Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

«Лишний человек» - взгляд сквозь века

Знакомство с «лишним человеком»

Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

М. Ю. Лермонтов

Изучая русскую литературу, все школьники традиционно читают такие книги, как: «Горе от Ума», «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» - названия которых давно стали крылатыми. Произведения, созданные в XIX веке, меня впечатлили больше, чем творения других эпох. Я прочитала их буквально на одном дыхании и поняла, что у главных героев этих шедевров есть нечто общее, например, несчастная любовь, чувство ненужности жизни и эгоизм. Все персонажи по-своему привлекательны и завораживают судьбой, характером, необычными поступками.

Почему же Чацкий, Онегин и Печорин так похожи?

Образ «лишнего человека» Так называется литературный тип моих любимых героев. Почему именно «лишнего»? Разве человек может быть «лишним»?!

Из данного противоречия возникла идея моего исследования – детально изучить проблему «лишнего человека»: проанализировать качества его характера, проследить становление, судьбу с XIX по XXI век.

Уточним значение слова «лишний» в толковом словаре.

«Лишний – 1) избыточный, остающийся сверх известного количества; 2) ненужный, бесполезный; 3) добавочный, дополнительный Лишний человек (лишние люди) – в русской классической литературе 19 века: образ молодого дворянина, не находящего применения своим силам, знаниям и критически направленному уму». Исходя из последнего определения, выдвигаем гипотезу.

Образы «лишних людей» в русской литературе XIX века

Лишний, лишний. Отличное это я придумал слово.

И. С. Тургенев. "Дневник лишнего человека"

Распространение того или иного литературного типа продиктовано потребностью общества в изображении людей с каким-то устойчивым комплексом качеств. Одним из самых ярких литературных типов в русской литературе является тип «лишнего человека». Сравним определение данного типа в различных словарях и справочниках.

«Ли́шний челове́к — человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению».

« «Лишний человек», социально-психологический тип, запечатленный в русской литературе 1-й половины 19 в. ; его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального и нравственного превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела. »

«Лишние люди» — обозначение целой категории литературных образов. «Вошло в оборот русской литературной речи одновременно с такими популярными произведениями Тургенева, как «Рудин», «Дворянское гнездо» и др. («Дневник лишнего человека» появился в 1850). Однако эпитет «лишний», как отмечено Д. Благим, был употреблен еще Пушкиным. » В первоначальном наброске к «Евгению Онегину» сказано:

Кто там меж ними в отдаленьи,

Как нечто лишнее стоит.

И там же сжато намечены характерные черты образа:

Ни с кем он, мнится, не в сношеньи,

Почти ни с кем не говорит.

Один, затерян и забыт,

Меж молодых аристократов,

Между полезных дипломатов,

Для всех он кажется чужим.

Особое распространение в литературной среде термин получил со статьями А. И. Герцена "Very dangerous" (1859) и "Лишние люди и желчевики"(1860).

В. Г. Белинский дал самое гуманное, на мой взгляд, толкование образа: «Эти существа часто бывают одарены большими нравственными преимуществами, большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это не от них самих; тут есть fatum, заключающийся в действительности, которою окружены они, как воздухом, и из которой не в силах и не во власти человека освободиться».

Получается, герой – жертва жизненных правил.

Каковы же основные признаки «лишних людей»?

Изучив определение термина и его интерпретации в различных источниках, можно сделать вывод.

«Лишний человек» – личность противоречивая, часто конфликтующая с обществом и его жизненным укладом. Им не принимаются предлагаемые обществом «правила игры», он не верит в возможность что-либо изменить. Это герой, безусловно, неблагополучный в отношениях с родителями, да и несчастный в любви. Он помещен в среду, так или иначе ему чуждую: более высокое или низкое окружение, всегда присутствует некий мотив отчуждения, не сразу лежащий на поверхности. Герой в меру образован, но это образование скорее незавершенное, бессистемное; словом, это не глубокий мыслитель, не ученый, но человек со «способностью суждения» делать скорые, но незрелые заключения.

Обыденный ряд литературных героев - "лишних людей": Онегин, Печорин, Обломов. Именно такой перечень дает А. И. Герцен. Развивают этот ряд Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, дополняя его именами Бельтова, Рудина, хотя и не пользуясь "термином".

Тип «лишнего человека» по мере своего развития, приобретал все новые и новые черты и формы отображения. Это вполне закономерно, так как каждый писатель видел его таким, каким он был в его представлении. Все мастера художественного слова, когда-либо затрагивавшие тему «лишних людей», не только добавляли в этот тип определенное «дыхание» своей эпохи, но и старались объединить все современные им общественные явления, а главное - структуру жизни, в одном образе – образе героя времени. Все это делает тип «лишнего человека» по-своему универсальным.

Итак, список «лишних людей» в русской литературе достаточно обширный. Тема широко освещена и раскрыта. Главное в определении данного типа является отчуждение, что связано со 2-м значением слова «лишний» - ненужный, бесполезный (см. введение).

Для детального изучения взяли образы лишних людей, которые мы рассматривали в рамках программы по литературе 9 класса. В данную работу включены только наиболее важные характеристики образов. С остальными представителями «лишних людей» проведено обзорное знакомство и в данной работе их образы не описаны. Считаем, что рассказ о «лишнем человеке» стоит начинать не с героев Тургенева или Пушкина, а с грибоедовского Чацкого.

Чацкий – предвестник «лишних людей»

Первые признаки «лишнего человека» воплотились в образе Чацкого, главного героя бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Эта комедия одна из первых отобразила современную жизнь и открыла новую, реалистическую эпоху в русской литературе. В пьесе четко показаны характеры и резкая картина нравов.

Главной особенностью комедии является взаимодействие двух сюжетообразующих конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественного. Для самого героя главное значение имеет любовная проблема. Ведь Чацкий приехал в Москву увидеть Софью, найти подтверждение прежней любви. Интересно проследить, как любовные переживания героя обостряют противостояние Чацкого фамусовскому обществу. Сначала главный герой даже не замечает привычных пороков той среды, куда он попал, а видит в ней только комические стороны:

Я в чудаках иному чуду

Раз посмеюсь, потом забуду

Но когда Чацкий убеждается, что Софья его не любит, все в Москве начинает его раздражать. Реплики и монологи становятся дерзкими, язвительными – он гневно обличает то, над чем ранее беззлобно смеялся. Этот момент – ключевой в пьесе. Потому что именно с него образ Чацкого начинает раскрываться прямо-таки на глазах; он произносит монологи, затрагивающие все самые актуальные проблемы современной эпохи: вопрос о том, что такое настоящая служба, проблемы просвещения и образования, крепостного права. Убеждения его были рождены переменами. Чацкий не только человек со сложившимся мировоззрением, системой жизненных ценностей и моралью. Это еще и новый тип человека, действующий в истории русского общества. Главная его идея – гражданское служение. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него – рабство во всех проявлениях, самое желанное – свобода. Такая жизненная философия ставит этого героя вне общества, собравшегося в доме Фамусова. «В глазах этих людей, привыкших жить по старинке, Чацкий – опасный человек, нарушающий гармонию их существования».

Но Чацкий не «лишний человек», он – только предвестник «лишних людей». Подтверждает это оптимистическое звучание финала комедии, где Чацкий остается с данным ему автором правом исторического выбора. Он, отвергнутый обществом, имеет потенциальную возможность найти себе применение.

Вывод: именно образ Чацкого в русской литературе предшествует списку «лишних людей», он первый герой, который резко противопоставлен обществу, отчуждён от него, но «лишним» не является, так как не успел смириться с судьбой и окончательно разочароваться в жизни.

Евгений Онегин - первый из «лишних»

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Неподражательная странность

И резкий, охлажденный ум.

Я был озлоблен, он угрюм;

Страстей игру мы знали оба,

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердца жар угас.

А. С. Пушкин, "Евгений Онегин"

«Евгений Онегин» – это «энциклопедия русской жизни», которая вобрала в себя огромный исторический и литературный материал. В этом первое новаторство данного произведения. Во-вторых, принципиально новаторским было то, что Пушкин, во многом опираясь на произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума», нашел новый тип проблемного героя – «героя времени». Таким героем стал Евгений Онегин. Пушкин, в процессе работы над романом, ставил перед собой задачу продемонстрировать в образе Онегина «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения».

«Пушкин подчеркивает, что «онегинская неподражательная странность» стала своеобразным протестом главного героя против социальных и духовных правил, подавляющих в человеке личность, лишающих его права быть самим собой. А пустота души героя стала следствием пустоты и бессодержательности светской жизни. Онегин ищет новые духовные ценности. Виден и внутренний драматизм этого процесса: Онегин мучительно освобождается от груза старых представлений о жизни и людях, но прошлое не отпускает его. Кажется, что Онегин – полноправный хозяин собственной жизни. Но это только иллюзия. Героя нельзя считать только жертвой общества и обстоятельств. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Но отказавшись от праздности и суеты света, увы, не стал деятелем, а остался всего лишь созерцателем».

Онегин не имеет права выбора своего пути, как Чацкий. Он – «лишний человек», не сумевший реализовать себя. Кажется, сама история была не очень благосклонна к пушкинскому произведению.

Для писателей, уделявших внимание теме «лишнего человека», характерно «испытывать» своего героя дружбой, любовью, дуэлью, смертью. Еще в первой главе Пушкин отметил в главном герое «резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам.

Встретив Татьяну в Петербурге, Онегин совершенно преобразился, в нем ничего не осталось от прежнего, холодного и рассудочного человека. Он впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь уже Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Однако в тексте отсутствуют итоги духовного развития героя, поверившего в любовь и счастье. Значит, Онегин опять не достиг желанной цели, в нем по-прежнему нет гармонии между разумом и чувством.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством, невостребованностью. Говоря словами Герцена, «Онегин лишний человек в той среде, где он находится, но, не обладая нужной силой характера, никак не может вырваться из нее».

Но, по мнению самого писателя, образ Онегина не закончен. Ведь роман в стихах по существу завершается такой постановкой вопроса: «Каким будет Онегин в дальнейшем?»

Сам Пушкин оставляет характер своего героя открытым, Но роман не отвечает на этот вопрос, он его задает читателю.

Печорин - «нравственный калека»

. Идея « Героя нашего времени » для многих оставалась доныне тайною и останется для них тайною навсегда!.

В. Г. Белинский

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека».

Роман написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Лермонтов стоял в это время перед лицом уже иного общества, чем то, которое было запечатлено в «Евгении Онегине» Пушкина. Белинский писал об этом во вступительной статье к сборнику «Физиология Петербурга»(1845): «В «Онегине» вы изучите русское общество в одном из моментов его развития, в «Герое нашего времени» вы увидите то же самое. Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа: «Печорин - это Онегин нашего времени», но вместе с тем он полагал, что «Печорин выше Онегина по идее, впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».

Не оправдывая и не обвиняя Печорина, Белинский замечает, что в нем очень силен «инстинкт истины», но что в силу двойственности его характера он не останавливается перед клеветой на самого себя и на общество. Взвесив достоинства и недостатки характера Печорина, Белинский заключает: «А суд принадлежит не нам: для каждого человека суд в его делах и их следствиях».

Справедливость этой мысли Белинского подтверждает беспощадным судом над собой, который ведет Печорин, взвешивая и оценивая напрасно прожитую им жизнь: «. Верно, было мне назначение высокое. Но я не угадал своего назначения. » «В этих словах Печорина - ключ для понимания причин трагедии его поколения «умных ненужностей», трагедии русских людей последекабристского времени».

Начиная со второй половины ХIХ века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека», хотя ни сам Лермонтов, ни Белинский, такого определения ему не давали, прежде всего, потому, что такого термина в их время не существовало. Для них Печорин - «герой времени, современный человек, странный человек». Типологическая сущность образа «лишнего человека» в русской литературе трактуется очень противоречиво.

Герцен наиболее точно определил смысл и характерность типа «лишнего человека» для русского общества и русской литературы николаевской эпохи. «Печальный род лишнего человека является тогда не только в поэмах да романах, но и на улицах, и в гостиных, и в деревнях, и в городах. ». По мнению Герцена, Печорин становится «лишним» потому, что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в человека, а если точно - в личность, что в условиях обезличенной действительности николаевской России было, по словам Герцена, «одним из самых трагических положений в мире».

Печорин – выходец из дворянской семьи, как, впрочем, и Онегин с Чацким. Он получил типичные для аристократической молодежи того времени воспитание и образование под руководством иностранных учителей и гувернеров. Выйдя из-под назойливой и надоевшей опеки родных, Печорин стал бешено наслаждаться всеми удовольствиями, которые только можно достать за деньги, стараясь ничего не упустить и будучи свято уверенным, что именно в этом заключается его счастье, в этом состоит смысл его жизни. Затем пустился в большой свет: влюблялся в светских красавиц и был ими любим, что тоже приводило его в неописуемый восторг. Об этих событиях жизни героя мы узнаем из его исповеди.

Печорин испытывает разочарование жизни, душевную усталость. Он видит, что самые счастливые люди – невежды, а слава – лишь удача. Скука быстро и непреодолимо овладевает всем существом Печорина.

Чем только ни пытался занять себя герой – и наукой, и книгами, но все очень быстро надоедало ему. Печорин понял, что в том обществе, где он находится, он никогда не найдет себе друзей, что там никто не сможет понять его и оценить его истинные достоинства. Поэтому лермонтовский герой порывает со светским обществом. Он едет офицером на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими полями».

В отличие от своего «старшего брата» Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печорин ищет опасности, стремится к энергичной, активной жизни и «глубоко страдает», так как не может найти своих единомышленников. При всей своей одаренности и богатстве духовных сил он – «нравственный калека», по собственному определению. Характер Печорина, как и характер Онегина и Чацкого, отличается крайней противоречивостью, которая не дает ему спокойно жить. Автор рисует нам сильную, волевую натуру, жаждущую постоянной деятельности. Печорин говорит: «Вся моя жизнь была лишь цепь грустных противоречий сердцу или рассудку». С одной стороны, Печорин – скептик, разочарованный человек, живущий «из любопытства», праздного и, скорее, механического, с другой – в нем живет неистребимая борьба между умом и сердцем, рассудочностью и настойчивыми требованиями чувств и эмоций. «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия», - говорит герой.

Резкую оценку Печорина дали критики консервативно-охранительного толка О. И. Сенковский, С. П. Шевырев, С. А. Бурачок. В частности, Бурачок, редактор журнала «Маяк», возмущенно писал, что образ Печорина является клеветой на русскую действительность и русских людей, что «весь роман эпиграмма», что в нем «религиозности, русской народности и следов нет». Бурачок был из числа тех критиков, которые считали, что автор нарисовал свой портрет. На что Лермонтов отвечал: «. видно, Русь так уж сотворена, что в ней все обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности!»

Негативное восприятие образа Печорина было и у некоторых декабристов: Д. И. Писарева, А. В, Дружинина, К. С. Аксакова и других. Так В. К. Кюхельбекер писал: « Лермонтова роман - создание мощной души. Все-таки жаль, что Лермонтов истратил свой талант на изображение такого существа, как его гадкий Печорин».

Близкий родственник Лермонтова А. П. Шан-Гирей так охарактеризовал Печорина: «Лермонтов очень удачно собрал эти черты в герое своем, которого сделал интересным, но все-таки выставил пустоту подобных людей и вред от них для общества ».

Крайности в оценках печоринского образа по-своему свидетельствуют о «многосоставной» природе его личности, требующей к себе не одностороннего, а целостного подхода. Важно заметить, что именно так походил к оценке своего героя сам автор. И больше того: так походил к себе сам герой. Печорин, словно предчувствуя те споры, которые породит его личность, как бы вступает в диалог и со своими будущими интерпретаторами. В знаменательную для него ночь перед дуэлью, стоя на пороге жизни и смерти, герой рассуждает: « И, может быть, я завтра умру!. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я, в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец!. И то, и другое будет ложно».

Вывод: Печорин – крайнее проявление отчуждённости, законченный образ «лишнего человека». Печорин – «неформал» своего времени.

Итак, образ исчерпан? Но точка не поставлена. Много своеобразного, но не принципиально важного добавят еще и Тургенев с целой серией героев, и Гончаров, казалось бы, доскажет последнее в Обломове. Так красочно и впечатляюще, что целая эпоха – литература ХХ века, точнее, литература социалистического реализма – будет искать и представлять читателям совершенно иных героев. Героев с большой буквы, нужных, необходимых обществу! Не лишних.

«Лишний человек» XXI века. Какой он?

Исследуя современного «лишнего человека», стоит выяснить, кто является героем литературы в наше время. «Герой нашего времени» - герой постмодернизма. Кто он?

2. 1. Критик Елена Покорская в книге «Куклы и маски - герои нашего времени» говорит, что мир искусства становится миром досуга: глубина содержания и сила эмоций уступают место занимательности и динамике. Игра, где зритель становится участником, выходит на первый план - телевизионные и компьютерные игры, викторины, чаты и виртуальные игры в Интернете, и множество других форм. Они невероятно притягивают молодежь, их популярность неуклонно растет. «Однако в силу своей природной ограниченности они все же не смогут вытеснить и заменить традиционные формы искусства: рядовой зритель просто не в состоянии самостоятельно порождать такие художественные миры, которые будут долго воздействовать на его мысли и чувства. Развлекаясь и вживаясь в предлагаемые ситуации, он следует программе, выполняет задания, придуманные авторами игры. Любая игра - это чей-то сценарий, а ее участники - объекты умелой манипуляции. Кроме того, игра оказывается однообразной и короткой. Эффект необычности стирается, и стремление к новым впечатлениям приведет его назад, к старинным формам виртуальной реальности, т. е. к искусству».

В компьютеризированном мире человек XXI века разыгрывает все те же извечные ситуации. "Я под маской" реализуется в процессе виртуального общения в Интернете. "Я и кукла" выражается в компьютерных играх, которые изначально основаны на персонажах и сюжетах комиксов, боевиков и фэнтэзи. Маски и куклы выступают здесь в той же единственной функции, оставленной современной культуре - функции муляжа, имитации мира, где человек скрывает свое лицо и сам становится вымышленным персонажем.

Таким образом, «без всяких кавычек маски и куклы стали героями нашего времени во всех смыслах этого выражения. Будь то марионетки политических шоу, действующие лица "Городка" и "маленькой психиатрической больницы", или маски культуры и готовые куклы на прилавке, - все они тесно населяют художественное пространство нового тысячелетия. Для полноценного осмысления сущности этого пространства, его глубинных значений, в будущем нужно, несомненно, нечто большее, нежели очередная модернизация постмодерна. А пока что. Если есть доля истины в знаменитом высказывании Шекспира - "Весь мир театр, и все мы в нем актеры", то теперь правомернее утверждать: "Весь мир - кукольный театр, и все мы в нем марионетки или их маски"».

2. 2. Заслуженный писатель Владимир Семенович Маканин в самом конце ХХ столетия в книге «Андеграунд, или Герой нашего времени» показал «лишнего человека» XXI века.

Герой романа - человек, который последовательно бежит от соблазнов эпохи, хотя ему для этого приходится стать бомжем и убийцей. Роман Владимира Маканина назван рискованно и многообещающе. Даже звучание «имени» героя – Петрович – вызывает в памяти лермонтовского офицера, гениально угаданный тип, мимо которого не прошли и другие русские писатели, помещая своего героя то на обломовский диван, то в подполье, то «на дно».

Для героя романа Маканина подполье («общага», «психушка») – это тоже не только образ жизни, но и образ мыслей. Петрович – бездомный, безбытный, даже в условиях отсутствия цензуры не пытающийся напечататься писатель. А «наше время»? Муравейник людей, водоворот событий: «новые русские» и «новые нищие», митинги, постсоветские кабинеты, криминал – панорама взбаламученной жизни, в которой герой с завидным упорством отстаивает свое «я».

2. 3. Очень точно передает психологию современных «лишних людей» рассказ Алины Гнёздышкиной «Новые лишние люди». Героиня рассказа - девушка, которая не должна была родиться, тем самым являясь «лишней» в этом мире. «Она родилась мертвой. Врачи Ее откачали, но мир не был им за это благодарен - ведь в нем стало на одного лишнего человека больше».

Рассказчик, молодой человек, также причисляет себя к «лишним», к такой же «ошибке мироздания». Лишние люди - новая формация. Так заявляет он. Да, это не единицы и песчинки, это уже сила, которая не только осознает свою «ненужность», отчуждённость в этом мире, но уже и готова заявить о себе, требовать своё место.

«Чем больше нас обижают, тем мы злее.

Тем нас больше.

Тем мы сильнее».

Это звучит как лозунг, призыв к борьбе.

«Был бы я как вы» - начало рассказа, только на первый взгляд, показывает рассказчика неуверенным, сомневающимся.

Финал же звучит четко и угрожающе: «Смотрите - новые лишние люди идут, и именно перед ними расступаются стены, построенные веками. Именно они останутся здесь, а вы вымрете, о нежные мамонты, и не спасет вас ни ваша хваленая любовь, ни надежда, ни вера, о которых нам ничего не известно и без чего нам живется замечательно, пусто и свободно. Смотрите - вот МЫ идем».

В маленьком рассказе заявлены герои, но отсутствует сюжет. По жанру его можно отнести к очерку, небольшой психологической зарисовке, из которой ярко проявляются черты «нового лишнего человека».

Вывод: современный «лишний человек» также отчужден, причем, сознательно, психически не устойчив, отвергает «вечные» ценности (веру, надежду, любовь), но заявляет о себе, проявляет настойчивость и даже агрессию. «Лишних» в наше время много и становится еще больше. Это иллюстрируют последние слова рассказа: «Смотрите - вот МЫ идем».

Из вышесказанного можно определить, что новый «лишний человек» - это представитель субкультуры, неформал, возможно, «эмо». Именно современные неформалы резко противопоставляют себя обществу, заявляют об особом статусе.

Несмотря на это, современный «лишний человек» вызывает сочувствие. Его яростные высказывания – последний крик отчаявшейся, заблудшей души.

Социологическое исследование

Проблема «лишнего человека» волнует многих современных читателей, пользователей Интернета. На многочисленных форумах можно встретить жаркое обсуждение данной темы, различные социологические опросы. Приведу некоторые из них.

Интернет-опрос

Форум Академгородка, Новосибирск

«Лишние люди» – люди, которые не знают, для чего живут, не определившиеся со смыслом жизни.

Ваше мнение об этих людях.

Или вы сами относитесь к этой группе?

- Я не знаю, для чего живу, но не считаю, что я «лишний».

Я бы сказал так: я живу для себя!

- Слово не совсем удачное – «лишние». ничего лишнего в нашем мире нет!

- Жалко их и всё

- Никто не «лишний»! Хотя бы исходя из того, что большинство людей - это приятное звено "пищевой" цепочки. На котором собственно меньшинство и ездит. А насчет этих людей. Они гораздо счастливее людей, которые задаются этим вопросом.

- Ммм. а по-моему, «лишние люди» - это те, которые не могут принять этот мир и найти себе применение в нём, но и мир не хочет принимать таких людей. Странное ощущение отчуждённости. Возможно непонимание смысла жизни тоже присутствует.

- Не бывает «лишних»!

- Нет! «Лишние люди» есть! Это бомжи и наркоманы! Они никому не нужны!

Форум газеты «Мой район» / Санкт-Петербург

Лишние люди

- «Лишний» - это плохо, а «не Лишний» - кайф!

- На самом деле – нифига не кайф!

- Я так и не считаю! Даже, может быть, наоборот. Было бы честно сказать, что быть в толпе очень удобно. Быть вне ее составляет труд.

- Не плохо и не хорошо. Быть «лишним» - значит протестовать. Да, согласна. И это гораздо интереснее. Но настолько же и труднее. Думаю, что сегодня быть «лишним» - это удовольствие, которое не каждый человек может себе позволить. Не только в духовном плане.

Литературный форум

Лишний человек - герой нашего времени?

- Герой нашего времени? Чепуха. «Лишний человек», даже Герой – существует ВНЕ времени. Потому что – «лишний». Безвременье – отметина «лишнести». Ну а благополучия ценз ни при чём. Среди сытых-довольных - «лишних» не меньше, чем нищих.

- Согласна. Мне вообще кажется, что «лишних» теперь гораздо больше, чем «не лишних». Но все-таки, думаю, что время (эпоха) играет здесь не последнюю роль.

- Эм. Знаете. Меня немножко смутила сама тема. Что значит "Лишний человек"? Вообще, откуда такое выражение-то появилось? Для меня лишнее - это когда никому не нужное, и его выбрасывают на помойку. В данном случае на помойку в обществе.

- «Лишний человек» - герой нашего времени? «Герой» – это без мгновения «лишний».

Мы видим, что мнения Интернет-пользователей по поводу «лишних людей» расходятся. Многие из опрошенных в принципе не понимают, что означает это понятие (литературоведческий термин) – «лишний человек». Одни считаю, что «лишние» - это наркоманы и бомжи, иные - будто таковых, «непригодных», нет и никогда не было! И только отдельные участники опроса, знакомые с традициями классической литературы, ассоциируют «лишнего человека» с героем времени, с протестом устоям общества, с поиском смысла жизни, своего места в ней.

1. «Лишними» (по мнению окружающих) часто являются не люди, а их пороки, асоциальный образ жизни.

2. «Лишние» (по собственному мнению) – люди вне времени, неуютно чувствующие себя в современном обществе.

Социологический опрос

Есть ли в нашем обществе «лишние» люди?

Проведен 23 сентября 2009 года в Черемушкинской средней общеобразовательной школе №1 города Саяногорска. Участники опроса: учителя и учащиеся школы – 25 человек.

Описание диаграммы: Да – 44 %, Нет – 41 % , Не знаю – 15%.

Особое мнение (из интервью):

- У нас «больное общество», но убрав из него «лишних людей», мы его не вылечим.

- «Лишнего» в мире ничего нет, так как все, кто рождены, пришли сюда исполнить свое назначение.

- У нас и так не хватает населения в стране! Какие «лишние»? Все нужны!

- «Лишние люди» - это нормальное явление. Как без них? Глядя ни таких, понимаешь, что живёшь правильно и счастлив!

Большинство опрошенных (59 %) считают, что в нашем обществе есть «лишние люди» или сомневаются в этом.

Считаем, что такое суждение в корне неверное и даже опасное, порождает вражду между людьми, противостояние «лишних» и «нужных», ведет не к решению проблем, а их углублению.

«Лишний человек» - взгляд сквозь века

Завершив исследование, можно сделать выводы.

• «Лишний человек» - социально-психологический тип, запечатленный не только в русской литературе 1-й половины 19 в. , но и во 2-й половине 19 в. , а также современной.

• Его главные черты: отчуждение от официальной России, от родной среды, чувство превосходства над ней и в то же время - душевная усталость, глубокий скептицизм, разлад слова и дела.

• Образ «лишнего человека» в научной литературе освещен достаточно, но актуальность его сохраняется, так как образ является универсальным и применим вне времени.

• «Лишний человек» прошел сквозь века и за это время успел измениться. Раньше он боролся с крепостным правом, был рисков, отважен, эгоистичен, а сейчас ищет, где переночевать, живет на последние деньги. Но сохранилось в нем одно: он все также стоит против общества, чувствует в себе творческий потенциал, интеллектуальное и нравственное превосходство, но не находит места в этом мире.

• Многие люди в наше время чувствуют себя «лишними», ненужными обществу, изгоями, маргиналами.

Особенно настораживает, что молодые люди могут стать «лишними» в обществе, так как им трудно определиться с выбором профессии, с выбором жизненного пути.

Как найти себя? Как реализовать свои способности? Мы не получим точных ответов из книг Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, но они помогают нам понять, каким не нужно быть, и избежать ошибок «лишних людей».

Таким образом, гипотеза об усилении интереса читателей к образу «лишнего человека», дальнейшем развитии образа, о его возрождении подтвердилась.

Задачи исследования выполнены. Цель частично достигнута.

Перспектива развития исследования:Остались без внимания такие «лишние» 2-й половины XIX века, как гончаровский Обломов, тургеневский Рудин, но это литература, с которой только предстоит познакомиться в 10 классе.

• Тема «новых лишних людей» малоизученна, представляет большой интерес не только для литературы, но может рассматриваться в социологии, психологии, современной философии.

• Для привлечения внимания общественности к проблеме появления «новых лишних людей» запланировано публичное обсуждение исследования на внеклассных мероприятиях (дискуссия).

«Новые лишние люди»

Был бы я как вы, то сказал бы, что люблю Ее. Но правильнее было бы сказать так - Она такая же, как я.

Можно не буду говорить Ее имени здесь?

Она, как и я, не должна была родиться.

Она родилась мертвой. Врачи Ее откачали, но мир не был им за это благодарен - ведь в нем стало на одного лишнего человека больше.

Я не помню, где и когда мы с Ней познакомились. Мы как будто знали друг друга всегда.

Однажды Она спросила: "Как ты думаешь, что было бы, если бы мы не встретились?". Я задумался и ответил: "Такого не могло бы быть". И, как, оказалось, был прав: лишние всегда находят друг друга - по глазам. У Нее - такие же, как у меня.

Она ненавидит искусство, хотя творит его самим своим существом и существованием. Да и не только Она - его творят многие из нас. Любящим и любимым не до того - они заняты жизнью, нам незнакомой, и пока они живут, мы создаем для них искусство, чтобы они его поглощали за чашечкой кофе или рюмочкой водки.

Онегин. Печорин. Рудин. герои Достоевского - что они по сравнению с современно-вневременными нами? Знаете, что такое быть нежеланным ребенком и жить, неся на себе тяжесть собственного несвоевременного рождения? Нет! А знаете, что значит жить, понимая, что мир не ждал твоего прихода в него? Так вот - Она - знает.

Перчинка, искорка существования. Визитная карточка - бледная роза в петлице, засохшая и шершавая на ощупь; роза, ничем не пахнущая. Пустое место, эстетически оформленное.

В жизни - так же.

А бывает - взгляд сквозь пленку-негатив. Все сразу становится таким причудливо-замечательным. Вот тогда и рождается искусство. Мы так его и творим - глядя сквозь несколько негативов. У Режиссера их много. У него, кстати, потрясающее чувство юмора - нам бы такое.

Лишние люди - новая формация. Они - амишские ошибки мироздания, порождения современного общества, имеющие истоки в веках предыдущих и предпредыдущих, а также. в вас - бывших и настоящих. Мы - порождение вас, "вы-отраженные", и ненавидите вы нас по праву.

Прокляты? Пускай. Нам до этого нет дела. "Мы сильные, потому нас можно обижать" - так говорила Она. Уж кто-кто, а Она знает цену исчезновения написанного в.

Чем больше нас обижают, тем мы злее.

Тем нас больше.

Тем мы сильнее.

Мы не понаслышке знаем, что такое красота, хотя наша красота, как известно, специфическая. Но Ее красота - настоящая, хотя Ее мужчины были все как один отвратительны. А все мои женщины были, наверное, вообще не женщины.

Знаю - когда-нибудь мы с Ней сделаем новых лишних людей. И они выживут вас с вашей собственной планеты - вас, желанных детей, взаимно любимых жен и мужей, нашедших свое место в жизни, имеющих все для счастья, но не знающим, что с ним делать. Вас, не понимающих того, что счастливы. Вас, не замечающих нашего танца на причудливых картинках-иллюстрациях к Книге вашей жизни.

Мы защищаем мир от тотальной счастливости собственным существованием.

Мы держим цветные нити ваших судеб на своих тонких, мертвенно-бледных пальцах.

Мы читаем ваши судьбы как сценарии, как художественную литературу - а на что, кроме этого, они годны?

Смотрите - новые лишние люди идут, и именно перед ними расступаются стены, построенные веками. Именно они останутся здесь, а вы вымрете, о нежные мамонты, и не спасет вас ни ваша хваленая любовь, ни надежда, ни вера, о которых нам ничего не известно и без чего нам живется замечательно, пусто и свободно.

Смотрите - вот МЫ идем.

Все совпадения с реальными историями жизни определенных личностей считать случайными, как и все в этом мире.

(Алина Гнездышкина)

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)