Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лингвистический анализ стихотворения А. А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям» в аспекте интерпретации замысла поэта

Я живу в стране великого русского языка. Только вслушайтесь: произведения Гоголя звенят бубенцами лихих русских троек, рассказы Бунина наполнены ароматом сочных антоновских яблок, стихи Пушкина постоянно зовут меня в удивительную сказочную страну Лукоморье Как это возможно? Всё очень просто: весь окружающий нас мир воссоздается благодаря словам, которые мы постоянно используем в своей речи. Но как сделать нашу речь яркой, убедительной, образной? Как выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые сокровенные чувства? Ответить на эти вопросы, к сожалению, может не каждый. Ибо секреты образной, выразительной речи раскрываются лишь тем, кто пытается постичь её законы и особенности. Н. М. Карамзин – великий реформатор русского языка – писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, ещё более труда, нежели другим».

В школьном расписании, конечно же, есть уроки русского языка. За унылой чередой разных видов упражнений, тестовых заданий, контрольных диктантов мы подчас не задумываемся об удивительном богатстве и красоте нашего родного русского языка. Не всегда отзывается наша душа и на проникновенные и авторитетные высказывания ценителей русского языка о силе и красоте русского слова, о богатстве русской речи. Нам почему-то легче беседовать обо всём на школьном, юношеском сленге. Невольно хочется повторить вслед за героями В. М. Шукшина: «Что с нами происходит?»

Мои ровесники, как впрочем, и я, любят стихи. Кто-то любит читать для души, кто-то пробовал уже выступать на школьной сцене, а некоторые пробуют сами писать стихи. И те, и другие достойны восхищения и уважения. Но при разговоре с ними я пришла к выводу, что ребята не очень-то обращают внимание на изобразительно-выразительные возможности русского языка.

Ответы респондентов – учащихся 9 классов – показали, что моим ровесникам подчас трудно осознавать эстетическую ценность языковых явлений в художественном тексте, чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения. Но есть огромное желание заниматься этим. Я – одна из них, которая пытается разобраться в этом на примере одного стихотворения.

В моей пока небольшой читательской биографии достаточно много книг о Пушкине, рассказывающих о пребывании его в Царском селе. И вот стихотворение А. Ахматовой

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни.

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Стихотворение написано Анной Ахматовой в 1911 году в Царском Селе. Год написания неслучаен: 1911г. - 100-летие со дня открытия Лицея. Это стихотворение - своеобразный поэтический венок признательности и городу муз, и поэту Пушкину. В позднем стихотворном признании (1957) Анной Ахматовой будут сведены воедино ее излюбленные темы: Время и Вечность, Память и Прапамять, Жизнь и Смерть, Царское Село и Пушкин. Проходят годы; а поэты подобно А. Ахматовой, будут пытаться прикоснуться к тайне Пушкинского образа.

Итак, в стихотворении всего 8 строк, но и из них образ юного поэта возникает необыкновенно живо. Стихотворение поражает меня бережным, каким-то трепетным отношением поэтессы к тем Царскосельским местам, где бывал Пушкин. Это своего рода ретроспектива, взгляд в прошлое, рассказывающая о лицейском периоде юного поэта: то мы "бродим" с ним по аллеям, то "грустим" с ним у озерных берегов, а потом прислушиваемся к "еле слышному шелесту шагов", доносящихся к нам через столетия. Видим и "треуголку", и "растрепанный том Парни». Корней Чуковский в статье "Анна Ахматова" писал: "Ее творчество вещное - доверху наполненное вещами. Вещи самые простые. Но эти простые, обыкновенные вещи становятся у нее незабвенными, потому что она подчиняет их лирике". Как сумела А. Ахматова рассказать об этом своему читателю? И почему мы верим? И почему возникают слуховые и зрительные ассоциации? Думаю, дело здесь в умелом использовании языковых средств выразительности. Итак, начнем "разгадывать". М. Цветаева как-то сказала: "А что есть чтение - как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов".

Роль звуковых образных средств русского языка организации поэтического текста

Гибкость и выразительность русской фонетической системы очевидна. В. Брюсов писал: "Верь в звук слов: смысл тайн в них". Какие же тайны предстоит увидеть нам в стихотворении А. Ахматовой ?Одним из самых сильных поэтических приёмов является звукопись. Как известно, она достигается искусной организацией фонетической речи; повторением одного и того же звука или сочетанием звуков, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления. В стихотворении А. Ахматовой мы имеем примеры и аллитерации, и ассонанса. Данное стихотворение является образцом гармоничного слияния звука и слова. В поэтической ткани стихотворения переплетаются разные настроения при смене звуковой инструментовке. Примеры аллитерации:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Плавный мягкий звук Л создает впечатление мягкости, напевности, пластичности от встречи с образом юного поэта, созданного воспоминанием. Звуковой образ присутствия «смуглого отрока» достигается и через повтор звуков Ш, СТ,Т Глухие согласные ассоциируются с «еле слышными» шагами, шуршанием листьев и чуть слышным шелестом страниц книги Парни:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни.

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Каждый звук нашей речи, по мнению К. Бальмонта, есть «маленький колдующий гном». Что же наколдовано «гномом» через употребление звуков О и У? Мне кажется, передается ощущение некой тоски, грусти по ушедшему, которые разлиты по всему стихотворению.

Примеры ассонанса:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни.

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Таким образом, А. Ахматова, пользуясь звуковыми богатствами родной речи, «подарила» стихотворению особую музыку, которая помогла представить нам кудрявого гения русской поэзии.

В арсенале художественных средств любого поэта особое место занимает и рифма. В данном стихотворении, написанном анапестом, присутствуют мужские и женские перекрестные рифмы, которые делают текст более целостным.

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Иглы сосен густо и колко

Устилают низкие пни.

Здесь лежала его треуголка

И растрепанный том Парни.

Обращает на себя внимание и особая организация текста: начальные строчки начинаются с гласных букв: У, И, Е, И, У, И. (8гласных из 10 )

Чего добивается этим Ахматова? Многократное повторение гласных звуков в начале строки придает тексту особое звучание, напевное и торжественное

Лексические средства выразительности речи

В системе образных средств языка лексика занимает центральное место. Известный русский писатель К. С. Аксаков считал, что «слово есть воссоздание внутри себя мира». Давайте попытаемся войти в этот «мир».

Мы знаем, что среди слов существует целый ряд слов, стилистически окрашенных, обладающих определенной значимостью. Говоря о юном поэте, А. Ахматова использует высокую лексику: «отрок», «лелеем». Это придает тексту торжественное, высокое звучание.

Говоря о лексических средствах выразительности художественной речи, следует остановиться на тропах. В стихотворении Ахматовой ни разу не названо имя Пушкина. Но перифраз («смуглый отрок»), которым начинается стихотворение, явно говорит нам, что речь пойдёт именно о Пушкине. Почему? Потому что пока он лицеист, юный гений, из-под пера которого уже выходят поэтические творения, удивляя ровесников, а чуть позже они удивят на экзамене и великого Державина, а потом уже и Россию. И вся Россия заговорит о великом русском поэте «Пушкине». А пока он «смуглый отрок». Перифраз помогает несколькими штрихами нарисовать портрет человека, подчеркнув его индивидуальные, неповторимые черты. Иллюстративная функция перифраза позволила мне вспомнить портрет А. С. Пушкина 1810г. , выполненный неизвестным художником, предположительно учителем рисования С. Г. Чириковым.

В статье А. Вознесенского «Слово- это бог» есть очень интересные наблюдения об имени поэта: « Что означает это имя для поэта? Да всё означает В имени любого поэта как бы закодирована его поэтическая программа, судьба. Поняв это, мы по-новому прочитаем классиков:

А в час пирушки холостой

И пунша пламень голубой.

Вы слышите? «Пушкин, Пушкин!»- доносится к нам из тьмы времен. Ведь именно «Пушкиным», а не «Александром» или «Сашей» называли поэта друзья и жена».

Эпитеты («у озерных» берегов, «смуглый» отрок, «еле слышный» шелест, устилают «густо и колко», «низкие» пни, «растрепанный» том) помогают сделать текст образным и передать тончайшие оттенки изображаемого.

Морфологические средства выразительности поэтической речи

Сложен и многоцветен мир слов в нашей повседневной речи. Но еще более сложным и многоцветным оказывается слово, когда оно попадает в бурную стихию поэтического языка, получает эстетические функции и сплавляется в единую образную систему выражаемой писателем идеи.

В тексте стихотворения преобладают именные части речи: в 1 строфе из 17 слов — 10 именных, во 2 строфе из 16 слов — 10 именных. О чем говорит такая морфологическая статистика? Головин Б. Н. в книге «Язык и статистика» сравнивает соотношение между частями речи у Лермонтова и Пушкина и приходит к выводу, «речь и мышление Пушкина предметнее».

Об этом свидетельствует присутствие в стихотворении вещественных, предметных существительных. Аллеи, озеро, сосны — живые приметы Царскосельского парка. Д. С. Лихачев в статье «Заметки о русском» пишет:

«Есть и ещё одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было». Поэтому для Ахматовой в Царском была важна не Елизавета, а именно Пушкин: «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».

На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и поэты. А. Н. Толстой писал, например: «Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». Почему А. Ахматовой выбраны именно глаголы «бродил», «грустил»? На мой взгляд, они наиболее ярко выражают психологическое состояние юного поэта. Использование этих глаголов в контексте стихотворения показывает определенную неприкаянность, погружение в самого себя. Почему? Может быть, после прочтения томика стихов Парни? Деталь у Ахматовой точна и дает толчок нашему воображению. Почему Парни? Французский поэт Парни известен своими вольнолюбивыми взглядами, а ведь эпитет «растрепанный» говорит нам, что юный Пушкин зачитывался им. И кто знает, что творилось в этот момент в душе Пушкина?! Возможно, рождались первые вольнолюбивые строчки

А может быть, юный поэт находился в состоянии поэтического вдохновения? Не об этом ли периоде своей творческой жизни рассказывает поэт в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин»:

В те дни, в таинственных долинах, -

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Задумывался ли кто-нибудь о том, почему выбран именно глагол «лелеем», выражающий отношение потомков к Пушкину? Думается, лексическое значение этого глагола ( нежить, ласкать, холить) отражает истинное отношение нас к великому русскому поэту.

Почему «нас»? Используя личное местоимение «мы», А. Ахматова выражает от лица современников отношение к великому русскому поэту и тем местам, которые связаны с его именем. Использование личного местоимения «мы» придаёт тексту оттенок искренности, взволнованности, задушевности.

Возможность ощутить «запах» эпохи помогают глаголы прошедшего времени: «бродил», «грустил», «лежала». Но это прошлое не может кануть в Лету, и поэтому появляются глаголы настоящего времени: «лелеем», «устилают».

В поэтическом тексте каждое слово оказывается как бы под увеличительным стеклом, оно всегда «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте. Глагол «устилают». Лингвопоэтический анализ заставляет нас искать в этом слове, являющемся элементом художественного текста, эстетическую ценность, а для этого приходится иногда «вырываться» из рамок чисто грамматического анализа. На мой взгляд, глагол «устилают» имеет прямое отношение к памяти, к желанию непременно остановить, задержать время, которое неумолимо несется: вот уже вместо величавых сосен, свидетелей пребывания Пушкина в Царском Селе, появляются «низкие пни». «Покрывало» из сосновых иголок, возможно, еще на долгие десятилетия сохранит «еле слышный шелест шагов» Пушкина.

Изобразительный синтаксис

Внешняя простота, завершенность речевого потока достигается использованием двусоставных предложений и пар однородных членов, оформленных союзом И. Однако стихотворение не оставляет впечатление эмоциональной инертности. Экспрессивность стихотворения создается стилистическими фигурами речи.

Следует обратить внимание на инверсию («У озерных грустил берегов», «здесь лежала его треуголка» и др. ). Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово. Зачем? Автору было очень важно сказать читателю, что именно «здесь» бывал Пушкин.

Особо выразительно и психологически значимо в тексте многоточие («устилают низкие пни»), сигнализирующее о душевном волнении героини, обращённой в далёкое прошлое. Ведь именно у него, у Пушкина, Ахматова училась подлинности поэтического слова. Именно Пушкин всегда был для неё тем родником духовности, к которому постоянно хочется припадать.

А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня я, читая стихотворение Анны Ахматовой, попыталась прикоснуться к этой занимательной науке.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)