Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литературные игры. Из истории акростиха

Мы иногда встречаем в литературе такие понятия, как «акростих», «анаграмма», «буриме», «центон», «шарада», «логогриф», «метаграмма», «палиндром». Слова эти древнегреческого происхождения. Не всем известно, что принадлежат они к области загадок и первоначально родились как прикладные формы поэзии.

Это были своего рода интеллектуальные игры, продиктованные, прежде всего не поэтическими задачами, а заботой о развлечении в часы досуга. Такое стихотворчество на протяжении многих веков являлось любимым занятием поэтов. Причем и в этих формах большие мастера достигали высокой художественности.

В наши дни шарада и ей подобные загадки перешли из области поэзии в разряд обычных игр со словами, такие как кроссворды, чайнворды, викторины, ребусы. Приемы акростиха, буриме, центона используются в ряде других занимательных задач, формы подачи их продолжают совершенствоваться, усложняться, развиваться.

В архиве музея венгерского города Печ хранится самая крупная в мире коллекция из 120 тысяч загадок, шарад, головоломок со всей планеты. Её создал венгерский этнограф Л. Мандоки, который на протяжении четверти века занимался сбором и изучением этих игр. Их можно использовать дома, в дороге, на уроках, школьных вечерах, других внеклассных мероприятиях для расширения кругозора, проверки эрудиции.

Из истории акростиха.

Интересна история своего рода интеллектуальной игры-акростиха.

«Литературная газета» поведала однажды забавную и поучительную историю. Некий поэт М. (полная фамилия не указывается) обратился в редакцию с письмом, сообщая, что стихи, которые приписываются издавшему поэтический сборник некоему К. , на самом деле принадлежат автору письма. Стихотворец М. задолжал своему знакомому К. , и тот в уплату денежного долга требовал от поэта все новых и новых стихов, которые и опубликовал под своей фамилией. Чтобы доказать авторство, М. предложил редакции обратить внимание на одно из стихотворений прилагаемого сборника: начальные буквы этого стихотворения, оказавшегося акростихом, составляют полную фамилию К. с добавлением весьма нелестного эпитета в адрес похитителя чужих стихов. Так акростих послужил верным стражем авторского права.

Акростих – греческое слово (arostichis), в переводе на русский оно означает «краестишие», т. е. это стихотворение, в котором начальные буквы каждой строчки образуют какое-либо слово или фразу. Изображение такого рода стихотворения приписывается древнегреческому драматургу Эпихарму (VI – V в. до нашей эры). Затем акростих встречается у римлян в III – II вв. до нашей эры. У наших братьев по письменности – болгар – акростих был излюбленной формой стихотворения в IX веке, в период расцвета национальной литературы. Один из учеников славянских просветителей Кирилла и Мефодия Константин Болгарский составил в 894г. сборник поучений. Начинается книга со стихотворного предисловия, «Пролога», получившего широкое распространение и на Руси. Я обратила внимание на его построение и поняла, что он представляет собой типичный акростих. Начальные буквы составляют азбуку. Приведу отрывок из середины:

И летит ныне славяньско племя

Ко крещению; обратишеся веи,

Людие твои нарещися хотящее;

Милости твоея, Боже, просят зело.

Включение имени поэта в акростихи в какой-то степени свидетельствует, очевидно, о пробуждении авторского самосознания. Ведь в то время по установившейся традиции творческий процесс продолжал восприниматься как результат коллективного творчества. Но, конечно же, названная причина не единственная. Акростихи широко использовались как тайнопись – способ обмануть цензуру, желание сделать понятным лишь для немногих посвященных, как указание на имя автора в недописанном произведении и пр.

В 1983 году на один из закрытых вечеров физиков в Доме культуры Института атомной энергии выдавалось приглашение с изображением человека в маске. Всем, как впрочем и мне, было очень интересно кто этот человек. На второй странице приглашения было помещено стихотворение, в котором я и нашла ответ на свой вопрос.

Атом двигает вперед,

Лед кругом ломает.

Если время есть споёт,

Как артист сыграет.

Съедет с горки ледяной

Адмирал науки.

Неустанным тамадом

Даст заряд от скуки.

Рукодельник, рыболов,

Он по батюшке – Петров.

Вот загадка: кто таков?

Фамилия этого человека – Александров.

Поэт XVIII века Ю. Нелединский-Мелецкий, память о котором сохранилась благодаря его песням, получившим распространение в народной среде, написал следующую «Загадку акростическую»:

Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всегда бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями – не быть я создана.

Отгадка находится в самой загадке. По первым буквам складывается слово «дружба».

Подобная загадка есть и у выдающегося русского поэта XVIII века Г. Р. Державина:

Родясь от пламени, на небо возвращаясь;

Оттуда на землю водой нискупаюсь,

С земли меня влечет светило дня к звездам,

А без меня тоска смертельная цветам.

Ответ: роса.

Историки литературы вспоминают забавный случай из жизни издателя популярного в начале XIX века «Дамского журнала» князя П. И. Шаликова. Он был не меру чудаковат. Летом, несмотря на почтенный возраст, обязательно появлялся на людях в шейном голубом или розовом платке. А о его сентиментальности ходили легенды. Однажды кто-то, пожелавший остаться неизвестным, прислал в журнал длинную стихотворную шараду, не лучше и не хуже других. Но читатели оказались более внимательными. Прочитав первые буквы строк, они со смехом получили фразу: «Глуп, как колода».

Перед восстанием декабристов, как сообщала «Русская старина» (1872, №9), был в большом обращении между армейскими офицерами «анонимный акростих на Аракчеева»:

Аггелов племя,

Рыцарь бесов,

Адское семя,

Ключ всех оков!

Чувств не имея,

Ешь ты людей,

Ехидны злее,

Варвар, злодей!

В 1886 году был опубликован один из пасквильных акростихов. Я хочу, чтобы вы его внимательно прочитали.

Мудрец наших дней.

Люди смеются над ним бесконечно,

«А наплевать мне на них», - он твердит,

На ворот брать не повиснет, конечно,

И мудреца не она удивит.

Надо быть стойким в своем убеждении,

Дурь если даже одна на уме

Ум хорошо б иметь, без сомненья,

Разве ж он репа?. При свете, при тьме

Аж хоть ты лопни, не купишь его

Как же тут быть?. проживу без него.

А. Фет.

Это стихотворение в свое время наделало много шума. Напечатанное в газете «Русский курьер», редактором которого был журналист и публицист Н. П. Ланин, оно содержало надругательство над самим Н. П. Ланиным. Позже А. Фет публично отмежевался от этого стихотворения.

В XIX веке акростихом занимался тонкий лирик, виртуоз стиха, русский поэт Л. Мэй. Но уже в то время «краестишие» встречается реже. А вот XX век вновь пробуждает интерес к акростиху. Приведу «краестишие» с посвящением В. Брюсову поэта М. Кузьмина:

Валы стремят свой яростный прибой,

А скалы все стоят непоколебимо,

Лети орел, прицелов жалких мимо,

Едва ли кто ему прикажет: «Стой!»

Разящий меч готов на грозный бой,

И зов трубы звучит неутомимо.

Ютясь в тени, шипит непримиримо

Бессильный хор врагов, презрен тобой.

Ретивый конь взрывает прах копытом.

Юродствуй, раб, позоря Букефала!

Следи, казнясь, за подвигом открытым!

О лет царя! Как ярко прозвучала

В годах, веках труба немолчной славы!

У ног враги – безгласны и безглавы.

Мне очень нравится творчество А. Ахматовой. У нее есть один единственный акростих, который помечен мартом 1916 года. Он был написан после отъезда в Англию её самого близкого друга Бориса Анрепа. Стихотворение это под заглавием «Песенка» опубликовано в книге «Бег времени» только в 1965 году. Сама поэтесса обратила внимание В. М. Жирмунского на то, что это акростих:

Бывало, я с утра молчу

О том, что сон мне пел.

Румяной розе и лучу,

И мне – один удел.

С покатых гор ползут снега,

А я белей, чем снег.

Но сладко снятся берега

Разливных, мутных рек.

Еловой рощи свежий шум

Покойнее рассветных дум.

Запрятанные в стихотворении слово или фраза могут располагаться не только в начале строк, но и составляться из конечных букв либо из средних. В таком случае они носят название уже не акростиха, а телестиха или мезостиха. Можно составлять и двойные акростихи, где одно слово или фраза размещается, например, по начальным буквам строк, а другое – по конечным, или они представлены в другом сочетании. Прекрасные акростихи, телестихи и мезостихи слагал римский поэт Оптациан Порфирий, он же в III веке до н. э. написал комментарии к сочинениям Горация. Из поэтов XX века в области мезостиха можно выделить Вадима Шершеневича и Александра Туфанова. Приведу мезостих последнего:

Когда туман, как дым ползет к ущелью,

Азалий Дафна ищет по горам,

Венок плетета я несусь с метелью

Сквозь льды, без солнца, выше по скалам,

Туда, где тишь царит в пустыне синей

Там в глубине зеркальной паутиной

Я вечно скован: с Дафной я не сам.

Когда она волной своей прибойной

Бьёт снизу в насыпь млечного пути,

Я как звезда и как ручей разройный,

Лечу к ущельям – вижу, не найти,

Ищу огня, в который мир закован

Опять, опять землей я зачарован.

Чтоб снова в натишь звездную уйти.

Из средних букв складывается фраза: «Наташе на память».

В 60-х годах текущего столетия французские литературоведы, изучавшие творчество Франсуа Вийона, открыли тайну, просуществовавшую до них почти пятьсот лет. Оказалось, что почти каждое стихотворение Вийона является либо акростихом, либо мезостихом. Если читать только первые буквы всех строчек, или только последние, или каждую пятую, или снизу вверх, то можно обнаружить в произведениях Вийона множество сведений о жизни поэта. Каждому стихотворению или, можно сказать, каждому шифру соответствует свой особый ключ. Расшифровано более полутора тысяч стихов Вийона. Получены новые интересные сведения об его жизни. Стало, например, известно, кто и почему преследовал поэта.

В январе 1959 года в газете «Комсомольская правда» были опубликованы стихи неизвестного советского солдата, найденные в развалинах фашистского концентрационного лагеря в Заксенхаузене. Исследователей, как впрочем и меня, заинтересовало, кому же все-таки они принадлежат. Кто этот поэт, сохранивший в суровых испытаниях концлагеря поэтический жанр? Ответ нашли в следующем стихотворении:

Помнишь ли ты город милый, родной,

Отлогий, весь в зелени, берег Днепра?

Речицу ли вспомнишь порой?

Хочется птицей помчаться туда,

Обнять свою родную старую мать.

Милую девушку к сердцу прижать,

Ей рассказать о прожитых годах,

Нежно лаская, забыться в любви,

Которая дышит нетленно в груди,

Огнем жжет и вечно в мечтах

А будет, я знаю, то время придет,

На Родину снова вернемся, мой друг!

Там счастьем, что долго, ох, долго нас ждет,

Однажды упьемся.

Надейся, мой друг, это время придет!

По первым буквам складывается имя и фамилия автора: Порхоменко Антон.

А вот еще одни интересные сведения. В романе польского писателя, лауреата Нобелевской премии Генрика Сенкевича «Quo vadis» («Куда идешь») есть эпизод с греком Хилтоном:

« - Попробуй господин, - предложил он, - произнести по-гречески последующую фразу: Иисус Христос, бога сын, спаситель.

- Ладно. Сказал. Ну и что?

А теперь возьми первые буквы каждого из этих слов и сложи так, чтобы получилось одно слово.

- Рыба! – удивленно сказал Петроний.

- Вот почему рыба стала символом христиан, - с гордостью сообщил Хилтон ».

В Италии, например, сохранилось предание, будто однажды художник создал портрет одной актрисы, изобразив ее с букетом цветов, расположенных так, чтобы из первых их названий слагалось её имя.

Похожая история связана с одним из самых популярных экспонатов музея Ла Скала – портретом Марии Малибран (сестры Полины Виардо), датируемым 1834 годом. На портрете певица в костюме Дездемоны действительно изображена с букетом цветов, из первых букв названий которых по-итальянски слагается имя предполагаемого художника Брюллова – Карло (camellia, accanto, rosa, loppolo, olea).

Как я заметила, акростихом заканчивается сказка Льюиса Кэррола «Алиса в Зазеркалье»: первые буквы строк складываются в имя – Алиса Плезнс Лидделл.

Выдающимся мастером сложных «краестиший» считается иеромонах-никоновец Герман. Им написано свыше 1600 стихов. Естественно, что все они на духовные темы. Но это не умаляет их литературного значения. Дошедшие до нас четырнадцать песен-акростихов с именем Германа представляют собой самостоятельные содержательные произведения определенной композиции: в начале дается основное положение, далее следует его развитие, а в последних двух-трех строфах – заключение.

Исследователь творчества Германа А. В. Позднеев пишет: «Герман постепенно усложняет свое мастерство, сочиняя сначала песни с одним акростихом, читающимся или сверху вниз или слева направо, затем – с двумя акростихами, из которых один читается сверху вниз, а второй – слева направо, и еще более сложными – с двумя, читающимися одновременно и сверху вниз и слева направо акростихами, с тремя и т. д. »

Песни – акростихи Германа с упоминаниями авторского имени и этапы его монашеского пути свидетельствуют о том, что он отступил от неписаных монашеских законов скромности, считая создание песен своим личным делом. Как мне кажется, в области акростиха он достаточно потрудился.

В книге К. Чуковского «Чукоккала» я нашла «Оду-акростих» Владимира Познера о наслаждении в 20-х годах в Петрограде литературных кружков и шуточный акростих с привкусом иронии поэта-пародиста сатирических песенок З. Паперного, посвященный Корнею Ивановичу:

Чей славный труд всего любезен Музе?

У чьих страниц – и блеск ума и пыл?

Кто завязал десятилетья в узел?

О, кто времен мозаику сложил?

Кем собраны сокровища такие,

Которыми гордится вся Россия, -

Атлетов мысли, гениев простых

Листки, стихи, шедевры озорные?

Ах, вы не узнаете? Скажите им акростих!

По первым буквам каждой строчки складывается «Чукоккала».

На название газеты «Комсомольская правда» составлено немало акростихов.

Приведу один из них, опубликованный под заголовком «Как называется Самая лучшая в мире газета?»

Кому под силу так игриво

Соединить во всей красе

Мольбы наставников ворчливых

С канканом свежих новостей?

Явленья жизни нашей трудной

Преподносить кому не лень

Авторитетно, но не нудно

Давным-давно и каждый день?

Если сложить выделенные буквы, то получится название этой газеты.

Заключение.

Прием акростиха в какой-то степени присущ и аббревиатурам – словам, образованным из первых букв,- например: вуз – высшее учебное заведение, СНГ – Содружество Независимых Государств и т. п.

Акростих остался популярным и в наши дни. Но сейчас он более популярен в виде поздравлений для близких, друзей. Сочиняют его также и профессионалы. Мне кажется, что пожелания в виде акростиха – довольно оригинальная форма поздравления. И, как мне кажется, акростих будет жить еще долго, как прикладная форма поэзии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)