Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литературный Глазов

Чем глубже корни дерева – тем крепче его ствол и раскидистей ветви.

Без прошлого не бывает настоящего и самое удивительное - величественного будущего.

Эти привычные истины приходят в голову, когда начинаешь думать и о судьбе всей нашей Родины, и о судьбе того края, в котором живешь, где наш отчий дом, где мы родились.

Удмуртия

Совсем немного места занимает она на карте нашей великой страны. Но коли, знаешь ее не только на карте, то можно сразу представить воочию всю. Вот она земля, дающая начало Каме и Вятке, десяткам рек и речушек, земля голубых родников.

Удмуртия – это еще и земля великих поэтов, создавших величайшие произведения о нашем крае и людях, населяющих ее. Это имена и Олег Поскребышев, и Флор Васильев, и Даниил Яшин, и многие другие.

У каждой литературы, как и у народа, свои знаменательные вехи исторического развития, свои повороты судьбы. И у каждой литературы есть своя дата рождения.

Если представить Удмуртскую литературу, как одну монументальную книгу, то это будет творческий труд всего шести десятилетий, в котором отразился путь от фольклора к крупным эпическим формам, к осмыслению исторического процесса, к решению важных проблем современности.

Путь удмуртской литературы – это путь от устной поэзии к развитым формам профессионального искусства. Содержание удмуртской литературы в разные периоды ее развития дает возможность проследить, как поэтапно она овладевала эстетикой фольклора.

Главные темы удмуртской литературы: человек и земля, природа и люди, человек и труд, хлеб.

Произведения русской классической литературы 18-20 столетия, в которых в той или иной мере запечатлена древняя и дореволюционная история Удмуртии, существенно различаются по времени создания, жанровым особенностям и манере живописания. Они поныне поражают читателя богатством фактуры, своеобразия художественных красок, глубокой реалистичностью образцов, значительностью и остротой тем и проблем. В них авторы последовательно утверждают идеи гуманизма, демократизма и выражают горячее сочувствие к тем, кто в условиях самодержавия был обречен на жалкое и бесправное существование.

В наше время трудно встретить человека, который не увлекался бы поэзией, не искал бы в ней ответов на сложные вопросы современности. «Поэзия людям нужна как дыхание», - говорил Расул Гамзатов.

Поэтические сборники становятся настольной книгой многих людей, которые задумываются о своем будущем. Ведь поэт – это носитель и творец духовной культуры народа.

В своей работе мы попытались обобщить сведения о писателях и поэтах, чье имя связано с нашим городом и рассказать о творчестве наиболее значимых поэтов Удмуртии.

ГЛАЗОВ – СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОЙ УДМУРТИИ

Огромный вклад в становление и развитие литературы, и в частности поэзии, в Удмуртии внес и наш небольшой городок – Глазов.

Глазов стал кузницей талантов, которые всю свою жизнь посвятили литературному творчеству.

В 60 - 80-е годы в Глазове появилась целая плеяда поэтов, составивших литературно поэтическое созвездие города. Открыли эту своеобразную галерею поэтического творчества ставшие профессионалами выпускники Глазовского педагогического института Олег Поскребышев, Флор Васильев, Даниил Яшин, Владимир Парамонов, Надежда Лещева, Татьяна Шуваева.

Даниил Яшин (1929-1988) выпустил первую публикацию в 1948 г. , а первый сборник в 1959 г. Он автор десяти поэтических сборников. С1952 по 1959 Д. Яшин работал в Глазовском государственном педагогическом институте им. В. Г. Короленко, где организовал литературный кружок. «Поэзия – песня Д. Яшина, действительно о людях, живущих в родном краю» (З. Богомолова).

Олег Поскребышев в 1952 г. с отличием окончил Глазовский учительский институт, а в 1959г. также с отличием – факультет русского и литературы ГГПИ. Публикуется с 1955 года, автор более двадцати книг, с 1967 г. член Союза писателей. О. Поскребышев является лауреатом Государственной премии УАССР, Премии Комсомола Удмуртии. «Мысль у него всегда упруга, звеняща, будто натянута струна» (Ф. Васильев).

Флор Васильев- классик удмуртской поэзии, автор более двадцати книг на удмуртском и русском языках. Член союза писателей с 1964 года, он отмечен высокими наградами. Ф. Васильеву посмертно присуждена Государственная премия Удмуртской Республики.

Флор Васильев (1934-1978) в 1958 г. с отличием окончил ГГПИ им. В. Г. Короленко. Первая публикация поэта появилась в 1953 г. , а первый сборник стихов вышел в 1957 г.

Большие поэты не старятся

И не умирают.

Они погибают,

Они сгорают,

Чтобы осветить сумрак Вселенной

И наших душ.

(В. Владыкин)

Владимир Парамонов (1945-2001) в 1978 г. заочно окончил филологический факультет ГГПИ. Первые стихи опубликованы в 1961 г. , первый сборник выпустил в 1978 г. всего автором создано четыре сборника. «Творчество Владимира Парамонова – это вековечный спор человека со временем» (Н. Золотников).

Елена Данчук в 1948 г. заочно окончила филологический факультет ГГПИ, публикуется с 1967г. в местной периодической печати, а также в журналах «Аврора», «Нижний Новгород». В 2006 году состоялась презентация ее первого сборника стихов. «Стихи Елены Данчук лишь зримая часть «айсберга ее увлечений и привязанностей» (Т. Ананина).

Виктор Евстафьев (1928-2003) работал в ГГПИ с 1953г. , с 1971 по 1991 год являлся ректором института. Награжден орденом «Знак почета, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд». «Это человек – лирик по самой сути своего душевного устройства» (В. Захаров).

Вячеслав Захаров в 1968 г. окончил ГГПИ, профессор, декан филологического факультета института, публикуется в центральной и республиканской прессе, литературных альманах с 1969 г. Первый сборник стихов выпустил в 1983 г. Вячеслав Васильевич первый, кто написал монографию о творчестве народного поэта Удмуртии О. А. Поскребышева. «Творчество в конечном итоге – всегда преодоление эгоцентризма» (В. Захаров).

Равиль Касимов окончил физико – математический факультет ГГПИ в 1970 г. С 1976 г. работает в Московской академии им. К. А Тимирязева. Публикуется с 1984 г. Выпустил двухтомник своих стихов, разместил их и в электронном виде в Интернете. «Со временем этот городок (Глазов) в моих воспоминаниях станет Талисманом всей моей жизни» (Р. Касимов).

Надежда Лещева в 1976 г. окончила филологический факультет ГГПИ, участница IX Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве. Первые публикации ее стихов можно найти в альманахах «Горизонт», «Стихи этого года», Молодая поэзия 1989 года». Сама Надежда считает себя ученицей известного русского поэта Н. Старшинова, с которым сотрудничала до самой его смерти.

То тайна крылатой России,

Веков неразрывная связь.

Я, может быть, тоже мессия,

Раз в этой стране родилась

(Н. Лещева)

Александр Мартьянов учился в Глазовском педагогическим институте, в 1985 – 1987 годы был художественным руководителем студенческого клуба «Юность». Первые стихи были опубликованы в «Удмуртской правде» в 1979 г. В 2004 году состоялась презентация его первого сборника стихов. Публиковался также в газетах «Красное знамя», «Известия Удмуртской Республики», в журнале «Луч».

Майя Московкина училась и преподавала на музыкально – педагогическом факультете Глазовского пединститута. Публиковаться начала в 1975 г. в местной периодической печати. В настоящее время вышло четыре ее сборника стихов и прозы. «Лирически светлые, наполненные теплом и радостью, лучшие строки стихов Майи Московкиной волнуют, как хорошая камерная музыка, заставляют задуматься о доброте» (Т. Ананина).

Татьяна Шуваева училась в педагогическом институте и жила в Глазове в 70-90-е годы ХХ века. За это время она выпустила два полновесных сборника стихов. Сейчас она работает корреспондентом радио и телевидения в Волгоградской области.

Художественный мир поэта Олега Алексеевича Поскребышева

Олег Алексеевич Поскребышев – один из популярных в Удмуртии русских поэтов.

Своеобразие творческой индивидуальности О. Поскребышева определяется тем обстоятельством, что это русский поэт, родившийся и живущий в Удмуртии. Его жизнь, его произведения пронизаны светом чуткого понимания обычаев, психологического склада, культуры удмуртского народа.

Истинное искусство не нуждается в пышном словесном оформлении. У талантливого поэта обыкновенные стихи, привычные нам по традиции, по форме, превращаются в обыкновенную поэзию, которая становится истинно высокой.

Поэт Флор Васильев написал о стихах Олега Поскребышева так: «Мысль у него всегда упруга звеняща, будто натянутая струна. Она несет такой заряд, что непременно остается в твоем сердце, читатель».

Олег Поскребышев родился 10 июля 1930 года в деревне Бани Кезского района Удмуртии. Мать и отец – крестьяне. Начиная с 1937 года, вместе со своими сверстниками будущий поэт трудился в колхозе на различных работах. Раннее осознание трудностей жизни формировало сильный мужской характер, способный противостоять драматическим обстоятельствам. Летом 1943 года, когда мужчин в деревне не осталось, тринадцатилетний подросток впервые встал за плуг, а в 1944 году принимал участие в строительстве железнодорожной ветки Ижевск – Пибаньшур. Работа в колхозе до двадцати лет и явилась его первым «университетом», опыт «учебы» в котором многократным эхом отозвался в его творчестве.

В 1950 году О. Поскребышев поступает в Глазовский учительский институт на отделение русского языка и литературы. Жизнь и учеба в Глазове стали определяющим периодом в процессе становления его литературного дарования. Здесь он занимался в литературном кружке при районной газете, здесь были опубликованы первые, еще во многом подражательные стихотворения. В 1952 году Олег Поскребышев с отличием заканчивает учительский институт, работает в Пужмезской семилетней, а затем – в Кезской средних школах. В 1959 году с отличием заканчивает заочное отделение филологического факультета Глазовского педагогического института. В течение двадцати лет (1952 – 1972) успешно работает учителем и одновременно напряженно занимается творчеством. В 1967 году принят в Союз писателей СССР.

Сегодня Олег Поскребышев- автор двадцати книг. В лучших произведениях поэта органически взаимодействуют лучшие фольклорные традиции, живая разговорная стихия сегодняшней деревни, мотивы городской культуры.

В 1960 году вышла первая книжка молодого поэта Олега Поскребышева с обязывающим названием «Мое поколение». В этом сборнике были стихи о Царь-пушке,о космосе, о призывниках, об институте, о первой любви.

Вторая книга поэта, вышедшая в 1963 году, была озаглавлена заметно полемически по отношению к первой. Поэт назвал ее просто и непритязательно- «Росинка». В ней более отчетливо была заявлена собственная идейно-эстетическая позиция художника.

Поэтическую «росинку» заметил тонкий аналитик стиха ленинградский критик Адольф Урбан. В своей статье он писал: «Я не собираюсь выдавать книжку О. Поскребышева за идеальную. У него нередко даже хорошо задуманные стихи пестрят банальностями вроде примелькавшегося «настоя» трав. В который раз «Кама вытекает из –под камня. И все- таки в книге есть те «витамины», которые заставляют читать ее со вниманием».

В следующем сборнике «Где гнездятся ласточки» (1966 год) отразился процесс творческого углубления поэта в пласты невыдуманной жизни, все активней проявляется его стремление уйти от подражаний книжным образцам. В этом сборнике появляются стихи о сельском труде, увиденном не посторонним взглядом, а как бы изнутри – с глубоким пониманием и заинтересованностью.

Этапным сборником, в котором обозначились основные черты художественного мира самобытного поэта, можно с полным основанием назвать «Застолицу» (1970).

Начиная с «Застолицы», художник решительно и бесповоротно обратился к изображению жизни земляков, своей деревни, а шире – крестьянства и народа.

Вот как отозвался о сборнике «Застолица» Флор Васильев : «Поэзия Олега Поскребышева ярка, как народные базары, как ярмарки. Язык сочный, будто выхваченный из разговора степенных мужиков и словоохотливых баб».

У каждого писателя есть свои главные впечатления, без которых трудно, порой невозможно осмыслить природу его художественного мира. О. Поскребышев принадлежит к числу художников, для которых все, что было заложено в детстве, в молодости, играет особенно значимую роль.

Многие произведения поэта носят ретроспективный характер. Однако память – это не только прошлое, это и догадка на основе опыта относительно будущего. В основе художественного мира Поскребышева лежит семейная память: отец, мать, бабушка, отчий дом

Отец поэта, Алексей Николаевич был грамотным человеком: еще до революции ему повезло закончить несколько классов глазовской гимназии. В стихотворениях, посвященных отцу, художник хотел показать, что таких, как его отец, было немало и именно на их не показной надежности, любви к родному краю держалась отчизна.

Мать поэта, Александра Васильевна, была великолепной рассказчицей и песенницей. Через все творчество О. Поскребышева проходит ее образ, ярко подсвеченный неугасимой сыновней любовью и возрастающей с годами признательностью:

Мать провожала меня на ученье.

Было полсотенки верст до Дебес.

Помню я, помню я, помню свеченье

Маминых послевоенных волос.

Тема матери, культ материнского начала в женщине, в природе становится поистине главенствующей темой в творчестве О. Поскребышева.

Дом в поэзии О. Поскребышева чаще всего олицетворяет мир детства, лучших лет жизни, да и деревня предстает большим домом, большой семьей, в которой складывался характер поэта.

Неслучайно сборники поэта «Матица»(1976), «Отчий дом»(1979) оценены критикой и читателями как его наиболее значимые книги.

Именно добрая семья формирует чувство уважения и дружбы к каждому честному, трудящемуся человеку, а отсюда и ощущение родни в более широком понимании этого слова.

Какая ни седьмая вода на киселе,

Живут родные люди по всей родной земле.

И коренится чувство в крови день ото дня,

Что все мы- не чужие, вы все- моя родня.

Крестьянский быт в его широком толковании- это изба, это ее внутренняя и внешняя композиция- с русской печью, с коньком на крыше, с узорами на наличниках, с петухами на полотенцах, с люлькой; это предметы домашней утвари; это и пейзаж, и даже климат, в соответствии с которым выстраивается и дом, и определенный порядок жизни. Быт- это и проявление истории народа, специфики его психологии, его мировоззрения. Художник широко и многообразно изображает быт крестьянина, взаимосвязанный с ритмом его жизни, с кругом его забот, с трудом и празднествами.

Художник открывает поэтическую сторону в повседневной деревенской жизни, в ее быте, труде, обычаях и обрядах.

Весьма существен в поэзии О. Поскребышева мотив труда, который раскрывается и как смысл жизни, и как опора в трагических обстоятельствах, и как источник радости. Именно в процессе труда проявляются и характернейшие качества личности.

Своих героев поэт знает не по наслышке, а по совместному труду и быту, по общим переживаниям. Непременным критерием оценки труженника является его мастеровитость в деле, открытость и доброта души.

Война вошла в память поэта щемящим, грозным «звоном отдаленных лет». Война у него- это не кровопролитные бои на передовой, не атаки с криком «ура», не свист пуль, а жизнь в тылу. Тяжелая, напряженная жизнь, чаще всего увиденная глазами подростка, отчетливо запомнившего, каким трагическим эхом отозвалась война на судьбах женщин, стариков, детей. Будущий поэт в свои 14 лет вместе со всеми строил дорогу Ижевск-Пибаньшур. В стихотворении «1941-1944» отозвались эти воспоминания:

Землянки. Телеги. Ухабы. Ах,думалось, этой ли силе

Клячонки. Лопаты. Дымки. Уступит земля свою власть!

А возле-мальчонки,да бабы, Ее мы слезами мочили,

Да,словно пеньки,старики. Чтоб легче лопатой бралась.

Один из центральных мотивов в творчестве О. Поскребышева- это мотив земли, а точнее мотив силы земли, укрепляющей душу и жизнь человека.

Живая земля «дышит теплом», «особым духом пашни»- «мятным, тминным, и винным, и ржаным». Человек должен помочь диалогу земли и неба, чтобы родился урожай, чтобы из глубины земли «вдруг пролились ростки».

Земля у О. Поскребышева уподобляется труженику и, кажется, повторяет его движения, делит с ним и труд, и отдых.

Именно земледельческий труд, по мнению автора, дает особое ощущение первозданной радости общения с землей, с самой природой, тяга к которому хранится в генных кладовых человеческой личности.

Напашется- и стал моложе,

Накосится- и вновь за стол.

Смеются бабы:- Гляньте, ожил,

Запел-защелкал наш щегол.

Изображение женщины- один из лейтмотивов в творчестве О. Поскребышева. В ней поэт славит прежде всего хранительницу семейного очага. Это образ величавый и трогательный, сильный и обеспокоенный судьбой дома и мира («Тревога», «Повитуха», «Бабушка и цветы», «Она за ложку взяться не спешит»). О. Поскребышев видит в женщине начало, направленное прежде всего на сохранение мира. Она, как и земля, выделена силой возрождения жизни, светоносной силой любви. Взгляд любящей женщины способен подвигнуть мужчину на подвиг, удвоить его силы и уверенность в работе.

Не песня ль материнства в ней опять

Звенит и льется в этот миг негромко!

Жена, сестра, невеста или мать-

Глядит она, как смотрит на ребенка.

Женщина, песня, рожь в поэзии О. Поскребышева- значимые слова взаимосвязанного образно-смыслового ряда: «Запоет, зальется рожь/ Звоном зернышек- бубенчиков/ Я гляжу, как ты цветешь/ Неумело и застенчиво».

В лирике поэта путь к любви нередко драматичен, осложнен ситуациями разлук, мучительными состояниями ревности, обиды непонимания.

В. Боков сравнил поэзию О. Поскребышева с «живым лесом». И все- таки не столько лес, сколько поле, ржаное поле является предметом пристального внимания поэта.

Простор- вот что, пожалуй, более всего характеризует пространственный образ мира в русской поэзии. И в этом смысле творчество О. Поскребышева- ярчайший тому пример.

Именно природа- поле, река, лес- помогает человеку подняться над суетой жизни, возвыситься душой, осмыслить главное, существенное. Общение с природой наполняет душу человека спасительной силой красоты.

Меж молодок зря ли говорится

(Прежде говорили, будут впредь),

Что дитя красивое родится,

Если на красивое смотреть.

Живое, порожденное природой- вот что является самым бесценным на земле. Вот почему «Драгоценней желтых самородков/ Редкие картошины лежат», «А грибы, что самородки,/ Пуще прежнего горят».

Творческую индивидуальность О. Поскребышева невозможно раскрыть без характеристики связи его поэзии с устным творчеством. Большинство исследователей, пишущих о творчестве поэта, указывают на органичность влияния на его поэзию фольклора. Так, В. Кананкин отмечает: «В своих стихах О. Поскребышев широко использует фольклорные мотивы, ритмы, образы. Он не только хорошо слышит народную речь, но и дает возможность ощутить ее красочность, многоцветность, все звуковые оттенки». З. Богомолова считает, что «любит поэт и частушечные, песенные ритмы, все настойчивее вводит в стихи разговорную интонацию».

О. Поскребышев вводит нас в атмосферу сказочного, суть которой заключается в непреходящем удивлении чуду жизни. Дни видятся поэту «белыми лебедями», сумерки- «синими синицами», ночи- «грачами».

Особое место заняла в творчестве О. Поскребышева песня («Летят утки», «Песни о деревьях», «Песня ложечника» и др.

О. Поскребышев по своей сути «песенный» человек, любящий и умеющий петь, знающий множество народных песен.

Песня вошла и в сознание и в творчество поэта. Жанрово- стилевые черты и сам образ песни в его соотнесенности с жизнью, судьбой, любовью, душой стали одной из органических основ его поэзии.

О. Покребышев не замыкается в рамках одного жанра: пишет рассказы, очерки, статьи о поэзии, переводит на русский язык стихи удмуртских поэтов Ф. Васильева, В. Романова, Д. Яшина и др.

У О. Поскребышева свой постоянный читатель. И весьма надежный. Сборники поэта не залеживаются на книжных полках. Его диалог с читателем не прерывается.

Творческий путь Флора Ивановича Васильева

Флор Васильев- автор десяти поэтических книг. В издательстве «Советский писатель» опубликован сборник его стихов «Черемуха» на русском языке, куда вошло более восьмидесяти стихотворений. В этом же году в издательстве «Советская Россия» вышел сборник стихов Ф. Васильева на русском языке «минута», куда вошли новые и ранее публиковавшиеся стихи.

Содержание первых сборников поэта- труд. Земля. Человек и окружающая среда- стало главным и для последующих его книг. Постепенно социальные темы осмысляются философскими.

Главная тема поэзии Ф. Васильева- тема Родины, тема стороны родной, которую он , как и многие удмуртские поэты и прозаики, осмысляет, как тему России. Центральная тема определила постановку других: настоящее и прошлое народа («Как эхо в сосняке, в моем усталом сердце звучат военных лет глухие голоса»), сущность национального характера, человек и мир природы.

«Светлая осень»- так озаглавлена новая книга стихов Ф. Васильева, вышедшая в 1973 году в издательстве «Современник».

А. Михайлов, написавший предисловие к этой книге пишет, что Ф. Васильев находит многозначный образ- «для утверждения жизни над смертью. Ф. Васильева можно было бы назвать певцом природы, если бы в его стихах, в его пейзаже, этюдах и зарисовках с натуры все время не ощущалось волнение человека, обуреваемого земными заботами».

С. Орлов достоинство поэзии Ф. Васильева увидел в умении по- своему, «без декларацийи риторики, с помощью картин жизни народной, родной природы выразить патриотические чувства».

Флор Васильев родился в 1934 году в северной удмуртской деревне Бердыши Ярского района.

Детство его прошло в стенах школы. Отец поэта, учитель Ивае Алексеевич, со своей семьей жил в квартире школьного дома. Обладая хорошей памятью, мальчик уже в 6-7 лет декламировал стихи русских и удмуртских поэтов. Очевидно, не только ранняя встреча с поэзией будоражили его воображение, но и «реки и дубравы», «зеленые пригорки и поля» родного края.

Героями стихов Ф. Васильева, как и других удмуртских поэтов, стали труженики полей, а тема пахаря и земли окажется главной в его творчестве. Поэт писал: «Я родился в селе, в нем провел детство, и мне очень близки люди современной деревни, близки земля и труд хлебороба, близок обновленный сельский пейзаж».

Военное детство Ф. Васильева прошло так же , как у многих его сверстников: учился и работал в колхозе, помогал семье.

В 1948 году Ф. Васильев окончил семь классов Уканской средней школы и поступил в Глазовское педучилище. Именно там, в стенах педучилища, возникло неодолимое желание писать стихи, и не только писать, но и по- своему переосмыслить произведения других авторов.

В годы студенчества началась его литературная жизнь.

Окончив педучилище, Васильев некоторое время работал в Юрской семилетней школе учителем рисования, черчения, физвоспитания, ответственным секретарем газеты «Ленинский путь» в Глазове. В 1953 году, поступив в Глазовский пединститут на отделение удмуртского языка и литературы, он становится активным членом литературно- творческого кружка, которым руководил Д. А. Яшин.

На первые поэтические опыты Ф. Васильева обратил внимание М. П. Петров, прислал ободряющее письмо.

В ранних стихах Ф. Васильева можно обнаружить ряд запоминающихся образов («Луна замерзла», «Луна играет с облаками в прядки», «Березку щиплет ветер колкий, мороз ее кидает в дрожь»), удачных пераллелей. Лирика молодого поэта привлекала непосредственностью восприятия окружающего мира.

В 1958 году Ф. Васильев окончил пединститут и был избран секретарем Глазовского горкома комсомола. Через год он- заместитель редактора газеты «Ленинский путь», руководит литературным объединением.

Творческая биография художника слова формируется в прямой зависимости от той общественно-политической атмосферы, в которой он живет. Ф. Васильев был участником IV и V Всероссийских съездов писателей.

Ф. Васильев- постоянный участник «круглого стола писателей», выступает в периодической печати со статьями о современной русской и национальной поэзии.

Каждая новая книга Ф. Васильева вызывала интерес у критиков и читателей. Подчас отдельные стихотворения его становятся предметом острого разговора на страницах удмуртской печати.

Действенное влияние на его творчество оказала первая удмуртская поэтесса Ашальчи Оки, главным образом ее песни. Неслучайно песенная структура стиха, песня, как художественный образ, вобравший в себя тяготы и радости народного бытия, займут в поэзии Ф. Васильева видное место. Образ «крылатой», «солнечной» песни все чаще возникаем в стихах поэта.

Каковы черты, исторически сформировавшиеся в характере народа, что специфично для социально – нравственного облика его в наши дни – вот вопросы, которые волнуют удмуртских прозаиков и поэтов сегодня.

Для Ф. Васильева проблема героя – не только эстетическая, но и социально – нравственная. Герой его поэзии – наш современник – труженик полей, интеллигент, молодой человек, решающий для себя сложные вопросы жизни.

Герой и лирический герой в стихах Ф. Васильева чаще всего изображены на поле отцов. Земля осмысляется как конкретно – географическое и как социально – философское понятие.

На фоне привычных красок лесов и лугов в стихах поэта возникает народно – национальный образ удмурта – труженика. Формирование нравственного облика героя поэт рассматривает в связи с его трудовой деятельностью.

Выходят мужчины на вырубку леса

И прежде, чем взяться за топоры,

Закурят, обсудят для полного веса,

Как взяться за дело, с какой стороны.

За всякое дело берутся неспешно.

Как бессловесная песня их труд.

По словам Ф. Васильева, пока живет человек на земле, будет жить и поэзия. Тяга к пониманию и выражению прекрасного – одно из лучших человеческих достоинств. Но, воспевая прекрасное в природе, труде, в отношениях людей, поэзия не может не воспевать любовь к Родине, которая вырастила человека, дала ему счастье.

Все в мире начинается с человека: с тебя, с меня. От нашего отношения к жизни зависит, какой она будет.

В стихах Ф. Васильева много солнца, света. Солнце, свет- синонимы добра, любви, радости.

Золотое солнце

В золотые хлеба

Под вечер зашло купаться.

Рядом с образом солнца - сердце, большое, человечье, «вместительней всех сундуков и ларей», переполненное любовью, но легко ранимое, если даже оно умудренное жизнью.

Седое сердце полюбить готово,

Слепое сердце гибнет от любви.

Любовь к родному краю и песня – рядом, как рядом солнце, радость и жизнь. Песенное начало жизни поэт видит в природе и труде человека.

Песня – хлеб жизни, песня и труд – спутники.

Свежесть восприятия окружающего мира, чистота нравственного чувства составляют достоинство его поэзии.

Особое место в поэзии Ф. Васильева занимает тема любви. Это поистине выстраданная тема. Сборники «О тебе», «Снова о тебе», цикл стихов «Именем твоим» прошли через сердце поэта. Автобиографическое начало в «вечной» теме не лишает ее высокого нравственного пафоса, напротив, обостряет душевное состояние лирического героя, вызывают у читателя усложненную реакцию на радость или боль его утраты. Герой словно смотрит во внутрь себя, своего чувства, своего восприятия.

Любовь обостряет слух и зрение лирического героя, делает его восприимчивее к прекрасному, природа же обостряет его чувства, придает «многокрасочность» образу женщины. Любовь к ней не отделимы от любви к родному краю, ко всему сущему на земле. «Люблю любовь. И Родину люблю любовью к милой. А милую – как Родину люблю», - признается поэт в стихотворении «О любви».

Смысл творчества для поэта – «искать новые пути, находить и снова отправляться на поиски неизвестного». Лирика Ф. Васильева не претендует на «громкость», чаще она поет «тихим», иногда элегическим голосом. Стихи его музыкальны.

Почти все стихи поэта бессюжетны. Художника интересуют чувства человека в поворотные периоды его жизни – трагические, светлые, в момент наивысшего душевного напряжения.

Поэтический образ в стихах Ф. Васильева, на первый взгляд, конкретно предметен, но поэт придает ему новую смысловую, цветовую окраску, и образ, становясь более усложненным, рождает спираль метаморфоз.

Стихи Ф. Васильева о природе нельзя рассматривать в отрыве одно от другого. Они сцементированы единством мысли, единством цели: показать человека через «призму» природы, чтобы выявить его нравственный облик.

Лирический герой его – размышляющий, анализирующий жизнь. Но в стихах Ф. Васильева, пользуясь его выражением, «природа не вообще, не в отрыве от жизни общества, а, как правило, в связи с переживаниями человека и собственными раздумьями о судьбах Родины».

Все дальше мы уходим от природы,

Не ведаем мы сами, что творим:

Другие одолели нас заботы,

И мысли наши заняты другим.

Ф. Васильев работает в малом жанре, крупных поэтических форм у него нет. В сборник «Черемуха» он включил поэмы в миниатюре «Времена года», «Песня». Во «Временах года» созданы «психологические портреты зимы, весны, лета, осени в ключе брюсовских стихов. Поэт не просто созерцает природу, а видит как весною «сосульки крыш ощетинены», «ветры рвутся в бой». Лето и осень рассматриваются в связи с деятельностью человека. Природа и человек – в постоянном «общении», взаимно обогащая друг друга, создают живую картину метаморфозы бытия.

Ф. Васильев создал тематические циклы стихов: о любви, о природе, о современнике, обратившись к внутреннему миру человека.

Поэт слышал немало нареканий, почему он редко пишет о рабочем классе, о людях промышленно- технического мира. Герой поэзии Ф. Васильева – наш современник. Он учится жить в мире, «учится любви, готовится к тревоге», «постигает смысл покоя, круговерти, вникая в суть вещей».

Стихи Ф. Васильева переводят поэты Я. Серпин, Э. Балашов, Т. Кузавлева, О. Поскребышев, В. Савельев, А. Жигулин. Переводят добротно.

Стихотворения Флора Васильева ныне также популярны среди удмуртов, особенно среди молодежи, как в свое время произведения Герда. Они уже не становятся песней, а остаются стихотворениями, пленяя читателей художественно выраженными мыслями. В лице Ф. Васильева мы можем приветствовать первого, по – настоящему современного поэта.

В заключение хотелось бы отметить, что Ф. Васильев никогда не забывал г. Глазов, в котором набирался мудрости и мощи для высокого и захватывающего полета в отечественной культуре, а также и его преданные читатели не забывают о своем любимом поэте.

Ежегодно проводятся «Дни Флора Васильева в Глазове», в которых принимают участие многие поэты, писатели, деятели искусств Удмуртии. Это поистине грандиозное событие в культурной жизни города. Имя нашего знаменитого земляка пробуждает интерес горожан к его жизни и творчеству.

Среди глазовской молодежи объявлялся конкурс на лучшее поэтическое произведение, проходили Флоровские чтения, творческие вечера, выставки, встречи горожан с членами Союза писателей Удмуртии. В Глазовском государственном педагогическом институте установлена мемориальная доска Флора Васильева.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ О ГЛАЗОВЕ

По указу Екатерины II Глазов получил статус города в 1780 году. С историей этого провинциального города Вятской губернии была связана судьба целого ряда русских писателей. Обстоятельства и сроки пребывания, как и впечатления их о городе и его жителях, были различными.

По проходившему через Глазов кандальному пути Сибирского почтового тракта проследовало девяносто три декабриста, в числе которых были литераторы: братья А. А. и Н. А. Бестужевы, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский.

В мае 1837 года, находясь в свите наследника престола (будущего императора Александра II) в поездке на Урал, в городе побывал родоначальник русского романтизма, поэт и переводчик В. А. Жуковский. Металлический дорожный саквояж писателя и дом купца Волкова, в котором останавливался Жуковский на ночлег, хранится до сих пор в краеведческом музее.

Проездом из Перми в Вятку останавливался в Глазове изгнанник А. И. Герцен. По долгу службы неоднократно бывал в городе на Чепце другой вятский ссыльный – М. Е. Салтыков-Щедрин, в «Губернских очерках» которого изображены Глазов (именуемый Оком) и его обитатели.

Особое место занимал Глазов в жизни и творчестве В. Г. Короленко. Неполных пять месяцев лета и осени 1879 года, проведенные в «глуши» российской провинции, в «ненастоящем городе», сказались на эволюции его социально – политических взглядов: по его собственному признанию, все увиденное и пережитое здесь «сильно подточило» его «наивно-народнические иллюзии», и начался процесс избавления от «гуманностей Златовратского». На глазовском материале начинающий писатель в ряде произведений пытался художественно исследовать актуальные проблемы развития капитализма в России, судеб просвещения в российской провинции, взаимоотношения народа и интеллигенции. Глазовские впечатления оставались интересны для автора «Истории моего современника» и в зрелые годы.

Глазовчане очень тепло и трогательно относились к В. Г. Короленко и называли его «Честнейшим русским писателем», «совестью русского народа», «человеком с большим и сильным сердцем» («ненастоящая торговля, ненастоящий покупатель, ненастоящее ремесло и ненастоящий заказчик. Самый город выходит ненстоящий, и жизнь его как будто призрачная, чего – то ожидающая» В. Г. Короленко).

Глазов – родина известного русского книгоиздателя А. П. Чарушникова, который первым издал произведения А. М. Горького. В Глазове жила семья Чарушникова, здесь одновременно с Короленко он отбывал ссылку.

В 1890 году молодой вятский мечтатель А. С. Гриневский (А. Грин) навестил в Глазове своего бывшего учителя Д. К. Петрова, служившего инспектором городского училища.

Дед известных советских писателей – В. П. Катаева и Е. Петрова – был глазовским священником.

Интересны воспоминания о пребывании в Глазове в мае – ноябре 1917 года солдата учебной команды С. П. Щипачева, ставшего в дальнейшем известным поэтом. В его поэтическом наследии нашел отражение город Глазов.

Ходили по улицам Глазова и посвятили городу на берегу Чепцы воспоминания и стихи поэты военного поколения С. Наровчатов, Н. Старшинов.

Уже приведенные, далеко не полные, сведения о литераторах, связанных с городом Глазовом, наглядно свидетельствуют, что Глазов – культурно- историческое «гнездо» российской провинции, без серьезного изучения прошлого и настоящего которого немыслимо полное представление об истории и культуре как Вятской губернии, так и Удмуртии.

Итоги

Если представить удмуртскую литературу в виде большой полноводной реки, то – как всякую реку – ее должны подпитывать многочисленные родники. Одним из таких родников является Глазовское литературное объединение при редакции газеты «Красное знамя». Каждый год сюда приходят начинающие поэты.

Город встает,

В завтрашний день

С нами в ногу шагая,

Слышит, как новая

Юность поет –

Глазов – частица

Удмуртского края.

Сегодня в библиотеках города можно найти немало произведений о Глазове. Все они представляют большую ценность. Это история нашего города. Наверно, каждому хотелось бы узнать, с чего началась его жизнь. Жизнь человека начинается с прошлого, без него нет будущего. Особенно сегодня, когда пересматриваются страницы истории, так важно знать как можно больше о нем.

Но время идет. История продолжается, а двигают ее вперед люди своими делами и поступками. Глазовские поэты продолжают страницу удмуртской литературы.

Сегодня мы можем листать страницы книги литературного Глазова. Пока она еще не так велика, но придут в литературу новые поэты, пополнят ее своими произведениями. Поэтические страницы войдут в историю города, сделают ее богаче, станут источниками большой и полноводной реки – современной литературы Удмуртии.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)