Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Лицом к человеку (опыт прочтения, анализа творчества Лауреата премии Федосеева, писателя, прозаика, Телуховой Валентины Ивановны

2005 -это год 60-летия Победы над фашизмом. Отмечает эту дату весь мир. Для поколения наших прабабушек и прадедов - это горький праздник со слезами на глазах, а для нашего поколения -это возможность ещё раз оценить подвиг наших предков и попытаться понять, что двигало их на героические подвиги на фронте и в тылу. Ответ один: любовь к Родине. Из письма Павла Михеева сыну Ивану на фронт (книга "Солдатский треугольник") это отчётливо видно: отец даёт сыну наказ жить ради любви к Родине, "как сын нашей социалистической Родины, должен выдержать большие испытания только на "отлично", будь бесстрашен в боях с врагами, бей их метко, без промаха+". Именно такая любовь к своей Родине помогла нашим воинам одержать победу над вероломным фашизмом.

Родина начинается с того места, где ты родился и живёшь и с тех людей, которые тебя окружают. Обычно мы ко всему этому настолько привыкаем, что не замечаем ни красоты окружающего леса, ни безобразной грязи на улицах посёлка, а люди, окружающие нас, кажутся нам ничем не примечательными, почти одинаковыми. Мы здороваемся с ними и проходим мимо, занятые своими делами, и совсем не интересуемся, что за человек живёт рядом с тобой.

Так я относилась к Телуховой Валентине Ивановне, пока от учителя литературы не узнала, что Валентина Ивановна - писатель, пишет стихи и рассказы.

С Валентиной Ивановной я была знакома давно, но, прочитав её рассказы, поняла, что я совсем не знала её.

Чем привлекают рассказы Валентины Ивановны? Всё, о чём бы она ни писала,- узнаваемо. Ты такое либо сам видел, либо слышал об этом, либо сам попадал в такие ситуации. Вот только мы как- то проходим мимо них, не замечая особенности ситуации, иногда огорчимся по этому поводу. А вот Валентина Ивановна умеет не только подмечать эти моменты, но и как-то увидеть их комическую сторону: Иван Захарович вёз дрова, но колесом автомобиля нечаянно наехал на алюминиевую тарелку, из которой ел целых, пять лет его Барбоска, тарелка расплющилась в блин. Обычное дело, чего тут интересного? А то, как Валентина Ивановна сумела повернуть ситуацию. Под её пером она приобретает комическую сторону. Оказывается, Иван Захарович её (тарелку) выпрямить решил. Он долго стучал молотком по чашке, пытаясь вернуть ей прежнюю фо рму. Но тарелка принимала форму то блина, то шлема. Иван Захарович был человек горячий. Когда в пятый раз тарелка приняла форму шлема, он в сердцах швырнул её в огород. Но почему-то в огород она не упала, а со свистом описав в воздухе дугу, ударилась о трубу соседнего дома и наделась на голову соседки, словно каска+(рассказ Летающая тарелка"). Представив эту картину, я расхохоталась и вспомнила, как чуть не попала в такую ситуацию. На тарелку мой папа тоже как-то раз нечаянно наехал, но выпрямлять я, ее, слава богу, не стала. А потом представила, что было , если бы я её стала выпрямлять, а в случае неудачи швырнула её в соседний огород - мне явно бы не поздоровилось, соседка у нас ух какая строгая!

Или вот:

Заканчивалась четверть, и плохих оценок ни у кого из учащихся 5-б не намечалось. Но это так думала она, классный руководитель, Алевтина Васильевна, а на самом деле+ Гром грянул за четыре дня до окончания четверти. В школьном коридоре встретилась Алевтине Васильевне Ольга Викторовна и сердито сказала, что поставит Левину двойку в четверти, т. к за два месяца он ни одного рисунка не сдал. Хотя она и требовала от него работы, но слышала всё то же: "Забыл". Пообещав Ольге Викторовне, что Левин обязательно сдаст все рисунки, Алевтина Васильевна заторопилась в класс. Найдя Левина, приказала принести все рисунки, а то у него будет двойка по рисованию, а это " поз ор всему классу"+ Однако, на следующий день она услышала то же "забыл". Алевтина Васильевна расстроилась, а потом решительно сказала всему классу:

-Кто у нас в классе неплохо рисует? Сколько вы рисунков нарисовали? Пять? Табуретку, ворону, глобус, кувшин и подставку для утюга? Так, ты, Наташа, рисуй табуретку, Оксана - ворону, Коля-глобус, Левин, рисуй кувшин, а подставку для утюга нарисую я. Когда всё было готово, Левин отнёс все рисунки учителю. Прошёл урок, на перемене все учителя собрались в учительской поменять журналы, перемолвиться, отдохнуть.

-Принёс ваш Левин рисунки, да такие безобразные, особенно подставка для утюга, возьмите, - сказала всё так же сердито Ольга Викторовна и протянула оторопевшей Алевтине Васильевне некое подобие Женькиного альбома. За все рисунки стояли тройки, а за подставку для утюга - жирная, довольно противная двойка+(рассказ "Прекрасная ворона")

В Алевтине Васильевне я узнала многих своих учителей. Нет, они не рисовали подставку для утюга, но они так же ходят за многими нашими двоечниками, уговаривая то сдать работу по химии, по черчению, по русскому языку+ да по многим предметам, то сидят с ними после уроков, пытаясь помочь сделать то, что требует учитель от этого двоечника. И делают они это не из-за того, что боятся: этот двоечник опозорит весь класс, а потому что жалеют его, тревожатся о его будущем.

И я впервые серьёзно задумалась, а почему они это делают, мучаются с двоечниками этими?

Спросив Валентину Ивановну, получила ответ:

- Ученики ещё глупые и не всегда понимают необходимость получения образования. Потом они пожалеют, что раньше не осознали это, но будет уже поздно+

Это лишь две ситуации из рассказов Валентины Ивановны, но и во всех остальных рассказах мы найдём нам знакомое. Тем и привлекают нас рассказы Валентины Ивановны. О чём они? О многом:

1) о школьной жизни ("Чёрный кот", "Прекрасная ворона", "Двадцать минут тишины"),

2) о семейной жизни ("Надежда", "Осень", "Певица", "Бизнесмены", "Сабля турецкого султана", "Моченые груши"),

3) о любви (" Митина любовь", "Свет материнской любви", "Верблюд на колёсиках"),

4) о дружбе (" Подружка", "Ветер по морю гуляет"),

5) воспоминания о людях ("Ласточка", "Валера", "Евдокия Матвеевна", "Родня")

Но о чем бы ни писала Валентина Ивановна, все рассказы получаются весёлыми, добрыми, и герои её рассказов тоже добрые и весёлые.

Мне захотелось разобраться в секретах рассказов. Но оказалось, что, хотя Валентина Ивановна является Лауреатом премии имени Г. Федосеева, её рассказы печатаются в районной газете, а рассказ "Родня" был опубликован в сборнике "Приамурье" и в приложении к "Амурской правде" - "Глагол", критических статей по её творчеству нет. Восполнить этот пробел - задача данного исследования. Реферат - попытка самостоятельно разобраться в творчестве нашей землячки Телуховой Валентины Ивановны, дать анализ ряда её рассказов. Основная цель работы - привлечь внимание читателей, публики и серьёзной критики.

Анализ рассказов

Это эпизод из школьной жизни. Знакомая ситуация каждому ученику и, пожалуй, родителю.

Всегда в классе есть Алексей и не один, которым дома " совершенно ничего не задают".

Читая рассказ, я сразу представила некоторых наших ребят, как они сидят на уроке, прячась за спины своих товарищей, чтобы их только учитель не заметил. Как упорно молчат или начинают "уважительные" сочинять причины, когда спросят у них домашнее задание. Как расстраиваются учителя, ругаются, а некоторые начинают даже кричать. И все грозят вызвать мать. Это всегда так страшно, когда хотят вызвать мать. Мамы потом всегда плачут. Мам всегда очень жалко. И учителя иногда говорят: " Не вызываю родителей, потому что твою мать жалею".

Рассказ "Теорема синусов" как раз о такой маме

Рассказ вызывает противоречивые чувства. С одной стороны Светлану Аркадьевну жалко. Сразу представляешь, что происходило в учительской, хотя в рассказе об этом говорится мало: " Она как это бывает, когда разозлённые учителя нападают на одну бедную родительницу не услышала ничего хорошего. Подходили другие учителя и в один голос жаловались на сына". Но каждый хорошо может представить, что чувствовала мать в такой ситуации. Тем более дело-то идёт уже к экзаменам, девятый класс всё-таки, и учителя уже не только в тревоге, но и в отчаянье. И Светлану Аркадьевну становится жалко. Но рассказ-то не об этом.

Валентина Ивановна разговор в учительской использует лишь для завязки. А дальше в рассказе между строк читается проблема: кто виноват в том, что ученики, которые учатся в начальной школе хорошо, потом становятся троечниками и, наконец, двоечниками. Очень незаметно, ненавязчиво подводит нас к ответу Валентина Ивановна.

Правда, сначала ответ звучит в очень резких каких-то учительских словах Ларисы Александровны, ее приятельницы: " Сама виновата. Не проявляешь никакого интереса к его школьным делам. Типичная ошибка всех родителей". Какой знакомый, какой раздражительный голос у этой Ларисы Александровны. Его даже слышать не хочется. Так и представляешь всем недовольное её лицо, кислое выражение, скрипучий голос. Но свою речь она смягчает словами: "Найди хоть маленький успех и очень ему обрадуйся. Помоги ему, ты в школе умницей была". Наверное, она всё же неплохая учительница. Наверное, всё же у своих учеников она ищет маленькие успехи. Может она то лько с виду злая такая, а внутри очень добрая.

Но Валентина Ивановна тоже идёт дальше: слова подруги заставили Светлану Аркадьевну задуматься. Она пока думает только о том, как выучить теорему синусов. Ей пока слова Ларисы Александровны непонятны. Она только боится, поймёт ли теорему. Она даже о сыне не думает. И учить непонятную теорему её совсем не хочется, лучше сделать то, что знакомо: "На кухне она замесила тесто на вареники". Но, по-видимому, Лариса Александровна заставила хорошо задуматься, потому что Светлана Аркадьевна подумала: " Руки заняты, а голова свободна", принесла на кухню учебник геометрии и стала его громко читать". События развиваются сами собой. Светлана Аркадьевна занята ужином и теперь ещё учит эту теорему, а сын, как всегда, нагулявшись, хочет ещё и музыкой развлечься. Но что-то непонятное ворвалось в их дом. Он ещё не этого знает. И Светлана Аркадьевна тоже не знает. Она учит теорему. Но совет Ларисы Александровны действует. Попытка выучить теорему- это попытка понять сына. Не теорему она понять не может, а сына. И тут Алёша делает шаг ей навстречу. Правда, он не собирался ей помогать, она его тоже со своими вечными заботами и придирками всегда раздражала. Он старался не замечать её слов. Но сейчас она эму мешала. И он: "влетел пулей на кухню и был разгневан". Он начинает объяснять теорему матери, которую воспринял на слух: " Чего ты раскричалась? Чего ты не понимаешь? Да это проще простого, я на слух и то понял, а ты твердишь с то раз одно и тоже+Белое облачко пыли поднялось над головами сына и матери, но они оба ничего не замечали".

Впервые за многие годы мать и сын думали об одном и том же и понимали друг друга. Так теорема синусов стала точкой сближения двух далёких друг от друга, но таких родных людей. Оказалось, так хорошо делать всё вместе. Трудно вникать в чужие проблемы, но так хорошо, что и оставшиеся от ужина холодные вареники вкусны.

Пятёрка Алёши была заслужена, но это была не только его пятёрка, поэтому он и позвонил: "Мама! Мама! Теорема синусов- пять! Пять! Все - в шоке! Меня даже поздравили. Ну, я пошёл!". И всё вокруг Светланы Аркадьевны стало "за-ме-ча-те-ль-но!". Даже пожилой мужчина, которому она ласково улыбнулась. Пусть он принял это насчёт свитера, но ведь у него теперь тоже настроение улучшится, и он подарит улыбку ещё кому-нибудь.

Рассказ Валентины Ивановны "Теорема синусов" о том, как, наконец, мать с сыном нашли друг друга. Наверное, теперь уже не потеряют никогда.

Читателя рассказ тоже заставит задуматься. Во-первых, не всегда плохие ученики -совсем лодыри, нередко это люди, потерявшие интерес к учению, часто из-за родительского равнодушия. Значит, этот рассказ обязательно надо почитать родителям.

А ещё меня заинтересовало начало, слова главврача о своих взрослых детях: "Да! Степенные, солидные; прежде, чем мы их вырастили, они нам нервишки попортили". Выходит, озорник в школе не значит - плохой человек. Тогда нам, школьникам, тоже надо быть внимательнее друг к другу и не вешать ярлыков: "Тупица, лентяй" и т. д. Ещё неизвестно, что из кого вырастет.

Этот рассказ о том, как в село приехал цирк. Он, наверное, был написан давно, когда приезд артистов в село был, действительно, настоящим событием не только для детей, но и для взрослых. В городе ты можешь в любое время пойти на концерт, на спектакль, на представление. А в селе - только тогда, когда приедут артисты, а тем более цирк. Поэтому приезд цирка в село (рассказ "Билет") был для ребятишек необычным событием: "Уроки не были похожи на уроки, дети были возбуждены и реагировали лишь на одно, таинственное и непривычное для сельского человека слово "Цирк". Но рассказ - то не о цирке, а о доброте и любви. Любви простой учительницы к своим ученикам. Когда читаешь рассказ, то Любовь Павловна кажется какой-то ошибкой в школе: "Маленькая, хрупкая она была такой лёгкой, что, казалось, подуй ветер посильнее и обязательно её подхватит и понесёт почти невесомую куда-то". Её одежда и макияж были просто нелепы: "На работу она носила одежду явно на размер больше той, которая ей была необходима, а чтобы придать форму, надевала под низ тёплый свитер. Она искренне считала, что, когда она на каблуках, с нелепой причёской и макияжем, напоминавшим боевую раскраску индейцев, заходит в класс, ученики замолкают от одного только её внушительного вида". Везде и всюду носила она с собой огромный портфель. Этот портфель был набит мятыми газетами, чтобы не слипался и имел солидный вид. Можно было бы положить в него тетради. Тем более, что Любовь Павловна преподавала литературу, но наполненный тетрадями портфель она бы просто не подняла, поэтому тетради она домой не носила, проверяла в учительской, а портфель всюду носила с собой, даж е на уроки. Когда я представила, как в мой класс вошла бы вот такая учительница, то, наверное, ученики не были бы в восторге от такого преподавателя. Не исключено, что они её просто-напросто могли не принять, так и не узнав, какой она человек.

Она была вся нелепая -даже имя и фамилия комичны своим несоответствием. Зовут её Люба-это имя олицетворяет нежную, хрупкую девушку, какой она и была. , а вот фамилия её - Бугай. Бугай- это, одним словом, бык, грозный, мощный, чего не скажешь про Любу. Поэтому Люба Бугай вдвойне кажется нам нелепым человеком. И вот она учитель, только она не осознаёт себя в роли учителя. Она всё ещё девочка - подросток: "Ходила жаловаться на своего ученика директору", а в клуб, на спектакль, "почти последней вприпрыжку вбежала Любовь Павловна". Это всё показывает образ девочки-подростка. Потому как жалуются старшим маленькие дети, а бегут вприпрыжку первоклассники, получившие первую пятёрку. Наверное, как смешную девочку воспринимают Любовь Павловну ученики. Её ученик Пашка не скрывал своего отношения: "Относился к ней снисходительно, и учительницу в ней не признавал. На уроках он смотрел на неё в упор и иногда доходил до того, что подмигивал ей". Но всё-таки она учитель. Потому что, когда увидела Пашку, стоящего в фойе клуба, который, казалось, вот-вот готов расплакаться, потому что забыл деньги на билет, она, не задумываясь, отдала ему свой билет. А ведь сама, хоть и сказала: "Я выросла в большом городе и в цирке сто раз была! Я такие представления видела, что тебе и не снилось", выросшая на маленьком железнодорожном разъезде, где было всего восемь дворов, никуда далеко не ездила и в цирке не была ни разу в жизни.

Я считаю, что после такого, по-настоящему, доброго поступка, Пашка будет относиться к ней по - другому, а, может, даже будет её "рыцарем", не позволит обидеть и унизить этого человека. Пусть даже внешне она будет такая же нелепая, но в глазах учеников и людей она будет другая, добрая, заботливая и любящая детей учительница.

Ситуация, о которой пишет Валентина Ивановна из жизни, очень знакомая, знакомая во всём: с билетами, с желанием Любовь Павловны выглядеть взрослее. И нам повезло: в моём классе тоже случалось, что кто-то забудет деньги на билет или фотографию, но учителя всё понимают и всегда разрешают эти вопросы, а мы и не задумываемся, чего это им стоит. Я только теперь поняла, насколько заботливые у нас люди - учителя. Валентина Ивановна подметила в этой нелепой девочке задатки настоящего учителя. Из Любови Павловны вырастет настоящий учитель: в ней есть главное - её любовь к детям и предмету: "В маленьком сердце этой молоденькой учительницы было много - много любви к своему делу, к детям, которых она учила, и всё это делало её сильной и большой". Ей повезло. Около неё оказался умный, мудрый наставник - директор: "Глядя на все чудачества молодой учительницы, он улыбался и относился к ней подчёркнуто уважительно".

Интересна композиция рассказа. Растянуто описание учительницы. Читаешь и не можешь понять, зачем оно нужно такое длинное. Уже проникаешься антипатией к героине: чучело какое-то.

И тут только появляется завязка: цирк приехал. Но действия и дальше нет: опять описание состояния учеников, учителей, сельчан. Кульминация наступает неожиданно, почти в конце рассказа - билет отдан. И завершает рассказ Валентина Ивановна снова описанием учительницы: "Любовь Павловна вышла на улицу. Было холодно. Порывистый мартовский ветер пронизывал насквозь. Она мгновенно замёрзла. Общежитие было закрыто. Куда идти? Оставалось одно: бродить по улицам, поджидая конца спектакля. Запахнувшись покрепче, она пошла по деревенской улице. И месяц, и звёзды с удивлением смотрели, как бредёт маленькая фигурка неизвестно куда". Нам её и жалко, и радостно нам. Это она, но теперь другая. Читатель делает открытие: нелепая внешность может скрывать большое сердце. Хорошо, что оно у учительницы - её ученикам повезло.

Валентина Ивановна- мастер рассказа. Каждая деталь продумана. Она заострила наше внимание на внешности Любовь Павловны, чтобы ярче оттенить её светлую, добрую душу.

Рассказ учит не судить людей по внешности, за неказистой внешностью может скрываться добрая щедрая душа.

Этот рассказ грустный и в то же время комичный: он о несостоявшейся любви. Любви между двумя пожилыми людьми: Елизаветой Леонтьевной и Иваном Захаровичем. Может быть, она, любовь- то эта, и состоялась бы, но после истории с тарелкой (рассказ "Летающая тарелка") Иван Захарович просто не решался пойти к Елизавете Леонтьевне со словами, которые репетировал уже полгода: "Лиза! Ты одна, я один. Т ы вдова, я вдовец. Давай сойдёмся для дальнейшей жизни", но все боялся, что она не даст положительный ответ. А жаль, хорошо бы ему было с Елизаветой Леонтьевной: ведь такую, как она, вряд ли он ещё когда-нибудь встретит.

Елизавете Леонтьевна - доброй души человек. Хоть и жила она одна, но четверо её сыновей жили со своими семьями неподалёку, и внуки часто заглядывали к бабе Лизе. А к какой бабушке тянутся внуки? Целыми днями пропадают они в уютном, светлом от бабушкиной любви, пропахшем душистым запахом стряпни, деревянном домике. Да, да именно к такой бабушке, доброй, светлой и любящей, тянутся, какой и была Елизавета Леонтьевна. Не только внуки любили её, но и соседи тоже: любили и переживали за неё. Когда с Елизаветой Леонтьевной произошла история с летающей тарелкой, она, увидев в соседнем дворе соседку Риту, позвала к себе, то та, не мешкая, прибежала и спросила взволнованно: "Что-то случилось?". И только тогда, когда узнала в чём же дело, успокоилась. Итак, Елизавета Леонтьевна - д обрый, любящий и любимый человек, но кроме всего этого, она ещё и очень хорошая хозяйка: " Она любила, когда в доме был запас еды". А разве это не главное для соседа-вдовца?

Баба Лиза, как называли её внуки Федя и Коленька, очень спокойная, сдержанная и разумная женщина. Потому что, когда эта тарелка наделась ей на голову, словно солдатская каска, она не стала проклинать весь белый свет. Наоборот, она спокойно пыталась разобраться в ситуации, хотя была удивлена тому, откуда же эта тарелка могла взяться? И после долгих размышлений на эту тему, она согласилась лишь с версией своего внука-второклассника, Коленьки: "А знаете, она, наверное, с самолёта упала. Ну да, с самолёта, их вон сколько по небу летает, аэропорт- то близко. Лётчик летел, проголодался, поел чего-нибудь, а потом нечаянно уронил тарелку". Пожалуй, не каждая женщина смирится с тем, что сидишь ты сидишь, никого не трогаешь, а тут невес ть откуда прилетает какая-то тарелка и приземляется прямо тебе на голову. Действительно, Елизавета Леонтьевна - очень рассудительная женщина. И вот такого человека, такую замечательную хозяйку Иван Захарович нечаянно обидел: нервишки, что ли не в порядке? А может, это от одинокой жизни? И зачем только понадобилось выпрямлять эту тарелку, проще было новую купить. Наверное, чересчур экономный был. И подумать только, если бы не это препятствие -тарелка, то какая бы семья сложилась. Но Валентина Ивановна не стремится торопить события. Всё в жизни идёт своим чередом. Она (Валентина Ивановна) лишь подсматривает эту жизнь. Интересна композиция рассказа. Как всегда, вроде бы, растянутое начало. Рассказы Валентины Ивановны всегда с подтекстом. Не дочитав до конца какой-нибудь её рассказ, никогда не поймёшь сразу суть, так и этот рассказ.

Первая часть как бы растянута. Читаешь дальше и думаешь, зачем оно такое длинное. И вдруг в предпоследнем абзаце всё меняется, но ведь это и есть изюминка в рассказах Валентины Ивановны. Мы узнаём о жизни Ивана Захаровича, об его одиночестве, мечте. Все события как бы сжимаются, словно сердце Ивана Захаровича, после этой нелепой истории с тарелкой. В этом рассказе, как и в других, отдельные детали играют немаловажную роль. Доброту и любовь Елизаветы Леонтьевны помогает понять пёс Тимка: " Только бедный Тимка вился вокруг любимой хозяйки, поскуливая, повиливая хвостом, он всем своим верным собачьим существом сочувствовал своей хозяйке". Эффект неожиданности (прилёта тарелки) усиливает описание летнего дня: "Стоял тёплый летний день. Вечерело. Июльская жара утомила всех жителей посёлка, поэтому улицы пустынн ы". Это помогает почувствовать состояние (тишина, безлюдье -и эта тарелка) Елизаветы Леонтьевны, когда она пошла по соседям: "В соседних дворах не было ни души. Да и кому быть-то? Все ещё работали в поле. А пенсионер Иван Захарович пропадал на рыбалке".

А зря, наверное, испугался Иван Захарович, простила бы его Елизавета Леонтьевна, и тогда, сидя на скамейке под душистой черёмухой, они бы вместе смеялись над этой историей. Заканчивается рассказ словами: "бедный лётчик, он ни в чём виноват не был". Вот он-то в рассказе действительно не при чём.

Рассказ "Родня" можно назвать ключевым рассказом в творчестве Валентины Ивановны. В основу его положена, как всегда, нехитрая история: о мальчике, который зашёл в дом к незнакомым людям и назвался роднёй. А вот вывод, к которому подводит нас Валентина Ивановна, очень глубокий. Прочитав рассказ, человек серьёзно задумывается, а, может, мы и правда все родня? И эта истина звучит из уст маленького мальчика, который пришёл в дом к Михаилу Телухову: "Пустите погреться. Я ваша родня". По этим словам мы видим наивного ребёнка, который думает, что все люди так же ему рады, как его семья. И хоть Михаил Ефимович был очень удивлён такому уверенному гостю, всё-таки не только пустил его в дом, но и накормил, обо грел и положил спать на тёплую печь. Прав оказался мальчик, будучи уверен, что его не прогонят, а, наоборот, примут, как родню. А приехал он издалека, с запада, через всю страну, на Амурскую землю, где и порядки должны быть другие, и правила, и обычаи. Почему он был так уверен в людях? Наверное, время было тогда другое, не то, что сейчас. Раньше люди были добрее. Об этом я знаю из рассказов бабушки, родителей, книг и кино того времени: кто бы ни пришёл к кому-то в дом, никогда не прогонят. Наоборот, помогут - если беда или совет нужен. Накормят -если голоден, поделятся, чем смогут. В общем, не страшно было остаться одному, всегда люди были уверены, что не пропадёшь, кто-то обязательно протянет руку помощи. Не то, что сейчас. + Зайди этот мальчик к кому-нибудь в дом сейчас и скажи им, что он их родня, люди просто прогонят, не говоря уже о том, чтобы обогреть и накормить. Но речь не только об этом. Кроме мальчика, Валентина Ивановна рассказывает о замечательной семье Телуховых. Чем же она замечательна? Семья была работящей, крепкой и дружной, и дисциплина держалась не на окриках (что стало привычным в семьях сейчас), а на необыкновенной требовательности и разумном распределении обязанностей. Дом, в котором жили Телуховы, был самым богатым. И не углами, не пирогами богат был дом, а ребятишками, которых в семье было четырнадцать человек. И каждого любили, оберегали и воспитывали, как достойных людей, чтобы в жизни им было легче, и с ними было бы легко.

Глава семейства Михаил Ефимович очень любит детей, да и не только своих, хотя и ругался на них, но всё же прощал их беззаботность: "Приставят к подошве коньки, польют водой и держат на морозе, коньки и пристынут, да так, что отлетали только с подошвой, но куда денешься, он брал дратву покрепче, шило и терпеливо клал стежок за стежком". И ремонтировал он эти валенки не только своим детям, но и тем, кто приходил к ним домой после горки просто погреться.

Когда какой-то звук привлёк его внимание, открыв деревянную дверь, он увидел мальчонку лет шести-семи, который смотрел на него умоляюще, что было делать Михаилу Ефимовичу? "Ну, входи, входи. Что скажешь? Так. А с какой стати я должен тебя согревать?" - шутливо спросил Михаил Ефимович, а сам уже подталкивал гостя поближе к протопленной печи. Слова произносит Михаил Ефимович вроде бы суровые, но действия выдают его добрую душу. Он не только обогрел и накормил мальчика, он не остался безучастным к бедам незнакомых ему людей: "Михаил Ефимович вышел в сени, взял мешок, вернувшись в дом, открыл крышку подпола, спустился, набрал картошки, с трудом вытащил мешок, поставил у порога. Из сундука вынул несколько ситцевых мешочков, выскочил на улицу, ежась от холода, подошёл к амбарчику, набрал в мешочки гр ечки, пшена, гороху. Возвращаясь, оглядел детские санки, брошенные у калитки, пробормотал, что не довезёт, совсем плохонькие саночки, да и картошка тяжёлая. Придётся свои наладить, отвезти гостинец. Да и председателю нужно сказать, что люди бедуют". Вот такие были раньше люди. Для чужого человека ничего не жалко, пусть он даже и незнакомый+

Рассказы Валентины Ивановны интересны не только своим содержанием, но и тем, как она умеет построить рассказ. Как и во всех рассказах, в "Родне", опять же, растянутое начало. В первой части идёт рассказ о горках. На какой и где лучше кататься. Почему на Луценчихе катались в основном мальчишки, а на Лыске -девчонки. Читаешь дальше и думаешь: зачем оно такое длинное, рассказ-то называется "Родня". За это длинное вступление мы как бы вошли в мир того села, вместе с ребятами побывали на горке, почувствовали, как замёрз малыш, и нам ясно, почему он оказался у Телуховых -их дом возле горки. Завязка начинается где-то в середине, когда замёрзший мальчик постучался в чужую дверь, и мы обнаруживаем, что чужих дверей нет. Поэтому читать рассказы Валентины Ивановны нужно до конца, иначе не поймёшь, о чём рассказ. Текст этот необычно для Валентины Ивановны насыщен диалогом, героев здесь всего два -мальчик и солидный отец семейства, и речь у каждого из них своя. Солидная, размеренная, хотя и шутливая у Михаила Ефимовича: "А ты часом не проголодался? Родню угощать положено. Гостю за столом место", или: "Не части, не части, это всё твоё, никто не заберёт. Тебе молока или чаю?" - это когда мальчик был за столом.

Речь мальчика другая. Фразы очень короткие, видимо, мальчик мал, даже остаётся ощущение его картавости, в речи встречаются разговорные слова: сёдни, картохи. Совсем по-детски звучат слова: "Не, я не хочу, я ел сёдни", или про отца: "Он злой был, дрался, водку пил. + Вот мы от него и уехали". Все эти фразы вызывают нашу симпатию к мальчику и сочувствие к его уже несладкой жизни. Поэтому мы так радуемся, когда Михаил Ефимович нагружается продуктами и провожает мальчика. Интересно, что портрета Валентина Ивановна своим героям не даёт, но их диалог помогает нам мысленно создать их облик.

Рассказ очень трогательный, добрый, помогает понять атмосферу далёкого для нас, молодых, времени, когда не было жестокости, обид, унижения. Поэтому я считаю, что рассказы Валентины Ивановны должны быть востребованы. Их надо читать, может, искорка добра загорится и в нас.

Прочитав рассказы Валентины Ивановны, проанализировав понравившиеся, я подумала: какие они достоверные. Всё, о чём она пишет, легко можно представить: мы с таким уже встречались.

Герои рассказов тоже узнаваемы, такие нам тоже встречались в жизни. Эта достоверность рассказов и привлекает читателя. Например, Валентина Ивановна рассказала мне о том, как был написан рассказ "Билет". И из её рассказа я узнала, что Люба Бугай -лицо не вымышленное. Она действительно была учительницей и очень любила детей. Работала и жила в Завитинске. Такая же хрупкая, маленькая, с нелепой причёской и макияжем, с нелепой одеждой на размер больше той, которая ей была необходима, и с большим портфелем, который она носила везде и всегда с собой. В общем, ничего она не выдумывала про эту учительницу. Но вот поступок -&nbs p; отдачу билета Пашке - совершила не она, а сама Валентина Ивановна. То есть, героиней этого рассказа была Валентина Ивановна, а Люба Бугай -просто образ, мимо которого она не смогла пройти.

Мне рассказы Валентины Ивановны немного напоминают рассказы Шукшина. Читаешь их и тоже вроде бы не поймёшь: что здесь такого интересного? Например, "Как зайка на воздушных шариках летал" или "Микроскоп". Никакой интриги, занимательности, лихо закрученного сюжета, просто сценка из обычной жизни. Когда же начинаешь вчитываться, думать над рассказами, понимаешь, что наша жизнь состоит из таких обыденных сцен, а вовсе не из погонь, яростных схваток и т. д. И суперменов мы в жизни тоже не встречаем, а мимо обыкновенных людей равнодушно проходим, не замечая, что такие люди совершают свой обыденный подвиг - просто живут, честно трудятся, растят детей, и при их жизни они не оскудели душой, не очерствели, не утратили чувства юмора.

Очень жаль, что рассказы Валентины Ивановны мало знакомы читающей публике. Сейчас люди больше увлекаются детективами, любовными романами, т. е. остросюжетными, но далёкими от жизни произведениями. Такая литература щекочет нервишки, но не очищает душу, а нам не хватает того, кто смог бы объяснить происходящее рядом, оценить свои и чужие поступки. Таким добрым и мудрым советчиком могла бы стать Валентина Ивановна со своими светлыми, добрыми рассказами. Этим рефератом я хотела бы привлечь внимание амурской читающей публики к творчеству интересного писателя Тулуховой Валентины Ивановны. Ей нужен заинтересованный читатель и хороший критик, который бы помог увидеть достоинства и недостатки её рассказов - это необходимо для каждого творческого человека.

Её рассказы должны быть интересны ученикам, которые узнают себя в героях; учителям, потому что каждый, наверное, учитель тоже попадал в подобные ситуации. Учитель увидит себя со стороны, а, может, найдёт и подсказку, как поступить. И другие читатели тоже найдут для себя много интересного.

С этим рефератом я выступала в школе перед учащимися; на областном литературном семинаре, районной краеведческой конференции, также реферат был представлен на краеведческую смену в "Океане" в 2003 году, где занял 2-е место.

Я продолжаю следить за творчеством Валентины Ивановны, подготовлен материал по анализу рассказов "Китайский скворец".

Рассказы Валентины Ивановны берётся издать отдельной книгой Иркутское издательство. Будет очень жаль, если амурский читатель не увидит этого сборника.

О творчестве местного автора Телуховой Валентины Ивановны. Бывает вот такое. Взъестся на кого-нибудь судьба и начнёт осыпать милостями: то инвалидностью "наградит", то болезнями близких людей, то единственную кормилицу семьи - корову - украдут. Будто проверяет: не сломится? не озлобится на мир и людей? Нет, не озлобилась, не сломилась Телухова Валентина Ивановна, не потеряла веру в добро и в людей.

Знаю я её 20 лет. Была Валентина Ивановна хорошим учителем истории, теперь уже 10 лет инвалид 2-ой группы. Но была и остаётся великим оптимистом, человеком большой и щедрой души. Высокая, полная, мягкая, она словно лучится теплом. И всегда около неё люди, взрослые и дети, все со своими проблемами, неурядицами, все идут погреться теплом её души, и никого она не оттолкнула даже в т руднейшие моменты своей жизни, а оптимизму, с которым она принимает удары судьбы можно только позавидовать.

Литературное творчество влекло её с детства. Она показывала мне смешные и наивные детские стишки. Пишет стихи Валентина Ивановна и сейчас, но предпочтение отдаёт рассказам. Небольшие по объему бесхитростные житейские истории, иногда смешные, иногда грустные, но всегда трогательные, овеянные тёплым юмором автора, эти рассказы чем-то напоминают шукшинские истории о "чудиках". Читаются легко, с улыбкой, с добрым чувством. Сборник рассказов Валентины Ивановны в 1996 году удостоен литературной премии имени Г. Федосеева.

Но печатаются её рассказы исключительно в районной газете "Земля и люди" (Благовещенский район), и лишь рассказ "Родня" был напечатан в "Амурской правде" ("Глагол") и сборнике "Приамурье моё".

Да, конечно, рассказы, даже на мой дилетантский взгляд, грешат авторскими недоработками, но Валентина Ивановна варится в собственном соку. Очень хочется на её творчество обратить внимание серьёзной и доброжелательной критики. В выигрыше останутся все, а особенно мы, читатели.

О людях хороших

(сочинение)

Моё знакомство с прекрасным человеком Телуховой Валентиной Ивановной произошло совсем необычным образом.

У меня есть подруга Альбина, которая познакомилась с Валентиной Ивановной первая, а я и Альбина познакомилась, когда были ещё маленькими. Так вот, я услышала от подруги, какое удивительное молоко даёт корова у Валентины Ивановны, и мне тоже очень захотелось этого вкусного молока. Альбина показала мне дом, где живёт Валентина Ивановна. Я взяла двухлитровую банку и пошла к ней. Валентина Ивановна нисколько не удивилась неожиданному гостю-покупателю и дала мне молока. Я, счастливая, возвращаясь, домой, споткнулась о к орягу и нечаянно разбила банку с "чудо - молоком". Домой идти я побоялась и со слезами побежала обратно к Валентине Ивановне, рассказала, что со мной произошло. Выслушав меня, она дала мне свою банку с молоком и тихо сказала: - "Пусть это будет нашим маленьким секретом (газета "Калейдоскоп").

Работая над рефератом, я решила взять интервью у людей, знающих Валентину Ивановну. Конечно, таких людей гораздо больше, но я выбрала тех людей, которые наиболее близки этому замечательному человеку.

Шершнёва Наталья Николаевна:

-В школе она была моим учителем по истории. Это очень весёлый, добрый, умный человек. Её уроки были всегда очень интересными и незабываемыми.

Альбина, учащаяся 10 класса:

-Я очень рада, что знакома с Валентиной Ивановной. Это необыкновенный человек. Очень добрый, любит детей. Когда я прихожу к ней в гости, то время летит незаметно, потому что с этим человеком интересно общаться, разговаривать. И, что самое главное, она просто хороший друг и советчик. Этот человек никогда не откажет ни мне, ни кому-либо другому в помощи: всегда выручит, как бы тяжело ни было.

Шульга Светлана Анатольевна, учитель:

-Этот человек запомнился мне как никто другой, ведь такую добрую, светлую душу и доброе сердце трудно забыть, сколько бы ни прошло времени.

Биография Телуховой Валентины Ивановны

Валентина Ивановна родилась 11августа 1948 года в городе Благовещенске. Училась сначала в школе 4, затем закончила историко-филологический факультет Благовещенского педагогического института. В Михайловском районе работала учителем истории, затем директором школы. В 1981 году переехала в Чигири, где преподавала историю и обществоведение в местной школе. В настоящее время Валентина Ивановна на пенсии по болезни, у неё двое детей и теперь уже двое внуков.

Со слов Валентины Ивановны, с детства в душе у неё "сидел" такой маленький-маленький писатель, который диктовал девочке незатейливые стишки, школьные сочинения. Росла Валя, вместе с ней рос и писатель. На письменном столе девушки прибавляла в весе папка с повестями и рассказами. Сначала её читателями были только домашние и друзья. Они в один голос заверяли Валентину Ивановну в том, что пора с этими произведениями познакомить более широкий круг людей.

И вот в 1988 году Телухова Валентина Ивановна послала свой первый рассказ "Певица" в районную газету. В основу произведения легла вполне реальная история. Сестра мужа работала в ту пору дояркой в совхозе. Как-то Любе пришлось принять другую группу коров, которой предыдущая доярка всё время пела лирические песни. Животные привыкли отдавать полностью молоко только под музыкальное сопровождение. Люба же не обладала большим певческим талантом, и удои в её группе резко снизились. Пришлось ей учиться пению. И вскоре Люба вышла в передовые доярки. В селе её до сих пор называют певицей. Вот такая немного грустная, немного смешная история. Рассказ был опубликован в районной газете и имел большой успех, особенно у чигиринских читателей. С этого дня работы Вале нтины Ивановны стали появляться на страницах районной газеты " Земля и люди" регулярно. Их с интересом ждут жители района. Потому что Валентина Ивановна в своих рассказах говорит о сельской жизни, нелёгкой крестьянской доле, судьбе деревенской женщины. Многие рассказы посвящены школьной жизни.

В 1996 году Валентина Ивановна Телухова стала лауреатом Федосеевской премии. Сегодня она сотрудничает не только с районной, но и другими газетами. У Валентины Ивановны готова к публикации книга, но нет средств для её издания.

Стихи Телуховой Валентины Ивановны.

Чигиринская песенка.

Наш посёлок Чигиринский

На пригорочке стоит.

Рядом речка Чигиринка

По родным полям журчит.

Здесь нас любят,

Здесь нас ценят,

Здесь живут мои друзья!

Чигиринка, Чигиринка,

Чигириночка моя!

Но зимою в лютый холод

Заметает снег поля,

И под снегом замирает

Чигириночка моя.

И ни звука, и ни плеска,

Всюду снежные края.

Чигиринка, Чигиринка,

Чигириночка моя!

Но вы верьте, дорогие,

Век зиме не лютовать!

Будет солнце, как и прежде,

Нашу землю согревать!

Побежит вода живая

Нежно струйками звеня.

Чигиринка, Чигиринка,

Чигириночка моя!

Грустные стихи о Родине.

Мы сами не знаем, чего мы хотим,

На мир удивлённо и тупо глядим,

Хотим не работать, а вкусно поесть

Хотим мы и в кресло удобное сесть.

Мы все критикуем, мы все обличаем!

Сенсация, ужас! Разоблачаем!

И давит нас зависть и давит нас злость:

-Ах, если бы, кабы+, откуда взялось?!

С экрана убитых число называют - старая новость:

Стреляют! Стреляют+

Теорема синусов.

Звонок из школы не был неожиданностью. Она ждала звонка, вызова в школу или других подобных мероприятий. Подумайте сами, если ваш сын в течение многих недель на вопрос:

- Алеша, ты уроки выучил? - отвечает вам:

- А нам ничего не задавали, - после чего на весь вечер исчезает, заявив на прощание бодрым голосом:

- Я пошел, погуляю немного,- (немного - это часов до одиннадцати, а то и до двенадцати) вы не встревожитесь?

- Вызывают срочно в школу, здесь недалеко, я буквально на полчаса отлучусь, - робко отпрашивалась Светлана Аркадьевна у главврача.

- Пожалуйста, пожалуйста, - не отрываясь от бумаг, пробормотал он.

- Лучше об вы не отпустили, сославшись на производственную занятость, я могла бы не ходить с чистой совестью.

Игорь Васильевич внимательно посмотрел на Светлану Аркадьевну.

- Как я вас понимаю! Как хорошо, что мои сорванцы уже выросли, и я теперь без страха беру телефонную трубку, а то бывало, как услышу голос классного руководителя, так сразу слегка заикаться начинаю.

- Как? И ваши мальчики не были идеальными? Такие отличные ребята. Все семейные, с высшим образованием, степенные такие, даже завидно.

- Да! Степенные, солидные, а прежде, чем мы их вырастили, они нам нервишки попортили, - Игорь Васильевич замолчал на минуту, задумался.

- Особенно средний. Какие были ЧП в школе, везде он поучаствовал. Вашему сейчас сколько?

- Пятнадцать, шестнадцатый пошел, он уже в девятом.

- Это в восьмом по-старому, что ли?

- Самый опасный период. Сейчас его держать да держать надо. Выстоите, дальше легче будет. Вообще-то воспитание сыновей - отцовское дело. Что Петр не подключается?

- Он бы и рад, но на работе так трудно, что у него и времени нет совсем. Приходит измотанный. Я его жалею.

- Раз так, желаю мужества! В школе поуверенней с учителями разговаривайте, заранее фразы заготовьте, примерно такие: "Приму к сведению, будем стараться исправиться, примем самые строгие меры".

На улице мело, сыпал мелкий снежок, а в школе было тепло и уютно. Шли уроки, и из-за дверей доносились голоса:

- Как Таня написала это слово? Правильно? Какую букву ей нужно исправить?

Детская разноголосица выкрикивала, пожалуй, все буквы алфавита, исправляя бедную Таню.

На втором этаже было тихо. Светлана Аркадьевна прошла в учительскую и робко села на стул у окна. Звонок раздался как небесный гром, и сразу же где-то хлопнула дверь, послышался топот ног, зазвучали детские голоса.

Галина Ивановна вошла в учительскую первой и приветливо поздоровалась со Светланой Аркадьевной.

- Как наши дела? - робко спросила Светлана Аркадьевна.

Она не услышала ничего хорошего. Подходили другие учителя и в один голос жаловались на сына: инертен, на уроках молчит, домашние задания не делает, к экзаменам не готовится и навряд ли их сдаст. Конечно, они теперь сами выбирают предметы для экзаменов, но он одинаково слаб везде.

- Ладно, давайте попробуем выбрать два предмета и на них сосредоточимся. Пусть попробует геометрию, она у него неплохо шла когда-то, если постарается, может наверстать, время еще есть.

Подошла Дина Архиповна и, утешая, сказала:

- Биология - единственный предмет, по которому Алеша учится на четыре и пять, она ему сама собой запоминается и вызывает интерес. Так что не все так плохо, как кажется.

На работу возвращалась Светлана Аркадьевна в панике. Что делать? Как быть? Отчитать Алексея? Это уже делалось и не раз. Беспомощно расплакаться перед ним? Этого еще только не хватало! Серьезно поговорить с мужем, чтобы подействовал на сына, но в прошлый раз диалог между ними перешел в ссору. Скандала в семье ей не хотелось. Как заставить сына учиться? Как?

Сразу после работы Светлана Аркадьевна позвонила своей школьной подруге

Ларисе Александровне. Та ее внимательно выслушала и сказала своим учительским тоном:

- Сама виновата. Не проявляешь интереса к его школьным делам. Типичная ошибка всех родителей. В первом классе каждый день смотрят тетрадочки, умиляются каждой буковке, во втором -интерес уменьшается. Смотришь, способный ребенок к седьмому-восьмому классу уже троечник. П оддерживать нужно интерес у детей к учебному труду, поддерживать, чтобы потом не плакать. Сейчас вот что я тебе посоветую: прояви прямо гипертрофированный интерес к его школьным делам. Вникни во все: как он учит, что он учит. Найди хоть маленький успех и очень ему обрадуйся. Помоги ему, ты в школе умницей была.

- Да ты что? Сейчас программа-то совсем не такая, я не пойму ничего. Как вникать?

- Поймешь, если захочешь. Я тоже в девятом классе работаю, если не ошибаюсь, они сейчас теорему синусов учат, с нее и начни.

- Ты думаешь, я осилю?

- Осилишь, осилишь, и сомневаться нечего. И запомни, помочь можно лишь тому, кто сам хоть что-то делает. Если учителя увидят, что твой сын начал заниматься, они сами поспешат на помощь, вот увидишь. Я-то хорошо это знаю.

После разговора с подругой Светлана Аркадьевна рассеянно положила трубку и задумалась. В школе она училась неплохо, но ведь столько лет прошло.

Светлана Аркадьевна робко подошла к письменному столу сына и взяла "Геометрию".

Раскрыла ее, нашла теорему синусов, прочла и ничего не поняла. По-русски написано, а понять невозможно.

- Ладно, после ужина позанимаюсь как следует, - решила она.

На кухне она замесила тесто на вареники, приготовила творог для начинки, раскатала лепешечки и стала лепить вареники, но подумала, что руки у нее заняты, а голова свободна, принесла на кухню учебник геометрии и стала громко его читать. Черным по белому было написано: "Стороны треугольника пропорциональны синусам противоположных углов". Дальше было доказательство, и вот там-то уже ничего понять было нельзя.

Светлана Аркадьевна лепила вареники, а сама все читала и читала теорему. Почему-то чем больше она силилась понять, тем громче читала и, наконец, звук ее голоса стал слышен везде, во всей квартире. Она и не заметила, как хлопнула входная дверь, как сын прошел в свою комнату и включил магнитофон, но, видно, насладиться музыкой Алеше мешал голос матери, которая громко повторяла:

- Против большего угла лежит большая сторона, против большего угла лежит большая сторона. Ну, это просто, а вот этого я не понимаю, где тут угол В и где А?

Алешка влетел пулей на кухню, он был разгневан.

- Чего ты раскричалась? Чего ты не понимаешь? Да это все проще простого, я на слух и то понял, а ты твердишь сто раз одно и то же. Вот смотри, видишь, вот треугольник ABC, - Алешка быстро вилкой нарисовал от руки треугольник прямо на столе, посы­панном мукой, и, доказывая теорему, так разгорячился, что шлепал нетерпеливо по столу. Белое облачко мучной пыли поднялось над головами сына и матери, но они оба ничего не замечали.

- Я поняла, я поняла, как просто! Закрывай учебник, я тебе сейчас все докажу, слушай. , - она без запинки доказала теорему.

- Теперь я. Проверяй.

- Ай да мы! Молодцы! Ставь кастрюлю для вареников, пировать будем. Поужинаем и за уроки.

- Ты что, все собралась выучить сегодня со мной? - удивленно спросил сын.

- Все, если не возражаешь.

- И сочинение напишешь?

* - Напишем, - поправила она сына.

Настольная лампа освещала ярко рабочий стол сына. Алеша сидел, нелепо согнувшись, широкоплечий и высокий, а рядом в кресле сидела его мама и слушала, как он учит уроки, задавала вопросы, отвечала сыну, когда спрашивал он.

- Рано я его взрослым стала считать, - подумала мать.

Была уже глубокая ночь, когда они закончили учить уроки. Сочинение отняло последние силы. Когда было написано послед­нее слово и поставлена последняя точка, мать с сыном на цыпочках пошли на кухню и доели вареники, оставшиеся от ужина.

На другой день Светлана Аркадьевна вела прием больных с утра. Когда ее позвали к телефону, она осторожно взяла трубку.

- Мама! Мама! - кричал Алеша в трубку. - Теорема синусов -пять! Пять! Все - в шоке! Пять! Галина Ивановна сказала, что она надеется, что я опять не засну на полгода. Меня даже поздравили. Ну, я пошел!

В трубке зазвучали сигналы отбоя. Светлана Аркадьевна рассеянно положила ее на рычаг и только после этого сообразила, что она не произнесла ни слова. Она растерялась и, только услышав гудки отбоя, произнесла:

- Да это же хорошо, просто замечательно! За-ме-ча-тель-но!

Вернувшись на рабочее место, она пригласила больного:

- Проходите!

Когда в ее кабинет вошел на прием пожилой мужчина, она так ласково и приветливо улыбалась, что он подумал: "Как хорошо, что я надел новый свитер, и врачу он понравился! Как улыбается!"

Красивое имя Люба, Любовь? А отчество Павловна? А фамилия Бугай? Да еще рядом с этим именем и отчеством! Любовью она была и Павловной была, а вот фамилия ее звучала горькой насмешкой. Маленькая, худенькая она была такой легкой, что, казалось, подуй ветер посильнее и обязательно ее подхватит и понесет почти невесомую куда-то. У нее было очень милое простое лицо со светлыми голубыми глазами и чуть крупноватым носом картошечкой, верхняя губа немного выступала вперед, и это придавало ее лицу какое-то капризное выражение. На свои двадцать с небольшим она совсем не выглядела, а смотрелась умненькой девочкой - подростком.

Вот это страшно мучило ее.

-Несолидная, какая я несолидная! - постоянно говорила Люба. - Хорошо вам, вы входите в класс, и дети вас сразу признают, потому что у вас вид солидный, а меня они могут даже не заметить. Мне знаете, как нужно напрягаться, чтобы быть заметной!

Она напрягалась. На работу она носила одежду явно на раз мер больше той, которая была ей необходима, а чтобы придать форму, надевала вниз толстый свитер. Рост она увеличивала за счет каблуков, хотя, где она умудрялась достать туфли тридцать пятого размера на высоком каблуке, было тайной. Свои светлые от природы волосы Люба выкрасила в черный-черный цвет и купила шиньон такой же черный из жесткого ко нского волоса. Каждое утро она воздвигала на голове нечто, отдаленно напоминавшее большой купол Софийского собора, но это еще не все! Она так безудержно пользовалась косметикой, что умытую ее никто не уз навал. Везде и всюду Любовь Павловна носила с собой огромный портфель. Они тогда были в моде. Этот портфель был набит мятыми газетами, чтобы не слипался и имел солидный вид. Можно было бы положить в него тетради, тем более что Любовь Павловна преподавала литературу, но наполненный тетрадями портфель она бы просто не подняла, поэтому тетради она домой не носила, проверяла в учительской, а портфель всюду носила с собой, даже на уроки. Она искренне считала, что когда она на к аблуках, с нелепой прической и макияжем, напоминавшим боевую раскраску индейцев,заходит в класс, да еще и держит в руках огромный портфель, ученики замолкают от одного только ее внушительного вида. Ей и невдомек было, что дети любят ее за талант, за преданность делу, за отвагу и искренность и за справедливость. Любовь Павловне прощались ее маленькие слабости, например, запальчивость и категоричность. Если возникал конфликт на уроке, все взвешивалось на весах справедливо - несправедливо. Если Любовь Павловна говорила категорически:

- Все! Справедливо! - с ней никто не спорил.

Хороший и умный директор школы Анатолий Андреевич только улыбался, глядя на все чудачества молодой учительницы, но относился к ней подчеркнуто уважительно.

Билет

Однажды в деревню приехал цирк. Цирк приехал! Эта новость сразу же облетела все село. Концертами, спектаклями деревню удивить было трудно, но цирк приезжал в село первый раз.

Возле клуба вывесили красочную афишу, в которой значилось, что будут показаны дрессированные обезьяны и медведи, выступит клоун и канатоходец. Представление будет одно, и начало его в семь вечера.

На вечерние спектакли дети не допускались. Тут же к директору школы отправилась делегация за разрешением посетить вечером клуб. К великой радости всех, разрешение было получено. Ура! Завтра представление!

Любовь Павловна была классным руководителем в восьмом классе. Тысячу раз она напомнила ребятам, чтобы они не забыли деньги на билет.

Вечером следующего дня прекрасное современное здание клуба было празднично освещено. Артисты приехали еще днем и готовились к представлению. Уроки не были похожи на уроки, дети были возбуждены и реагировали лишь на одно слово, таинственное и непривычное для деревенского человека слово "Цирк".

Несемейные молодые учителя, жившие в учительском общежитии, тоже собирались на представление. Любовь Павловна, как всегда, собиралась дольше всех.

-Люба! Ты идешь? Идем же скорей!

- Ладно, берите ключ и идите, я дверь захлопну и вас догоню!

Люба не была копушей, она давным-давно уже собралась, но идти до самого клуба рядом с высокими подругами на виду у всех? Нет уж, увольте от такой радости!

Люба вышла из дому буквально за пять минут до начала представления. Клуб был через дорогу, времени хватало на дорогу даже с запасом.

Уже прозвучал первый звонок. Большой зал клуба был весь набит до отказа. Здесь сегодня было все село от малого до старого. Все были в зале, но в фойе, спрятавшись за колонну, стоял Паша, из класса Любови Павловны. С ним случилось худшее: он забыл деньги на билет, у ребят лишних не оказалось, а домой не сбегаешь, Паша жил за семь километров от центральной усадьбы в маленьком селе, которое называлось Алексеевка. Подросток стоял в фойе, надеясь на чудо, но чуда не было. Паша смотрел на каждого, кто входил в клуб и к каждому намеревалс я подойти и попросить денег на билет, но что-то не позволяло ему это сделать.

Последней почти вприпрыжку вбежала Любовь Павловна. Паша взглянул и отвернулся. По непонятным причинам они враждовали. Большой, сильный и красивый Паша, как казалось Любови Павловне, относился к ней снисходительно и учительницу в ней не признавал. На уроках он смотрел на нее в упор и иногда доходил до того, что подмигивал ей.

Любовь Павловна страшно возмущалась. Ходила жаловаться на своего ученика к директору. Анатолий Андреевич всегда очень спокойно разбирался в каждом, отдельно взятом случае, не находил криминала в поведении Паши.

- Ну, улыбнулся он вам, ну даже если и подморгнул, хотя он утверждает, что вам это показалось, улыбнитесь вы в ответ и все, конфликт будет исчерпан.

- Еще чего не хватало! - фыркала Любовь Павловна и жаловалась коллегам,- не признает он меня, не признает!

Любовь Павловна сразу заметила Пашу и даже почувствовала, что этот большой и сильный мальчик готов был заплакать. В глазах его было столько страдания. Еще бы! Все будут смотреть представление, а он, как изгой, будет стоять в фойе клуба и слушать отзвуки чужого веселья!

- Ты что здесь делаешь? Ты, почему в зал не проходишь?

- Билета нет!

- Так купи!

- Деньги забыл!

Любовь Павловна торопливо пошарила в карманах, деньги у нее были с собой. Она протянула их Пашке. Он просветлел лицом, бросился к билетерше, но, увы, билетов уже не было!

- Пустите его так, возьмите деньги и пустите без билета! - попросила Любовь Павловна.

- Не положено! - сердито и строго сказала незнакомая билетерша.

Пашка стоял мрачнее тучи.

- Знаешь что, - секунду подумав, - сказала Любовь Павловна, возьми мой билет. Я выросла в большом городе и в цирке сто раз была! Я такие представления видела, тебе и не снилось. Я ведь пришла просто за компанию, мне это совсем не интересно!

- Правда? - недоверчиво спросил Паша.

-Правда, правда! Бери! - протянула Любовь Павловна Паше заветный билет.

Пашка заулыбался, взял билет, прошел в зал, дверь за ним закрылась.

Любовь Павловна вышла на улицу. Было холодно. Порывистый мартовский ветер пронизывал насквозь. Она мгновенно замерзла. Куда идти? Общежитие было закрыто. Она сама захлопнула дверь, а ключ у девочек. Оставалось одно: бродить по улицам, поджидая конца представления.

Запахнувшись покрепче, Люба пошла по деревенской улице. И месяц, и звезды с удивлением смотрели сверху, как бредет маленькая одинокая фигурка неизвестно куда, легко ступая своими ножками по холодной земле, но в маленьком сердце этой молоденькой учительницы было много-много любви к своему делу, к детям, которых она учила, и всё это делало её очень сильной и большой.

Пашка сидел в клубе, смеялся шуткам клоуна, ахал, глядя на эквилибриста, восхищался неуклюжим медвежьим кувырканием. Он и не догадывался, что Любовь Павловна выросла на маленьком железнодорожном разъезде, где было всего восемь дворов, никуда не ездила и в цирке ни разу в жизни не была.

Родня

В деревне было три знаменитых горки: Луценчиха, Полячиха и Лысогорка, или Лыска, как говорили все. Луценчиха была самой любимой у деревенской ребятни. Начиналась она у дома Луценкиных. Чтобы съехать с этой горы, нужно было долго идти по наезженному склону вверх почти к самому дому Луценкиных, но если уж ты одолевал подъем, тебя ожидало сказочное удовольствие. Примостив самодельные санки на самый конек взгорка, ты летел вниз не просто долго и плавно, а еще и взлетал над землей на двух - трех трамплинах, созданных самой природой, и вскрикивал от неописуемого восторга.

На Луценчихе катались в основном мальчишки, причем из самых отчаянных. Девочки предпочитали Лыску. Горка эта была пологая и. очень большая. Хорошо раскатившись, можно было проехать добрых полкилометра без всяких приключений. Спуск с Полячихи заканчивался на льду реки, поэтому с Полячихи спускались на коньках, а они были далеко не у каждого. Поэтому Луценчихе не было равных.

Начинался спуск с любимой горы у дома Луценкиных, а вот заканчивался у дома Телуховых. Дом, как дом, не лучше и не хуже других домов, он все-таки имел одну особенность. Он был самым богатым в селе. И не углами, не пирогами был богат дом, а ребятами, которых в семье было четырнадцать человек. Почти все в этом доме делалось детскими руками: обрабатывался огромный огород, выхаживался сад, поилась и кормилась всякая живность.

Семья была работящей, крепкой и дружной, и дисциплина семейная держалась не на окриках, а на необыкновенной требовательности и разумном распределении обязанностей. Дети вырастали, расходились, и сейчас в семье осталось только пятеро: Коля, Сережа, Гена, Саша, Юра. С одной стороны, малышам повезло, что они жили у самого подножия Луценчихи, но с другой. Попробуй усиди за уроками или займись домашними делами, когда горка вот она, пере д глазами, и оттуда до самой темноты доносятся писк, визг, хохот деревенской ребятни. Соблазн был велик! И соблазнялись, несмотря на строжайшие запреты. Грелась в основ ном деревенская ребятня в доме у Луценкиных, а в Телуховском доме место на печке всегда или почти всегда было занято своими.

Сегодня в избе было непривычно тихо. Шли каникулы, и такие помехи, как необходимость ходить в школу и делать уроки, устранялись сами собой! Хорошо! На горке было особенно шумно, санки, лыжи, валенки, телогрейки - все так и мелькало за окном.

Михаил Ефимович внимательно посмотрел из окна на горку. Где там мои? Не разберешь. С утра ушли и не приходили погреться ни разу. Позвать, что ли? да разве дозовешься?

Он вздохнул и сел поближе к окну, к свету, занялся починкой пары детских валенок. Это беда, что с ними проделывали пацаны. Они к подошве примораживали коньки. Приставят коньки, польют водой и держат на морозе, коньки и пристынут, держатся как прикованные: одно неудобство - валенки не занесешь в дом на просушку и не обуешь в школу. Приходилось их тайно от родителей держать в углу холодного сарая. Примороженны е коньки держались так крепко, что отлетали только с подошвой. Вот тогда-то и шли сыновья к отцу:

- Почините, папа!

Отец ругался, но куда денешься, брал дратву покрепче, шило и терпеливо клал стежок за стежком.

- Не напасешься на них! - бурчал Михаил Ефимович. - Не напасешься!

Какой-то звук привлек его внимание.

- Кошка скребется, что ли? - хозяин поднялся с низкой табуретки и подошел к тяжелой дубовой двери, открыл ее осторожно.

Это было не кошка. В сенях стоял маленький мальчонка, лет шести-семи, и смотрел на Михаила Ефимовича умоляюще.

- Ну, входи, входи! Что скажешь?

- Пустите погреться! - мальчишка озяб до такой степени, что даже голос его дрожал от озноба.

- Так! А с какой стати я тебя должен согревать?- шутливо спросил Михаил Ефимович, а сам уже подталкивал гостя поближе к протопленной печи.

- А я ваша родня.

- Родн-я-я?! - удивленно протянул хозяин. - А откуда?

- С дальней улицы.

- А что-то я тебя не узнаю.

- Так мы недавно сюда приехали, в начале зимы.

- Недавно приехали и уже родня. Хорошо! - засмеялся Михаил Ефимович. - А раз родня, тем более проходи и раздевайся.

Мальчишка снял плохонькую одежонку, скинул сырые валенки и пошел прямо к русской печке, но Михаил Ефимович остановил его:

- А ты часом не проголодался? Родню угощать положено. Гостю за столом место.

- Не, я не хочу, - застеснялся мальчонка и стал приглаживать свои светлые вихры, - я ел уже седни.

- Так это когда было? Утром, наверное, а сейчас уже солнце к закату идет. Садись, поешь.

Михаил Ефимович, не рассуждая больше, ласково подтолкнул гостя к столу и налил ему большую тарелку наваристого, разомлевшего в русской печке, борща.

- А вот тут хозяйка стряпала вчера. Постряпушки свежие. Бери.

- Постряпушки - это хорошо! Это я люблю, - радостно сказал мальчик, усаживаясь за стол.

Приглашать второй раз его не было нужды. Гость стал так махать ложкой, что его пришлось попридержать.

- Не части, не части, это все твое, - усмехаясь, сказал Михаил Ефимович. - Все твое, никто не заберет. Тебе молока или чаю?

- Молока!

- На, запивай молочком.

- У вас борщ с картохой, а у нас его мамка без картошки варит, - с набитым ртом проговорил гость.

- Это почему?

- Нету. Мы в начале зимы купили немного, так съели уже. Теперь нету.

- Это как же вы без картошки? Голодно. А как звать тебя, родня?

- Михаилом.

- Тезки мы с тобой, значит. Это хорошо. А семья у вас большая?

- Большая! Дедушка старенький, бабушка старенькая, мама, Ольга, ей уже три года, и я.

- А отец где? - осторожно спросил Михаил Ефимович.

- Он злой был. Дрался, водку пил, вот мы от него и уехали, деда с бабкой сказали, что на Амурской земле мы заживем и мамка долю себе найдет получше. Найдет?

- Найдет! У нас места счастливые, - улыбнулся Михаил Ефимович.

- Ну, ты поел? Забирайся теперь на печку, погрейся. А живете вы на каком конце села?

- На том! - махнул Миша рукой в сторону переезда. - Вторая изба наша. Ну, спасибочки, наелся я, вкусно как! Давно так не ел! Мамка как на стол накрывает, так и плачет всегда, плачет и говорит: когда эта голодовка кончится?!

Мальчонка взобрался на печку, притих там, видно, заснул.

Михаил Ефимович вышел в сени, взял мешок, вернувшись в дом, кряхтя открыл крышку подпола, спустился, набрал картошки, с трудом вытащил мешок, поставил у порога. Из сундука вынул несколько ситцевых мешочков, выскочил на улицу, ежась от холода, подошел к амбарчику, набрал в мешочки гречки, пшена, гороху. Возвращаясь, оглядел детские санки, брошенные у калитки, и пробормотал:

- Не довезет, совсем плохонькие саночки, да и картошка тяжелая очень. Придется свои наладить, отвезти гостинец, да и председателю нужно сказать, что бедуют люди. Ничего, разживутся. В наших краях жить можно, только не ленись.

Вернувшись в избу, Михаил Ефимович еще раз взглянул на неожиданного гостя.

- Родня! Надо же придумать такое! Родня! Да еще и с дальней улицы. А раз родня, то просто грех не помочь по-свойски. А мальчонка какой хороший. На моих чем-то похож. Где там они? Уж темнеет, пора бы и вернуться.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)