный, но все так же непокоренный. У Лермонтова – это герой, соединяющий в себе два противоположных начала, мятущийся между двумя стихиями, и не находящий себе места.

Образ «Демона» у каждого свой: для кого-то он олицетворяет злое, дьявольское начало, а для кого-то – вечно странствующего человека, не нашедшего свое место. Существует такое мнение, что человек, который не обрел покоя, не успокоился или же ушел из жизни слишком рано не по своей воле, застревает как бы между двумя мирами. Он пытается «достучаться» до живущих людей, но они его не слышат. А просто уйти он не может, он хочет,

чтобы виновные в его гибели понесли заслуженное наказание. Наверное, такой человек олицетворяет Демона для меня.

Раньше демоном люди называли злой дух, но сейчас слово «демон» стало многозначным, приобрело новые значения. Для меня Демон соединяет одновременно и два противоположных начала, и в то же время он горд, непоколебим и непобежден. Он как бы «зажат» в тиски, окружающее давит на него, как на картинах Врубеля. Но мне все же кажется, что когда-нибудь Демон разорвет все сдерживающие его оковы и вырвется на свободу. А пока же он мечется в поисках предначертанного пути.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья оттого.

У Лермонтова он воплощается в образах демонических героев, которые характеризуются своей внутренней противоречивостью и моральными страданиями.

Он чужд любви и сожаленья

У Врубеля тема демона, навеянная произведениями Лермонтова, становится одной из центральных в творчестве. Художник представлял себе этого злобного духа небес как прекрасного и одинокого человека, сначала могучего, в расцвете сил, верящего, что он обретет на земле свое счастье. Позднее демон изображался Врубелем уже со сломленной верой, с разбитым телом, распростертым среди холодных гор каменистой гряды, хотя по-прежнему гордым, непокоренным.

Откуда же вообще появился образ Демона в исскустве?

Демон – образ-символ - появился в европейской культуре из античной мифологии. Древние греки к демонам относили всякое божество. Особое место среди них занимали духи-хранители, которые, согласно давним поверьям, обладали противоречивыми характерами, сочетавшими положительные и жестокие, разрушительные черты, из-за чего могли способствовать или препятствовать человеку в исполнении его намерений.

Лермонтов был любимым поэтом Врубеля с детства. Он мог цитировать наизусть многие его произведения. Первое упоминание о «Демоне» мы можем найти в письме Врубеля своей старшей сестре от 2 февраля 1875 года. Существует версия, что непосредственным поводом для появления врубелевского Демона была киевская постановка в 1885 г. одноименной оперы А. Рубинштейна И. Прянишниковым.

Первый этюд с изображением Демона, датированный 1885 г. , тоже был сделан в Киеве, на Андреевском спуске, где в одном из домов он снимал мастерскую. К сожалению, он был безжалостно уничтожен. Но тем не менее, образ Демона был одним из трех сюжетов акварелей на темы стихов Лермонтова, которыми Врубель восхищался всю жизнь. Одна из этих работ - «Голова Демона» - глубокий и противоречивый в своей духовной сложности «портрет» трагического героя. Никто из иллюстраторов Лермонтова ни до, ни после Врубеля не подошел к его творческому и философскому миросозерцанию так близко, как это сделал Врубель. В иллюстрациях к поэме «Демон» он стремился в первую очередь раскрыть лермонтовский образ, но лермонтовского героя он видел по-своему. Врубель считал, что «Демона» Лермонтова не понимают, путают с чертом и дьяволом, хотя черт по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол - «клеветник», в то время, как «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего и не находящего ответов ни на земле, ни на небе.

Демон в творчестве Лермонтова – это символический образ. По мнению многих исследователей творчества поэта, демонические черты проявляются во многих героях его произведений. Здесь можно привести в пример героя поэмы «Ангел смерти» (1831), которого Лермонтов заставил спуститься с неба на землю для того, чтобы понять, как ничтожны люди, как не умеют они ценить истинную красоту и любовь.

Демонические герои Лермонтова, отвечая злом на зло, противопостав-ляют себя всему миру и становятся активными врагами человечества. Это носители злого, разрушительного начала и в то же время высокие герои. Поэтому у всех демонических героев Лермонтова за отрицанием всегда стоит утверждение, за ненавистью – любовь.

Но самое важное в образе Демона, пронизывающем все творчество

Лермонтова, – это то, что он неотделим от самого поэта.

Как демон мой, я зла избранник,

Как демон, с гордою душой,

Я меж людей беспечный странник,

Для мира и небес чужой

Лермонтов сам заявляет о том, что он занимает промежуточное положение в мире, отождествляя себя с Демоном, и ему соответствует трагическая обреченность бунтаря-одиночки.

Средоточием демонической темы в творчестве Лермонтова является поэма «Демон». Сюжет поэмы дал возможность Лермонтову раскрыть своего Демона – богоборца, пророка в кульминационный момент его страсти и надежды на блаженство вечной любви и показать его как бы в историческом развитии деятельности, мышления, отношения к мирозданию, словом, обрисовать его характер.

К поэме Лермонтова Врубель сделал немалое количество иллюстраций. Но, пожалуй, самая известная из них – это «Тамара и Демон». Тамара у Врубеля жаждет любви, ее натура необыкновенно страстна. Образ Тамары был так или иначе связан с личной жизнью художника, с тем, что он назвал своим мучением.

Живописные произведения Врубеля «Демон сидящий», «Летящий демон», «Демон поверженный» демонстрируют эволюцию образа Демона в творчестве мастера. Развитие этого образа прошло в соответствии с изменениями в философских взглядов Врубеля, на которые повлияли идеи Шопенгауэра и Ницше.

Картина «Демон сидящий» выстроена на цветовых контрастах, олицетворяющих добро и зло. В ней выражены борьба света и тьмы. Художник сознательно выбрал узкий формат холста, поэтому Демону «тесно», он как бы скован.

Грусть и почти граничащая с депрессией скорбь в сочетании с просветами надежды - вот тема творчества Врубеля. Демон художника хочет взлететь, и ему это удается на картине «Летящий демон».

Образ врубелевского Демона определяет исключительное обаяние сосредоточенной духовности, высокий строй души. Демон Врубеля прекрасен в своей одухотворенности и трогательно человечен в слабости. Даже на картине «Демон поверженный» герой остается могуч и верен своим мечтам.

И Лермонтов, и Врубель наделили своих героев человеческими чертами.

Для обоих - и Лермонтова, Врубеля - «Демон» стал художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений. Их приверженность к образу Демона предопределялась сходством исторической обстановки, условий жизни, характеров, наконец, происхождения - Лермонтов ощущал шотландскую, Врубель - польскую наследственность. В детстве оба искали чудесного, необычного, сказочного. В отрочестве тот и другой смогли ощутить широту мира - Лермонтов, благодаря поездкам с Урала в Москву и на Кавказ, Врубель - в связи с переездами семьи из Сибири - в Поволжье, а затем в Петербург и Одессу. В университетах оба получили блестящее образование с глубоким знанием немецкой философии, древней истории, классической литературы. Они оба чувствовали свою избранность, свое призвание сказать что-то новое. Произведения поэта и художника взрывали устои сложившихся эстетических представлений и «хороших манер» в искусстве.

Но Лермонтов смог расстаться с этим образом, найдя ему замену в реальном образе прозы, в характере своего современника Печорина; он даже мог иронически проститься с «этим диким бредом» в «Сказке для детей».

С Врубелем все было иначе. Демон оказался слишком мощным и роковым для художника образом: он встал перед ним в начале творческого пути, преследовал всю остальную жизнь и омрачал ее трагический закат.

Сравнивая двух «Демонов», можно сказать, что их объединяет непонятость в обществе, стремление «вырваться» из рамок этого общества и «взлететь» над землей. Во всех произведениях Лермонтова и картинах Врубеля их герой несчастен. Он находится где-то между небом и землей. Он ищет свой путь и не может найти его. Демон – порождение зла, а не его создатель, эта мысль ярко отражается в произведениях и Лермонтова и Врубеля. Но вместе с тем, «Демон» прекрасен. Он олицетворяет собой идеал для Врубеля, но не для Лермонтова.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)