Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лицейские друзья А. С. Пушкина

Мы имеем полное право гордиться нашей художественной литературой,с как своим великим национальным достоянием. Ни у одного народа не возникало в столь короткий период времени такой могучей семьи гигантов, таких величайших мастеров художественного слова, такого ярчайшего созвездия блистательных имен в русской литературе ХХ века.

«Веселое имя – Пушкин» - по слову русского поэта ХХ века Александра Блока – всегда будет звучать в воздухе русской культуры. Загадочное и чуть насмешливое описание сказочного лукоморья в прологе к поэме «Руслан и Людмила», сказки о рыбаке и рыбке, о мертвой царевне и о семи богатырях, о попе и о работнике его Балде, о царе Салтане, о золотом петушке – запоминаются в детстве сразу и навсегда. Чуть позже приходит пора для пронзительно-простой и от того не менее глубокой любовной лирики – «Я помню чудное мгновенье» (1825), «Я вас любил, любовь еще быть может» (1829). Изучая русскую историю, размышляя над судьбой наших далеких предков, мы и здесь не минуем Пушкина – его народную драму из эпохи Смуты «Борис Годунов» (1825), роман «Арап Петра Великого» (1827), поэму об украинском гетмане Мазете «Полтава» (1828). Без его политических стихотворений – «Свободы сеятель пустынный» (1823), «Во глубине сибирских руд» (1827) – не понять трагедию декабристов. Без его поэмы «Медный всадник» (1833) невозможно ощутить величие и трагедию Российской империи, основанной Петром I, а без повести «Капитанская дочка» (1836) – постичь грозную стихию пугачевского бунта

Творчество Пушкина, при всем скрытом драматизме, несет в себе ощущение внутренней свободы, простора и покоя. «Сыном гармонии» называет себя Моцарт в одной из пушкинских «маленьких трагедий»(1830). Так можно было бы сказать и о самом Пушкине – хотя судьба его не была безмятежной Но душевным страданием оплачены дивная гармония пушкинской поэзии, глубина и ясность его мысли.

Но среди всех высоких и прекрасных талантов, которыми столь щедро был наделен поэт, особо выделяется талант дружбы. Дар дружбы ему был дан редкий. «Для Пушкина дружба была священной потребностью», - писал П. А. Плетнев.

Учение в лицее

Когда Александру Сергеевичу исполнилось 12 лет, по велению императора Александра I для детей из уважаемых дворянских семейств открылся Лицей. Это событие считали тогда в России очень важным. Первый Лицей основал в Древней Греции великий философ Аристотель. Ученики и учителя прогуливались в том Лицее по аллеям красивого парка, присаживались на скамейки и свободно беседовали друг с другом на серьезные научные темы.

С тех пор прошло больше двух тысяч лет. И теперь Лицей создавался в России. Император Александр хотел, чтобы из лицеистов получились высокообразованные люди, которые своими делами возвысили бы государство.

У Пушкина был дядя, тоже Пушкин. Его звали Василий Львович и считали известным поэтом. Он очень любил своего племянника. Дядя жил то в Петербурге, то в Москве, у него было много знакомых при царском дворе, и они помогли записать племянника в это новое учебное заведение. Дядя перевёз Пушкина в Петербург и поселил в своей квартире на Мойке. Вступительный экзамен принимал сам министр народного просвещения. Министр остался очень довольным познаниями Александра Пушкина, особенно его французским. Потом дядя возил племянника на примерку белья, мундира, ботфортов и сапог, треугольной шляпы.

19 октября 1811 года Пушкину открылась новая жизнь. Лицеистов одели в мундиры и выстроили в большом зале, где перед ними произнес речь сам государь, а потом после обеда началось учение.

Лицей поместили недалеко от Петербурга, в Царском Селе, и все шесть лет учебы лицеистам было запрещено покидать это место, а родственников допускали к ним только по праздникам. Царь отдал для Лицея огранный флигель своего дворца. Все четыре этажа этого флигеля перестроили так, чтобы здесь, никуда не выезжая, могли жить, учиться и отдыхать пятьдесят юношей. На первом этаже были квартиры гувернеров, педагогов и служащих, на втором – столовая, больница с аптекой и актовый зал, на третьем – лицеисты учились и отдыхали: здесь были три класса: два – для дневных занятий и один – для самостоятельных, вечером. Еще были физический кабинет, комната для газет и журналов, библиотека, а на четвертом этаже дортуары – пятьдесят спальных комнат для лицеистов. В каждой комнате поставили железную кровать, комод, конторку с чернильницей, подсвечником и щипцами. Там были так же зеркало, стул, туалетный столик. Комнаты отделялись перегородками, которые доходили до потолка. Поэтому, укладываясь спать лицеисты могли часами разговаривать с соседями.

Однако они быстро засыпали, потому что уже в шесть утра их будили звонком. Все одевались и собирались в зал на молитву, которую читали по очереди. С семи утра до девяти шли занятия в классе. В девять утра лицеистов ждал чай с булочками. Потом они прогуливались до десяти. А с десяти до двенадцати продолжались занятия. От двенадцати до часа дня была вторая прогулка. В час подавали обед, а с двух до трех занимались чистописанием и рисованием. От трех до пяти лицеисты снова занимались в классе. В пять лицеисты пили чай с чем-нибудь вкусным. До шести они в третий раз прогуливались в парке, а потом собирались в классе, чтобы повторять уроки.

По средам и субботам их учили танцам и фехтованию. Каждую субботу устраивали баню. В половине девятого раздавался звонок на ужин. А после ужина до десяти вечера отдыхали. И, наконец, в десять вечера снова шли на молитву, а потом расходились по комнатам и засыпали.

Очень скоро каждый из лицеисты заблистал каким-нибудь даром. Один мгновенно вычислял на доске сложные примеры, другой мог отлично фехтовать, третий свободно разговаривать на европейских языках, четвертый лучше всех играл в мяч, а Пушкин знал лучше всех французских писателей и сочинял талантливые стихи.

Лицейские друзья Пушкина

Друзьями Александра Сергеевича Пушкина стали Иван Пущин, Антон Дельвич и Карл Кюкельбекер. Иван Пущин был соседом Пушкина, а к тому же – добрым и умным человеком, и они долгими вечерами разговаривали через перегородку. А Дельвич и Кюкельбекер писали стихи. Они часто собирались вместе и читали стихи друг другу. И Пушкин посвятил своим друзьям много стихотворений.

Особое место в душе поэта занимали друзья его юности – лицеисты; верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Суть отношений лицеистов заключалась в том, что они – союз с правами уникальной духовной близости. Это даже не дружба в обычном смысле этого слова, нечто высшее, во всяком случае иное, необычное явление невиданного ни до того, ни после этого типа связи.

Неудивительно – какую огромную роль в жизни и поэзии Пушкина играла дружба. Дружба была вдохновительницей большинства его стихотворений, самых высоких переживаний. Исследовать роль дружбы в творчестве Пушкина и в его жизни (по письмам, например) было бы крайне важно, так как именно это было одним из отличий пушкинской поэзии от предшествующей.

Даже его отношения с женщинами по большей части носили этот характер дружбы. И другое, что было вдохновителем и содержанием поэзии Пушкина, - это воспоминание. Об этом писал сам Пушкин, и об этом напоминал в «Книге отражений» Иннокентий Анненский. В письме к Дельвичу Пушкин писал: «Чем нам и жить, душа моя, под старость нашей молодости, как не воспоминаниям?»

«Под старость нашей молодости»: здесь интересны два оттенка мысли, первый – молодость «наша», общая, ибо состоит в общении молодых, и второй – каждый возраст, очевидно, имеет на исходе дней свою старость. Старость имеет и молодость.

Многие считают лицейские стихотворения Пушкина слабыми. Но без лицейских стихов и без воспоминаний о лицейских товарищах не было бы его апофеоза дружбы в последующих стихах. Ведь поэзия поэта имеет свою собственную память. Поздние стихи «помнят» о ранних.

Первая проба пера

В лицее Пушкин плотно занимался поэзией, особенно французской, за что он и получил прозвище «француз». Среди лицеистов проводились соревнования, где Пушкин долгое время держал первенство.

Из русских поэтов Пушкина привлекал Батюшков и вся группа писателей, объединившихся вокруг Карамзина. С этой группой Пушкин был связан через семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож в нее. В доме Карамзина, который находился в Царском Селе. Александр познакомился с Жуковским и Вяземским, их влияние особенно отразилось на творчестве Пушкина, начиная с 1825 года. Любимым поэтом Пушкина был Вольтер, именно ему Пушкин был обязан и ранним своим безбожием, и склонностью к сатире, которая, впрочем, находилась также в зависимости и от шутливых сатир Батюшкова. В лицее Пушкина также коснулись новые течения поэзии того времени: «Оссианицизм» и «Барды». К концу пребывания в лицее Пушкин подвергся сильному влиянию новой элегической поэзии, связанной с деятельностью таких французских поэтов, как Парни и Мильвуа. Литературная лицейская слава Пушкина пришла к нему в 15 лет, когда он впервые выступил в печати, поместив стихотворение «К другу – стихотворцу». В октябре 1815 года образовалось литературное общество «Арзамас» и просуществовало оно до конца 1817 года.

Помимо «Арзамаса» и «Беседы» были еще литературные общества. Одним из них был кружок писателей, собиравшихся у Оленина. Там собирались противники «Беседы», но и не сторонники «Арзамаса». Предводителями этого кружка были баснописец Крылов и Гнедич. Пушкин ценил обоих этих людей и впоследствии посещал Оленинский кружок. Но в лицейское время Пушкин находился под влиянием «Арзамаса», вдохновленных сатирой Батюшкова на борьбу с «Беседой» Пушкин разделял все симпатии и антипатии «Арзамаса». Срок пребывания в Лицее кончился летом 1817 года. 9 июня состоялись выпускные экзамены, на которых Пушкин читал заказанное стихотворение «Безверие». Арзамасец Ф. Вигель писал в своих воспоминаниях: «На выпуск молодого Пушкина члены «Арзамаса» смотрели как на счастливое для них происшествие, как на торжество. Сами родители его не могли принимать в нем более нежного участия; особенно Жуковский, восприемник его в «Арзамасе», казался счастлив, как будто бы сам Бог послал ему милое чадо. Чадо оказалось довольно шаловливо и необузданно, и мне даже больно было смотреть, как все старшие братья на перерыв баловали маленького брата. Спросят был ли он тогда либералом? Да как же не быть восемнадцатилетнему мальчику, который только что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением, кипучею африканскою кровью в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было в самом разгаре».

Веяние Отечественной войны 1812 года

Лицей был основан в грозную для России пору: огромная французская армия стояла у западных границ страны. Вскоре началась Отечественная война 1812 года. Через Царское Село шли войска. Лицеисты их провожали:

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас

«Была пора» 1836

В свободные от уроков часы воспитанники вместе с педагогами спешили в газетную комнату, чтобы узнать свежие новости о движении неприятеля. Всех охватило глубокое патриотическое воодушевление. Оно сблизило лицеистов и одухотворило их дружбу. Причастность к исторической судьбе народа предопределила дальнейшие развития творчества поэта Пушкина как русского национального поэта.

Лицеисты тоже мечтали попасть на войну, но их не брали. А мимо окон один за другим уходили на смертный бой гвардейские полки. В этих полках шли их отцы, старшие братья, родственники. Прямо во время уроков лицеисты выбегали на улицу вместе с учителями, чтобы проводить воинов и, быть может, в последний раз обнять родных и знакомых.

Из всех лицейских профессоров Пушкин, как и другие лицеисты, выделял профессора нравственных наук А. П. Куницына. Поэт надолго запомнил его пламенную патриотическую речь на открытии лицея и лекции Куницына о естественном праве. Профессор утверждал, что от природы все люди равны и рождены свободными. Отсюда следовал вывод: «Никто не может приобресть права собственности на другого человека». Это было ясно, памятно и справедливо. Молодой, талантливый учитель сумел увлечь поэта и его товарищей подлинной любовью к свободе, ненавистью к деспотизму и позорному крепостному праву. И Пушкин в одном из вариантов стихотворения «19 октября (1825) вспомнил о любимом профессоре:

Куницыну дар сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена

Остальные профессора, кроме А. И. Галича и Н. Ф. Кошанского, не оставили большого следа в духовном развитии Пушкина, но поэт ко всем без исключения обратил мудрые строки в том же стихотворении:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честно, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

После войны 1812 года в русском обществе усилилось политическое брожение. Все ждали значительных перемен в общественной жизни. Разговоры о свободе не прекращались. После заграничных походов вернулись русские офицеры, и лицеисты стали встречаться с ними. Пушкин познакомился с П. Я.

Чаадаевым, блестящим гусарским офицером, философом, человеком острого ума, мятежного духа и поистине революционного темперамента. П. Я. Чаадаев с увлечением говорил о пагубности самодержавия. Пушкин, по его собственному признанию, высоко оценивал значение Чаадаева для своего умственного и нравственного развития. Идеи Чаадаева были сходны с мыслями Куницына. Эти два человека впервые заставили Пушкина задуматься над положением дел в России.

Юноша рано осознал, что собственность на людей – несправедливое и постыдное право. А ведь оно лежит в основе всей государственной системы России, которую спасли во время наполеоновского нашествия именно крепостные люди, подобные дядьке Никите Козлову. Сам Пушкин дорожил свободой, испытывал страстное желание независимости и хотел такой же независимости для других людей. Пушкин проникся этими идеями, и они отразились как в лицейских («Лицинию»), так и в первых послелицейских стихотворениях («Вольность»).

Пушкина взволновали не только идеи Чаадаева: он испытал на себе обаяние всей его личности. Он гордился знакомством с Чаадаевым и горько сожалел о том, что судьба не предоставила этому умному и образованнейшему человеку обширного поля государственной деятельности.

Пушкину хотелось принять непосредственное участие в многообразной и кипучей общественно-литературной жизни. Он стал тяготиться пребыванием в лицее, закрытом учебном заведении. В его стихотворениях все чаще прорываются жалобы на вынужденное невольничество. Эту грусть до известной степени скрашивала дружба лицеистов. Она питалась патриотическими чувствами, общими духовными интересами.

Пушкин увлекался борьбой, фехтованием, играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Таких обид он не прощал. Но если же был виноват сам или принял недоразумение за оскорбление, то всегда искренне раскаивался и делал это с такой подкупающей простотой и непринужденностью, что нельзя было не поверить в нравственную чистоту его намерений и доброту его сердца.

Публичный экзамен в Лицее

Пушкин отличался в Лицее веселостью и насмешливостью. Он любил подтрунивать над лицеистами, но шутки Пушкина никогда не затрагивали чести и достоинства товарищей. Вот, например, какие строки посвятил он Дельвичу, которого нежно любил и к которому рано привязался:

Дай руку, Дельвич! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыпленный.

Такие шутки не оскорбляли и не причиняли вреда – о лености и сонливости Дельвича в классах ходили легенды.

Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Недаром впоследствии Пушкин отметил эту особенность «прекрасного союза» - «Срастался он под сенью дружных муз». Педагоги поощряли литературное творчество, и вскоре в лицее обнаружилось много стихотворцев. Стихи писали Кюхельбекер, Дельвич, Илличевский, Корсаков и Яковлев, но первенство Пушкина признавали все. И, конечно, не случайно, что именно Пушкину предложили написать стихотворение и прочесть его на экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож.

Если Жуковский был в те годы самым любимым поэтом, то поэтом самым главным считали Гаврилу Романовича Державина. И когда 8 января 1815 года в Лицее устроили публичный экзамен, он стал самым почетным гостем.

Александру Пушкину было 15 лет. Он очень волновался, узнав, сто его будет экзаменовать сам Державин. Но когда его вызвали и он громко начал читать собственное стихотворение, которое называлось «Воспоминание в Царском Селе», его волнение, как у настоящего артиста, сразу переросло в воодушевление. Друзья – лицеисты эти стихи уже знали, но теперь, затаив дыхание, они как будто впервые вслушивались в знакомые строки. А когда юный поэт умолк, старик Державин вскочил и бросился его целовать, а потом, обняв, перекрестил, благословляя на служение музам. Друзья в эти мгновения благоговейно замерли, а когда пришли в себя и тоже захотели обнять своего товарища, Пушкина уже не было: от волнения он убежал и спрятался.

9 июня 1816 года лицеистов последний раз собрали в актовом зале. Царь произнес перед ними торжественную речь. Выпускные экзамены были уже сданы, вещи собраны, и они разъезжались по свои семьям. Через несколько дней их ждало назначение на государственную службу.

Мой первый друг

Мой первый друг, мой друг бесценный

Встретились они 12 августа 1811 года при поступлении в Лицей, на приемном экзамене. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилось за время совместного пребывания в Лицее и сохранилось навсегда.

Иван Иванович Пущин - «Жанно» как его называли товарищи,- был на год старше Пушкина ( он родился 4 мая 1798г. а Пушкин-26 мая 1799года). Пущин, «со светлым умом, с чистою душою, с самыми благородными намерениями, был в Лицее с любимцем всех товарищей.

Пушкин легко сходился с самыми родными людьми, и друзей у него было много, но дружба с Пущиным выделялось среди всех этих дружеских отношений особой серьезностью. В его стихах, обращенных к Пущину, всегда слышатся глубокие сердечные ноты. Как только речь заходит о Пущине, у него точно меняется голос. Так в «Пирующих студентах» (1815);

Товарищ милый, друг прямой,

Тряхнем рукою руку

Имя Пущина в списках Пушкина всегда сопровождается ласковым «мой»:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил

(«19 октября», 1825)

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил

(«И. И. Пущину», 1826)

В мае1820 года Пушкин был сослан на юг, и друзья расстались на целых пять лет. Они свиделись только зимой 1825 года, когда Пущину удалось навестить поэта в новом месте его ссылки, в Михайловском. Это было последнее свидание друзей перед вечной разлукой. День, проведенный вместе, запечатлелся в их памяти до конца жизни.

В последний год жизни И. И. Пущин по настоянию Евгения Ивановича Якушкина, сына декабриста И. Д. Якушкина, записал воспоминания о А. С. Пушкине. (1859).

Лицейская лирика отразила сложный путь рождения гениального поэта. Он часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то беспечным и веселым гулякой («Пирующие студенты»). Конечно, Пушкин в жизни не был похож на те литературные образы, которые возникали в его стихотворениях. Герой лицейских произведений еще очень условен. Постепенно Пушкин все чаще обращался к реальным картинам и освобождался от условных образов, возникающих в его ранних стихотворениях. Поэзия Пушкина опиралась на реальные предметы и явления жизни.

Уже в лицейской лирике звучат политические мотивы. В стихотворении «Лицинию» юный поэт выступает против рабства и тирании. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. Современники хорошо понимали, что знаменитая строка «Свободой Рим возрос, а рабством погублен» - грозное предупреждение тиранам.

Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути – запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом его поэтической славы.

Русский религиозный философ и литератор С. Н. Булгаков отмечал: «Пушкину от природы, быть может, как печать его гения, дано было исключительное личное благородство. Прежде всего оно выражается в его способности к верной и бескорыстной дружбе: он был окружен друзьями в юности и до смерти, причем и сам он сохранял верность дружбе всю жизнь».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)