Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лингвостилистический анализ повести А. П. Чехова

Никто не понимал так ясно и тонко, как Чехов

М. Горький.

А. П. Чехов родился 17(19) января 1860г. в г. Таганроге в многодетной семье. С детства всех детей приучали к трудолюбию: сестра Мария помогала матери по хозяйству, а братья – отцу в лавке, а по воскресеньям пели в церковном хоре.

Антон Павлович был душой всей семьи. Окончив гимназию, он поступил в московский университет на медицинский факультет. И в это же время он начал писать коротенькие рассказы и печатать их в разных журналах: «Осколки», «Будильник», «Стрекоза». Подписывался псевдонимами: «Антоша Чехоте», «Брат моего брата», «Врач без практики», «Человек без селезенки». Чехов горячо любил свой народ, русскую природу. Он мечтал о счастливых морях-творцах, преобразователях природы, о том, чтобы на «размашистых богатырских дорогах», на сказочно широких просторах его страны жили свободные люди-богатыри. Эту мечту он воплотил в первом большом своем произведении-повести «Степь».

Лингвостилистический анализ повести А. П. Чехова

«Степь»

Повесть А. П. ЧЕХОВА «Степь» занимает особое место в его творчестве. Это первое большое произведение писателя, написанное с особым мастерством.

Экспозиция повести знакомит нас с ее героями: это Иван Иванович Кузмичов, его племянник Егорушка, будущий гимназист, священник и кучер

Но главным действующим лицом является степь, именно ее изображению посвящена повесть.

Степь изображена во все времена суток, всегда она разная, поэтому текст можно разделить на смысловые части: утренняя степь, жаркий день в степи, вечерняя степь, ночь, гроза. В каждой части есть опорные слова, вокруг которых группируется описание.

В первой части в изображении утренней степи опорные слова связаны с пробуждением: «все оживало, чтобы зацвести». Автор использует большое количество художественных образов, рисуя утро в степи. Метафоры: небо сходится с землей, солнце выглянуло, полоса засветилась, степь улыбнулась и др. Сравнение: мельница, как человек.

Синтаксические средства: обилие однородных членов предложения, обилие глаголов для того , чтобы показать движение в оживающей степи: оживали, носились, перекликались, плакали, вспорхнуло, полетело, затянули и др.

Фонетические приемы: аллитерация – множество слов со звуком (с), что создает впечатление быстроты движения со свистом: носились, стадо, испуганное, суслики, сверчки, скрипачи, скрипучая и т. д. Этот прием позволяет не только видеть, но и слышать текст.

Если сравним этот отрывок с описанием утра в рассказе И. Тургенева «Бежин луг», то найдем много различий в описаниях этих двух мастеров слова. Приглушенность красок у Тургенева: « утренняя заря не пылает пожаром», «кроткий румянец», приглушенное сверкание как бы отдельных мазков: блеск кованого серебра, играющие лучи

У Чехова – сначала узкая светлая полоска, а потом все мгновенно засверкало росой. Настроение приподнятое, наполнено любованием утром.

Днем степь словно застыла. Все глаголы указывают на всякое прекращение действия: застыл, поникла, оцепенела; безличные предложения: душноуныло. Даже коршун в полете и то «останавливается в воздухе»

С закатом степь начинает оживать. Появляются снова глаголы, обозначающие действие: сначала вырвался ветер, закружился, полетели перекати – поле, где – то прогремел гром. «Степь издыхает широкой грудью». Слышится монотонный гул ( ср. утром – монотонная музыка, теперь – гул, нарастание экспрессии). Наряду со свистящими и шуршащими звуками появляется раскатистый звук (р) : рванул, закружился, прыгает, перекати – поле, друг в друга и др. Птицы и насекомые стремительно носятся в вихре.

При описании ночной степи можно выделить главное слово – страшно.

Сердито гремит гром, чернота раскрыла рот, черные лохмотья туч тянули лапу с пальцами к луне, страшно, темно, немного жутко.

И последняя часть – гроза. Грохот, треск грома, шум дождя, свист ветра – все это автор передает с помощью звукописи – аллитерации: (с), (ж), (ш), (р), (з) ,(х)– ( прогремело, грохотало, трескучие, сухие, оглушительный и т. д. )

Описание степи дается через восприятие мальчика Егорушки, поэтому оно такое живое, непосредственное, яркое. Благодаря мастерству Антона Павловича Чехова, мы не только увидели степь глазами мальчика, но и услышали ее и надолго запомнили ее неповторимость и красоту. Мы поняли, что хотел сказать автор и как он это сказал.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)