Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Илья иванович машков – художник, общественный деятель и патриот родного края

Смыслом жизни этого человека была живопись. Ей он поклонялся, служил, знал ее во всех хитростях. В живописи он был поэт и опытный мастеровой. Прирожденный живописец, Илья Иванович Машков – талант оригинальный, могучий, колористический дар которого – редкое явление в искусстве. Художник прошел большой путь в искусстве. Его творчество постоянно менялось, было в движении, эволюции, подчиняясь запросам времени, исходя из понимания живописцем необходимости новых шагов в разрешении задач, которые ставила перед искусством жизнь.

Его произведения оптимистичны, во всех звучит сильный, мужественный голос их автора, утверждающего красоту и силу земли, значительность человека.

Творческое наследие И. И. Машкова огромно: оно составляет сотни живописных работ (натюрморты, портреты, пейзажи) и рисунков, хранящихся во многих музеях, частных собраниях в нашей стране и за рубежом.

Но не только это наследие оставил нам Илья Иванович Машков. Необходимо говорить о его педагогической и общественной деятельности, о его вкладе в культурное развитие нашей области, в частности станицы Михайловской Урюпинского района. Все, чему посвящал Машков жизнь и время, он делал со всем пылом своей горячей души.

Имя Ильи Ивановича Машкова, нашего выдающегося земляка, попало в «Золотую карту России». В рамках проводимого Третьяковкой проекта «Золотая карта России» в августе-сентябре 2005 года в Третьяковской галерее проходила выставка работ и архивных материалов художника. Творчество И. И. Машкова вызвало живой интерес столицы, прозвучали слова о том, что и в наше время все, что создал художник, актуально и значимо (см. выставка в Третьяковке, «Портрет Девочки»).

Особенно интересно творчество и деятельность И. И. Машкова землякам, так как художник сделал большой вклад в культурное развитие области и Волгограда.

Цель данной работы – изучение истоков творчества И. И. Машкова его вклада в культурное развитие родной станицы.

Художественное творчество изучалось и было рассмотрено различными авторами. Наиболее полный и интересный материал удалось найти в книге И. Непокупной «Художник Илья Машков», Главной хранительнице Волгоградского музея изобразительных искусств в 80-е годы прошлого столетия.

В работе рассматриваются отдельные периоды творческой и общественной жизни И. И. Машкова.

Становление художника

Чтобы понимать мир живописи художника, его язык, быть его со творцами, важно знать историю, рождения художника, его путь в искусстве.

Родился Илья Иванович Машков в станице Михайловской бывшего войска Донского (ныне Урюпинского района Волгоградской области) 29 июля 1881 года. Станица расположена на острове реки Хопер - притока Дона. Река прозрачная, с песчаным дном, питьевой водой, чистыми пляжами, а по обеим сторонам ее раскинулись тучные поля, левады, леса. Воздух чистый, с запахом хлебных полей. Станица была окружной, богатой, славилась своими ярмарками, знаменита была донскими конями.

Память художника с детских лет сохранила яркость праздничной толпы, красочность базаров, ширь степей, лазурь высокого неба и тишину, нарушаемую звоном сверчков и стрекотанием кузнечиков. «Мне было весело и хорошо. Кругом зелень хлебов, таинство переливов красок», - вспоминал он о своем ребячьем восприятии природы. И нам понятно, что это было уже живописное, поэтическое видение окружающего, и мы чувствуем счастье художественно одаренной души от общения с красотой.

И в пятьдесят лет Илья Иванович пишет о родном крае, как поэт: «Да и надо сказать, климат на моей Родине самый благодатный. Хоперский округ – это центр умеренной зоны. Летом много тепла, много солнца. Сухо, но не знойно. Осень – сентябрь, октябрь – замечательная, приятная Зима ровная, снежная. Большие морозы бывают редко. О весне и говорить нечего. И при всем этом широчайший степной простор. Глаза ничего не теснит и не давит. Кажется, земля и небо любовно опекают этот край, и жизненные соки земли поднимаются к людям: пейте, насыщайтесь, пользуйтесь» И «чего только не было в кладовых у казачек! Яблоки моченые и сушеные, моченые арбузы, соленые помидоры и огурцы, слива, сушеная вишня, капуста рубленая и капуста моченая в вилках. И, конечно, полные подвалы картофеля и тыкв. С осени, с первых морозов, резались бараны, висевшие в холодных чуланчиках в свежемороженом виде почти всю зиму. К рождеству и пасхе откармливались «в саду» свиньи и борова. С ярмарок завозились бочонки рыбы, сельдь - малосолка, огромные вязки тарани. Ко всему этому добавлялась добыча охоты и рыбной ловли».

В родных краях в детстве проникся будущий художник любовью к земле бескрайней и сильной, плодородной и щедрой. Читая неоконченную повесть Машкова «В своих краях» понимаешь «природу» его натюрмортов, изобильных, с плодами крупными как из страны великанов.

Машков писал, что хлебосольнее и щедрее он не знал людей, чем казаки. Работали земляки Ильи Ивановича много, упорно, все от мала до велика трудились на севе, на жатве, на сенокосе. И первый весенний выезд в поле на пахоту совершали, как священный обряд: надевали праздничную одежду, пекли жаворонков, чтобы был урожай. И казачьи песни – раздольные, зажигательно веселые или грустные – это песни, сложенные сильными духом людьми.

Мальчик рос, впитывая обычаи, нравы казачества как губка. «Что может быть счастливее детства и юности!» - восклицает он, став взрослым.

И, наверное, именно в детстве надо искать истоки той страстной, неукротимой жажды красоты, желания творить, отражать мир в своих работах во всем его многообразии и неповторимости.

Семья Машковых была из иногородних. Отец его, Иван Степанович, вернувшись с военной службы с одним богатством – грамотой, вынужден был с немалыми трудностями зарабатывать на существование. Мать, Анастасия Степановна, из рода Андреевых, потомственных плотников и горшечников, лечила травами, красиво шила для станичных модниц и не боялась никакой работы: нанималась стирать, мыть полы для богатых. Ее любили все, А в базарные дни она пекла бублики, отец же так весело торговал ими, что привлек внимание виноторговца, который взял его приказчиком в лавку на хутор Красный.

С самого детства впитал Илья Иванович красоту родной земли, детские впечатления наложили глубокий отпечаток на всю его последующую творческую деятельность. Тихий, но очень настойчивый и целеустремленный мальчик мог целыми днями, не отрываясь, мастерить необыкновенные игрушки, которые могли свистеть, пищать, двигаться. А еще очень любил Илюша рисовать, вернее, срисовывать с картинок из журнала «Нива», с лубков. Срисовывал он с большой любовью, стараясь точно передать увиденное. В Михайловской были две церкви, самые красивые и грандиозные здания в станице (Церковь в ст. Михайловской). Они будили детскую фантазию и воображение и одновременно служили источником вдохновения. Илюша придумывал всевозможные виды церквей и зарисовывал их. Именно здесь истоки большой любви к рисованию, которая выросла во всепобеждающую страсть на всю жизнь.

За внешним спокойствием, «тихостью» маленького Ильи скрывалась большая духовная наполненность, умение видеть и осмысливать красоту, сложное устройство мира. «Я знал устройство ветряных и водяных мельниц, меня интересовал часовой механизм, я знал и умел делать все виды трещоток, вертушек и целый ряд деревенских игрушек, змей Я пытался даже делать скрипку, сначала с конским волосом, а потом с кишечными струнами. Не зная, не видя никогда, даже на картинках, настоящих кораблей, я умудрялся делать их, создавая их вероятные формы силой воображения», - писал о себе сам художник.

Непросто складывалась жизнь станичного мальчишки. Когда Илье исполнилось восемь лет, отдали его в трехклассную церковноприходскую школу, первый класс которой закончил он в станице Михайловской. Потом родители переехали на хутор Сычи, где мальчик и закончил свое начальное образование. Сычевский учитель любил рисовать, и увлечение рисованием разгорается с новой силой.

У Илюши появляется чувство соревнования, желание сделать рисунок лучше всех товарищей, лучше самого учителя. И, видимо ученику удалось превзойти учителя, если уже в детстве у него сложилось убеждение: «Я все могу!»

Сам художник признавался: «Подстегнутое гордостью, самолюбием, упорство мое не знало пределов». Он с детства стремился к тому, чтобы сделать все лучше других, и достигал этого.

В 1892 году Машков заканчивает приходскую школу. Семье, где Илья старший из семерых детей, живется очень нелегко. Учиться дальше возможности нет, мальчика отдают в «люди» к торговцу Сумбатьянцу в станицу Филоновскую. Илья Иванович вспоминал: «У Сумбатьянца тяжелый характер, временами казалось, что он убьет всех – большой, черный, разъяренный».

В том же 1892 году будущего художника отдают служить «мальчиком» в лавках и магазинах купца Юрьева в Борисоглебск. «Семь с лишним лет потянулись довольно однообразные для меняпо своему содержанию дни» - вспоминал Машков. – Изо дня в день с 7 утра до 9 вечера надо было стоять на ногах. Четырнадцать часов Я все это ненавидел Здесь считалось полезным обзывать мальчиков гнусными словами, здесь приучали к угодливости, стараясь стереть в тебе все остатки человеческого достоинства». Но «коммерческая» каторга не поломала сильного, независимого характера. «Интуитивно, бессознательно рвался к чему-то иному: представление о какой-то благородной деятельности жило во мне глубоко, такой деятельности, где не было бы обвешивания, обмеривания, обмана».

Но были у Ильи и часы такого счастья, какого видимо, не переживал никто из жителей этого городка. С 1896 года торговые рабочие в праздничные дни с четырех часов стали получать свободное время. Вот в эти-то часы он уединялся и наслаждался живописью. Копировал с «олеографий» и других картинок. Сначала акварелью, потом знакомый гимназист, тоже любитель рисования, помог выписать из Москвы нужные масляные краски. И работа закипела, страстная, тайная, ибо с точки зрения окружающих он занимался никчемным делом.

И все же в конце 1899 года о его увлечении знала и хозяйская семья, и служащие, рабочие этой фирмы, и другие горожане. Он стал с большим жаром выполнять заказы на торговые плакатики, где текст сочетался с декоративным изображением предметов.

Городок Борисоглебск небольшой, о тайной страсти Машкова вскоре узнал учитель рисования мужской гимназии Николай Александрович Евсеев. Он сам закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился вместе с К. А. Коровиным, А. Е. Архиповым, М. В. Нестеровым, И. И. Левитаном.

Прирожденный педагог, чуткий, душевный человек, он приходит к Машкову, смотрит его работы. «На его вопрос – хочу ли я учиться рисованию – я задал ему тоже вопрос: а разве этому учатся? Он предложил мне прийти к нему на квартиру, посмотреть его работы. После этого визита я окончательно решил во чтобы то ни стало сделаться художником».

В сентябре 1900 года Илья Машков поступил в Московское училище живописи на живописное отделение.

Поездка в Петербург (1907), где Машков был потрясен полотнами Эрмитажа, путешествие по Европе (1908) и знакомство с опытом новейшей западноевропейской живописи, как и начавшееся общение с художниками П. П. Кончаловским, М. Ф. Ларионовым, А. В. Лентуловым, Р. Р. Фальком, В. В. Рождественским, А. В. Куприным, выводят художника на путь творческих экспериментов. В 1910 году Машков был исключен из училища и в том же году участвовал в первой выставке «Бубнового валета», став одним из учредителей постоянных участников объединения. С выставками «Бубнового валета» приходит слава к И. И. Машкову. В те годы «революционер» в живописи И. И. Машков неоднократно участвовал в различных зарубежных выставках, в том числе в Париже. В Москве и Петербурге он не замыкался только рамками экспозиций «Бубнового валета», а охотно давал свои работы на разные вернисажи. После успешного показа на выставке картин «Художники – товарищам-воинам» (Москва, 1914) Городская галерея Павла и Сергея Третьяковых (известная ныне государственная Третьяковская галерея) приобрела два натюрморта И. Машкова.

В 1930 -1935 годах художник часто бывает в родной станице Михайловской. Здесь он создает работы, которые вошли в золотой фонд отечественной живописи.

Многие произведения И. И. Машкова отражают в себе солнце родного края, его щедрость и простор. В работах, созданных в Михайловской, появилось новое эстетическое начало, которое очень точно подметил художник Г. Г. Ряжский: «Машков исходит из какой-то народной, нашей, не только русской или украинской, но теперешней советской эстетики». В них – особая теплота, уют при всей значимости изображенного, то, что Ряжский назвал отсутствием эстетизма. Не эстетики, а эстетизма» («Советское искусство», 1936, 29 марта). Взгляд на природу, землю не торжественный, а такой, каким видят родной дом.

Рассматривая пейзажи Машкова, обращаешь внимание на то, что большинство из них вытянуто по горизонтали («Общий вид станицы Михайловской», «Площадь в станице Михайловской» (фото 03), «Станица Михайловская»). Художник будто старается вместить «широчайший степной простор», показать всю необъятность, свободный простор родной земли.

В картине «Дворик в станице Михайловской» (фото 04) все напоено солнцем. Земля не черная, а как бы отбеленная зноем, зелень травы, деревьев не сумрачная, но золотистая, пронизанная светом и теплом, а тени не густые, а легкие, прозрачные. Солнцем окрашены облака. Воздух то прозрачный, чистейший, то насыщен розоватым маревом.

Здесь тишина и несуетливый ритм жизни, и люди заняты насущно важным делом: женщина несет воду в ведрах на коромысле, мужчина ворошит сено.

Художник так описывает в своем письме в Наркомпрос свои впечатления от встречи с родными местами после долгой разлуки: «Я въехал в свою родную станицу, залитую знойным солнцем. Проехав через площадь, заросшую травой до ее другого конца, я не встретил живого существа. А такой необыкновенной тишины я давно не переживал; все колхозники были на полях но слышно было, как на фоне тиши гудели трактора».

Нет в советском искусстве более верного и глубокого воплощения природы Нижней Волги, Дона, Прихоперья, чем в творчестве И. И. Машкова. Характер земли, неба, деревьев, воздуха, воды определило щедрое солнце. Красота этих мест была впитана художником с молоком матери и теперь выразилась на холстах.

В пейзажах, портретах, натюрмортах, написанных в станице, природа родного края, характер людей нашли верное и любовное отражение.

И. И. Машков, признанный и неповторимый мастер натюрморта, писал их и в родных краях, и названия их определены местом их создания: «Цветы Хоперского района», «Фрукты и овощи Хоперского района». Красоту родной земли воспевает Художник не только в работах, созданных у себя на родине. В натюрмортах, созданных в разные годы тыквы, дыни, арбузы – плоды, красота которых с детства вошла в сознание художника, - ничем не уступают экзотическим, редкостным плодам. Так мог писать человек, который сам держал землю в руках, дышал степным ветром, сроднился с неповторимой волжской природой.

Отдельно надо сказать о портретах, созданных художником в период его командировки в станицу. В письмах в Наркомпрос И. Машков сообщает, что им выполнен заказ Изогиза Центросоюза – три произведения, с которых должны быть сделаны репродукции для календарных стенок на темы: огородничество, табаководство, маслоделие.

Можно предположить с уверенностью, что этот заказ воплощен в картинах «Колхозница с тыквами» (огородничество) (фото 05), «Девушка на табачной плантации» (табаководство) (фото 01), «Девушка с подсолнухами» маслоделие).

Рукою автора помечена дата создания «Колхозницы с тыквами»- 1930 год. Вполне вероятно, что две другие работы были созданы в это же время.

Известны имена прототипов героинь двух работ Машкова – Фекла Мироновна Сталькова в «Колхознице с тыквами» и Зоя Андреева в «Девушке с подсолнухами», но картины Машкова – не портреты конкретных людей, а образы собирательные.

Глядя на картину «Колхозница с тыквами», четко читается восхищение не только физической силой и здоровьем крестьянки, но и энергией духа, бодростью, жизнелюбием, широтой и независимостью характера этой женщины. Она рождена и выросла на этой земле, бронзовый загар ее как отражение солнечного края, а огромные тыквы в ее руках как символ плодородия волжской земли, ее щедрости и гостеприимства.

В этой работе воздух живой, с полотна как бы веет теплым степным ветром, лучи солнца пронизывают темные тучи.

Героизм партизан-земляков в гражданской войне становится источником вдохновения для И. И. Машкова. В станице он пишет наиболее значительные свои произведения – «Портрет партизана А. Е. Торшина» и групповой портрет красных партизан А. Е. Торшина и его сыновей, Ивана и Андриана (1935).

Общественная деятельность И. И. Машкова в станице Михайловской

Когда в Советской России началось строительство колхозов, партия большевиков и советская власть обратились к деятелям культуры с призывом поехать в деревню и там черпать материал, вдохновение для своих работ.

Илья Иванович откликнулся на призыв партии, получил командировку Народного комиссариата просвещения и поехал на свою малую родину.

Безрадостно встретила родная станица И. И. Машкова. Земляки рассказали, что 33 раза переходила она из рук в руки, грабили ее и белые, и зеленые банды. Страшная разруха царила в родных местах, половина станицы была сожжена.

То, что увидел художник на родине, потрясло его: «Внешний вид станицы и окружающих ее хуторов с их когда-то пышными садами, левадами, огородами, бахчами не имел ничего общего с тем, что я видел тридцать лет тому назад во время моего последнего посещения этих дорогих мне мест На всем лежала печать разрушенности, одичалости, заброшенности»

Те, кто побогаче, ушли оттуда, а бедняки и батраки вошли в коллективное хозяйство имени Ворошилова. Нелегко налаживал колхоз свое хозяйство, шла ожесточенная борьба с теми, кто не хотел жить по-новому.

В апреле 1932 года в письме в Наркомпрос Илья Иванович так пишет о цели своей поездки на родину: «Я ехал как художник, главным образом, чтобы пописать». И тут же: «Я не мог писать, я был подавлен многоголосым чувством жалости и досады и радости, и надежды, что на этом речном острове будет скоро необыкновенно замечательная жизнь – такая, какая мне рисуется при торжестве социализма и коммунизма».

Увидев, как трудно идет к новой жизни его станица, почувствовав скудость духовной жизни, Илья Иванович понял, что его присутствие в станице необходимо. Именно он должен поделиться со своими земляками имеющимся у него богатством знаний и культуры.

«Поэтический лозунг этого художника – быть всей своей жизнью, каждым своим произведением полезным Советской Родине – со всей яркостью проявился в большой общественной работе, которую вел И. И. Машков в родной станице», - пишет в своей книге И. Непокупная и начинает свою деятельность в Михайловской Илья Иванович с создания изокружка, и помогают ему в этом сельский совет и комсомольская ячейка станицы. Художник умел зажечь молодежь своею любовью к искусству, своим активным восприятием жизни, убедить, что им молодым, надо строить Советскую Родину! В первый же вечер после собрания молодежи в изокружок записались 25 человек. Несмотря на страдную пору, они занимались ежедневно вечерами.

Итогом личной творческой работы художника в станице стала выставка его работ. «Посетителей было много и самые разнообразные: учителя, служащие, крестьяне. Они проявляли живой интерес, простаивали перед картинами по нескольку часов, интересовались каждой мелочью, штрихом, просили пояснений. Это были те крестьяне, которые до этого не видели ни подлинных картин, ни живых художников. За три дня, в течении которых была открыта выставка, прошло более 400 человек. Это в самую горячую пору молотьбы. Приходили прямо с гумна, запыленные, облепленные мелкой соломой. Такой большой наплыв и интерес к выставке объясняется личными качествами Машкова, умением подойти к массам, привлечь их симпатии, завладеть их вниманием», - писал об этой выставке местный корреспондент Б. Лащилин.

Осенью Машков уезжает в Москву. После отъезда продолжается общение с «изошниками» в письмах, где они рассказывают обо всех своих делах и достижениях. Вот отрывок из одного, датированного 8 января 1931 года:

«Уважаемый Илья Иванович! Получив Ваше письмо и обсудив его на бюро ячейки ВЛКСМ, мы, краснознаменный комсомол, искренне заверяем Вас, что начатое Вами дело культурности деревни будем проводить в жизнь.

Всей ячейкой ВЛКСМ в количестве 43 человек вступили в члены изокружка, всячески добиваясь лучшей работы его».

Материалы, инструменты, натурный и спортивный инвентарь Машков присылал посылками из Москвы. Изокружок пробуждал у людей вкус к общественной работе, сплачивал их, был боевым отрядом агитации за колхозную жизнь, за культуру. Илья Иванович загорался мыслью – нужен на селе Дом социалистической культуры.

В Москве он обратился в высшие органы Советской власти, обошел многие организации: Культпроп ЦК ВКП(б), СНК, ВЦИК, Наркомпрос, Осоавиахим, Колхозцентр и другие. Поддержали Илью Ивановича Крупская, Луначарский, Ярославский, Керженцев, выделив из личных сбережений деньги на строительство и литературу. Сохранилась записка Луначарского:

«Узнав о культурных предприятиях заслуженного деятеля искусств тов. Машкова и глубоко сочувствуя затеянному им делу создания в хуторе Михайловском Дома культуры, обещаю поддержку по мере сил. Для первого раза прошу принять для организации драматического кружка 60 рублей».

Для будущего Дома социалистической культуры сделали подарки многие художники: скульптор Меркулов, Соколов-Скаля, Федоровский, Фролов, Рублев и др. , помогали в строительстве многие предприятия и учреждения культуры: Колхозцентр, Наркомпрос, завод «Серп и Молот», Большой театр. Главный театр страны стал шефом станицы Михайловской благодаря давней дружбе Ильи Ивановича с директором Большого Ф. Ф. Федоровским.

Всю зиму Илья Иванович был озабочен приобретением для ДСК наглядных пособий и материалов, спортивного инвентаря, театральных костюмов и декораций, музыкальных инструментов и многих других больших и малых вещей, необходимых, как он говорил, «мощному культурному очагу». Самое дорогое Машков привез с собой ранней весной 1931 года.

Для того, чтобы добиться финансирования строительства, понадобилось немало усилий. Художник, одержимый идей духовного преобразования деревни, проявил огромную волю, энергию и настойчивость для ее осуществления. Наркомпрос отпустил на строительство ДСК 30000 тысяч рублей.

Илья Иванович добился шефства «Всекохудожника» (Всероссийкого кооперативного товарищества «Художник») над станицей.

Дом социалистической культуры открылся 7 ноября 1931 года. Размещался он в переоборудованной закрытой церкви трех поповских домах.

На торжественном вечере, посвященном 14-й годовщине Октября, совпавшем с церемонией открытия ДСК, И. И. Машков был почетным гостем. Его глубоко взволновали речи, революционные песни, исполненные хором в 50 человек в сопровождении оркестра музыкального кружка.

«Этой картиной я был, естественно, взволнован, довольны были и колхозники, выражая словами, аплодисментами и возгласами одобрения свое удовлетворение. Накануне, за несколько дней до открытия Дома в разгар работы подошел ко мне старый казак, 75-летний колхозник, и трогательно поблагодарил за то, что я, исполняя волю Советской власти, помогаю им, колхозникам. »

При Доме соцкультуры работали различные кружки: драматический, изокружок, кружок музыки, ликбез, антирелигиозный, сельскохозяйственный, медицинский, физкультурный. Это был для села, по существу, целый университет. ДСК сплотил лучшую часть деревни в борьбе за новую колхозную жизнь.

Благодарные земляки присвоили имя заслуженного деятеля искусств И. И. Машкова Дому социалистической культуры и одной из улиц станицы. В письме к секретарю Сталинградского крайкома ВКП(б) 25 марта 1935 года художник писал:

«В 1881 г. 20 июля меня в этом здании попы окрестили, назвали Ильей. В 1931 г. , спустя 50 лет, 7 ноября местные, а потом и районные большевики в согласии с колхозною, трудовою массою произвели обратную операцию, окрестив это здание моим именем. Выгнав оттуда всех попов и чертей вместе с Ильей небесным - громовержцем, они поставили на здании бывшей церкви, превращенном в культурный очаг, имя Ильи земного – своего земляка, уроженца, выходца из их среды, сумевшего стать достойным сыном социалистической родины и получившего от них самую достойную оценку. »

Илья Иванович был награжден Почетной грамотой Михайловского сельсовета, Урюпинского райисполкома, выданной «культударнику, бывшему батраку Михайловского хутора, ныне заслуженному деятелю и профессору искусства Илье Машкову за проявленную самоотверженность на фронте культурной революции» (Рукописная грамота). Он дорожил этими наградами и званиями, сохранил в своем архиве грамоты, сделанные от руки. Он подписывался этими званиями наряду с большими, данными ему правительством, которые он с честью нес.

Грандиозны были замыслы Ильи Ивановича в плане преобразования его родной станицы Михайловской в образцовый агрогородок с опытными станциями, полями, домом отдыха для колхозников, парком культуры и отдыха. Машковым была разработана программа культурного строительства в Михайловской. Она включает создание памятника В. И. Ленину, драмкинотеатра, краеведческого и антирелигиозного музея, изостудии, зоологического и ботанического сада, стадиона. Для составления проекта агрогородка была привлечена бригада знаменитого архитектора академика А. В. Шусева.

Делу преобразования деревни Машков отдался целиком. В его письмах есть свидетельство этому. В них часто можно встретить такие выражения: «Меня захватило», «Я отдал этому много крови и сердца», «Искусство и личная жизнь отодвинуты на второй план». Он пишет: «Постепенно увлекаясь культработой в колхозной деревне, я все яснее видел, что под руководством ВКП(б) делать можно очень много в смысле культурной революции, и мои планы расширялись, росли; я стал, наконец, только об одном думать, как помочь населению стоить новую социалистическую культуру, и страстно захотелось самому в этом участвовать и больше делать своими руками. А уж потом, что следует, написать, изобразить на холсте».

Машков бьет тревогу, когда в районе стали ломать ветряки и водяные мельницы как пережиток прошлого. При содействии И. И. Машкова московский автозавод помог приобрести машину для колхоза, управление кавалерийского состава РККА взяло шефство над коневодством в станице – ведь михайловцы всегда отличались умением выращивать донских скакунов.

Илья Иванович думал о воспитании людей станицы: «Я поставил себе целью переделать всю кулацкую, кабацкую психологию на новый, советский, социалистическо-коммунистический лад», - признается он в одном из писем.

Он хотел, чтобы его земляки гордились революционным прошлым. В первое лето он отремонтировал памятник красным партизанам-казакам на площади станицы. На фотографии тех лет, переданной племянницей И. И. Машкова он изображен вместе со своими земляками на фоне этого памятника (Машков у памятника).

А неоконченная повесть «В своих краях», над которой он работал в середине 30-х годов, дышит такой любовью к родине, в ней такое понимание сложной и трудной жизни народа, такая страстная вера в победу коммунизма, что сама собой напрашивается мысль: ум и сердце художника принадлежат новой России. «Я чувствую, что я нужен стране не только как художник, создающий произведения, и как педагог, но и в общественной, культурной работе», - пишет художник. По-настоящему большой и щедрый человек, Илья Иванович считает, что он получает от этой работы много, духовно зреет в борьбе, заряжается для творчества: «Я теперь, в эти годы, живя в Москве и станице Михайловской, переживаю жизнь от хуторов станицы до Москвы и Кремля. Это дало мне как человеку и художнику очень и очень много. Мне кажется, я по-настоящему правильно понимаю и люблю большевистскую идею, партию, советскую власть, рабочих, колхозников и трудящуюся интеллигенцию».

Необыкновенно энергичный, страстный, жадный до работы и жизни человек, Илья Иванович успевал и в Москве вести большую общественную работу. В 30-е годы он – член совета Всероссийского кооперативного товарищества («Всекохудожник»), член ЦЕКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых), художественного совета дома им. Крупской, правления Московского областного союза советских художников (МОССХ), в 1934 году был избран депутатом Дзержинского райсовета Москвы. Он бывал на заводах, на сессиях Верховного Совета, на съездах колхозников, вел переговоры с Наркомпросом об организации в Москве художественного вуза, руководителем которого, как намечалось, должен быть Илья Иванович. В 1936 году Машков получил заказ на создание монументальных работ для гостиницы «Москва».

Огромная загруженность, важность выполняемых задач не позволили Илье Ивановичу часто бывать в своей станице, с 1938 года он перестал ездить в Михайловскую. Но, несмотря на все это, не прерывается связь художника с родными местами, Илья Иванович пишет землякам, что помнит о родине и всегда готов помочь ей.

«Прошло с тех пор много лет. В народе, в родном краю художника, живет удивительное чувство общности с человеком редкого дарования, щедрой души, человеком, страстно верившим в победу коммунизма и так же страстно работавшим для его приближения – Ильей Ивановичем Машковым», - пишет в своей книге И. Непокупная.

Умер Илья Иванович Машков 20 марта 1944 года для всех неожиданно. Ему самому казалось, что здоровья и сил ему отпущено природой, по крайней мере, на сто лет.

Ему нужно было жить долго, успеть сделать много, потому что он всегда видел вновь возникающие дела и задачи, которые ставили перед ним искусство и жизнь. Но сердце его, всегда работавшее с предельной нагрузкой, остановилось раньше.

Щедрая душа и пытливый ум, любовь к родной земле и высокое мастерство художника воплощены в произведениях Машкова.

Сегодня мы видим в них к любви к родному краю, любви к жизни, такой разной во всех ее проявлениях, призыв к высокому служению искусству. Они стали классикой отечественного искусства, а влияние творчества мастера сказалось в работах художников – его современников и художников последующих поколений.

Жизнь и творчество Машкова свидетельствуют о необыкновенной цельности этого человека. Он жил и работал талантливо, отдавая свой дар, свое сердце людям.

К каждому живущему на земле обращены слова Ильи Ивановича Машкова, зовущего к преобразованию жизни на земле: «Ничто великое и грандиозное не приходит само собой».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)