Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Литературный Саратов XXI века

В современном обществе проявляется небывалый интерес к воссозданию памяти о людях, их делах, исторических событиях, позволивших появится росткам, укрепляющим мощь и державность государства Российского.

Особое место в жизни русского человека всегда занимали духовные и литературные традиции, как в стране, так и на малой родине. Литература – часть жизни народной. Высоким умением, чувствительной душой должен обладать писатель, чтобы отвечать требованию Герцена, который сказал: «Писатели – не врачи, а сама боль». Тот, кто хочет понять себя и быть понятым другими, должен для каждого случая искать заново, какими средствами выразить это свое. Ведь выразить себя он хочет так, чтобы остальные узнали его боль, радость, сомнение, восторг. Чтобы неповторимый индивидуальный опыт человека сделать доступным восприятию других, его нужно запечатлеть в материале, найти для него его собственную неповторимую словесную форму, чувствовать время, изображать судьбы живых людей, своих современников. Жить в соответствии с заветами нашего земляка и поэта Исая Тобольского: «Я бы тоже отмолчаться мог / И о чём-нибудь трезвонить браво. / Но в такое время, видит Бог, / Я на это не имею права».

Связь с реальной жизнью, чувствами и душой автора всегда была отличительной чертой лучших представителей литературной интеллигенции Саратова. Саратовцы высоко чтят эти традиции и берегут память о знаменитых земляках и литераторах, чьи имена так или иначе связаны с Саратовской губернией.

А гордиться нам есть чем. В Саратове – два музея, которые изучают и хранят творческое наследие знаменитых литературных деятелей Н. Г. Чернышевского и К. А. Федина. Самая длинная улица, которая тянется вдоль Волги, носит имя Н. Г. Чернышевского. Это же имя значится на зданиях университета и театра оперы и балета.

Художественный музей – Третьяковка Поволжья – назван Радищевским, подарок городу от внука писателя.

В степном Заволжье, в городе Пугачеве стоит памятник одному из трех Толстых – Алексею Николаевичу, автору знаменитых произведений: «Хождение по мукам», «Петр I » и других.

В городе Вольске возвышается бюст писателю Ф. Панферову, а в Энгельсе открыт дом-музей и поставлен памятник Льву Кассилю.

В Краснопартизанском районе с. Савельевка создан музей имени В. В. Шабанова, в котором ежегодно проходят литературные и творческие вечера, посвященные поэту-земляку.

Константин Федин писал: «Богатство талантами – примета наших щедрых поволжских земель». Федин, хорошо зная Саратов, был уверен в культурном потенциале, творческих возможностях нашего края. И он, хочется верить, не ошибся.

За минувшие годы создана богатейшая литературная летопись жизни Саратовского края – с её болью и надеждами, потерями и обретениями, романтическими заблуждениями и жестокой правдой действительности. Последние годы минувшего столетия – далеко не лучшее время в биографии саратовских писателей. Спад читательского интереса из-за обнищания массового читателя, с одной стороны, и отсутствие государственной финансовой поддержки – с другой, привели к резкому сокращению тиражей, а затем и к закрытию единственного саратовского литературного журнала «Волга».

Каков литературный Саратов XXI века? Почему же эта тема должна привлекать внимание? В чем её значимость?

Наш край действительно богат талантами, но, к сожалению, в условиях рыночной экономики талантливые произведения просто теряются в лавине псевдолитературных книг. Тем не менее, для того, чтобы можно было говорить о саратовской литературе, к читателю причастной, по мнению Елизаветы Мартыновой, кандидата филологических наук, необходимо признать три условия:

1) чтобы все эти книги стояли на библиотечной полке, а для этого они должны издаваться;

2) чтобы читатель мог ориентироваться в потоке нахлынувших на него новых имён необходимо информационно – критическое поле в каком-либо из солидных, неравнодушных к саратовской литературе изданий. Понятно, что при этом их книги должны быть качественными, а оформление соотноситься с содержанием;

3) чтобы литературные произведения были связаны с реальной жизнью.

Поэтому, безусловно, возникает вопрос: какова судьба литературного Саратова XXI века?

В поисках ответа на поставленный вопрос я взяла интервью у секретаря Правления Союза писателей России Владимира Васильевича Масяна, который знает о труде и проблемах писателей не понаслышке.

Биография В. В. Масяна: Владимир Васильевич родился 23 января 1947 года в городе Саратове. В 1971 году окончил филологический факультет Саратовского Государственного университета. Служил в Армии, стал капитаном запаса. Заочно учился в аспирантуре и работал корреспондентом на радио и телевидении. В широких общественных кругах его знают больше как издателя. И действительно, стаж его издательской деятельности – двадцать лет. За эти годы Владимир Масян прошагал все ступени издательской карьеры, на практике познавая дело в ролях заведующего редакции, заместителя директора, главного редактора, директора и генерального директора нескольких издательств. Более десяти лет Владимир Васильевич Масян избирался членом ЦК Российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса, где курировал вопросы культуры. Масян В. В. награжден в 2002 году Почетной грамотой Губернатора Саратовской области и Министерства культуры Российской Федерации, а в 2004 году – нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации «За достижения в культуре». В октябре 2005 года В. В. Масян избран секретарем Правления Союза писателей России.

В ходе беседы выяснилось, что произведения местных писателей страдают низкой культурой изданий, которая падает, хотя из года в год уровень полиграфии растет. Издательства отказываются от корректуры, редактуры, в результате книгу невозможно читать из-за огромного количества типографских ошибок, непрофессионального художественного оформления. Об этом Владимир Васильевич говорит не как дилетант, а как профессионал. Он первым в Саратове выступил реформатором издательского дела, был главным редактором первого в городе издательского кооператива «Товарищ» при Приволжском книжном издательстве, директором первого в наших краях книготоргового кооператива «Прагма», организатором крупномасштабного издательского коммерческого центра «Заволжье».

Уже в 1992 году его информационно-издательский центр основал и выпускал в свет правовой еженедельник «Версия», газету, а потом юмористический журнал «И смех и грех», литературную газету «Зеленый остров», газету «Покровск», ежемесячный альманах-дайджест «А вы читали!», детский журнал «Кузя». По сумме книжных тиражей издательство «Заволжье» вышло на третье место в России среди коммерческих издательств.

В ходе интервью Владимир Васильевич Масян отметил, что необходимо поддерживать выпуск первой книги молодого автора, ведь для него одного это дело практически неподъемное, с 1990-го года ни одна книга не вышла за счет издательства. Владимир Васильевич Масян высказал мнение о том, что такие проблемы следует решать не только на региональном, вводя региональные премии, но и на государственном уровнях. Только тогда можно будет говорить о развитии саратовского книгоиздательства и росте саратовского писателя.

Именно В. В. Масян первым решился и на издание книг саратовских писателей, когда, казалось, на перенасыщенном книжном рынке они не смогут конкурировать с валом детективов и переводной литературой. Но убыточные для издательства эти книги являлись остовом надежды для самих писателей. К тому же издательство установило ежегодные литературные премии, лауреатами которых стали поэт Иван Малохаткин, прозаики Николай Советов и Виктор Политов. Одновременно Владимир Васильевич зарекомендовал себя блестящим литературным обработчиком. С его легкой руки вышли в свет военные мемуары многих генералов и ветеранов войны. Некоторые мемуары переизданы по несколько раз.

Следующий вопрос, заданный мной Владимиру Масяну, был связан с нехваткой литературы для среднего школьного возраста. Я считаю, что грамотная литература для подростков очень важна, так как именно в этом возрасте формируется и активно развивается личность человека. Мне хотелось узнать, собирается ли Владимир Васильевич написать книгу для подростков, что позволит формировать не просто читательский интерес, а литературный вкус и желание внести вклад в саратовскую литературу. На что он ответил, что когда-то мечтал написать сказку. Человек вырастает, но по-прежнему в душе остается ребенком и всю жизнь помнит свои яркие детские впечатления. Но детская и подростковая литература пока не входит в его творческие планы, однако он активно поддерживает своих коллег-писателей, создающих произведения для детей.

Подводя итоги нашего разговора, мы с В. В. Масяном попытались определить судьбу литературного Саратова XXI века. Что его ожидает? Владимир Васильевич считает, что в пёстром полотне российской литературной жизни есть особая нить, вплетённая талантливой рукой волжских писателей, которая не может прерваться. И сегодня, не меньше чем в прошлые времена, требуется упорства и цепкой памяти, чтобы не спасовать перед нынешним мнимым торжеством безнравственности: бережно хранить корни, помнить своё прошлое, дорожить в настоящем непреходящими духовными ценностями, заботиться о будущем, которое, не смотря ни на что, несёт в себе надежду.

Для этого, кроме профессиональной деятельности Владимир Васильевич отдает много сил просветительской и общественной работе в Саратовской писательской организации, вырастил целую плеяду молодых литераторов, многие из них приняты в члены Союза писателей России, среди которых М. Мулин, П. Шаров и другие. Его слово весомо и среди писателей. Проза Масяна отмечается критикой в числе лучших в современной литературе последних лет. Его творчество является подтверждением того, что в Саратове есть произведения XXI века.

Его пьеса «Над Керуленом небо синее» была рекомендована Управлением театров Министерства культуры для распространения и постановки в театрах страны. Его художественный очерк «Непримиримый талант» об академике ВАСХНИЛ Г. К. Мейстере вошел в список литературы для внеклассного чтения старшеклассникам средних школ.

Владимир Масян плодотворно работал и в жанре краеведческой литературы. В 1981 году выходит его книга «Летопись трудовых свершений», в 1987 году – книга «Рабочая высота». Эти произведения не только документальные, в них живые рассказы о людях, художественные описания исторических событий, точные жизненные наблюдения.

В 1990 году в Москве выходит стотысячным тиражом написанная им совместно с Е. Якобюком художественная повесть о чекистах «Замкнутый круг». Огромный тираж книги был продан буквально за несколько недель. Самым большим достижением Масяна в роли писателя - прозаика было издание в 2003 году романа «Мамлюк», удостоенного первой Всероссийской литературной премии имени М. Н. Алексеева. Роман был высоко оценен критикой и общественностью. Газета «Земское обозрение» в своей статье о романе «Мамлюк» пишет: «Давненько в Саратове не было романа», а известный писатель Владимир Личутин в своих ответах на анкету «Литературной газеты» отметил, что он написан «блестящим языком и с глубоким знанием казачьей жизни». Близость писателя к русской классической традиции ощущается уже в композиционном построении. Главный герой подается через восприятие другого персонажа, во многом его антипода, которому неожиданно исчезнувший после пожара на даче Мамлюк передает свой личный архив с рукописью автобиографической повести. Самого Мамлюка многие считали погибшим в огне. Прием тот же, что и в романе Лермонтова «Герой нашего времени», положившем начало русской психологической прозы. В образе Мамлюка В. Масян также делает попытку дать образ героя уже другого времени – от послевоенных лет до нашего неприглядного сегодня, где «не доброта и вера, а страх выползает из щелей разломанного мира», как написал Мамлюков в сопроводительной записке к своему архиву.

С самого начала автор глазами маститого писателя Николая Евгеньевича передает яркую индивидуальность фигуры Мамлюкова. Начиная со странной его фамилии с тюркскими, а точнее, с арабскими корнями. Мамлюки – это воины-рабы, составляющие личную гвардию султана в XIII веке. Среди них было много выходцев с Кавказа (по-арабски мамлюк значит «белый раб»). О мамлюках Митька Китушин (такова была подлинная фамилия главного героя) вычитал еще в детстве и, будучи отпрыском донских казаков, нашел в облике этих мужественных воинов нечто сродни казацкой удали. С того времени и прилепилась к нему кличка «Мамлюк», ставшая впоследствии его второй фамилией. Это и стало его первой маской, заставив постоянно шлифовать свое умение искусно входить в чужую роль. А с годами даже диктовать поведение Мамлюка, приучая под маской прототипа скрывать свои подлинные чувства.

В поведении и образе Мамлюка немало странного и даже эксцентричного. Все знали, что у него водились деньги, ибо он возглавлял в недавнем прошлом огромную издательскую компанию. На его пожертвования проводились в городе фестивали и конкурсы. Знакомства с ним искали всякие знаменитости – от политиков и художников до авантюристов всех мастей. Мамлюк, не задумываясь, ссужал безвозмездно разными суммами даже первых встречных. Сплетничали, что этим он якобы замаливает старые грехи, заставившие его отойти от дел и жить теперь уединенно на своей комфортабельно обставленной даче в волжском селе Умет.

Но здесь читатель, уже зная об упоминавшемся свойстве натуры Мамлюка, вправе задать вопрос: что это, лицо или маска, подчеркнутое нескрываемой религиозностью ее носителя («только православие способно возродить Россию волей всех воскресших поколений»). Ответ на этот вопрос призваны дать последующие главы, предоставляющие слово самому Мамлюку, ибо являют собой его автобиографическую повесть. (Здесь он выступает от первого лица, повествуя о своем детстве, отрочестве и вступлении в самостоятельную жизнь). Тут мы встречаем отменно выписанные в художественном отношении картинки послевоенного Саратова, что давно уже ушли в небытие, подобно Казачьему острову, месту ребяческих забав Мамлюка, что после образования Волгоградского водохранилища, как град Китеж, ушел под воду со всеми его цветущими лугами, огородами и великолепным пляжем. Мастерски выписан и «жуткий быт семьи в бараке», где все в то же время строго определялось законами совместного проживания, кои соблюдались гораздо строже, чем государственные установления. «Личное счастье, радости и горе здесь понимались, как частица общего блага или несчастья». Этот же «самобытный общинный дух белоглинского барака» царил и на военном заводе, куда Мамлюк, то бишь Митька Китушин, поступает учеником токаря. Ведь все заводчане срослись с ним своими судьбами: строили его корпуса, учились в «ремеслухе», ели в заводской столовой, отдыхали в клубе «И вкалывать умели они так, как и не снилось ни одному «арбайтеру» в любой стране».

Автора постоянно подстерегает опасность слишком далеко уклониться в сторону, «разбежаться мыслию по древу», оставляя сюжетные «пузыри». Избежать чего ему, по правде говоря, не всегда удается. Так явно перевешивает на сюжетных весах чаша с главами, посвященными детству и отрочеству героя. У Мамлюка лучше этой поры ничего не было, потому он и хочет «подарить свои ощущения людям ничего не требуя взамен». Но опять же возникает вопрос, насколько искренен он в их передаче? Ведь уже тогда, надев маску мамлюка, он выбрал вместе с ней и определенную линию поведения. Как замечает его «биограф» Николай Евгеньевич, «я много встречал умных людей, для которых игра была важнее собственных помыслов». И это относится не только к Мамлюку. Давая длинную галерею прошедших через его жизнь людей, В. Масян нередко подмечает их удивительное умение «увертываться от прямодушного ответа». Ибо истинное свое настроение русский человек часто прячет под скоморошьей маской, под дымовой завесой словесных баек, прикрывающих от постороннего глаза ту правду, в которой он не хочет сознаваться. А правда эта заключается в том, что, «несмотря на массу запретов, ограничений и строгостей, люди умудрялись строить свои отношения так, будто их эти ограничения не касаются». Это к вопросу о нашем бывшем «тоталитаризме», над которым так любят изгаляться нынешние «демстарцы». И наши либеральствующие «юноши Эдипы» тоже кроме тоталитаризма ничего не видят, когда каждый якобы был застёгнут на все пуговицы и даже чихнуть не смел без указания свыше. Потому и капитализм соорудили такой, что в Европе и Америке только руками разводят от изумления

Что же касается Мамлюка, то после того, как его компанию расчетливо раздробили на дочерние предприятия, а потом поочередно скупили конкуренты, он действительно вынужден был отойти от своих предпринимательских дел. Однако его деятельная натура не позволяла ему сидеть, сложа руки. И он создает какое-то подпольное, полудетективное агентство под вывеской «Общество афганцев», которое вступает в борьбу с местным авторитетом Гладышевым по кличке Валидол. Но и здесь терпит крах, встретив организованный отпор со стороны давно действующих заодно коррумпированной милиции и криминала. Правда, с помощью своего верного сподвижника, офицера-афганца Пшенова ему удается уничтожить подосланных Валидолом киллеров. Но и сам вынужден навсегда исчезнуть из Умета, инсценировав свою гибель в огнем им самим подожженной дачи И остается неясным, была ли это борьба с преступным миром его подлинным побуждением или все тем же стремлением оправдать навсегда приросшую к его лицу маску древнего воина. Зато, можно сказать, автору удается сорвать маску с того самого страха, который «выползает из щелей» - это «страх перед неясностью», которую повсеместно вытеснило «ничем не сдерживаемое словоблудие», заполнившее ныне всю так называемую элиту общества.

Роман Владимира Масяна представляется мне связующим звеном между прошлой и настоящей жизнью, между прошлой и сегодняшней литературой. В нем видна школа, мастерство, а главное – Саратовская земля.

Сквозь художественную ткань повествования, сквозь напластования сюжетных ходов я услышала голос нынешней России. Голос сильный, затрагивающий душу. Но это не кликушеские вопли, не скоморошины. Этот гипотетический голос славословит Бога. Бога, который живет в сердце каждого православного христианина. Русское православие становится положительным героем романа, нравственной опорой, а устойчивой мифологемой выступает казачий дух. Казачья дедовская шапка и нагайка – символы борьбы с супостатами – шохманами, поддерживавшими «Аум Синрике», «Свидетелей Иеговы», «Белое братство», чеченских сепаратистов.

«Мамлюк» все же является не отповедью и не проповедью, а чисто художественным произведением. Произведением, которое заставляет задуматься о России прошлой и нынешней.

Прочтение романа и анализ его содержания позволили мне сделать вывод о том, что, если во главе наших саратовских писателей находится такой человек как В. В. Масян, то литературный Саратов зазвучит с новой силой, ибо дорога к читательскому сердцу творится каждым новым мастером, каждой новой публикацией, каждой страницей. А русской народ за долгие годы лишений научился «говорить». Хочется надеяться, что этот «голос» будет звучать на страницах книг других авторов, призывающих обратить внимание на страну, в которой мы живем. Ведь книга должна не потрафлять вкусу читателей, а формировать его. Автор, обладающий способностью вкладывать в произведение душу, которая оживает для внимательного и терпеливого читателя, и есть настоящий мастер слова.

В ходе своей статьи мной была обозначена важность и значимость такого явления как «быть» или «не быть» литературному Саратову XXI века. Проведенное исследование показывает не только необходимость, но и существующую возможность для сохранения и развития литературного наследия нашего родного города.

Литература – это часть культуры народа, а культура (от лат. Cultura) – возделывание, воспитание, развитие, почитание.

В ходе написания работы мной было проведено интервью с Владимиром Масяном, изучена критика творчества Масяна и других саратовских писателей, прочитан роман Владимира Васильевича «Мамлюк», посещены крупнейшие книжные магазины города Саратова с целью изучения ассортимента книг саратовских авторов. По итогам сделаны следующие выводы:

1. На прилавках книжных магазинов очень мало произведений саратовских авторов, так как они издаются мизерными тиражами.

2. Владимир Масян как секретарь Правления Союза писателей России в Саратове не только верит в развитие литературного Саратова, но уже сегодня очень многое для этого делает. В связи с этим литературное сообщество нуждается в помощи со стороны других институтов общества: институтов образования, культуры, СМИ.

3. Абсолютное большинство жителей Саратовской области не считают проблему литературных традиций и новой литературы для себя важной – это может также свидетельствовать о необходимости привлечения потенциала школьных общественных молодежных организаций. Литературные произведения должны строиться на понимании человеческой индивидуальности, как нормы человеческой жизни, учитывать актуальные вопросы сегодняшнего дня и перспективы для подрастающего поколения.

То есть решение проблемы существования литературного Саратова XXI века я вижу в повышении роли образования, формировании ценностей, определении уникальности каждого человека. Чем человек образованнее, тем больше у него развито чувство ответственности, тем меньше ошибок он делает. Общество с нравственными ценностями – это общество будущего, общество литературы XXI века.

И в заключение своей работы мне хотелось бы сказать, что книги наших земляков достойны внимания огромного круга читателей. Им бы только шрифт покрупнее, твердую обложку с зазывной картинкой да тираж тысяч в десять. И я понимаю, что только в наших руках сделать нашу область знаменитой, открыв дорогу людям, способным своим талантом прославить наш край. Я верю, что о наших писателях будут говорить, дискутировать, а сами они продолжат творить на благо отечественной культуры.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)