Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Летопись родного края

«Любовь к одному краю, знание его истории-основа на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества»

(Лихачёв Д. С. )

Сохранение и знание истоков своего рода, истории своего края, деревни необходимо для нас, для будущего поколения. Эту задачу постепенно осуществляет наш лицей, где работает краеведческий музей и кружок «Научное краеведение». Поэтому интерес к истории родного края значительно возрос среди учащихся.

Но нам не всегда интересно, что интересно взрослому. Нам ценна та информация, которую можно воспринимать не только глазами, а пропустить информацию через историю своей семьи, через ещё сохранившиеся материальной культуры.

Цель данной работы - показать историю деревни, где я родилась, выросла, учусь и живу.

Через два года моей родной деревне исполняется 380 лет. За это время деревне пришлось много пережить. В ее памяти много исторических событий и перемен. Но несмотря ни на что она живет, существует. Она мне дорога. Поэтому мне хотелось восстановить, хотя бы частично, трехвековую историю моей деревни.

Для того чтобы узнать историю деревни, мне пришлось: во-первых, искать старожилов и записывать их рассказы; во-вторых, связываться с архивами городов Ижевск, Кирова и Центральным государственным архивом РТ. Получали также архивные справки из районного архива. К сожалению, документов не так уж много. Вся надежда была на старожилов и на районный архив.

Ещё мне помог местный краевед, учитель истории на пенсии Фаррахов Заки Фаррахович.

История возникновения деревни Кичкетан

Возникновение деревни Кичкетан относится к 16 веку. Люди расселялись в основном на берегу реки Варзинка. Свое начало река берет из деревни Варзи Баш, которая расположена в 45 километрах от деревни Кичкетан. Деревня Варзи Баш теперь относится к Алнашскому району Удмуртской Республики.

Сначала деревня была окружена густым, дремучим лесом, где в основном росли сосна и ель. Река Варзинка, протекая через лес, попадала в реку Иж. На своем пути она образовывала болота. Люди, которые выбирали эти места для своего поселения, вынуждены были осушать эти болота. По рассказам старожилов, я узнала, что место, где первоначально появилось поселение, называлась Заячье болото. Названия болот происходят от имени людей, которые осушали эти места. Например: «Коры Баржи» («Сухие Варзи»), «Гали сазы» («БолотоГали»).

Река Варзинка постепенно меняла свое русло и отдалялась от места населения Кичкетан. Жители вынуждены были переселяться выше, ближе Святому ключу. На этих местах до этого жили удмуртские племена. Так как эти места были окружены дремучими лесами, удмурты занимались охотой, бортничеством. Здесь было много диких коз. Удмурты, видимо, охотились на них. Поэтому название деревни происходит от слов Кеч котум, т. е. «поймай козла». А переселившиеся в эти места жители ассимилировали это название, и появилось название Кичкутан. В 1970 году название Кичкутан поменялось на Кичке Тан (Вечерняя Заря).

Постепенно удмурты оставляли эти места и, переселившись, образовали новую деревню Ляли, что в Алнашском районе Удмуртии.

Дата основания деревни удмуртами точно не известна. А татары сюда переселились в 17 веке, точнее, в 1629 году. Эта дата указана в архивных документах. Водном из документов указано, что в 1629 году царем Алексеем Михайловичем была дана грамота на имя жителя деревни Кичкутан сыну Шубака Бачеку. Происхождение деревни объясняется по-разному. Например, доктор филологических наук, профессор КГУ Фирдавес Гарипова пишет, что слово Кичкутан образовано из двух слов: первая «Кечик» (малая) а другая «котан», название одного из кыпчакских племен. А ученый- языковед Аниса Шарафутдинова объясняет, что это слово взята из персидского языка «Кичиктан», что означает одинокий дом, могильник, Отдельное хозяйство. Удмуртские ученые объясняют по-своему. Они считают, что это название образовано от слов «кеч» (заяц) и «кутон» (поймать). То есть означает место охоты на зайца. А у древних тюрков это слово означает место загона скота. Ну а если делать общие выводы, то каждое из этих объяснений по-своему соответствует истине.

Меня интересовал вопрос – откуда пришли татары в Кичкетан? К какому диалекту, этническому типу относятся жители этой деревни? Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть историю татарского народа, особенно 15-16 века. Мы знаем, до 1991года история татарского народа освещалась не совсем правильно. Особенно в школьных учебниках. Здесь они упоминаются как завоеватели, как «эксплуататоры», как злая нация.

Как мы знаем, с 1540 по 1552 годы Иван Грозный организует несколько походов на Казанское ханство. Первые походы были безуспешны. А в 2 октября 1552 году 150000 войско завоевывает Казань. После взятия Казани началась расправа с местными жителями. «В полон имати жен и детей малые, а ратных избивати всех». «Сечаху мужей и жен нещадно нечестивых мужей и жен». В городе начинается пожар. Город Казань был завален трупами. Чтобы Иван Грозный мог торжественно войти в Кремль, войска 3 дня очищали путь от ворот Нурали до ханского сарая, собирая трупы.

М. Г. Худяков, изучавший историю Казанского ханства, пишет: «Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такой колоссальной бойней человеческих жертв закончился «крестовый поход» христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий Игоря, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал за собой гибель материального состояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно – бытовых ценностей, которые теперь были безжалостно извлечены из укромных уголков, где они бережно сохранялись, без сожаления были изломаны, изуродованы, потеряны, уничтожены. Тысячи драгоценностей, ювелирных украшений, тканей, произведений высокого мастерства и искусства безвозвратно погибли. Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва ли мог оправиться. Громадный город сделался жертвою солдатского грабежа». Выше изложенное не нуждается в комментариях. Оставшиеся в живых жители Казанского ханства вынуждены были покинуть свои родные места. Они убегали на Урал, в Сибирь. Люди, которые обосновались на территории Кичкетан, являются беженцами Казанского ханства. Основанием для такого утверждения является разговорная речь, диалект, обычаи и образ жизни, так как они очень похожи на образ жизни казанских татар. Утверждение, что люди, обосновавшиеся в Кичкетане, приехали из Севера, из Глазова, что в Удмуртии, неправильно. Потому что у них совсем другой диалект, не похожий на диалект местных жителей.

Надо сказать, что территория Казанского ханства составляла 300 тысяч кв. км. , то есть по своей территории оно было больше территорий Франции или Польши. Население составляло 2,5 млн. человек. Татары составляли около 1млн. человек. Это татары, живущие в ханстве. Большая часть из них погибла в 1552 году. Кроме этого, надо учитывать и тех, кто был увезен в Россию и насильственно крещен, шла безжалостная русификация. Все это влияло на количественное сокращение татар. Даже через 170 лет, в1719 году татары составляли всего261 тысяч человек.

Во многих источниках история Казанского ханства, до присоединения к русскому государству, ее экономика, культура и политика, даются искаженно. У татарского народа издавна процветало образование, культура. Многие получали образование в Бухаре, Самарканде. В Биляре и Булгарах были учебные заведения. Болгарское государство славилась своими ювелирными мастерами, мастерами строительного дела. Земли Болгарского, а после Казанского ханства были очень плодородными, поэтому Великие Болгары во время засухи обеспечивали Русь хлебом, зачищая тем самым русский народ от голодной смерти. Великие болгары дали человечеству великого ученого, писателя, религиозного деятеля Кул Гали. Когда Русь была раздроблена, Великие Болгары отличались своим единством, мощной обороной, сильными воинами, которые противостояли и отстояли свои владения от нашествия монгольского хана Субудэя в 1229-1232 годах. Таким образом, люди Кичкетана являются прямыми потомками Казанских татар. Не зная историю Казанского ханства, мы не знали бы историю происхождения населения Кичкетана.

Население и его основные занятия

Известно, что в начале основания в деревне народу было мало. В архивных документах указывается, что в момент образования в деревне было 16 человек, т. е. 3 семьи. Это было примерно 1626 год. Изучая копии архивных документов, полученных в городе Ижевске, я узнала, что сюда поселился Бачек сын Шубака, который получил грамоту от Алексея Михайловича на право владения этой землей. Это было 1629год. Когда удмуртские племена стали переселяться в другие места, Бачек и другие поселенцы стали заселять места близ «Святого ключа», который в свое время образовал 2 озера. Вода «Святого ключа» считается целебной. И сегодня люди берут воду из этого ключа. Сегодня ключ является самым красивым местом в деревне.

Основным занятием было земледелие. Эти земли славились своим плодородием. Жители деревни сначала занимались подсечным земледелием, таким образом, увеличивали посевные площади. В начале 18 веке посевные земли растянулись до 3 км от деревни. Земельные участки назывались именами корчевателей. Выкорчевыванные земли составляли не менее 10 га на каждого. В отличие от других деревень Кичкетан был обнесен заборами.

Выращивали рожь и пшеницу. К концу 18 века начали выращивать лен и коноплю. Из конопли ткали рогожу, шили мешки и торговали ими на рынке. Близлежащая ярмарка была в Мензелинске. Туда везли на продажу все: хлеб, деготь, самотканые материалы, канаты, льняное масло. В Кичкетане женщины славились льноткачеством. Из таких тканей шили одежду для всей семьи. Ткань изготовляли и для продажи. Ткани Кичкетанских ткачих отличались тонкостью, красотой и разнообразием геометрических узоров. До сегодняшнего дня сохранились образы таких тканей.

Другое важное занятие- скотоводство. У жителей Кичкетан было много овец и коз. Каждое хозяйство держало корову. Излишки продуктов животноводства продавали и приобретали необходимый инвентарь для хозяйства. Жители деревни Кичкетан были свободными крестьянами. Поэтому хозяйства были более развитые, чем в соседних деревнях, так как деревни - Балтачево, Шаршада принадлежали помещику Халитову.

Частично занимались бортничеством, но к середине 18 века лес отдалялся, так как рубка лесов привело к уменьшению и уничтожению диких пчел. Таким образом, с экономической точки зрения здесь жизнь была более благополучно. До революции в деревне были два магазина. Один из них принадлежал Гилязову Исламгараю. У него был двухэтажный дом. На нижнем этаже он открыл магазин. Торговал хлебом, конфетами, сахаром, керосином, красками и ситцем. Товары привозил из Елабуги, покупая в магазинах Стахеева. Второй магазин был в доме Даутова Хазия. Собирал от населения яйца, мясо, масло, конопляное масло, лен и зерно. Отвозил их в Елабугу, продавал в магазинах Стахеева и на вырученные деньги приобретал товар. Третий магазин был у Даутова Хузяхрара. В этом магазине продавались хозяйственные товары, такие как стекло, конские сбруи, колеса для телег, телеги, лопаты, вилы, грабли и многое другое.

Балтачевский помещик Халитов держал только породистых лошадей, например, Орловской породы, коров Холмогорской породы, овец Чиркезской, а свиней – белой английской породы. Поэтому жители деревни старались приобрести породистый скот, Лошадей приобретали в Симбирске, коров и овец на Мензилинской ярмарке.

До революции и после революции 1917 года основным занятием оставалось земледелие и животноводство. Земли разделялись на три поля, для осенних культур (рожь), яровых (пшеница) и под пар, т. е отдыхающее поле. Кроме пшеницы и ржи сеяли овес, горох, просо и ячмень. Наиболее урожайным была рожь. После революции начинается голод. В эти годы умирало много людей. Начинается борьба за жизнь людей. Под руководством активиста Гилязова Гарая организуется общественные столовые, из разных мест добывается продукция. Американские пайки разделялись поровну, (в 1921 году Америка помогла продукцией голодающей России. ) Таким образом, многие бедные семьи удалось сохранить.

В 1929-30 годы в стране начинается коллективизация. Проводится раскулачивание. Это сильно подорвало основы сельского хозяйства. Организация колхоза шла с трудом, Крестьяне не хотели расставаться со своей землей, инвентарем, лошадьми, коровами. Но все-таки 12 апреля 1930 года организуется колхоз «Красный октябрь» («Кызыл октябрь») Кичкетанского сельского совета. Колхоз разделили на 6 полеводческих, 1- животноводческую бригаду и одну бригаду по строительству.

Бригадирами назначали грамотных, передовых колхозников. В каждой бригаде насчитывалась 25-30 лошадей со всем необходимым инвентарем. Первым председателем колхоза был Салимгараев Миннехан. Бригадирами были Ахметшин Бахти, Хабибуллин Гимай, Низамбиев Минхаз, Курбангалиев Гали, Гараев Харрис, Сабиров Миннахмат, Низамбиев Гариф. Ветфельдшер - Калимуллин Нариман. Были назначены первые агротехники – Яппаров Латип, Исрафилов Исхак, Фаррахов Миншаех. Главнй конюх – Нафиков Нурлыгаян.

В1931 году в деревне случилась беда. Пожар, возникший жарким летом, уничтожил 150 хозяйств деревни. Причина пожара – поджог. Раскулаченный Тазиев Фассай, спрятав свое богатство в колодец, поджог свой дом, тем самым, изображая потерпевшего. Его оставили в деревне.

Таким образом, несмотря на трудности, колхоз стал набирать силу. В 50ые годы начинаются укрупнение колхозов. К колхозу «Красный октябрь» соединяется с колхозом «Степан Разин» Варзинского сельсовета.

В 1934-35 годы – период высокого подъема колхоза «Красный Октябрь». Колхоз собрал высокий урожай посевных культур, получена хорошая прибыль от животноводства. Были построены два двухэтажных склада для хранения зерна, мельница, конюшня для лошадей. Начали выращивать капусту, морковь, свеклу, лук в огороде площадью 3га. Все шло хорошо. Но, помешала война. Многие уехали на фронт. В 1941-1942 годы на фронт уехало 239 человек. Из них 138 погибло, 101 вернулся домой. Имена этих людей занесены в книгу памяти музея нашего лицея.

Вместо ушедших на фронт мужчин стали работать женщины, дети, старики. Работу бригадиров выполняли женщины. Председателем второй раз стал Исрафилов Исмагиль, который из-за болезни остался дома. Но и в колхозе было трудно. Почти всех лошадей забрали на фронт, МТС Ы. были не в силах помочь колхозам, технику также забрали на нужды фронта. Полевые работы выполнялись силами коров и, даже в ручную. Кроме этого, надо было сдать хлеб на фронт. Семьи фронтовиков голодали, но никто из них не думал о себе. Думали только о скорейшей победе. Трудно было, но выдержали. Работали на рубке леса, вязали варежки, шили теплые телогрейки, шапки, сушили картофель, сухари и отправляли на фронт. Колхозники колхоза «Красный Октябрь» собрали деньги на танковую колонну, которую собирали Татарстанцы. Да, было трудно, но эти трудности были преодолены. Так было до 1946 года, до возвращения фронтовиков. Вернувшиеся мужчины, засучив рукава, начали восстанавливать хозяйство. Появляются тракторы, машины, вовремя выполнялись государственные задания по продаже хлеба. Жизнь стала налаживаться. Как было сказано, колхоз «Красный Октябрь в 1950 году объединяется с колхозом «Степан Разин», в это же время к «Степану Разину» присоединяется и колхоз «Марс». Дальнейшее объединение происходит в 1967-1968 годах. Колхозы «Красный Октябрь», «Марс», «Искра», «Ст. Разин» и «Жданова» объединяются в один колхоз, колхоз им. Жданова. До развала колхозов колхоз им. Жданова считался одним из лучших колхозов не только Агрызского района, но и республики. С 1960го по 1985 год колхозом руководил заслуженный работник сельского хозяйства, кавалер ордена Почета Маннапов Зуфар Хикматович.

С1986 года колхозом начал руководить сын Зуфар Хикматовича Ромель Зуфарович. С 1995 года колхоз им. Жданова стал ООО «Иж», сегодня он входит в агрофирму « Ак Барс».

Культура и образование

До революции и даже после революции в деревне школы не было. Были две мечети. Поэтому детей учили 2 муллы и их жены. Они давали детям религиозные знания.

Первая типовая школа с семилетним образованием появилась в 1935 году. К знаниям стремились не только дети, но и взрослые. «В1929-30ые годы началась борьба с неграмотностью. Были организованы ликбезы. В это время в деревне появляются «культармейцы». Эти люди умели читать и писать. Их было 4; Низамбиев Мухаммади, Зарипов Шаех, Фаррахова Мияссара, Мустафин Салих. Они в деревне организовали курсы ликбезов. Работа культармейцев была проверена райкомом комсомола и им дана высокая оценка.

В новой типовой школе учились дети Балтачева, Варзи Омги, и Балтачевского детского дома. С 1935 по 1940 год в школе учились до 300 и более учащихся. Первым директором школы был Тимербаев Тимерхан Тимербаевич. Через три года его переводят в Красно Борский исполком. В1939 году директором был назначен Синдиков Салих, но в 1941 году его забрали на фронт. Директором осталась Гумерова Магия Гумеровна. Она руководила школой до 1946 года. Это были самые трудные годы. В школе остались всего 4 учителя; Маннапова Рахима, Ахметзянова Сания, Мамакова Пелагия и директор. Они боролись за каждого ученика, чтобы сохранить школу. Зимой возили детей в школу на санях, потому что у многих не было обуви, одежды. Бабушка рассказывала, что детей, чтобы не замерзли, укрывали тулупами и везли в школу. Учителя сами топили, готовили дрова и сами кормили учащихся. Кроме этого помогали колхозу, собирали займы, помогали семьям погибших фронтовиков.

После войны учителей в Кичкетанской школе стало больше. В 1948 году семилетние школы стали восьмилетними. В 1946 году директором был назначен Аптуков Маскут, С тех пор школа пережила много изменений.

В 1976-78 гоах в Кичкетане построили двухэтажное здание средней школы на 480 мест, со всеми удобствами. В 1978 году она объединилась с Варзинской средней школой. В 1993 году школа получила статус сельскохозяйственного экспериментального лицея. С 4983 по 1999 год директором работал Мирсияпов Миндар Махмутович. В годы его руководства лицей стал самым лучшим в районе и одним из лучших в республике. Укрепилась материально-техническая база лицея, повысилась качество образования. В 1999/2000 учебном году был назначен новый директор – Ибрагимова Роза Хусаеновна. Человек энергичный, она с желанием взялась за дело. В годы ее работы лицей еще больше укрепил свою учебную, материально – техническую базу. Она является зачинателем новых идей, старается внедрять их в работе. С 2005/2006 учебного года лицей перешел к профильному обучению: был составлен договор с Иж ГТУ об открытии профильного класса по специальности «Статистика». В этом учебном году будет первый выпуск.

В годы войны не прекращалась работа с молодежью. Учителя вместе с заведующим клубом организовывали лекции, концерты, готовили спектакли и показывали не только односельчанам, но и жителям соседних деревень. С 1941 по1955 год зав. клубом и библиотекарем работали Миннахметова Хайриямал и Низамбиева Нурзиян. Они привлекали молодежь к общественной жизни деревни. Несмотря на трудные годы, культурная жизнь в деревне не угасала. В послевоенные годы жизнь стала налаживаться, построили новый клуб, новую библиотеку. Молодежи стало больше. Проводились различные мероприятия, праздники нового года, «Науруз», Сабан туй. Работали различные кружки. Увеличивалось наименование книг в библиотеке. Библиотекари проводили читательские конференции, встречи с передовиками сельского хозяйства. Стали получать газеты и журналы, увеличился тираж получаемых газет и журналов. В 1959 году в деревне появилось электричество, провели радио. В Кичкетане были и есть свои писатели и поэты. Например, Миннахметов Махмут получивший семилетнее образование, был хорошим гармонистом, писал стихи, читал их на концертах. Но, к сожалению, его стихи потеряны. Сам он погиб на фронте. По словам старожилов, он писал баиты (посвящение к какому нибудь событию). В памяти старожилов он остался как хороший, добрый парень. Другой деревенский поэт – Зарипов Шаех. Он начал писать рано,еще совсем молодым. Его стихи печатались в районных газетах. Несмотря на то, что сейчас ему 88 лет, он продолжает писать.

Сегодня культурная жизнь поддерживают дом культуры, библиотека Кичкетанский лицей и музей краеведения. Руководители этих учреждений работают в тесной взаимосвязи с местным советом, руководителем которого является Заслуженный работник культуры Нуриев Зульфат Равилович. С его помощью организуются все мероприятия. Молодежи в деревне стало мало, но, несмотря на это, жизнь в деревне не угасает.

Традиции и обычаи

Как и в любой татарской деревне в нашей были свои традиции и обычаи. Например – женитьба.

В основном до революции жених свою невесту не видел, так как родители сами выбирали жену для своего сына. Для сыновей слово родителей было законом. Женившись, сыновья жили вместе с отцом. В одном доме вырастали по 10 – 15 детей. Главой такого большого семейства считался отец. Он каждый день распределял работу среди членов семьи. Если сын хотел жить самостоятельно со своей семьей, то отец давал разрешение на отделение. В семье крестьянина со средним достатком отец давал сыну лошадь, корову, две овцы, кур, гусей, и всей семьей строили дом отделившемуся сыну. А родители со стороны невестки давали необходимое для дома. Отделившись, сын теперь работал только для своей семьи. Во время сева, уборки урожая, молотьбы работали все вместе.

Еще один обычай – сватовство. В деревнях были свои свахи. Они действовали по желанию жениха. Кто ему нравился, к той жених посылал сваху. Она пользовалась авторитетом. Ее сажали на подушку, самое почетное место в доме. Поэтому ее называли «гость с подушкой» (мендэрле кунак) Поговорив с родителями обоих сторон, получив согласие, она уходила, получив вознаграждение за свои труды. После этого обе стороны начинали готовиться к свадьбе. Со стороны жениха готовился калым (выкуп), а со стороны невесты – приданое. Через некоторое время стороны договаривались о дне свадьбы. Приглашался мулла для крепления союза, так как тогда Загса не было. Мулла заранее назначал свою цену за выполненную работу. Это может быть корова, овца, золото, деньги. Свадьба продолжалась неделю: 3 дня у невесты, 3 дня у жениха. После свадьбы в доме невесты жених увозил свою молодую жену домой. За невестой приезжали друзья жениха на 2-3 лошадях. В доме жениха невесту встречала вся семья. Старшая невестка бросала под ноги молодухи подушку. Войдя в дом, невестка первым делом свои руки клала на муку. Затем она делала лапшу. Ей показывали дорогу к роднику, и она приносила домой воду. Так начиналась подготовка к свадьбе в доме жениха. Невеста раздавала свои подарки родным жениха.

В нашей деревне был обычай – кража невесты. Если родители обоих сторон не согласны, а парень и девушка любят друг друга, то парень крал девушку и приводил к себе домой. Если потом родители согласны, то справляли свадьбу, если нет, то молодые вынуждены были уйти из дома.

Одной из древних традиций в деревне был Сабан туй. Праздник проводился после окончания весенних работ в начале июня. Другая традиция – праздник «Первой борозды». Праздник был началом весенних полевых работ. Он проводился ранней весной, после того, как снег сходит с полей. В этот день и стар и млад, собирались в поле, где должна проходить первая борозда. Лошади, запряженные в плуги, выстраивались в начале поля в ряд. Аксакал, уважаемый в деревне старик, давал добро к пахоте. Лошади трогались, оставляя за собой глубокую борозду. Дети, с лукошками в руках, где собранные от населения вареные яйца, двигаются за пахарями, бросают в борозду яйца, желая тем самым богатого урожая. Затем начался сев.

Деревня сегодня

Деревня Кичкетан, как и все деревни, после перестройки, сильно изменилась. У такого изменения есть свои плюсы и минусы. Плюсы – это улучшение быта, уклада жизни. В дома все больше проникает техника. В деревне насчитывается 650 домов. В 480 живут люди, остальные пустуют. В жилых домах есть телевизор, морозильники, холодильники, автоматические стиральные машины, у многих есть компьютеры, в каждом доме телефон, почти у каждого сотовый телефон и автомобиль. Все это говорит о благополучие населения. Но за этим благополучием лежит огромный труд людей. Особенно сейчас, когда в деревне нет постоянной работы, когда молодые не хотят оставаться в деревне (нет работы). Население в основном живет за счет своего хозяйства, где разводит крупно-рогатый скот, овец ,свиней и домашнею птицу. Выращивает овощи, фрукты. Излишки продуктов продают на рынке.

Но, несмотря на это, жизнь в деревне не угасает. В деревне имеется дом культуры на 250 мест, лицей с профильным обучением, детский сад, медпункт со стационарным лечением. Здесь 2 врача (терапевт и стоматолог), 4 медсестры, 2 санитара оказывают населению медицинскую помощь. В лицее работают 27 учителей с высшим образованием. Учащиеся лицея являются победителями районных, республиканских олимпиад. Участвуют в различных конкурсах республиканского и Российского уровня, становятся лауреатами, дипломантами и победителями.

В нашей деревне Государственный Природный Комплексный Заказник «Кичкетан», сотрудники которого состоят в тесной связи с нашим лицеем. Мы участвуем в конкурсах организованных администрацией заказника, добиваемся хороших результатов, выходим на российский уровень.

Но деревня стареет, Низка рождаемость. Количество учащихся сокращается, Молодежь уезжает в города.

Земли бывшего колхоза им. Жданова выкуплены акционерным обществом «Ак Барс», рабочих рук требуется только считано. Постепенно механизаторы, шофёры, животноводы теряют свою работу. Другой работы в деревне нет.

Несмотря на такие трудности, деревня живет. Она сохраняет свои традиции, передавая их из поколения в поколение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)